Церковь сергия, что в крапивниках. Храм сергия радонежского в рогожской слободе

В один из выходных дней, когда я ездил смотреть Андроников монастырь, о чём я писал , дело только им не закончилось, около монастыря находился ещё один немалый храм, который меня заинтересовал, это оказался Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе, выстроенный в стиле ампир.

Как и у многих других московских церквей различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Она была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке.

Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В 1721 и 1812 гг. храм горел и снова восстанавливался. Во время пожаров каким-то чудом удавалось спасать древний семиярусный иконостас храма, иконы которого относились к XVIIв. После пожара 1834 г. храм был выстроен из камня на средства московского купечества и церковного старосты. Освящение состоялось в 1838 г. Трапезная сохранилась от храма XVIII века. По приделу, освященному раньше других, храм получил свое нынешнее название. В 1864 г. с запада была пристроена высокая четырехярусная колокольня, в 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным.

По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Также храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены.
С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек. Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.

В советское время по традиции всё разрушали. В 1922 году из храма было вывезено более 5-ти пудов серебряной утвари и других церковных ценностей. Примечательно, что 1924 году регентом храма служил известный церковный композитор священник Василий Зиновьев. Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон. Так, например чудотворная икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» была передана в храм Николы в Кузнецах, где она находится и в настоящее время. Однако большая часть икон и всё церковное убранство были уничтожены во время разграбления храма, которое сопровождало его закрытие. Старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр также были отправлены церковные книги и бесценные ноты для слепых.
В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе варварской эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб. Стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.

Внутрь вход свободный и даже получилось немного по-фотографировать.

В храме идёт реставрация, много строительных лесов и перегородок.

На территории храма есть и такое здание. Это синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

Вот ещё пару конструкций с территории:

Колодец

и печка

Сохранилось не мало фотографий этого храма прошлых лет. Но начну с рисунка 1840-х годов, на котором видна старая шатровая колокольня, в 1864 году её заменили на новую трёхъярусную.

Это фото сделано в 1883 году.

А это уже 1977 год, спустя десятилетия с прихода советской власти в стране, хорошо видно насколько запущенным было это место в этот период, что впрочем не удивительно.

Фото 1979 и 1982 года соответственно, видно что ничего не менялось многие года...

В 1985г. храм стал филиалом Центрального музея имени А.Рублёва. И только к 1990 году отреставрирован и передан верующим.

И вот уже фото 1991 года, видно что храм выглядит заметно лучше.

Имеется и довольно интересная видеозапись об этом храме, под названием "Москва. Мифы и легенды. Храм прп Сергия Радонежского в Рогожской слободе". Так что не пожалейте 19 минут и посмотрите)

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов.

В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского - главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм - Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

Интерес к необыкновенной личности Сергия Радонежского, к его деятельности в один из напряжённых периодов развития стра­ны отразился не только в создании икон, но и в строительстве храмов, посвященных этому святому, во многих городах нашей страны. Не осталась в стороне и столица нашего государства — Москва.

Одним из древних памятников архитекту­ры считается храм преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве. Деревянный храм Благовещения Пре­святой Богородицы в Бибиреве, в быв­шем владении кремлевского Вознесенско­го монастыря, известен с XVI в. В 1755 г. здесь построили новый деревянный храм. В 1893-1894 гг. рядом с ним воздвигли ка­менный храм преподобного Сергия Радонежского в благодарность Богу за избавление жителей Бибирева от холеры по молитвам пре­подобного Сергия Радонежского.

В 1937 г. деревянный храм разо­брали, а кирпичный закрыли и частично разрушили. Богослужения в Сергиевском храме возобновлены в 1990 г. Среди главных святынь храма можно отметить чтимые иконы преподобного Сергия Радо­нежского и великомученика Пантелеймона.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове

Интересна история храма преподобно­го Сергия Радонежского в Бусинове. По преданию, это место благословил пре­подобный Сергий Радонежский, прохо­дя из Троицкой обители в Москву к святому Алексию, митрополиту Москов­скому. В XVI в. здесь был построен деревянный храм великомученика Георгия, который в 1623 г. был разобран. В 1643 г. на старом месте сооружен новый деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. К середине XIX века деревянный храм сильно обветшал, и решили построить каменный храм с тремя приделами. В 1937 г. храм закрыли, купол и колокольню разобрали. С этого времени церковь практически не действовала.

В 1990 г. церковное здание было передано православной общи­не, начались работы по восстановлению храма, стала возрождаться приходская жизнь. Спустя год, 18 июля 1991 года в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, в храме была соверше­на Божественная Литургия. В храме сохранилась древняя икона пре­подобного Сергия с частицей его святых мощей, покоятся части­цы мощей великомученика Георгия Победоносца, святого патриарха Тихона, благоверных князей Петра и Февронии, благоверного кня­зя Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, бла­женной Матроны Московской. Находится храм на ул. Ижорской, недалеко от метро «Петровско-Разумовская».

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Нельзя не вспомнить и храм преподобно­го Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

История местности, окружающей храм, неразрывно связана с находящимся поблизости Спасо-Андрониковым мона­стырем и именами преподобного Сергия Радонежского и преподобного Андроника Московского. Обитель во имя Всемилостивого Спаса основана по обету возвращавшегося в 1365 г. из Константинополя митрополита Алексия, везшего с со­бой Нерукотворный Образ Спаса, которым Вселенский Патриарх благословил его на Русскую митрополию. Разыгравшийся по пути сильнейший шторм в Черном море, грозивший гибелью пассажи­рам, утих 16 августа, в праздник Образа Спаса Нерукотворного.

В ознаменование избавления митрополит Алексий подал прс подобному Сергию благословение основать обитель во имя Спа­са и направить его ученика Андроника для устроения монастыря- Впоследствии преподобный неоднократно посещал обитель для по­клонения святому образу. В память об одной из встреч Сергия с Андроником впоследствии была воздвигнута в XVII-XVIII вв. сначала деревянная, а затем каменная часовня монастыря, именуемая Проща на улице Вороньей, ныне ул. Сергия Радонежского. Сейчас наряду с известными иконами («Утоли моя печали», например) в храме находятся иконы Сергия Радонежского. Расположен храм на улице Николоямская 57/59, недалеко от станций метро «Площадь Ильича» и «Римская».

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

Интересна история появления храма Пре­подобного Сергия на Ходынском поле. В конце XIX века в Москве были раскварти­рованы восемь гренадерских, один дра­гунский и один казачий полки, шесть ба­тарей артиллерии и другие более мелкие подразделении. При некоторых частях су­ществовали православные полковые хра­мы. В летнее время городские казармы пу­стели, и войска перемещались в лагерь под Москвой, на Ходынское поле. Туда же прибывали воинские части из уездных городов. На Ходынском поле собиралось до 30 тысяч военных, а походный храм был настолько мал, что кроме духовенства, причта и певчих мог вместить лишь несколько богомольцев.

Такое ненормальное положение не могло продолжаться долго, и в 1887 году почетные граждане Николай Павлович Каверин и Васи­лий Борисович Глинский заявили о готовности внести первый взнос в дело построения лагерного храма и пожертвовать для него вы­золоченный иконостас со святыми иконами. Однако прошло еще два года, прежде чем в феврале 1891 года, московский комендант генерал-лейтенант Сергей Семенович Унковский создал строительную комиссию.

29 апреля 1891 года во время путешествия избежал смерти в японском городе Отсу наследник престола Николай Александрович, и строительная комиссия решила лагерный храм посвятить па­мяти этого чудесного события. 24 июня 1892 года была торжествен­ная закладка, а 1 ноября на пять его глав были подняты кресты, а Колокольню - восемь колоколов.

Сооружение храма совпало в сентябре 1892 года с 500-летием преставления преп. Сергия. В эти дни было особо много приноше­ний в строящуюся церковь. Освящение состоялось 16 мая 1893 г.

Главной святыней была древняя икона Преподобного Сергия Радонежского.

В 1920-х годах храм был снесён как якобы мешающий политра­боте с красноармейцами. В 2000 году по благословению Святей­шего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма Преподобного Сергия Радонежского, а в 2005 г. был получен акт резервирования земельного участка под строительство храмового комплекса площадью 1 га. В дальнейшем решением Пра­вительства Москвы на сопредельной территории было запланиро­вано строительство часовни в честь Архангела Гавриила, которую ранее предполагалось возвести на противоположной стороне Ходынского поля. После получения необходимых документов в мар­те 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла оба прихода начали объединяться, чтобы с удвоенной силой приступить к строительству и воссозданию свя­тынь. В том же 2012 году прихожане установили Поклонный крест недалеко от места нахождения разрушенного храма, и с тех пор на том месте каждое воскресенье служат молебны.

Храм Преподобного Сергия на Рязанке

Храмовой комплекс на Рязанке, по срав­нению с предыдущими храмами, молодой. 19 мая 2002 года по благословению Его Святейшества Патриарха московского и всея Руси Алексия II было освящено ме­сто под строительство храмового ком­плекса на Рязанке, который включает:

Малый храм преподобного Сергия Радонежского;

Большой Храм Введения во храм Пре­святой Богородицы;

Дом причта (в котором в настоящий момент размещаются и полностью функционируют Школа звонарей и Воскресная школа). С сентября 2006 года уже совершаются ежедневные богослужения.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Если доехать до станции метро «Пушкин­ская», то здесь мы можем также встретиться с одним из храмов столицы, который посеща­ют тысячи верующих. Это храм Преподобно­го Сергия Радонежского в Крапивниках. Пер­вые упоминания о нем встречаются в документах в 1625 году. Сначала храм был де­ревянный, а в 1678 г. его сменили на камен­ный, который служил усыпальницей бояр Ухтомских. С 1930 по 1991 гг. церковь была закрыта. И только в августе 1991 г. богослу­жения снова стали проводиться. Главными святынями считаются Кийский крест из кипариса с частицами мощей более 300 святых, сооружённый ещё патриархом Никоном в 1657 г. в память об из­бавлении от кораблекрушения; Феодоровская икона Божией Мате­ри, а также чтимая икона Преподобного Сергия XVIII в. с частицей мощей.

Люди приходят, чтобы помолиться перед иконами Преподобно­го Сергия, найти защиту в его лице, обрести надежду.

В православной церкви есть особые дни, связанные с жизнью преподобного Сергия: 25 сентября (8 октября) отмечается день его кончиныи 5 июля (18) июля - день обретения мощей. Эти дни яв­ляются для всех верующих днями памяти, в которые люди размыш­ляют о том, что такое трудные времена, когда они были легкими, почему сегодня снова срабатывает принцип «разделяй и властвуй», а также о том, не примирит ли нас общая беда, если мы продол­жим так усердно обособляться. Преподобный Сергий - всенарод­но чтимый святой, он всем сердцем любил Бога и людей. Он умел объединять людей, изничтожать вражду, быть вышепретензий и обид, подниматься до духовной ступени миротворцев, которым Спаситель обещал блаженную жизнь. Поучимся у преподобного. Помолимся ему о нашей земле.

Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского - одного из самых любимых и известных русских святых.

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской - оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители - Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете - не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а - от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) - также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру - именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» - Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница - Великая Княгиня Елисавета Феодоровна - вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви - храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся - среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 - район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному - а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся?