Инок – это степень монашества. В чем разница между монахом и иноком, разве это не одно и то же? Может ли человек, живя в миру, стяжать святость, соизмеримую со святостью, достижимую в монашестве, или это возможно лишь через иночество, монашество

Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Инок – то же, что монах, собственно “одинокий” (инокни), прямой перевод греческого monahos ». В Полном церковно-славянском словаре (протоиерея Григория Дьяченко): «Инок – монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать – монашескую жизнь вести». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русскогоязыка (под ред. А.Н. Чудинова. СПб., 1902): «Монах (от monos – один). Инок, чернец, отрекшийся от света».

В Пандектах (XI в.) монаха Черной горы (близ Антиохии) Никона Черногорца дается такое определение: «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь ». В этом же значении употребляется слово инок в русской литературе. Например, у Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» книга шестая называется «Русский инок». Речь идет об иеросхимонахе старце Зосиме.

Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах. Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний. Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).

ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.

4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене. ..» (Мф. 19:21).

5. Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместить, да вместит » (Мф. 19:12). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви » (1Кор. 7:32).

6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: «...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет » (Мф. 16:24); «...аще кто хощет в вас вящший быть, да будет вам слуга » (Мф. 20:26); «Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете » (Притч. 11:14).

Сергей Шуляк — Вопросы священнику

(8 голосов : 5.0 из 5 )

И́нок — (словообразовательная калька с др.-греч. μοναχός, от др. русск. «инъ» - один). Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и – синонимы.

Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах. Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний.

Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты ().

Может ли человек, живя в миру, стяжать святость, соизмеримую со святостью, достижимую в монашестве, или это возможно лишь через иночество, монашество?

В основе христианской монашеской жизни лежит призыв Иисуса Христа оставить всё и последовать за Ним.

Однажды, отвечая на вопрос одного богатого юноши, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь, Спаситель порекомендовал соблюдать заповеди. Когда юноша заметил, что исполняет уже их, от юности своей, Христос дополнил ответ наставлением, сказав, что если тот хочет стать совершенным, он должен продать принадлежащее ему имущество, а вырученные средства раздать нищим, после чего - последовать за Ним ().

Именно эти слова, услышанные в своё время , в храме, побудили его отказаться от богатого родительского наследства и удалиться в пустыню.

Но почему, чтобы сделаться совершенными, люди вступают в монашество? Неужели спасение недостижимо в миру?

Отстраняясь от мира, человеку легче освободиться от многого из того, что удерживает его в состоянии приземленности, пока он живёт мирской жизнью. Заботы мира сего, всевозможные мирские соблазны и пристрастия, ежедневная суета, всё это способно сковать человека в его устремлении к Богу, отвлечь от служения Господу.

Не случайно во времена Ветхого Завета один день седмицы отводился для служения Богу особо, как обязательное требование Моисеева закона. Именно так можно было отвлечь иудеев от ежедневных житейских хлопот.

Христос Сам в Себе явил пример идеального послушания Богу. Его учение с большей ясностью, нежели учение пророков, указывает на необходимость посвящать служению Богу всю свою жизнь.

Монашеская жизнь, подразумевающая опытное духовное руководство, послушание, регулярное участие в богослужении, ограждает человека от возможных ошибок, и в общем лучше, чем мирская, способствует единению с Богом.

Между тем, сказанное не означает, что достигнуть высших ступеней праведности можно лишь вне общения с миром. Просто в миру реализовать эту цель бывает гораздо труднее.

Апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом (), не только не отстранялись от мира, но и шли, с Благовестием, даже к самым закоренелым злодеям. При этом, конечно, они нравственно сторонились всего того, что могло оттолкнуть их от Бога.

Воспитывая Сына, жила в миру среди грешных и очень грешных людей. При этом Она, как никто, явила в Себе Образец монашеских добродетелей, таких, например, как целомудрие, девство, смирение. В этой связи она признаётся Образчиком монашеской жизни. С другой стороны, Она же считается и Образчиком Материнства, материнской ответственности и любви.

Никто из когда-либо живших людей (за исключением Её Сына, Христа) не превзошёл Её праведностью и благочестием (см. подробнее: грешной или безгрешной?).

Пребывая в миру, Она не только сохранила обет Своей юности, удержалась от беззакония, но уподобилась Богу настолько, что достигла святости, превышающей святость самых высших ангельских чинов.

Примером хранения верности Богу в миру, во времена Ветхого Завета, служили такие великие праведники как Авраам и Иов.

История Церкви Христовой сообщает о множестве прославленных Богом святых, живших в миру, в том числе - семейною жизнью, и никогда не вступавших в ряды монашеского братства. Среди них есть и христианские мученики, и юродивые, и бессребреники, и воины, и князья, и цари.

В чем разница между монахом и иноком, разве это не одно и то же?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Инок – то же, что монах, собственно “одинокий” (инокни), прямой перевод греческого monahos». В Полном церковно-славянском словаре (протоиерея Григория Дьяченко): «Инок – монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать – монашескую жизнь вести». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка (под ред. А.Н. Чудинова. СПб., 1902): «Монах (от monos – один). Инок, чернец, отрекшийся от света». В Пандектах (XI в.) монаха Черной горы (близ Антиохии) Никона Черногорца дается такое определение: «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь». В этом же значении употребляется слово инок в русской литературе. Например, у Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» книга шестая называется «Русский инок». Речь идет об иеросхимонахе старце Зосиме.

Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах . Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний. Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).

После семидесяти лет гонений на церковь в нашей стране начали возрождаться не только храмы, но и монастыри. Всё больше людей обращаются к вере как к единственному средству обретения душевного покоя. И некоторые из них выбирают духовный подвиг и иночество, предпочитая жизненной суете монастырскую келью. В обыденном понимании инок - это чернец. Но в православной человек, который только принимает монашество. Он одет, как монах, но может жить и вне стен монастыря и ещё не давал монашеского обета.

Степени в православном монашестве

Монахи и монахини в течение жизни проходят ряд этапов - степеней монашества. Ещё не выбравших окончательно путь монашества, но проживающих и работающих в монастыре называют трудниками или трудницами. Получивший благословение на ношение подрясника и скуфейки и принявший решение навсегда оставаться в монастыре трудник зовётся послушником. Рясофорным послушником становится тот, кто получил благословение носить иноческие одежды - рясу, клобук, камилавку и чётки.

Затем рясофорный послушник, принявший твёрдое решение стать монахом, принимает рясофорный иноческий постриг. Инок - это прошедший обряд символического пострижения волос и принявший наречение новым именем в честь своего небесного покровителя. Следующий этап - принятие малой схимы или малого ангельского образа. При этом инок проходит обряд монашеского или мантийного пострига, даёт обеты отречения от мира и послушания, изменения имени небесного покровителя и благословения монашеских одежд. Последний обряд принятия великого ангельского образа или великой схимы включает повторение тех же обетов, символическое постригание волос и ещё одно изменение имени небесного покровителя.

Иночество как степень монашества

“Инок” - это слово, которое было образовано от древнерусского “инъ”, что означает "один, одинокий, отшельник". Так на Руси называли монахов-чернецов. В настоящее время в православных иноками зовутся не монахи, уже принявшие малую или великую схиму, а рясофорные - носящие рясу, те, которые только ожидают пострига, окончательного принятия всех обетов и наречения новым именем. Таким образом, здесь инок - это как бы начинающий монах, а иночество является подготовительной стадией перед мантийным постригом. По канонам православной церкви постриг в иноки может быть совершён только с благословения архиерея. В многие инокини всю жизнь проводят в этой монашеской степени, не принимая следующих.

Обет инока

Человек, принимающий монашество, даёт особые обеты - обязательства перед Богом пожизненно исполнять и соблюдать Закон Божий, церковные каноны и монастырские правила. После прохождения испытаний - искусов - начинаются степени монашества. Они отличаются не только монашескими одеждами и разными правилами поведения, но и количеством обетов, которые даются перед Богом.

Три основных, которые даются рясофорными послушниками при вступлении в иноческую степень, - это обеты послушания, нестяжания и целомудрия.

Основа монашества, великая добродетель - это послушание. Инок обязан отречься от своих мыслей и воли и действовать только по наставлениям духовного отца. Обет нестяжания - это обязательство жить по Божьим заповедям, терпеть все трудности монашеской жизни, а также отречься от всех земных благ. Целомудрие, как полнота мудрости, представляет собой не только преодоление плотских влечений, но и духовные совершенства, их достижение, постоянное пребывание умом и сердцем в Боге. Целомудренной должна быть душа ради чистой молитвы и непрерывного пребывания в Божественной любви.

Человек, вступивший на путь иночества, должен отказаться от всего мирского для развития силы жизни духовной, исполнять волю наставников. Отречение от старого имени, отказ от имущества, добровольное мученичество, жизнь в лишениях и тяжёлом труде вдали от мира - все эти непременные условия должны быть соблюдены иноком для дальнейшего принятия ангельских образов.

/ послушница - прошедший в монастыре послушания трудник, получивший благословение носить подрясник и скуфейку (для женщин апостольник). При этом у послушника остаётся мирское имя. Семинарист или приходской пономарь принимается в монастырь в чин послушника.

  • Рясофорный послушник / рясофорная послушница - послушник, которому благословлено носить некоторые иноческие одежды (например рясу , камилавку (иногда клобук) и чётки). Рясофорный или иноческий постриг (инок / инокиня) - символическое (как при крещении) пострижение волос и наречение нового имени в честь нового небесного покровителя, благословляется носить рясу , камилавку (иногда клобук) и чётки .
  • Мантийный или монашеский постриг или малый ангельский образ или малая схима (монах / монахиня) - даются обеты послушания и отречения от мира, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и благословляются монашеские одежды: срачица (власяница) , подрясник , тапочки , параманный крест, четки , пояс (иногда кожаный ремень), ряса , клобук , мантия , апостольник .
  • Схима или великая схима или великий ангельский образ (схимник, схимонах / схимница, схимонахиня) - даются повторно те же обеты, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и добавляются одежды: аналав и куколь вместо клобука.
  • Послушник (послушница)

    Послушник, (послушница) - лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов, но принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды - рясы , послушникам разрешается носить подрясник .

    Послушники исполняют разные послушания при монастыре , привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.

    По правилам, существовавшим в Российской империи , послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.

    Рясофор

    Рясофор (рясофорная послушница) - носящий рясу . В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству (подготовке к монашеству).

    Облачение монаха-рясофора состоит из рясы , камилавки и чёток .

    Так как в православной Церкви принят обычай рукополагать во епископа только безбрачных священников , принявших монашеский чин , то если перед рукоположением во священники человек принял целибат , дав обет безбрачия, иногда ему достаточно принять первую степень монашеского пострига - рясофор .

    Инок (инокиня) (словообразовательная калька , аналогичная др.-греч. μοναχός , образованная от др. русск. «инъ» - один) - древнерусское название монаха, иначе чернеца.

    В современных православных мужских монастырях русской традиции иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха - до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок - как бы «новоначальный монах».

    Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.

    Малая схима, или мантийное монашество

    Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях . В православных церквах греческой традиции остались только две степени монашеского пострига - рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы .

    1. Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
    2. Безбрачия (или целомудрия);
    3. Нестяжания (нищета , или отказа от владения личной собственностью);

    В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем , и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле . В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией .

    Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного ещё при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов , монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).

    Великая схима или схимничество

    Великая схима - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Монах , принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ, называется схимона́хом , или в просторечии схи́мником . Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую .

    Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы .

    Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет - вселиться в затвор , закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

    Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.

    Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре , уходили в затвор , тем самым заменяя отшельничество - они и стали именоваться монахами великой схимы . Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

    В современной практике Русской Церкви великая схима - явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний .

    В Великой схиме диаконов называют схииеродиакон или иеросхидиакон , священников - иеросхимонах , схиархимандрит , схиигумен , архиереев - схиепископ , схиархиепископ , схимитрополит .

    После принятия Великой схимы игумен отказывается от административного управления монастырём , а архиерей - епархией .

    Напишите отзыв о статье "Степени православного монашества"

    Примечания

    Литература

    • Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    • Рясофор // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909. Инок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Испытание для лиц, желающих вступить в монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Домника (Коробейникова) , игум. // ЖМП . № 10, октябрь 2012.
    • Митрополит Волоколамский Иларион

    Отрывок, характеризующий Степени православного монашества

    – Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
    Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
    – А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
    – Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
    Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
    Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
    – Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
    – Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
    Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
    Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
    – Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
    Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
    – Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
    – Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

    Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

    – ?!.
    – Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
    – Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
    – Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.
    И таким принесли его с собою Меравингли. Ну, а потом, после гибели династии Меравинглей, новые короли присвоили его, как и всё остальное, объявив символом королевского дома Франции. А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола. К сожалению, история повторяется, Изидора...
    Да, история и правда повторялась... И становилось от этого горько и грустно. Было ли хоть что-нибудь настоящим из всего того, что мы знали?.. Вдруг я почувствовала, будто на меня требовательно смотрят сотни незнакомых мне людей. Я поняла – это были те, кто ЗНАЛИ... Те, которые погибали, защищая правду... Они будто завещали мне донести ИСТИНУ до незнающих. Но я не могла. Я уходила... Так же, как ушли когда-то они сами.
    Вдруг дверь с шумом распахнулась – в комнату ураганом ворвалась улыбающаяся, радостная Анна. Моё сердце высоко подскочило, а затем ухнуло в пропасть... Я не могла поверить, что вижу свою милую девочку!.. А она как ни в чём не бывало широко улыбалась, будто всё у неё было великолепно, и будто не висела над нашими жизнями страшная беда. – Мамочка, милая, а я чуть ли тебя нашла! О, Север!.. Ты пришёл нам помочь?.. Скажи, ты ведь поможешь нам, правда? – Заглядывая ему в глаза, уверенно спросила Анна.
    Север лишь ласково и очень грустно ей улыбался...
    * * *
    Пояснение
    После кропотливых и тщательных тринадцатилетних (1964-1976) раскопок Монтсегюра и его окрестностей, Французская Группа Археологических Исследований Монтсегюра и окрестностей (GRAME), обьявила в 1981 году своё окончательное заключение: Никакого следа руин от Первого Монтсегюра, заброшенного хозяевами в XII веке, не найдено. Так же, как не найдено и руин Второй крепости Монтсегюр, построенной её тогдашним хозяином, Раймондом де Перейль, в 1210 году.
    (See: Groupe de Recherches Archeologiques de Montsegur et Environs (GRAME), Montsegur: 13 ans de rechreche archeologique, Lavelanet: 1981. pg. 76.: "Il ne reste aucune trace dan les ruines actuelles ni du premier chateau que etait a l"abandon au debut du XII siecle (Montsegur I), ni de celui que construisit Raimon de Pereilles vers 1210 (Montsegur II)...")
    Соответственно показаниям, данным Священной Инквизиции на 30 марта 1244 года совладельцем Монтсегюра, арестованным сеньором Раймондом де Перейль, фортифицированный замок Монтсегюр был «восстановлен» в 1204 году по требованию Совершенных – Раймонда де Миропуа и Раймонда Бласко.
    (According to a deposition given to the Inquisition on March 30, 1244 by the captured co-seigneur of Montsegur, Raymond de Pereille (b.1190-1244?), the fortress was "restored" in 1204 at the request of Cather perfecti Raymond de Mirepoix and Raymond Blasco.)
    Однако, кое-что всё же осталось, чтобы напоминать нам о трагедии, развернувшейся на этом малом, насквозь пропитанном человеческой кровью клочке горы... Всё ещё крепко цепляясь за основание Монтсегюра, буквально «висят» над обрывами фундаменты исчезнувшей деревни...

    Анна восторженно взирала на Севера, будто он в состоянии был подарить нам спасение... Но понемногу её взгляд стал угасать, так как по грустному выражению его лица она поняла: как бы он этого не желал, помощи почему-то не будет.
    – Ты ведь хочешь нам помочь, правда, ведь? Ну, скажи, ты ведь желаешь помочь, Север?..
    Анна поочерёдно внимательно всматривалась в наши глаза, будто желая удостовериться, что мы её правильно понимаем. В её чистой и честной душе не укладывалось понимание, что кто-то мог, но не хотел спасти нас от ужасающей смерти...
    – Прости меня, Анна... Я не могу помочь вам, – печально произнёс Север.
    – Но, почему?!! Неужели ты не жалеешь, что мы погибнем?.. Почему, Север?!..
    – Потому, что я НЕ ЗНАЮ, как помочь вам... Я не знаю, как погубить Караффу. У меня нет нужного «оружия», чтобы избавиться от него.
    Всё ещё не желая верить, Анна очень настойчиво продолжала спрашивать.
    – А кто же знает, как побороть его? Кто-то ведь должен это знать! Он ведь не самый сильный! Вон даже дедушка Истень намного сильнее его! Ведь, правда, Север?
    Было забавно слышать, как она запросто называла такого человека дедушкой... Анна воспринимала их, как свою верную и добрую семью. Семью, в которой все друг о друге радеют... И где для каждого ценна в ней другая жизнь. Но, к сожалению, именно такой семьёй они и не являлись... У волхвов была другая, своя и обособленная жизнь. И Анна пока ещё этого никак не понимала.