Введение. Краткая история Африки. Африка: основные исторические события Сообщение об африке в 19 веке

К нига известного немецкого (ГДР) историка Т. Бюттнер посвящена истории Африки с древнейших времен до территориального раздела континента между империалистическими державами. Написанная с марксистских позиций и с использованием трудов прогрессивных зарубежных ученых, эта работа разоблачает расистские и колониально-апологетические концепции буржуазной историографии.

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка

с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям»

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Глава I

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АФРИКА КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ И ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

По-видимому, первые на земле люди появились на Африканском континенте, поэтому он занимает совершенно особое месте в изучении всей истории человечества, и истории древнейших и древних периодов нашей цивилизации в частности. Открытия последних лет в Южной и Юго-Восточной Африке (Стеркфонтейн Таунг, Брокен-Хилл, Флорисбад, Кейп-Флэтс и т. д.), в Сахаре особенно же в Восточной Африке показали, что прошлое человечества исчисляется миллионами лет. В 1924 г. Р. А. Дарт нашел в Южной Африке остатки австралопитеков (человекообезьян), чей возраст насчитывает примерно миллион лет. Но проф. Л. Лики, впоследствии его сын и жена после продолжительных и трудный раскопок на территории Кении и Танзании - в ущелье Олдувай к югу от озера Виктория, и в районе Кооби-Фора и Илерет (1968), а также погребения Лаэтвлил в Серенгети (1976) - нашли костные остатки, возраст которых оценивается уже от 1,8 до 2,6 миллиона, а в Лаэтвлиле - даже в 3,7 миллиона лет.

Установлено, что только на Африканском континенте обнаружены костные остатки, представляющие все ступени развития человека, чем, очевидно, подтверждается на основе новейших ан тропологических и палеонтологических данных эволюционное учение Дарвина, который считал Африку «прародиной человечества». В Олдувайском ущелье в Восточной Африке мы находим остатки представителей всех этапов эволюции, предшествовавших возникновению Ното sapiens. Они эволюционировали (частью параллельно и не всегда получая дальнейшее развитие) от австралопитека к Ното habilis, а затем к последнему звену эволюционной цепочки - неоантропу. Пример Восточной Африки доказывает, что формирование Ното sapiens могло происходить самыми различными путями и что далеко не все они изучены.

Климатические изменения, наступившие в четвертичном периоде и длившиеся больше миллиона лет, особенно три больших плювиальных (влажных) периода, оказали большое влияние на Африку и превратили области, ныне являющиеся пустынями, в саванны, где с успехом охотились доисторические люди. Связанные с плювиалами смещения и изменения уровня вод могут быть использованы в числе других методов для датировки первобытных находок. Уже среди археологических материалов, относящихся к первым плювиальным периодам, наряду с костными остатками прачеловека найдены первые каменные, вернее, галечные орудия труда. На территории Европы подобные им изделия появились значительно позднее - только во время межледниковых периодов.

Находки древнейших галечных и каменных орудий олдувайской и стелленбошской культур, равно как и датируемых началом верхнего палеолита (около 50 тысяч лет назад) многочисленных остатков толстых и тонких обработанных нуклеусов и рубил с черенком, обнаруженных теперь уже во многих районах Магриба (атер, капсий), Сахары, Южной Африки (фаурсмит), Восточной Африки и бассейна Конго (Заир), свидетельствуют о развитии и успехах ранне- и позднепалеолитических людей на африканской земле

Огромное количество усовершенствованных каменных орудий и наскальных изображений, относящихся к мезолиту (среднему каменному веку), говорит о значительном росте населения и высоком уровне доисторической культуры в определенных областях Африки начиная с X тысячелетия до н. э. Культуры лупембе и читоле в бассейне Конго, а также мезолитические центры в Северо-Восточной Анголе, в некоторых районах Уганды, Замбии, Зимбабве и на северном побережье Гвинейского залива представляют важный этап дальнейшего прогресса культуры. Люди лупембской культуры умели делать долота и полые предметы, остроконечники со сбитой спинкой и каменные листовидные наконечники для копий и орудий типа кинжала, которые выдерживают сравнение с лучшими каменными наконечниками, найденными на территории Европы.

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)
21.19. Африка

Более трехсот лет после 1500 года прямой контроль Европы над Африкой ограничивался несколькими фортами и факториями вкупе с небольшой группой поселений в районе мыса Доброй Надежды. Крупной проблемой, с которой столкнулся континент, особенно юг Сахары, являлась очень низкая численность населения — в 1900 году в Африке проживало лишь около 100 млн человек. Это, в сочетании с плохими коммуникациями и массой заболеваний означало, что социальной и экономической базы для построения развитых политических структур здесь не существовало. Когда в конце XIX века европейцы стали оказывать более действенное влияние на Африку, оно быстро разрушило все существующие здесь структуры. Впервые в мировой истории Африка, за исключением северных районов вдоль побережья Средиземного моря, оказалась под управлением внешних держав.

В Западной Африке влияние работорговли в течение XIX века уменьшалось, и постепенно стали продаваться не столько люди, сколько иные товары — в особенности пальмовое масло. Британцы контролировали район вокруг реки Гамбия, а также колонию Сьерра-Леоне (там селили освобожденных рабов), а также поселения на Золотом Берегу и дальше на восток в Лагосе. В руках португальцев находилось несколько островов и колония Луанда на материке, у французов были Сен-Луи в Сенегале и Либревиль (основанный в 1849 году). В 1822 году Соединенные Штаты основали колонию Либерия для того, чтобы оправлять туда свободных чернокожих, поскольку американцы не хотели, чтобы они жили в Америке, в 1847 году Либерия стала полностью независимой.

В начале семидесятых годов XIX века британцы двинулись с Золотого Берега вглубь страны и напали на царство Ашанти, уничтожив его столицу Кумаси, а затем отступили обратно к побережью, чтобы не связывать себя никакими обязательствами. Главной силой в этом регионе в данный период являлся халифат Сокото, основанный в 1817 году и представляющий собой свободный альянс примерно тридцати «государств», которые управлялись исламскими законами и признавали главенство центрального правителя в Сокото. Это было последнее крупное рабовладельческое государство в мире. Далее на востоке войска Египта продвинулись на юг в Судан, но очень скоро он был захвачен британцами (номинально став англо-египетской территорией).

В Южной Африке в начале XIX века почти постоянно велись боевые действия среди народностей языковой группы нгуни, что привело к возвышению в племени мтетва ранее незначительного вождя Чака, основавшего царство Зулу. Хотя в 1828 году он был убит, царство, в котором доминировали военные вожди, сохранилось в качестве крупной региональной державы. Столь же важным стало создание царства Свази к северу и западу от Зулу и царства Ндебеле на юго-западе современного Зимбабве, где вожди, сбежавшие на север от зулусов, с сороковых годов XIX века правили местным народом Шона.

Главное давление на эти царства шло с юга — после того, как британцы в 1806 году захватили голландскую колонию на мысе Доброй Надежды. В 1838 году, перед отменой рабства в Британской империи, численность рабов, живущих в этой колонии, достигла пика, превысив 40 000 человек. Даже после отмены рабства черные неквалифицированные рабочие оставались лишь наполовину свободными, а с 1828 года британцы ввели в регионах восточнее мыса Доброй Надежды строгую национальную сегрегацию. Это оказалось невыносимыми для многих белых бедняков, особенно для фермеров голландского происхождения (африканеров). Они начали переселяться на север, в район Оранжевой реки, а к сороковым годам XIX века — в Трансвааль, чтобы избежать того, что они считали «расовым равенством».

Африканеры успешно добились независимости, но их государства оставались очень маленькими: даже к 1870 году в Оранжевом Свободном государстве и Трансваале по-прежнему проживало лишь 45 000 белых. Далее на востоке медленно росла британская колония Наталь (зулусы десятилетиями продолжали представлять для нее серьезную угрозу), но в целом на юге Африке не происходило серьезных изменений до открытия в 1867 году огромных алмазных месторождений в Кимберли. Дохода с них было достаточно для финансирования самоуправления небольшой белой общины на мысе Доброй Надежды.

В конце семидесятых годов XIX века британцы попытались подчинить своему контролю две лежавшие севернее бурские республики, но потерпели неудачу. В девяностые годы XIX века растущая добыча минеральных богатств в Трансваале побудила британцев предпринять более решительные действия. Они смогли спровоцировать войну — хотя на то, чтобы подавить сопротивление буров, им потребовалось три года. В конечном счете бурские республики были включены в состав контролируемого белыми Южно-Африканского союза, созданного в 1910 году.

В Восточной Африке значительные изменения произошли в начале XIX века, после изгнания португальцев и установления здесь правления исламской династии Омани. В 1785 году мусульманские правители взяли под контроль Кильву, а в 1800 году — остров Занзибар. Теперь все порты на материковом побережье находились под властью султана Занзибара. Во внутренние районы были открыты торговые пути, основными предметами торговли являлись слоновая кость и рабы. Примерно 50 000 рабов в год отправлялись в район Персидского залива и в Месопотамию, на самом острове Занзибар насчитывалось около 100 000 рабов — примерно половина населения. Они в основном занимались выращиванием гвоздики для сбыта в Европе.

Во внутренних районах Африки существовавшие здесь государства упорно отказывались от внешних контактов — к 1878 году Руанда позволила лишь одному арабскому купцу поселиться в стране. В других местах, особенно в районе Великих озер, внешнее влияние было гораздо сильнее. Давно существовавшее царство Буганда рухнуло, не выдержав внешнего давления, местная экономика быстро трансформировалась под влиянием активной торговли: примерно на 600 миль к побережью перегонялся скот на продажу; в том же направлении шли караваны, везущие слоновую кость и рабов, навстречу им с побережья привозили новые продукты.

Как и в прошлом, царство Эфиопия по большей части оставалось свободно от этих влияний. Примерно с 1750 по 1850 год его трудно было назвать организованной политической единицей — в нем правили местные военачальники. Оно воссоединилось лишь в начале семидесятых годов XIX века при правлении Йоханнеса IV. Он и его преемник Менелик (который правил до 1913 года) превратили Эфиопию в серьезную региональную державу. Новой столицей стал город Аддис-Абеба, что отражало продолжение передвижения центра государства на юг, шедшего уже в течение 1500 лет.

В 1896 году у Эфиопии хватило сил отразить нападение итальянцев, и она одержала безоговорочную победу в битве при Адуа. Она тоже стала империей — и Италия признала ее полную независимость. С 1880 по 1900 год размер Эфиопии утроился, она получила контроль над Тигре, несколькими районами Сомали, Огаденом и Эритреей, где под ее управлением находились совершенно различные группы населения, ранее формировавшие ядро старого царства.

Разделение Африки между европейскими державами отражало внутреннее давление со стороны Европы, а не действие каких-либо факторов, существовавших в пределах самой Африки. До семидесятых годов XIX века прибрежные форты и фактории европейских держав всего лишь контролировали торговые пути к внутренним районам континента. Лишь несколько регионов были официально разделены между колониальными странами, и за исключением района мыса Доброй Надежды (который климатически подходил для заселения европейцами) все они лежали вдоль южного берега Средиземного моря — области, крайне важной для европейских государств. Франция в 1830 году захватила Алжир, а в 1881 году — Тунис, британцы господствовали в Египте (хотя французы года никак не могли с этим смириться вплоть до 1904 года).

Раздел территории Африки к югу от Сахары явился результатом обычного для европейских держав страха, что если кто-то из них не добьется признания своих собственных зон контроля, эти зоны будут захвачены соперниками. Договоренности о значительной части этих разделов удалось добиться на конференции в Берлине в 1885—1886 годах (американцы тоже участвовали в ней и добились права свободной торговли в ключевых районах). Французы получили значительную часть Западной Африки, но при этом британцы расширили свои колонии на Золотом Берегу и в Нигерии. Южная Африка стала в основном британской, как и немалая часть Восточной Африки. Германия получила свои первые крупные колонии — Камерун, Юго-Западную Африку и Восточную Африку (позднее Танганьика). Португальцы значительно расширили свою империю, получив Анголу и Мозамбик. Бельгийскому монарху было отдано Конго в качестве его частного владения, и оно стало принадлежать собственно Бельгии лишь в 1908 году, после двух десятилетий на редкость скверного управления, разграбления ресурсов и варварского обращения с населением. За время правления бельгийского монарха в Конго погибло около 8 млн африканцев.

Дипломаты, начертив линии на карте, создали колонии — но при этом совершенно не приняли во внимание реальную ситуацию в Африке. Люди из близких национальных групп оказались разделенными, а племена, сильно отличающиеся друг от друга, собраны вместе. Но в Африке карты вообще значили мало, а колониальное правление еще только утверждалось — этот процесс включал десятилетия войн. В период с 1871 года до возникновения Первой мировой войны французы, британцы, немцы и португальцы вели боевые действия только в ходе колониальных войн. Несмотря на это, полностью контролировать свои колонии они все же не могли. В 1900 году в Западной Африке был подавлен последний крупный бунт народности ашанти, но лишь тремя годами ранее британцам пришлось оставить значительную часть внутренних районов Сомали и ограничить свое влияние прибрежной полосой (это положение не менялось до 1920 года). В Марокко к 1911 году французы контролировали лишь восточные районы и побережье Атлантического океана, им потребовалось еще три года, чтобы завоевать Фес и горы Атлас. В 1909 году испанцы потерпели поражение, когда попытались распространить контроль за пределы своих прибрежных анклавов. Хотя итальянцы в 1912 году отобрали Ливию у турок, они контролировали здесь немногим более чем прибрежную полосу.

Даже когда завоевание и умиротворение («пацификация» — любимое слово европейцев) были завершены, европейские державы столкнулись с серьезной проблемой: они одновременно оказались и сильны, и слабы. Они были сильны потому, что, в конечном итоге, могли мобилизовать огромную военную мощь — но слабы из-за того, что в любой своей колонии обычно имели лишь ограниченные вооруженные силы и раскиданную по разным местам администрацию.

Карта 73. Африка в начале XX века

В Нигерии у британцев было 4000 солдат и столько же полиции, но в этих формированиях все, за исключением 75 офицеров, были африканцами. В Северной Родезии (Замбия) — территории величиной с Британию, Германию, Данию, Швейцарию и страны Бенелюкса вместе взятые — британцы имели лишь плохо снаряженный батальон из 750 африканцев под командованием 19 британских офицеров и 8 сержантов. В начале XX века французские силы в Западной Африке (население которой составляло 16 млн человек, проживающих на территории в четырнадцать раз превышающей размер Франции) состояли из 2700 французских сержантов и офицеров, 230 переводчиков, 6000 вооруженных африканских gardes civiles, 14 000 солдат африканских войск и одного батальона, укомплектованного исключительно французами.

Gardes civiles — гражданская гвардия. (Прим. перев.)

Европейская администрация в колониях являлась столь же малочисленной: в 1909 году у британцев в регионе Ашанти и Золотого Берега имелось по пять чиновников на полмиллиона местного населения. За исключением нескольких стран, таких как Алжир, Южная Африка, Кения и Южная Родезия, европейского заселения здесь почти не существовало. В 1914 году в Руанде проживало лишь девяносто шесть европейцев (включая миссионеров). Таким образом, чтобы управлять этими колониями, европейцам приходилось полагаться на группы коллаборационистов, которые правили от их имени на местном уровне. Иногда, как в случае с Бугандой, местным правителям была предоставлена почти полная свобода действий. В Северной Нигерии структуры хауса (государств народа фулани) с преимущественно городским населением, развитой бюрократией, судами, фискальной системой и образованной элитой были просто включены в имперские структуры.

В начале XIX века в результате восстания фулани (фульбе) под руководством Османа дан Фодио власть в большинстве государств Хауса перешла к родовой знати фулани. (Прим. перев.)

В других местах процесс оказывался более трудным, и часто знатные местные жители назначались оплачиваемыми «вождями» для управления искусственно созданными «племенами».


По мнению большинства ученых Африка – колыбель человечества. Останки древнейших гоминид, найденные в 1974 году в Хараре (), определяются возрастом до 3 млн. лет. Примерно к тому же времени относятся останки гоминид в Кооби-Фора (). Считают, что останки в Олдувайском ущелье (1,6 – 1,2 млн. лет) принадлежат тому виду гоминид, который в процессе эволюции привел к появлению человека разумного.

Становление древних людей происходило главным образом в зоне травяной . Затем они распространились практически по всему континенту. Первые найденные останки африканских неандертальцев (так называемого родезийского человека) датируются возрастом 60 тыс. лет (стоянки в , Ливии, Эфиопии).

Самые ранние останки человека современного вида (Кения, Эфиопия) датируются возрастом 35 тыс. лет. Окончательно человек современного вида вытеснил неандертальцев около 20 тыс. лет назад.

Около 10 тыс. лет назад высокоразвитое общество собирателей сложилось в долине Нила, где началось регулярное использование зерен дикорастущих злаков. Считают, что именно там к 7 тысячелетию до А.Д. сложилась древнейшая цивилизация Африки. Формирование и скотоводства в целом в Африке закончилось к середине 4 тысячелетия до А.Д. Но большинство современных сельскохозяйственных культур и домашних животных видимо пришли в Африку из Передней Азии.

Древняя история Африки

Во второй половине 4 тысячелетия до А.Д. усилилась социальная дифференциация в Северной и Северо-Восточной Африке и на основе территориальных образований – номов возникли два политических объединения – Верхний Египет и Нижний Египет. Борьба между ними завершилась к 3000 году до А.Д. возникновением единого (так называемый Древний Египет). В период правления 1 и 2 династии (30-28 века до А.Д.) складывалась единая для всей страны единая ирригационная система, закладывались основы государственности. В эпоху Древнего царства (3-4 династии, 28-23 века до А.Д.) произошло оформление централизованной деспотии во главе с фараоном – неограниченным хозяином всей страны. Экономической основой власти фараонов стало многоотраслевое (царское и храмовое).

Одновременно с подъемом хозяйственной жизни усиливалась местная знать, что привело вновь к распаду Египта на множество номов, к разрушению ирригационных систем. В продолжении 23-21 веков до А.Д. (7-11 династии) шла борьба за новое объединение Египта. Государственная власть особенно укрепилась при 12 династии в период Среднего Царства (21-18 века до А.Д.). Но вновь недовольство знати привело к распаду государства на множество независимых областей (14-17 династии, 18-16 века до А.Д.).

Ослаблением Египта воспользовались кочевые племена гиксосов. Около 1700 года до А.Д. они овладели Нижнем Египтом, а к середине 17 века до А.Д. уже правили всей страной. Тогда же началась освободительная борьба которую к 1580 году до А.Д. закончил Яхмос 1 который основал 18 династию. С этого начался период Нового Царства (правление 18-20 династий). Новое Царство (16-11 века до А.Д.) – время наивысшего роста экономики и культурного подъема страны. Усилилась централизация власти – управление на местах перешло от самостоятельных наследственных номархов в руки чиновников.

В последствие Египет испытывал нашествия ливийцев. В 945 году до А.Д. фараоном себя провозгласил ливийский военноначальник Шешонк (22 династия). В 525 году до А.Д. Египет был завоеван персами, в 332 году – Александром Македонским. В 323 году до А.Д. после смерти Александра Египет достался его военноначальнику Птолемею Лагу, который в 305 году до А.Д. объявил себя царем и Египет стал государством Птолемеев. Но бесконечные войны подорвали страну, и к 2 веку до А.Д. Египет был завоеван Римом. В 395 году уже нашей эры Египет стал частью Восточной Римской Империи, с 476 года – в составе Византийской Империи.

В 12-13 веках ряд попыток покорить предприняли и крестоносцы, что еще больше усугубило хозяйственное падение. В 12-15 веках постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало производство льна и других технических культур. Население очагов земледелия, включая долину , переориентировалось на производство зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скотоводство. Исключительно быстро шел процесс так называемой бедуинизации населения. На рубеже 11-12 веков большая часть Северной Африки, а к 14 веку и Верхний Египет превратились в полупустынные сухие . Исчезли почти все города и тысячи селений. За 11-15 века население Северной Африки уменьшилось по оценкам тунисских историков примерно на 60-65%.

Феодальный произвол и налоговый гнет, ухудшающаяся экологическая обстановка привели к тому, что исламские правители не могли одновременно сдерживать недовольство народа и противостоять внешней угрозе. Поэтому на рубеже 15-16 веков многие города и территории Северной Африки оказались захвачены испанцами, португальцами и орденом иоаннитов.

В этих условиях Османская Империя, выступавшая в роли защитников ислама, при поддержке местного населения свергла власть местных султанов (Мамлюков в Египте) и подняли антииспанские восстания. В результате к концу 16 века почти все территории Северной Африки стали провинциями Османской Империи. Изгнание завоевателей, прекращение феодальных войн и ограничение турками-османами кочевничества привели к возрождению городов, развитию ремесел и земледелия, появлению новых сельскохозяйственных культур (кукуруза, табак, цитрусовые).

О развитии Африки южнее Сахары в средние века известно гораздо меньше. Достаточно большую роль играли торгово-посреднические контакты с Северной , и Передней Азией, что требовало большого внимания к военно-организационным аспектам функционирования общества в ущерб развития производства и это естественно вело к дальнейшему отставанию Тропической Африки. Но с другой стороны, по мнению большинства ученых, Тропическая Африка не знала рабовладельческого строя, то есть от общинного строя переходила к классовому обществу в раннефеодальной форме. Главные центры развития Тропической Африки средневековья это: Центральный и Западный , побережье Гвинейского залива, бассейн , область Великих озер.

Новая история Африки

Как уже отмечалось к 17 веку страны Северной Африки (кроме Марокко) и Египет входили в состав Османской Империи. Это были феодальные общества с давними традициями городской жизни и высокоразвитым ремесленным производством. Своеобразием социальной и хозяйственной структуры Северной Африки являлось сосуществование земледелия и экстенсивного скотоводства, которым занимались кочевые племена, сохранившие традиции родоплеменных отношений.

Ослабление власти турецкого султана на рубеже 16-17 веков сопровождалось хозяйственным упадком. Население (в Египте) с 1600 по 1800 годы сократилось вдвое. Северная Африка вновь распалась на ряд феодальных государств. Эти государства признавали вассальную зависимость от Османской Империи, но имели самостоятельность во внутренних и внешних делах. Под флагом защиты ислама они вели военные действия против европейских флотов.

Но уже к началу 19 века европейские страны добились превосходства на море и с 1815 года эскадры Великобритании, Франции, и стали предпринимать военные действия у берегов Северной Африки. С 1830 года Франция начала колонизацию Алжира, часть территорий Северной Африки были захвачены .

Благодаря европейцам Северная Африка стала втягиваться в систему . Рос вывоз хлопка и зерна, открывались банки, строились железные дороги и телеграфные линии. В 1869 году был открыт Суэцкий канал.

Но такое проникновение иностранцев вызвало недовольство среди исламистов. И с 1860 года во всех мусульманских странах началась пропаганда идей джихада (священной войны), что приводило ко множественным восстаниям.

Тропическая Африка до конца 19 века служила источником поставки рабов на невольничьи рынки Америки. Причем местные прибрежные государства чаще всего играли роль посредников в работорговле. Феодальные отношения в 17-18 веках сложились именно в этих государствах (район Бенина), на отдельной территории была распространена большесемейная община, хотя формально и существовало множество княжеств (как почти современный пример – Бафут).

Французы с середины 19 века расширили владения по , португальцы удерживали прибрежные районы современных Анголы и Мозамбика.

Это достаточно сильно сказывались на местном хозяйстве: сократился ассортимент продуктов питания (европейцы ввезли из Америки и широко распространили кукурузу и маниок), пришли в упадок под влиянием европейской конкуренции многие ремесла.

С конца 19 века в борьбу за территорию Африки включились (с 1884 года), (с 1869 года), бельгийцы (с 1879 года), португальцы, .

К 1900 году в руках колониальных захватчиков оказалось 90% Африки. Колонии были превращены в аграрно-сырьевые придатки метрополий. Были заложены основы специализации производства на экспортных культурах (хлопок в Судане, арахис в Сенегале, какао и масличных пальм в Нигерии и т.д.).

Начало же колонизации Южной Африки было положено в 1652 году когда на мыс Доброй Надежды высадилось около 90 человек (голландцев и немцев) с целью создания перевалочной базы Ост-Индской компании. Так было положено начало созданию Капской колонии. Результатом создания этой колонии стало истребление местного населения и появление цветного населения (так как в течении первых десятилетий существования колонии смешанные браки разрешались).

В 1806 году Великобритания захватила Капскую колонию, что привело к притоку переселенцев из Британии, отмене в 1834 году рабства и введению английского языка. Буры (голландские колонисты) восприняли это отрицательно и продвинулись на север уничтожая при этом африканские племена (коса, зулу, суто и др.).

Очень важный факт. Установив произвольные политические границы, приковав каждую колонию к своему рынку, привязав ее к определенной валютной зоне, Метрополи расчленили целые культурно-исторические общности, нарушили традиционные торговые связи, приостановил нормальный ход этнических процессов. В результате ни одна колония не обладала более или менее этнически однородным населением. В пределах одной колонии соседствовало множество этнических групп, принадлежавших к различным языковым семьям, а иногда и к разным расам, что естественно осложняло развитие национально-освободительного движения (правда в 20-30 годы 20 века военные выступления имели место в Анголе, Нигерии, Чаде, Камеруне, Конго, ).

В годы 2 мировой войны немцы пытались включить африканские колонии в «жизненное пространство» третьего рейха. Война велась на территории Эфиопии, Сомали, Судана, Кении, Экваториальной Африки. Но в целом война дала толчок развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, Африка поставляла продовольствие и стратегическое сырье воюющим державам.

Во время войны в большинстве колоний стали создаваться национально-политические партии и организации. В первые послевоенные годы (с помощью СССР) стали возникать компартии часто возглавляющие вооруженные выступления, возникли варианты развития «африканского социализма».
В 1956 году освободился Судан,

1957 году – Золотой Берег (Гана),

После завоевания независимости пошли по разным путям развития: ряд стран, в основном бедных природными ресурсами пошел по социалистическому пути ( , Бенин, Мадагаскар, Ангола, Конго, Эфиопия), ряд стран, в основном богатых – по капиталистическому (Марокко, Габон, Заир, Нигерия, Сенегал, ЦАР и др.). Ряд стран под социалистическими лозунгами проводил и те и другие реформы ( , и др.).

Но в принципе большой разницы между этими странами не было. И там и там проводилась национализация иностранной собственности, земельные реформы. Вопрос стоял только в том кто за это платил – СССР или США.

В результате 1 мировой войны вся Южная Африка попала под британское владычество.

В 1924 году был принят закон о «цивилизованном труде» по которому африканцы отстранялись от работ требующих квалификации. В 1930 году был принят закон о распределении земель, по которому африканцы лишались прав владения землей и должны были размещаться в 94 резерватах.

История Африки – история загадок.

Современные африканские государства появились на политической карте мери в основном после 1959 года, многие из них были колониями Англии и Франции, Португалии. Колониальный период наложил сильный отпечаток на африканскую историческую науку. Колонизаторы считали себя переносчиками цивилизации в «дикие» африканские страны. Многие древние исторические памятники были уничтожены. Поэтому современная африканская историческая наука начинаеи с пустого места (за исключением Египта и Эфиопии). Так ли было на самом деле то, что до появления англичан,португальцев и французов, в Африке были только дикие племена. (кстати западные ученые постоянно пытаются и россиянам внушить, что история древней Руси началась с появлением варягов (норманнов, англо-саксонцев со Скандинавии, а до появления их русичи не имели никакой цивилизации и государства).

Так ли это было, я кратко раскажу в этой статье. Начну с некоторых невыясненных фактах.

Металлургия железа появилась в Африке значительно раньше, чем на территории Европы. В Африке железо выплавляли еще в 1-м тыс.днэ. Древние государства Востока привозили железо из Африки и это железо было значительно качественнее, чем в странах Древнего Востока (Египте, Палестине, Вавилонии и Индии). Даже Римская империя привозила железо и золото из Западной Африки (эти страны назывались странами Золотого Берега). А древние египтяне называли страны Африки страной Офир, откуда привозились многие редкие товары.

В Африке существовало много древних государств, которые очень плохо изучены из за деятельности стран-колонизаторов.

А теперь расскажу свою точку зрения на древнюю историю Африки (которая коренным образом не будет совпадать с официальной исторической наукой).

17 млн.лет днэ материка Африка еще не было, на месте Африки были небольшие острова (особенно в восточной его части). Крупнейшим на Земле материком была Лемурия и населели ее первые люди (их можно назвать лемурийцами или асурами) и у них была очень развитая цивилизации.

4 млн.лет днэ – в то время материк Лемурия стал уходить на дно Индийского океана, а материк Африка (его восточная часть) стал подниматься над из вод Мирового океана. Часть асуров с Лемурии стала переселяться с Лемурии в Восточную Африку. Они в последствии стали пигмеями, бушменами, готтентотами, хадза, сандаве.

1 млн.лет днэ – от материка Лемурия остался один остров – Магадаскар. Африканский материк еще более сильно поднялся над уровнем океана.

Примерно 800 тыс.лет днэ материк Лемурия полностью исчез на дне Индийского океана, а в Атлантике появился большой материк Атлантида и цивилизацией Атлантов. Кто первым стал использовать природные ископаемые Африки (железо, цветные металлы, золото и серебро) неизвестно. Это могли быть потомки асуров, но могли быть и атланты. Их цивилизации тоже требовалось много железа, цветных металов и золота. Ведь именно цивилизация атлантов начала уводить все человечество на неправильный путь развития (путь обогащения, путь захватов). Именно атланты изобрели новый статус для подчиненных людей – рабство. Именно в это время началось поклонение человека новому фетишу (богу) – деньгам, роскоши, золоту.

Примерно к 79 тыс.лет днэ. материк Атлантида постигла участь древней Лемурии – материк ушел под воды Атлантики, от него остался лишь остров Посейдонис, где жили поздние атланты. Часть атлантов тоже стали переселяться на территорию Африки. Материк Африки в основном приобрел современный вид, но территория Сахары еще была под водой.

Примерно в 9500 году днэ остров Посейдонис полностью ушел по воды Атлантики. Часть потомков атлантов поселилась на севере Африки (племена оранской и себилькой археологической культуры). На остальной территории жили племена пигмеев и койсанцев (это потомки деградированных асуров). Вполне вероятно, что и в эти времена цивилизация африканских металлургов в Южной Африке (территория Замбии и Зимбабве)продолжала существовать, ведь железо и золото требовалось новым цивилизациям Древнего Востока (Египта и Палестины, Иерихонскому государству).

Примерно к 9000 году днэ Африка была такой же как и сейчас, только Сахара была не пустыней, влажными субтропиками и жили там потомки атлантов (племена оранской и себильской культуры). Южнее Сахары (на стыке северных племен и южных племен пигмеев и койсанцев) начинают складываться негроидные народы.

Примерно к 5700 году днэ на севере Африки склаывается новая группа народов – сахарские народы (это племена капсийской археологической культуры). Возможно и в это время в южной Африке продолжала существовать металлургия железа и других металлов. Ведь новые государства Ближнего Востока продолжали развиваться. Еще возможно, что на основе африканской металлургии асуры (не те которые деградировали, а те которые продолжали развиваться в направлении покорения космоса – они жили в Тибете, материке Му) и атланты (которые тоже стремились в космос) строились первые космические корабли.

К концу 4-тыс днэ Сахара становится все более засушливым регионом, сахарские народы все более уходят на юг от Сахары,их место занимают ливийские племена (будущие берберы). Из за давления сахацев негроидные народы тоже начинают движение на юг и начинают теснить пигмеев центра Африки. Я думаю, что и в этот период металлургия юга Африки развивалась для поздних асуров и поздних атлантов (для освоения космоса), а также для быстро растущих государств Древнего Востока (Египта, Ближнего Востока, Шумера, Северной Индии). В это время начинают появляться мелкие государства в Европе (Крит, Греция).

К 1100 г.днэ в Африке сложилась новая группа народов – банту, они сначала жили на территории современного Камеруна и Нигерии, с этой территории они начали активное движение на юг Африки, вытесняя и уничтожая пигмеев и койсанцев. В это же время на северном побережье Африки появляется новый народ – гараманты (это бывшие жители Древней Греции, вытесненные оттуда греками-дорийцами). По моему мнению в это время металлургия железа на юге Африки стала развиваться слабее, так как асуры уже смогли к этому времени покорить космос и уже не нуждались в продукции африканских металлургов, атланты возможно тоже стали брать меньше железа и цветных металлов, так как в странах Древнего Востока была освоена металлургия железа.

К началу нашей эры народы банту уже достигли территории Замбии, где металлургия к этому времени пришла в упадок, цивилизация металлургов почти исчезла, а банту не владели этим ремеслом. Одновременно с этим в Восточной Африке было открыто много новых месторождений железа, цветных металлов и золота, там начала развиваться металлургия. Возможно это развитие произошло из за появления там гарамантов (ведь они хорошо владели навыками металлургов). Именно с этого времени римские купцы (через Сахару) стали бывать в Западной Африке и покупать там железо, цветные металлы и золото.

Вопрос появления самых ранних государств в Африке (не считая Египта, Судана, Эфиопии и побережья Средиземного моря) является самым непонятным в изучении истории Африки. Не могло быть развитой мкталлургии без цивилизации (без государства). Но возможен и такой вариант, что металлурги юга Африки существовали как часть цивилизации поздних асуров и атлантов. А после того, как асурам и атлантам стали ненужными услуги металлургов (они уже стали космическими цивилизациями), металлургия юга Африки прекратила существование, хотя там еще в конце 17 века существовало государство Мопомотале, которое исчезло в конце 17 века по причине появления там новых племен, не знающих металлургии (именно племена разви уничтожили это государство).

По данным современной исторической науки первое государство (южнее Сахары) появилось на территории Мали в 3 веке – это было государство Гана. Древняя Гана торговала золотом и металлами даже с Римской империей и Византией. Возможно это государство возникло значительно раньше, но за время существования там колониальных властей Англии и Франции все сведения о Гане пропали (колонизаторам не хотелось признавать что Гана значительно древнее Англии и Франции). Под влиянием Ганы в Западной Африки появились позднее другие государства – Мали, Сонгаи, Канем, Текрур, Хауса, Ифе, Кано и другие государства Западной Африки.

Другим очагом появления государств в Африке являются окрестности озера Виктория (территория современных Уганды, Руанды, Бурунди). Первое государство там появилоь примерно в 11 веке – это было государство Китара. По моему мнени госурарство Китара было создано переселенцами с территории современного Судана – нилотскими племенами, которых с их территории вытесняли арабские поселенцы. Позднее там появились другие государства – Буганда, Руанда, Анколе.

Примерно в это же время (согласно научной истории) – в 11-м веке, на юге Африки появилось государство Мопомотале, которое исчезнет в конце 17 века (будет уничтожено дикими племенами). Я считаю, что Мопомотале начало существование значительно раньше, и жители этого государства являются потомками самых древних металлургов мира, которые имели связи еще с асурами и атлантами.

Примерно в середине 12 века появилось первое государство в центре Африки – Ндонго (это территория на севере современной Анголы). Позднее в центре Африки появились другие государства – Конго, Матамба, Мвата и Балуба. В процесс развития государственности в Африке начиная с 15 века начали вмешиваться колониальные государства Европы – Португалия, Нидерданды, Бельгия, Англия, Франция и Германия. Если сначала их интересовало золото, серебро и драгоценные камни, то позднее главным товаром стали рабы (и эти занимались страны, которые официально отвергали существование рабства). Рабов тысячами вывозили на плантации Америки. Только значительно позднее в конце 19 века, колонизаторов стали привлекать природные ископаемые на территории Африки. И именно по этой причине в Африке появились обширные колониальные территории. Колонии в Африке прервали развитие народов Африки, исказили всю ее историю. До сих пор значительных археологических исследований в Африке не проводится (сами африканские страны бедны, а Англии и Франции правдивая история Африки не нужна, также как и в России, в России тоже хороших исследований по древней истории Руси не проводится, деньги уходят на покупку замков и яхт в Европе, тотальная коррупция лишает науку реальных исследований).

Древняя история Африки (и России) таит еще много загадок.

Сохранено

"/>

Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.
В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее знаменитым памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер.

Древняя Африка

В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
На территории современной пустыни Сахары (бывшей тогда благоприятной для обитания саванной) к 4-му тысячелетию до н. э. складывается скотоводческо-земледельческое хозяйство. С середины 3-го тысячелетия до н. э., когда начинается высыхание Сахары, население Сахары отступает к югу, оттесняя местное население Тропической Африки. К середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сахаре распространяется лошадь. На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складывается городская цивилизация (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.
В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Здесь не сложилось культуры бронзового века, и произошёл непосредственный переход от неолита к железному веку. Культуры железного века распространяются как на западе (Нок), так и на востоке (северо-восточная Замбия и юго-западная Танзания) Тропической Африки. Распространение железа способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

Появление первых государств в Африке

По данным современной исторической науки первое государство (южнее Сахары) появилось на территории Мали в 3 веке – это было государство Гана. Древняя Гана торговала золотом и металлами даже с Римской империей и Византией. Возможно это государство возникло значительно раньше, но за время существования там колониальных властей Англии и Франции все сведения о Гане пропали (колонизаторам не хотелось признавать что Гана значительно древнее Англии и Франции). Под влиянием Ганы в Западной Африки появились позднее другие государства – Мали, Сонгаи, Канем, Текрур, Хауса, Ифе, Кано и другие государства Западной Африки.
Другим очагом появления государств в Африке являются окрестности озера Виктория (территория современных Уганды, Руанды, Бурунди). Первое государство там появилось примерно в 11 веке – это было государство Китара. По моему мнению государство Китара было создано переселенцами с территории современного Судана – нилотскими племенами, которых с их территории вытесняли арабские поселенцы. Позднее там появились другие государства – Буганда, Руанда, Анколе.
Примерно в это же время (согласно научной истории) – в 11-м веке, на юге Африки появилось государство Мопомотале, которое исчезнет в конце 17 века (будет уничтожено дикими племенами). Я считаю, что Мопомотале начало существование значительно раньше, и жители этого государства являются потомками самых древних металлургов мира, которые имели связи еще с асурами и атлантами.
Примерно в середине 12 века появилось первое государство в центре Африки – Ндонго (это территория на севере современной Анголы). Позднее в центре Африки появились другие государства – Конго, Матамба, Мвата и Балуба. В процесс развития государственности в Африке начиная с 15 века начали вмешиваться колониальные государства Европы – Португалия, Нидерданды, Бельгия, Англия, Франция и Германия. Если сначала их интересовало золото, серебро и драгоценные камни, то позднее главным товаром стали рабы (и эти занимались страны, которые официально отвергали существование рабства).
Рабов тысячами вывозили на плантации Америки. Только значительно позднее в конце 19 века, колонизаторов стали привлекать природные ископаемые на территории Африки. И именно по этой причине в Африке появились обширные колониальные территории. Колонии в Африке прервали развитие народов Африки, исказили всю ее историю. До сих пор значительных археологических исследований в Африке не проводится (сами африканские страны бедны, а Англии и Франции правдивая история Африки не нужна, также как и в России, в России тоже хороших исследований по древней истории Руси не проводится, деньги уходят на покупку замков и яхт в Европе, тотальная коррупция лишает науку реальных исследований).

Африка в средние века

Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении с севера на юг (в восточной части континента) и отчасти с востока на запад (особенно в западной части) - по мере удаления от высоких цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями. С конца III века н. э. в Западной Африке в бассейнах Сенегала и Нигера развивается западносуданская (Гана), с VIII-IX века - центральносуданская (Канем) цивилизации, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья.
После арабских завоеваний Северной Африки (VII век) арабы надолго стали единственными посредниками между Тропической Африкой и остальным миром, в том числе через Индийский океан, где господствовал арабский флот. Под арабским влиянием появляются новые городские цивилизации в Нубии, Эфиопии и Восточной Африке. Культуры Западного и Центрального Судана слились в единую западноафриканскую, или суданскую, зону цивилизаций, простиравшуюся от Сенегала до современной Республики Судан. Во 2-м тысячелетии эта зона была объединена политически и экономически в мусульманских империях: Мали (XIII-XV век), которой подчинялись мелкие политические образования народов фульбе, волоф, серер, сусу и сонгай (Текрур, Джолоф, Син, Салум, Кайор, Coco и др.), Сонгай (середина XV - конец XVI века) и Борну (конец XV - начало XVIII века) - преемника Канема. Между Сонгай и Борну с начала XVI века усиливались хаусанские города-государства (Даура, Замфара, Кано, Рано, Гобир, Кацина, Зария, Бирам, Кебби и др.), к которым в XVII веке от Сонгай и Борну перешла роль главных центров транссахарской торговли.
К югу от суданских цивилизаций в 1-м тысячелетии н. э. складывается протоцивилизация Ифе, ставшая колыбелью цивилизации йоруба и бини (Бенин, Ойо). Её влияние испытали дагомейцы, игбо, нупе и др. К западу от неё во 2-м тысячелетии сформировалась акано-ашантийская протоцивилизация, расцвет которой пришёлся на XVII - начало XIX века. К югу от большой излучины Нигера возник политический центр, основанный моси и др. народами, говорящими на языках гур (т. н. комплекс Моси-Дагомба-Мампруси) и превратившийся к середине XV века в вольтийскую протоцивилизацию (раннеполитические образования Уагадугу, Ятенга, гурма, дагомба, мампруси). В Центральном Камеруне возникла протоцивилизация бамум и бамилеке, в бассейне реки Конго - протоцивилизация вунгу (раннеполитические образования Конго, Нгола, Лоанго, Нгойо, Каконго), к югу от него (в XVI веке) - протоцивилизация южных саванн (раннеполитические образования Куба, Лунда, Луба), в районе Великих озер - межозёрная протоцивилизация: раннеполитические образования Буганда (XIII век), Китара (XIII-XV век), Буньоро (с XVI века), позднее - Нкоре (XVI век), Руанда (XVI век), Бурунди (XVI век), Карагве (XVII век), Кизиба (XVII век), Бусога (XVII век), Укереве (конец XIX века), Торо (конец XIX века) и др.
В Восточной Африке с X века процветала суахилийская мусульманская цивилизация (города-государства Килва, Пате, Момбаса, Ламу, Малинди, Софала и др., султанат Занзибар), в Юго-Восточной Африке - зимбабвийская (Зимбабве, Мономотапа) протоцивилизация (X-XIX век), на Мадагаскаре процесс государствообразования завершился в начале XIX века объединением всех раннеполитических образований острова вокруг Имерина, возникшего около XV века.
Большинство африканских цивилизаций и протоцивилизаций переживало подъём в конце XV-XVI веков. С конца XVI века, с проникновением европейцев и развитием трансатлантической работорговли, продолжавшейся до середины XIX века, происходит их упадок. Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации.

Колонизация Африки

В античную эпоху объектом колонизации со стороны Европы и Малой Азии была Северная Африка.
Первые попытки европейцев подчинить себе африканские территории датируются ещё временами древнегреческой колонизации 7-5 вв до н.э, когда многочисленные греческие колонии появились на побережье Ливии и Египта. Завоевания Александра Македонского положили начало довольно длительному периоду эллинизации Египта. Хотя основная масса его жителей, коптов, так и не была эллинизирована, правители этой страны (в том числе и последняя царица Клеопатра) восприняли греческий язык и культуру, которая полностью доминировала в Александрии.
Город Карфаген был основан на территории современного Туниса финикийцами и был одной из важнейших держав Средиземноморья до IV века до н. э. После Третьей Пунической войны он был завоёван римлянами и стал центром провинции Африка. В раннем средневековье на этой территории было основано королевство вандалов, а позднее она входила в состав Византии.
Нашествия римских войск позволили консолидировать под контролем римлян всё северное побережье Африки. Несмотря на обширную хозяйственную и архитектурную деятельность римлян, территории подверглись слабой романизации видимо в силу чрезмерной засушливости и непрекращающейся активности берберских племён, оттеснённых, но непокорённых римлянами.
Древнеегипетская цивилизация также подпадала под власть сначала греков, а потом римлян. В условиях упадка империи, активизированные вандалами берберы окончательно разрушают очаги европейской, а также и христианской цивилизации в Северной Африке в преддверии вторжения арабов, принесших с собой ислам и оттеснивших Византийскую империю, всё ещё контролировавшую Египет. К началу VII века н. э. деятельность раннеевропейских государств в Африке полностью прекращается, наоборот, экспансия арабов из Африки имеет место во многих регионах Южной Европы.
Атаки испанских и португальских войск в XV-XVI вв. привели к захвату целого ряда опорных пунктов в Африке (Канарских островов, а также крепостей Сеута, Мелилья, Оран, Тунис, и многих других). Итальянские мореплаватели из Венеции и Генуи также ведут активную торговлю с регионом начиная с XIII века.
В конце XV века португальцы фактически контролировали западное побережье Африки и развернули активную работорговлю. Следом за ними в Африку устремляются другие западноевропейские державы: голландцы, французы, англичане.
С XVII века арабская торговля с Африкой к югу от Сахары привела к постепенной колонизации Восточной Африки, в районе Занзибара. И хотя в некоторых городах Западной Африки появились арабские кварталы, они не стали колониями, и попытка Марокко подчинить себе земли Сахеля завершились неудачно.
Ранние европейские экспедиции были сконцентрированы на колонизации необитаемых островов, таких, как Кабо-Верде и Сан-Томе, а также на основании фортов на побережье как торговых баз.
Во второй половине XIX века, особенно после Берлинской конференции 1885, процесс колонизации Африки приобрёл такой масштаб, что получил название «гонки за Африку»; практически весь континент (кроме оставашихся независимыми Эфиопии и Либерии) к 1900 был разделён между рядом европейских держав: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия. В ходе Первой мировой войны Германия утратила (в основном уже в 1914) свои африканские колонии, которые после войны перешли под администрацию других колониальных держав по мандатам Лиги Наций.
Российская империя никогда не претендовала на колонизацию Африки, несмотря на традиционно сильные позиции в Эфиопии, кроме инцидента в Сагалло, произошедшего в 1889 году.