Типы и формы огранки цветных ювелирных камней. Виды огранок драгоценных камней. Смешанные виды огранки

http://goldenhands.info/stati/masters/yuvelirnye-izdelija/vidy-ogranki-dragocennyh-kamnei.html

Любой самый красивый драгоценный камень в своей естественной форме является грубым и не привлекательным. Предпродажной обработке подвергается даже самые совершенные творения природы - жемчужинки.

Существует много различных техник огранки драгоценных камней. Любой из методов призван сделать камень более привлекательным: будь то резка для более твердых пород (алмаз), или обычная полировка для менее твердых пород (бирюза).


Цех обработки камня и ограненные камни, конец XX века, СССР


Ограненные природные топазы (голубые и винные топазы в огранке)


Ограненные природные аквамарины


Виды огранки: 1 - полирная (ступенчатая изумрудная); 2 - клиньевая; 3 - розой; 4-бриллиантовая; 5 - комбинированная; 6 - фантазийная; 7 - кабошон

http://magic154.sitecity.ru/ltext_1407011535.phtml?p_ident=ltext_1407011535.p_2007234301

Кристаллы и минералы обладают лечебными и магическими свойствами не только благодаря их видимым и невидимым излучениям, их цвету, но и существованием у них эффекта форм.

Благодаря эффекту формы один и тот же кристалл, но с различной огранкой проявляет разные физические и биоэнергетические свойства.

Поэтому амулеты, вырезанные, к примеру, из сердолика, но различной формы (круг, крест, треугольник и т.п.) несут разные смысловые нагрузки.
Так, крест охраняет, треугольник заряжает, круг выравнивает энергии ИНЬ-ЯН.

Ближе всего к пониманию камня подошли мистики древности, придавая большое значение форме и огранке камней, а не их цвету.
Из многочисленных наблюдений они выработали магическую систему связи формы кристаллов со стихиями и числами.
Так, Платон, а также пифагорейцы тщательно изучили философские, математические и магические аспекты правильных выпуклых многогранников. Их по сей день называют телами Платона.
Таких правильных выпуклых многогранников пять:
тетраэдр (все грани - правильные треугольники и из каждой вершины которого выходит ровно три ребра),
гексаэдр (четырехгранник - куб),
октаэдр (восьмигранник),
додекаэдр (двенадцатигранник) и
икосаэдр (двадцатигранник).

Каждый из этих многогранников соответствует определенной стихии:
тетраэдр - ОГНЮ,
куб - ЗЕМЛЕ,
октаэдр - ВОЗДУХУ,
икосаэдр - ВОДЕ,
додекаэдр - ВСЕЛЕННОЙ.

Цвет и огранка камня определенным образом ориентируют его свойства, выявляя скрытую, соответствующую планете или созвездию астральную энергию.
Вот почему жрецы и маги в древности держали в тайне формы огранки, соответствующие каждому виду минерала.

Путем огранки создается возможность повысить игру камня, его блеск и магические свойства. Возникает «эффект формы».

С оккультной точки зрения кристалл имеет вершины, которые излучают энергию, и центры граней, поглощающие энергию.

Так, гексаэдр (куб) имеет 8 излучающих энергию точек-вершин и шесть граней, в которых происходит поглощение энергии. Так как излучающих точек больше, чем поглощающих, то куб относится к мужскому принципу ЯН.


У октаэдра существует шесть точек-вершин излучения и восемь точек-центров граней поглощения. Следовательно, октаэдр поглощает больше энергии, чем излучает, поэтому он относится к женскому началу ИНЬ.

Тетраэдр имеет четыре вершины и четыре грани, что приводит к равенству ИНЬ-ЯН.

У икосаэдра 12 вершин и 20 граней, имеющих вид правильных треугольников, поэтому он выражает принцип ИНЬ.

Додекаэдр имеет 20 вершин и 12 граней, и поэтому он выражает принцип ЯН. Его 12 граней имеют форму правильных пятиугольников. Додекаэдр по своей форме напоминает футбольный мяч.

Необходимо заметить, что излучательные центры можно разместить в центрах граней, а поглощательные - в вершинах. Очевидно, что это приведет к инверсии отношений (ИНЬ-ЯН), что в очередной раз подтверждает единство этих двух начал.

Для того, чтобы кристаллические свойства самоцвета проявились в полной мере он обязательно должен быть огранен.
Любая огранка хороша по-своему.
Меньшее количество граней и заостренная верхушка говорят о концентрации энергии камня на одной цели.
Большое количество граней и закругленный верх означают, что влияние камня многогранно и затрагивает много сторон жизни.

В природе многие виды камней обладают прекрасной силой блеска и изумительными гранями, но очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика. Усилению природного очарования ювелирных камней, естественные грани которых редко бывают совершенными, способствует придание им определенной формы.

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ КАМНЕЙ

В древние времена камням почти не пытались придать какую-то определенную форму, главным образом камни просто шлифовали, раскрывая частично лишь их цветовые возможности.

Постепенно шлифовкой камням стали придавать округлую форму, известную под названием кабошон. Слово "кабошон" произошло от французского слова, которое в свою очередь было образовано от латинского "cabo" - голова".

Даже при таком простом способе обработки, как шлифование, можно выделить несколько типов формы кабошонов: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый).

Этот самый древний способ огранки используется при подготовке камней для ювелирных украшений и в настоящее время.
В современных ювелирных изделиях камни, обработанные кабошоном применяются в тех случаях, когда художник-ювелир пытается показать цветовую силу камня.
Но все-таки при таком способе огранки камень остается "мертвым", его внутренняя жизнь и "игра" остаются нераскрытыми.

До 16 века были созданы только очень простые и правильные формы огранки алмазов - алмазный наконечник и алмазная таблица.
Постепенно появилась более сложная огранка с симметрично расположенными гранями - огранка розой. Она состоит из полусферы с нанесенными на последнюю 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы. Сейчас розой гранятся только самые мелкие алмазы.

Для камней вытянутой несимметричной формы используется форма бриолет - на каплевидную форму по всей поверхности наносятся треугольные грани, как и в огранке розой.

Но основной формой огранки, на которой строится большое количество разновидностей обработки драгоценных камней, стала бриллиантовая огранка.
На протяжении многих веков считалось, что впервые ее применил в 17 веке венецианский гранильщик Винченцо Перуцци. Но этот факт не является непреложным.

Очевидно лишь то, что появление бриллиантового способа огранки связано с усовершенствованием примитивного способа огранки таблицей путем спиливания углов.

Бриллиантовая огранка рождалась в многочисленных пробах и ошибках гранильщиков, поскольку для получения максимального эффекта необходимо было соблюдать в камне определенные пропорции. Соблюдение этих пропорций и строгого порядка в расположении граней необходимо для достижения того, чтобы поток света, попадая в камень, преломлялся и испускал как можно больше лучей, создавая радужный эффект.

ОГРАНКА
Огранка — это обработка драгоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска.

Форма огранки отнюдь не является случайной. Камень должен быть огранён так, чтобы большая часть вошедших, в него лучей не прошла насквозь, а вернулась бы обратно, преломившись в гранях.

В ограненном камне РАЗЛИЧАЮТ


Рундист — это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа.

Корона — это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом.

Павильон — это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки.

Калета — это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.

РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ТИПА ОГРАНКИ: кабошон, фасеточная, смешанная.
Огранка пробуждает камень к активному действию.
Огранка это как бы приказ камню действовать определенным образом, в зависимости от формы огранки.

КАБОШОН


Кабошон наиболее древний вид огранки - выпуклая форма без граней. Такая форма позволяет накапливать камню энергию и передавать ее владельцу.

Камень в этом случае как бы выполняет определенный приказ, при огранке кабошоном сам выбирает как ему действовать.
Наружная сторона огранки символ самого действия камня, внутренняя то, что будет происходить с хозяином.

ВЛИЯНИЕ
Излучение камня можно описать в виде поля. Это поле можно направить, но лучик получится рассеянный.
Для мгновенной атаки не слишком удобно, но подходит для изменения какой-либо структуры или неторопливой работы, например медитация, самолечение и т.д.
Кабошоны «смягчают» тех, кто вследствие каких-либо причин резок и неуравновешен или погряз во внутренних противоречиях. Отсутствие направленных углов не позволяет неосознанно направлять энергию. Кабошон стабилизирует, успокаивает, концентрирует силу.

Овальная форма - позволяет сливаться астральным телам хозяина и камня и обмениваться энергией. Влияет в основном на психику, поведение и т.д.
Круглая форма - усиливает сам камень, позволяет ему конденсировать энергию лучшим образом. Служит в основном для усиления здоровья.
Наиболее редкая форма кабошона - чечевица или капля. При этой форме происходит общение человека и камня на равных. Они обмениваются энергией но не сливают тела. Также такой камень реагирует на мысли хозяина. Если человек задумал сделать что -то из области влияния камня, тот откроет ему энергопоток для подпитки. В другое время просто влияет на самочувствие.

Кабошон бывает ТРЕХ ВИДОВ: ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛЫЙ, ПРОСТОЙ, ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛО- ВОГНУТЫЙ.


ПРОСТОЙ - нижняя поверхность плоская. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и округлый верх. Этот вид огранки обнажает магическую силу камня.

ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛЫЙ - обе поверхности верхняя и нижняя изогнуты.

ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛО- ВОГНУТЫЙ - эффект линзы Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить интенсивность окраски. Такая форма применяется почти исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который без полости выглядит почти черным.

КАБАШОНЫ ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ ЗОДИАКА
К стихии Огня (равенство ИНЬ-ЯН, т.е. поглощающе -излучающие свойства) относятся также кабошоны круглой или овальной формы с необработанной скрытой частью камня.

Стихии Земли (мужской принцип ЯН, т.е.излучающие) соответствует овальный кабошон с обработанной скрытой частью.

Стихии Воды (выражает принцип ИНЬ, т.е поглощающие.) соответствует кабошон круглый, «пирамидкой», с обработанной скрытой закругленной частью.
Стихии Воздух (равенство ИНЬ-ЯН т.е. поглощающе -излучающие свойства) - кабошон с необработанной скрытой частью

ФАСЕТОЧНАЯ ОГРАНКА - форма, образованная плоскими многоугольниками.
В фасеточной огранке весь камень обрабатывается в виде плоских граней
Этот вид огранки обнажает магическую силу камня и соответствует стихии Огня (равенство ИНЬ-ЯН).
Фасеточная огранка имеет несколько разновидностей:

ФАСЕТНАЯ огранка применяется главным образом для прозрачных камнем. Большинство разновидностей фасетных огранок ОТНОСИТСЯ К ДВУМ ОСНОВНЫМ ФОРМАМ - БРИЛЛИАНТОВОЙ И СТУПЕНЧАТОЙ.

БРИЛЛИАНТОВАЯ ОГРАНКА


ВЛИЯНИЕ
Бриллиантовая огранка гармонизирует человека, носящего этот камень, а также, и в первую очередь влияет на камень, который становится более восприимчивым для входящей информации, что очень удобно использовать в магии.

ВИДЫ БРИЛЛИАНТОВОЙ ОГРАНКИ

ПОЛНАЯ БРИЛЛИАНТОВАЯ

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой.
Обычно под бриллиантами подразумевают вообще огранённые алмазы.
Но всё же собственно бриллиантами, в строгом смысле этого слова, называются алмазы, имеющие бриллиантовую огранку. Считается, что эта огранка наиболее полно выявляет игру и блеск камня. Она состоит из двух многогранных пирамид — полной и усечённой, сложенных основаниями, грани короны и павильона располагаются в несколько рядов, распространено трёхрядное размещение граней (так называемая, тройная бриллиантовая огранка). Чаще используются такие виды бриллиантовой огранки: полная — на 57 граней и упрощённая — на 17 граней (для очень мелких бриллиантов).

Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: "Звезда Кэра", так называемый "старый американский бриллиант", английский бриллиант, огранка "юбилейная" и так далее.


Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются форма "маркиза" (или "челнок") и "панделок" (или каплевидная огранка).

ОГРАНКА ВОСЬМЕРКОЙ
Огранка «восьмеркой» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

РОЗА

Роза — фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают шесть или семь ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.).
В настоящее время в виде «розы» или «розетты» ограняются алмазы величиной от 1 до 2 каратов. Верхняя часть её состоит из 24 граней. Такая форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется само её название.
Алмазы, огранённые розой, обычно составляют 1/5 стоимости алмазов, с бриллиантовой огранкой при том же весе и чистоте. Классические формы алмазов в виде бриллиантов и роз могут быть получены лишь на достаточно крупных кристаллах.
Камень, огранённый розой, называется алмаз, а не бриллиант.
Из-за плохой игры она теперь почти не используется.

СТУПЕНЧАТАЯ ОГРАНКА

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

ВЛИЯНИЕ - множество граней позволяет получать/излучать больший объем информации, достаточно обширный набор возможностей при создании направленных потоков, сложных поливариантных программ.

ОГРАНКА ТАБЛИЦЕЙ
Огранка «площадкой» или «таблицей» - первая простейшая ступенчатая огранка. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Как правило, применяется для мужских перстней.

ИЗУМРУДНАЯ ОГРАНКА
Изумрудная огранка — ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда. Признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.

ЛЕСТНИЧНАЯ
Ступенчатая (лестничная) огранка — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту возрастает. Число фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней.

КЛИНЬЕВАЯ
Огранка клиньями (клиньевая) — разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

ЦЕЙЛОНСКАЯ
Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична, и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

БАГЕТ
Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) или округлой, выпуклой (сводчатой). В смешанной шлифовке (огранке) совмещены два типа шлифовки: верхняя часть гладкая, нижняя фасетированная или наоборот.

СМЕШАННЫЕ ОГРАНКИ

Смешанные - древняя ступенчатая огранка улучшается бриллиантовой. Как правило, коронка в бриллиантовой огранке, павильон - ступени или наоборот, коронка плоская, павильон фасеточный или ступенчатый.
ВЛИЯНИЕ - сходно с алмазной огранкой, но дает больший простор для творчества. Возможно найти совершено радикальные сочетания, индивидуализирующие камень, соответственно, помогающие раскрыть вашу индивидуальность при работе.

ОГРАНКА ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ

Для всех женских знаков предпочтение при обработке (если это возможно) отдается кабошону.
Грань выявляет мужские качества, она предполагает взаимодействие, активность, пробуждает определенные силы, камень становится кричащим, его заставляют работать.

ОГОНЬ — огранка фасеточная или ступенчатая, кабошон круглый или овальный с необработанной скрытой частью камня.

ЗЕМЛЯ - кабошон овальный (кроме Девы) с обработанной скрытой частью.

ВОЗДУХ - огранка "розой" или "трапецией", кабошон с необработанной скрытой частью.

ВОДА - кабошон круглый "пирамидкой" с обработанной скрытой закругленной частью.

Вообще для проявления мужских энергий (мужских знаков, если у вас там добрые планеты по статусу) нужно оправлять камни в мужские металлы: золото, железо, вольфрам, олово и его сплавы и т.д.
Для проявления женских энергий необходимо оправлять камни в женские металлы: серебро, титан, свинец, висмут, медь.
Нейтральные металлы: алюминий (Меркурий), иридий (Уран).

ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОКАЗАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНКОЙ КАМНЕЙ

Некоторые камни можно огранить по желанию, но на некоторые существуют ограничения.
Некоторые могут быть выполнены только в виде кабошонов, а другие — только граненые.

Некоторые камни гранить вообще нельзя, особенно для магических целей.
Будучи ограненными, некоторые камни теряют магическую силу.
К таким камням относятся: лабрадор, кровавик (для магии, а для ношения его гранят), обсидиан, селенит, кахолонг, хризопраз (граненый хризопраз не приносит счастья), турмалин (для магических и тантрических целей) и другие камни Луны и Венеры.
Камни непрозрачные, пестрые, за редким исключением лучше делать кабошонами. Так нужно обрабатывать все халцедоны, агаты и т.д. Хризопраз делается кабошоном.
Хризолиты делают кабошоном и лишь благородный оливин-хризолит зеленого цвета гранят.

Некоторые камни нельзя делать кабошонами: изумруд, сапфир, циркон (гиацинт), шпинель (лал), рубиллит, алмаз. Неграненые алмазы, в конечном итоге, становятся вредоносными. Лучше гранить аквамарин, неграненый он становится неуправляемым.

Изменчивые камни — александрит, рубин — их можно выполнять и так, и так, в зависимости от назначения.

В сущности должны быть кабошонами ИНЬские камни, а ЯНские — гранеными.

http://kolibrigems.com.ua/cirkoniy/6-forma-ogranki.html

Помимо самого распространенной классической круглой формы, пользуются популярностью и формы огранки, именуемые фантазийными («маркиз», «принцесса», «овал», «груша», «изумруд», «сердце», «багет»), каждая из которых по-своему красива и великолепно смотрится в ювелирных украшениях.

Применение оригинальных форм расширяет творческие горизонты ювелирного искусства, позволяя создавать новые украшения с вставками, соответствующие тенденциям современной моды. Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанным с формой кубического циркония по телефонам указанным .


http://www.zoloto.peterlife.ru/jewelldoc/128603.html#.VP-2U3ysViQ

ОБРАБОТКА Ювелирные камни

Ювелирные камни в природе часто встречаются в виде прекрасных крсталлов и изумительных по красоте образцов, отличающихся сильным блеском и природной игрой света. Однако человек уже в глубокой древности научился усиливать красоту, блеск и сияние камней путем их дополнительной обработки.

Цветные камни обрабатывали уже в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне. Украшения из лазурита, яшмы, бирюзы и других камней в виде отшлифованных и округлых пластин найдены при раскопках древних захоронений.

Одним из самых древних видов обработки камня является искусство резьбы на самоцветных камнях, или глиптика . В нем ценится не столько сам камень, сколько мастерство его обработки. Резной камень носит название геммы .

Около 1600 г. в Париже удалось произвести полную бриллиантовую огранку алмаза и был получен бриллиант (от французского "брийе" - блестеть, сверкать); этот тип огранки в существенных чертах сохранился до наших дней.

Современные формы бриллиантовой огранки рассчитываются различными способами. При этом принято называть верхнюю его часть коронкой или верхом, нижнюю часть - низом или павильоном. Плоская часть коронки называется таблицей или площадкой, а линия, отделяющая коронку от павильона, называется рунд истом. Грани павильона сходятся в одну точку - шип. Раньше вместо шипа делали одну маленькую площадку - калетту, в настоящее время калетту не делают.

Форма бриллиантов может быть различной: чаще всего круглая, но для крупных кристаллов используют формы: "маркиз", "груша", овальная, багет, изумрудная и др. При огранке драгоценных камней решающее значение имеют оптимальные углы наклона граней павильона, так как пучок лучей света, входящий через коронку в камень, должен "отражаться от граней низа и выйти через грани верха в воздух". Чем большее число лучей света выйдет из камня, тем лучше блестит и сверкает камень. Если же грани павильона будут наклонены не под оптимальными углами, то большая часть лучей пройдет через камень, не отражаясь от нижних граней, блеск камня будет тусклым, а цвет бледным. Показатель преломления у различных камней различный, поэтому для каждого камня существуют свои критические углы наклона граней низа.

Гладкая шлифовка самоцветов - другой тип их обработки, известный с древних времен. Ее выбирают не только для просвечивающихся и непрозрачных камней, но и для прозрачных (рубинов, изумрудов, урмалинов и др.), если они содержат много включений. При гладкой обработке камень не покрывается гранями, а ему лишь придается выпуклая форма. К этому типу шлифовки относятся также и кабошоны . Круглый кабошон имеет правильную форму, если его высота примерно соответствует радиусу круга основания. Если она больше этого радиуса, говорят о высоком, если меньше - о плоском (низком) кабошоне.

Основные типы огранки

Формы, придаваемые камню при обработке

· Шахматная

Шахматную огранку обычно используют для цитрина, граната, топаза, аметиста и полудрагоценн

Ювелиры - квалифицированные мастера, способные увидеть в мутном осколке минерала прекрасный драгоценный камень и придать ему великолепную форму. Виды классической огранки драгоценных камней сегодня используются многими мастерами каменного дела и включают в себя три основных типа огранки - кабошон, круг и фацетная - которые, в свою очередь, подразделяются на 250 разновидностей. Конкретный тип обработки подбирается ювелиром в зависимости от определенных факторов: размера и вида минерала, его чистоты, твердости, оптических свойств и умений и навыков самого мастера.

Ниже представлен список видов камней, используемых мастерами всего мира.

Кабошон

Самый древний вид огранки драгоценных камней, при которой минералу придается выпуклая форма без фацетов. Обычно такой тип обработки используется для огранки непрозрачных либо полупрозрачных вставок, минералов с эффектом «кошачьего глаза». Огромную роль играет качество полировки и шлифовки камня, поскольку главным требованием к кабошонам является идеально гладкая поверхность.

Круг

Круг - классическая огранка драгоценных камней. Виды другими способами появились значительно позже ее. Впервые круглая огранка была придумана в 1900 годах. Именно в это время были изобретены алмазные пилы, которые дали мастерам-ювелирам возможность работать с алмазами и с их помощью обрабатывать другие алмазы, превращая их в бриллианты.

Круглая огранка камней и ее виды, разнящиеся в зависимости от количества граней, помогают создать уникальные и оригинальные украшения. Оптимальным видом считается огранка в 57 фацет - она придает бриллиантам блеск и показывает всю красоту и игру света в их гранях. Наиболее максимально такая огранка ценится при перекупке камней. Небольшие камни обрабатываются в 33 грани или 17 граней.

Большая потеря веса камня - характерная особенность данного типа огранки. Обработка минерала забирает порядка 50% первоначальной массы.

Овал

Виды огранок драгоценных камней включают в себя одну из разновидностей круглой обработки - овал. Ювелиры используют ее в основном для круглых самородков. Впервые овальная огранка появилась только в 1960-х годах.

Груша

Несмотря на столь необычное название, камни, обработанные таким образом, больше напоминают каплю. Боковые фацеты выполнены в виде клиньев, верхняя площадка гладкая, что обеспечивает игру света. Таким образом обрабатываются как средние, так и крупные камни. Груша подразделяется на такие виды огранок ювелирных камней, как бриолет и капля.

Маркиз

Данный вид обработки драгоценных камней был назван в честь маркизы де Помпадур - фаворитки короля Людовика XV. Кокетливая улыбка всемирно известной красавицы была увековечена в овальной огранке драгоценностей с продолговатыми, заостренными кончиками. По форме обработанные таким образом камни больше похожи на лодочку.

Ограненные под «маркиза» камни очень хрупкие: их удлиненные кончики легко можно сломать, поэтому такие украшения носятся очень аккуратно.

Багет

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя прямоугольную обработку - багет. По сути, он является показателем качества, поскольку показывает как минусы, так и плюсы камня. Во вставках такой формы невооруженным глазом можно заметить внутренние дефекты или ошибки огранки. По этой причине при выборе подобных украшений желательно обращать внимание на качество обработки камня.

Принцесса

Для «принцессы» характерна необычная игра света в камне, но при этом она выполняется в квадратной либо прямоугольной форме. Впервые появилась в 1960-1970 годах. Стоимость такого камня меньше, поскольку во время огранки он практически не теряет в весе. Бриллианты обрабатываются в форме «принцесса» для украшения обручальных колец. При помещении камня в оправу стараются закрыть прямые углы, поскольку они являются наиболее хрупкими.

Октагон

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя восьмигранную обработку. Самой популярной считается изумрудная огранка, защищающая минералы от сколов и повреждений, показывая с выигрышной стороны чистоту и оттенок камня.

Изумруд

Такой тип огранки представляет собой прямоугольник со срезанными углами и большими фацетами. Используют его в основном для обработки крупных камней идеальной чистоты, поскольку спрятать изъяны самородка за большим количеством граней невозможно. Не так играет светом, как круглая огранка или огранка «принцесса», но по яркости и силе преломляемых вспышек значительно их превосходит.

Триллион

Самая эффектная огранка драгоценных камней. По форме напоминает треугольник с клиньями. В зависимости от дизайна готового украшения, характеристик самоцвета и фантазии и умения ювелира могут меняться количество фацетов и форма камня, то является преимуществом триллиона. Впервые такой вид огранки был придуман в Амстердаме, а на сегодняшний день он является самым популярным в мире.

Сердце

Сложные и дорогостоящие виды огранок драгоценных камней включают данный тип - сердце. Используют его только при изготовлении эксклюзивных украшений. Красота каменного сердца зависит от мастерства ювелира, поэтому при выборе таких изделий в первую очередь смотрят на ровность контура.

Кушон

Нередко такой вид огранки драгоценных камней именуется античной, или антиком. Ювелиры прибегают к нему в тех случаях, когда требуется сохранить изначальный вид минерала. К примеру, практически все бриллианты огранялись именно в такой форме.

Радиант

Внешне камень, которому придали такую огранку, похож на квадрат или прямоугольник с обрезанными углами. Радиант объединяет в себе черты таких огранок, как "изумруд" и "принцесса". Ювелиры применяют его для минералов, которые должны быть показаны во всей красе: игра света, цвет, чистота, прозрачность и размеры камня демонстрируются при такой обработке. Такая огранка имеет больше мужественный и брутальный характер, поэтому ее нередко выбирают для создания мужских украшений. Визуально такие изделия укорачивают фаланги пальцев.

Ашер

Квадратные виды огранок драгоценных камней включают такую разновидность, как Ашер. Он во многом похож на Изумруд, но имеет большее количество фацетов. Изобретена такая огранка была в 1902 году в Бельгии братьями-мастерами по камню Ашер, наиболее популярна она стала в 1930 годах. В зависимости от размера камня изменяется количество граней. С ограненными в таком виде камнями изготавливаются изделия в стиле ар-деко.

Зачем обрабатываются драгоценные камни?

Огранка - механическая обработка полудрагоценных и драгоценных самоцветов, проводимая с целью придания камням нужной формы и строения, которые обеспечивают полное проявление особенностей материала. Во время процесса обработки на поверхности камня формируются правильные геометрические поверхности, которые складываются в нужную фигуру.

Огранка создает игру света, при которой демонстрируется оптимальное восприятие блеска и цветовой палитры самоцветов. Большое количество граней и их расположение гарантируют переливчатый световой эффект. Формирование и расположение фацетов и поверхностей многократно преломляет и отражает световые лучи, фокусируемые камнем. Цветовые переливы дают составляющие оттенки спектра, на которые раскладываются преломленные лучи.

Ограночная технология и обработка драгоценных и полудрагоценных камней с ее помощью подразумевает под собой два основных элемента: вид граней и внешнюю форму камня. Виды и формы огранки драгоценных камней на сегодня многочисленны, однако сам процесс придания самоцвету нужной формы очень трудоемок и длителен. Минимальное число фацетов составляет 30, а в сложных формах оно может достигать 240. При этом каждая из них должна быть выполнена под идеально правильным углом и с ровной поверхностью.

Исключая игру света в камне, огранка должна соответствовать нескольким критериям. Это:

  • Шлифовка материала.
  • Минимальная потерянная масса.
  • Проявление формы и колорита.
  • Соответствие камня всему украшению по цвету, форме, стилю.

В зависимости от типа камня, его размера и назначения готового украшения ювелир подбирает определенную форму огранки. Для некоторых видов камней - к примеру, изумрудов и бриллиантов - имеются свои формы огранки, для других используются любые типы.

Придать любому украшению благородный и привлекательный внешний вид может огранка драгоценных камней. Виды и способы обработки самоцветов изобретались и совершенствовались веками, и каждый из них обладает своими характерными особенностями. Без огранки любой, даже самый дорогой и будет казаться безделушкой. Только в руках настоящего мастера-ювелира самоцвет получает вторую жизнь и радует людей своей красотой, изяществом и неповторимостью.

Для прозрачных, полупрозрачных драгоценных и полудрагоценных камней используется фацетный вид огранки. Его отличительной чертой является нанесение плоских граней геометрической формы на поверхность обрабатываемого камня.

В современном ювелирном искусстве различают множество видов фацетной (или фасетной) огранки. Среди них: клиньевая. Для данного вида огранки характерно максимальное отражение света с поверхности обрабатываемого камня. Примером служат такие формы огранки, как «круглая бриллиантовая», «Овал» и «Маркиз». Данный вид огранки применяют для обработки алмазов, циркона, горного хрусталя, турмалина, изумруда, топаза и рубина.

ступенчатая. С помощью данного вида фацетной огранки мастер добивается подчеркивания внутренней красоты камня. Примером служат огранки формы «Багет», «Изумруд», «Ашерон». При выборе высоты огранки камня учитывается его цвет. Светлые камни делают выше, а темные – меньше. С помощью такой формы огранки обрабатывают изумруд, берилл, гиацинт, гранта, сапфир и рубин.

смешанная - она включает в себя элементы двух указанных выше. Данный вид огранки еще называется фантазийным. Обработанные камни смотрятся очень эффектно, но стоимость и сложность огранки соответственно – очень высоки.

Огранка клиньями

Одна из разновидностей ступенчатой огранки камней – клиньевая в свою очередь также разделяется на несколько видов. Существуют формы огранки, при которых нижняя площадка оформляется в форме четырехугольника, а бывает и в форме вытянутого восьмиугольника. В первом случае грань камня разделяется на 4 клина, а во втором – на 3. При этом все угловые и боковые грани имеют форму треугольника.

При форме огранки, когда площадка четырехугольная, боковые грани образуют 4 четырехгранные пирамиды с трапециевидным основанием. А низ камня получается при таком же наборе комбинаций имеет 3-х угольные грани. Рундист отделяет верх камня от низа в соотношении 1 к 2.

Чаще всего клиньями обрабатываются лишь лицевые грани камня, но есть и такие разновидности, когда клиньями ограняются и нижние грани.

Огранка клиньями используется при обработке больших алмазов, рубинов, изумрудов, аквамаринов, сапфиров, родолитов, аметистов, демонтоидов и прочих прозрачных камней.

Идеальная огранка

Идеальная огранка алмаза по технике Толковского очень часто используется в США.

Ее характерной особенностью является то, что при диаметре рундиста 100 % ширина таблицы – центральной грани – 53 %, высота короны 16,2 %, при этом глубина павильона – 43,1 %.

Огранка КР-57

Круглая огранка драгоценных камней с 57 гранями получила название КР-57.

Особенностью данного вида огранки является то, что от площадки отходят 8 клиньев верха (одинарных), которые соприкасаются с таким же количеством основных граней короны, и завершают верх кристалла 16 парных клиньев у рундиста.

Вытянутый книзу павильон имеет 24 грани и 16 клиньев, а 8 основных фацет павильона соединяются в калетте.

Огранка Овал

Огранка Овал – это разновидность клиньевого типа огранки, который имеет форму овала. Этот тип огранки используется для крупных кристаллов, предназначенных для установки в кольца, подвески или серьги. Идеальным для вставки является именно кольцо, поскольку овальной формы камень визуально удлиняет пальцы.


Эта удлиненная разновидность круглой огранки в последнее время получила большую популярность при обработке центральных камней в помолвочных кольцах.

Овальный тип огранки появился сравнительно недавно - в 60-х годах прошлого столетия, в отличие от круглой, о которой известно уже более трех сотен лет.

Огранка Грушей

Огранка «Грушей» относится к клиновидным формам огранки. Пропорции алмаза с такой огранкой равны пропорциям камня с круглой огранкой. С одной стороны, кристалл имеет закругленный конец, с другой – зауженный. Чаше всего таким способом гранят камни для украшений в виде сережек, подвесок, реже грушевидной огранкой гранят основной камень в кольце.

По сути, в верхней части камня создается 32 фасета, а в нижней – 23. Однако соотношения между сторонами может меняться от 1.5 до 2. Получается, прямая пропорция: чем выше соотношение, тем более вытянутым становится камень. Главной задачей ювелира, гранящего камень данным видом огранки – правильно соблюсти все пропорции, чтобы свет отражался равномерно от всех граней.

Толщина рундиста при грушевидной огранке не должна быть выше 2%, но и не быть меньше, чем 0.7%. Получается, что существует одна площадка, ее размеры начинаются от 55% до 62%. Угол низа обычно составляет 40.5 до 41.5%, а угол верха равен от 33 до 35 градусов.

При покупке украшений с огранкой камней в виде груши, стоит помнить, что может возникнуть эффект галстука-бабочки, где на главной поверхности камня появятся затемнения. Однако стоит помнить, что это только видимый эффект, на самом деле камень является чистым.

Огранка "Маркиз"

Огранка «Маркиз» является разновидностью круглой бриллиантовой огранки, есть и еще одно название данной техники – «Челночок». Огранка «Маркиз» является наиболее распространенным видом фантазийной огранки драгоценных камнуй. Главное преимущество техники – наличие эффекта «игры», который создается из-за большого количества граней кристалла и определенного расположения их относительно друг друга.

Если оценивать внешний вид кристалла с огранкой «Маркиз», то более всего он напоминает лодочку, кстати, при этом виде огранке драгоценный камень теряет минимальное количество веса. Ювелирные украшения с таким камнем выглядят очень изящно и утонченно, однако, не смотря на видимую хрупкость изделия, на самом деле «Маркиз» наоборот визуально увеличивает кристалл. Кстати, на заметку женщинам, кольцо с драгоценным камнем, обработанным огранкой «Челночок» будет зрительно делать палец длиннее и тоньше, а кисть изящнее.

При огранке «Маркиз» в кристалле создается 32 фацета в его верхней части и 22 в нижней. Площадка будет единой, а вот толщина рундиста колеблется в довольно обширных границах: от 0.7 до 2.5%. Очень важно обратить внимание на размер самой площадки, он должен составляет не менее 55%, но и не более 62%, иначе пропорции не будут соблюдены. Угол низа может варьировать от 40.5 до 42.5 градусов, а верхний угол соответственно равняется от 33 до 35 градусов. Однако самой важной величиной в этом виде огранки является удлинение, которое должно быть не менее 1.65.

О названии техники до сих пор спорят, некоторые склоняются, что имя «маркиз» дали в честь Людовика XV, короля – солнце. Этот монарх имел любовницу маркизу де Помпадур, которая очень ценила роскошь, в том числе и в ювелирных изделиях. Король, который обожал свою фаворитку, распорядился изготовить алмаз, который был бы похож на улыбку возлюбленной. Вскоре впервые появился бриллиант, ограненный в технике «Маркиз».

Огранка бриллиантов «Сердце»

Суть огранки «Сердце» напоминает грушевидную (форма капли) клиньевую отделку, но камень как бы расщепляется с боку головки. Бриллиант-Сердце обладает равносторонними шириной и длиной и имеет 57 граней.

Именно при огранке камня в форме «Сердца» мастерство огранщика будет видно, как на ладони. Очерчивающая линия должна быть предельно ровной, а грани симметричными. Для такой формы огранки не стоит использовать алмазы с цветом ниже J, иначе желтизна сконцентрируется в углах бриллианта. Форма огранки удачно скрывает огрехи, присутствующие в камне, преподнося его в наиболее выгодном свете.

Благодаря особой форме, которую приобретает бриллиант после огранки, украшения с такими камнями в основном преподносятся в качестве романтического подарка. Чаще всего бриллианты, ограненные в форме «Сердца», вставляется в кулоны, кольца и серьги.

Огранка Триллион

Огранка Триллион (Триллиант, Треугольник) является клиньевой разновидностью огранки треугольной формы с практически похожими значениями ширины и длины. Форма и количество граней могут быть изменены в зависимости от характеристик камня и навыков огранщика.

Этот вид огранки впервые был использован в Амстердаме в 1970 году. Обычно используются две разновидности огранки «Триллион» - традиционный (Straight) треугольник или же с закругленными краями (Curved).

Обычно такая форма огранки используется для обработки кристаллов, которые будут задействованы на боковых вставках для дополнения центрального крупного солитера.

Огранка «Триллиант»

Драгоценные камни (бриллианты, сапфиры, аметисты, топазы и другие) после огранки «Триллиант» (триллион) приобретают особую треугольную форму. Предпочтительно, чтобы значения длины и ширины были равны, но допускаются отклонения в пределах 1,1.

При огранке камней в форме «Триллиант» получается 3 рундиста, толщина который от 1 до 5 %. При этом размер площадке должен находиться в пределах от 60 до 70 %, нижний угол – в границах от 30 до 48 градусов, а верхний – 35-50 град. Число фацетов и их форма могут быть различными, но обычно 24 - сверху и 241 - снизу.


Техника огранки треугольников была изобретена в Амстердаме более 30-ти лет назад. Вариации «Триллаинта» очень широки. Камни могут иметь заостренные или закругленные углы. Эта клиньевая огранка камней не имеет жестких критериев по количеству граней и их форме – все зависит от характеристик камня. Важно, чтобы драгоценный камень приобрел форму треугольника.

Камни-триллианты обычно используют в качестве боковых вставок в кольцах с уже имеющимся большим драгоценным камнем. Центральные камни в таком случае – это «принцессы», «изумруды» или «радианты», но бывают украшения и с центровым «триллиантом».

Огранка Щит

этим типом огранки – это алмаз Moussaieff Red (Муссаефф Красный, Муссаефф Ред, Красный Щит или Red Shield).

Этот кристалл красного цвета весом 13,9 карат был найден в Бразилии в 90-х годах фермером. Это самый большой алмаз такого цвета. В конце концов, алмаз оказался в собственности «William Goldberg Diamond Corporation».

Позже алмаз был огранен новым собственником. Для того чтобы избежать больших потерь кристалл был огранен в треугольной, слегка закругленной форме. После огранки (в начале 2000-х годов) бриллиант весом 5,11 карат стали называть Moussaieff Red (в честь учредителей ювелирной компании - Алисы и Сэма Муссаефф).

А форма, в которой был огранен бриллиант, имеет название Shield cut за то, что она напоминает выпуклый щит. Эта редкая форма огранки появилась во второй половине прошлого века.

Огранка бриллианта "Принцесса"

Самая модная и одна из популярнейших типов огранки бриллиантов – это, конечно же, «Принцесса». Это квадратный (либо прямоугольный) тип огранки алмаза, имеющий острые углы. Данная форма огранки позволяет свету хорошо играть, а все благодаря возврату белого света при взгляде на камень.

Обработанные огранкой «Принцесса» бриллианты чаще всего можно увидеть в качестве солитера – единственного украшения на кольце, в серьге или на подвеске. Оправа должна сберечь острые грани драгоценного камня от повреждений – ведь это самые хрупкие места. Все 4 угла бриллианта должны быть надежно защищены от сколов. При выборе украшения следует обратить внимание на цвет алмаза, камни из цветовой группы ниже седьмой (J) продемонстрируют концентрацию желтизны в углах.

Данная огранка была разработана для того, чтобы разнообразить самую популярную – круглую форму. Как и круглые формы огранки, «Принцесса» позволяет имеющим прямоугольную форму драгоценным камням сверкать также ярко.

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Data-lazy-type="image" data-src="https://karatto.ru/wp-content/uploads/2017/10/kaboshon-1.jpg" alt="кабошоны" width="280" height="204"> Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

В ювелирном деле насчитывают около 250 разновидностей огранки. Они зависят не только от вкусовых предпочтений ювелиров, но и от физических и оптических характеристик камней. В процессе огранки важно сохранить массу камня и его природные достоинства. Огранку можно разделить на три большие группы: гладкую , фасетную и смешанную .

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Схема 1: строение огранённого камня

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую , и фантазийную .

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Фото 1: классическая или полная бриллиантовая огранка, автор этой и других фотографий — Дмитрий Столяревич

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре) , часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фото 2: огранка изумруд

Фото 3: огранка ашер

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Фото 3: огранка овал

Фото 5: огранка маркиз

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Фото 5: огранка груша

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион . Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Фото 6: огранка принцесса

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца. Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Фото 7: огранка сердце

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза : у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

В этом тексте мы постарались обобщить и выстроить в единую логику самые распространенные классификации камней. На выходе получился полный гид по огранкам. За аналитическую работу и создание структуры гида благодарим автора текста Ольгу Мартынову.