Слабые и сильные стороны малого бизнеса. Курсовая работа место малого предпринимательства в рыночной экономике Сильные и слабые стороны российских санаторно-курортных услуг

Предлагаются рекомендации и возможные направления стратегии государственной поддержки предприятий малого бизнеса в республике и деятельности общественных объединений предпринимателей и международных институтов в данной сфере.

Выбору направлений предшествовал анализ основных "благ" и "злодеяний", приписываемых малому бизнесу различными сторонами, участвующими в регулировании и поддержке его деятельности. Существующие "мифы о малом бизнесе" в значительной степени искажают его реальную социально-экономическую значимость, что негативно отражается на экономическом прогнозировании результатов его деятельности.

Малый бизнес в Казахстане продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по устранению административных барьеров преодолению коррупции.

Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности предприятий, в формировании отраслевой и региональной структуры малого бизнеса, его ориентацию на теневую экономику, отходе предпринимателей от производства, свидетельствуют о несистемном характере становления важнейшего сектора современной экономики. Причина заключается не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, отсутствии его развитой инфраструктуры, но и в том, что не была выработана оптимальная государственная стратегия поддержки малого предпринимательства, не выявлены соответствующие отраслевые и региональные приоритеты, отсутствовали обратная связь, реальный мониторинг происходящих процессов и их идентификация.

Малый бизнес - дело трудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. “Плюсы” и “минусы” этой формы экономической деятельности можно проиллюстрировать с помощью SWOT- анализа (см.Таблица 1) .

Таблица 1

SWOT- анализ малого бизнеса

Сильные стороны МБ

Слабые стороны МБ

Возможности МБ

Угрозы существованию МБ

Небольшой стартовый капитал

Ограниченный (локально) рынок

Освоение новых видов продукции

Короткий жизненный цикл

Легкость проникновения на рынок

Ограниченные ресурсы для развития производства и привлечения специалистов

Ускоренное освоение инвестиций, высокая оборачиваемость капитала и инновационная деятельность

Административные барьеры / Чрезмерное регулирование со стороны государства

Быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка

Уязвимость к различного рода экономическим кризисам и зависимость от платежеспособного спроса

Развитие через кооперацию с крупными предприятиями

Высокая конкуренция

Способность быстрой переориентации деятельности

Отсутствие мощного лобби

Рост до уровня “большого” бизнеса

Уязвимость к попыткам силового давления “сильных

мира сего”

Жизнь малого предпринимателя - это с одной стороны богатое поле возможностей, а с другой огромное количество трудностей и “ловушек”. Данная ситуация характерна как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для стран с переходной экономикой.

Несмотря на относительно юный возраст и относительную свою немногочисленность, малое предпринимательство уже обросло рядом укоренившихся мифов. При этом мифы о малом бизнесе возникают как с “отрицательным”, так и с “положительным” знаком. Они очень мешают разобраться в действительном положении в данном секторе экономики и понять реальные возможности и перспективы малого бизнеса.

Поскольку некоторые из этих мифов уже обрели прочность укоренившегося предрассудка, то первое, с чего необходимо начать, прежде чем разрабатывать новую стратегию поддержки малого бизнеса - выявить их и попытаться “обезвредить”.

В настоящее время в рассматриваемом секторе экономики преобладают предприятия малого бизнеса, занятые в сфере торговли и оказания услуг, которые, как правило, не нуждаются в долгосрочных кредитах. В первую очередь это обусловлено коротким инвестиционным циклом на данных предприятиях. В то же время, производственные малые предприятия для модернизации основных фондов и расширения своей деятельности нуждаются в более дешевых и долгосрочных кредитах, чем предприятия торговли.

Объяснение сложившейся ситуации кроется в законах рынка. Преобладание сферы торговли в малом бизнесе связано с относительно низкими первоначальными капиталовложениями, быстрой окупаемостью затрат и достаточной высокой рентабельностью. Привлекательность данной сферы для предпринимателей формирует спрос на краткосрочные кредиты, когда достаточно высокая стоимость кредита с лихвой компенсируется полученной прибылью. Таким образом, до тех пор пока на рынке кредитных капиталов существует высокий спрос со стороны предпринимателей на подобного рода кредиты, финансовым институтам не выгодно снижать процентные ставки.

Как уже отмечалось, по-прежнему актуальной остается проблема залогового обеспечения запрашиваемого кредита. Суть проблемы кроется в отсутствии или нехватке залогового обеспечения и специфике оценки предоставляемого залога экспертами банков.

Проблема отсутствия или нехватки залогового имущества очень тесно связана с оценкой его рыночной стоимости и ликвидности. На сегодняшний день в качестве залога банки второго уровня принимают недвижимость, оборудование, средства в обороте, транспортные средства, гарантийные поручительства, ценные бумаги. Стоимость и ликвидность залога определяется залоговыми экспертами банка. Стоимость залога должна покрывать сумму запрашиваемого кредита не менее чем на 30%. При этом оценочная стоимость залога, как правило, колеблется в пределах от 50% до 80% ее рыночной стоимости, т. е. реально предоставляемый залог должен покрывать сумму кредита уже не на 30%, а на 50-70%. В большинстве случаев, исходя из данной схемы оценки залога, предприниматели не в состоянии предоставить адекватное залоговое обеспечение для получения необходимого кредита.

Для решения проблемы обеспечения кредита залогом, в рамках политики поддержки малого предпринимательства, в нормативно-законодательных актах предусматривается возможность использования коммунальной (municipal) собственности в качестве залога за кредит. Однако на практике данные меры не работают.

Возникали ситуации, когда предприниматели брали кредит, предоставляя в качестве залога коммунальную собственность, а после этого скрывались с полученными деньгами. Когда банк требовал передать им залоговое имущество в качестве возмещения за невозвращенный кредит, акимат, в свою очередь, отвечал отказом, мотивируя это отсутствием легитимных процедур и механизмов передачи коммунальной собственности в собственность банка.

Изучение зарубежного опыта указывает на то, что внедрение системы институтов страхования рисков банков второго уровня и институтов гарантирования возвратности кредитов в значительной степени снижает риски для банков, сокращает сроки рассмотрения заявки и выдачи кредита и способствует расширению доступа предприятий малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам.

Адаптация и внедрение подобной практики в Казахстане позволит стимулировать заинтересованность финансовых институтов работать с малыми предприятиями и как следствие расширить доступ отечественных предпринимателей к кредитным ресурсам.

Предприниматели отмечают, что наряду с благоприятными тенденциями в сфере взаимодействия с государственными органами, наблюдается ужесточение административного регулирования предпринимательской деятельности. В своей практике в процессе взаимодействия с государственными органами они сталкиваются со следующими проблемами:

Основная причина существования имеющихся административных барьеров заключается в качестве действующих нормативно-законодательных актов, регулирующих различные аспекты взаимодействия предпринимателей с соответствующими государственными органами. В дополнение к этому имеет место недостаточно четкое выполнение действующих нормативно-законодательных актов как чиновниками, так и самими предпринимателями, что приводит к снижению их эффективности на практике.

Большую озабоченность среди предпринимателей вызывает Кодекс об административных правонарушениях. По их мнению, меры, предусмотренные в кодексе, носят в большинстве своем карательный характер, когда даже незначительные нарушения со стороны предпринимателей наказываются большими штрафами. При этом не соблюдается принцип равенства перед законом, когда чиновники государственных органов практически не несут ответственности за нанесение ущерба предпринимателю своими действиями.

Меры, принимаемые для преодоления административных барьеров, недостаточно эффективны из-за использования упрощенного подхода. В настоящее время регулирование деятельности предприятий малого бизнеса со стороны государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции, осуществляется без учета отраслевой специфики объекта регулирования.

Проблема взаимодействия с государственными органами возникает по двум основным причинам: первая заключается в несовершенстве разработанных нормативных документов, вторая причина кроется в искусственно создаваемых чиновниками административных барьерах, что по сути является следствием первой причины. При этом, проблемы взаимодействия малых предприятий с чиновниками государственных органов существуют практически во всех странах СНГ. Так, например исследования сектора малого предпринимательства в России, подтверждают, что необоснованное вмешательство в деятельность малых предприятий наиболее часто имеет место со стороны налоговых служб, пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической станции. В среднем на каждое предприятие приходится порядка 10 проверок в год. Данный показатель варьируется в пределах от 3 до 20 проверок за год.

Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным и законодательным актам, разъяснительным документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции и участия в тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности для повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют в своей повседневной деятельности.

Тот факт, что малый бизнес обладает рядом бесспорных преимуществ и является неотъемлемым элементом любой рыночной экономики, отнюдь не означает, что крупное производство должно быть искоренено как таковое. Во всех без исключения высокоразвитых странах малый бизнес, абсолютно доминируя по числу фирм и по доле занятых, в производстве ВВП занимает все же более скромное место. И это понятно - средняя производительность труда на крупных предприятиях все-таки значительно выше, чем по всему сектору малого бизнеса (что не исключает, конечно, наличия отдельных высокоэффективных фирм с небольшим числом занятых, демонстрирующих высокую производительность труда и эффективность организации производства).

Мировой опыт показывает, что разумный симбиоз малого и крупного бизнеса - в форме субподрядной кооперации или франчайзинговых цепочек - является залогом динамичного и сбалансированного развития экономики. Там же, где сформировался только малый бизнес, а крупное производство отсутствует, сам малый бизнес постепенно вырождается, там воцаряются кустарные промыслы и лоточная торговля.

В зарубежных странах подобные услуги малым предприятиям оказываются специализированными организациями (BDS organisation). Деятельность подобных организаций осуществляется на основе следующих принципов:

  • - спектр предоставляемых услуг определяется на основе изучения конкретных потребностей предпринимателей;
  • - в предоставлении услуг используется бизнес подход, при котором предприниматели рассматриваются в качестве клиентов, а не получателей помощи;
  • - услуги предоставляются на платной основе, при этом стоимость соразмерна выгоде, получаемой предпринимателем от этой услуги;
  • - предоставляемые услуги ориентированы на достижение долгосрочного эффекта, который может быть измерен количественными показателями (увеличение количества действующих предприятий, рост занятых в малом бизнесе, рост доходов, увеличение объемов продаж).

На сегодняшний день в Казахстане в рамках политики поддержки малого бизнеса действует ряд организаций, предоставляющих услуги предприятиям малого бизнеса: ЗАО "Республиканский информационно-выставочный центр", ЗАО "Фонд поддержки малого предпринимательства", региональные и отраслевые ассоциации предпринимателей, Казахстанская ассоциация бизнес инкубаторов и инновационных центров, действующие бизнес инкубаторы. В рамках деятельности этих организаций предпринимаются попытки создания сферы услуг для малого бизнеса, отвечающей существующим потребностям. Круг предоставляемых услуг включает в себя проведение тематических семинаров, консультирование, проведение исследований и подготовка публикаций, организация выставок и конференций, а также представление интересов предпринимателей в различных государственных органах. Помимо этого данные организации принимают активное участие в разработке политики в сфере малого бизнеса.

Приходится констатировать, что в Казахстане сфера услуг по поддержке малого бизнеса развивается неравномерно. Наиболее полезными, по мнению предпринимателей, являются услуги региональных и отраслевых ассоциаций. В то же время финансируемые из бюджета крупные организации, располагая значительными ресурсами и возможностями, зачастую менее эффективны. Это объясняется тем, что региональные и отраслевые ассоциации напрямую взаимодействуют со своими клиентами и хорошо осведомлены о специфических потребностях предпринимателей на местах.

Однако, ассоциации в силу ограниченных возможностей и ресурсов не в состоянии удовлетворить существующий спрос на соответствующие услуги. Помимо этого, в настоящее время предприниматели из-за сложившихся стереотипов мышления недооценивают потенциал и возможности ассоциаций в отстаивании и лоббировании своих интересов, а также преимуществ упрощенного доступа к услугам, необходимым для развития своего бизнеса.

Сфера бизнес услуг для предпринимателей - относительно новый рынок для Казахстана, который обладает значительным потенциалом для развития и привлечения ресурсов. Мировой опыт показывает, что его успешное развитие в равной степени зависит и от государственной поддержки и от предпринимателей, нуждающихся в этих услугах и заинтересованных в развитии собственного бизнеса.

Рисунок 1 – Анализ особенностей малых предприятий

На основе полученных данных мы представляем стратегию и тактику для малых предприятий, чтобы помочь руководству малого предприятия правильно построить стратегию и определить тактику своей деятельности и свести риски к минимуму.

Обычно организационная стратегия должна полностью учитывать сильные, слабые стороны компании и ее конкурентные возможности. Для стратегической перспективы организации особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства и в слабые стороны, которые делают компанию уязвимой.

Таким образом, основные правила при определении стратегии организации можно сформулировать так:

- преодолевать слабые стороны для отражения угроз;

- преодолевать слабые стороны для реализации возможностей;

- компенсировать угрозы путем использования сильных сторон;

- реализовать возможности путем использования сильных сторон.

Поскольку управленческие решения на малых предприятиях имеют ограниченный временной горизонт и в связи с необходимостью быстрой адаптации в случае постоянно меняющейся внешней среды малым предприятиям необходим оперативный режим управления, т.е. им необходимо уделить особое внимание тактике. В первую очередь необходимо сконцентрироваться на определении своей ниши, что является важнейшим элементом для малого предприятия. Необходимо найти достаточно маленький сегмент рынка (небольшой территориально, по объемам сбыта или в любом другом отношении), так как на этом участке можно быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно вам, лишь бы более крупной компании было трудно его заполучить, т.е., чтобы достичь где-то превосходства можно уменьшить область деятельности. Как правило, этого можно достичь территориально. Местные предприниматели подстраивают свой бизнес под местные вкусы. Поэтому, чтобы добиться успеха малое предприятие должно руководствоваться тем же мышлением и в других ситуациях. Но сегменты могут быть не столь явными.

Так практически любой товар или услугу, известную и распространяемую в национальном масштабе, можно выпускать в пределах определенной местности, с национальными особенностями, в максимально дорогом или максимально дешевом варианте.

Другой предлагаемой нами тактикой является выход на определенные слои населения, то есть на сегменты, отличающиеся определенным возрастом, доходом, родом занятий и так далее.

Также возможна концентрация на какой-то одной отрасли. Основа успеха в малом бизнесе заключается скорее в узком и глубоком, нежели широком и мелком ассортименте. Многие малые предприятия делают деньги за счет концентрации на небольших рынках и уникальных в своем роде продуктах. Их продажи никогда не становятся достаточно большими, чтобы привлечь более крупных игроков той же отрасли.

Другими словами, малому предприятию необходимо сконцентрироваться на нише или сегменте рынка, который оно могло бы защитить от лидера отрасли. Превосходство, пусть даже на самом маленьком рынке, может дать необходимое предприятию доверие.

Следующим важным моментом является определение количества персонала в компании. В типичной большой компании более половины людей занимаются тем, что оказывают услуги другим работникам, а настоящее дело с реальными конкурентами имеет лишь малая часть корпоративной команды. Малые предприятия могут использовать эту слабость: как можно больший процент их работников должен находиться в центре событий. По возможности у них должны быть только «линейные работники» , что позволяет резко повысить скорость реакции предприятия на рыночные изменения.

Как уже было сказано выше, благодаря своим небольшим размерам предприятие может гораздо быстрее принимать решения. Это очень ценное качество, и здесь очень большая ответственность ложится на руководство малого предприятия, особенно, если идет конкуренция с большими компаниями национального масштаба.

Малое предприятие должно уметь пользоваться своей гибкостью и не только перескакивать на новый рынок быстро, появись там привлекательная возможность, но и быть готовым, не раздумывая, бросить продукт, поскольку у него нет лишних ресурсов, чтобы тратить их на заведомо проигрышный план.

Другим вариантом деятельности для малого предприятия является создание союзников из ряда бывших конкурентов. Это можно применять во многих отраслях, и особенно там, где основную массу конкурентов составляют местные предприятия. Предприятие должно сначала определить своих конкурентов, а затем может, вместо того чтобы бороться друг с другом, объединить свои силы и пропагандировать привлекательность общей деятельности, перенеся акцент на конкуренцию в другую область, например, предприятия соседних регионов.

Таким образом, проведенный нами анализ предлагает исключительно доступный, и в тоже время эффективный, вариант оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в малом бизнесе.

Литература

1. Ясин, Б.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. -М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. - 220 с.

2. Райс, Эл, Траут, Джек. Маркетинговые войны. -СПб: Питер, 2000.- 256 с.

Аннотация. В санаторно-курортной сфере (СКС) России в настоящее время малый сектор экономики, несмотря на его преимущества, находится в застойном состоянии. Основная причина слабого развития малого сектора СКС России на современном этапе заключается в низком уровне его государственного регулирования и поддержки.

Ключевые слова: малый бизнес, правовое регулирование, региональные факторы, санаторно-курортная сфера, государственное регулирование, курортная индустрия, санаторий-профилакторий.

Значение малых форм хозяйствования в условиях рыночных отношений трудно переоценить. Малый бизнес позволяет в полной мере использовать потенциал и возможности экономики любой страны, улучшить макро- и микропоказатели.

Малое предпринимательство в Российской Федерации развивается с начала рыночных преобразований экономической системы начала 90-х годов прошлого века.

Сильные и слабые стороны российских санаторно-курортных услуг

Общие преимущества и изъяны малого предпринимательства проиллюстрируем с помощью таблицы 1 .

Таблица 1

SWOT-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности

Сильные стороны малого бизнеса Слабые стороны малого бизнеса Возможности малого бизнеса Угрозы существованию малого бизнеса
Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально)рынок Рост до уровня крупного бизнеса Быстрота полного разорения
Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение потолка роста
Гибкость Высокая зависимость от изменения конъюнктуры Прочная ниша на своем рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу
Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая самореализация Уязвимость к попыткам силового давления со стороны сильных мира сего

Некоторое распространение малое предпринимательство получило в санаторно-курортной сфере Российской Федерации. В настоящее время здесь малым предприятиям и индивидуальными предпринимателям принадлежит 669 здравниц, или 31,6% от общего количества санаторно-курортных организаций.

Развитие малого предпринимательства в санаторно-курортной сфере является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

Расширения ассортимента и повышения качества санаторно-курортных услуг;
- освоения новых медицинских технологий и методов лечения, различных видов санаторно-курортного обслуживания;
- освоения и использования местных источников природных лечебных ресурсов.

Преимущества малого предпринимательства заставляют искать разнообразные методы его поддержки, позволяющие преодолеть трудности, которые испытывают предприниматели в процессе создания и функционирования бизнеса.

Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены конкретные формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Значимой формой поддержки является возможность применения специальных налоговых режимов, например, упрощенной системы налогообложения, предусматривающей освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество, единого социального налога.

Если же налогоплательщик применяет традиционную систему налогообложения, то и в этом случае Налоговым кодексом РФ для малых предприятий предусмотрен ряд льгот, возможность применения которых определяется только размером выручки. Имеется ряд и других льгот для малых предприятий, предусмотренных непосредственно российскими стандартами по бухгалтерскому учету.

Проблемы малого предпринимательства

Главными недостатками малого бизнеса являются:

Высокий риск ведения операций;
- ограниченные возможности финансирования;
- низкий уровень менеджмента.

Имеются и другие объективные трудности в развитии малого бизнеса, в частности:

Отсутствие надежных страховых гарантий и нестабильность законодательства, увеличивающие затраты труда и средств предпринимателей;
- ненадежность страховых кредитных учреждений, обеспечивающих гарантии коммерческих рисков;
- невозможность получения долгосрочных ссуд и кредитов в банках, ввиду отсутствия у предпринимателей залогового имущества и гарантий со стороны фондов, специализирующихся на поддержке малого бизнеса;
- непомерно высокие налоги и платежи в различные фонды;
- неэффективная работа арбитражного судопроизводства в разрешении хозяйственных споров. Это заставляет предпринимателей решать спорные вопросы неформальными методами с использованием теневых структур;
- высокая стоимость аренды средств связи, нежилых помещений, простаивающего производственного оборудования и сложности их приобретения в собственность;
- отсутствие разветвленной сети организаций, специализирующихся на информационной, юридической и коммерческой поддержке предпринимателей. Это приводит к напряжению в отношениях предпринимателей и курирующих их деятельность государственных структур, а также неадекватным действиям представителей малого бизнеса на изменения конъюнктуры рынка;
- низкая культура обслуживания представителей малого бизнеса чиновниками государственных структур (очереди при сдаче бухгалтерских балансов, получении лицензий и др., отсутствие элементарного сервиса при любых контактах с госслужбами;
- наличие различного рода ограничений на функционирование малого бизнеса, выражающихся в необходимости получения лицензий на многие виды деятельности. А также приобретения на платной основе сертификатов соответствия, гигиенических сертификатов и т.д.

Малый бизнес в санаторно-курортной сфере по регионам

Из сказанного явствует, что жизнь малого предпринимателя - это огромное количество трудностей и ловушек. Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более описанное выше справедливо в отношении малого бизнеса в СКС. Однако малое предпринимательство - это и богатое поле возможностей.

При решении указанных проблем необходимо, на наш взгляд, учитывать региональные факторы. Дело в том, что региональное развитие малого предпринимательства в СКС Российской Федерации происходит весьма неравномерно. Почти половина работающих в СКС страны малых предприятий сосредоточено в трех федеральных округах - в Южном, Северо-Кавказском и Приволжском.

В каждом из регионов малое предпринимательство в СКС развивается неодинаковыми темпами:

В Центральном федеральном округе - 25,6% от числа здравниц округа;
- Северо-Западном ФО - 63,6%;
- Южном ФО - 29,8%;
- Приволжском ФО - 33,3%;
- Уральском ФО - 41,6%;
- Сибирском ФО - 34,7%;
- Дальневосточном ФО - 34,3%.

Самый высокий уровень развития малого предпринимательства по их доли среди здравниц субъекта федерации наблюдается:

В Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия - Алания - 66,7%;
- - 63,6%;
- Мурманской области - 62,5%;
- Кабардино-Балкарской Республике - 62,5%.

Самый низкий уровень:

В г. Москве, Республике Ингушетия, Республике Алтай, Республике Тыва - 0%;
- г. Санкт-Петербурге - 6,3%;
- Смоленской области - 7,7%;
- Рязанской области - 8,3% (см. табл. 2 ниже).

Таблица 2

Распределение субъектов Федерации по долям малых предприятий в СКС региона

Перспективы развития санаторно-курортного бизнеса

Неодинаковый уровень развития малого предпринимательства сам по себе еще не говорит о каких-либо недостатках в конкретном округе или субъекте федерации. В целом установлено, что уровень развития малого предпринимательства СКС в отдельных регионах находится в тесной связи с исторически сложившимся уровнем малых здравниц, в первую очередь - санаториев-профилакториев и малых санаториев.

По-прежнему очень мало количество вновь создаваемых малых здравниц. Подавляющее большинство малых предприятий в СКС образовывается главным образом в смежных отраслях экономики (организации инфрастуктуры СКС). Непосредственно в санаторно-курортном комплексе число малых предприятий, по существу, не растет.

Мы считаем, что малый бизнес в СКС России во всех регионах еще не занял соответствующее место, адекватное складывающимся условиям хозяйствования. Поэтому следует рассчитывать на значительное увеличение числа субъектов рассматриваемого сектора СКС в ближайшей перспективе с учетом изменений, вытекающих из принятия нового закона.

Разумеется, принятие закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации - очень важный шаг к оживлению в том числе и санаторно-курортного бизнеса, созданию в стране современной конкурентоспособной курортной индустрии. Однако сегодня необходимо, чтобы создание и развитие малого предпринимательства обеспечило прорывной характер развития курортного дела в стране, а сами малые предприятия стали точками роста.

А для достижения этой цели предстоит еще немало сделать, чтобы заложенные в законе принципы и потенциальные возможности были реализованы в полной мере, чтобы развитие СКС получило реальные позитивные сдвиги.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2).
3. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. - 2001. - Т.10, №4. - С.130-161.
4. Менеджмент малого бизнеса // Под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля, М., 2004. - 269 с.

Limonov V.I. Small Business in the Sanatorium and Resort Area: Regional Development

Abstract. In the sanatorium and resort sphere (SRS) in Russia the small sector of the economy is currently stagnant, despite its advantages. The main reason for the underdevelopment of the small sector of SCS in Russia today is the low level of the state regulation and support.

Keywords: small business, legal regulation, regional factors, sanatorium and resort industry, state regulation, resort industry, sanatorium-preventorium.

Недостаток оборотных и инвестиционных средств - одна из основных проблем малого бизнеса, которая мешает предпринимателям развивать и масштабировать свое дело. В рамках нацпроекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" Минэкономразвития разработало программу кредитования, которая призвана обеспечить малые компании заемными средствами по льготным условиям. Она была запущена в феврале этого года и рассчитана сроком на 5 лет до 2024 года. В 2019 году малому бизнесу планируется выдать 336 млрд рублей льготных кредитов, а затем более 1 трлн рублей ежегодно.

Как работает программа?

  • Предприниматель получает кредит в любом из отделений 91 уполномоченного банка-участника программы. Конечная ставка не превышает 8,5%.
  • Так как кредитные продукты на рынке имеют ставку выше указанной, государство компенсирует банкам недополученную прибыль в размере 3,5% по кредитам для малого бизнеса и 3% - для сделок со средними компаниями.

Моя сфера бизнеса подходит под программу?

Сегодня государство выделяет приоритетные сферы малого и среднего бизнеса, которые несут особую социальную и экономическую значимость для общества и нуждаются в дополнительной поддержке со стороны властей:

  • Сельское хозяйство
  • Обрабатывающее производство
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  • Строительство;
  • Внутренний туризм;
  • Информация и связь;
  • Транспортировка и хранение;
  • Здравоохранение, образование, культура и спорт;
  • Бытовые услуги, в том числе переработка мусора во вторичное сырье;
  • Гостиничный, ресторанный бизнес и предприятия общественного питания;
  • Наука и техника;
  • Оптовая и розничная торговля;

Что в первую очередь будет учитывать банк при рассмотрении моей заявки?

  • Юридический статус компании: она должна быть зарегистрирована на территории России, подходить под параметры малого и среднего бизнеса, то есть ее выручка за год не должна превышать 2 млрд рублей, а штат - 250 человек, не находится в процессе банкротства.
  • Отсутствие налоговых задолженностей и задолженностей перед персоналом по оплате труда, а также просрочек по ранее взятым кредитам, займам, договорам поручительства.
  • Банки также смотрят на такие параметры как возраст заемщика, его трудовой стаж, наличие постоянного источника дохода, положительной кредитной истории, соответствующего обеспечения и другие параметры, говорящие о возможности возврата займа.
  • Не забудьте убедиться, что бизнес относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Сделать это можно на сайте ФНС, проверив его по Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.

Какие документы у меня попросят в банке?

  • Кредитную заявку;
  • Анкету от заемщика;
  • Копии паспортов первых лиц организации или предпринимателя;
  • Правоустанавливающие документы на бизнес;
  • Договор аренды/субаренды, свидетельство о регистрации права собственности на помещение на юридический и фактический адреса и пр.;
  • Финансовую или налоговую отчетность за несколько последних периодов;
  • Справки из других банков о задолженностях, об оборотах;
  • Справка из ФНС об отсутствии долгов перед бюджетом;
  • Перечень объектов, которые будут предоставляться в залог плюс копии документов на это имущество;
  • Копии договоров с крупнейшими и действующими контрагентами;

Помимо типового пакета каждый банк вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие соответствие бизнеса программе.

Низкий стартовый капитал

Положительные стороны малого бизнеса начинаются с низких затрат на открытие по сравнению со средним и крупным бизнесом. Иногда для стартапа достаточно нескольких тысяч, но чаще всего суммы доходят до 2–3 млн ₽. Например, можно оценить размер стартового капитала в малом бизнесе по франшизам:

  • Агентство недвижимости «Этажи» предлагает франшизу с вложениями от 250 тысяч до 3 миллионов ₽.
  • Стоимость франшизы Пив&Ко - 350 тысяч паушального взноса, то есть оплаты за саму франшизу, и от 1,9 млн ₽ инвестиций.
  • Инвестиции во франшизу Jelly Shots - паушальный взнос от 150 тысяч, роялти - ежемесячное отчисление - от 3 тысяч, стартовый капитал от 100 тысяч ₽.

Предприниматель Анна Кукштель потратила на открытие бизнеса около 1 000 000 ₽ и полностью окупила инвестиции за 2 года. Вот что она рассказывает о своем опыте:

«Т.к. изначально я не ставила цели открыть торговую точку с фруктовыми букетами, то интернет-магазин должен был быть главным источником продажи и так скажем, лицом нашей компании.

Было написано подробное ТЗ, по нашей целевой аудитории, целям и задачам, которые должен решать сайт. Параллельно я искала помещение под производство. Нужно было специальное помещение, где можно было бы хранить фрукты и собирать из них букеты.

Старт проекта обошелся примерно в 1 млн. руб. Эти деньги пошли на закупку оборудования, аренду помещения, зарплату сотрудникам, разработку сайта и, конечно же, рекламу»

Малому бизнесу доступны низкобюджетные способы продвижения, например:

Также можно продвигать товары или услуги практически без без бюджета, используя партизанский маркетинг - например, фирменные наклейки, визитки, пакеты, закладки, футболки и другие предметы с логотипом компании.

Некоторые тратят на продвижение до 10 000 рублей и при этом получают много клиентов. Вот пример:

«В первый месяц оформил в налоговой ИП, обзавёлся бухгалтерией на аутсорс, договорился со знакомым на постоплату сайта, настроил Яндекс.Директ по инструкции в интернете. Стали звонить клиенты, собрал предварительные заказы на опт и сделал отгрузки. На всё ушло в районе месяца, на старт я потратил 7 т.р. и окупился за месяц»

«Теперь про сам процесс: сдаёте документы, просите проверить оформление (только не сдавайте всё в последний день, а то можете не успеть). Мы сдали чистовую версию за 20 минут до конца приёма заявок (понервничали). Затем идёт проверка документов, и Вам перезванивают и говорят, прошли Вы в следующий тур или нет. Мы прошли, с документами порядок. Далее нам говорят, когда и куда приходить. Приходим и защищаем свой бизнес-план. Похоже на защиту какого-нибудь диплома. Вы рассказываете о своем бизнесе, Вам задают вопросы. Главное - уверенность и донесение огромной социальной значимости для города. Далее комиссия совещается и распределяет фонд помощи (в 2016 году было всего 200 тысяч, в 2017 уже 1,5 миллиона). Мы просили 148500, но нам дали только 50000. Остальные деньги разделили между приютом для животных и социальным проектом для детей-инвалидов. После того, как деньги были получены на расчетный счет, сразу начались звонки из администрации с требованием отчитаться о тратах. Поэтому долго не думаем, а перекидываем их на р/с для покупки сайта и приносим подтверждающие документы в администрацию».

Недоверие банков

В теории в России есть много программ кредитования для малого бизнеса. На практике предпринимателям сложно получить займ на выгодных условиях и с небольшим процентом, потому что нужно доказать банку свою высокую платежеспособность. Чем ниже доход - тем сложнее будет платить по кредиту, тем выше будет процентная ставка по нему. В среднем процентная ставка чуть ниже ставки по потребительским кредитам, но все равно большая - например, ПАО «Сбербанк» предлагает малому бизнесу кредиты со ставкой от 11% годовых и сроком до 180 месяцев. В «Точка Банке» выдают бизнес-аванс с комиссией 10% или овердрафт со ставкой 21–25%. «Тинькофф» предлагает кредиты со ставкой от 12% годовых или 1% в месяц.

Большинство банков выдают займы только компаниям, которые уже работают некоторое время - от 3 до 12 месяцев. Те, кто только хочет открыть свой бизнес, тоже могут получить кредит, но оформить его гораздо сложнее. Например, если бизнес уже есть, достаточно предоставить учредительные документы и бумаги, подтверждающие доходность. Если только начинаете путь, нужно составить грамотный бизнес-план, подтвердить платежеспособность или оставить залог, доказать успех бизнес-плана.


Угроза поглощения

Гиганты стремятся монополизировать рынок, поэтому могут «поглотить» малый бизнес. Небольшим компаниям труднее противостоять влиянию из вне. Весь объем M&A - слияния и поглощения - хорошо виден в : по его данным, только в 2014 году было проведено 513 сделок слияния и поглощения на сумму более 48 000 млн $.

Недостаток профессионалов в команде

Из-за небольшого размера инвестиций и низкого дохода по сравнению с крупными компаниями малый бизнес не может позволить себе профессионалов в узкой области. Чаще всего на предприятиях работают специалисты, имеющие небольшой опыт работы, или те, кого приходится обучать «с нуля». На руководящих должностях тоже часто работают те, кто не имеет серьезного опыта. Поэтому эффективность труда сотрудников в малом бизнесе обычно ниже, чем могла бы быть при опытных специалистах и руководителе.

Какие еще недостатки и преимущества малого бизнеса знаете вы? Поделитесь мнением, личным опытом в комментариях - будем рады плодотворной дискуссии.