Реформирование осаго. Для реформы осаго подготовили новые поправки. Кто останется в плюсе

МОСКВА, 15 сен — РИА Новости, Алексей Захаров . Минфин предлагает провести реформу закона об ОСАГО. Главная его идея - разделить полисы на три вида в зависимости от страховой суммы. О том, может ли полис ОСАГО стать дороже, — в материале РИА Новости.

Премиальное страхование

Финальные поправки к закону об ОСАГО могут быть рассмотрены на совещании в Центробанке уже 16 сентября. Минфин подготовил текст изменений и предлагает разделить полисы на три вида, пишет газета "Коммерсант" .

Сделай это медленно: самые нерасторопные автомобили в России Покупатели новых автомобилей не всегда обращают внимание на время разгона транспортного средства до 100 км в час. РИА Новости составило рейтинг самых медленно разгоняющихся автомобилей на российском рынке – некоторые из них набирают "сотню" дольше 20 секунд. В перечень вошли модели из числа самых популярных новых автомобилей на российском рынке.

Стоимость полиса по этой схеме будет зависеть от страховой суммы. Первый, "экономичный", вариант предполагает сохранение лимитов страховых выплат в 400 тыс. рублей за вред имуществу и 500 тыс. — за урон здоровью. "Стандартный" предполагает расширение ответственности страховщика - до 1 млн рублей по каждому риску. Третий, "премиальный", вариант позволит покрывать ущерб с выплатами до 2 млн рублей по всем рискам.

Вероятно, "стандартный" и "премиальный" варианты потребуют доплаты. При действующей сейчас схеме каждый автовладелец может по желанию добровольно расширить лимит ответственности полиса - за дополнительную плату.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе базового тарифа в размере от 3,412 тыс. рублей до 4,118 тыс. рублей с коэффициентами региона, мощности авто, стажа и возраста водителя и его страховой истории. При разделении полиса на классы страховщики не смогут увеличить его базовую стоимость более чем в 5 раз, сказано в проекте Минфина.

Но у экспертов есть опасения, что после принятия поправок не все страховые компании будут предлагать полисы всех трех видов. Существуют риски навязывания страховыми компаниями более дорогих полисов ОСАГО, считает замглавы конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков.

Дешево и сердито: доступные автомобили с "автоматом" Компания Nissan планирует вывести на российский рынок седан Datsun on-Do, созданный на основе модели Lada Granta, с японской автоматической трансмиссией Jatco. РИА Новости напоминают о тех марках новых автомобилей, которые в базовой комплектации стоят до 800 тыс. рублей и оснащены автоматической трансмиссией.

"Сейчас люди и без реформы не могут получить полис и вынуждены занимать очередь по ночам в ряде регионов", — сказал он РИА Новости. Лысаков предлагает страховым компаниям "работать лучше и не нарушать закон".

Разделение ОСАГО по классам создает новые проблемы для рынка, соглашается с Лысаковым эксперт по страховой телематике Meta System Тимур Кузеев.

"Может сложиться ситуация, когда дорогие полисы с хорошим покрытием не будут доступны для автомобилистов, либо наоборот", — сказал он РИА Новости. Вряд ли это принесет значимые улучшения для рынка, скорее, это попытка управления выплатами в проблемных регионах, считает эксперт.

Но страховые компании уверили РИА Новости, что у автовладельцев не будет проблем с покупкой всех категорий полисов ОСАГО.

"Если страхование обязательное, то страховые компании будут обязаны продавать все три варианта", — сказал РИА Новости официальный представитель страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. Но компания будет активно предлагать более дорогое ОСАГО в тех городах, где более высокая убыточность.

Уже сейчас компания активно продает дополнительное добровольное страхование гражданской ответственности, уточнил Иванов. По его оценкам, "классовые" поправки в закон об ОСАГО могут быть приняты лишь в следующем году.

Но не все эксперты уверены, что поправки будут внесены в полном объеме. Юрист Сергей Смирнов считает, что инициатива деления ОСАГО на классы не будет принята.

"Сегодняшняя система с покрытием 400 тыс. рублей каждому пострадавшему вполне достаточна, и менять ее не вижу смысла", — сказал он РИА Новости.

© Фото: АГН "Москва"/Кирилл Зыков


ОСАГО без мощности

Минфин также предлагает изменить методику расчета полиса ОСАГО за счет отказа от коэффициента мощности. Сейчас он составляет от 0,6 до 1,6 в зависимости от мощности двигателя. Но страховщики считают необходимым ввести новый коэффициент — нарушений правил дорожного движения. Этот показатель они предлагают привязать к степени тяжести нарушений. Самый высокий - за проезд на красный сигнал светофора, езду в нетрезвом виде, превышение скорости на более чем 40 км в час, пересечение двойной сплошной. Нарушениями, влияющими на коэффициент, страховщики предлагают также считать сообщение ложных сведений в страховую компанию и мошенничество с ОСАГО.Дорогие километры: в какую сумму обходится владение автомобилем в России Эксперты PwC подсчитали стоимость владения новым легковым автомобилем. Расходы на топливо, кредит, страховки, техническое обслуживание, амортизация и другие. Насколько дорого обходится автомобиль в России – в материале РИА Новости.

Некоторые поправки документа позволяют страховщику заменить денежные выплаты по ОСАГО ремонтом автомобиля на ближайшем сервисе к месту жительства потерпевшего и без учета износа деталей. Ответственность за ремонт в таком случае будет нести страховая компания, а гарантийный срок на работы составит не менее 2 месяцев.

Предложение Минфина требует расчетов, которые пока не проводились, говорят в РСА. Союз считает приоритетным направлением при обсуждении поправок к закону об ОСАГО борьбу с мошенниками, уточнил РИА Новости представитель союза.

Средняя выплата по ОСАГО в июне подросла в 1,4 раза, до 67,6 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. При этом средняя премия стала выше на 4%, до более 6 тыс. рублей. Страховщики за 6 месяцев собрали 114,5 млрд рублей за выдачу полисов ОСАГО, что на 21% больше показателя 6 месяцев 2015 года. Однако выплаты подскочили на треть, до 74,8 млрд рублей.

О чём эта песня

В теории принцип ОСАГО прост: если ты разбил только свою машину, можешь выбросить её на свалку, или чинить за свой счёт, твоё дело. Страховка собственного автомобиля по законам РФ необязательна (хотя при покупке в кредит банк её потребует). Но угрозу, которую ты представляешь для других участников движения, закон требует застраховать. Судьба пешехода, которого ты сбил, или владельца машины, в которую ты врезался, не должна зависеть от того, насколько ты богат или беден, уцелел ли сам в аварии, и далёко ль отсюда твой дом. Независимо от ответа на все эти вопросы, пострадавший от твоих действий на дороге должен быть заранее застрахован, причём за твой счёт, поскольку ты являешься источником угрозы.

Такова теория, и она одинакова для всех стран, где действует ОСАГО. С практикой хуже. Дело в том, что в Америке обязательное страхование впервые ввели больше 90 лет назад, а в Западной Европе к концу 1940-х оно стало уже повсеместным. Естественно, за эти годы успело возникнуть 100500 разных ситуаций, с учётом которых процедуры и правила допиливались. Сегодняшнее законодательство по этому вопросу в развитых странах - продукт полувековой притирки и утряски.

Как оно работает в России

В России закон, обязывающий автовладельцев страховаться, впервые вступил в действие в июле 2003 года. С тех пор он непрерывно пересматривается, во всех его ключевых положениях. Например, на простой вопрос «Кто должен устанавливать тарифы ОСАГО?» законодатель за последние 13,5 лет успел дать четыре разных ответа - возможно, все они были ошибочны, но на сегодняшний день эта обязанность у нас возложена на ЦБ. На вопросы более сложные в законе зачастую совсем нет ответа, или он допускает множественные толкования. Поэтому российские суды, от первой инстанции до КС и Пленума ВС, всю дорогу завалены исками по поводу ОСАГО. В одном 2012 году их число по России превысило 311.000. Хотя при нормально написанных законах никакого суда для выплаты страховки не потребовалось бы. Как его в общем случае не требуется для того, чтобы починить машину по страховке коммерческой.

Возникла даже целая прослойка «автоюристов» - людей, выкупающих право предъявления исков по ОСАГО у потерпевших в ДТП (выгодоприобретателей). То есть владельцу повреждённой машины они платят налом в руки сумму, за которую он может завтра же починиться (или, скажем, пропить её, это уж его дело), а сами идут в суд - доказывать, что менять там нужно не бампер, а кузов, радиатор и двигатель. В соответствии с решением Пленума ВС от 29.01.2015, в случае даже частичного признания судом исковых требований, «автоюристу» должны присудить не только стоимость ремонта, но и 1% от этой суммы за каждый день просрочки выплат, и 50% потребительского штрафа за необоснованный отказ, и - сверху - возмещение морального вреда. То есть итоговая сумма выплаты, которую суд может назначить по такому иску, не ограничивается даже потолком ответственности страховщика, установленным ЦБ. Ведь суд не обязан его учитывать при начислении штрафных санкций.

Проблемы рентабельности

Тут, конечно же, возникает интересный вопрос про экономику всего этого бизнеса. Потому что на стороне плательщиков - то есть на нашей с вами стороне - оформление ОСАГО является обязаловом, как транспортный налог. А для страховых компаний тут работают законы рынка. То есть никакой российский страховщик не обязан торговать полисами ОСАГО. Любой имеет право на этот рынок войти: вступить в СРО под названием «Российский союз автостраховщиков» (РСА), получить лицензию, начать продавать страховки. Но если рынок отрегулирован таким образом, что бизнес оказывается планово-убыточным - любой точно так же может и выйти, как вошёл. Причём вышедших игроков на сегодняшний день сильно больше, чем действующих: в списке действительных членов РСА - 70 юрлиц, отозвана лицензия ОСАГО у 110 компаний, а вышли или исключены из союза 149 ранее состоявших в нём страховщиков…

По итогам 2016 года сразу у 16 страховых компаний, занимающихся ОСАГО, выплаты по страховым случаям превысили выручку. В частности, крупнейший игрок этого рынка, «Росгосстрах», продал полисов ОСАГО на 54,67 млрд рублей, а выплатил застрахованным лицам 68,85 млрд рублей. Итого, понёс 14,18 млрд рублей убытка на одном продукте за один год. Причём эти цифры учитывают лишь выплаты по договору страхования, и не учитывают никакие пени и штрафные санкции, назначенные судами - там, где выгодоприобретателями являлись «автоюристы». Из 16 страховщиков, оказавшихся в минусе по ОСАГО, 14 в нынешнем году услугой больше не торгуют. «Росгосстрах», впрочем, остался и уповает на реформы.

Помимо полного ухода компаний с этого рынка, они ещё могут отказываться обслуживать отдельные субъекты федерации, которые на сленге страхового бизнеса называются «токсичными». На сегодняшний день это Ростов-на-Дону, Краснодарский край, Волгоград, Челябинск, Мурманск - регионы, где выплаты по ОСАГО в прошлом году составили порядка 170% от выручки страховщиков, а в отдельных регионах достигали и 300% - благодаря успехам «автоюристов» в местных судах.

Как невыгодную сделку превратить в выгодную

Будь эта страховка товаром чисто коммерческим, вариантов было бы два: либо ею перестанут торговать (как сделали 14 компаний из 16 по итогам 2016 года), либо не неё вырастут цены. Но полис ОСАГО не может исчезнуть: без него запрещено ездить на машине. А цены на него не могут вырасти, потому что их регулирует ЦБ. Там, где закон государства входит в неразрешимое противоречие с законами рынка, начинаются всякие схемы, в диапазоне от просто незаконных до полностью криминальных.

Криминальная схема основана на той очевидной мысли, что себестоимость одного полиса ОСАГО - это цена листа бумаги, щепотки тонера и амортизации принтера. А при электронном оформлении полиса (которое с 1 января с.г. повсеместно законодательно узаконено) не нужно и этих расходов. Убытки наступают лишь после того, как начинаются выплаты по страховым случаям. Если до этого интересного момента не доводить, а вовремя смыться с выручкой, то бизнес выходит маржинальнее любой наркоты. Там, где «Росгосстрах», покряхтывая, запишет 14 миллиардов себе в убыток, сын турецкого подданного смело зарегистрирует страховую компанию «Рога и копыта» на имя зиц-председателя Фунта, получит лицензию, продаст сколько успеет полисов ОСАГО - и уйдёт с деньгами по льду в направлении румынской границы… Информация к размышлению: с июля 2004 года надзорными органами (ФССН, ФСФР, Минфин, ЦБ) у российских страховых компаний отозвано 1293 лицензии. В начале 2014 года в стране насчитывалось около 600 страховщиков с действительными лицензиями, сегодня осталось 250. Кто-то честно разорился, кто-то не понравился регулятору, а кто-то и в Румынию по льду… Для клиентов всех этих 1293 страховщиков, лицензии которых оказались отозваны, не так важны причины отзыва, как результат, а он одинаков: при наступлении страхового случая платить оказывается некому.

Незаконная схема - удел тех самых «солидных» страховых компаний, которые просто так сбежать по льду с деньгами не могут. Когда полис ОСАГО им продавать невыгодно (например, в «токсичном» регионе), то они его и не продают. Вернее, продают - но только тем, кто купит у них коммерческую страховку. На долю клиентов по ОСАГО, по статистике, приходится до 95% навязанных страховых услуг.

Страховщики хотят расплатиться натурой

Главная реформа, призванная поставить крест на всём бизнесе «автоюристов» по скупке прав требования - это переход к натуральной форме расчётов между страховщиками и потерпевшими. То есть вместо денежных выплат страховые компании хотят выполнять ремонтные работы. Конечно, не своими силами, а руками субподрядчиков. Выбрать в разных регионах уполномоченные СТО, прогнуть их по цене, и расплачиваться с выгодоприобретателем натурой в виде отремонтированной машины на ходу. Таким образом выбив из-под ног «автоюристов» и почву, и табуретку. Потому что «автоюристам» совершенно не нужны отремонтированные машины доверителей. Им нужна разница между фактической сметой ремонта и тем, что можно отсудить живыми деньгами себе в карман.

Проект реформы придуман не вчера, долго согласовывался между РСА с Минфином, об уровне предметности этих боданий есть большая заметка в «Ведомостях». Договорились, в частности, что на все работы, которое выполнит уполномоченное страховщиком СТО, действует гарантия 6 месяцев, на кузовные - год. Также страховщики согласились «взять на себя износ», т.е. повреждённую пятилетнюю деталь менять не на исправную пятилетнюю, а на новую.

14 декабря законопроект был одобрен в первом чтении, а дальше в профильном комитете его текст начал обрастать новыми поправками и поправками на поправки, из-за которых дальнейшее утверждение застопорилось, потому что у депутатов из разных фракций нашлась масса свежих предложений по реформе отрасли. К этой минуте на рассмотрении профильного комитета - 5 разных пакетов с исправлениями и дополнениями к закону №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (от 7 мая 2002 г.).

Неравнодушные к проблематике законодатели накидали с декабря туеву хучу бесценных идей, от популистских до яровых. Из популистских - что выбор СТО для ремонта обязан в любом случае оставаться за потерпевшим, с кем бы ни договаривался в данном регионе страховщик. Вот хочет человек чиниться, скажем, у официального дилера «Мерса» в Жуковке - его право. Если автомобиль новый, до истечения гарантийного срока и/или пробега, то обслуживаться он может только в официальном сервисе марки, даже если в радиусе 200 км от места аварии такого сервиса нет. Также в период ремонта машины страховая должна покрывать текущие транспортные расходы владельца. А если срок ремонта превысит 30 дней, то с 31-го дня страховщик обязан выплачивать выгодоприобретателю по 0,5% от суммы компенсации в сутки.

Из яровых поправок отдельно интересна та, где сказано, что ремонт дозволяется делать лишь в том регионе, код которого значится на госномерах. Страховщиков это предложение повергает в шок, потому что эвакуация - это их расходы. Побившуюся на курортах Краснодарского края машину с иркутскими номерами они хотят чинить в гаражах Сочи, а не в Иркутск её гнать. В том законопроекте, который согласован между РСА и Минфином, говорится о ближайшем СТО к месту аварии, а не регистрации ТС.

Крайним сроком вступления поправок в законную силу должен был стать первый день весны (на поправки отводился срок до 14 января - месяц после первого чтения). Но при нынешнем обилии несовместимых между собой предложений, не верится, что сговорятся быстро. Либо будут бодаться до лета, либо кто-нибудь в профильном комитете стукнет ботинком по столу и вынесет на второе чтение такой пакет, который потом ещё 15 лет придётся исправлять и дорабатывать.

А мы с вами как не знали, что покупаем под видом полиса ОСАГО, так и продолжим этого не знать… Извиняюсь, что вышло так длинно.

О том, что одобренный комитетом ГД по финансовому рынку вариант реформы ОСАГО значительно отличается от прежних версий, сообщает «Коммерсант ». Издание отмечает, что нынешний вариант должен больше понравиться автовладельцам, однако вряд ли он устроит страховщиков.

Документ предполагает, что физические лица (владельцы легковых ТС) по полису ОСАГО будут получать выплаты ущерба в виде ремонта. Исключения останутся только для нескольких случаев, таких как получение увечья или отдалённость сервиса более чем 50 километров от места ДТП или жительства клиента. При этом отмечается, что СТО потерпевший сможет выбирать либо из списка страховой компании, либо самостоятельно (свой выбор необходимо будет согласовать с СК).

Согласно нынешним поправкам, при ремонте по ОСАГО сервисным станциям запрещается пользоваться б/у или восстановленными деталями, то есть при натуральном возмещении ущерба не будет учитываться износ автомобиля. При этом ответственность за ремонт несёт страховщик; гарантия на слесарные работы составляет шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные – один год.

Клиенты страховых компаний при этом в суде смогут взыскать с компании утрату товарной стоимости автомобиля (УТС). «Ситуация, при которой страховщики оплатят замену старых деталей автомобиля на новые, а потом получат требования недобросовестных юристов о выплате по утрате товарной стоимости, выглядит абсурдной», - комментирует исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Сообщается, что измененные нормы ФЗ об ОСАГО должны заработать весной 2017 года только для держателей новых договоров «автогражданки». При этом ЦБ обещает составить список убыточных регионов, где натуральное возмещение ущерба начнёт действовать в том числе и для ранее купленных полисов. Предположительно их насчитывается около трети от общего количества субъектов РФ. Второе чтение законопроекта должно пройти 10 марта.


«С одной стороны, сделан некий шаг вперёд, - отметил президент РСА Игорь Юргенс, - создан заслон неправомерным действиям автоюристов. Но, как всегда, во имя призрачных интересов народа законодатели не разобрались в мелких для потребителя, но важных для рынка деталях – УТС, ПВУ для коллективных ДТП [прямое возмещение убытков – примечание редакции] и прочем». Он добавил, что страховщики предполагали соблюдение соглашения о том, что после запуска , ремонтная реформа будет одобрена. «В итоге получили не то и в иные сроки», - пояснил глава союза.

Одним из актуальных и важных вопросов для всех автовладельцев является тема, связанная с ОСАГО. Иными словами, новая реформа ОСАГО в 2018 году является одной из обсуждаемых темой, которая поднимается уже не первый год.

Но, уже официально известно и объявлено о том, что все изменения, касающиеся этого страхового полюса, будут введены непосредственно с 1 января этого года.

Но, чего стоит ожидать и на что надеяться? К каким результатам приведут все эти преобразования, и так ли они необходимы данной системе? Ответы на все эти вопросы мы постараемся найти вместе, внимательно проанализировав и изучив сложившуюся ситуацию.

Свежие новости.

Согласно постановлению, в этом году ожидается введение натурального возмещения по ОСАГО на всей территории России. Хотя, всё-таки лишь в нескольких регионах страны с наибольшей убыточностью «автогражданки» реформа начнётся чуть раньше, вернее уже началась в конце 2017 года. При этом стоит отметить, что за Центробанком РФ остаётся окончательное право определения регионов, где преимущество «ремонтных» выплат будет установлено для всех полисов ОСАГО, независимо от даты их приобретения. Стоит отметить, что данное содержание документа уже одобрено и подтверждено председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. По его словам, в правительстве предлагалось несколько вариантов решения данного вопроса, но после долго обсуждения было принято решение остановиться на этом варианте.

По заявлению Аксакова, закон ориентировочно вступит в свою полную законную силу непосредственно только к 1 мая. При этом переходный период может затянуться вплоть до 31 декабря 2018 года. Именно до этой установленной даты будет действовать пункт, на основе которого Банки России могут самостоятельно определять наиболее проблемные регионы.

Но почему передвинули сроки? Согласитесь, первоначально закон об ОСАГО должен был заработать ещё в 2017 году. Но, большая часть политических деятелей и депутатов сошли в едином мнении, что эта поправка должна стартовать одновременно по всей стране, поэтому самым правильным ввести её непосредственно с 1 января 2018 года, а до этого момента времени решить и уладить все необходимые вопросы. Но, несмотря на то, что закон будет считаться официальным и полноправным только с этого года, Банки России все, же имеют право вводить самостоятельное возмещение в отдельных «токсичных» регионах.

Возникает другой вопрос – останется ли суть закона прежней, или же всё-таки будут введены поправки? Здесь пока известно лишь о том, что суть нового закона об ОСАГО заключается в том, что возмещение по данному страховому полюсу будет по умолчанию выплачиваться и покрываться не денежными средствами, а в виде ремонта машин. При этом в законе прописывается ряд, которые, прежде всего, касаются выплат. Проще говоря, выплата по полису может быть выражена и в денежном эквиваленте, но лишь в следующих случаях.

  1. Гибель потерпевшего.
  2. Причинение тяжкого вреда здоровью.
  3. Полная утрата автомобиля.
  4. Невозможность организации ремонта.

Это, пожалуй, самые существенные и важные исключения из правил. О каких поправках в новый закон об ОСАГО можно отметить, о которых обязательно должен быть осведомлён каждый автомобилист..


Стоит сказать, что после обсуждения всех этих поправок, было предложено перенести дату ввода этого закона. Так, к примеру, первый зампред ЦБ Сергей Шевцов заявил о том, что ремонтную работу по ОСАГО лучше всего начать с 2020 года, но при этом от депутатов необходимы соответствующие рекомендации о повышении тарифов в среднем в 3 раза. При этом многие полагают, что все водимые поправки вызовут серьёзные опасения среди автомобилистов, так как в конечном результате по таким условиям закона они получат ремонт «пылью и замазкой», то есть совершенно не качественный и при этом окажутся совершенно незащищёнными из-за загруженности судов. Так ли это будет на самом деле, покажет время, и о первых результатах можно будет говорить уже ближе к концу этого 2018 года.

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении поправки к федеральному закону «Об ОСАГО». Основное новшество - переход от денежных выплат по страховке к натуральной форме возмещения ущерба, то есть к ремонту машины. Причём эта процедура должна строго регламентироваться. Финансовые компенсации предлагается оставить лишь в исключительных случаях. Эксперты обращают внимание на неудобство, с которым могут столкнуться автовладельцы: на восстановление транспортного средства законом отводится 30 дней, и всё это время люди не смогут садиться за руль. Удастся ли найти баланс между интересами водителей и страховщиков - в материале RT.

  • РИА Новости

Суть поправок

Законопроект, автором которого стал депутат Михаил Емельянов, Госдума приняла в первом чтении в конце 2016 года, после чего вокруг поправок велись ожесточённые споры между парламентариями, заинтересованными ведомствами, страховщиками и экспертами. В итоге в законопроекте появилось несколько важных уточнений. 21 февраля комитет по финансовому рынку рекомендовал принять эту редакцию во втором чтении; голосование может состояться 10 марта.

  • Пленарное заседание Государственной Думы
  • globallookpress.com
  • Komsomolskaya Pravda

Наиболее важные поправки, внесённые в документ, касаются условий ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП.

Так, запчасти, которые используются при ремонте по страховке, должны быть только новыми. Однако с согласия автовладельца станция технического обслуживания (СТО) сможет использовать детали, бывшие в употреблении.

Саму СТО при заключении договора страхователю предложат выбрать из списка тех, с которыми сотрудничает страховщик. При этом водитель, если нет возражений со стороны страховой компании, сможет отремонтировать автомобиль и на другой СТО, не входящей в реестр страховщика.

Хотя изначально правительство предлагало давать гарантию на ремонт в течение двух месяцев, депутаты настояли на шестимесячном гарантийном сроке на детали и работу, а для кузовных и лакокрасочных работ — сроком на один год. Ответственность за качество ремонта возложат на страховую компанию.

Кроме того, поправки предусматривают, что ремонт должен осуществляться на станции техобслуживания, которая находится не далее 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. В случае если и то и другое осуществить невозможно, страховщик будет обязан за свой счёт транспортировать автомобиль в мастерскую и обратно.

На сам ремонт по ОСАГО отводится 30 дней. За каждые сутки задержки для страховщика предусмотрена пеня в размере 0,5% от суммы ущерба в пользу клиента. При этом Центробанк в случае регулярных просрочек может приостановить на год право страховщика работать по «натуральному» ОСАГО и обязать компанию выплачивать в этот период компенсации исключительно деньгами.

К слову, ещё один важный блок поправок касается случаев, когда компенсация по ОСАГО всё же будет осуществляться в денежной форме. На это автовладелец вправе рассчитывать в том случае, если его транспортное средство не подлежит ремонту или если восстановление стоит дороже, чем размер максимальной компенсации по «автогражданке». При этом страхователь сможет либо просто получить деньги, либо доплатить за ремонт недостающую сумму. Кроме того, страховые компании будут компенсировать ущерб в денежной форме, если водитель погиб в ДТП или получил травмы.

Начнут с проблемных регионов

Депутаты предлагают перейти на натуральные компенсации по ОСАГО через 30 дней после опубликования закона. Это коснётся только новых договоров страхования, заключённых уже после вступления поправок в силу.

  • Страховой полис ОСАГО
  • РИА Новости

В то же время парламентарии предусмотрели возможность определения Центробанком регионов, где отказ от денежных компенсаций может быть введён и по действующим, заключённым ранее договорам ОСАГО.

По оценке ЦБ, сейчас есть 16 регионов, где «автогражданка» убыточна для страховщиков из-за действий недобросовестных автомобильных юристов. Именно эта проблема и привела к идее отказа от денежных выплат в пользу натуральной компенсации.

Как уверяют в Российском союзе автостраховщиков, юристы в ряде регионов ведут «мошеннический» бизнес, массово выкупая у попавших в ДТП автовладельцев право требования по страховке и сразу же выплачивая пострадавшему в аварии компенсацию. Затем юристы направляют страховщику досудебную претензию, не предоставляя при этом повреждённое в аварии транспортное средство для прохождения осмотра. Страховщик в таком случае не может определить размер ущерба. В итоге по решению суда, как правило, встающего на сторону представителя страхователя, компания вынуждена платить не только размер ущерба, который может быть завышен в несколько раз, но также штрафы и пени.

Разумеется, в данном случае речь идёт именно о мошенническом способе получения денег со страховой компании, а не о добросовестных автомобильных юристах, защищающих права автовладельцев.

Страховщики критикуют реформу

Тем не менее в страховом сообществе, которое добивается для себя наиболее комфортных условий работы, поправки раскритиковали.

«Например, это выбор СТО по желанию клиента. Тогда надо приписать, что в этом случае страховщик не несёт ответственности за качество и сроки ремонта. Также нельзя вводить запрет на использование б/у запчастей. В ДТП попадают автомобили, выпущенные 10—12 лет назад — для многих таких моделей новые запчасти уже не выпускаются», — сказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Ещё одна претензия страховщиков к законодателям касается схемы поэтапного начала работы нового закона. Так, после вступления закона в силу новые полисы, на которые будет распространяться его действие, станут появляться у автовладельцев в результате естественной замены в течение всего года.

«В предложенном варианте мы сможем полностью перейти на натуральную форму только через год. Сократятся возможности страховщиков сэкономить деньги, массово направляя машины на СТО, получая от них за счёт этого скидки. Кроме того, для автоюристов остаются лазейки для получения денег от страховых компаний в других регионах (из тех регионов, что признаны ЦБ проблемными, недобросовестные юристы могут пойти с исками в другие. — RT ). Денег, которые сейчас зарабатывают страховщики, не хватит», — резюмировал Уфимцев.

Впрочем, зампред Центробанка Владимир Чистюхин на это заявил, что, если недобросовестные юристы просто «перетекут» из одних регионов в другие, у ЦБ будет возможность распространить натуральные выплаты по старым договорам и на них.

Возмещение по-европейски

Автомобильный эксперт Игорь Моржаретто в целом положительно оценивает реформу ОСАГО в предложенном варианте: «Переход на натуральное возмещение — это правильное решение. В европейских странах это работает. Если в законе всё чётко указано относительно ответственности страховщиков, то проблем быть не должно. Все разговоры о качестве ремонта по ОСАГО — от лукавого».

  • Технический осмотр в сервисном центре
  • РИА Новости

В то же время определённые неудобства могут возникнуть с 30-дневным сроком, который отводится на восстановление транспортного средства.

«Сейчас можно быстро отремонтировать машину на свои деньги, ездить и ждать компенсации от страховой. В случае же с натуральной формой возмещения автовладелец на месяц может остаться без личного транспорта. Но я надеюсь, что оборачиваемость для СТО важна и затягивать ремонт до максимального срока, установленного законом, они не будут», — сказал RT Моржаретто.