Навигационные знаки судоходной обстановки на ввп. Средства навигационного оборудования. Материалы для выполнения практической работы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Морской регистр судоходства Украины. Класс судна.

Иностранные классификационные общества. Международные

Соглашения по обеспечению безопасности мореплавания.

Цель практической работы: Изучить функции и задачи Регистра

Судоходства Украины, класс судна,

символ класса, знаки класса.

Иностранные классификационные

общества и международные соглашения.

Задание: Изучить функции и задачи Регистра судоходства,

Рассмотреть символ класса и его знаки, ознакомиться с

иностранными классификационными обществами,

рассмотреть требования международных соглашений к

безопасности мореплавания.

Материалы для выполнения практической работы.

1. Регистр. Правила классификации и постройки морских судов.

2. В.Г. Алексишин. Международные и национальны стандарты

безопасности мореплавания.

3. В.М. Прусс. Международно – правовые аспекты мореплавания.

Порядок выполнения работы:

1. Изучить основные функции и задачи Регистра в области классификации и

надзора за судами.

2. Запомнить основной символ класса морского судна:

· Построенного под надзором Регистра.

· Построенного без надзора Регистра.

3. Запомнить знаки:

· Деления корпуса судна на водонепроницаемые отсеки.

· Ограничения района плавания.

· Автоматизации судна.

· Атомного судна.

· Определенного назначения.

1. Расшифровать символ класса:

КМO Л1 1 А1 «Рудовоз».

КМ Л2 1 I А2 «Рыболовное», (КМ) УЛА 1 III «Буксир»,

КМO УЛ 2 А1 «Автономная плавбаза».

КМ ЛЗ 3 А2 «Пассажирское».

2. Ознакомиться с наименованиями классификационных обществ ведущих морских государств.

3. Изучить и запомнить требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС – 74), Международной морской организации – ИМО, Международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несения вахты – ПДНВ – 78/95, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. – МАРПОЛ 73/78, Международных правил предупреждения столкновения судов в море 1972 г. – МППСС -72, Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.

функции и задачи Регистра и запомнить

Изучить пункты 2, 3, 4, 5, 6 порядка

выполнения работы.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКОМ РЕГИСТРЕ, КЛАССЕ СУДНА,

ИНОСТРАННЫХ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ И

МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЯХ

РЕГИСТР СУДОХОДСТВА УКРАИНЫ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.

РЕГИСТР СУДОХОДСТВА УКРАИНЫ

«Регистр судоходства Украины – национальное классификационное общество. Образованно в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «О совершенствовании технического. Классификационного и судоходного надзора на морском и речном транспорте» от 8.06.1998 г. № 814.

Регистр судоходства Украины действует на основании Положения о Регистре судоходства Украины, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины «О совершенствовании технического, классификационного и судоходного надзора на морском и речном транспорте» от 8 июня 1998 г. № 814, с изменениями, внесенными Постановление КМ Украины № 461 от 25.03.1999 г.

Регистр судоходства Украины осуществляет технический надзор и проводит классификацию морских и речных торговых судов в соответствии со ст. 22 Кодекса торгового мореплавания Украины и ст. ст. 26 и 29 Закона Украины «О транспорте», выполняет в пределах своей компетенции надзор за соблюдением требований международных соглашений, в которых участвует Украина. Регистр принадлежит к сфере управления Министерства транспорта и действует на правах государственного предприятия.

В состав Регистра входят:

Главное управление с местом расположения в г. Киеве;

Территориальные структурные подразделения.

Главными задачами Регистра являются:

Классификация морских и речных судов

Классификация внутренних водных бассейнов по условиям плавания судов, установление;

границы районов и условий морского плавания поднадзорных судов;

Разработка и утверждение правил и технических требований относительно обеспечения выполнения условий безопасности плавания судов, охраны жизни и здоровья пассажиров, судовых экипажей, сохранения перевозимых грузов, экологической безопасности судов;

Технический надзор за выполнением правил и технических требований предприятиями, организациями и лицами, которые проектируют, осуществляют строительство и работы по переоборудованию, модернизации, ремонту, эксплуатации судов, судовых механизмов, устройств и оснащения, а также изготовления материалов и изделий для судов.

Классификации и техническому надзору Регистра подлежат морские суда, суда внутреннего и смешанного (река – море) плавания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности: самоходные суда – независимо от мощности главных механизмов; несамоходные суда и плавучие средства специального назначения – независимо от валовой вместимости; парусные и парусно–моторные суда. Военные суда и суда Госкомрыбхоза (самоходные – с главными двигателями мощностью менее 55 кВт, несамоходные – валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также спортивные суда) техническому надзору Регистра не подлежат.

Регистр в соответствии с заключенными с судовладельцами соглашениями выполняет такие функции:

Согласование проектно – технической документации и технический надзор за строительством, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов, судовых механизмов, оснащением, устройством, холодильных установок, контейнеров, испытанием и изготовлением изделий и материалов судового снабжения и т.п. с оформлением соответствующих документов.

Технический надзор за судами, которые эксплуатируются, путем проведения периодических и внеочередных осмотров и выдачи документов о пригодности судов к плаванию.

Технический надзор за экологической безопасностью судов;

Технический надзор за другими объектами и процессами промышленности и транспорта по доверенности Министерства транспорта;

Учет поднадзорных судов с ведение Регистровой книги;

Согласование проектов стандартов, руководящих документов, технических условий и других нормативных документов по судостроению, судоремонту и технической эксплуатации флота;

Экспертиза технического состояния судов и других объектов надзора в соответствии с нормативными документами;

Другие услуги по классификации и сертификации систем качества и изделий промышленности Украины, а также иностранных изделий, по согласованию с Госстандартом и в соответствии с требованиями Украинской государственной системы сертификации продукции;

Издание инструкций, информационных и разъяснительных материалов по вопросам технического надзора, обмера и учета судов, судостроения и судоходства;

В пределах своей компетенции выдает на суда, которые осуществляют загранрейсы, свидетельства, предусмотренные международными договорами по вопросам торгового мореплавания.

КЛАСС СУДНА, СИМВОЛ КЛАССА.

Если судно построено в соответствии с требованиями правил Регистра, то ему может быть присвоен класс Регистра, определяемый назначением, районом плавания, конструкцией корпуса и мореходными качествами судна. Регистр может также присвоить, возобновить или восстановить класс судну, находящемуся в эксплуатации с выдачей Классификационного свидетельства. Класс судну присваивается или возобновляется на 4 года. Основной символ класса судна, построенного по Правилам и под надзором Регистра, состоит из знака O и проставляемых перед ним знаков КМ или К.

Буква К – означает корпус, М – механизмы.

КМ O для самоходных судов, К O - для несамоходных судов.

Основной символ класса судна, построенного без надзора Регистра.

1. Если судно и его механическая установка были построены по правилам и под надзором другого классификационного органа, а затем ему присваивается класс Регистра, то символ класса состоит из знаков:

КМ - для самоходных судов и К - для несамоходных судов.

2. Если судно и его механическая установка были построены без надзора

признанного Регистром классификационного органа или вообще без надзора

классификационного органа, а затем судну присвоен класс Регистра, то

символ класса состоит из знаков: (КМ) - для самоходных судов

(К) - для несамоходных судов.

Ледоколам – судам, предназначенным для прокладки канала в сплошном льду, проводки, околки, буксировки судов и выполнения спасательных работ во льдах и удовлетворяющим требованиям Правил к основному символу класса добавляется один из следующих знаков: ЛЛ1, ЛЛ2, ЛЛ3, ЛЛ4.

Знаки наносятся в зависимости от толщины сплошного ледяного поля в котором продвигается ледокол и суммарной мощности на гребных винтах.

Знаки ледовых усилий судов.

Если судно имеет ледовые усилия, согласно требованиям Регистра, то в зависимости от примененной категории усиления к основному добавляется один из знаков:

УЛА, УЛ, Л1, Л2, Л3. Ледовые усиления категорий приведены в таблице.

Знаки деления на отсеки.

Для судов, непотопляемость которых обеспечена при затоплении одного, двух или трех смежных отсеков, справа за знаком категории ледовых усилений ставится один из знаков: 1 , 2 , 3 .

Знаки ограничения района плавания.

Если судно предназначено для плавания в ограниченном районе или для смешанного (река-море) плавания, то к основному символу класса добавляются знаки I, II, II СП или которые имеют следующие значения:

I - плавание в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 400 миль, а также плавание в закрытых морях.

II – плавание в открытых морях с удалением от места убежища до 50 миль и с расстоянием убежища до 100 миль и плавание в закрытых морях в границах установленных Регистром.

II СП – плавание на внутренних водных путях, а также в морских районах на волнении не более 6 баллов и с удалением от места убежища: в открытых морях до 50 миль и с расстоянием между местами убежища до 100 миль.

В закрытых морях до 100 миль и с расстоянием между местами убежища до 200 миль.

III – прибрежное, рейдовое и портовое плавание в границах установленных Регистром.

Знаки автоматизации.

Степень автоматизации судна обозначается знаками:

А1 – судно, за исключением пассажирского, объем автоматизации механической установки которого позволяет эксплуатацию без вахты в машинных отделениях и в центральном посту управления (ЦПУ).

А2 – судно имеет автоматизацию, позволяющую эксплуатацию его без вахты в машинных отделениях, но с вахтой в ЦПУ.

АЗ – судно с помощью главных механизмов 1500 кВт (2040) л.с. автоматизация которого позволяет эксплуатацию без вахты в машинных помещениях.

Знаки безопасности на воде устанавливаются владельцами пляжей, переправ, понтонных мостов, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, юридическими лицами, производящими дноуглубительные, строительные или другие работы, в целях предотвращения несчастных случаев с людьми на воде.

Знаки безопасности должны иметь форму прямоугольника с размерами сторон не менее 50x60 сантиметров и быть изготовленными из досок, толстой фанеры, металлических листов или другого прочного материала.

Знаки безопасности устанавливаются на видных местах по предписанию уполномоченных на то органов государственного надзора и укрепляются на столбах (деревянных, металлических, железобетонных и др.) вы-сотой не менее 2,5 метра.

Надписи на знаках наносятся соответствующим цветом.

Знаки безопасности на воде и возле водоемов не гостированы

Знаки безопасности на воде и возле водоемов

Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Зеленый
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Знак в зеленой рамке, надпись находится сверху (с указанием границ в метрах), ниже изображен плывущий человек.
Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Зеленый
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Рекомендации по применению(описание):
Внутри зеленой рамки на белом фоне: сверху – надпись «Место купания детей», ниже изображены двое детей, стоящих в воде
Место размещения(рекомендации):
Знак укрепляется на столбе белого цвета. Размещение - вблизи водоема
Материалы для изготовления знака:
самоклеющаяся пленка, негорючий пластик ПВХ, металл
Рекомендуемые размеры, мм(диаметр круга):
50, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600, 650
Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Зеленый
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Рекомендации по применению(описание):
Внутри зеленой рамки на белом фоне: сверху – надпись «Место купания животных», ниже изображена плывущая собака.
Место размещения(рекомендации):
Знак укрепляется на столбе белого цвета. Размещение - вблизи водоема
Материалы для изготовления знака:
самоклеющаяся пленка, негорючий пластик ПВХ, металл
Рекомендуемые размеры, мм(диаметр круга):
50, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600, 650
Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Красный
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Рекомендации по применению(описание):
Знак в красной рамке, перечеркнутый красной чертой по диагонали с верхнего левого угла (с указанием границ в метрах). Ниже изображен плывущий человек.
Место размещения(рекомендации):
Материалы для изготовления знака:
самоклеющаяся пленка, негорючий пластик ПВХ, металл
Рекомендуемые размеры, мм(диаметр круга):
50, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600, 650
Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Красный
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Рекомендации по применению(описание):
Знак в красном круге, перечеркнутый красной чертой по диагонали с верхнего угла. Внутри изображен плывущий человек.
Место размещения(рекомендации):
Знак укрепляется на столбе красного цвета. Размещение - вблизи водоема
Материалы для изготовления знака:
самоклеющаяся пленка, негорючий пластик ПВХ, металл
Рекомендуемые размеры, мм(диаметр круга):
50, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600, 650
Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Зеленый
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Рекомендации по применению(описание):
Внутри рамки на зеленом фоне: посредине – надпись «Переход по льду разрешен».
Место размещения(рекомендации):
Знак укрепляется на столбе белого цвета. Размещение - вблизи водоема
Материалы для изготовления знака:
самоклеющаяся пленка, негорючий пластик ПВХ, металл
Рекомендуемые размеры, мм(диаметр круга):
50, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600, 650
Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Красный
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Рекомендации по применению(описание):
Внутри рамки на красном фоне: посредине – надпись «Переход по льду запрещен».
Место размещения(рекомендации):
Знак укрепляется на столбе красного цвета. Размещение - вблизи водоема
Материалы для изготовления знака:
самоклеющаяся пленка, негорючий пластик ПВХ, металл
Рекомендуемые размеры, мм(диаметр круга):
50, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600, 650
Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Красный
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Рекомендации по применению(описание):
Внутри красной окружности на белом фоне: лодка с подвесным мотором черного цвета, перечеркнутая красной линией по диагонали с верхнего левого угла, без надписи.
Место размещения(рекомендации):
Знак укрепляется на столбе красного цвета. Размещение - вблизи водоема
Материалы для изготовления знака:
самоклеющаяся пленка, негорючий пластик ПВХ, металл
Рекомендуемые размеры, мм(диаметр круга):
50, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600, 650
Смысловое значение:
Документ: не гостирован
Обозначение(код): -
Сигнальный цвет: Красный
Контрастный цвет: Белый
Скачать фото: 1000х1000px
Рекомендации по применению(описание):
Внутри красной окружности на белом фоне: Человек на водном мотоцикле черного цвета, перечеркнутая красной линией по диагонали с верхнего левого угла, без надписи.
Место размещения(рекомендации):
Знак укрепляется на столбе красного цвета. Размещение - вблизи водоема
Материалы для изготовления знака:
самоклеющаяся пленка, негорючий пластик ПВХ, металл
Рекомендуемые размеры, мм(диаметр круга):
50, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600, 650

Полезная информация:

Индекс, наименование и значение знака (огня)

Вид сигнального щита

Цвет, характер и взаимное расположение огней

Расхождение и обгон запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены.

Расхождение и обгон составов запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где запрещены обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м.

Якоря не бросать!
Для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Не создавать волнения!
Для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение.

Примечание:

Движение мелких плавучих средств запрещено!
Для обозначения участка, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.).

Светофор
Для регулирования движения судов в районах шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ и подъемных судоходных пролетах мостов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки

Скорость ограничена!
Для обозначения участков судового пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифры показывают максимальную допустимую скорость хода (км/ч).

Внимание!
Для обозначения участка судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность.


Пересечение судового хода!
Для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.


Соблюдать надводный габарит!
Для обозначения надводных и мостовых переходов. Цифра показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного высокого судоходного уровня воды (м).

3. Указательные знаки

Место оборота судов
Для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна.

Пост судоходной инспекции
Для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы поста.

Стоповый
Для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам.
Стоповый знак следует выполнять в виде вертикальной полосы красного цвета шириной 0,2-0,4 м, длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов.

Примечания:
1. Допускается применение сигнальных щитов с надписью «Стоп».

2. Надпись «Стоп» может быть нанесена на стенах рядом с красной полосой.


Минимальная проходная высота надводного перехода - величина, равная разности значений высоты перехода и установленного запаса, которую определяют исходя из условий максимального провеса проводов и максимального судоходного уровня воды.

Подмостовой судоходный габарит - прямоугольное очертание пространства в судоходном пролете моста в пределах судового хода (в сечении, перпендикулярном к оси судового хода), свободного от выступающих элементов конструкции моста и расположенных на нем устройств, включая навигационные знаки.

Примечания.

1. Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

2. На мосту знаки устанавливают на опоре или на пролетном строении, при этом допускается применять знаки без огней. Знаки ограничения габарита (дополнительная вертикальная разметка безопасности) должны соответствовать требованиям стандарта.

Рейдовые знаки

Указатель рейда (рейдовый знак) для обозначения границы рейда.

Примечания.

1. Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м).

2. На рейдах не общего пользования знаки устанавливают владельцы рейдов по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Цвет, характер и расположение огней рейдовых знаков

Знак

На левом берегу

На правом берегу

Передний

Береговые навигационные знаки в зависимости от их назначения подразделяются на две группы: обозначения положения судового хода и информационные.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «Ориентир», знаки ходовых пролетов мостов и «Путевой огонь».

Береговые знаки состоят из столба-опоры и укрепленного на нем щита определенной формы и окраски. Для этих знаков применяются сигнальные щиты пяти типов: прямоугольный, квадратный, трапецеидальный, круглый и комбинированный. Форма щита зависит от назначения берегового знака.

Размеры сигнальных щитов в зависимости от дальности действия знака регламентируются Государственным стандартом. Высота береговых знаков определяется специальным расчетом с учетом рельефа береговой полосы.

На внутренних водных путях применяются осевые (линейные), щелевые и кромочные створы.

Осевой створ (рис. 6.1) состоит из двух знаков – переднего и заднего, одинаковых по форме, расположенных на продолжении оси судового хода.

Рис. 6.1. Схема расположения осевых створов на участке реки:

1 – ось судового хода; 2 – створы на светлом фоне; 3 – створы на темном фоне

На знаках осевого створа применяют сигнальные щиты четырех типов: квадратный (рис. 6.2, а), прямоугольный (рис. 6.2, б), трапецеидальный (рис. 6.2, в) и комбинированный (рис. 6.2, г – верхний щит квадратный, расположенный вертикально, а нижний – трапецеидальный, расположенный наклонно к вертикали).

Рис. 6.2. Осевые створы для светлого (слева) и темного (справа) фона местности

(часть площади знаков, окрашенная в красный цвет, условно обозначена штриховкой)

Цвет сигнальных щитов выбирают в зависимости от фона окружающей местности. При светлом фоне щиты окрашивают в красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине, а при темном – в белый цвет с черной вертикальной полосой, а если они располагаются на фоне неба, – то в черный цвет.

В темное время суток на осевых створных знаках правого берега действует красный, белый или желтый сигнальный огонь, а на знаках левого берега – зеленый, белый или желтый. При этом характер (режим) огня переднего знака – постоянный, а заднего – проблесковый или постоянный.

В

Рис. 6.3. Ориентирование по осевому створу:

а – судно находится в створной зоне; б – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – задний знак створа; 3 – передний знак створа; 4 – берег; 5 – изобата гарантированной глубины; 6 – визирные кривые, ограничивающие створную зону; 7 – ось створа; 8 – воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа; 9 – огонь заднего знака; 10 – огонь переднего знака

отдельных случаях при большом скопления посторонних огней как на переднем, так и на заднем знаке применяются постоянные огни повышенной заметности: пульсирующие или протяженной формы красного и зеленого цветов.

Осевой створ служит для обозначения оси судового хода. Принцип его действия состоит в следующем (рис. 6.3). Два знака или огня створа – передний и задний, расположенные на берегу на некотором расстоянии друг от друга, образуют створную линию, продолжение которой в сторону водного пространства должно совпадать с положением оси судового хода. Признаком нахождения судна на створной линии будет расположение переднего и заднего знаков или огней на одной вертикали (рис. 6.3, а). Отклонение взаимного расположения переднего и заднего знаков или огней от вертикали свидетельствует об уклонении судна в сторону от оси судового хода и выходе его за пределы створной зоны (рис. 6.3, б). При выходе судна из створной зоны судоводитель должен изменить курс для возвращения в эту зону.

Щелевой створ состоит из трех знаков – двух передних и одного заднего и служит для обозначения положения судового хода и его кромок (рис. 6.4).

Два передних знака устанавливаются на линии, перпендикулярной к оси створа, и располагаются от нее на одинаковом расстоянии. Задний знак устанавливается на оси створа, которая должна совпадать с осью судового хода.

Сигнальные щиты знаков щелевого створа предусмотрены одного типа – прямоугольной формы. Их окрашивают в зависимости от фона окружающей местности: на светлом фоне – красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине (рис. 6.4, а), на темном фоне – в белый цвет с черной вертикальной полосой (рис. 6.4, б).

На знаках щелевого створа действуют белые или желтые сигнальные огни, на передних знаках – постоянные, на заднем – проблесковый. При наличии в районе расположения щелевого створа посторонних огней на знаках, установленных на правом берегу, применяются красные сигнальные огни, на левом берегу – зеленые. При этом передние огни – постоянные, а задний – проблесковый.

Рис. 6.4. Схема расположения щелевого створа на участке водного пути: 1 – ось судового хода; 2 – ось створа; 3 – знаки створа; а – щелевой створ для светлого фона; б – щелевой створ для темного фона

Принцип действия щелевого створа показан на рис. 6.5. При движении судна по оси судового хода (рис. 6.5, а) задний знак (огонь) виден точно посредине расстояния между передними знаками (огнями). По мере уклонения судна от оси судового хода симметричность расположения знаков нарушается (рис. 6.5, б), при этом сокращается просвет между задним и передним знаком той кромки, к которой судно приближается.

Если судно вышло за границу створной зоны (рис. 6.5, в), просвет между щитами заднего и одного из передних знаков исчезает.

Судоводитель не должен допускать выхода судна из указанной зоны, так как при этом не обеспечивается безопасность движения.

Щелевые створы применяются в основном на водохранилищах и устьевых участках больших рек.

Рис. 6.5. Ориентирование по щелевому створу:

а – судно на оси створа; б – судно уклонилось от оси створа; в – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – изобата гарантированной глубины; 3 – ось створа; 4 – задний знак; 5 – передний знак; 6 – визирные кривые , образующие створную зону

Кромочный створ предназначен для указания одной кромки судового хода. Створ состоит из двух знаков – переднего и более высокого заднего. Ось створа пересекает вертикальную грань заднего знака, обращенную в сторону ограждаемой кромки судового хода. Передний знак несколько смещен с этой оси в сторону той же кромки. Для указания обеих кромок судового хода устанавливаются два кромочных створа – левый и правый (рис. 6.6).

Сигнальный щит переднего знака кромочного створа имеет прямоугольную форму, а заднего – форму прямоугольной трапеции. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне – в красный цвет. Огни – на левой кромке зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

П

Рис. 6.6. Кромочный створ:

1 – направление течения; 2 – левая кромка судового хода; 3 – правая кромка судового хода; 4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода

ри нахождении судна на оси судового хода судоводитель видит знаки (огни) правого и левого створов, расположенные симметрично. При уклонении судна от оси судового хода нарушается видимое судоводителем симметричное расположение знаков. Зазор между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков той кромки, в сторону которой уклонилось судно, окажется меньше зазора между вертикальными гранями щитов, ограждающих другую кромку. Исчезновение зазора между щитами знаков кромки, к которой уклонилось судно (касание вертикальных граней щитов), или расположение огней на одной вертикали означает, что судно вышло из створной зоны.

Рис. 6.7. Типы сигнальных щитов перевальных знаков:

а – квадратный; б – прямоугольный; в – комбиниро- ванный

Перевальные знаки (рис. 6.7) – это береговые навигационные знаки для указания направления судового хода, переходящего (переваливающего) от одного берега к другому, а также для обозначения начала и конца участка с приглубым (ходовым) берегом.

Перевальный знак состоит из столба-опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы. Предусмотрены три типа щитов для перевальных знаков: квадратные (рис. 6.7, а), прямоугольные (рис. 6.7, б) и комбинированные (рис. 6.7, в). Знаки, расположенные на светлом фоне местности, окрашиваются в красный цвет, на темном – в белый.

Рис. 6.8. Ходовые знаки

Ходовые знаки (рис. 6.8) – это береговые знаки, которые указывают, что судовой ход расположен вдоль того приглубого берега, на котором они установлены. Они состоят из столба – опоры и сигнального щита – ромба (рис. 6.8, а), или щита в виде вытянутого ромба с отсеченными острыми углами (рис. 6.8, б). Для обеспечения видимости со всех направлений щиты делаются, как правило, объемными. Это достигается за счет крестообразного соединения двух плоских щитов (ромбов) или за счет соединения в плане двух щитов (вытянутых ромбов) под углом 90.

Цвет окраски щита и столба ходового знака, в отличие от створных и перевальных знаков, зависит от наименования берега, на котором он установлен. На правом берегу – цвет красный, на левом – белый. Для создания контраста с фоном местности опоры ходовых знаков окрашиваются чередующимися полосами красного и белого цветов на правом берегу и белого и черного цветов – на левом берегу.

Рис. 6.9. Весенние знаки

На ходовых знаках правого берега действуют красные проблесковые огни, на знаках левого берега – зеленые проблесковые.

Весенние знаки (рис. 6.9) устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п. Они не указывают непосредственно ось или кромку судового хода и служат для определения положения судового хода совместно с другими знаками.

Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе-опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рис. 6.9, а) и трапеции – на левом берегу (рис. 6.9, б). Сигнальная фигура может быть также выполнена из трех пересекающихся под углом 120 в плане плоскостей.

Щиты весенних знаков правого берега окрашивают в красный цвет, а левого – в белый. Опоры знаков окрашивают в тот же цвет, что и щиты.

В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огни, на знаках левого берега – зеленые постоянные.

Знак «Ориентир » (рис. 6.10) применяют на реках и водохранилищах для обозначения характерных берегов, мысов, островов и других приметных мест береговой полосы. Непосредственно положение судового хода они не указывают, но позволяют судоводителям определить его косвенным путем (по положению судна относительно знака "Ориентир").

По конструкции знаки изготовляются в виде столбов-опор с двумя щитами (рис. 6.10, а) и трех или четырехгранных призм и пирамид (рис. 6.10, б). Используются два типа сигнальных щитов: прямоугольной и трапецеидальной формы.

Рис. 6.10. Знаки «Ориентир»:

а – в виде одиночных столбов с сигнальными щитами;

б – в виде трех и четырехгранных призм и пирамид

Щиты знаков, устанавливаемых на правом берегу, окрашивают пятью чередующимися горизонтальными полосами красного и белого цветов, а на левом берегу – черного и белого, причем верхняя полоса должна быть соответственно красной или черной.

На знаках "Ориентир" правого берега действуют красные, белые или желтые двухпроблесковые огни, а на знаках левого берега – зеленые, белые или желтые двухпроблесковые.

Знаки "Путевой огонь" (рис. 6.11, а) служат для обозначения в ночное время берегов судоходного канала. Форма знаков, несущих путевые огни, не регламентируется. Конструктивно знак представляет собой опору, в вершине которой укреплен фонарь с двумя линзами в боковых стенках. В фонаре помещается электрическая лампа. Через линзы боковых стенок сигнальные огни светят вдоль берега канала. На правом берегу действуют красные постоянные или проблесковые огни, на левом – зеленые постоянные или проблесковые.

Опознавательные знаки (рис. 6.11, б) служат для обозначения входа в канал, порт, аванпорт, убежище со стороны озера или водохранилища.

Рис. 6.11. Знак «Путевой огонь» (а) и опознавательные знаки (б)

Знаки сооружают в виде различных по архитектуре башен и устанавливают на оголовках дамб, молов и волноломов. Их окрашивают в цвет, обеспечивающий необходимый контраст с окружающим фоном местности.

На вершинах опознавательных знаков устанавливаются постоянные или проблесковые сигнальные огни кругового действия: зеленые на знаках левого берега и красные – на знаках правого берега.

На сторонах опознавательных знаков, обращенных к судовому ходу, может устанавливаться постоянный огонь того же цвета, что и на их вершинах.

Маяк (морской маяк) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром. Маяк представляет собой башню, на вершине которой помещается аппаратура для подачи световых сигналов. Маяки служат для ориентировки судоводителей с применением инструментов и приборов. Высота маяка выбирается такой, чтобы была обеспечена необходимая дальность его видимости. Она достигает 50 метров и более. Маяк может быть оборудован звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана, а также аппаратурой для подачи радиосигналов. Вид маяка приведен на рис. 6.12.

Каждый маяк имеет свою отличительную форму, окраску и характеристику огня. Описание маяков и их географические координаты даются в соответствующих лоциях и на картах.

Рис. 6.13. Навигационный знак

Светящий морской навигационный знак (светящий знак) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром специальной постройки, имеющее светооптический аппарат с дальностью видимости белого огня до 10 миль. Это сооружение такого же типа, что и маяк, но более легкой конструкции (рис. 6.13). Форма навигационных знаков бывает различной, сооружаются они из камня, кирпича, металла, дерева и т. п. Знак может иметь отличительные щиты и топовые фигуры. На них часто устанавливают радиолокационные отражатели.

Несветящий навигационный знак – сооружение такого же вида, как и светящий знак, но не имеющее светооптического аппарата.

Морской навигационный огонь (огонь) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся ночным ориентиром и представляющее собой светооптический аппарат, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях неспециальной постройки (здание, скала, столб и др.).

Плавучие навигационные знаки латеральной системы

Плавучие навигационные знаки по своему назначению подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности, свальные, разделительные, осевые и поворотно-осевые.
Кромочные знаки (вехи, бакены, буи) служат для обозначения кромок судового хода.

Все знаки правого берега окрашены только в красный цвет. У правобережных вех на вершине имеется топовая фигура - черный шар или голик (веник из прутьев). При движении судна вниз по течению эти знаки оставляются справа, против течения - слева.

У левого берега вехи и бакены окрашены в белый цвет, на озерно-речных участках водохранилищ бакены могут быть черного цвета, буи - всегда черные. И бакены, и буи левой кромки - только конической формы. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх - справа.

Поворотные знаки - обозначают повороты прямолинейных участков судового хода, имеющего значительную протяженность, а также крутого поворота судового хода на участках водного пути с ограниченным обзором или скальным дном.

Поворотные знаки - это, в принципе, обычные кромочные знаки - бакены или буи - треугольного или прямоугольного силуэта (красного, белого или черного цвета) с горизонтальной контрастной (черной или белой) полосой посередине. Как правило, они стоят у выпуклого берега. Поворотный знак левой кромки показывает поворот судового хода влево относительно течения, при его прохождении судну необходимо повернуть влево, оставив знак к левому берегу.
Поворотный знак правой кромки показывает поворот судового хода вправо относительно течения, при его прохождении судну необходимо повернуть вправо, оставив знак к правому берегу.
Знаки опасности - обозначают особо опасные и подводные препятствия у кромок судового хода (затопленные сооружения, затонувшие суда, песчаная отмель, подводные скалы и др.).

Эти знаки устанавливаются непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны (со стороны течения). В местах расположения этих знаков судоводителю необходимо принимать особые меры предосторожности, не допуская приближения судна к этому знаку.
Знаки опасности левой кромки - буи, бакены треугольного силуэта белого цвета, с одной черной горизонтальной полосой посередине и одной вертикальной полосой.
Знаки опасности правой кромки - буи, бакены прямоугольного силуэта красного цвета, с одной черной или белой горизонтальной полосой посередине и одной черной или белой вертикальной полосой.
Основное отличие знаков опасности по цвету в том, что полосы на
буях, бакенах образуют четко видимый крест - знак опасности.
Свальные знаки обозначают места, где направление течения не совпадает с направлением судового хода.

Свальные знаки устанавливаются вблизи кромочных знаков на кромке судового хода, противоположной свалу течения, так что линия установки знаков показывает направление свального течения.
Знаки левой кромки - буй или бакен треугольного силуэта, их нижняя половина черного цвета, верхняя белого.
Знаки правой кромки - буй или бакен прямоугольного силуэта красного цвета, нижняя половина которых - черного или белого цвета.
Разделительные знаки обозначают места разделения (разветвления) судового хода.

Знаки имеют треугольный силуэт.
Окрашены чередующимися вертикальными полосами красного и черного (или белого) цвета.
Допускается использование вместо разделительного знака двух кромочных (парных) знаков - левой и правой кромок судового хода.
Осевые знаки устанавливаются по оси судового хода (при его ширине не менее 300 м), разделяя его на две ходовые полосы - для судов, идущих вверх по течению, и для судов, идущих вниз по течению.Ориентировка по осевым знакам осуществляется по принципу - "следуй от знака к знаку, оставляя его слева". Для обозначения оси судового хода используют осевые буи и вехи, а для обозначения поворота судового хода - поворотно-осевые буи и вехи.

Осевые буи и вехи имеют треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Веха имеет на вершине круглую (шаровую) топовую фигуру черного цвета.
Поворотно-осевые буи имеют такую же форму, как и осевые (треугольную или линейную). Надстройка его окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами.
Поворотно-осевая веха окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, горизонтальными чередующимися полосами. Топовая фигура вехи - черный шар.