Какие существуют типы библиотек знаний. Библиотека - что такое? Какие типы библиотек существуют? Другие классификационные системы

"...2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

федеральные библиотеки;

библиотеки субъектов Российской Федерации;

библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий,

научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации..."

Источник:

Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле"

  • - Этот чай в Китае называют черным. Производится он в провинции Юнь-нань, а сырьем для него служит юньнаньский чай, подвергнутый дополнительной ферментации...

    Книга о вкусной и здоровой пище

  • - aвтохтонные - виды, возникшие или с древних времен обитающие на данной территории, часто реликтовые. При анализе флоры или фауны объединяются в особую группу геноэлементов...

    Экологический словарь

  • - endangered species - , находящиеся под угрозой.Виды животных и растений, численность которых постоянно уменьшается под действием антропогенных факторов, что ведет безвозвратному обеднению их генофондов...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - см. аборигенные...

    Экологический словарь

  • - пришлые для данного биоценоза, формации, территории...

    Экологический словарь

  • - информационная сеть, объединяющая абонентские системы группы библиотек. предоставляет материалы группы библиотек.По-английски: Library networkСм. также: Специализированные сети Библиотечные системы ...

    Финансовый словарь

  • - "... - база данных библиографических записей, выполненных в едином стандарте и национальном коммуникативном формате, на поступающие и хранящиеся документы в фондах библиотек города Москвы.....

    Официальная терминология

  • - "... - информационные ресурсы в электронной форме, являющиеся частью библиотечных фондов..." Источник: ЗАКОН г. Москвы от 23.09...

    Официальная терминология

  • - международный журнал. Издаётся на английском, французском, испанском и русском языках...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ви́ды мн. Планы, намерения, расчёты относительно кого-либо или...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - БИБЛИОТЕК БЛЁ * Во Франции народная культура.. могла характеризоваться двумя способами...
  • - БИБЛИОТЕК НАСЬОНАЛЬ * Важно, что пушкинскую выставку организует Bibliothèque nationale, что три европейские Академии участвуют.., что французская Opéra дает оперы на пушкинские сюжеты. С. Лифарь. // Перельмутер 576...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - БИБЛИОТЕК РАНВЕРСЕ * bibliothèque renversée. "Живая бибилиотека", т. е. большой знаток текстов; начетчик...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - БИБЛИОТЕК РОЗ * Возвращаясь домой, я с Потаташкой отстал у букинистов на quai и купил ей книжки "Bibliothèque rose". А. Н. Бенуа Дн. 1905 г. // НН 2001 58 109. Она <бабушка>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ага́мные виды виды низших животных и растений, размножающиеся без оплодотворения, т. е. бесполым путем...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - См. надежда, ожидание,...

    Словарь синонимов

"Виды библиотек" в книгах

Антихрупкость библиотек

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Антихрупкость библиотек Ниро практиковал смешанный (и преходящий) аскетизм: он старался ложиться спать как можно ближе к девяти вечера, а зимой иногда и еще раньше. Он норовил уходить с вечеринок, когда алкоголь развязывал людям языки настолько, что те начинали

20. ВАТИКАН И АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕК.

Из книги Великий Переход. До и после 2012 года автора Кэрролл Ли

20. ВАТИКАН И АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕК. Некоторое время назад до меня дошли слухи, что в прошлой жизни я была одним из хранителей Александрийской библиотеки. В видении тех времен я вижу себя стариком, распростертым на полу и умирающим от горя и вины за то, что ему не

2. У колыбели библиотек

Из книги Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек автора Поластрон Люсьен

2. У колыбели библиотек Было время северной зари, невидимой в залах ожидания словарей. Бенжамен

«Бюллетень ЮНЕСКО для библиотек»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

8.3.3. Разработка совместимых библиотек

автора Джонсон Майкл К.

8.3.3. Разработка совместимых библиотек При разработке собственных библиотек необходимо знать факторы, делающие библиотеку несовместимой. Существуют три основных причины несовместимости.1. Изменение или удаление интерфейсов экспортированных функций.2. Изменение

8.6.1. Использование деинсталлированных библиотек

Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.

8.6.1. Использование деинсталлированных библиотек После запуска программы динамический загрузчик обычно ищет необходимые программе библиотеки в кэше (/etc/ld.so.cache, созданном ldconfig) библиотек, которые находятся в каталогах, записанных в /etc/ld.so.conf. Однако если установлена

8.6.2. Предварительная загрузка библиотек

Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.

8.6.2. Предварительная загрузка библиотек В некоторых случаях вместо замены целой библиотеки совместно использования возникает необходимость замены лишь нескольких функций. Вследствие того, что динамический загрузчик выполняет поиск функций, начиная с первой

Создание библиотек шаблонов

Из книги КОМПАС-3D V10 на 100 % автора Кидрук Максим Иванович

Создание библиотек шаблонов Приложение для создания библиотек шаблонов (по своей сути также прикладная библиотека к КОМПАС-3D, названная Менеджером шаблонов) позволяет создавать особый вид пользовательских прикладных библиотек. Эти библиотеки состоят из базового

2.3. Создание и использование библиотек

автора Митчелл Марк

2.3. Создание и использование библиотек Практически со всеми программами компонуется одна или несколько библиотек. К любой программе, использующей функции языка С (например, printf() или malloc()), подключается библиотека времени выполнения. Если у программы есть графический

2.3.5. Преимущества и недостатки библиотек

Из книги Программирование для Linux. Профессиональный подход автора Митчелл Марк

2.3.5. Преимущества и недостатки библиотек Познакомившись со статическими архивами и совместно используемыми библиотеками. читатели, очевидно, задумались: какие же из них лучше использовать? Есть несколько важных моментов, о которых следует помнить.Большим преимуществом

Механизмы эволюции библиотек

Из книги Основы объектно-ориентированного программирования автора Мейер Бертран

Механизмы эволюции библиотек Разработка высококачественных библиотек - долгая и трудная задача. Невозможно гарантировать, что построенные библиотеки сразу будут совершенными. Следовательно, важной проблемой является обеспечение разработчиков библиотеки

ВРАГИ БИБЛИОТЕК

Из книги ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ автора Дмитриев Валентин Григорьевич

ВРАГИ БИБЛИОТЕК Кто главные вредители книг, враги библиотек? Крысы? Жучки? Книжная тля? Сырость? Плесень? Пыль?Нет, это книжные воры, а также люди, которые берут книгу почитать и не возвращают ее, но себя ворами почему-то не считают.Еще в средние века в библиотеках

СМОТР БИБЛИОТЕК

автора

СМОТР БИБЛИОТЕК Смотр библиотек - дело очень важное. Без книги, без библиотеки, т. е. общественного пользования книгой, культуры страны не подымешь на ту ступень, которую требует современная техника, социалистический уклад. Массам нужны знания, умение учиться, как птице

ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК (ДОКЛАД НА ПЛЕНУМЕ АССОЦИАЦИИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК)

Из книги Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи автора Крупская Надежда Константиновна

ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК (ДОКЛАД НА ПЛЕНУМЕ АССОЦИАЦИИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК) За десять лет, которые прошли со времени смерти Владимира Ильича, изменилось все лицо нашей страны. Совершенно новый размах всей работы получился, гораздо более-широкий; новые миллионы

НУЖДЫ БИБЛИОТЕК

Из книги Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи автора Крупская Надежда Константиновна

НУЖДЫ БИБЛИОТЕК Двадцать лет назад страна наша была отсталой, многомиллионное крестьянское население жило замкнутой жизнью единоличников. Еще тяжелее было положение национальных меньшинств.Изменилось лицо нашей страны - стала она страной социалистической, страной

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация библиотечного обслуживания детей в историческом контексте. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом на современном этапе. Перспективные направления работы детских библиотек мира в современном информационном пространстве.

    дипломная работа , добавлен 15.09.2013

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Основные профессиональные качества современного библиотекаря. Особенности библиотечной риторики. Место ораторского искусства среди профессиональных качеств библиотечного специалиста. Составление памятки по ораторскому мастерству для работников библиотек.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2019

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

    Анализ средств массовой информации в современной России. Особенности литературно-библиографической информации: понятие и формы существования. Изучение взаимодействия библиотек и СМИ. Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2010

    Состояние книгораспространения в России. Рассмотрение факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия. Комплектование фондов библиотек в электронной среде. Работа книжного интернет-магазина ЗАО "Фолиант".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2014

    История возникновения и развития книжных выставок и ярмарок, их классификация. Развитие ярмарочного дела за рубежом и в России. История Франкфуртской книжной выставки. Туринская международная книжная ярмарка. Современное состояние ярмарочной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2015

финансирование библиотека финансовый ресурс фонд

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон «О библиотечном деле», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

"О библиотечном деле" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

* федеральные библиотеки;

* библиотеки субъектов Российской Федерации;

* библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

Статус других библиотек определяется их учредителями.

Национальными библиотеками Российской Федерации являются Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, которые удовлетворяют универсальные информационные потребности общества, организуют библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования.

Национальные библиотеки Российской Федерации выполняют следующие основные функции: формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведут библиографический учет россики; участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическими, научно-информационными и культурными центрами федерального значения; участвуют в разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела.

Национальные библиотеки Российской Федерации действуют на основе настоящего Федерального закона и положений о них, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и являются исключительно федеральной собственностью. Изменение формы собственности указанных библиотек, их ликвидация либо перепрофилирование не допускаются; целостность и неотчуждаемость их фондов гарантируются. Деятельность национальных. Отдельные функции национальных библиотек Российской Федерации могут делегироваться в установленном порядке другим федеральным библиотекам и организациям

Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (быв. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.

В республиках Российской Федерации, автономных округах, автономной области соответствующими органами государственной власти могут образовываться национальные библиотеки.

Эти национальные библиотеки действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки , функции которой выполняют:

* в республике - национальная или республиканская библиотека;

* в автономном округе, автономной области - окружная или областная библиотека;

* в крае, области - краевая, областная библиотека.

Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки.

Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.

Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.

Число библиотек системы Министерства культуры РФ (тыс. ед.)

В том числе:

детские (ед.)

юношеские (ед.)

Библиотечный фонд

(млн. экз.)

Количество книговыдач (млн. экз.)

Число пользователей (млн. чел.)

Приобретение новых изданий

(млн. экз.)

Число библиотек, имеющих ПК (ед.)

Объем электронного каталога

(тыс. зап.)

Число библиотечных работников (чел.)

Доля бюджета в общих доходах (%)

В сеть публичных библиотек России входят девять библиотек федерального ведения:

1. Российская государственная библиотека (РГБ, фонд -- 41 млн ед. хр.)

2. Российская национальная библиотека (РНБ, фонд -- 32,5 млн ед. хр.)

3. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ, фонд -- 4,4 млн ед. хр.)

4. Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ, фонд--3,2 млн ед. хр.)

5. Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ, фонд -- 2,2 млн ед. хр.)

6. Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ, фонд -- 1,7 млн ед хр.)

7. Государственная российская юношеская библиотека (ГРЮБ, фонд -- 0,9 млн ед. хр.)

8. Государственная российская детская библиотека (ГРДБ, фонд -- 0,8 млн ед. хр.)

9. Российская государственная библиотека для слепых (РГБС, фонд -- 0,9 млн ед. хр.). библиотек Российской Федерации осуществляется на основе координации и кооперации.

Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.

Библиотеки для слепых обеспечивают доступ к информации для слепых и слабовидящих читателей. Такие библиотеки содержат книги, набранные рельефным шрифтом Брайля и аудиокниги на разных носителях. Крупнейшая в России библиотека для слепых - Российская Государственная библиотека для слепых. Помимо книг, набранных рельефным шрифтом и аудиокниг, она содержит большую коллекцию рельефно-объёмных моделей, позволяющих слепым узнать облик различных объектов.

Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих.

Библион (греч.) - книга, тека (греч.) - хранилище. Библиотека - что такое? Помещение для рукописей, информации на цифровых носителях для частного или общественного пользования.

История

Древний Восток считается родиной первых библиотек. В вавилонском городском храме Ниппур обнаружена коллекция табличек из глины, датированных 2500 годом до н. э. В гробнице около Фив нашли ящик с папирусами. В эпоху Рамсеса при Новом царстве насчитывалось 20 тыс. папирусов. Таблички ассирийского царя считаются самой известной древневосточной библиотекой в Ниневии.

Центром античного собрания книг и папирусов считается Это была часть обучающего комплекса, в который входили помещения для сна, комнаты для занятий, чтения, принятия пищи. Создана Птолемеем. В нее входило 200 тыс. экземпляров для чтения и 700 тыс. документов для школы. Уничтожена пожаром в 270 году н. э.

Все античные хранилища книг содержались при храмах. Так же как в Средние века, библиотеки были только при монастырях. Там в специальных сухих подвалах переписывались священные писания и сочинения великих Отцов Церкви. Копировать надлежало также античные рукописи, латинские и греческие тексты, которые попадали в руки монахам. Ценность книг была так высока, что их даже приковывали цепями к стенам и полкам, чтобы избежать кражи.

Книгопечатание получило свое развитие при изобретении и это была новая эпоха в истории библиотек. Доступность информации, приемлемая стоимость научной и художественной литературы повлияли на развитие культуры, образование и самосознание всего человечества.

Виды библиотек

  • Государственные.
  • Муниципальные.
  • Личные.
  • Бюджетные.
  • Частные.
  • Учебные.

Социальные виды:

  • Публичные.
  • Детские.
  • Вузовские.
  • Отраслевые: медицинские, технические, сельскохозяйственные.
  • Для слепых.
  • Юношеские.
  • Академические.

Национальная библиотека что такое? Хранилище всей печати страны. Официальные издательства обязаны предоставить в архив по несколько экземпляров своей продукции. Не только книги, но и памятки, газеты, журналы.

Деятельность

Обслуживание читателя и предоставление литературы для чтения или дополнительного образования. Существуют две формы взаимодействия с клиентами:

  1. Выдача печатного издания на руки (домой) на определенный срок.
  2. Предоставление возможности ознакомиться с книгой в читальном зале.

Более востребованный материал находится в открытом доступе, и посетитель сам может выбирать без помощи библиотекаря. Остальная часть литературы находится в книгохранилище и выдается по запросу. На экземпляры особо редких изданий, поврежденных или содержащих необходимо получить специальное разрешение.

Передвижная библиотека что такое? Книгохранилище на колесах? В отдаленные пункты, где местный архив скуден или его нет вообще, выезжает автобус с востребованной литературой. Это классика для школьников или современные романы. Имеет функцию принимать заказы от читателей.

«Если в результате глобальной катастрофы на Земле не останется ничего, кроме библиотек, то человек сможет возродиться», - писал Д. Лихачев.

Библиотека. Что такое виды библиотек

Основные отличия библиотек - это объемы фонда (количество книг), назначение, бюджет и национальное значение. Именно от финансирования зависит квалификация персонала, качество хранения и возможность обслуживать население в полной мере. А также инновации в получении информации.

Для того чтобы обслуживание читателей было более эффективным, в работе библиотечной системы используется каталоги. Это карточки, которые являются информационными единицами. Содержатся в алфавитном порядке по авторам с названием книги, кратким содержанием и годом выпуска.

В настоящее время есть два вида картотек: ручного использования и на электронных носителях. Электронная картотека более эффективна, по ней можно быстрее найти нужную информацию, она долговечна и не занимает много места в компьютере. Но не каждая библиотека имеет возможность для приобретения компьютерной техники в связи с малым финансированием.

Детские библиотеки

Что такое детская библиотека? В фонд хранилища входят книги для самых маленьких читателей, а также литература, рекомендуемая для школы и внеклассного чтения. Это классика и современные рассказы и повести о детях, животных, волшебные сказки для развития воображения.

Что такое школьная библиотека и в чем ее отличие от детской? Отличие прежде всего в финансировании. Если детские книгохранилища являются городскими учреждениями и получают деньги на развитие от государства, то фонд школьной библиотеки формируется за счет бюджета школы. Кроме художественных и образовательных книг, они содержат методическую литературу для педагогов.

Электронная библиотека

Что такое электронная библиотека? Это документы (книги, журналы, газеты) в цифровом формате, которые расположены упорядоченной коллекцией. Она снабжена функциями поиска и навигации. Это может быть веб-сайт, на который регулярно добавляются тексты как художественные, так и научные. В фонд могут входить медиафайлы, самодостаточные сами по себе и востребованные пользователями.

Что такое интернет-библиотека (или электронная) и основные преимущества:

  • максимально доступная информация;
  • сохранения национального наследия;
  • высокая эффективность для обучения, самообучения, работы.

Первые проекты электронных библиотек появились в начале 90-х годов. Государственной поддержки и финансирования практически нет. Но удачные и востребованные проекты поддерживаются Российским фондом Фундаментальных исследований и Гуманитарным научным фондом.

Популярность интернет-библиотек растет с каждым днем, на сегодняшний день сайтов, где ведется продажа, обмен или просто предоставление информации, более тысячи.

Современная библиотека

В наш век электронных технологий современному пользователю необходимо эффективное предоставление информации. Российская современная библиотека на сегодняшний день находится на стадии развития. Хотя модель уже разработана, в области внедрения есть свои трудности. В основном это финансирование.

Проект «Модельная библиотека» - модель современного хранилища информации для публичного пользования. Стандарт утвержден на шестой ежегодной конференции библиотечной ассоциации России в мае 2001 года. Назначение: предоставить пользователю любую запрашиваемую информацию. Первый опыт произведен на сельских библиотеках Псковской области.

Методы обслуживания: печатные издания, видео- и аудиозаписи, чертежи, программы. Передача при личном обращении или онлайн. Задачи: изменить в лучшую сторону качество жизни городских и сельских жителей, развитие новых, современных интеллектуальных потребностей, облегчение адаптации к ускоряющемуся ритму жизни, помощь в поиске работы или дополнительного занятия, борьба с низким уровнем жизни, получение знаний.

Условия создания современных библиотек возможны при:

  • творческих сотрудниках;
  • поддержке местных органов управления;
  • наличия помещения и оборудования;
  • развитой инфраструктуре.

Что такое современная библиотека? Это понятие имеет широкое значение. В первую очередь стремление соответствовать стандарту высокоразвитых стран. Для эффективной работы нужно перестроить всю деятельность. Автоматизировать информационную обработку, предоставлять ресурсы на электронных носителях.

Основные требования к современной библиотеке

К основным требованиям можно отнести максимальную доступность для населения. В радиусе 3 километров (или 20 минут пешей ходьбы) обязательно должна быть библиотека или филиал. Также она должна иметь удобное для пользователей месторасположение, на пересечении пешеходных путей или около остановки общественного транспорта.

Помещение библиотеки должно быть отдельным, в хранилище соблюдаться температурный и климатический (влажность) режимы. Площадь не менее 80-110 кв. м. Полный комплект оборудования: столы, стулья, стеллажи, техническое оснащение. Противопожарная защита - не менее 1 огнетушителя на 40-50 кв. м пола, в каждом помещении. А также пожарная сигнализация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Характеристика функций современной библиотеки

Понятие «функция» является одним из основных в терминологическом аппарате любой науки. С его помощью определяют значение, роль объектов действительности, выполняемые обязанности, цели и назначение отдельных процессов и элементов действующих систем. В содержании рассматриваемого понятия специалисты видят то общее, что присуще родственным социальным системам, и те особенности, которые позволяют их дифференцировать.

Особую роль понятие «функция» играет в рамках системного подхода, где оно выступает в тесной связи с понятием структуры.

Основной отличительной характеристикой социальных и технологических функций является сфера их распространения.

Социальные - это внешние, выходящие за пределы библиотеки функции. Они формируются под влиянием потребностей общества, непосредственно воздействуют на него и отдельных его членов.

Технологические - это внутренние функции, не выходящие за пределы библиотеки. Они являются средством осуществления библиотекой своих социальных функций, формируются под их влиянием и обеспечивают осуществление деятельности библиотеки в соответствии с действующими стандартами. Технологические функции выступают в качестве вторичных по отношению к социальным и служат для их реализации.

1 . 1 Содержание понятия «социальные функции библиотеки»

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

С учетом сказанного, социальные функции библиотеки можно определить как социальную роль, которую она выполняет в качестве социального института по отношению к обществу.

Сущность библиотеки проявляется в сборе и хранении социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей. Это являлось и является основной целью деятельности библиотек независимо от того, в какой стране они находятся, какие группы пользователей обслуживают и какие задачи ставят перед ними учредители. Это позволяет считать, что данные социальные функции отражают сущность библиотеки, и называть их сущностными.

Сущностные социальные функции библиотек - это функции, обусловленные сущностью библиотеки как социального института. Указанные функции библиотека стала выполнять с момента своего возникновения.

1.2 Сущностные социальные функции

К сущностным следует относить функции, которые определяют сущность библиотеки как особого социального института, указывают на то, ради чего она создана и существует, что отличает ее от других учреждений или объединяет с родственными.

В подходе к формированию перечня сущностных социальных функций библиотек наблюдаются две тенденции - одни авторы (И.М. Фрумин, Л.А. Шилов, А.Н. Хропач и другие) называют в качестве сущностных:

ь воспитательную,

ь образовательную,

ь производственную функции,

ь другие (Ю.Н. Столяров, А.В. Соколов, В.Р. Фирсов, Е.Т. Селиверстова,

И.К. Джерелиевская, Н.В. Жадько):

ь кумулятивную,

ь мемориальную,

ь коммуникативную.

Сущностные социальные функции обусловлены общественным назначением библиотеки. Следовательно, сущностными должны быть функции, обеспечивающие сбор, хранение документов и удовлетворение потребностей пользователей, то есть коммуникационная, кумулятивная и мемориальная.

Коммуникационная функция библиотек

Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информационных потребностей пользователей - реализуется посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документом массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс коммуникации непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. В этом случае часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов.

Данный вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, «круглых столов», конференций и иных) с участием ученых, писателей, поэтов, политиков и других обладателей интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе устное общение с применением различных видов документов. Они характерны для библиотек разных типов, однако формы их проведения разнообразны и специфичны. Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных социальных вопросов с политиками, экономистами, юристами, организацией свободного времени пользователей.

Таким образом, коммуникационную функцию библиотека осуществляет посредством предоставления пользователю документа, сведений о нем, информации, в нем содержащейся, организации устного общения между пользователями и реальными или потенциальными авторами документов либо носителями социально значимой информации.

Критерием эффективности выполнения библиотекой коммуникационной функции следует считать организацию наиболее полного и оперативного доступа пользователей к необходимым им документам. Идеальный вариант выполнения данной функции - это мгновенное предоставление пользователю исчерпывающего перечня всех необходимых ему документов.

Кумулятивная функция библиотек

Для обеспечения коммуникации между пользователями и необходимыми им документами данные документы необходимо для начала собрать, что является содержанием кумулятивной функции. Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция библиотек

Однако для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает «запоминание» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи.

Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему. Все три названные функции возникли одновременно с возникновением библиотеки, и без выполнения какой бы то ни было одной из них, она не может существовать как социальный институт.

Подводя итог сказанному, отметим, что сущностные функции библиотек - коммуникационная, кумулятивная, мемориальная - не могут быть подвержены трансформации, они стабильны, даже смена общественно - экономической формации не может повлиять на них. Оставаясь неизменными, они лишь углубляют свое содержание, совершенствуются под влиянием происходящих в обществе изменений.

Сущностные функции присущи библиотекам всех типов и видов, однако реализуются по-разному, что проявляется в полноте комплектования фонда, сроках хранения документов, круге пользователей и условиях их обслуживания. Так, национальные библиотеки стремятся с наибольшей полнотой формировать фонд национальных документов и обеспечивать как можно более длительное их хранение. Непосредственному же обслуживанию пользователей в режиме выдачи документов во временное пользование ими уделяется значительно меньше внимания, чем созданию национальной библиографии, баз и банков данных, обслуживанию в удаленном режиме. Небольшие публичные библиотеки, наоборот, в своей деятельности основное внимание уделяют непосредственному обслуживанию пользователей. Библиотеки учебных заведений многих стран, формируя свои фонды, не стремятся приобрести широкий спектр разнообразных документов, а наоборот, ограничиваются узким кругом учебных изданий, но приобретают их в большом количестве. После потери актуальности для целей учебного процесса данные пособия исключаются из фонда и заменяются другими.

Организация работы библиотек с учетом их специфики и особенностей сущностных функций, а также способов снятия объективно возникающих между ними противоречий позволяет достигнуть равновесия между их выполнением, избежать возникновения конфликтных ситуаций.

1.3 Производные социальные функции

Сущностные функции конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных социальных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную. Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций можно выделить такие основные производные социальные функции:

ь содействия образованию и воспитанию,

ь информационного обеспечения научно-производственной деятельности, библиотека социальный функция самообразование

ь социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Наиболее изученной является группа функций, которые условно можно назвать педагогическими. Среди них наиболее часто упоминают образовательную, воспитательную, учебную, просветительную, в помощь образованию и самообразованию и другие.

Направление деятельности, связанное с самообразованием, получило дальнейшее развитие в массовых библиотеках и заключается сейчас в предоставлении пользователям документов, содействующих дальнейшему развитию их общеобразовательных и профессиональных знаний. Данное проявление образовательной функции библиотек во многом соприкасается с деятельностью по организации досуга, которая направлена на содействие развитию индивидуальных склонностей пользователей, не связанных с их профессией (изучение иностранных языков, техническое моделирование и конструирование, кулинария, кройка и шитье, садоводство, огородничество и т.д.).

Воспитательная функция реализуется за счет формирования фонда необходимых документов и предоставления их в распоряжение учащихся и преподавателей, путем проведения различных массовых мероприятий, направленных на достижение учебно - воспитательных целей. Н.Е. Добрынина в число основных функций включает просветительскую, «сутью которой является распространение знаний». Объектом просветительской деятельности библиотеки, считает Н.Е. Добрынина, являются «самые различные категории читателей, а в центре - личность с ее свободными, причем ничем не ограниченными интересами». По ее мнению, нельзя ставить знак равенства между просветительской и воспитательной функциями, «потому что вторая подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с точки зрения воспитателя, качеств» и связана с «дискредитировавшим себя в нашей стране понятием «руководство чтением».

Следующей наиболее часто называемой специалистами является функция содействия развитию науки и производства. В специальной литературе она еще иногда именуется следующим образом: научно-информационная, научно - производственная, производственная, информационного обеспечения науки и производства, обеспечения научно - технического прогресса, в помощь научно - техническому прогрессу, в помощь профессионально - производственной и научной работе, производственно-вспомогательная.

Нередко, в том числе и в официальных документах, библиотеку называют учреждением культуры и среди основных ее функций выделяют культурную, культурно - просветительную, досуговую, рекреационную и другие.

Так как библиотека является частью общечеловеческой культуры и в то же время представляет собой один из важнейших факторов ее развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния, то данную функцию можно определить как социокультурную. В данном контексте культура понимается в узком смысле как отрасль деятельности по созданию и использованию определенных ценностей, реализация библиотекой данной функции осуществляется по двум направлениям. Первое из них заключается в обеспечении развития культуры необходимыми документами и характерно для публичных и отдельных видов специальных библиотек. Библиотеки учебных заведений, научно-исследовательских и производственных учреждений сферы культуры, а также собственно учреждений культуры (театров, филармоний, музеев и др.) обслуживают соответствующих специалистов. Полученная информация является основой для их профессиональной деятельности, направленной на создание новых культурных ценностей, а также на подготовку кадров, проведение научных исследований, производство материально - технических средств культуры. Публичные же библиотеки, обслуживая широкий круг пользователей, предоставляют им материалы о достижениях в различных направлениях культуры, особенно художественную литературу разных стран и народов, чем содействуют образованию и самообразованию различных категорий пользователей, самодеятельному творчеству, расширению кругозора, формированию у них определенной системы культурных ценностей.

В советский период основной в деятельности библиотек выступала идеологическая функция. Ее реализации подчинялась вся деятельность библиотек, которая направлялась в первую очередь на пропаганду «марксизма-ленинизма, политики и истории Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, преимуществ социалистического строя и советского образа жизни; содействие идейно - политическому воспитанию советских граждан, формирование у них марксистско - ленинского мировоззрения, идейной убежденности».

Библиотекой в зависимости от ее типа и вида, как правило, реализуется одновременно несколько производных функций, однако одна из них выступает в качестве доминирующей. Так, библиотекам учебных заведений в значительно большей степени, чем другим, присуща функция содействия образованию и воспитанию. Научно-технические библиотеки промышленных предприятий и научных учреждений реализуют в своей деятельности функцию информационного обеспечения науки и производства. Для публичных библиотек более характерна культурная функция.

Производные функции трансформируются в соответствии с текущими задачами. Их реализация базируется на основе, созданной в процессе выполнения библиотекой сущностных функций.

1. 4 Функц ия социализации и инкультурации

Важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем социализация обеспечивает стабильность общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство - важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не заканчивается. Она - процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культ уре, по лучил название инкулътурация.

Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности - будь то музыкальные или художественные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем - все равно, станет ли это профессией или занятием в часы досуга.

2. Типология библиотек. Общая характеристика

Типология - это синтез общего и особенного, сходства и различия. Своеобразие библиотеки понимается преимущественно как отражение индивидуальных черт, тогда как в действительности своеобразие каждой библиотеки составляет переплетение общих и особых (индивидуальных) черт. Действительно, встречаются неповторимые черты, но они - результат сугубо индивидуальных (нередко случайных) обстоятельств и не могут быть обобщены. Тип вбирает в себя не просто черты, а только те, которые характерны для ряда библиотек. Поэтому типология представляет собой обобщение изучаемых библиотек, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад в их понимание.

Индивидуальные черты четче проявляются только на фоне типологических. Понятие «индивид» отражает его единичность как части целого (типа, вида), включая особенное - индивидуальность, отличающую один тип (вид) от другого.

Класс является эмпирической категорией, тогда как тип - это концептуальная категория. Так, провести группировку библиотек по размерам фондов (по численности персонала, читателей и др.) - это значит классифицировать их на основе количественного критерия, что может оказаться полезным, но такая классификация не дает возможности идентифицировать важные концептуальные (содержательные) категории. Установление ряда объективных признаков, существенно значимых для изучаемых библиотек - это типология.

Под типологией библиотек понимается метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы.

Процесс разделения - типологизация, его результат - типология. Необходимость типологизации возникает в связи с потребностью либо в упорядоченном описании множеств весьма неоднородных библиотек, либо в изучении каких-либо закономерностей на основе анализа таких множеств. В процессе типологизации на основе содержательного анализа изучаемых библиотек выявляется их сходство и различие, выбираются надежные способы идентификации. В качестве основных единиц типологии библиотек выступают понятия «тип» и «вид», означающие образец, модель, разновидность, которым соответствуют группы библиотек, обладающих определенными признаками. При этом библиотеки, сгруппированные по ведущему (основному) типологическому признаку, называют типами, а процесс дальнейшей детализации определяет виды и подвиды.

Считается, что есть три группы признаков, по которым можно группировать исследуемые объекты (библиотеки) - формальные, содержательные и системные признаки.

ь Формальные признаки определяют статус библиотеки, предполагают характер, особенности деятельности библиотеки (независимо от конкретных условий функционирования) уже при открытии библиотеки. Эти признаки уточняют форму деятельности библиотеки в рамках конкретного ведомства или территории.

ь Системные признаки уточняют роль и место конкретной библиотеки в системе библиотек.

Из характеристики этих признаков видно, что формальные и системные признаки позволяют строить классификацию библиотек, понимаемую как распределение, разделение библиотек на взаимосвязанные совокупности (классы) согласно одному существенному признаку. Содержательные же признаки наиболее подходят для построения типологии библиотек.

В заключение можно сделать следующий вывод. Типология - это такой метод, сущность которого определяется не с помощью вопросов «как она действует», или «для какой цели она используется», а с помощью вопроса «как библиотечная реальность упорядочивается». Здесь обнаруживаются все достоинства и пределы возможностей этого подхода, направленного на логическую интеграцию всех элементов накопленного знания по изучению системы библиотек.

3. Эволюция библиотековедения как науки

Предмет библиотековедения - обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам, индивидуальное по содержанию и форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. Отсюда библиотековедение - научная дисциплина общественного цикла, изучающая законы, принципы, теории, отражающие его предмет. Именно к этому сводится основная сущность современного библиотековедения как научной и учебной дисциплины.

Истоки библиотековедения - науки о библиотечном деле, сущность которой до сих пор остается дискуссионной, восходит с глубокой древности. Являясь типичным научным феноменом, библиотековедение в то же время характеризуется собственным генезисом и развитием. Их изучение требует исторического подхода, который позволит проследить возникновение и основные этапы формирования библиотековедения, движение теоретической мысли от предложений и догадок к научному знанию, увидеть перспективные направления его развития. История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Кроме России, ни в одной из стран мира еще не создано обобщающего труда, посвященного истории библиотековедческой мысли. История российского библиотековедения изучена довольно глубоко.

3.1 Основные этапы становления библиотековедения как науки

Общая характеристика развития отечественного библиотековедения содержится в учебнике К.И. Абрамова «История библиотечного дела в СССР» (1980), в монографии А.Н. Ванеева «Развитие библиотековедческой мысли в СССР» (1980) и учебном пособии «Развитие библиотековедческой мысли в России в XI-XVIII веках (1992), в монографии Ю.В. Григорьева «История русского библиотековедения (1700-1860 гг.)» (1989).

В своем развитии библиотековедение подразделяется на два основных этапа:

Донаучный - этап библиотековедческой мысли, предыстория библиотековедения, который начинается в середине II тысячелетия до н.э. и заканчивается в XVIII - начале XIX в.;

Н аучный , - этап собственно библиотековедения, который длится с начала XIX в. по настоящее время.

Первый этап характеризуется тем, что основное его содержание составляли самые первоначальные и элементарные представления о библиотечном деле и библиотеках, которые еще не достигли уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему знаний, отражая лишь эмпирическое восприятие библиотеки в сознании человека. Библиотековедческая мысль, в отличие от собственно библиотековедения, это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения выражается в том, что первая послужила истоком, отправной точкой возникновения, становления и развития последнего как научной дисциплины.

В ходе второго этапа представления о сущности библиотековедения претерпели существенные изменения. Выделяются три основные концепции сущности библиотековедения, которые последовательно сменяли друг друга в течение XIX-XX вв.:

1. Формально-техническая

2. Документалистская

3. Информационная.

Формально-техническая концепция сущности библиотековедения была характерна для XIX в., хотя ее отголоски давали о себе знать вплоть до середины XX в. Сущность библиотековедения сводилась к вопросам практического обустройства библиотек. Немецкий библиотековед М. Шреттингер, который впервые ввел понятие библиотековедения, писал, что это»… практические знания, которые требуют всецело самостоятельного изучения и которые я объединяю понятием «библиотековедение». Некоторую дань этой концепции, хотя и на более высоком уровне теоретического развития, отдала и Л.Б. Хавкина, которая делила библиотековедение на два раздела: «теоретический» и «прикладной» (практический). Лишь во второй половине XX в. данная концепция полностью утратила свое значение, однако сохранившись в «снятом» виде в последующих взглядах на сущность библиотековедения.

Господствующее положение в библиотековедении всей первой и отчасти второй половины XX в. занимала документалистская концепция. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателя и документа (главным образом, произведения печати), опосредствуемого библиотекарем, т.е. обеспечиваемого им в необходимых отношениях. Данная концепция была крупным прогрессивным шагом теории по сравнению с формально-технической. Однако со второй половины ХХ в. стала выявляться ее теоретическая недостаточность.

Под влиянием информатизации общества, высоких технологий индустрии информации, компьюникации библиотек и других объективных факторов она, начиная с 60_х гг., постепенно стала вытесняться информационной концепцией . Информационная концепция, в отличие от документалистской, ставит во главу угла не документ, не носитель, а информацию. В соответствии со смещением акцента на информацию сущность библиотековедения сводится теперь к теоретическому отражению взаимодействия человека с информацией (в виде публикаций), опосредствуемого библиотекарем.

Переход библиотековедения на новый этап вовсе не означает отмирания документалистского подхода. Речь может идти лишь о снижении статуса и сужении области применения. Если ранее документалистская концепция выступала в качестве всеобщей исходной теории библиотековедения, то теперь она должна рассматриваться в качестве частной, дополнительной по отношению к информационной. Если ранее она распространялась на всю область библиотечного дела, то теперь она должна применяться лишь в тех случаях, когда при библиотековедческом анализе явлений библиотечного дела необходимо рассматривать информацию и форму ее объективации как нечто целое, синкретическое, т.е. как документ (публикацию). Такой подход необходим при анализе процессов комплектования, решении проблем организации библиотечных фондов и т.п.

Переход библиотековедения на информационный этап сопряжен со многими далеко идущими теоретическими и практическими последствиями. Согласно новой концепции библиотековедение должно рассматриваться как частный раздел фундаментальной науки информатики.

3. 2 Предмет и объект изучения в библиотековедении

Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70_х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения - библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А.Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Библиотечное дело - одна из форм человеческой деятельности. Поэтому, как любая форма деятельности, включает три основополагающих составных элемента:

1. Предмет труда (публикация);

2. Субъект труда (читатель, потребитель);

3. Посредник труда (библиотекарь);

Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации) - библиотекарь-читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга-библиотекарь-читатель». Предмет - выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем.

Каждый библиотечный объект - не самоцель развития, а лишь элемент такой большой системы, как библиотечное дело отрасли, региона, страны, мира, где все взаимосвязано между собой. Изменение одной части библиотечного дела неизбежно влечет за собой соответствующие изменения других его частей. Соотношение частей библиотечного дела объясняется их взаимной приспособленностью, т.е. связью между функциями различных компонентов (подсистем). Поэтому цель познания библиотечного дела состоит не столько в том, чтобы изучить действительную сущность изолированных объектов, сколько в том, чтобы отыскать - насколько это возможно - связи между разными системами библиотечной действительности

Библиотечная действительность - единство индивидуального (единичного), особенного и общего. Нельзя и невозможно изучить каждый библиотечный объект. Нельзя также ограничиваться изучением особенного (специфического), не сравнивая между собой отдельные библиотечные объекты. Принципиально невозможно ограничиться и изучением общих закономерностей и тенденций, игнорируя специфические, особенные моменты. Никакая общая теория не реализуется одинаково и автоматически без учета национальных, региональных, отраслевых и других факторов и условий. Объективные закономерности развития библиотечного дела едины, но не диктуют однообразия форм, методов и способов их осуществления.

Любой библиотечный объект надо изучать конкретно, т.е. в единстве общего и специфического. Абстрактный подход к общему в отрыве от особенного - не диалектический подход, а формально-логический.

Существуют несколько подходов в науке к рассмотрению проблемы определения объекта библиотековедения. Так, В.П. Леонов предложил рассматривать в качестве объекта библиотековедения не библиотеку, не библиотечное дело, а библиотечный процесс, близко к этому понимание других петербургских ученых, предлагающих вернуться к пониманию в качестве объекта библиотековедения библиотечной деятельности. Эти подходы представляются весьма продуктивными для развития теории библиотековедения, хотя справедливо замечено, что ни библиотечный процесс, ни библиотечная деятельность не могут быть объектом библиотековедения, поскольку они протекают в рамках другого объекта - библиотеки.

Проблема изучения библиотеки как целого представляется чрезвычайно важной. Разбивая проблему на части, структурные элементы, фрагменты, можно достигнуть того, что сложные задачи и предметы становятся, как будто, более познаваемыми, но за это приходится расплачиваться тем, что теряется наше чувство связи по отношению в целому, понимание поведения сложных систем во времени и пространстве.

Интересно, что проблема изучения «целого» остро стоит и в других близких библиотековедению, науках, например в книговедении: еще М.Н. Куфаев говорил о необходимости изучения «целого книги». Как же сегодня, с учетом бурного развития библиотечной практики, может быть определен объект библиотековедения?

Известно, что объект познания - это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности.

Таким образом, в качестве объекта познания необходимо рассматривать определенную объективную реальность, а в качестве его предмета - те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением.

Библиотека при этом понимается как сложный многофункциональный социальный институт, нелинейно развивающийся как интенсивно (под влиянием широкой социальной среды, результатов сопредельных наук и областей знания), так и экстенсивно (под влиянием внутренних сил).

Сегодня положение изменилось: количество используемых методов увеличилось. На первое место начинают выходить ранее не применявшиеся или редко используемые методы: историко-сравнительный, международное сравнение (страноведческий), историческая аналогия, генеалогический и другие.

Необходимо также отметить, что обращает на себя внимание увеличение числа публикаций, освещающих вопросы методологии и методики библиотековедения, проблему статуса данной науки, вопросы об объекте и предмете библиотековедения.

Смысл использования всех новых методов - рассмотрение отечественной истории библиотек в широком - мировом - контексте, сопоставление с тем, что происходило в конкретный период в других регионах и за пределами страны. Использование заявленных методов даст возможность обнаружить много нового, интересного, узнать, как изучают историю библиотек наши коллеги за рубежом. Это поможет выявить и определить специфические черты отечественной культуры, перспективы развития отечественного библиотечного дела в новом тысячелетии.

Новые попытки обосновать структуру библиотековедения представлены в работах Ю.Н. Столярова. Он дифференцировал библиотековедение на общее и особенное , в том числе частное . По его представлению особенное библиотековедение призвано изучать различные специфические аспекты библиотечной деятельности. К особенному он относил специальное, патентное, космическое и другие библиотековедения.

Частное библиотековедение Ю.Н. Столяров рассматривал как один из видов особенного. В частное библиотековедение он включал разделы библиотековедения, рассматривающие различные «части» библиотеки как системы (фондоведение, читателеведение, каталоговедение).

Ю.Н. Столяров этим не ограничился и предложил разделять библиотечную науку и по другим признакам. Так, по территориальному признаку он выделял мировое, международное, отечественное, региональное, краеведческое библиотековедения. Выделял он также «видовое библиотековедение» по видам библиотек и по видам фондов. Видовое библиотековедение включает в структуре Ю.Н. Столярова универсальное, специальное, детское и т.п.

В концепции Ю.Н. Столярова речь может идти скорее о направлениях деятельности библиотек и библиотечного дела в целом, а не о теоретических научных дисциплинах библиотековедения. Например, задачу «космического библиотековедения» Ю.Н. Столяров видел в рассмотрении «создания и функционирования библиотек на космических кораблях». Более, чем очевидно, что под «космическим библиотековедением» в такой постановке можно увидеть организационные и методические проблемы библиотек на космических кораблях, но отнюдь не теорию «космического библиотековедения», которое отлично от библиотековедения «земного».

Близкое представление о структуре библиотековедения дал В.И. Терешин. Он, наряду с общим библиотековедением, выделял «специализированное библиотековедение» и предлагал ввести в структуру библиотечной науки «новый обобщающий раздел», который интегрировал бы все «специализированные подразделы библиотековедения» в единое «специализированное библиотековедение». Единая схема библиотечной науки, по eгo представлению, должна была выглядеть как «Библиотековедение + Общее библиотековедение + Специализированное библиотековедение».

В состав специализированного библиотековедения он включал специализированные разделы:

1. Технологическое библиотековедение (библиотечное фондоведение, библиотечная педагогика и др.).

2. Региональное библиотековедение, исследующее краеведческие, областные, республиканские и другие библиотечные системы.

3. Отраслевое библиотековедение (библиотечное обеспечение различных отраслевых, научных, производственных, технических, сельскохозяйственных сфер, культуры, искусства и т.п.).

4. Демографическое библиотековедение, посвященное построению оптимальных систем информационного обеспечения людей разного возраста.

5. Дефектологическое библиотековедение, включащее тифло-библиотековедение, библиотерапию и др.

6. Когнитивное библиотековедение (исследование библиотечных инженерных знаний).

7. Математическое библиотековедение (формирование и использование единого математического аппарата в целях развития всех библиотечных процессов).

8. Сравнительное библиотековедение (раскрытие сущности, достоинств, недостатков библиотечных систем мира).

И здесь единая библиотечная наука разделяется на множество «библиотековедений» по административно-территориальному и типологическому признакам. Для каждого типа и вида библиотек - свое «библиотековедение».

Еще одна попытка структурировать библиотековедение принадлежала в эти годы Н.В. Бобылевой. Она выделяла «общий раздел» библиотековедения (история, методология, теория) и специальные разделы: учение о книге, учение о читателе, учение о библиотеке, учение о социально-информационном взаимодействии библиотечных систем и их структур. Такое выделение «учений» близко к пониманию объекта библиотековедения как системы «книга - библиотека - читатель», поскольку каждому элементу этой системы здесь соответствует свое «учение», а взаимосвязям отдельных элементов определено отдельное «учение». Недостатком этой структуры является нечеткое отграничение библиотековедческого знания от других не библиотечных сторон исследования книги и читателя.

Еще один подход к структурированию библиотековедения был предложен М. Я, Дворкиной. Она выделяла два основных принципа формирования частных библиотековедческих дисциплин: объектный (библиотечный фонд, библиотечные каталоги) и процессный (библиотечное обслуживание, управление библиотечным делом). Однако предложенное деление достаточно условно. Так, библиотечное фондоведение изучает не только свой объект (библиотечный фонд), но и процессы с ним связанные (комплектование, обработка, хранение и т.д.). С другой стороны, процессы библиотечного обслуживания и управления библиотечным делом имеют, естественно, и свой объект, в рамках которого эти процессы и осуществляются.

Следует также заметить, что подавляющее большинство предлагаемых новых библиотековедческих дисциплин лишь декларировалось, а их сущность, объект, предмет, цели и задачи не раскрывались.

Исключением явилось сравнительное библиотековедение, обоснованию которого в рассматриваемый период уделялось значительное внимание.

Теоретические проблемы сравнительного библиотековедения были в 1992-2000 гг.годы обстоятельно рассмотрены Н.С. Карташовым, который доказал, что сравнительное библиотековедение - не метод исследования библиотечного дела, а самостоятельная научная дисциплина. Это «совокупность систематизированных знаний об общем и особенном в различных библиотечных системах, сферах и аспектах их динамического соотношения». Сравнительное библиотековедение анализирует и сопоставляет состояние, основные тенденции и закономерности развития библиотечной теории и практики в различных странах, регионах и в глобальном масштабе; вскрывает соотношение всеобщих тенденций, национальных или региональных специфик; выявляет позитивные и негативные аспекты международного библиотечного опыта; формы и способы взаимообогащения национальных библиотечных культур.

Предметом сравнительного библиотековедения, по определению И.С. Карташова, является «библиотечное дело как целостный социальный феномен в единстве и многообразии его проявлений». Сравнительное библиотековедение использует в научных целях разнообразные сравнительные методы: сравнительно-сопоставительный, историко-типологический, историко-генетический и др.

Н.С. Карташов указывал, что сравнительное библиотековедение взаимосвязано с региональным библиотековедением - научной дисциплиной о территориальной организации библиотечного дела и с библиотечной этнологией, исследующей истоки и разные стадии становления библиотечных систем во взаимосвязи с определенной национальной культурной средой.

В настоящее время сравнительное библиотековедение выступает и как наука, и как метод, что является результатом длительного движения библиотековедческой мысли и знания. Сравнительные науки, в том числе и сравнительное библиотековедение, становились науками не сразу, а проходили длительный период. Однако сравнительный метод и сравнительное библиотековедение нельзя понимать как синонимы. Понятие сравнительный метод, т.е. способ познания библиотечных явлений, не может быть равнозначен самому сравнительному библиотековедению. Действительно, если бы эти понятия совпадали, то сравнительное библиотековедение не могло бы стать самостоятельной научной дисциплиной. Чтобы познать библиотечное дело, сравнительное библиотековедение должно охватить все его грани (аспекты, стороны) в их временном и пространственном измерении. Познание библиотечного дела требует не одного, а множества специальных методов, приспособленных к особенностям соответствующей грани библиотечного дела или к тому или иному изменению во времени или в пространстве. Кроме доминирующего сравнительного метода сравнительное библиотековедение использует и другие методы различных видов и уровней.

Таким образом, сравнительное библиотековедение обладает своей методологией, ибо познание столь сложного, многогранного и противоречивого объекта требует серьезных и аналитических усилий. Использование сравнительного метода ведет к формированию нового научного содержания.

Сравнительное библиотековедение - это наименование весьма точно отражает описанный выше объективный процесс - предстает перед нами как совокупность систематизированных знаний, что и является фундаментальной характеристикой любой науки.

3.3 Библиотековедение и прочие дисциплины

библиотека социальный коммуникационный мемориальный

Асимметричные или преимущественно асимметричные связи характеризуют отношения библиотековедения с такими научными дисциплинами, как философия, культурология, социология, педагогика, психология, экономика, математика и др.

ь Библиотековедение и философия . Библиотековедение не содержит в себе какого-либо знания, которое могло бы использоваться в «чистом» виде такой наукой, как философия. Если оно и используется, то в «снятом» виде. Для библиотековедения же философия «поставляет» важнейшие философско-гносеологические основания в виде законов, принципов, категорий, теории познания, без которых оно не могло бы развиваться. Иначе говоря, связь библиотековедения с философией носит методологический смысл, благодаря чему оно развивается на прочном философско-гносеологическом фундаменте.

ь Библиотековедение и педагогика. Очень существенный характер для библиотековедения имеют его взаимосвязи с педагогикой - наукой о закономерностях, формах и методах социально организованных образовательно-воспитательных воздействий на людей с целью достижения социально значимых изменений в их сознании и поведении. Особенно они характерны для российского библиотековедения, которое еще до Октябрьской революции относили к педагогике. В отечественном библиотековедении и впоследствии всегда была сильна педагогическая направленность, что продолжало давать повод для его включения в состав педагогики, хотя, как показал анализ предмета библиотечной науки, оснований для этого нет. В зарубежном библиотековедении влияние педагогики выражено менее ощутимо; имеют место даже антипедагогические настроения, хотя и не имеющие решающего значения. На современном этапе концепция библиотековедения как составной части педагогики почти не имеет хождения ни в отечественном, ни в зарубежном библиотековедении.

Библиотековедение вобрало в себя очень многие теоретические положения, принципы и приемы педагогики, получив довольно ощутимую педагогическую окрашенность. Так, фундаментальное значение в библиотековедении приобрело положение о том, что процесс библиотечного обслуживания, помимо прочего, есть во многом и педагогический процесс. Большую роль играет принцип дифференцированного обслуживания читателей. Наиболее глубоко пропитан идеями педагогики раздел библиотековедения, связанный с библиотечным обслуживанием, особенно детей и подростков, хотя ее влияние прослеживается и в других областях библиотечной науки.

В отличие от философии, социологии, политэкономии, педагогика не выступает по отношению к библиотековедению в качестве методологической или обобщающей науки. В то же время педагогика использует некоторые данные, получаемые библиотековедением. В первую очередь, это касается внеклассного чтения, привития культуры чтения, использования библиотеки как фактора обучения и воспитания подрастающих поколений, информатизации их мышления и т.д.

ь Библиотековедение и культурология . Изучая органическую составную часть общечеловеческой культуры, являясь составным элементом той же культуры, библиотековедение тесно связано с культурологией, исследующей законы развития духовной культуры как-сложного общественного явления, взаимосвязи между ее различными сферами и др. С учетом общих положений культурологии исследуются закономерности библиотечной теории и практики как одной из областей культурной жизни общества. Так, принципиально важное значение для библиотековедения имеют концепции культурологов по таким вопросам, как: что такое культура в ее прошлом, настоящем и будущем, каким должен быть духовный мир человека, что представляет собой человек как субъект и объект культуры, в чем заключается стратегия культурного обновления и др. На их основе библиотековедение формирует и развивает свои собственные теории, например теорию библиотеки, ее роли как системного элемента культуры.

...

Подобные документы

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Один из проблемных вопросов библиотековедения - определение объекта и предмета библиотечной науки. Объект – то, что воспринимается, мыслится субъектом. Отграничение библиотечных явлений от не библиотечных. Эволюция библиотеки во времени и пространстве.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2013

    Библиотечная инновация как новое самостоятельное направление библиотековедения. Основные функции библиотеки как системы и социального института, компьютеризация ее деятельности. Автоматизация библиотечных процессов, внедрение информационных технологий.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2010

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    Определение научной библиотеки, ее значение и классификация. Виды научных библиотек и их характеристика: универсальная, специальная и отраслевая библиотека. Местонахождение, ведомственная принадлежность и структура Российской национальной библиотеки.

    реферат , добавлен 06.11.2010

    Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

    реферат , добавлен 17.11.2003

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Организация библиографической работы в библиотеке. Состав и функции справочно-библиографического аппарата. Общие требования к нему. СБА специальных и научно-технических библиотек. Список основных мероприятий научной библиотеки ЮИМ на текущий учебный год.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2015

    Социологическое понимание, сущность, место и значение культуры. Элементы культуры народа в организации личности и общества. Функции культуры: адаптивная, коммуникативная, интегративная, информационная, познавательная, социализирующая, эвристическая.