В суд на фонд социального страхования. Обжалование действий фсс. Как подать в суд на фонд социального страхования

Споры с Фондом социального страхования случаются у организаций-работодателей довольно часто. Это связано с тем, что в любой организации работники уходят на больничный, в декрет и отпуск по уходу за ребенком. Также компании платят в ФСС взносы на травматизм, которые нередко вызывают сложности и расхождения в толковании законодательных норм контролирующим органом и страхователями. Разбираться в во всех проблемах традиционно приходится судам, подобные решения собраны в обзоре судебной практики.

1. Класс профессионального риска должен быть привязан к реальной деятельности страхователя

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа решил, что Фонд социального страхования не может установить организации страховой тариф взносов на «травматизм», исходя из вида деятельности с высоким классом профессионального риска, если страхователь такую деятельность не ведет

Суть спора

Организация не успела своевременно направить в территориальный орган ФСС подтверждение основного виа экономической деятельности за предшествующий год. Это нужно было сделать до 15 апреля, чтобы ФСС установила компании страховой тариф, исходя из которого определяется размер взносов «на травматизм» по дополнительному тарифу, который должна платить организация от фонда зарплаты сотрудников. Такой тариф напрямую зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности организации-страхователя. Но если страхователь не подал в установленный срок уведомление, то ФСС имеет право самостоятельно определить тариф исходя из вида экономической деятельности, имеющей наивысший класс профессионального риска из всех заявленных данной организацией в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.06.16 № 551 .

В спорной ситуации специалисты ФСС воспользовались этим правом и уведомили страхователя о том, что с января 2017 года он должен исчислять дополнительные взносы на «травматизм» по виду экономической деятельности, имеющей наивысший класс профессионального риска из всех заявленных организацией в ЕГРЮЛ. Организация с этим не согласилась, так как никогда не вела такую деятельность в реальности. Страхователь обратился в суд.

Решение суда

Суды трех инстанций поддержали организхацию-страхователя и пришли к выводу, что вид экономической деятельности для установления класса профессионального риска нельзя определять только на основании выписки из ЕГРЮЛ. В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.18 №А33-13023/2017 , в частности, сказано:

Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документов, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.

По мнению судей, проверяющие должны были запросить у организации дополнительные сведения, чтобы выяснить, какие виды деятельности из заявленных в ЕГРЮЛ организация ведет в реальности. Поскольку спорную деятельность компания никогда не вела, специалисты ФСС не имели права, как постановили судьи, изменять вид деятельности при выдаче уведомления на 2017 год. Назначенный ФСС доптариф взносов на «травматизм» арбитраж признал завышенным и обязал ФСС вернуть страхователю прежние значения.

2. Дополнительная помощь семьям с детьми страховыми взносами не облагается

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что если организация доплачивает своим работникам дополнительные деньги к пособиям, которые они получают по уходу за ребенком или как многодетные семьи, то такие выплаты не нужно облагать страховыми взносами. ФСС имел на этот счет другое мнение.

Суть спора

Организация выплачивала своим работникам материальную помощь, если они относились к таким категориям, как:

  • многодетные семьи;
  • матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • родители детей в возрате до 3 лет;
  • лица, впервые вступившие в брак.

При этом деньги выдавались дополнительно к положенному в таких случаях пособию, а сумма выплат превышала 4000 рублей за календарный год. После проверки Фонда социального страхования о правильности исчисления страховых взносов проверяющие сделали вывод о том, что такие выплаты компания делает в рамках трудовых отношений, поскольку они предусмотрены коллективным договором. Поэтому все выплаченные суммы подлежат обложению страховыми взносами. Организация с этим решением не согласилась и обратилась в суд.

Решение суда

Дело дошло до Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, который в постановлении от 13.02.18 № А27-15902/2017 признал, что организация действовала верно. Арбитры указали, что основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат. Тогда как материальную помощь компания платила в целях поддержки работников деньгами, когда они оказывались в определенной ситуации. Поскольку суммы, которые работодатель доплачивал к пособиям, не зависели от трудовых успехов работников, а также не не являлись платой за их труд, то облагать их страховыми взносами работодатель был не должен, а решение ФСС является ошибочным.

3. Работодатель обязан начислять страховые взносы на выплаты по договорам ГПХ, если они имеют признаки трудовых договоров

Если организация-работодатель привлекает на работу физических лиц по договорам гражданско-правового характера, она обязана начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты по этим договорам. При условии, что такие договоры имеют признаки трудовых. Так решил Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Суть спора

Фондом социального страхования РФ была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ плательщика страховых взносов — негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Гуманитарный институт». По результатам этой проверки был составлен акт, на основании которого вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ РФ , за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Предприятию было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также штраф и пени. Кроме того, ФСС обязал его внести исправления в документы бухгалтерского учета. Недоимка была взыскана с организации, однако она не согласилась с этим и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и возврате взысканных денежных сумм.

Решение суда

Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требованиях было отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что организация не доказала наличие одновременного нарушения оспариваемыми решениями и действиями заинтересованного лица прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту. С такими выводами в постановлении от 12 октября 2017 г. N 15АП-15038/2017 согласился Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Арбитры указали, что в силу статьи 1 , обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. При этом в спорной ситуации организация привлекала преподавателей — физических лиц по договорам гражданско-правового характера, не начислял страховые взносы на выплаты по этим договорам. Тогда как фактически эти договоры имели признаки трудового договора, предусмотренные статьей 59 Трудового кодекса РФ .

Следовательно, работы по вышеуказанным договорам ГПХ фактически носят трудовой характер, а не гражданско-правовой, как утверждает плательщик страховых взносов. Выплаты по названным договорам являлись скрытой формой оплаты труда, поэтому институтом неправомерно была занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование, в связи с чем у отделения ФСС имелись все основания для привлечения института к ответственности за неуплату и дополнительное начисление страховых взносов.

4. Больничный можно оформлять только в том городе, где работает или живет работник

Если человек, который работает в Иркутске, оформил декретный больничный в Москве, да еще в этот день находился на своем рабочем месте, ФСС может признать такой больничный лист фиктивным и отказать работодателю в возврате выплаченного пособия. Так решил Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Суть спора

Организация выплатила своей сотруднице пособие по беременности и родам на основании предоставленного ею больничного листа. Когда компания заявила выплаченные средства к зачету, ФСС пришла к выводу, что работодатель создал искусственную ситуацию, направленную на незаконное получение средств. В ходе проверки выяснилось, что сотрудница была трудоустроена в должности администратора, при этом была принята на работу непосредственно перед тем, как уйти в декрет. Поэтому стаж ее работы в компании составил всего 3 месяца. Более того, страхователь создал штатную должность администратора прямо перед ее трудоустройством, раньше ее просто не было в штатном расписании компании. Но, самое главное, почему ФСС усмотрела схему в этой ситуации, заключалось в месте оформления листка о временной нетрудоспособности: он был выдан в Москве, а сама компания расположена в Иркутске. Более того, в день его оформления, согласно табелю учета рабочего времени, сотрудница находилась на своем рабочем месте. Организация-работодатель с выводами ФСС не согласилась и обратилась в суд.

Решение суда

Суды трех инстанций полностью поддержали позицию Фонда. Арбитры указали, что работодатель не предоставил суду документы, подтверждающие факт выполнения сотрудницей трудовых обязанностей. А также согласились с тем, что получение больничного в Москве женщиной из Иркутска в период, когда она выходила на работу ежедневно, выглядит неправдоподобно. Также суд принял во внимание, что после ухода женщины в декрет работодатель не стал нанимать никого на ее место.

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.18 №А19-3199/2017 сказано, что организация-работодатель создала искусственные условия для возмещения средств на выплату пособия по беременности и родам, тем самым нарушив закон. Поэтому отказ ФСС в возмещении средств правомерен и оправдан.

Заявление в суд общей юрисдикции о признании незаконным бездействия должностных лиц ФСС РФ при рассмотрении заявления о предоставлении государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая

В _______________________ районный суд Заявитель: ___________________________ (Ф.И.О.) адрес: ______________________________, телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Представитель Заявителя: _____________ (Ф.И.О.) адрес: ______________________________, телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Заинтересованное лицо: _______________ ______________________________________ (наименование территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации) адрес: ______________________________, телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Госпошлина: _______________ рублей 1

Заявление о признании незаконным бездействия должностных лиц ФСС РФ

Заявитель, руководствуясь п. 24, пп. "а" ("б", "в") п. 26 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22.12.2011 N 1598н (далее - "Административный регламент"), "__"___________ ____ г. направил Заинтересованному лицу заявление об оказании государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая (далее - "государственная услуга").

К заявлению Заявителем были приложены следующие документы: _________________________.

Заявление Заявителя от "__"___________ ____ г. было зарегистрировано "__"___________ ____ г. Заинтересованным лицом с присвоением ему регистрационного номера _____, что подтверждается _________________________. Исполнителем по поданному заявлению был назначен ____________________.

Согласно п. 17 Административного регламента срок принятия территориальным органом Фонда решения о предоставлении государственной услуги составляет 10 дней с даты поступления в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов. Однако по истечении указанного срока решения о предоставлении Заявителю государственной услуги принято не было.

"__"___________ ____ г. в соответствии с абз. 3 п. 90 Административного регламента Заявитель обратился к Заинтересованному лицу с жалобой на нарушение срока предоставления государственной услуги. До настоящего времени ответ на жалобу ответчиком не получен.

Согласно п. 98 Административного регламента при обращении Заявителя с жалобой срок ее рассмотрения не должен превышать 15 рабочих дней со дня ее регистрации в Фонде, территориальном органе Фонда, предоставляющем государственную услугу.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь п. 24, пп. "а" ("б", "в") п. 26, абз. 3 п. 90 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22.12.2011 N 1598н, ст. ст. 131 - 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, прошу

1. Признать незаконным бездействие должностного лица ФСС РФ ___________ __________________________________________________________________________. (Ф.И.О. должностного лица) 2. Обязать ______________________________________ рассмотреть заявление (Ф.И.О. должностного лица) о предоставлении государственной услуги.

Приложения:

1. Копия заявления о предоставлении государственной услуги.

2. Копии приложенных к заявлению документов.

3. Копии документов, подтверждающих регистрацию заявления.

4. Копия жалобы Заявителя на нарушение срока предоставления государственной услуги от "__"___________ ____ г.

5. Копии заявления и приложенных к нему документов.

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

7. Доверенность представителя от "__"___________ ____ г. N _____ (если заявление подписывается представителем Заявителя).

8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Заявитель основывает свои требования.

"__"___________ ____ г. Заявитель (представитель) _________________________ (подпись)

1 Госпошлина при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, согласно пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, составляет 200 рублей.


Похожие документы

А. К. Попов , эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Статьей 53 Федерального закона № 212‑ФЗ предусмотрено право плательщика страховых взносов обжаловать решения органа контроля за уплатой страховых взносов.

Каков порядок обжалования решения? Как составить жалобу? Рекомендации нашего эксперта, основанные на ситуациях из практики, вы найдете в представленной статье.

Нормы законодательства об обжаловании решений ФСС

Куда подавать жалобу? Акты органа контроля за уплатой страховых взносов могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (ст. 54 Федерального закона № 212‑ФЗ ).

Срок подачи жалобы. В общем случае жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ст. 55 Федерального закона № 212‑ФЗ ).

Способ подачи жалобы. Пунктом 1 ст. 55 Федерального закона № 212‑ФЗ предусмотрено два способа подачи жалобы:

в письменной форме. Жалобу, составленную в письменной форме, можно представить в вышестоящий орган лично (через представителя) или отправить по почте. При представлении жалобы лично по вашей просьбе на втором экземпляре жалобы будет проставлена отметка о принятии жалобы и прилагаемых к ней документов. При этом сотрудник фонда, принявший жалобу, должен указать свои фамилию, инициалы и дату приема (п. 43 Административного регламента ФСС ). В случае направления документа по почте следует выбрать отправление с объявленной ценностью, описью вложения и обратным уведомлением;

Обратите внимание

В случае если жалобу представляет в фонд представитель плательщика страховых взносов, к ней должен быть приложен документ, подтверждающий его полномочия.

в форме электронного документа. В данном случае Федеральный закон № 212‑ФЗ позволяет использовать информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. При приложении к жалобе подтверждающих документов данные документы также могут быть оформлены в виде электронных документов. При подаче жалобы в форме электронного документа обеспечивается представление заявителю электронного документа, подтверждающего прием жалобы к рассмотрению.

Срок рассмотрения жалобы. Федеральным законом № 212‑ФЗ установлен срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом, равный одному месяцу со дня получения жалобы. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Результат рассмотрения жалобы. В результате рассмотрения жалобы вышестоящий орган может:

оставить жалобу без удовлетворения;

отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;

отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;

изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Ответ вышестоящего органа на жалобу. Форма, в которой орган контроля направляет ответ плательщику страховых взносов, соответствует форме, в которой была направлена жалоба. На жалобу, направленную в письменном виде, фонд направляет ответ в письменном виде по почте. В случае если жалоба была подана в форме электронного документа, решение в отношении жалобы готовится в форме электронного документа и направляется лицу, подавшему жалобу, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, способом, обеспечивающим подтверждение получения решения.

В Федеральном законе № 212‑ФЗ приведены лишь общие правила обжалования решений органа контроля за уплатой страховых взносов. В реальности при составлении жалобы возникает множество вопросов. Используя ситуацию из практики, мы попытаемся дать ответы на некоторые из таких вопросов.

Пример.

ООО «Санскрин» применяет УСНО и осуществляет деятельность в области разработки программного обеспечения и консультирование в этой области (код 72.20 ОКВЭД). Доходы по данному виду деятельности составляют 100% доходов организации. Организация применяет пониженные тарифы страховых взносов, установленные ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ, как организация, применяющая УСНО и осуществляющая «льготный» вид деятельности, установленный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ (взносы в ПФР составляют 20%, в ФСС и ФФОМС – 0%).

В рамках проведения камеральной проверки расчета по форме 4-ФСС за 2012 год ФСС направляет организации требование о представлении документов, подтверждающих правомерность применения пониженных тарифов. Данное требование организация не получила, соответственно, истребуемые документы представлены не были.

По результатам камеральной проверки фонд составил акт от 22.03.2013 № 104, в котором указал: поскольку организация не подтвердила свое право на применение пониженных тарифов страховых взносов, фонд признал применение организацией пониженных тарифов в 2012 году необоснованным, доначислил взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за проверяемый период в сумме 7 290,51 руб., пени за неуплату данных взносов в размере 92,04 руб., штраф за неуплату страховых взносов в результате неправильного их исчисления в размере 1 458,1 руб., а также штраф за непредставление документов в сумме 600 руб. (решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 23.04.2013 № 836/осс приведено на стр. 22).

Как поступить организации в данной ситуации?

Применение пониженных тарифов – право плательщика страховых взносов. Для этого организация должна соответствовать следующим критериям:

она должна применять УСНО;

организация должна осуществлять «льготный» вид деятельности;

сумма доходов от этого вида деятельности должна составлять не менее 70% всех доходов за период.

При выполнении данных условий применение пониженных тарифов правомерно. ООО «Санскрин» соблюдены эти условия, значит, в данном случае организация применяла пониженные тарифы правомерно.

Решение фонда о необоснованности применения пониженных тарифов в рассматриваемом случае основано на том, что организация не представила документы, подтверждающие право на их применение.

В данном случае организации целесообразно обжаловать решение фонда в вышестоящий орган, обосновав и документально подтвердив свое право на применение пониженных тарифов страховых взносов, с целью отмены решения в части неправомерности применения пониженных тарифов, отмены доначисленных взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, штрафов и пеней, связанных с данным доначислением.

Что касается штрафа за непредставление документов, то можно упомянуть, что требование не было получено, в расчете на то, что вышестоящий орган сочтет это смягчающим обстоятельством и уменьшит сумму штрафа (пп. 4 п. 1 ст. 44 Федерального закона № 212‑ФЗ ).

При составлении жалобы следует:

указать, куда направляется жалоба. Реквизиты вышестоящего органа указаны в решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, также их можно найти на сайте ФСС;

Официальный сайт ФСС – www.fss.ru .

указать реквизиты организации-заявителя: наименование, ИНН, КПП, регистрационный номер в ФСС;

поставить дату и номер решения, которое обжалуется;

привести доводы отдельно по каждому пункту решения;

активно ссылаться на нормы законодательства;

приложить документы, подтверждающие излагаемые факты.

Пример жалобы, составленной в данной ситуации, приведен на стр. 25.

Как показывает практика, в подобных ситуациях вышестоящий орган соглашается с тем, что непредставление документов не лишает плательщика страховых взносов права применять пониженный тариф при условии, что все необходимые документы приложены к жалобе. Выдержки из ответа вышестоящего органа приведены на стр. 28.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

НИЖЕГОРОДСКОЕ

РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ № 27

Гагарина пр-т, д. 29, г. Нижний Новгород, 603057

Тел. (831) 431‑04‑45

р/сч № 40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области
г. Нижний Новгород

БИК 042202001 ИНН 5260019884

Кому: ООО «Санскрин»

Куда: Сурикова ул.,
д. 25, оф. 20, Нижний Новгород г.

Индекс: 603158

Решение

о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах

Заместитель директора филиала № 27 Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – НРО ФСС РФ) <…>, рассмотрев акт камеральной проверки № 104 от 22.03.2013 <…>, а также расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) (далее – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам) за 2012 год <…>,

УСТАНОВИЛ:

Нарушения в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

а) в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 28, ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ) плательщиком страховых взносов не представлены документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов, а также соответствие требованиям, установленным п. 8 ч. 1, ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ. Согласно требованию о представлении документов от 01.02.2013 не представлены следующие документы:

копия книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, за 2012 год;

копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (форма по КДН 1152017), за 2011 год с отметкой о принятии;

справка страхователя об основном виде экономической деятельности (с указанием кода ОКВЭД), по которому применяется льгота;

б) выявлены:

недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7 290,51 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, в том числе неуплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7 290,51 руб., образовавшиеся в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов (неправомерное применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ);

пени в размере 92,04 руб. за неуплату указанных выше страховых взносов.

Руководствуясь ст. 39 Федерального закона № 212‑ФЗ,

РЕШИЛ:

1. Привлечь плательщика страховых взносов – Общество с ограниченной ответственностью «Санскрин» к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47, ст. 48 Федерального закона № 212‑ФЗ:


п/п

Вид нарушения

Сумма штрафа, руб.

Норма, в соответствии с которой применяется штрафная санкция

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов

1 458,1

Часть 1 ст. 47 Федерального закона № 212‑ФЗ

Отказ от представления или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Федеральным законом № 212‑ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов

Статья 48 Федерального закона № 212‑ФЗ

2. Предложить Обществу с ограниченной ответственностью «Санскрин» перечислить в добровольном порядке на банковские реквизиты филиала № 27 ГУ – НРО ФСС РФ <…>:

недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 7 290,51 руб.;

пени за неуплату страховых взносов в размере 92,04 руб.;

штраф в размере 1 458,1 руб.;

штраф в размере 600 руб.

3. Обществу с ограниченной ответственностью «Санскрин» отразить в бухгалтерском учете и расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недоимку по страховым взносам.

4. Направить в течение 10 дней с даты вступления в законную силу настоящего решения Обществу с ограниченной ответственностью «Санскрин» требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при невыполнении в добровольном порядке настоящего решения.

5. Настоящее решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его уполномоченному представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

6. Данное решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 54, 55 Федерального закона № 212‑ФЗ. Жалоба может быть подана в письменной форме в Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, расположенное по адресу: 603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 20, корпус «К», или в Арбитражный суд Нижегородской области в порядке, установленном ст. 101.2 НК РФ.

ГУ – НРО ФСС РФ

Исх. № 8 от 18.07.2013

В Государственное учреждение –

Нижегородское региональное отделение

Фонда социального страхования

Российской Федерации

от ООО «Санскрин»

ИНН/КПП 5262821123/526201001

регистрационный номер

в органе контроля

за уплатой страховых взносов

5207022459 52271

Жалоба

на решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.04.2013 № 836/осс

Согласно решению о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.04.2013 № 836/осс (далее – решение) ООО «Санскрин» за несоблюдение законодательства о страховых взносах привлечено, в частности:

к ответственности за неправомерное применение в 2012 году пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ), в виде штрафа в размере 1 458,1 руб.;

к ответственности за непредставление документов, подтверждающих правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов, в виде штрафа в размере 600 руб.

ООО «Санскрин» с решением не согласно.

По вопросу неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ.

Организации имеют право применять пониженный тариф, установленный ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ, при соблюдении следующих условий:

1. Организация применяет УСНО. Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСНО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация вправе применять УСНО с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

ООО «Санскрин» зарегистрировано 06.08.2012. В этот же день осуществлена его постановка на налоговый учет. 10.08.2012 ООО «Санскрин» представило в налоговый орган по месту регистрации заявление о переходе на УСНО. Уведомление об отказе в применении УСНО организацией не получено. По итогам 2012 года организация соответствует критериям, приведенным в ст. 346.13 НК РФ. Следовательно, ООО «Санскрин» применяет данный специальный налоговый режим правомерно с момента государственной регистрации. Подтверждением этого факта служат копии следующих документов:

заявления о переходе на УСНО (форма 26.2-1);

декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2012 год.

2. Основным видом деятельности организации является вид деятельности, приведенный в пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ. Согласно п. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Согласно учредительным документам, а также выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «Санскрин» являются разработка программного обеспечения и консультирование в этой области (код 72.20 ОКВЭД). В 2012 году доля доходов от данного вида деятельности в общей сумме доходов составила 100%. Следовательно, условие п. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ, необходимое для применения пониженного тарифа, ООО «Санскрин» также соблюдено. Подтверждением служат документы:

копия книги учета доходов и расходов за 2012 год (титульный лист, раздел «Доходы и расходы»). Являясь документом налогового учета для организаций, применяющих УСНО, она подтверждает, что сумма доходов за 2012 год составила 3 166 064 руб.;

расшифровка доходов по видам доходов (справка организации, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности от 14.04.2013).

Таким образом, ООО «Санскрин» правомерно применяло в 2012 году пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ. Следовательно, решение в части, касающейся неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов
и, как следствие, доначисления страховых взносов в сумме 7 290,51 руб., начисления пеней в размере 92,04 руб., штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в размере 1 458,1 руб., является неправомерным.

По вопросу непредставления документов.

ООО «Санскрин» отмечает, что не получало требования о представлении документов от 01.02.2013. С учетом положений пп. 4 п. 1 ст. 44 Федерального закона № 212‑ФЗ оно просит считать данный факт смягчающим обстоятельством и уменьшить сумму штрафа за непредставление документов.

Учитывая изложенные выше доводы ООО «Санскрин», прошу отменить решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.04.2013 № 836/осс.

О рассмотрении жалобы

Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в ответ на Ваше обращение о возможности отмены решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах ООО «Санскрин» (ИНН 5262821123, рег. № 5207022459 52271) сообщает следующее.

<…>

Страхователем расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год был представлен 14.01.2013, что свидетельствует о соблюдении филиалом № 27 ГУ – НРО ФСС РФ процедуры проведения камеральной проверки.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 212‑ФЗ должностное лицо органа контроля, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование о представлении документов в адрес ООО «Санскрин» направлено по юридическому адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, заказным письмом 01.02.2013, что подтверждается отметкой отделения Почты России на списке отправленной заказной корреспонденции.

В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 212‑ФЗ документы, которые истребованы в ходе проверки, должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Поскольку ООО «Санскрин» не представило документы для проверки в указанный в требовании срок, решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации от 23.04.2013 № 836/осс в соответствии со ст. 48 Федерального закона № 212‑ФЗ в виде штрафа в сумме 600 руб. вынесено правомерно и отмене не подлежит.

Вместе с тем, рассмотрев документы, представленные ООО «Санскрин» для подтверждения права на пониженный тариф страховых взносов позже установленного срока, региональное отделение считает возможным отменить решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации от 23.04.2013 № 836/occ в части дополнительно начисленных взносов в размере 7 290,51 руб., пеней за несвое­временную уплату страховых взносов в сумме 92,04 руб. и штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате иного неправильного исчисления взносов в размере 1 458,1 руб.


Федеральный закон от 24.07.2009 №212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2011 №1424н.