Житие преподобной матери нашей мелании римляныни. Мелания Римляныня, Палестинская, преподобная (439) Святая мелания в православии 13 января

Преподобная Мелания , первая из знатных римлянок «с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью», родилась в христианской семье. Родители ее – люди именитые и богатые – видели в дочери наследницу и продолжательницу рода.

В четырнадцать лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: «Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира».

Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Мелании были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу.

Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сняла навсегда свои шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Между тем родители святых противились их желанию посвятить себя Богу.

Только, когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться.

Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании – 20. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, которые содержались там за долги. Продав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали старцам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них благодеяния.

Когда они, покинув родину, отплыли в Африку, во время плавания началась сильная буря. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги, и тем спасли от гибели город и его жителей.

Прибыв в Африку, они и там оказывали помощь всем нуждающимся. По благословению местных епископов жертвовали на церкви и монастыри. В то же время святая Мелания продолжала смирять плоть свою строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные книги и раздавая неимущим. Она сама сшила власяницу и, не снимая, носила ее.

В Африке святые пробыли 7 лет, а затем, освободившись, по заповеди Христовой, от всех своих богатств, направились в Иерусалим. По пути, в Александрии, они были приняты святым епископом Кириллом и встретились в храме со святым старцем Несторием, имевшим дар пророчества и исцеления. Старец обратился к ним, утешая и призывая к мужеству, терпению в ожидании Славы Небесной. В Иерусалиме святые роздали бедным оставшееся у них золото и проводили дни свои в нищете и молитве.

После недолгого путешествия в Египет, где святые посетили многих отцов-пустынников, святая Мелания затворилась в одинокой келлии, на горе Елеонской, лишь изредка видясь со святым Апинианом.

Постепенно возле келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев. Святая Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменией и по-прежнему жила и молилась в одиночестве. В поучениях святая Мелания призывала сестер бодрствовать и молиться, оберегать свои помыслы и возгревать прежде всего любовь к Богу и друг ко другу, соблюдая святую Православную веру и чистоту душевную и телесную. Особо увещевала их быть послушными воле Божией. Напоминая слова апостола, советовала соблюдать пост «не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающих любит Бог». В обители ее стараниями была построена молельня и алтарь, где погребли мощи святых: пророка Божия Захарии, святого Первомученика Стефана и Сорока святых, принявших муку в Севастии.

К этому времени святой Апиниан отошел ко Господу. Святая Мелания погребла мощи блаженного и провела около четырех лет возле этого места в посте и непрестанной молитве.

Святая пожелала построить мужской монастырь на горе Вознесения Христова. Господь благословил ее замысел, послав христолюбца, давшего средства на монастырь. Приняв их с радостью, святая Мелания в один год свершила это великое дело. В воздвигнутом ею монастыре, святые мужи стали неустанно возносить молитвы свои Богу в церкви Вознесения Христова.

Окончив свои труды, блаженная покинула Иерусалим, отбыв в Константинополь к своему дяде-язычнику, в надежде спасти его душу. По дороге она молилась у мощей святого Лаврентия, на месте его мученичества, и получила доброе предзнаменование.

Прибыв в Константинополь, святая нашла там своего дядю в болезни и беседовала с ним. Под влиянием ее бесед больной оставил язычество и умер христианином. В то время многих жителей столицы смущало еретическое учение Нестория. Святая Мелания принимала всех, обращавшихся к ней за вразумлением. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в свой монастырь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах выслушали они ее последние наставления. Испросив их молитв и заповедав блюсти себя в чистоте, с радостью и ликованием приобщившись Святых Таин, кротко и спокойно святая Мелания предала душу свою Господу. Это было в 439 году.

Преподобная Мелания родилась в знатной христианской семье в Риме. С юных лет она возлюбила Господа и пожелала сохранить девство. Но богатые родители святой Мелании, владевшие не только имениями и городами, но и целыми областями, в единственной дочери видели наследницу и продолжательницу рода. В четырнадцать лет святая Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. Она в слезах просила мужа оставить ее или жить с ней в чистоте, предлагая выкупом за себя все наследство. Апиниан не дал полного согласия на это предложение, но и не отверг совершенно ее просьбу. Он обещал исполнить ее желание, когда у них родится наследник. Когда у Мелании родилась дочь, родители посвятили ее Богу.

Мелания хотела тайно уйти из дома, но близкие напомнили ей слова апостола Павла - «почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?", - и она осталась. Под дорогой одеждой святая Мелания стала носить власяницу из грубой шерсти. Через некоторое время святая Мелания родила мальчика, но младенец вскоре умер. Сама святая тяжело заболела и была близка к смерти. Муж в отчаянии молил Бога о сохранении ей жизни. «Если хочешь, чтобы я выздоровела,- сказала ему супруга,- то начнем хоть теперь проводить жизнь в чистоте". Апиниан дал обет Богу в исполнении желания супруги. С того момента святая Мелания начала выздоравливать. Неожиданно умерла их дочь, и тогда супруги решили исполнить свои обещания. Они стали упражняться в подвигах поста и молитвы, готовясь принять монашеский постриг. Но их желание встретило препятствие со стороны родителей. Это сильно огорчало юных подвижников, но однажды, во время молитвы, Господь утешил Своих избранников: они почувствовали необычное благоухание, и их печаль сменилась неизреченной радостью.

С того времени они с терпением стали ждать возможности принять монашество.
После смерти отца святой Мелании в начале V века супруги получили желанную свободу. Они поселились в пригороде Рима, где жили, строго храня чистоту. Святому Апиниану в то время было 24 года, а святой Меланин 20. Они продавали имения и на вырученные деньги посещали больных, принимали странников, щедро помогали бедным, освобождали заключенных за долги в тюрьмах и рудниках.

У родителей Мелании были большие имения, которые представляли собою города и селения, находившиеся не только в Италии, в области Римской, но и в Сицилии, в Испании, Галлии и Британии. Так богаты были родители Мелании, что, кроме царя, не было никого богаче их.
Богатые подаяния святых Апиниана и Мелании потекли во все концы Запада и Востока: они посылали обильную милостыню в бедные обители, сооружали храмы и строили монастыри. На их средства было построено много больниц и странноприимных домов. Сама святая Мелания пользовалась только необходимым; одежду носила дешевую и грубую. К этому она склонила и святого Апиниана.

О размерах принадлежавшего им богатства, которое они отдали Христу, можно судить из того, что в то время никто не мог купить их дома в Риме за соответствующую цену. Только впоследствии, когда дом был подожжен варварами и значительно попорчен пожаром, он был продан за цену, меньшую своей стоимости, и вырученные от продажи его деньги были розданы убогим. Таким образом, можно положительно сказать, что Апиниан и Мелания выказали большее усердия к Богу, чем Иов. Ибо он благодарил Бога, когда лишился богатства помимо своей воли, а эти добровольно отказались от таких богатств, стремясь к нищете. Сначала такая жизнь была для них полна скорбей и казалась весьма трудною, но потом стала лёгка и полна всяких утешений: ибо «иго» Христово «благо» и «бремя легко» (Мф.11:30).

Когда святая Мелания вместе с матерью Альбиной и святым Апинианом посетила Сицилию, она встретилась со святителем Павлином, епископом Ноланским, своим духовным отцом. Затем вся семья отплыла в Африку (Альбина до самой смерти не разлучалась с дочерью). Во время плавания началась сильная буря, продолжавшаяся несколько дней. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания поняла, что Господь по Своему Промыслу указывает иной путь, и велела корабельщикам предать корабль воле Божией. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп за пленных, грозя городу и людям уничтожением. Святые внесли требуемую сумму и тем спасли от гибели город и его жителей.

В Карфагене (это Северная Африка) святые продолжали дела милосердия. По благословению епископа города Тагаста Алипия они устроили два монастыря - мужской и женский, купив для них земли и обеспечив всем необходимым.

Через семь лет святые супруги решили поклониться святым местам в Иерусалиме. По пути в Святую Землю они сделали остановку в Александрии, где встретились со святителем Кириллом, архиепископом Александрийским. В Иерусалиме святые обошли все места, освященные жизнью Господа Иисуса Христа и Божией Матери. Блаженная Мелания много ночей провела в молитве у Гроба Господня. На время оставив Иерусалим, она со святым Апинианом посетила отцов-пустынников в Египте, поучаясь у них духовной жизни. В их отсутствие Альбина построила на Елеонской горе дом, в котором они поселились по возвращении. Святая Мелания затворилась в тесной келлии, где провела 14 лет.

Только раз в неделю ее посещали святой Апиниан и мать. Повсюду разнеслась слава о подвижнице, и многие приходили к ней за духовными советами. Святая Мелания вышла из затвора, чтобы послужить спасению других людей. Постепенно вокруг ее келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев, но святая, по смирению своему, не согласилась быть их игуменией. Как мать, она заботилась о всех сестрах. «Вне послушания,- наставляла святая,- даже мирские дела устроиться не могут». О любви же, и смиренномудрии, и кротости говорила: «Никому не следует ни чрево свое винить, ни другую какую часть тела, ибо нет оправдания ни одному человеку, не трудящемуся над заповедями Господа». Особо увещала святая Мелания хранить святую Православную веру, быть послушными воле Божией. В обители ее стараниями была построена молельня и алтарь, где находились мощи святых.

В 431 году святой Апиниан в иноческом чине отошел ко Господу. Через 4 года после его смерти святая Мелания задумала построить мужской монастырь. Однако все ее средства были израсходованы, сама святая жила в крайней нищете. Некий христианин пожертвовал праведнице 200 монет, на которые и был построен монастырь на горе Вознесения Господня.
В то время жителей столицы соблазняло еретическое учение Нестория. Многих людей святая Мелания спасла от ереси, так как, благодаря прекрасному знанию Священного Писания, могла разъяснять Православное учение о Святой Троице.

Святая получила от Господа дар исцеления различных болезней. Людей, одержимых бесом, преподобная врачевала помазанием святым елеем. Однажды пояс святой Мелании возложили на женщину при трудных родах, и тем спасли ее от смерти.

Провидя свою кончину, святая Мелания посетила Вифлеем на праздник Рождества Христова и обошла в последний раз святые места в Иерусалиме. В день первомученика архидиакона Стефана преподобная Мелания читала сестрам житие святого и сказала им, что читает в последний раз. Неутешно плакали сестры обители о предстоящей разлуке с любимой духовной матерью и наставницей. Святая Мелания утешала их и долго поучала добродетельной жизни.

31 декабря 439 года преподобная, несмотря на телесную боль, присутствовала на Богослужении и, причастившись Святых Христовых Тайн, мирно предала дух свой Богу.

Источники /grad-petrov.ru/, /alchevskpravoslavniy.ru/

Святой Мелании молятся о благополучии беременности и родов.

Молитва святой преподобной Мелании Римляныне


О, преславная мати Мелание, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще пречистому образу твоему и тя, яко живу сущу, зряще, припадающе молимся тебе: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая; испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша, тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы нужды наша духовнии и житейскии, призри на ня матерним оком, и твоими молитвами отврати от нас колебание всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да всем, и словесы и писании и делами, славится среди нас Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со Ангелы срадуется, преподобная Мелание, дух твой.

Кондак, глас 3


Девства чистоты возлюбльши и обручника к благим увещавши, премножество богатства расточи в пребывание иночествующим, Богоблаженная, и обители воздвиже. Темже в Небесная обители вселися, поминай нас, Мелание всечестная.

Источник /orthomama.ru/

Недалеко от храма Гроба Господня находится монастырь, именуемый Великая Панагия, по названию чудотворного образа Пресвятой Богородицы, который здесь пребывает. Икона эта была обретена невредимой после одного из пожаров в храме Воскресения. Эта обитель – одна из древнейших в Иерусалиме.

Предание повествует о том, что с этого места, расположенного вблизи Голгофы, Пресвятая Богородица узрела Своего Божественного Сына, распинаемого на Кресте.

В храме обители – много мощей различных святых, в том числе, святого апостола Иакова, святых мучеников Кирика и Иулиты. Под храмом расположена пещера, в которой подвизалась преподобная Мелания. Здесь же под спудом почивали ее святые мощи, увезенные впоследствии крестоносцами в Венецию.

Святая преподобная мати Мелания, моли Бога о нас!

Родители обычно хотят своим детям добра. И все бы хорошо, но добро это они понимают по-своему. Дети, вырастая, выбирают свой путь. В каждой конкретной ситуации компромиссы между родительской и собственной волей будут разными — а может, их не будет вообще. Если дерево гнуть к земле, оно или сломается, или все равно выпрямится. Если юноше или девушке навязывать образ жизни, который им претит, — это либо сломает им жизнь, либо даст силы идти к своей цели вопреки всем обстоятельствам. А Божья воля может пойти полностью вразрез с отеческими представлениями. Об этом свидетельствует жизнь христианской святой Мелании Римляныни.

Преподобная Мелания родилась в IV веке в Риме в христианской семье. Ее родители были богатыми и знатными людьми. Естественно, они видели в дочери наследницу и продолжательницу рода. Но у девушки с самых юных лет были свои взгляды на будущую жизнь — она чувствовала призвание к монашеству. Родители не вдохновились высокими устремлениями дочери, а может быть, сочли, что она еще слишком мала, чтобы самостоятельно решать подобные вопросы. И в 14 лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана.

С самого начала совместной жизни Мелания умоляла супруга жить с ней как брат с сестрой или отпустить. Но Апиниан отвечал: "Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира". Вскоре святая Мелания родила девочку. Оставалось дело за вторым наследником, но… новые роды Мелании были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу умер. Видя страдания своей супруги, Апиниан переосмыслил ситуацию и просил Бога сохранить ей жизнь, дав обет провести остаток совместной жизни в целомудрии. Выздоровев, святая навсегда сняла свои шелковые одежды и оделась в простое платье.

Недолго прожила и рожденная первой девочка. После смерти дочери Апиниан горько сожалел, что отказал жене в ее первой просьбе. Молодые люди приняли твердое решение принять монашество, однако их родители продолжали противиться этому. Только когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути.

Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании — двадцать. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники — освобождали несчастных, которые содержались там за долги. На деньги, полученные от продажи имений в Италии и Испании, Апиниан и Мелания покупали для монастырей земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них богатые пожертвования.

Когда необычная семейная пара, покинув родину, отплыла в Африку, началась сильная буря. Моряки говорили, что это гнев Божий, но Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги и тем спасли от гибели город и его жителей.

Прибыв в Африку, Апиниан и Мелания и там оказывали помощь всем нуждающимся, жертвовали на церкви и монастыри. Святая Мелания продолжала смирять свою плоть строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные книги и раздавая неимущим.

В Африке святые Апиниан и Мелания пробыли семь лет, а затем направились в Иерусалим. Там они раздали бедным оставшееся у них золото и стали жить в нищете и молитве. После недолгого путешествия в Египет, где святые посетили многих отцов-пустынников, Мелания затворилась в одинокой келье на Елеонской горе, лишь изредка видясь с Апинианом. Постепенно возле келии возник монастырь, где собралось до 90 дев. Святая Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменьей и по-прежнему жила и молилась в одиночестве.

Преподобная Мелания, первая из знатных римлянок "с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью", родилась в христианской семье. Родители ее - люди именитые и богатые - видели в дочери наследницу и продолжательницу рода.

В четырнадцать лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: "Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира".

Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Мелании были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу.

Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сняла навсегда свои шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Между тем родители святых противились их желанию посвятить себя Богу.

Только, когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться.

Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании - 20. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, которые содержались там за долги. Продав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали старцам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них благодеяния.

Когда они, покинув родину, отплыли в Африку, во время плавания началась сильная буря. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги, и тем спасли от гибели город и его жителей.

Прибыв в Африку, они и там оказывали помощь всем нуждающимся. По благословению местных епископов жертвовали на церкви и монастыри. В то же время святая Мелания продолжала смирять плоть свою строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные книги и раздавая неимущим. Она сама сшила власяницу и, не снимая, носила ее.

В Африке святые пробыли 7 лет, а затем, освободившись, по заповеди Христовой, от всех своих богатств, направились в Иерусалим. По пути, в Александрии, они были приняты святым епископом Кириллом и встретились в храме со святым старцем Несторием, имевшим дар пророчества и исцеления. Старец обратился к ним, утешая и призывая к мужеству, терпению в ожидании Славы Небесной. В Иерусалиме святые роздали бедным оставшееся у них золото и проводили дни свои в нищете и молитве.

После недолгого путешествия в Египет, где святые посетили многих отцов-пустынников, святая Мелания затворилась в одинокой келлии, на горе Елеонской, лишь изредка видясь со святым Апинианом.

Постепенно возле келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев. Святая Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменией и по-прежнему жила и молилась в одиночестве. В поучениях святая Мелания призывала сестер бодрствовать и молиться, оберегать свои помыслы и возгревать прежде всего любовь к Богу и друг ко другу, соблюдая святую Православную веру и чистоту душевную и телесную. Особо увещевала их быть послушными воле Божией. Напоминая слова апостола, советовала соблюдать пост "не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающих любит Бог". В обители ее стараниями была построена молельня и алтарь, где погребли мощи святых: пророка Божия Захарии, святого Первомученика Стефана и Сорока святых, принявших муку в Севастии.

К этому времени святой Апиниан отошел ко Господу. Святая Мелания погребла мощи блаженного и провела около четырех лет возле этого места в посте и непрестанной молитве.

Святая пожелала построить мужской монастырь на горе Вознесения Христова. Господь благословил ее замысел, послав христолюбца, давшего средства на монастырь. Приняв их с радостью, святая Мелания в один год свершила это великое дело. В воздвигнутом ею монастыре, святые мужи стали неустанно возносить молитвы свои Богу в церкви Вознесения Христова.

Окончив свои труды, блаженная покинула Иерусалим, отбыв в Константинополь к своему дяде-язычнику, в надежде спасти его душу. По дороге она молилась у мощей святого Лаврентия, на месте его мученичества, и получила доброе предзнаменование.

Прибыв в Константинополь, святая нашла там своего дядю в болезни и беседовала с ним. Под влиянием ее бесед больной оставил язычество и умер христианином. В то время многих жителей столицы смущало еретическое учение Нестория. Святая Мелания принимала всех, обращавшихся к ней за вразумлением. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в свой монастырь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах выслушали они ее последние наставления. Испросив их молитв и заповедав блюсти себя в чистоте, с радостью и ликованием приобщившись Святых Таин, кротко и спокойно святая Мелания предала душу свою Господу. Это было в 439 году.

По материалам Патриархия.ру

Кондак преподобной Мелании Римляныни

Девства чистоты возлюбльши и обручника к благим увещавши,/ премножество богатства расточи/ в пребывание иночествующим, Богоблаженная, и обители воздвиже./ Темже в Небесная обители вселися,/ поминай нас, Желание всечестная.

Преподобная Мелания Старшая – одна из самых интересных и ярких фигур в церковной истории 4-го века. С ней связаны родством или дружбой такие подвижники, как преподобный Руфин Аквилейский, святитель Павлин Ноланский, преподобный Исидор Странноприимец, блаженный Иероним Стридонский, диакониса Олимпиада Константинопольская и другие. Не менее значимой личностью была и ее внучка Мелания Младшая. Но о последней известно очень много благодаря житийным текстам Симеона Метафраста и игумена Геронтия, распространившимся и на Востоке, и на Западе, а также исследованию кардинала Рамполлы (1905 год). О Мелании Старшей сохранилось значительно меньше информации. Основная в «Истории Лавсаика» Палладия, познакомившегося с ней в Иерусалиме, да кое-что в письмах ее родственника святителя Павлина Ноланского и других современников. Палладий называет ее треблаженной, блаженный Иероним – новой Феклой, благороднейшей из римских жен. Конечно же, он имеет в виду благородство духа.
Ученичество
Родилась преподобная Мелания в Испании около 342 года (более поздняя датировка убедительно опровергнута Мерфи), там же прошли ее детские и отроческие годы. Мать ее из богатого и знатного рода Понтиев была родной сестрой матери святителя Павлина Ноланского (по другой версии – Павлин приходился дядей Мелании, но она была старше дядюшки лет на 10). Отец святой Мелании (по другой версии – дед) получил консулат в 341 году. Семья была родовитой и заслуженной. Мужа – Валерия Максимуса - ей подобрали из такого же семейства. Она вступила в брак в 14-15 лет (356-357 год). Господь даровал молодоженам трех сыновей. Семейство переехало в Рим, Валерий Максимус сделал прекрасную карьеру и в 361 году стал префектом Вечного Города. Он пробыл на этом посту до 363 года, а потом, вероятно, был назначен президом в провинцию, возможно, в Испанию. Но обращает на себя внимание тот факт, что Валерий Максимус стал и пребывал римским префектом в правление Юлиана Отступника, поэтому могла иметь место ссылка, что кажется более вероятным. Как бы то ни было, семья последовала за ним. Возможно, семья святой Мелании была христианской, но, может, и нет, потому что ее близкий родственник Павлин благополучно жил в язычестве до 25 лет, пока не женился на христианке Тарасии. В любом случае, крестились тогда в зрелом возрасте, кроме случаев смертельной болезни. Когда Мелания Старшая приняла святое Крещение, неизвестно.
364 год, вероятно, был самым трагичным в жизни святой Мелании, потому что в течение этого года умерли трое самых близких ей людей – муж и два сына. Она осталась с одним ребенком, который, как написал один из ее знакомых, словно бы родился для того, чтобы огорчать мать. Но было ли это огорчение связано с характером, или последующим воспитанием дитяти, или же просто чадо напоминало об отце и братьях, умерших внезапно и преждевременно, сказать трудно. Одно известно точно – по стопам матери сын не пошел. Он получил прекрасное образование, был богат и успешен, но почти до самой смерти препятствовал своей дочери – Мелании Младшей – в ее максималистских христианских устремлениях.
В 365 году святая Мелания Сташая возвращается в Рим, вероятно, для того, чтобы дать сыну хорошее образование. Если она была язычницей, то обращение ко Христу, скорее всего, состоялось в этот период.
В христианских кругах, в том числе и в римских, к этому времени возник сильный и стойкий интерес к монашескому движению на Востоке, прежде всего, в Египте. Произошло это, наверное, под влиянием святителя Афанасия Александрийского, воспитанника Антония Великого, который был в ссылке в разных городах Италии. Появляются группы людей, стремящихся к строго аскетическому стилю жизни. Одна из наиболее известных – кружок патрицианки Марцеллы, которая в своем дворце на Авентинском холме образовала некое подобие монастыря. Они жили по принципу: «попашем и попишем», поэтому позже были раскритикованы блаженным Иеронимом за барство и сибаритство. Конечно, по своему положению в обществе Мелания Старшая могла быть вхожа и в этот кружок, но более вероятным является то, что она находилась под каким-то другим, более аскетичным, влиянием. Так или иначе, но к 372 году у нее созревает твердое решение расстаться со своим имуществом и следовать за Христом в лучших традициях египетского Востока. Но не тут-то было! Против нее восстает вся ее семья. Особенно их возмущает идея продажи имущества. Но Мелания Старшая была женщиной волевой. Воевать с ней было непросто. Она решила любой ценой вырваться из тисков богатства и знатности. Нужно иметь в виду, что в Древнем Риме женщина была очень зависима. Судьбу ее решал муж или опекун. Возможно, родственники потребовали, чтобы она оставила дома сына Валерия Публиколу, обеспечив его в соответствии с его положением (ему было лет 10-12 или чуть больше). Святитель Павлин Ноланский сравнил ее скорби, связанные с необходимостью расстаться с сыном, с жертвой Анны, матери пророка Самуила. Святая Мелания назначила сыну опекуна, одного из своих родственников, и, невзирая на трудности зимнего путешествия, отправилась в Египет. Наверное святая Мелания, была первой женщиной Запада, предпринявшей такое экзотическое для того времени паломничество.
Приплыв в Александрию, она сразу же продала свои драгоценности и принялась благотворить. Бедные, больные, заключенные, сироты, безнадежные должники – вот ближайший круг ее нынешнего общения. Но целью ее путешествия было знакомство с египетскими подвижниками. Поэтому она начинает усердно посещать аскетов, подвизавшихся в окрестностях Александрии. Особое впечатление произвела на нее затворница Александра, проведшая в пещере всю жизнь с ранней юности. В Александрии святая Мелания встретила Руфина из Аквилеи, который приехал на Восток с той же целью, что и она. Палладий говорит о нем, что он не знал более доброго и образованного человека, а уж Палладий-то святых мужей повидал. Но в то время маршруты святой Мелании и преподобного Руфина разошлись.
В связи с делами благотворительности святая Мелания познакомилась с преподобным Исидором Странноприимцем, учеником преподобного Макария Александрийского. Именно он сориентировал Меланию в ее шестимесячном путешествии по Нитрийской пустыне и направил к святому Памво. Путешествие по Нитрийской пустыне в любое время года было нелегким, но святая Мелания не только обошла ее вдоль и поперек, но и посетила отшельников Скита и Келлий, еще более непроходимых мест. Когда она познакомилась с преподобным Памво и хотела подарить ему большое количество серебра, он сначала отказывался, но так как она сильно упрашивала, велел одному из братий раздать эти деньги инокам в Ливии. Она отдала деньги тому брату, но при этом не удержалась от того, чтоб не сказать авве Памво:
«- Отче, заметь, сколько я даю серебра, триста литр».
Естественно, молодой женщине хотелось похвалы. И тут она получила первый аскетический урок:
«- Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла (…) Если б ты мне давала серебро, то разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств. Так молчи, не воструби перед собой».
Одно дело – слушать о нестяжателях и совсем другое – сталкиваться с ними лично. Для нее явно стал потрясением тот факт, что человек может отказаться от кучи денег, передать ее неизвестно кому и даже не поинтересоваться тем, сколько же он потерял!
Возможно, были и другие уроки, но о них святая Мелания умолчала. Кроме одного.
Она произвела на авву Памво впечатление, и, умирая, он захотел повидаться с ней. Когда она пришла, он плел корзину. Воткнув в нее последний прут, он подал корзину святой Мелании со словами:
«- С тех пор, как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтобы я не делал чего-нибудь своими руками до утомления, я не помню также, чтоб я ел хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда – заработанный трудами моих рук, и из уст моих не выходило такого слова, в котором мне приходилось бы теперь со стыдом раскаиваться, однако я отхожу к Господу так, как будто я и не начинал Богоугодно иночески жить.
С этими словами он предал честную и святую свою душу в руки Божии, не пострадав никакой телесной болезнью».
Это был последний урок аввы Памво будущей монахине. И речь здесь шла совсем не о смирении, но о бесконечной малости любых человеческих усилий по сравнению с поставленной Господом задачей: «Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш».
Корзину аввы Памво святая Мелания благоговейно хранила всю жизнь.
Служение исповедникам
Вскоре умер и святитель Афанасий Александрийский. После его смерти и назначения на его место арианина Луция в Египте начались гонения на православное монашество. Более сотни иноков и епископов было переселено из пустыни в Диокесарию, в Палестину. Святая Мелания отправилась за ними и помогала им трудами и деньгами. Из-за этого она была арестована и посажена в тюрьму. Палестинский проконсул, будучи введен в заблуждение ее бедной одеждой и заподозрив, что она – рабыня, передающая ссыльным чьи-то деньги, решил погреть на этом руки. Но она сказала: «Я дочь такого-то и жена такого-то, но я – раба Христа. Не стыжусь дешевизны моей одежды, не в этом мое достоинство. И вам не запугать меня, и не обобрать». Чиновник был сконфужен и стал извиняться. Он позволил ей беспрепятственно служить страдальцам.

Основание монастыря
Когда закончилась ссылка ее подопечных, преподобная перебралась в Иерусалим и задумалась об основании здесь монастыря. В это же время в Иерусалим прибывает пострадавший от ариан в Александрии Руфин. И они основали около 379 года на Елеонской горе две обители – женскую и чуть позже мужскую. Последнюю возглавил Руфин, а первую Мелания. Вскоре в женской обители собралось около пятидесяти девиц. Трудно сказать что-то об уставе этого монастыря, где преподобная провела 27 лет. Конечно, египетский опыт не пропал даром. Молитва, труд, широчайшая благотворительность, жесткая аскеза были основными принципами, по которым существовал монастырь. Но не нужно забывать, что святая Мелания была человеком книжным. Палладий подчеркивает, что литературным занятия она придавала первостепенное значение, так что ночь для нее нередко превращалась в день (отдыхала 2 часа в сутки). Она перечитывала манускрипты по семь-восемь раз. И не только древних отцов, но и современников. А современниками ее были отцы-каппадокийцы, Иоанн Златоуст, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский. Все они так или иначе касались проблем монашеской жизни. Есть предположение, что для своего монастыря святая Мелания выбрала правила Василия Великого.(Когда преподобный Руфин вернулся на Запад в 397 году, то вскоре его попросили перевести и поучаствовать в распространении правил святого Василия, потому что его он хорошо знал и любил их, а Руфин был духовником святой Мелании).
Община преподобной Мелании отличается исключительным гостеприимством и милосердием. Об этом качестве святой Мелании Палладий пишет: «Не мне рассказывать сколько вещей раздает ее Божественное усердие, как бы сжигая их в огне (…) Никто не остался вне ее доброжелательности – ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг. Она благотворила монастырям, церквам, зключенным, незнакомым ей людям(…) Она ревностно занималась этим, хотя уже не имела ни пяди земли…»
В 385 году в Иерусалиме обосновывается блаженный Иероним Стридонский. Вместе с аристократкой Павлой они создали двойной монастырь с мужской и женской половиной. Их община находилась в теснейшем добросердечном общении с общиной преподобных Руфина и Мелании. В скриптории руфиновского монастыря постоянно переписывали рукописи для блаженного Иеронима и шел непрерывный обмен текстами между двумя общинами.
В монастыре святой Мелании нашел приют Евагрий Понтийский, заболевший духовно и физически. Святая ухаживала за ним, и когда он стал приходить в себя, сказала ему:
- Дайте мне слово перед Господом, что вы будете придерживаться строгой монашеской жизни и я, грешница, буду молиться за вас, чтоб вам еще было отпущено пожить.
Покаявшись, и приняв из рук святой монашескую одежду, Евагрий растворился в Нитрийской пустыне.
К этому времени относится инцидент с четырьмя сотнями отпавших монахов – не то духоборцев, не то сторонников Павлина Антиохийского, которых святая Мелания убедила изменить взгляды и воссоединиться с Церковью.
Можно предположить, что в этот же период святую Меланию посетила диакониса Константинопольской церкви святая Олимпиада, которая прожила в ее монастыре некоторое время и Мелания Старшая стала ее духовной наставницей в аскетических подвигах.
Домашние хлопоты
Отчасти чисто внешние события, связанные с дискуссией блаженного Иеронима с пресвитером Руфином по поводу Оригена, заставили преподобную покинуть Иерусалим. Но в ее внезапном устремлении в Рим была еще одна подоплека: «когда эта достохвальная жена услышала о своей внучке, что она вышла замуж, но намеревается отречься от мира, убоявшись, чтобы ее как-нибудь не вовлекли в неправое учение, или ересь, или в порочную жизнь, села на корабль и, отплыв из Кесарии, через двадцать дней прибыла в Рим. Тогда ей было уже шестьдесят лет». Это случилось в 399 или 400 году.
Примечательно одно событие, происшедшее во время плавания, которое ярко характеризует аскетический облик святой Мелании: « Мы попали в сильную жару (…) и (диакон) Ювеналий, взял таз и стал тщательно мыть руки и ноги ледяной водой. После мытья он бросил на пол коврик и прилег отдохнуть.
Мелания подошла к нему, как мудрая мать настоящего сына, и стала иронизировать над его мягкотелостью, сказав:
«Как ты смеешь в таком возрасте, когда кровь горяча, таким образом тешить свою плоть?(…) Я в свои шестьдесят лет, за исключением кончиков пальцев, ни рук, ни ног, ни лица не мою водой. Меня терзают различные недуги, и врачи пытаются заставить меня пойти на уступки плоти, но никогда в своих путешествиях я не отдыхала на кровати и не использовала подстилку».
Сойдя на италийскую землю в столице Кампаньи Неаполе, преподобная Мелания отправилась в Нолу к своему родственнику – бывшему проконсулу, бывшему губернатору провинции, а теперь пресвитеру Павлину, окормляющему два монастыря, в одном из которых жил он сам, а в другом его жена Тарасия. Святая Мелания была принята очень тепло и подарила святому Павлину частицу Креста Господня и шкурку ягненка, подаренного ей преподобным Исидором Странноприимцем. История этой шкурки такова. Одна геена принесла в зубах преподобному Макарию Александрийскому своего слепого детеныша. Преподобный его исцелил и в благодарность получил от матери звереныша эту шкурку. Ей, конечно, досталось от преподобного за «зверство», а шкурка была отдана Исидору.
Святой Павлин Ноланский в одном из писем описывал это преподобному Сульпицию Северу и очень сердечно отзывался о своей родственнице Мелании. Он писал также, что их духовное родство значительно ценнее кровного, что свидетельствует об их внутренней близости. Хотя, конечно, скромный аскетический опыт святого Павлина тогда еще ни в какое сравнение не шел с трудами святой Мелании.
Наконец, преподобная Мелания пребывает в Рим. Там она находит свою внучку Меланию Младшую и ее мужа Пиниана, попавших в точно такую же ситуацию, что и она сама почти четыре десятилетия назад, когда она задумала продать имение и посвятить себя Богу. Вся родня во главе с родителями Мелании и Пиниана ополчилась против них. Бабушка поняла, что штурмом эту крепость не взять, и начала длительную осадную работу. Она молилась и проповедовала. Впрочем, она бы могла и не говорить ни слова – ее жизнь, ее облик свидетельствовали сами за себя. Но молчать было не в ее характере. Она стала, по чьему-то замечательному выражению, «апостолом монашества». Причем, в самой радикальной его форме. Результатом было обращение из язычества в христианство мужа племянницы Апрония и самой племянницы Авиты, а также вовлечение в аскетический труд невестки Альбины Цейонии. Даже ее сын Валерий Публикола, тяжко заболев, изменил свою жесткую позицию по отношении к делам дочери и зятя. (И, надо думать, обратил свое сердце к матери). Окончательно разрешила проблему Мелании Младшей и ее мужа Пиниана теща императора Серена, повелевшая не мешать этой блаженной паре. Конечно, по молитвам бабушки Мелании.
В 406 году все семейство отправилось к святому Павлину в Нолу, однако им пришлось бежать от вторгшихся в Мессину готов и некоторое время они жили у Руфина Аквилейского. В4о8 году они приплыли в Африку и поселились в своем имении в Тагасте. Там они познакомились с блаженным Августином Иппонским и его другом Алипием из Тагасты, а потом отправились дальше на восток к Кириллу Александрийскому и, в конце концов, домой – в Иерусалим. Там в 410 году умерла Мелания Старшая, а ее внучка с мужем Валерием Пинианом продолжили ее подвиги, основав два монастыря, в которых жили, трудясь и благотворя до самой смерти.