Иск в арбитражный суд к фсс. Судебная практика: споры с ФСС по взносам и пособиям. Как уменьшить штраф в ФСС России

Ранее в ГУ КРОФСС представлены документы на возмещение расходов, произведенных страхователем по основному месту работы в связи с выплатой ООО «Лео-С» пособия по беременности и родам Дербичевой Е.А. в сумме 103 506,76 руб. Дербичевой Е.А. назначены пособия по беременности и родам у нескольких работодателей: ООО «Лео-С» — основное место работы; ООО «Медицинская практика», ООО «ТОРО», ООО «ЛеоН-Т».Дербичева Е.А., написав заявление по основному месту работы, выбрала порядок исчисления пособия по беременности и родам по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011 г., в связи с чем, судом сделан обоснованный вывод об аналогичном исчислении на работе по совместительству указанного пособия, то есть также по нормам действовавшего до 01.01.2011 г. законодательства.Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г.

26 декабря 2014обжалование решения фсс: практические рекомендации

Прокопьевск, (ОГРН 1064223001358 ИНН 4223040935) к Государственному учреждению — Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, (филиал N 12, г. Прокопьевск)о признании незаконным решения от 22.01.2013 г. N 2378, установил: Общество с ограниченной ответственностью «ТОРО» (далее — ООО «ТОРО», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению — Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, (филиал N 12, г.
Прокопьевск) (далее — ГУ КРОФСС, Фонд) о признании незаконным решения от 22.01.2013 г.

Подаем в суд на фсс

Отказ ФСС в возмещении пособия по беременности и родам признан неправомерным, поскольку выполнение работником трудовых обязанностей подтверждено табелями учета рабочего времени, расчетными ведомостями с начислением заработной платы, кроме того предпринимателем представлены доказательства получения дополнительной прибыли в связи с принятием на работу названного сотрудника. Согласно Постановлению ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 по делу № А56-56931/2010, ИП обратилась в суд с заявлением об обязании Санкт-Петербургского регионального отделения ФСС выделить и выплатить 127 715 руб. на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения пособия по беременности и родам работнице К. Из материалов дела известно, что Отделение ФСС приняло решение об отказе в выделении средств на возмещение указанных расходов.

Основные сведения:

Задан 2011-10-15 12:19:31 +0400 в тематике «Трудовое право» Помогите разобраться с выплатой по декретному больничному - Помогите разобраться с выплатой по декретному больничному. Исковое заявление в суд о невыплате пособия Работодатель обязан выплачивать работникам некоторые виды социальных пособий: пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Если же работодатель отказывается выплачивать работнику эти или другие виды пособий, то необходимо, в первую очередь, обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования (ФСС).

Если сотрудники ФСС также встали на сторону работодателя, тогда остается только один способ защиты нарушенных прав работника – обращение в суд с исковым заявлением о невыплате пособия.

Обжалование действий фсс

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции постановил: Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 июля 2013 года по делу N А27-5359/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ТОРО» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 14 от 18.07.2013 г. государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.

Истина в суде: споры с фсс россии

С 01.02.2009 г. с Дербичевой Е.А. заключено дополнительное соглашение (л.д. 52) о том, что работа по трудовому договору является работой по совместительству на 0,3 тарифной ставки, заработная плата 3 450 руб. (включая районный коэффициент). С 01.01.2011 г. заключено дополнительное соглашение (л.д. 53) о том, что работа по трудовому договору является работой на должности консультанта по налогам и сборам по совместительству на 0,5 тарифной ставки и работодатель обязуется выплачивать заработную плату, включая районный коэффициент 30%, в размере 3 450 руб. с 01.01.2012 года заключено дополнительное соглашение (л.д.

Внимание

Вместе с тем, документы, подтверждающие ведение какой-либо отчетности продавцом С., а также должностные обязанности продавца-консультанта в ходе проверки и в судебное заседание предпринимателем не представлены, за период с 23.01.2008 по 11.03.2008 подписи продавца в кассовой книге отсутствуют, что заявителем жалобы также не опровергнуто. Таким образом, суд пришел к выводу об искусственном создании предпринимателем ситуации для возмещения из ФСС средств на выплату пособия по беременности и родам С. в завышенном размере, поскольку факт исполнения последней обязанностей продавца-консультанта не нашел своего подтверждения, а представленные предпринимателем в ФСС документы содержат противоречия. Суд признал правомерным отказ ФСС в принятии к зачету расходов, понесенных предпринимателем М.


на оплату листков нетрудоспособности в сумме 107 187,10 руб.
Трудовой договор Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕот 13 сентября 2013 г. по делу N А27-5359/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 годаПостановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2013 годаСедьмой арбитражный апелляционный суд в составе:председательствующего Ходыревой Л.Е.,судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.при участии в заседании: без участия (извещены)рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТОРО»на решение Арбитражного суда Кемеровской областиот 08 июля 2013 года по делу N А27-5359/2013 (судья Смычкова Ж.Г.)по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТОРО», г.
N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 г.
РФ (далее — АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.Как следует из материалов дела, ООО «ТОРО» обратилось в ГУ КРОФСС с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.По представленным страхователем документам ГУ КРОФСС 20.12.2012 г.
Не согласившись с решением суда, ООО «ТОРО» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:- действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность застрахованного лица выбирать один порядок расчета пособия по всем местам работы, судом неверно истолкованы нормы действующего законодательства.Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.ГУ КРОФСС в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст.

Добрый день!помогите пожалуйста,несколько лет назад подавала на алименты.Выплаты в удобное время для платильщика происходят,хочет платит хочет нет.На мой вопрос почему приставы ничего с ним сделать не могут,ответили нет таких полномочий бегать и насильно заставлять платить.Не платильщик может оплатить сколько ему удобно и потом несколько месяцев не платить,накопленный долг не выплачивается тоже.

Жалуемся на пристава

Продолжаем разбираться в вопросе принудительного исполнения судебных решений.

Довольно часто возникают ситуации, когда должник или взыскатель не согласны с действиями судебного пристава.

Предлагаю обсудить вопрос о том, куда можно пожаловаться, если пристав, по вашему мнению, нарушает закон. путем подачи жалобы в порядке подчиненности, то есть начальству, в подчинении которого находится провинившийся пристав (ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве »)

Порядок обжалования решений и иных актов органа контроля за уплатой страховых взносов

Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Частью 2 статьи 54 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Решение суда есть, а денег нет? Не беда! Вместо должника заплатит… государство

Здравствуйте коллеги!

Давно читаю закон.ру и вот все-таки решился и сам начать вести юридический блог.

В этом и последующих постах я попробую поднять несколько актуальных проблем, возникающих при исполнении судебных решений. Итак, судебные баталии позади, противник повержен, но вкус победы почему-то не так сладок, как хотелось бы.

Почему? Решение суда же вступило в законную силу, вроде бы нужно только направить исполнительный лист приставам и вуаля, денежки уже у вас на счету.

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Президент России подписал закон о введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ. Федеральный закон принят Государственной Думой 20 февраля и одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года.

Основные положения кодекса по плану вступят в действие с 15 сентября 2015 года, а положения, касающиеся электронного документооборота, — с 15 сентября 2019 года. Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, основные принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека.

Фонд Социального Страхования РАБОТАЕТ с ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, а это означает, что ВЫ САМИ (в случае, если у вашего работодателя не достаточно денежных средств на счету) можете обратиться с заявлением о назначении и выплате не выплаченных пособий.

Приложите следующие документы: *заверенная копия трудовой книжки (или оригинал+копия) или трудовой договор+копия; *паспорт и свид-ва о рожд.

Как призвать к ответственности главного бухгалтера

У любой компании есть риск пострадать от некомпетентности главного бухгалтера. Неуплаченные налоги, несданная отчетность и серьезные ошибки в учете обычно обнаруживаются не сразу. Их выявляют уже при выездных и камеральных налоговых проверках, оформлении кредита или участии в тендере.

Некоторые предусмотрительные руководители проверяют своих бухгалтеров, инициируя аудит или заказывая проверку бухгалтерии.

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права?

Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу? Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти.

Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Обжалование постановления ПФР и суд

Пенсионным фондом в отношении ИП вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Установлен срок для добровольной оплаты — до 13.03.12.18.04.2012 г.

Пенсионный фонд выносит постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, но в этом постановлении указывает на требование как основание с ошибочной датой (т.е. постановление вынесено на основании требования от 20.02.12, тогда как требование датируется 19.02.12.) 25.03.14.

В Арбитражный суд Ростовской области

344002 Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а.;

Истца: ИП С.А.,

Зарегистрированного по адресу:

Ответчик: ГУ «Ростовское региональное отделение фонда социального страхования РФ»

Адрес государственной регистрации:

344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 36/62

Исковое заявление

О признании решения незаконным.

14 июня 2011 г. Филиалом №20 Ростовского регионального отделения фонда социального страхования РФ было принято Решение № 111 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя для выплаты социального обеспечения.

Ознакомившись с вышеуказанным Решением, Истец считает, что указанное Решение принято с нарушением норм материального права, и является подлежащим отмене по следующим обстоятельствам:

Данное Решение было принято на основании Акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 20 мая 2011 г. № 111.

В вышеуказанном Акте, со ссылкой на ч.1 п.2 ст. 10 ГК РФ, указывается, что Истец не является добросовестным страхователем на том основании, что целью действий Истца по приему работника на работу является искусственное создание условий для получения возмещения в большем размере из средств фонда социального страхования, поскольку до ухода в декретный отпуск, Работник работал на работодателя 9 рабочих дней.

Данное утверждение не соответствует действительности, так как в соотв. с п.1 ст. 14 ФЗ «об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» № 255-ФЗ, Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

Таким образом, время работы Работника на Истца не могла повлиять на размер выплачиваемого ему пособия.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования - участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Со гласно пункту 1 статьи 9 в ышеуказанного Федерального закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 указанного Закона обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.

Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу подпунктов 7, 8 и 10 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Из пунктов 1 и 2 статьи 2 данного Федерального Закона следует, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Согласно части 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Трудовые отношения между Работодателем и Работником оформлены трудовым договором; факт наступления страхового случая и факт выплаты предпринимателем пособия застрахованному лицу Фондом социального страхования не оспаривается.

В силу части 1 статьи 65 , части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял .

По данному виду дел существует обширная судебная практика, в частности Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2010 г. по делу № А27-2026/2010, в котором, было признано незаконным решение Фонда социального страхования об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, на основании нарушения требования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, где по мнению Фонда социального страхования, в материалах дела имеется достаточно доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении предпринимателем своим правом, создание данным предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования исключает возможность финансирования затрат страхователя на пособия по беременности и родам.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 21 ТК РФ, ст. ст. 6 , 8, 10, 12 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), ст. 13 от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"

ПРОШУ:

Признать Решение Ростовского регионального отделения фонда социального страхования РФ №111 от 14.06.2011 г. незаконным и подлежащим отмене;

Обязать Ростовское региональное отделение фонда социального страхования РФ выделить Истцу средства на возмещение расходов страхователя для выплаты страхового обеспечения в размере 148 226 (сто сорок восемь тысяч двести двадцать шесть) рублей 73 копейки.

Приложения: 1. Квитанция об уплате госпошлины;

2. Заверенная копия доверенности на представителя №… от…;

3. Почтовая квитанция об отправке искового заявления и приложенных к нему документов ответчику;

4. Копия свидетельства о регистрации в качестве ИП серия… №…;

5. Копия свидетельства о присвоении ИНН серия… №…

6. Копия решения об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя для выплаты социального обеспечения № 111, от 14.06.2011 г.;

7. Копия Акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 20 мая 2011 г. № 111.

Истец

_____________

В Московский филиал центра медицинского права обратился коллектив летчиков и бортинженеров крупной авиакомпании. Всем им Фонд социального страхования отказал в выплатах по наступлению страховых случаев - развитию профессиональных заболеваний (нейросенсорной тугоухости), повлекших утрату профессиональной трудоспособности.

Изобретательность чиновников в этот раз была довольно оригинальна: воспользовавшись правом на проведение экспертиз страховых случаев, Фонд, по результатам экспертиз, признал страховые случаи - нестраховыми (!).

Но дело в том, что такого права у Фонда нет:

Согласно положениям ст. 7 Закона «Об основах обязательного социального страхования», сам факт профессионального заболевания является страховым случаем.
ФСС же имеет право, при наступлении страхового случая, назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, обращаться в суд с исками о защите своих прав. При этом Фонд не наделен полномочиями по установлению связи заболевания с профессией и правом на признание случая профессионального заболевания страховым или нестраховым.
Исходя из юридического смысла ст. 13 и 18 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», страховщик наделен лишь полномочиями направлять застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы для освидетельствования, переосвидетельствования (в т. ч. досрочного), участвовать в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации, а также на обжалование заключения учреждения медико-социальной экспертизы в суд.

Таким образом, исходя из действующих правовых норм, признать нестраховым случай профессионального заболевания, повлекшего утрату профессиональной трудоспособности, возможно лишь после отмены заключения учреждения профпатологии о связи заболевания с профессией и решения учреждения медико-социальной экспертизы об установлении гражданину степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания.

Фонд социального страхования вышеизложенного не учел.

С помощью Московского филиала Центра медицинского права абсолютно все иски были судом удовлетворены. Во всех случаях суд обязал ФСС РФ признать профзаболевания страховыми случаями и назначить всем истцам страховое обеспечение.
Определениями Московского городского суда все судебные решения вступили в законную силу.

Так, акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Данные положения сформулированы императивно и не предусматривают исключений.

Организация или индивидуальный предприниматель могут обжаловать акт (в том числе нормативный) органа, контролирующего уплату страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ в силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Кроме того, установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

В ст. 189 АПК РФ определен следующий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

— дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в разд. III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;

— заявления по делам подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в разд. III АПК РФ не установлено иное;

— обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Положения о порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, содержатся в гл. 23 ГПК РФ.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях определен гл. 30 КоАП РФ. В частности, установлено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

— вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

— вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении также можно обжаловать в силу ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ.

В ст. 30.2 КоАП РФ определен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

— жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу;

— жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать;

— если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определен гл. 25 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях» АПК РФ.

Порядок и сроки подачи жалобы

Жалоба на акт органа контроля, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган, контролирующий уплату страховых взносов, или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Не допускается подача жалобы на акт в орган контроля, который принял этот акт (с тем, чтобы данный орган передал эту жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов).

Жалоба в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

На основании ч. 3 ст. 55 Закона N 212-ФЗ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. При этом Закон N 212-ФЗ не определяет последствия отзыва жалобы для подавшего ее лица. Возможность повторной подачи жалобы в вышестоящий орган Законом N 212-ФЗ не установлена.

Следовательно, организация, подав жалобу в вышестоящий орган и впоследствии (до принятия решения по этой жалобе) отозвав ее, повторно подать жалобу на этот же акт не вправе. В подобной ситуации организация вправе обратиться в суд.

По рассматриваемому вопросу может существовать иная позиция, согласно которой допускается применение по аналогии абз. 2 — 3 п. 4 ст. 139 НК РФ, которыми установлено, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, при этом повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки для подачи первоначальной жалобы.

Однако правомерность применения указанных положений Налогового кодекса РФ по аналогии в рассматриваемой ситуации неочевидна. Отсутствие аналогичных положений в Законе N 212-ФЗ может свидетельствовать о намерении законодателя сократить документооборот в органах, контролирующих уплату страховых взносов.

Кроме того, подача жалобы в вышестоящий орган на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вступившее в законную силу, не приостанавливает его исполнение.

Рассмотрение жалобы вышестоящим органом

Жалоба подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу этого органа, и до принятия решения по ней лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее на основании письменного заявления.

Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней, для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;

— отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;

— изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Закон N 212-ФЗ не предоставляет право вышестоящему органу в рамках рассмотрения им жалобы плательщика страховых взносов, не вынося нового решения, направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган с поручением принять новое решение. В подобной ситуации вышестоящий орган должен выполнить одно из действий, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ.

Пункт 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ предусматривает право отменить указанный акт в полном объеме. Однако в случае необходимости отмены акта в какой-либо части вышестоящий орган может воспользоваться п. 4 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ и изменить решение нижестоящего органа путем отмены его в необходимой части.

Из анализа приведенных норм Закона N 212-ФЗ следует, что право изменять или отменять акт органа, контролирующего уплату страховых взносов, предоставлено вышестоящему органу (в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ) и суду (в порядке, предусмотренном АПК РФ и ГПК РФ в зависимости от подведомственности).

Орган контроля за уплатой страховых взносов не вправе самостоятельно изменить или отменить принятый им акт.