Основные направления налоговой политики на. Пути совершенствования налоговой политики. Поддержка субъектов инвестиционной деятельности

5 октября, прямиком к первому пленарному заседанию нового состава Госдумы 7го созыва, Минфин разместил у себя на сайте проект «Основные направления налоговой политики на 2017 г. и плановый 2018-2018 гг.» (далее по тексту «Основные направления…»), приписав для пояснения «(направленный в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ)».

Я ознакомился с этим документом и представляю вам основные выжимки из него, касающиеся главных предполагаемых параметров будущего налогообложения на предстоящие 3 года. Общий же анализ «Основных направлений…» я проведу завтра.

Перечень конкретных предложений для реализации налоговой политики на 2017 и на плановый период 2018-2019 гг.

  • Планируется введение для физлиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг другим физлицами (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющимися ИП возможности уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением от НДФЛ до конца 2018 г.
    Комментарий : странно, но мне казалось, что выведение из тени самозанятых граждан предполагается в более широком масштабе, чем по отношению только к тем физлицам, которые «оказывают услуги другим физлицам».
  • ИП на ЕНВД и ПСН получат право на налоговый вычет до 18 тыс. руб. в связи с приобретением онлайн-ККТ.
    Комментарий : Причем налоговый вычет будет предоставляться, как я понял, на сумму налогового оклада, т.е. затраты на ККТ пойдут на уменьшение суммы налога, причитающейся уплате в бюджет. Эта та налоговая льгота, которой уже очень давно не наблюдалось в нашей налоговой системе.
  • Коэффициент-дефлятор по ЕНВД будут устанавливать на три года вперед. Это предлагается регулярно делать на законодательной основе.
  • Предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей имеющих налоговую природу, с последующим размещением этих платежей в Налоговом кодексе РФ.
    Комментарий : Интересно получается, значит Минфин признает, что в настоящее время у нас существуют хитрые квази-платежи, которые вроде «неналоги», а на самом деле налоги. И, кроме того, по планам Правительства РФ, озвученным еще 1 марта 2016 г. («антикризисный план Правительства»), уже в декабре проект закона о «неналоговых платежах» должен быть представлен в Госдуму. Так зачем об этом писать в октябре, т.е. за 2 месяца до реализации намеченного?
  • По налогу на прибыль изменяться правила переноса убытков на будущее: положение «перенос убытков на 10 лет» будет отменено, а установлена будет норма о 30% переносе убытков и только на один год.
  • Отчисления налога на прибыль в федеральный бюджет увеличат на 1 процентный пункт, т.е. в от 20% общей ставки налога на прибыль, в федеральный бюджет будет перечисляться 3% (сейчас 2%), а в региональные бюджеты – 17% (сейчас – 18%).
  • Предложено ввести дополнительные налоговые льготы по налогу на прибыль для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры;
  • В 2017 г. власти намерены проанализировать эффективность налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и в перспективе ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН на сумму убытка, полученного убыточными участниками группы, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников.
  • По НДФЛ в «Основных направлениях…» единственное предложение, которое в нынешних условиях является очевидным – предлагается признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 кв. 2017 г. единовременной выплаты.
  • НДС при покупке товаров в зарубежных интернет-магазинах предлагается взимать после того, как проанализируют опыт налогообложения иностранных поставщиков контента.
  • Предлагается ввести механизм возврата иностранцам НДС, уплаченный ими в период временного пребывания в России.
  • В счетах-фактурах появятся новые показатели в связи с подготовкой соглашения о прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом.
  • Вдвое планируется увеличить акцизы на вина (за некоторыми исключениями);
  • Планируется введение самостоятельного акциза на электронные сигареты; ежегодно на 10% будут индексировать акцизы на табачную продукцию.
  • На 30% планируется увеличить акциз на табачную продукцию, которую розница скупает в запас к концу года (зная о грядущем повышении акцизов).
  • На автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 г. по 2019 г. планируется сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 г. - то есть, отменят отраженное в нынешней редакции ст. 193 НК понижение в 2017 г. ставок данных акцизов.
  • Акцизы на автомобильный бензин класса 5, на дизтопливо и на средние дистилляты в 2017 г. планируется повысить; на последующие годы также предусматривается их повышение.
  • Планируется проработать вопрос о возложении обязанности по уплате налога на имущество физлиц в отношении недостроев на собственников земельных участков, на которых расположены такие недострои.
  • Пени по налогам увеличат с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования ЦБР.

Выше я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а далее хотелось бы высказаться по существу.

Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с его появлением в начале октября, наводят на некоторые размышления. И хотя перед нами пока только проект , попытаться проанализировать ситуацию все-таки сто ит.

1) Налоговая политика в нашей стране это нечто особое, это то нечто , которое не особо связано с формализованными положениями того или иного документа, даже если этот «документ» прописан, как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п. 2 ст. 172 БК РФ).
К сожалению, но это так. Вот не было у нас документа о направлениях налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда пересекаются, а иногда и нет. И даже объяснения типа того, что в этом году были выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать» новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.
Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных направлений..». Например в 2015 г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и 2017-2018 гг. (появились на сайте Минфина 27.07.2015) почти ничего не говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым органам. А в январе, без всяких лишних разговоров и без оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные направления».

2) Ознакомление с «долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100% положений уже были так или иначе озвучены должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то по-другому уже просачивалось в прессу.
Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения, то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный, т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения.
Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо и не плохо.
Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных решений имеет такое же негативное значение, как и принятие ошибочных решений.
С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного лучше.
Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что негативно скажется не только на, и без того хромающей, бюджетной системе, но и способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008 и 2014-2015 гг. бизнесов.
Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже.
Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не содержат новшеств.. Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только приветствовать.
Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по стране в целом. Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит. Не может часть развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес преображения экономически страны тоже не сто ит.

3) Как следует из «Основных положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют. Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.
Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ, озвученный им в начале декабря 2014 г. – «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым. Учитывая, что конституционное большинство в Госдуме сейчас за пропрезидентской партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г. делать не будет, и мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.

4) Сравнивая содержание «Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.) можно отметить, что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли (во всяком случае, в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3 года. Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии.

Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и Госдума предложат в проект «Основных направлений…», т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будут иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.

Документ написан легко к прочтению, законом или подзаконным актом не является, его основная роль – служить отправным вектором изменений в области налогообложения. Основной вопрос, возникающий при прочтении: все ли написанное будет внедрено и станет новыми правилами нашей жизни. Когда и каких налоговых изменений следует ждать.

Первая часть- выводы о налоговой нагрузке и условиях ведения предпринимательской деятельности в РФ и зарубежных странах. По мнению Минфина, Россия не является лидером по налоговой нагрузке: у нас в стране она составляет 31,89% от ВВП, в то время, как средняя по ОЭСР – 34,44%, США – 26%, Германия – 36,13%.

Вторая часть – основные планы в области налоговой политики в 2017-2019 годах по налогоплательщикам, видам налогов и неналоговых платежей (стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса, совершенствование системы налогообложения добычи нефти, налог на прибыль, акцизы, трансфертное ценообразование, государственная пошлина и др.).

В дальнейшем ждем, к примеру:

  • установления налогов по не введенным в эксплуатацию зданиям и сооружениям, поставленным на кадастровый учет,
  • увеличения налоговой ответственности для юридических лиц,
  • возможности 50% «скидки» на быструю уплату (как по штрафам ГИБДД) недоимки и пеней физических лиц.

Роль и значение документа

В идеале по направлениям налоговой политики должно двигаться государство: принимать соответствующие законы. К озвученным в документе изменениям должен быть готов бизнес и граждане при планировании своей работы и жизни.
Но идеальная модель и реальность могут существенно различаться. Особенно если смотреть не со стороны понимания бизнес-процессов принимающими решения лицами, а со стороны реальных предпринимателей и простых граждан.

Наглядно иллюстрирует разницу между тем, как видят мир через грань налогов чиновники и государственные деятели, видео полемики на гайдаровском форуме. Смотрите ниже.

Разнообразные мнения о роли и значимости опубликованных основных направлений налоговой политики, скептическое отношение к заявлениям Минфина обусловлены особенностями нашего государства.

Причины :

  • деятельность законодательных органов власти в режиме «бешенного принтера» (с такой скоростью, как в РФ, законы не принимаются и не изменяются в демократических странах);
  • моносостав партии власти в законодательных органах власти РФ, субъектов и органах местного самоуправления, естественное почти единогласное одобрение законопроектов правящего блока, президента и правительства;
  • традиционный процесс обхода процедуры оценки регулирующего воздействия создаваемого нормативного документа и его публичного обсуждения. Сокращается время принятия, общественность и бизнес не имеют возможности ознакомиться с документом, отразить свою точку зрения о нем и быть готовым к его работе;
  • малый и средний бизнес существует в режиме избирательно исполняемых законов, увеличения штрафов, новых составов ответственности за нарушения. Нет условий для соблюдения всех установленных обязанностей и возможности рентабельной работы;
  • невысокий уровень доверия официально публикуемой статистике: использованным в качестве обоснования выводов расчеты налоговой нагрузки, реальных доходов бизнеса и населения.

С учетом этого, основные направления налоговой политики не являются документом 100% достоверности будущего и улучшения налогового климата. Однако просмотреть и узнать, что планирует и как видит государство налоги в будущем, полезно.

В данный момент значимость позиции Минфина и реальность внедрения основных направлений налоговой политики 2017-2019 года подтверждается тем, что часть запланированных изменений налогообложения уже закреплена законодательно и действует на территории РФ.

Что касается мер, озвученных в основных направлениях налоговой политики под лозунгом стимулирования экономики, бизнеса – оценка возможна только в будущем, при применении норм. В отношении уже вступившей в действие в налоговом законодательстве теме вывода из тени новой налоговой категории самозанятых граждан на данный момент эти меры совсем не эффективны.

Видео

8 декабря 2016 г. в «Парламентской газете» был опубликован Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом вносится комплекс изменений в налоговое законодательство, направленных на реализацию основных направлений налоговой политики на 2017 год (и плановый период 2018-2019 гг.). Изменения коснулись положений действующего законодательства в части обязанностей налогоплательщиков, налоговой ответственности, налогового контроля, а также отдельных видов налогов и специальных налоговых режимов.

Большинство положений федерального закона вступает в силу с 1.01.2017 года.

Основные изменения, внесенные в часть первую Налогового кодекса РФ

    Согласно принятому закону, обязанности налогоплательщиков по уплате налога могут исполняться третьими лицами. При этом третьи лица не смогут требовать возврата такого налога из бюджета от имени налогоплательщика. Ранее, в 2004 году позиция о невозможности исполнения указанных обязанностей третьими лицами была сформирована Конституционным судом в силу прямого указания в Налоговом кодексе на обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов.

    До принятия закона непогашенная задолженность налогоплательщика при ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ могла быть признана безнадежной. Теперь ликвидация в рамках иностранного законодательства также может приводить к признанию задолженности безнадежной для целей наступления налоговых последствий в РФ.

    Закон устанавливает форму договора поручительства в налоговых целях, а также специальный порядок взыскания задолженности поручителя: обязанность поручителя оплатить налог за налогоплательщика наступает в течение 5 дней с момента неисполнения налогоплательщиком первоначального требования. При этом для контроля исполнения поручителем своих обязанностей налоговый орган вправе принимать меры по взысканию задолженности за счет денежных средств и иного имущества поручителя в том же порядке, который предусмотрен для налогоплательщика.

    Законом предусмотрен новый порядок начисления пени для юридических лиц. Если ранее ставка пени для всех налогоплательщиков была зафиксирована в размере 1/300 от ключевой ставки, то, согласно предложенному порядку, ставка пени для юридических лиц будет дифференцироваться следующим образом:

    • 1/300 - за каждый день просрочки в течение первых 30 календарных дней с момента просрочки,

      1/150 - за каждый день просрочки, начиная с 31 дня с момента просрочки.
      Таким образом, для организаций, допустивших просрочку уплаты налога сроком свыше 30 календарных дней, предусмотрено двукратное повышение пени. Для физических лиц (в том числе ИП) процентная ставка пени не изменилась.

    Из перечня сделок между взаимозависимыми лицами, признаваемых контролируемыми, законом исключены следующие сделки:

    • По предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями и не являются банками,

      По предоставлению беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами.

Основные изменения, внесенные в часть вторую Налогового кодекса РФ

Налог на добавленную стоимость и акцизы

    С 2017 года устанавливается нулевая ставка НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа ж/д транспортом общего пользования в дальнем сообщении (кроме трансграничных перевозок).

    От НДС освобождаются операции по выдаче поручительств (гарантий) между российскими организациями (за исключением банков).

    Специальное освобождение от НДС предусмотрено также для иностранных организаторов чемпионата мира FIA «Формулы-1».

    Законом вводится дополнительный инструмент обеспечения заявительного порядка возмещения НДС и освобождения от уплаты акцизов в форме поручительства взаимозависимого лица. При этом закон вводит специальные требования к поручителю:

    • Поручителем может быть только российская организация,
      ‒ Совокупная сумма НДС, уплаченного поручителем за 3 предшествующие года, должна составлять не менее 7 млрд. руб.,

      Сумма обязательств поручителя по всем имеющимся у него договорам поручительства (включая рассматриваемый) не должна превышать 20% от стоимости чистых активов поручителя на конец предыдущего года.

    В перечень подакцизных товаров включены следующие товары:

    • Электронные системы доставки никотина,

      Жидкости для электронных систем доставки никотина,

      Табак, предназначенный для употребления путем нагревания.

    Законом вводится индексация ставок акцизов на отдельные виды подакцизных товаров в 2017 году, а также устанавливаются повышенные ставки акцизов на 2018 и 2019 гг. В частности, почти в два раза увеличиваются ставки акцизов на спиртосодержащую алкогольную продукцию. Менее значительная индексация предусмотрена для топлива и автомобилей. Отдельные ставки акцизов на табачную продукцию в 2017 году будут увеличены на 10%, а ставки акцизов на 2018 и 2019 гг. будут проиндексированы еще на 10% в сравнении с предыдущим годом.

Налог на прибыль

    Законом предусмотрено перераспределение в пользу федерального бюджета налога на прибыль: в федеральный бюджет будет зачисляться 3% (вместо действующих на данный момент 2%), в региональный - 17% (вместо действующих 18%).

    Одним из наиболее обсуждаемых изменений налогового законодательства стала отмена 10-летнего срока для переноса убытков на будущие периоды. Интересно отметить, что текст законопроекта, который был представлен к первому чтению, усиливал ограничение на перенос убытков и предусматривал сокращение срока переноса с 10 до 2 лет. К третьему чтению срок переноса убытков был полностью отменен. Таким образом, согласно принятому закону допускается возможность переноса убытков на будущие периоды до полного исчерпания накопленных убытков. Однако на следующие три года (с 2017 по 2020 гг.) законодатель вводит временное ограничение по объему переносимых убытков: налоговая база в указанные периоды не может быть уменьшена на сумму перенесенных убытков более чем на 50%. Данное ограничение будет также распространяться на убытки по операциям с необращающимися ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. В отношении консолидированный групп налогоплательщиков (КГН) сумма убытков участников группы учитывается в размере, не превышающем 50% консолидированной налоговой базы текущего отчетного периода. Если же все участники КГН по итогам отчетного периода получили убытки, то налоговая база КГН признается равной нулю.

    Законом расширен перечень необлагаемых доходов, предусмотренный статьей 251 Кодекса: не будут включаться в налоговую базу следующие доходы:

    • доходы, полученные акционерным обществом, на 100% принадлежащим РФ, от реализации акций иных организаций при условии перечисления таких доходов в федеральный бюджет в полном объеме (корреспондирующая норма внесена в перечень расходов, не учитываемых при налогообложении),

      доходы в виде услуг по выдаче поручительства налогоплательщиками, которые не являются банками.

Налог на имущество организаций и налог на добычу полезных ископаемых

    Основные изменения в отношении налога на имущество организаций касаются порядка применения налоговых льгот. Законом вводится новая статья, согласно которой с 1 января 2018 года льготы по уплате налога на имущество (в отношении любого движимого имущества, а также имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря), будут применяться только в случае введения соответствующих льгот законами субъектов РФ.

    Закон предусматривает изменение коэффициентов для расчета НДПИ отдельных ресурсов, а также изменение формулы расчета НДПИ на нефть, которая увеличит ставку НДПИ при добыче нефти на 306 рублей за тонну в 2017 году и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018 - 2019 годах, соответственно.

УСН, Патентная система налогообложения

    Законом увеличиваются значения следующих лимитов УСН:

    • Сумма доходов за 9 месяцев для перехода организации на УСН повышена до 112,5 млн. рублей (ранее этот порог уже повышался с 45 до 90 млн. рублей);

      Утрата права на УСН происходит в случае превышения доходов за квартал, полугодие, 9 месяцев, год пороговой суммы в 150 млн. рублей (ранее порог повышался с 60 млн. до 120 млн. рублей).

      Порог по остаточной стоимости основных средств сохраняется на уровне 150 млн. рублей.

    Наиболее значимым изменением в отношении патентной системы является отмена положения Кодекса о том, что несвоевременная уплата патента является основанием для потери права на применение патентной системы.

Помимо описанных выше основных положений, принятый закон регулирует учет «самозанятых» лиц, упрощает документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также уточняет понятия, используемые в налоговых правоотношениях.

Министерство финансов России разработало проект основных мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2017 - 2019 годах. В документе содержатся планы чиновников по оптимизации налоговой нагрузки на бизнес и граждан, которые позволят увеличить доходы бюджета. В частности, Минфин предлагает повысить акцизы и пени по налоговым недоимкам, ввести НДС на иностранные покупки и ограничить льготы для малого бизнеса. Большинство из предложений Минфина уже поступило на рассмотрение Госдумы в виде правительственного законопроекта.

Минфин России разработал проект Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и направил этот документ в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Документ ставит цели на плановый трехлетний период по оптимизации сбора налогов и увеличения поступлений в бюджет. Такое увеличение должно происходить, несмотря на действующий мораторий на повышение налоговой нагрузки на бизнес и курс Правительства на поддержку малого и среднего бизнеса. По мнению Минфина, в таких условиях повысить доходы можно за счет граждан, нефтедобывающих компаний и иностранного ритейла.

На уровне правительства многие идеи Минфина уже получили поддержку и были оформлены в виде законопроекта о поправках в Налоговый кодекс, который уже поступил на рассмотрение Госдумы.

Оптимальная налоговая нагрузка

Чиновники провели анализ уровня налоговой нагрузки на российских граждан, предпринимателей и юридических лиц и обнаужили, что за последние 4 года этот показатель практически не изменялся и находился на уровне 31% - 32% ВВП. В 2015 году налоговые доходы и платежи бюджета РФ составили всего 30,17% от ВВП.

По данным Минфина, основанным на информации Росстата, анализ нагрузки по отдельным видам налогов показал, что большую часть несут на себе нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины. Фискальная нагрузка на бизнес составила 26,2% ВВП. Самыми активными плательщиками налогов оказались:

  • обрабатывающие производства;
  • производство и распределение энергии, газа и воды;
  • строительные организации;
  • финансовые организации;
  • иранспортные организации;
  • торговые предприятия;
  • организации ЖКХ;
  • образовательные организации и учреждения;
  • туристический бизнес.

В целом, Минфин остался доволен результатами, но видит перспективы для развития и оптимизации налоговой системы, а значит и доходов бюджета. Чиновники раскрыли в документе свои планы в этом направлении.

Малый бизнес

Для реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию и комплекса антикризисных мер Правительства РФ Минфин предлагает провести ряд мер, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. Среди них - освобождение от НДФЛ доходов от деятельности физических лиц, которые сейчас не являются индивидуальными предпринимателями, но захотят свою деятельность, на срок до 31 декабря 2018 года. В число услуг, оказываемых такими физическими лицами, чиновники предлагают включить уборку, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми, а также некторые другие виды деятельности.

ИП, которые применяют ЕНВД и вынуждены будут приобрести контрольно-кассовую технику нового образца, обеспечивающую передачу фискальных документов в налоговые органы должны на соответствующее уменьшение налога на сумму понесенных на это затрат.

Максимальный размер такого вычета чиновники определили в 18 тысяч рублей, указав, что создадут механизм для снижения стоимости приобретаемой налогоплательщиками ККТ путем предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета отечественным изготовителям данной техники.

Коэффициент-дефлятор, который используется в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, должен сразу на 3 года, для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу. В частности, будет предложено при принятии актов законодательства о налогах и сборах в рамках бюджетного процесса на очередной финансовый год и плановый период зафиксировать значения указанного коэффициента на трехлетний период, указав значение на каждый год, исходя из уровня прогнозируемой инфляции.Однако на деле то будет означать рост ЕНВД, который был заморожен в 2015 году.

Налогообложение нефтедобычи

Минфин предлагает стимулировать разработки новых месторождений и рациональное недропользование путем новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Это значит, что произойдет снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), а вместо них будет введено налогообложение дополнительного дохода от добычи углеводородов. От этих мер чиновники ожидают повышение гибкости налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.
Налоговая ставка нового налога будет установлена в размере 50%, при этом уплаченный НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций. Налоговая база НДД будет определяться, как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений.

Кроме того, чиновники намерены освободить от налогообложения купонный доход по облигациям. По мнению чиновников, это должно нивелировать риски потери сбережений граждан в случае инвестирования в облигации, которые существенно выше, чем риски при размещении сбережений во вклады в банках, по которым на законодательном уровне предусмотрена система страхования вкладов. За счет этих мер должна вырасти популярность инвестиций физических лиц в нефтедобывающую отрасль экономики.

Налог на прибыль и консолидированные группы налогоплательщиков

Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ Минфин предлагает существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ. Для федерального бюджета будет установлена ставка налога на прибыль в размере 3%, а для субъектов РФ - 17%. Дополнительные доходы федерального бюджета, полученные таким способом, будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов. Таким образом, чиновники хотят заставить богатые регионы обеспечивать бедные.

Кроме того, будет ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах. Его размер составит не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков, который сейчас составляет 10 лет, Минфин предлагает отменить.

Для повышения эффективности регулирования консолидированных групп налоголательщиков (КГН), Минфин предлагает продолжить в 2017 году проведение мониторинга результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от действия КГН на устойчивость региональных бюджетов. Чиновники хотят изменить подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН и ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками группы, на сумму убытка, полученного убыточными участниками, размером, не превышающим 30 % от прибыли прибыльных участников КГН.

Налогообложение доходов и имущества физических лиц

В качестве одной из мер социальной поддержки граждан Минфин предложил признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 квартале 2017 года единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, являющейся по своей природе социальной доплатой к пенсии. На этом добрая воля чиновников закончилась, и в качестве доолнительного источника бюджетных средств финансисты обозначили недостроенные объекты капитального строительства, принадлежащие гражданам. Минфин законопроект об обязанности платить налог на имущество физических лиц в отношении объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, но права на которые еще не зарегистрированы в установленном порядке. Уплачивать такой налог хотят обязать собственников земельных участков, на которых расположены недостроенные объекты.

НДС, акцизы и пени

Для усовершенствования порядка налогообложения НДС Минфин предлагает реализовать механизм возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в РФ. Хотя так называемый "tax free" сам по себе не принесет в бюджет дополнительных доходов, чиновники рассчитывают, что эта мера позволит увеличить объем продаж иностранным туристам, а значит и собираемость налогов с торгующих организаций.

Также чиновники рассчитывают внести в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание НДС в России с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками в сети интернет. Начиная с 2017 - 2019 годов, Минфин хочет обязать такие иностранные интернет-магазины, работающие с российскими покупателями, регистрировать в РФ юридические лица и оплачивать НДС. Покупателям тех магазинов, которые откажутся это сделать, придется оплачивать НДС самостоятельно, при получении посылок. Минфин пока еще не разработал механизм, как это будет выглядеть на практике, но работает над этим вопросом.

В период 2017 - 2019 годов чиновники намерены также значительно повысить ставки акцизов, включая увеличение в 2 раза ставок акциза в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин и пр.). В перечень подакцизных товаров должны быть включены "электронные сигареты" (системы доставки никотина одноразового использования), а ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, будут увеличены на 10%. При этом акцизные ставки на период 2018 и 2019 годов будут проиндексированы на 10% ежегодно по отношению к размеру акциза предыдущего года. Что касается акцизов на топливо, то ставки на автомобильный бензин класса 5 в 2017 году будут установлены в размере 10 130 рублей за 1 тонну, в 2018 году - 10 637 рублей за 1 тонну, и в 2019 году - 11 062 рубля за 1 тонну.

Еще один источник доходов бюджета в условиях моратория на повышение налогов чиновники увидели в за налоговую недоимку. Они отметили, что пеня по своей правовой природе носит компенсационный характер и подлежит уплате в случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, поэтому повышение ее размера не только позволит повысить уровень поступлений в бюджет, но и окажет значительное влияние на снижение задолженности по уплате указанных платежей. Минфин предложил увеличить размер пени с одной трехсотой до одной стовосьмидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Кроме того, чиновники предложили оптимизировать действующие налоговые льготы и ввести ряд других поправок в налоговое законодательство. Некоторые свои инициативы Минфин уже оформил, а иные еще планирует облечь в рамки законопроектов и лоббировать их в кабмине и парламенте. Ожидается, что большинство из предложенных им мер будут рассмотрены Госдумой уже в ближайшее время. В частности, вопросы повышения акцизов на вино, бензин и табак, а также введения нового порядка налогообложения НДПИ, именно эти предложения вошли в законопроект Правительства.

Петербургский правовой портал обязательно расскажет обо всех принятых решениях в своих материалах.

Заглянем в ближайшее налоговое будущее

Большинство поправок в налоговом законодательстве имеют свою предысторию – о том, что они готовятся, можно узнать задолго до разработки, утверждения и вступления в силу соответствующих нормативных актов. В первую очередь стоит обратить внимание на налоговую политику государства на ближайшую перспективу. Последний из этой серии документ – Основные направления налоговой политики РФ на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов. Предлагаем читателю вместе ознакомиться с проектом документа, размещенным на сайте финансового ведомства.

О налоговой нагрузке в Российской Федерации

Это один из важных макроэкономических показателей, характеризующий налоговую политику государства. Финансовое ведомство постоянно проводит мониторинг уровня налоговой нагрузки. Результаты его анализа показывают, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в доле ВВП на протяжении последних четыре лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 31 – 32% ВВП).

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяются нефтегазовые доходы – НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в России по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы от этих источников. Средний уровень прочих сборов, таких как государственные пошлины, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1% ВВП.

К сведению

В целях снижения административной нагрузки на бизнес будет проведен анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением основ правового регулирования таких платежей в НК РФ.

Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) предложено оценивать уровень фискальной нагрузки как соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом налога на доходы физических лиц) в консолидированный бюджет, взносов во внебюджетные фонды РФ и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов в разрезе видов экономической деятельности. Особенностью данного подхода в том, что оценивается доля налоговых платежей в доходах организаций по видам экономической деятельности. Тем самым выявляется, на какие отрасли больше и на какие меньше остальных приходится уплаченных в бюджетную систему РФ налогов.

Нетрудно догадаться, кто лидирует в пополнении бюджета: с большим отрывом добыча полезных ископаемых, далее идут обрабатывающие производства, поставка энергоресурсов (энергии, газа, воды). Также не последний вклад в бюджет делают транспорт и связь, финансовая деятельность, образование. Согласно расчетам, подготовленным в соответствии с методикой РСПП, налоговая нагрузка в 2014 году выросла в целом по экономике по сравнению с уровнем 2008 – 2009 годов. Несмотря на это, в разрезе видов экономической деятельности движение было разнонаправленным. Так, налоговая нагрузка снизилась в рыболовстве и рыбоводстве, обрабатывающих производствах, гостиницах и ресторанах, финансовой деятельности, здравоохранении и сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг.

У предложенной РСПП методики есть один недостаток. Полученные при ее применении результаты не позволяют сопоставить их с показателями других стран и международных организаций, к примеру, со странами ОЭСР, ЕАЭС.

Фискальное стимулирование добычи нефти

Казалось бы, о каком стимулировании может идти речь в условиях низких цен на нефть и нефтепродукты? Превышение предложения над спросом тормозит развитие добычи углеводородов. Однако финансовое ведомство с оптимизмом смотрит в будущее. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования оно предлагает предусмотреть введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается бóльшая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов на разработку месторождений; налоговую ставку установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления этого налога. Не исключена и минимизация налогообложения в части завышения вычитаемых из налоговой базы затрат.

Чтобы не произошло минимизации налогообложения, вычитаемые расходы для зрелых месторождений будут ограничены определенной величиной (около 10 тыс. руб. на тонну добытого углеводородного сырья), индексируемой с учетом инфляции. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке его применения.

Изменения в налогообложении природных ресурсов

Прежде всего, требуется уточнение понятийного аппарата Налогового кодекса в части определения термина «участок недр». Его следует определить как блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы. Напоминаем, объектом обложения НДПИ являются полезные ископаемые, добытые на участке недр. Поэтому уточнение данного понятия поможет налогоплательщику определиться с объектом налогообложения.

В целях сокращения дефицита бюджета предлагается увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 – 2019 годов посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти – дополнения формулы ее расчета новым слагаемым. Но такое увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в долгосрочной перспективе формирует вероятность резкого снижения темпов добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи (Западная Сибирь, Республика Коми). Значительный объем запасов нефти в местах с развитой инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот.

В связи с этим разрабатывается альтернативный механизм обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета, не предполагающий увеличения фискальной нагрузки на добычу нефти. В частности, речь идет о возможности изменения системы налогообложения добычи и переработки нефти, а также экспорта нефти и нефтепродуктов после завершения налогового маневра в 2017 году. Среди вариантов дальнейшей реформы рассматривается поэтапная отмена экспортных пошлин на нефтепродукты с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Цель – уход от использования таможенных пошлин для не свойственных им функций по изъятию нефтяной «ренты» и субсидирования нефтеперерабатывающей промышленности.

Вместо таможенной субсидии в сфере нефтепереработки предполагается введение компенсационного механизма «отрицательных» акцизов на нефть, который должен обеспечить надежность поставок качественных товарных нефтепродуктов на внутренний рынок и повышение эффективности переработки нефти. При этом источниками дополнительных доходов федерального бюджета станут увеличившиеся поступления от НДПИ на нефть, а также отказ от предоставления нефтяной таможенной субсидии в рамках ЕАЭС.

Не забыты авторами налоговой политики монополисты. Для них предлагается внести изменения в формулу расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении ставки НДПИ при добыче горючего природного газа и газового конденсата. Изменения направлены на увеличение ставки НДПИ при добыче природного газа исключительно для компаний, являющихся собственниками объектов единой системы газоснабжения и аффилированными с ними организациями.

К сведению

Независимо от законодательных инициатив продолжится мониторинг применения действующего механизма налогообложения добычи нефти, газового конденсата и горючего природного газа, в том числе на новых морских месторождениях, и анализ целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых.

Тенденции в акцизном налогообложении

Акцизы, как и НДПИ, являются одним из основных источников наполнения бюджета. Причем речь идет не только о федеральном, но и о региональных бюджетах. В целях обеспечения их сбалансированности предусматривается увеличение в два раза ставок акциза: с 9 до 18 руб. в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин, винных напитков) и с 5 до 10 руб. в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (за исключением игристых вин (шампанских)).

В целях выравнивания условий налогообложения различных видов продукции табачной индустрии предлагается включить в перечень подакцизных товаров электронные системы доставки никотина одноразового использования (со ставкой акциза 40 руб. за 1 шт.) и никотиносодержащую жидкость, используемую в многоразовых электронных системах доставки никотина (со ставкой акциза 10 руб. за 1 мл). Также будет признаваться подакцизным товаром табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, установив ставку акциза 4 800 руб. за 1 кг. Аналогичную ставку акциза установят на табак трубочный, курительный, жевательный, нюхательный, кальянный. Проще говоря, новые виды табачных изделий охватят акцизным обложением.

Обратите внимание

В целях сокращения дефицита бюджета специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10%, а ставки акцизов на 2018 – 2019 годы проиндексировать на 10% к предыдущему году.

А еще авторы налоговой политики хотят «прикрыть» один из способов налоговой минимизации. Сложилась следующая многолетняя практика: налогоплательщики, зная о предстоящем с очередного года повышении ставок акциза, формируют в конце года значительные запасы готовой подакцизной продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года. Такое манипулирование запасами готовой продукции, которое в силу низкой стоимости хранения на единицу продукции возможно именно в табачной отрасли, приводит к снижению доходов бюджетной системы. Противодействием таким манипуляциям станет введение повышающего коэффициента при расчете акциза в отношении сигарет и папирос, объем реализации которых превышает их среднемесячный объем продаж.

Остается добавить, что в целях финансового обеспечения дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры будут проиндексированы акцизы на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо). Причем рост ставок акцизов на моторное топливо в 2018 – 2019 годах не должен превысить прогнозируемые уровни инфляции в эти годы. Как будет на самом деле, покажет время.

Косвенное налогообложение не останется без внимания

Хотя объектом НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, авторы налоговой политики уделяют внимание косвенному налогообложению, выходящему за рамки национальной юрисдикции. Так с учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.

В целях создания стимулов для роста товарооборота российских розничных сетей, реализующих потребительские товары, будет внедряться механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в России. Не обойтись в этом случае без эффективного механизма прослеживаемости соответствующих товаров, которым будут присваиваться уникальные классификационные признаки (номер декларации на товары, порядковый номер товара в декларации на товары, наименование товара и его классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, количество единиц товара и пр.). Не исключено, что придется дополнить соответствующими показателями состав показателей счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС.

Не менее важна проработка вопроса о возможности принятия законодательных мер, направленных на упрощение администрирования начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа. Для сравнения: в отдельных зарубежным странах объектом косвенного налогообложения является исключительно реализация товаров (работ, услуг) и авансовые платежи партнеров на расчет налога не влияют. Будет ли когда-нибудь подобный порядок в России? В текущих условиях – вряд ли.

В прибыльном налогообложении тоже будут поправки

Авторы налоговой политики предлагают ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Ограничение срока переноса убытков десятью годами в таком случае будет отменено. Это приведет к тому, что организация будет копить убытки, не имея возможности полностью за счет них снизить налоговые обязательства.

К сведению

В целях повышения эффективности регулирования консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) в 2017 году будет продолжен мониторинг результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта действия КГН на устойчивость региональных бюджетов.

Возможно, изменится существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, если законодатели установят для налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, ставку 3%, в бюджеты субъектов РФ – 17%. Полученные таким образом дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов.

Кроме этого, в целях развития экономического потенциала Дальневосточного региона, что согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 является важнейшим национальным приоритетом, предлагается предоставить налогоплательщикам, создающим в регионе объекты внешней инфраструктуры, льготы по налогу на прибыль. Льготы предлагается предоставить (на основании закона субъекта РФ) в виде налогового вычета (снижения налоговой ставки) из сумм исчисленных налогов в размере, не превышающем суммы инвестиций на создание этих объектов. Основные параметры налогового вычета (пониженной налоговой ставки) будут устанавливать региональные законодатели, вводящие на своей территории такую преференцию по «прибыльному» налогообложению.

Несколько слов и о местных бюджетах

В условиях непростой экономической ситуации чиновникам на местах становится сложнее исполнять свои обязательства перед гражданами. Поэтому их федеральные коллеги планируют поэтапную отмену действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.

Действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам будут распределены на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами РФ на своей территории: обязательные к предоставлению на всей территории РФ в течение пяти лет, трех лет и одного года. По истечении периода действия обязательного применения льготы региональные власти получат право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории соответствующей налоговой льготы или об отказе от нее.

В частности, в отношении льготы по налогу на имущество организаций в части имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море, предлагается установить срок ее применения один год (2017) с последующей передачей полномочий по ее установлению на региональный уровень. Также с 2018 года предлагается отказаться от льготы по налогу на имущество в части движимого имущества, установленной на федеральном уровне.

На заметку

В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых осуществлена кадастровая оценка, но права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых объекты расположены.

А еще авторы налоговой политики планируют использовать правило «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, установленных по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций. Предполагается применять эти льготы (по аналогии с пониженными ставками налога на прибыль организаций в связи с осуществлением инвестиционных проектов) лишь в случае принятия соответствующего решения региональными властями (второй «ключ»). Иначе предусмотренная федеральным законодателем преференция так и останется не более чем теорией.

Рассмотрены наиболее интересные для промышленных предприятий новеллы проекта налоговой политики государства на ближайшие три года. Нужно понимать, что основополагающие цели при разработке основных направлений налоговой политики – обеспечение стабильного развития российской экономики, предотвращение ухудшения финансового положения граждан России. Общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017 – 2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы (включая взносы на обязательное государственное социальное страхование), могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы.

Не всем инициативам финансового ведомства суждено сбыться, но отдельные предложения рано или поздно будут претворены в жизнь, и читателям следует быть к этому готовыми. В свою очередь, редакция журнала постарается осветить грядущие перемены налогового законодательства, небезынтересные работникам промышленных предприятий.