Войска дра. Современная армия афганистана. Состояние армии ДРА

Данный текст подготовлен на основе аналитических докладов ЦИСА специально для «Афганистан.Ру».

Формирование современных вооруженных сил Афганистана началось в 2002 году после падения режима Талибана. Этот процесс шел крайне медленно из-за утраты армейских традиций в ходе гражданской войны 1992-2001 гг., когда политический вакуум заполняли собственные вооруженные отряды различных политических сил, участвовавших в конфликте. Изначально этим формированиям придавался статус армейских корпусов, имеющих прописанную территориальную принадлежность. В общей сложности было создано 8 корпусов, из которых 6 имели в основе формирования «Северного альянса».

В 2002-2003 гг. при участии иностранных военных в Афганистане начался процесс разоружения неправительственных вооруженных отрядов и формирования регулярных вооруженных сил. Первоначально этот процесс шел крайне непросто, в 2003 году общая списочная численность афганской армии составляла менее 6000 человек, а полицейские формирования практически отсутствовали.

К началу 2015 года списочная численность Афганской национальной армии достигла 178 тысяч человек, численность полицейских формирований – более 150 тысяч человек. К числу силовых структур также относятся отряды местной полиции (около 28 тысяч человек) или отряды местной вооруженной самообороны, получившие официальный статус.

К настоящему моменту АНА отказалась от дивизионного звена подчинения и имеет следующую структуру: толи (рота) – кандак (батальон) – бригада – корпус. Всего в афганской армии существует 7 корпусов:

  • 201 корпус «Разлив» (Кабул), отвечающий за безопасность афганской столицы и юго-восточных провинций (считает наиболее подготовленным и боеспособным подразделением);
  • 203 корпус «Гром» (Гардез), действующий на территории регионального командования (военного округа) «Гардез», включающего провинции Хост, Пактика, Газни;
  • 205 корпус «Герой» (Кандагар), зона ответственности включает провинции Кандагар, Забуль, Урузган;
  • 207 корпус «Победа» (Герат), провинции Герат и Фарах;
  • 209 корпус «Сокол» (Мазари-Шариф);
  • 215 корпус (Лашкар-гах).

Каждый корпус включает в себя не менее 3 общевойсковых бригад, батальон специального назначения, штабной батальон, а также подразделения логистики и поддержки корпуса.

Численность вооруженных сил Афганистана достаточно велика в сравнении с государствами, близкими по численности населения, и объясняется это необходимостью ведения борьбы против террористических группировок внутри страны.

В текущих условиях государство не располагает достаточными собственными средствами для финансирования армейских подразделений, поэтому значительную роль в афганском военном строительстве играет иностранная финансовая помощь. Кроме того, армия ИРА зависима от импортных поставок ряда видов вооружений, снаряжения, техники, а также ГСМ, которые не производятся внутри страны в необходимых объемах. Эти обстоятельство делает вооруженные силы уязвимыми в случае изменения внешнеполитической конъюнктуры, поэтому перед Афганистаном стоит задача повышения независимости собственных вооруженных сил от внешней поддержки.

Современная афганская армия отказалась от насильственной мобилизации, практиковавшейся во времена ДРА. Военнослужащие несут службу на контрактной основе. Первые несколько недель службы личный состав получает подготовку в армейских учебных центрах, преимущественно в Кабульском регионе, затем процесс обучения продолжается в военных частях, в т.ч. при участии иностранных инструкторов.

В условиях неконвенционных боевых действий против мобильных отрядов противника особую роль в АНА играют подразделения специального назначения («коммандос»). Группа Специальных Операций, созданная в 2011 году, включает в себя 3-4 бригады. Ее центр, база «Мурихед», находится в провинции Вардак. Численность подразделений к 2012 году составляла около 1000-1500 человек.

АНА является многонациональной, но в ее рядах традиционно велико присутствие этнических таджиков. На 2013 год они составляли около 33,3% всего личного состава и 39% среди офицерства, что существенно выше их доли в общей массе населения страны. По неофициальным данным, среди командующих бригадами и выше преимущественно представлены этнические пуштуны.

После 2011 года задачи, встающие перед АНА, стали усложняться в связи с передачей ответственности за безопасность от сил МССБ национальным силовым структурам. Особенно негативно на настроении афганской армии сказались атаки экстремистов 2015 года в Бадахшане, Кундузе и Вардаке, сопровождавшиеся большими потерями. В этот период отмечается рост случаев дезертирства, являющегося недостатком армии Афганистана на протяжении последних 35 лет.

Несмотря на добровольность комплектования, АНА сталкивается с проблемой самовольного ухода личного состава, причем и «самоволками» в период полевых работ, и с бегством без намерения вернуться до истечения контракта. Обычно эти проблемы связаны с условиями службы и угрозами жизни в ходе боевых действий против вооруженной оппозиции. Существует также проблема «солдат-призраков», связанная с сокрытием фактов дезертирства или внесением в списки личного состава частей вымышленных лиц с целью получения дополнительного довольствия.

В 2015 году парламентское расследование констатировало наличие острой проблемы коррупции и хищений в вооруженных силах, включая незаконную продажу ГСМ, оружия и транспорта, что может приводить к небоеспособности отдельных частей.

Также АНА сталкивается с рядом других трудностей, вызванных быстрым увеличением численности вооруженных сил в конце 2000-х – начала 2010-х. Многие подразделения сталкиваются с дефицитом квалифицированных офицеров, а также проблемами в подготовке рядового состава. Последняя обусловлена, в том числе трудностями в развитии гражданских образовательных институтов и отсутствием у части рекрутов базовой грамотности.

Также проблемой афганских вооруженных сил является нехватка определенных видов вооружений, включая авиацию и бронетехнику. Частично это связано с неготовностью иностранных партнеров предоставлять национальной армии некоторые виды оружия, которое, по мнению иностранных специалистов, в настоящее время вооруженные силы не смогут эффективно использовать или же существует риск захвата их экстремистами. Также существует мнение, что уровень оснащения афганской армии регулируется неким соглашением между США и некоторыми странами региона, незаинтересованными в появлении на территории Афганистана мощной армии. Частично дефицит техники компенсирует за счет поддержки операций афганских военной авиацией НАТО, остающейся на территории страны после 2014 года.

На текущий момент значительная часть военных подразделений не может действовать полностью без поддержки иностранных военных советников и подразделений НАТО, дислоцированных в Афганистане. Чаще всего наличествует необходимость транспортной поддержки, оказания медицинских услуг и оперативных консультаций военных специалистов.

Несомненно, что в период вывода иностранных войск с территории страны нагрузка на афганских военных будет возрастать, и перед ними будут вставать все более сложные задачи, связанные с противодействием экстремизму, особенно в контексте новых региональных угроз. Успех решения указанных задач будет во многом определяться повышением боеспособности и независимости афганской армии, а также поиском новых механизмов международного сотрудничества и поддержки.
















































Мы говорим - Россия и Украина, Россия и Белоруссия - и ни у кого не возникает сомнения, что исторические судьбы этих близких друг другу народов уже многие столетия переплетены теснейшим образом. Мы говорим, - Россия и Афганистан - и невольно задумываемся, как быстро и насколько крепко могут связать столь разные по этнической принадлежности, религии и культуре народы и страны события всего лишь нескольких десятилетий. Между тем, внутри- и внешнеполитические повороты развития независимого Афганистана ХХ - начала XXI вв. не мыслятся без прямого и косвенного влияния СССР/России, а «коренные переломы» нашей истории 80-90-х гг. ХХ в. навсегда останутся связанными с периодом Афганской войны и ее последствиями.

Участие советских войск в войне в Афганистане было наиболее длительным и масштабным применением контингента Вооруженных Сил СССР за пределами страны в мирное время. Советским войскам противостоял достаточно организованный, сильный и убежденный в своей правоте противник. Исчерпывающую характеристику пуштунам (афганцам), не утратившую своей актуальности до настоящего времени, дал еще в начале ХХ в. выдающийся российский военный деятель и ученый-востоковед генерал : «Для войны требуются от народа следующие качества: патриотизм, хладнокровие, мужество, физические силы, выносливость и терпеливость. Анализ военных качеств афганца показывает, что все эти качества в нем есть налицо».

Вводу ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан предшествовал ряд событий в этой стране. В начале 1978 г. здесь возник политический кризис: усилились гонения на левые силы, власти осуществили прямые репрессии против руководства Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) вплоть до ареста ряда ее руководителей. В ответ 27 апреля 1978 г. восстали военные во главе с членами НДПА. В результате вооруженного выступления власть перешла в руки Военно-революционного совета, а 1 мая было сформировано правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) во главе с Нур Мухаммедом Тараки.

Указами нового руководства была обнародована программа по преодолению вековой отсталости и ликвидации феодальных пережитков, отражавшая интересы подавляющей части населения - национальной буржуазии, торговцев, интеллигенции, ремесленников, крестьянства, рабочего класса. Однако в практической деятельности НДПА и правительство ДРА допускали поспешные шаги и излишний радикализм, негативно влиявшие на развитие обстановки в стране. Ошибки новых властей вызывали открытое сопротивление противников режима.

В течение лета 1979 г. антиправительственные выступления охватили большую часть территории страны и переросли в гражданскую войну. На обстановку в Афганистане негативно влияло отсутствие единства в правящей партии. Ее осложняло и активное вмешательство зарубежных государств и организаций во внутренние дела Афганистана. Поставки оружия, боеприпасов и других материальных средств оппозиционным силам осуществляли страны - члены НАТО, исламские государства и Китай. На территории Пакистана и Ирана были созданы учебные центры, в которых проходили подготовку боевики противников левого режима.

Руководство ДРА рассматривало поддержку вооруженной оппозиции третьими странами как их участие в войне против Афганистана и неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании непосредственной военной помощи. К концу 1979 г. обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза падения левого режима, что, по оценке советского руководства, могло привести к росту влияния стран Запада у южных границ СССР, а также к переносу вооруженной борьбы на территорию его среднеазиатских республик.

В условиях обострения афганского кризиса Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 г. приняло решение ввести советские войска в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств». Официальным обоснованием правомочности такого решения являлись статья 4 советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 г., статья 51 Устава ООН и неоднократные просьбы правительства Афганистана об оказании военной помощи.

На ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач: содействие в упрочении местных органов власти; охрана народно-хозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами; ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции; прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения караванов с оружием и отрядов моджахедов; оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.

Первоначально политическое и военное руководство СССР уклонялось от участия в вооруженной борьбе с оппозицией. Однако уже 10-11 января 1980 г. несколько подразделений ОКСВ были привлечены к боевым действиям. В феврале, в связи с участившимися случаями нападения на колонны и обстрелами гарнизонов советских войск, командованию 40-й армии последовало официальное указание: «Начать совместно с армией ДРА активные действия по разгрому отрядов оппозиции». В последующем боевые действия против антиправительственных формирований стали главным содержанием пребывания ОКСВ в Афганистане. ОКСВ и правительственным войскам Афганистана противостояли крупные силы афганской вооруженной оппозиции, общая численность которой в различные годы составляла от 47 до 173 тыс. человек. В 1980-1988 гг. соединения и части 40-й армии в Афганистане почти непрерывно вели активные боевые действия.

В апреле 1985 г. новое политическое руководство СССР провозгласило курс на отказ от применения силы в международных отношениях и начало принимать меры к сокращению боевого состава ОКСВ. Так, уже к 20 сентября 1986 г. из Афганистана на территорию СССР были передислоцированы шесть полков. В свою очередь афганское руководство, которое в мае 1986 г. возглавил Наджибулла, разработало и в 1987 г. предложило оппозиции политику национального примирения. Однако лидеры оппозиции ее не приняли и продолжили «войну до победного конца». Тем не менее, позиция официального Кабула дала новый импульс проводившимся с 1982 г. в Женеве переговорам по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана.

Подписанные в Женеве соглашения вступили в силу 15 мая 1988 г. Была достигнута четырехсторонняя договоренность (СССР, США, Афганистан и Пакистан) о сроках и графике вывода советских войск из Афганистана в течение девяти месяцев. Советской стороной Женевские соглашения выполнены в полной мере: к 15 августа 1988 г. численность ОКСВ была сокращена на 50%, а 15 февраля 1989 г. последнее советское подразделение покинуло афганскую территорию.

Из интервью, которое дал генерал майор Александр Александрович Майрейчев накануне юбилея вывода войск из Афганистана сотрудникам Управления ФСБ по ЗВО:

Афганистан. Большой период Вашей жизни. Ведь Вы были самым первым, кто представлял военную контрразведку в Афганистане. Расскажите, как это было?

– В мае 1978 года я проходил службу в должности начальника особого отдела КГБ СССР по 38 общевойсковой армии (Закарпатский военный округ). По линии правительственной связи поступил звонок от заместителя начальника одного из управлений КГБ СССР генерал-майора Н.А.Лойко. Николай Антонович сказал, что руководство предлагает мне срочно выехать в командировку на три месяца для оказания помощи правительству ДРА и командованию вооруженных сил в формировании структуры военной контрразведки.
Вероятно, выбор остановился на мне с учетом прохождения службы. Дело в том, что с 1964 по 1969 год я в Группе советских войск в Германии получил определенный опыт совместной работы с органами безопасности ГДР.

На следующий день после разговора с Н.А.Лойко я прибыл в подмосковное Ясенево – там тогда размещалось разведывательное управление КГБ СССР, и сразу направился на инструктаж к первому заместителю начальника управления генерал-лейтенанту Б.С.Иванову. Кроме меня на инструктаже присутствовали полковник Филиппов, подполковник Кириллов, майор Кутепов. Борис Семенович Иванов сообщил, что в Кабуле произошла смена руководства страны, и пояснил: убит глава государства М.Дауд, к власти пришли левые силы, назвал персонально М.Тараки и Б. Кармаля.

17 мая 1978 года убыл в Афганистан в качестве первого советника командования афганской армии по вопросам военной контрразведки.

Александр Александрович какие задачи перед Вами поставило руководство КГБ СССР?

Предполагалась командировка в Кабул сроком на 3 месяца. Руководством КГБ СССР поставлены оперативные задачи:
– изучить обстановку в армии Афганистана и информировать об этом Центр;
– оказать помощь в обеспечении безопасности войск афганской армии.
Численность армии Афганистана в 1978 году составляла около 200 тысяч военнослужащих – 3 армейских корпуса, 10 пехотных дивизий, 3 танковые бригады, 7 авиаполков и группировка сил и средств ПВО.

В то время органов безопасности в стране и армии не было.
Существовала лишь небольшая группа сотрудников при Министерстве Обороны, которая и занималась выявлением и задержанием подозрительных лиц в штабе Министерства Обороны и ближайшем окружении. В корпусах, дивизиях, полках задачи контрразведки возлагались на одного из офицеров кадрового аппарата, по совместительству.

Встретившись с Министром обороны ДРА генералом Абдул Кадыром и полковником Абдул Хаком, исполнявшим обязанности начальника госбезопасности афганской армии, приняли практические меры по созданию отделов безопасности в войсках, как этого требовала сложная обстановка в стране и войсках.

Необходимо было противодействовать проискам иностранных разведок и антиправительственным выступлениям.

Для дополнительного ознакомления с обстановкой в войсках с группой афганских офицеров побывал в частях и соединениях, которые дислоцировались в городах – Кабуле, Кандагаре, Джелалабаде, Газни, Герате, Мазари-Шарифе и других населенных пунктах.

По возвращению выработали положение и структуру органов безопасности в войсках ДРА, которое после согласования с Министром обороны Абдул Кадыром, было утверждено главой государства М.Тараки.

В короткие сроки были подобраны руководители и оперативные сотрудники для формируемых отделов военной контрразведки афганской армии, с которыми мною были проведены месячные учебные сборы.

С учетом дальнейшего обострения обстановки удалось убедить руководство представительства КГБ СССР в ДРА об увеличении присутствия наших советников из числа военных контрразведчиков. В начале 1979 года в Афганистан прибыла первая группа советских военных контрразведчиков: Ю.Иванов, А.Маслов, Ю.Поликашин и Ю.Степанов.

В 1978 – 1979 г.г. (до ввода советских войск) афганскими сотрудниками под руководством наших советников было выявлено и разоблачено более двадцати засланных в войска агентов бандформирований, два агента пакистанской разведки, предотвращено 11 попыток антиправительственных выступлений.

Какова была внутриполитическая обстановка в ДРА?

Обстановка в Афганистане и армии была сложная, противоречивая.
После так называемой Саурской (Апрельской) революции в 1978 году (1456 год по Афганскому календарю) к власти пришла народно-демократическая партия Афганистана (НДПА).

В составе партии были две конкурирующие группировки: Хальк (в переводе на русский язык – народ) – ее составляли представители мелкой буржуазии, средних слоев интеллигенции и офицерского состава во главе с М.Тараки; и Парчам (в переводе на русский – знамя) – в которую входили выходцы из семей крупных землевладельцев и феодалов, во главе с Б. Кармалем.

Борьба между ними привела к тому, что в 1978 году парчамисты были отстранены от власти. Бабрак Кармаль отправлен в Чехославакию в качестве посла ДРА.

В 1978 и 1979 годах М.Тараки и Х.Амин неоднократно обращались к советскому правительству с, мягко говоря, неординарными просьбами. Одна из них – включить ДРА в состав СССР в качестве союзной республики. Вторая – ввести советские войска в Афганистан.
Между тем стала усиливаться борьба за власть в стране и внутри Халька.

Хафизулла Амин, второе лицо в государстве, не пользовался доверием у советского правительства – были подозрения о возможных его связях с американской разведкой. По его указанию оказались в тюрьме Поли-Чархи Министр обороны генерал Абдул Кадыр, политические лидеры Афганистана – М.Рафи, Кешманд и многие другие, в том числе много офицеров.

В сентябре 1979 года я находился в отпуске на территории Советского Союза, когда услышал о смерти афганского лидера М.Тараки. По возвращении в Афганистан узнал подробности произошедших событий.

14 сентября 1979 года в городе Кабуле на территории королевского дворца проходила встреча Н.Тараки с советскими представителями, в числе которых были генерал армии Павловский Иван Григорьевич и посол Советского Союза Пузанов Александр Михайлович. Обсуждался вопрос о возможности дальнейшего пребывания в должности председателя правительства Х.Амина.

В процессе встречи М.Тараки по телефону пригласил приехать во дворец Х.Амина. Однако после того как Х.Амин приехал и вошел в здание дворца, раздались выстрелы. В результате был убит сопровождающий Амина полковник Тарун – один из активных участников Саурской революции, приближенный как Н.Тараки, так и Х.Амина.

После инцидента Х.Амин уехал в свою резиденцию, где собрал политбюро НДПА, на котором объявил М.Тараки виновным в убийстве Таруна и подвергнул его домашнему аресту. Спустя несколько дней М.Тараки был задушен подушками и тайно похоронен.

В честь погибшего Таруна город Джелалабад Х.Амином был переименован в город Тарун-Шахр. Не исключено, что он, таким образом, пытался замести следы разыгранного им 14 сентября трагического спектакля во дворце.

Это название города просуществовало всего 4 месяца. После свержения Х.Амина он вновь стал Джелалабадом.

Что было Вам известно о вводе советских войск в республику?

Учитывая неоднократные просьбы афганских руководителей к советскому правительству о вводе советских войск в Афганистан, а также непредсказуемость Х.Амина, продолжающиеся серьезные противоречия в НДПА, 27 декабря 1979 года в Афганистан была введена 40 Армия.

Перед вводом советских войск и, особенно в период свержения Х.Амина, советническим аппаратом проводилась работа по предупреждению возможных антиправительственных и антисоветских выступлений в войсках.

В последних числах декабря 1979 года группой «Зенит» (КГБ СССР) под руководством полковника Г.Бояринова совместно с афганскими подразделениями была проведена операция по захвату дворца «Топайн-Таджбек», в котором находился Х.Амин и его сторонники. Режим Амина был свергнут. Афганское правительство возглавил Бабрак Кармаль. Он стал генеральным секретарем ЦК НДПА, председателем президиума Ревсовета и премьер-министром.

Органы безопасности (ХАД) возглавил парчамист доктор Наджиб (Наджибулла). Впоследствии он стал главой государства Афганистан, а после вывода советских войск был арестован и повешен талибами.
Ввод советских войск еще больше осложнил политическую ситуацию в стране. Народ Афганистана всегда отрицательно относился к присутствию чужих войск в стране. Ввод советских войск усилил позиции антиправительственных формирований, отрицательно сказался на боеготовности и моральном духе армии Афганистана. Увеличилось число дезертиров, в войсках начались антиправительственные выступления. Особенно опасные антиправительственные акции прошли в 1980 году в 11-й танковой дивизии (Джелалабад) и 14-й пехотной дивизии (Газни).

В этой обстановке мне по указанию генерала армии С.Ахромеева пришлось вместе с сотрудниками госбезопасности афганской армии вылететь в Газни. Путем сложных, длительных переговоров с командиром дивизии полковником Джафаром и офицерским составом нам удалось погасить обострение крайне опасных противоречий между халькистами и парчамистами. Тем самым было предотвращено возможное кровопролитие.

Вместе с тем еще более активизировалась американская разведка (ЦРУ). С территории Пакистана она все активнее внедряла в войска ДРА свою агентуру с целью разложения армии. Поставляла все больше оружия бандитским формированиям и готовила новые формирования за счет беженцев в Пакистан из Афганистана. С помощью наших советников афганскими органами контрразведки были выявлены десятки агентов, которые внедрялись в войска, как для сбора информации о намечаемых боевых действиях против душманов, так и с целью организации антиправительственных выступлений.

Вопрос, который задают Вам во всех интервью – «Стоило ли вводить наши войска в Афганистан?». Каков урок, который мы вынесли из этой войны?

Я всегда высказывал свое отрицательное отношение к вводу наших войск, в Генеральном штабе ВС тоже было много противников. Война в Афганистане была ошибкой, за которую наш народ заплатил огромную цену – более пятнадцати тысяч погибшими. Афганский народ был против военного вмешательства, а народ огромная сила.

Чтобы Вы хотели пожелать ветеранам воинам – афганцам в преддверии празднования юбилея посвященного выводу войск из Афганистана?

Прежде всего – крепкого здоровья! Полученные в молодости раны и душевные в том числе, сказываются сейчас. Берегите мир, чтобы не было войны.

Дорогой Александр Александрович большое спасибо за интервью. Примите поздравления от всех сотрудников Управления ФСБ России по Западному военному округу и всех контрразведчиков с праздником. Крепкого Вам здоровья и всего наилучшего.

СХЕМА
дислокации соединений и частей армии ДРА.
(по состоянию на 1979 г.)

Вооруженные силы РА состояли из регулярных войск (сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО) и вспомогательных войск (вооруженные формирования МВД и МГБ).
Главнокомандующий Вооруженными Силами - глава государства - председатель Революционного совета, председатель Высшего совета обороны родины.
Непосредственное руководство возложено на министра обороны.
Общее руководство осуществляло министерство обороны. В ведении Генерального штаба находились: общее оперативное управление войсками, вопросы мобилизации, боевой и оперативной подготовки.

Сухопутные войска.

Боевой состав: пехотные дивизии (пд) -10, горнопехотные дивизии (гпд) - 1, отдельные бригады -4, артиллерийские бригады (абр) - 1, отдельные полки - 11.
Высшее тактическое соединение - армейский корпус разного боевого состава (2-3 пехотные дивизии, корпусные части, части боевого, технического и тылового обеспечения и обслуживания). Дивизии сведены в три армейских корпуса, прикрывавших основные операционные направления с Пакистаном: 1-й АК - Джеллалабадское (Хайберский проход), 2-й АК - Кандагарское, 3-й АК - Гардезское. Руководство частями сухопутных войск Кабульского гарнизона осуществлялось МО ДРА через командование Центральным армейским корпусом - ЦАК.
Штатная численность сухопутных войск по состоянию на 1979 г - около 150 тыс. чел. Укомплектованность частей на конец декабря 1979 г. около 60% (по воспоминаниям советников, удаленные от штабов дивизий части были укомплектованы не выше 40 - 50%).
Организационно пехотная дивизия состояла из 3-х пехотных (моторизованных) полков, артиллерийского полка, отдельных - танкового, разведывательного, инженерно-саперного батальонов, батальона связи, зенитного дивизиона, подразделений боевого, тылового и технического обеспечения.
Пехотный полк трех батальонного (по 3 роты в каждом) состава. Штатная численность пехотного полка составляла около 130 офицеров и 1,5 тыс. солдат, дивизии около 7 тыс. чел.
Танковая бригада состояла из 3-х танковых батальонов, батальона на БМП, и вспомогательных рот, взводов и служб: ремрота, автопарк, служба ГСМ, фин. служба и др. Штатная численность бригады - до 750 чел.
Военно-воздушные силы и войска ПВО.
Состояли из трех родов войск: военно-воздушные силы (ВВС); зенитно-артиллерийские и зенитно-ракетные войска (ЗА и ЗРВ); радиотехнические войска (РТВ). Главнокомандующий ВВС и ПВО осуществлял руководство через командующего ВВС (штабы боевого и вспомогательного авиационных командований) и командующего ПВО (штаб командования ПВО). Главкому ВВС и ПВО также подчинялась летно-техническая школа (ЛТШ), преобразованная затем в училище ВВС и ПВО.

Боевой состав:

ВВС: авиационные полки - 6;
ПВО: - ЗА и ЗРВ: зенитно-ракетная бригада -1, зенитный артиллерийский полк - 2 (77 зенап:100 мм орудий -12, спаренных 23 мм автоматических установок ЗПУ-2 - 16), отдельных дивизионов ЗА - 4.
- РТВ состояли из полка и 2-х отдельных радиотехнических батальонов.
Общая численность ВВС и ПВО по состоянию на конец 1979 г. около 120 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, около 30 бомбардировщиков, 20 транспортных самолетов, 25 вертолетов, около 15 тыс. чел.
В Баграме работал авиаремонтный завод (АРЗ), специализировавшийся на МиГ-17, а в Кабуле располагалась учебная база ЛТШ.
Наиболее боеспособным считался баграмский авиагарнизон.
С активизацией организованных действий мятежников возросло значение авиаперевозок. В этой ситуации для обеспечения афганской армии, а также решения первоочередных хозяйственных задач в распоряжение аппарата советников прибыл отряд ВТА из 10 самолетов Ан-12. Его возглавляли опытные летчики Маматов, Ишгиуратов и другие. Базировался отряд на аэродроме Баграм.
Для организации взаимодействия с наземными войсками и повышения эффективности боевого применения авиации на период боевых действий практиковалось командирование в дивизии и корпуса авиационных представителей и групп боевого управления.

Комплектование ВС.

Мобилизация и комплектование войск возложены на мобилизационное управление Генерального штаба Министерства Обороны. Специальные территориальные органы, на которые возлагалась бы организация призыва, учет военнослужащих и резервистов, отсутствовали. Призыв (отловом) военнообязанных был возложен на командиров соединений и частей. К весне 1979 г. была организована работа призывных пунктов, однако это не решило проблемы комплектования войск и система «отлова» существовала наряду с призывом.
Мобилизационные возможности - около 1 млн.чел.


Боевая подготовка.

Подготовка офицеров осуществлялась в объединенном военном училище "Харби Пухантун", на курсах офицерского состава, в политехническом институте, на военно-медицинском факультете Кабульского университета, в учебных частях и подразделениях и военно-учебных заведениях Советского Союза и других зарубежных стран. Военный лицей (подобно Суворовскому училищу) готовил мальчиков 5-12 классов к офицерской службе.
Боевая подготовка подразделений осуществлялась по разработанным советскими военными специалистами и советниками программам обучения, являвшимися копиями программ Советской Армии 60-х годов, без учета особенностей местности и уровня образовательной подготовки личного состава. Учебная материально-техническая база практически отсутствовала.
Полковая и дивизионная артиллерия практически не способна выполнять огневые задачи с закрытых огневых позиций.
На территории 4-й танковой бригады располагался учебный центр - т.н. "курсы -Б". На курсах осуществлялось обучение специалистов танковых подразделений.
Подготовка летного и технического персонала осуществлялась в основном в СССР (летчики - в Киргизии и на Кубани, инженеры - на Украине). Подготовка вертолетчиков на Ми-25 и Ми-24 осуществлялась в СССР, доподготовка - на месте инструкторской группой из 3 летчиков и 4 инженеров. Афганские летчики набирали боевой опыт в сложных условиях гражданской войны. Понимая, что воюют против своих же сограждан, они далеко не всегда до конца осознавали задачи и цели этой борьбы. Многие из них уклонялись от выполнения заданий по различным, включая религиозные, мотивам. Пользуясь отсутствием контроля за результатами ударов, некоторые летчики докладывали о выполнении задачи, а на самом деле сбрасывали смертоносный груз в безлюдных районах. Нередко бомбометание проводилось с высот, меньших минимально допустимых, и бомбы падали на землю, не взрываясь. Однако в целом ВВС и ПВО были лояльны к новому руководству. Случаев угона авиатехники и прямого перехода авиаторов к мятежникам в 1978-1979 гг. не было.

Вооружение и боевая техника.

Афганская армия была в достаточном количестве оснащена боевой техникой советского производства. На вооружении состояло:
- танков различных модификаций (Т-34/85, Т-55, Т-62) - около 600 ед., в т.ч. Т-62- 92 ед.;
- бронеобъектов (БТР-60, БРДМ, БМП-1, БТР-152) - около 300 ед.;
- артиллерийских орудий - калибра 76 мм и выше - около 1500 ед.
Для повышения мобильности полков «К» на их вооружении состояли автомобили ЗИЛ-157.
Значительная часть ВВТ была неисправна по причинам низкого уровня технической подготовки личного состава, грубого нарушения правил эксплуатации и периодичности технического обслуживания. Личный состав пренебрежительно относился к ее сбережению. При малейшей неисправности она оставлялась без присмотра, мер к восстановлению не принималось, либо она разукомплектовывалась, разворовывалась и к дальнейшей эксплуатации была непригодна.

Организация быта.

Части и подразделения размещались в военных городках. В крупных гарнизонах (Кабул, Герат, Кандагар) части располагались в казармах. Казармы представляли из себя невысокие глинобитные постройки. Солдаты спали на плетеных из прутьев кроватях. Приготовление пищи (суп-шурпа и рис на второе с подливкой) осуществлялось на пунктах питания. Офицеры и солдаты питались порознь. В рацион офицеров ежедневно входило мясо. Солдатам мясо полагалось два раза в неделю.
В отдаленных гарнизонах кроме казарм солдаты могли располагаться в землянках и небольших палатках. Кровати у большинства солдат отсутствовали. Солдаты спали на полу или во дворах на матрацах и постельных принадлежностях, принесенных из дома во время призыва. Столовая, кухня, баня отсутствовали. Пищу солдаты готовили себе сами на кострах в небольших котлах.
Лечение офицеров осуществлялось в центральном военном госпитале "Чарсад бистар".

Морально-психологическое состояние.

Отношение различных категорий офицеров к Апрельской революции было неоднозначным. Материально обеспеченная часть офицерского корпуса сразу же после совершения Апрельской революции оставила армию и заняла выжидательную позицию. Часть из них (в основном старшие офицеры) заняли второстепенные хозяйственные или штабные должности не соответствующие их чину, поскольку оклад офицера определялся не занимаемой должностью, а его званием. Некоторые офицеры эмигрировали или перешли на сторону контрреволюции.
Отсутствие единства в НДПА отрицательно сказывалось на взаимоотношениях между офицерами, членами которой они состояли. Большинство офицеров, особенно младшего звена, членов НДПА (фракции Хальк) безоговорочно поддерживали революцию и возлагали большие надежды на ее результаты. Захватив власть, хальковцы обвинили парчамовцев в пассивности и уклонении от активной борьбы. Вслед за таким обвинением они начали старательно выкорчевывать из партии и госаппарата своих союзников. Последовали репрессии, вплоть до физического уничтожения парчамовцев, что вынудило членов этой фракции уйти в подполье и скрывать свою принадлежность к ней.
Внутрипартийная борьба в виде арестов и перетрясок армейских кадров (не менее 10 на протяжении 1978-1979 гг.) привела на командные должности (включая Министерство Обороны, командование корпусов, дивизий и бригад) значительное количество офицеров (в основном на основании родственных связей или личной преданности руководству) не обладавших соответствующими знаниями и навыками. Численность офицерского состава сократилась почти в 10 раз, армии более чем в 2 раза. Командный состав армии распался на отдельные группы в зависимости от приверженности партийным лидерам. Многие откровенно выступали против НДПА.
Солдаты высказывали свое недовольство земельной реформой.

Боевые действия войск.

В условиях развернувшегося вооруженного противодействия государственным реформам на армию возлагалась охрана большого количества объектов (уездные центры, объекты инфраструктуры), которая могла быть выполнена только при условии создания малочисленных гарнизонов силою от взвода до батальона. Подразделения, выделенные для охраны, находились на значительном расстоянии друг от друга и не имели связи не только между собой, но и со штабами своих частей. Правительство РА, по существу, контролировало только центры провинций, опираясь на стоящие там гарнизоны. В ряде уездных и даже провинциальных центров гарнизоны были блокированы мятежниками — Ургун, Асадабад, Хост. В местах постоянной дислокации дивизий оставалось до двух пехотных батальонов, которые сопровождали грузы, необходимые для поддержания жизнедеятельности частей. Зачастую таким отрядам приходилось пробиваться с боем через территорию, контролируемую мятежниками. Малочисленность и разбросанность гарнизонов не позволяли вести боевую подготовку и воспитательную работу. В это же время такие условия были благоприятны для воздействия вражеской пропаганды на личный состав.
Прожектерство и иждивенческая позиция руководства республики и пассивность органов военного управления привели к тому, что к середине 1979 г. регулярная армия численностью около 100 тысяч человек фактически перешла к обороне против разобщенных и слабо вооруженных отрядов оппозиции, насчитывающих около 25 -40 тысяч человек.

Охрана госграницы.

Общая длина границ ок. 5 529 км, в т.ч с СССР ок. 2 350 км
Пограничные войска как род войск или вид вооруженных сил отсутствовали. Единого органа, который отвечал бы за организацию охраны границ и управление пограничными батальонами в стране не существовало. В составе части пехотных дивизий имелся отдел пограничной службы, отвечавший за охрану только отдельного участка границы. Ему подчинялись один-два пограничных батальона, которые несли службу на магистральных дорогах, соединяющих Афганистан с другими государствами и по которым официально разрешался переход государственной границы. Всего в Вооруженных силах насчитывалось около 15 пограничных батальонов, укомплектованных личным составом на 30-50%. Малочисленные батальоны, не оснащенные средствами передвижения и связи, не могли обеспечить охрану государственной границы и она не контролировалась (кроме КПП).
В значительной степени охрана государственной границы возлагалась на племена, живущие вдоль нее, за плату и льготы. Кроме этого государство обеспечивало их оружием и боеприпасами. После Апрельской революции новое правительство прекратило финансирование и обеспечение приграничных племен. Распространение на приграничные племена принудительного призыва в армию рассматривалось ими как посягательство на вековые традиции и отбросило племенные вооруженные формирования в ряды оппозиции. Племенное ополчение перестало выполнять традиционную роль пограничной охраны.

Части и подразделения МВД.

В августе 1978 года при помощи советников по линии МВД вместо существовавших ранее полиции и жандармерии началось формирование «Царандоя» и аппарата управления местными органами власти. На «Царандой» планировалось возложить обязанности по борьбе с бандитизмом (созданы подразделения по примеру нашей «Альфы» - их обучение возлагалось на сотрудников Балашихинской школы), охрана коммуникаций (дорог, мостов, туннелей и других государственных объектов). Кроме этих функций планировалось возложить и охрану государственной границы.
Уже весной 1979 года начато формирование Главного управления защиты революции, которому подчинялись оперативные батальоны (планировалось создание 12 батальонов общей численностью 9-10 тыс. чел, БРДМ - 72 ед., 82 мм минометов - 72 ед.), учебный полк для подготовки кадров МВД.
На октябрь 1979 г. создано несколько подразделений (роты по 60-80 чел.) «Царандоя» (общей численностью около 1600 чел), на которые возлагались обязанности по борьбе с бандитизмом, но фактически занимались охраной органов местной власти (на уровне провинциальных центров). На их вооружении состояли автоматы ППШ и карабины. До 2-х батальонов «Царандоя» выполняли задачи по охране объектов в Кабуле.

Советско-афганское военное сотрудничество получило развитие с 1955 г. (Договор о военно-технической и экономической помощи). Поставки техники потребовали присутствия советских военных специалистов и консультантов. Договором предписывалось их пребывание на территории Афганистана, а также направление афганских военнослужащих на учебу в СССР.
С 1972 г. численность советских военных специалистов и консультантов составляла около 100 чел.
Подготовка национальных военных кадров была организована в СССР и на местах. Оказание экономической помощи, обучение афганских военнослужащих позволило СССР стать самым крупным поставщиком финансовых средств и технической помощи. Постепенно Афганистан оказался в сфере советского влияния. С приходом к власти М. Дауда консультанты были допущены в МО и органы военного управления Сухопутных войск: МО - 11, в армейских корпусах -3, в дивизиях 21 (по 3 консультанта на каждую укомплектованную не менее 50-60% дивизию). Главным военным советником с октября 1975 по 4 декабря 1979 г. был назначен генерал-лейтенант Л. Горелов.
К 1978 г. в Афганистане находилось более 2 тыс. советских технических и экономических специалистов.
Сразу после Саурской революции (27 апреля 1978 г.) по просьбе афганских руководителей численность советских специалистов стала резко возрастать. Подписание межправительственного соглашения о военных советниках (в мае 1978 г.), позволило изменить их статус (вместо консультантов- советники), задачи и численность (до 400 чел.). Практически сразу после этого в Афганистан были направлены советники для формирования Главного политического управления ВС ДРА. В качестве советника начальника главного политуправления афганской армии был направлен генерал- майор В. Заплатин. Уже к августу 1978 г. были созданы политорганы корпусов, дивизий и бригад.
В январе 1979 г. в Афганистане работало 409 специалистов и советников.
К концу июня их численность резко возросла: почти 2500 воен. советников и 2000 советников из других ведомств и силовых структур СССР.
Советнический аппарат «Царандоя» подчинялся представительству КГБ в Афганистане.
Под прикрытием дипломатического аппарата работали и сотрудники КГБ. Кроме этого для формирования афганских органов безопасности привлекались и советники из центрального аппарата КГБ, в т.ч. преподаватели балашихинской школы (КУОС).
Следует отметить, что информации по деятельности ГРУ ГШ в этот период в Афганистане практически нет. Вместе с тем военные аналитики ГШ верно оценивали обстановку в Афганистане, что свидетельствует о наличии и эффективной работе резидентуры ГРУ.
До прихода к власти НДПА советнический аппарат был неприкосновенным. За посягательство на жизнь военного советника все родственники покушавшегося подлежали уничтожению. Начиная с марта 1979 г. положение советников (многие жили там с семьями) в отдаленных провинциях было очень рискованное. Подвергаются они и обстрелам, и риску быть захваченными мятежниками и возможным предательством своих подсоветных. Морально-психологическое давление от оторванности и удаленности от центра. Тем не менее, свой долг они выполняли добросовестно.
Сухопутные войска.

1 АК (штаб - Кабул):
- 7 пд (Кабул, гарнизон Ришхор - юго-западная окраина Кабула): 38, 45 (Пуло-Алам), 75 (Пуло- Аллам) пп, 3 ап (Кабул), 170 отб (Кабул); 8 пд: 32, 71, 76 пп; 11 пд (Джелалабад): 66 пп, 77 пп, 7 ап; 190 ап (Кабул).
2 АК (Кандагар):
- 5 пд; 7 тбр; 43 гпп; 191 ап; ореадн
3 АК (Гардез)
- 12 пд (Гардез): 67 пп (Гардез); 25 пд (Гардез):18 пп (г. Хост), 59 ап; 32 гпп; 192 ап

Части центрального подчинения:
- 18 пд (Мазари- Шариф); 17 пд (Герат); 14 пд (Газни): 15, 58 пп, пп (Ургун); 20 пд (Баглан): 10 пп (Пули-Хумри), 31 пп ((Кундуз, подразделения разбросаны), 24 пп (Файзабад), 27 пп??, 4 ап (Нахрин); 9-я гпд (Асадабад): 30 гпп (Асмар), 69 гпп (Асадабад), 55 гпп (Барикот);

- 4, 15 тбр (Кабул, Пули-Чархи); 88 абр (Кабул); бригада "Командос" (подразделения размещены в Кабуле, Кандагаре, Джелалабаде, Хосте); 26 пдп (Кабул); 157 пдп (Бамиан); 517 пдп (Малданишахр); 52 опс (Кабул); 10 инж.сап. полк; 21 полк охраны; 1 гв. полк (Кабул).

ВВС и ПВО

ВВС: 373 тап (Кабул); 322 иап (Баграм); 355 апиб (Баграм); 335 сап (Шинданд); 366 иап (Кандагар); 393 уап (Мазари-Шариф);
ПВО: - 99 зрб (3 дивизиона С-75 "Двина", 3 дивизиона С-125 "Печора", 2 технических дивизиона), 77 зенап:100 мм орудий -12, спаренных 23 мм автоматических установок ЗПУ-2 - 16), отдельных дивизионов ЗА - 4.
Трагедия и доблесть Афгана Ляховский Александр Антонович

Состояние армии ДРА

Состояние армии ДРА

Фактически единственной организованной силой, на которую могло опереться новое афганское руководство в своей деятельности по стабилизации обстановки в стране, была афганская армия.

К моменту смещения Амина и перехода власти в стране и партии к Б. Кармалю более 90 % офицеров-партийцев составляли халькисты. После декабря 1979 г. и назначения на пост министра обороны ДРА парчамиста М. Рафи многие офицеры-халькисты, ожидая неминуемых расправ и не будучи уверенными в своем будущем, самоустранились от руководства подчиненными частями и подразделениями.

Их опасения вскоре оправдались. Новая волна внутрипартийной борьбы захлестнула армию (как и другие институты власти). Кроме того, наблюдалось смыкание некоторых офицеров с мятежниками. О порядках, царивших в ВС ДРА, можно судить по следующей выдержке из выступления военного советника при командире 11-й пд ВС ДРА (Джелалабад) на конференции, проводимой в Кабуле в апреле 1980 г.: «Большие трудности в настоящее время создают нам существующие разногласия между двумя течениями в партии (как в дивизии, так и в городах, уездах). В связи с этим результаты боевых действий по освобождению уездов сводятся к минимуму. Например, в период Камской операции было взято в плен 96 душманов, а сейчас осталось в тюрьме только 13. Провинциальный комитет НДПА и начальник царандоя (милиции) выпустили около 50 бандитов, которые были взяты на позициях и многие из них тогда отстреливались до последнего патрона.

Командир афганского полка с оружием в руках пытался заставить начальника контрразведки выпустить родственника-бандита и т. д.

Для разрешения тех или иных вопросов в дивизию и в город прибывают различные комиссии. Рассматривают дела и делают выводы в кабинетах за чаем и, естественно, не могут принимать оправданных решений…»

Отрицательное влияние на состояние армии оказывала ее раздробленность. Аминовская администрация, пытаясь установить контроль над возможно большей частью территории страны, рассредоточила значительное количество войск по мелким гарнизонам для охраны представителей новой власти в провинциальных и уездных центрах. В руках правительства не осталось достаточных сил для ведения активных боевых действий с формированиями оппозиции. В то же время мелкие гарнизоны плохо снабжались положенными видами довольствия и боеприпасами, не имели поддержки со стороны своих частей, не получали информацию о происходящих в стране событиях Находясь в отрыве от своего командования, эти гарнизоны становились объектами нападения мятежников, подвергались массированной исламской пропаганде, теряли боеспособность, сдавались или сами переходили на сторону оппозиции, пополняя ее ряды. Личный состав армии имел низкие (вернее, не хотел проявлять) морально-боевые качества. В этой связи должен заметить, что меня всегда удивляло обстоятельство, которое было универсальным для наших «союзников» в различных странах - все, кого мы поддерживали, были слабы духом (Эфиопия, Ангола, Никарагуа, Мозамбик и т. д.), хотя те же афганцы (эритрейцы, мозамбикцы…), воюя в рядах повстанцев, действовали самоотверженно и результативно, как будто это были совсем другие люди. Характеризуя состояние афганской армии в то время, командующий 40-й армией отмечал в своем докладе: «Много нерешенных проблем остается в вопросе укрепления вооруженных сил Афганистана. Значительные трудности отмечаются при комплектовании войск. Сейчас укомплектованность ВС ДРА составляет 65 % от штатной численности. Боеспособность войск, их политико-моральное состояние и боевой дух в целом не отвечают предъявляемым требованиям и остаются на низком уровне. Отдельные части не в состоянии выполнять боевые задачи. Многие командиры частей и подразделений безразлично относятся к исполнению служебных обязанностей. Военнослужащие в бою часто проявляют трусость, подвержены панике, уклоняются от выполнения воинского долга. Отмечаются факты массового дезертирства.

В войсках слабо проводится политическая работа, несвоевременно выдаются денежное и вещевое довольствие. Имеют место случаи негативного отношения офицеров к солдатам (издевательство, мужеложство и т. д.)…»

Для того чтобы армия ДРА могла выполнять возложенные на нее обязанности, нужны были постоянные усилия со стороны Советского Союза.

Советские представители в Кабуле, советнические аппараты с помощью Центра проделали огромную работу, в результате которой удалось приостановить парчамизацию армии, окончательное изгнание из нее всех халькистов, убедить офицеров-халькистов в перспективности их службы, что имело определенное положительное значение для укрепления армии. Хотя этими действиями и не удалось достичь единства партийных организаций в армии, открытые проявления внутрипартийной борьбы в них были приостановлены.

По рекомендациям советских советников правительством ДРА был принят ряд мер по повышению укомплектованности вооруженных сил, их организационному укреплению, по борьбе с дезертирством, которое приобрело массовые масштабы (в 1980 г. дезертировало более 24 тыс. чел.) и др.

Военные советники оказывали содействие в решении всего комплекса вопросов, связанных с жизнью и деятельностью армии: помощь в подготовке командиров, штабов и войск, планировании и организации боевых действий, налаживании работы по призыву пополнения в вооруженные силы ДРА, укреплении дисциплины, обучении и воспитании солдат, улучшении материально-бытовых условий войск и т. п.

Когда советские войска стали участвовать в боевых действиях, осуществлялось практическое обучение афганских военнослужащих своим примером.

И все-таки нельзя не признать: боеспособность афганских вооруженных сил оставалась сравнительно низкой, так как само правительство практически ничего не делало для их укрепления. Рекомендации наших военных советников и советского военного командования в ДРА, как правило, на словах принимались, а на практике игнорировались. Да и армия еще оставалась в большинстве своем даудовско-королевской. Она была деморализована и не способна воевать с мятежниками.

Более того, огромный ущерб нанесла военному строительству позиция самого Б. Кармаля в отношении афганской армии, которой он не доверял, так как в ней все еще были сильны позиции халькистов. Б. Кармаль неоднократно выдвигал идею слома существовавшей тогда армии и Создания «армии нового типа», преданной лично ему. Его подходы к решению военных вопросов базировались на фракционных, парчамистских интересах. В качестве альтернативы армии Б. Кармаль ускоренными темпами развивал войска МГБ и МВД, выдвигая в них на командные должности парчамистов.

Из книги Крушение власти и армии. (Февраль – сентябрь 1917 г.) автора Деникин Антон Иванович

Глава II Состояние старой армии перед революцией Огромное значение в истории развития русской армии имела японская война.Горечь поражения, ясное сознание своей ужасной отсталости вызвали большой подъем среди военной молодежи и заставили понемногу или переменить

Из книги Крушение власти и армии. (Февраль – сентябрь 1917 г.) автора Деникин Антон Иванович

Глава XXV Состояние армии ко времени июльского наступления Очертив целый ряд внешних факторов, оказывавших влияние на жизнь, взаимоотношения и боевую службу некогда славной русской армии, перейду к скорбным страницам ее падения.Я родился в семье армейского офицера,

автора Деникин Антон Иванович

Глава XI Военные реформы Керенского - Верховского - Вердеревского. Состояние армии в сентябре, октябре. Занятие немцами Моонзунда После корниловского выступления во главе военного министерства Керенский поставил произведенного им в генералы Верховского и во главе

Из книги Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г.– апрель 1918 г. [Л/Ф] автора Деникин Антон Иванович

Глава XXI Поворот армии на юг: бой у Усть-Лабы; кубанский большевизм; штаб армии Двинулись холодной ночью. Предполагали остановиться на большой привал в станице Раздольной, но, лишь только рассвело, большевистские войска, занявшие тотчас же после ухода нашего арьергарда

автора

Состояние русской армии при Петре Великом Организация? Высшие тактические соединения? Комплектование; довольствие; расквартирование; реформа центрального управления. Управление войсками в военное время? Дисциплина? Тактическая подготовка армии? Боевые

Из книги История русской армии. Том первый [От зарождения Руси до войны 1812 г.] автора Зайончковский Андрей Медардович

Военное искусство и состояние русской армии при ближайших преемниках Петра Великого Алексей Константинович Баиов, ординарный проф. Императорской Николаевской Военной академии, полковник Генерального

Из книги История русской армии. Том второй автора Зайончковский Андрей Медардович

Состояние русской армии к концу царствования Александра I Владимир Павлович Никольский, полковник Генерального штаба Влияние Заграничных походов Рост политического самосознания в русской армии? Устройство школ и ланкастерских училищ для солдат Отечественная война

Из книги Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах автора Бутаков Александр

Состояние китайской армии: К 40-м годам XIX столетия население Китая насчитывало около 400 млн. человек, то есть превосходило население Европы и Северной Америки вместе взятых. Численность этнических маньчжур составляла немногим более 3% от этого числа, однако костяк

Из книги Оборона Одессы. 1941. Первая битва за Черное море автора Юновидов Анатолий Сергеевич

Приложения Данные отдела укомплектования штаба Приморской армии по некоторым вопросам боевой деятельности армии при обороне г. Одессы Приложение 1 Перечень частей, расформированных в г. Одессе 1. Головной дорожный отдел УШОСДОРа НКВД2. 33-й дорожно-эксплуатационный

Из книги Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне автора Военное дело Коллектив авторов --

ГЛАВА II СОСТОЯНИЕ ТЫЛА СОВЕТСКОЙ АРМИИ К НАЧАЛУ ВОЙНЫ Высокий уровень технического оснащения Советской Армии, достигнутый благодаря успехам социалистической экономики в годы первых пятилеток, увеличение ее численности и угроза надвигавшейся войны настоятельно

автора Гончаров Владислав Львович

Глава III Настроение и состояние армии после Февральской революции (с марта по июнь 1917

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

Глава IX Состояние и настроение армии в июле – октябре 1917 года. Корниловский мятеж и его

Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С

§ 9. Подготовка ответного удара Красной армии, прорыв I Конной армии Командование Красной армии, по указаниям Ленина, еще с начала весны 1920 г. стало укреплять наши силы на польском фронте. По условиям местности все советские войска на этом фронте были разбиты на две части.

Из книги Полководцы Екатерины II автора Копылов Н. А.

Байов Л. К, Военное искусство и состояние русской армии при ближайших преемниках Петра Великого (Отрывок) // Курс истории русского военного искусства, - СПб., 1909–1913Румянцев впервые высказывает мысль о формировании постоянных армий сообразно с особенностями пограничного

Из книги Великая Отечественная – известная и неизвестная: историческая память и современность автора Коллектив авторов

Е. Н. Концова. Работа политорганов и морально-психологическое состояние личного состава Красной Армии на завершающих этапах Великой Отечественной войны: исторические реалии и современные представления В 1944 г. Красная Армия повела наступление на всех участках фронта

Из книги Нестор Махно, анархист и вождь в воспоминаниях и документах автора Андреев Александр Радьевич

«Санитарное состояние армии Мы коснемся этого вопроса только потому, что на нем ярко можно выявить разницу методов борьбы между регулярными, будь то буржуазные или пролетарские, и партизанскими, крестьянскими армиями.Один из основных принципов организации всякой