Смысл распятия иисуса христа. Что значит «Христос взял на Себя грехи наши Причтенный к злодеям

Искупление - один из основных догматов христианства. Согласно христианским представлениям, грех Адама не был прощен и потомки первого человека унаследовали его вину, а Иисус через распятие искупил грех всего человечества. На протяжении столетий это учение по-разному интерпретировалось экспертами-теологами. Даже в первые века некоторые теологи безоговорочно отвергали данный догмат, тогда как прочие, к примеру, Тертуллиан, Ориген и др., считали, что смерть Иисуса была типа выкупом, уплаченным Диаволу. Это была персидская идея, заимствованная из зороастризма, по которой Бог искупает грехи человечества, покоряясь богу Зла. Некоторые считают, что это типа самопожертвование со стороны Бога для исправления неправедного характера человечества и избавления его от кары. Такие богословы, как Ириней, выдвигают теорию рекапитуляции, по которой Иисус Христос способствовал своим распятием соединению Бога с человеком, который был отдален от своего Создателя из-за грехопадения Адама. Только со времен Св. Августина нынешнюю идею искупления, предусматривающую Божественный план спасения мира, удалось принять, преодолев теологические противоречия.

Вообще-то это мультидоктринальный момент веры, который подразумевает следующее:
1. человек по природе порочен, наследует Адамов грех и обречен на преисподнюю;
2. из-за Своего безмерного милосердия Бог не позволил, чтобы такое положение вещей продолжало существовать, и определенным образом внес умиротворение посредством человека, который в качестве третьего лица Троицы был равен Ему;
3. Он послал Своего сына в качестве Спасителя, умершего на кресте и очистившего этим человечество от грехов;
4. данная жертва примирила грешного человека с его рассерженным Богом и соединила его с Господом.

Рассмотрим данный многогранный вопрос во всех его аспектах.

Во-первых, подчеркивается первородный грех человека, побудивший Бога отправить на землю своего эмиссара - Спасителя. Прежде всего, определим, что такое грех. Это дурной поступок, совершенный человеком в нарушение заповедей Бога. Всеми признается, что нравственность людей различна. Некоторые люди праведны, прочие неустойчивы, а третьи злы и жестоки; одни грешны, прочие безгрешны. Это значит, что человек, придя в мир, приобретает печать греха своими поступками, а не наследует его. Правда, Адам совершил ошибку, вызвал гнев Бога и был изгнан из рая. Христиане считают, что Адам не был прощен и его грех наследовался потомками. Данная теория нелогична и не основана на библейских текстах; скорее она взята из писаний Павла. То, что груз греха может быть передан иным, представляется абсолютно абсурдным. Томас Пейн сильно ясно выразился по этому поводу:
"Если я должен кому-то деньги и не могу их отдать, а кредитор угрожает мне тюрьмой, иной человек может взять долг на себя. Но если я совершил преступление, все меняется. Нравственная справедливость не обеспечивает считать невиновного виновным, если даже невинный приглашает себя для этого. Предположить, что правосудие поступает таким образом, выходит разрушить самые его принципы. Это уже не будет правосудием. Это будет мщение без разбора".

Источником христианства был иудаизм, и в I в. Ветхий Завет был его единственной Библией. К пророчествам Ветхого Завета прибегали для оправдания миссии Иисуса. И Иисус сам никогда не утверждал ничего, что противоречило бы иудейскому писанию. Между тем Ветхий Завет нигде не упоминает о так называемом первородном грехе. Бог посылал многочисленных пророков, чтобы вести заблудшее человечество по правильному пути. Авраам, Ной, Иаков, Иосиф и прочие пророки - были праведниками. Захария и Иоанн Креститель признаются и Новым Заветом. Как же человек, являющийся от рождения виновным перед Богом, может стать праведником?

Ветхий Завет нигде не упоминает, что человек наследует первородный грех; наоборот, Бог сотворил человека по образу своему. Что подразумевает выражение "по образу"? Новый Завет объясняет, что быть созданным по образу Бога обозначает по своей природе любить добро и ненавидеть зло. Новый Завет называет Адама сыном Божьим. Таким же образом, Тора упоминает, что Бог высоко воздал Авелю, сыну Адама. Непонятно, как Авель мог бы стать праведным, если его папа Адам был грешником и передал ему грех, как уверяет нас христианство. Никогда не замышлялось, что Новый Завет должен заменить Ветхий Завет, и, когда Павел утверждает, что Иисус отменил Закон, он весьма - отклоняется от истинного учения Иисуса, который всегда отвергал тех, кто отказывался от Священного Писания. Сам Иисус утверждал, что дети чисты, безгрешны, "ибо таковых есть Царство Небесное". В Евангелии от Луки упоминается, что Иоанн Креститель " будет велик пред Господом... и Духа Св. воплотится в жизнь еще от чрева матери своей". Это означает, что Иоанн был безгрешен даже в утробе матери. Но не исключительно пророков Новый Завет предпологает праведниками. Общим положением Евангелий является то, что Бог прощает раскаявшихся грешников. Только измышления Павла приводят к теории первородного греха. В своей книге "Христианская этика и "Имеющиеся в настоящее время проблемы" настоятель Инге отмечал, что эту "извращенную" доктрину сформулировал Павел, а позднейшие богословы включили ее в церковное учение. Гектор Хоутон говорит:
"Ортодоксального учения о первородном грехе... достаточно просто нет в Библейских писаниях. Многое в нем, без сомнения, заимствовано из толкований писания Павла". Епископ Мастер был настолько откровенен, что утверждал: "Мы больше не верим в первородный грех".

Христианские теологи утверждают, что Бог всемилостив, и у Него столько любви к человечеству, что она не может быть выражена словами. Именно по данной причине Он послал Своего Сына смыть пятно первородного греха. Такое понимание Бога делает Всемогущего Господа языческим племенным божеством, которое для спасения своего племени нередко жертвовал собственным изображением, сыном либо даже воплощением. Языческие мифические божества посылали спасителей своим племенам либо кланам, а Христианское учение гласит, что Бог послал Своего сына исключительно для того, чтобы спасти заблудших овец дома Израилева. Миссия Иисуса, таким образом, не универсальна, а ограничена определенным народом.

И правда, Бог был всегда милостив к человечеству и многократно посылал вестников указывавших людям путь настоящий. Библия упоминает, что когда большая часть израильтян отошло от Божественного пути, гнев Божий обрушился на них с такой силой, что во всемирном потопе Он погубил тогда весь существовавший мир, за исключением нескольких человек; это массовое уничтожение коснулось прочих обитателей земли намного больше, чем заблудших овец дома Израилева. Иисус явился в ту эпоху, когда плотность населения была намного больше, чем во времена всемирного потопа. Намного логичнее предположить желательнее думать, что христианский Бог должен был бы смилостивиться над своими несчастными творениями во время потопа. По какой причине же Он послал в конце концов Своего Сына в качестве спасителя, да и то исключительно для дома Израилева? В целом данный догмат смотрится абсолютно абсурдным, потому что такая политика не пристала Богу Всемогущему, о котором проповедовал Иисус Христос, никогда не провозглашавший своего мессианства и не обещавший массового спасения. Наоборот, он просил своих учеников покаяться, "ибо приблизилось Царство Небесное". Помимо того, утверждается, что Иисус Христос, называемый единственным рожденным Сыном Божьим и вторым лицом христианской Троицы, явился на землю как Посланник Бога, чтобы стать Спасителем, и что он был распят по Божественному замыслу, чтобы искупить грехи человечества. То, что Иисус был сыном Бога, говорится во многих местах Библии. Как уже говорилось, титул "Сын Божий" был присвоен ему за его праведность и должен пониматься метафорически, так же, как выражение "раб Божий".

Фантазия же таких философов, как Филон, породила существование посредника между Богом и людьми; в данном случае роль спасителя была присвоена Иисусу. Но данная идея не имеет смыла, поскольку евангелическое учение противоречит этому верованию. Если бы Иисус был спасителем человечества благодаря тому, что был осужден на жертвенную смерть, его миссия не ограничилась бы домом Израилевым и он не настаивал бы на строгом соблюдении Закона, не просил бы покаяться за дела неправедные. Не бросает ли на него тень и то, что он был проклят Богом и отправился в ад на три дня? Христиане верят, что Иисус был распят по Божественному замыслу. Если это так, то интересно, знал ли Иисус о предстоящем распятии в начале своей миссии либо же данная роль была навязана ему после его отъезда лжеучениками, и есть ли в Ветхом Завете какое-нибудь обещание Иеговы отправить Спасителя для искупления грехов человечества. Суть вопроса в том, что он узнал о предстоящей ему казни в свой последний день. Лука упоминает, что для того, чтобы встретить надвигавшуюся угрозу, Иисус велел своим ученикам купить мечи, даже если им придется продать их одежду, и когда они сообщили ему, что у них есть два, он сказал им; "довольно". Из этого следует, что он хотел защищаться и был готов к нападению. Проф. Пфлайдерер замечает по этому поводу "Если Иисус боялся убийства в последний вечер своей" жизни и готовился встретить его с оружием в руках, это значит он не мог знать и предсказать свою смерть на кресте; эти предсказания могли быть вложены в его уста только ретроспективно". Рассказ Луки опровергает любые утверждения о том, что Иисус знал заранее о предстоящем ему распятии жертве во спасение якобы по Божественному замыслу.

Это был заговор иудеев, и Иисус беспокоился о своей судьбе. Если бы все шло так, как замыслил бы, и Иисус знал об этом, он никогда не поколебался бы пожертвовать своей жизнью для такой благородной цели и не просил бы Бога, чтобы его миновала чаща сия. Если бы таков был Божественный план, он никогда не произнес бы слов: "Элои, Элои, ламма савахфани? ".

Стало быть, что истинное учение Иисуса никогда не подразумевало его роли Спасителя. Дело в том, что Средиземноморье во времена Христа было так насыщено мифами о Спасителе, что любая религия, возникавшая там, испытывала их воздействие. Почти все верования, от греческого до персидского, несли в себе зародыши культа Спасителя. Несколько древних божеств было, по преданиям, распято во имя спасения человечества - Кришна и Индра пролили свою кровь ради данной благородной миссии; китайский бог Тянь, Осирис и Гор пожертвовали собой ради спасения мира, Адонис был умерщвлен ради данной цели. Прометей, величайший и древнейший благодетель рода человеческого, был прикован к скалам на Кавказе. Митра, по персидским верованиям, был посредником между Верховным Божеством и человечеством. В него верили, как в умирающего бога, чья кровь спасла человечество.

Подобным же образом Диониса называли Освободителем человечества. Даже в далекой Мексике верили, что "смерть Кетцалькоатля на кресте" была "искуплением грехов человечества". Эдвард Карпентер отмечает:
"Этих примеров необходимо, чтобы доказать, что учение о спасителе старо, как мир, и распространено во всем мире, а христианство исключительно присвоило его... и придало ему специфический оттенок. Таким образом, христианская доктрина о Спасителе - это точная копия языческих культов, которая не основана на учении Христа".

Наконец, рассмотрим, и правда, ли принял смерть Иисус через распятие. Сам факт распятия очень противоречив. Евангелисты заявляли, что евреи распяли Христа и глумились над его учениками, Согласно Писанию, он принял позорную смерть на кресте. Так как ни один из апостолов не присутствовал в момент его кончины, они избегли расспросов и прибегали к мифотворчеству. Таким образом, они не исключительно признавали утверждения иудеев о распятии, но, чтобы снять с себя стигму, создали само распятие кардинальным принципом своей веры. Ф.К. Конибер отмечает:
"С того времени распятия уже не стыдились. Павел открыто прославлял его, а автор четвертого Евангелия рассматривал его как окончательное доказательство славы Иисуса".

Принимая без оговорок, что Иисус был распят иудеями, нельзя утверждать, что он был единственным Пророком, претерпевшим такую участь. Список разных прочих пророков, убитых иудеями, следует рассматривать с таких же позиций.

Весьма логично заключить, что учение об искуплении, чуждое Иисусу и нынешним каноническим Евангелиям, было принято позже и в его настоящей форме основано на дохристианских митраистических и прочих языческих культах спасителей. Иначе данный догмат веры абсолютно безоснователен. По мере того, как церковные круги становились рациональнее, они почувствовали, что это так. На Ламбетской конференции британских и американских епископов учение об искуплении было отвергнуто как основанное на недостойном понимании Бога. Епископ Мастермэн на данной конференции абсолютно недвусмысленно заявил:
"Раз и окончательно и бесповоротно мы должны изгнать из нашего богословия всякую мысль о перемене отношения Бога [к людям] из-за кончины Христа".

Распятие Иисуса является, пожалуй, одним из самых известных образов, вышедших из христианства. Этим событием отмечена Страстная пятница, один из самых священных дней в христианском календаре. Но что представляло собой распятие? И почему Иисус был умерщвлен именно так?

Распятие было римским методом наказания. Подвешенная на высоком кресте жертва в конце концов умирала от удушья или истощения — это был затяжной и мучительный процесс. Как правило этим методом пользовались, чтобы публично унизить рабов и преступников (не всегда, чтобы убить их), и применяли его в отношении лиц очень низкого социального статуса или совершивших преступление против государства. Именно эта последняя причина распятия Иисуса упоминается в Евангелиях: будучи Царем иудеев, Иисус бросил вызов имперскому превосходству Рима (Мф. 27:37; Мк. 15:26; Лк. 23:38; Ин. 19:19-22).

Распятие могло осуществляться целым рядом способов. Исследователями христианской традиции признается тот факт, что конечности прибивали к деревянному кресту гвоздями, вопрос в том, пронзали ли гвозди ладони или более крепкие по структуре запястья. Однако римляне не всегда пригвождали своих жертв к крестам, вместо этого иногда привязывая их веревками. На самом деле, единственным археологическим свидетельством практики пригвождения распятых жертв является таранная кость из гробницы Иоханана, человека, казненного в первом веке нашей эры.

Так был ли Иисус пригвожден к кресту?

Евангельские свидетельства

Некоторые ранние Евангелия, такие как Евангелие от Фомы, не повествуют о распятии Иисуса, сосредотачивая внимание на его учении. Однако смерть Иисуса на кресте есть то, в чем сходятся С. Матфей, Марк, Лука и Иоанн — каждый по-своему описывает эпизод распятия.

Ни в одном из Евангелий Нового Завета не упоминается, был ли Иисус прибит гвоздями или привязан к кресту. Тем не менее Евангелие от Иоанна сообщает о ранах на руках воскресшего Иисуса. Именно это упоминание, вероятно, и стало источником широко распространившейся традиции, согласно которой руки и ноги Иисуса были скорее пригвождены, а не привязаны к кресту.

Контекст

Библия не правдива? Зато реальна

The Washington Post 28.03.2016

Иисус - не такой пацифист, как вам кажется

Slate.fr 27.09.2015

Как палестинец Иисус Христос боролся с сионизмом

NRG 29.06.2015

Как Иисус из разбойника превратился в Сына Божьего?

Tablet Magazine 01.08.2013 В неканоническом Евангелии от Петра первого или второго века н.э., в частности, описывается (21-й стих), как после смерти Иисуса из его рук были извлечены гвозди. Евангелие от Петра, как известно, также делает крест действующим персонажем в повествовании о страстях Христовых. В стихах 41-42 крест говорит, отвечая своим собственным голосом Богу: «И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?" И был ответ с креста: "Да"». Традиция явно имеет первостепенное значение для этого текста.

За последние несколько лет появился целый ряд утверждений об обнаружении фактических гвоздей, которыми был распят Иисус. Каждый раз библеисты и археологи справедливо отмечают натянутость и ошибочное толкование доказательств, стоящих за подобного рода заявлениями. Любопытно, что версия о пригвождении сохраняет свою устойчивость, несмотря на то, что самые ранние Евангелия не упоминают об этой подробности казни Иисуса.

Описания распятия

Не удивительно, что христианам потребовалось некоторое время, чтобы принять образ Христа на кресте, учитывая, что распятие представляло собой унизительную смерть. Удивительно то, чем оказывается самое раннее изображение распятия. Вместо знакомых нам благочестивых икон — прославляющих смерть Иисуса — это самое раннее изображение представляет собой граффити конца второго века, где содержится насмешка над христианами.

На так называемом Граффито Алексаменоса изображена распятая на кресте фигура с головой осла, сопровождаемая подписью: «Алексаменос поклоняется своему Богу». Как подтверждают Минуций Феликс («Октавий» 9,3; 28,7) и Тертуллиан («Апология» 16,12), в древности это было, по-видимому, распространенным обвинением. Поскольку автором граффито явно был не христианин, это изображение позволяет предположить, что люди, не исповедовавшие христианство, были знакомы с некоторыми основными элементами данной веры уже в начале второго столетия.

Геммы, зачастую использовавшиеся для магических целей, также предоставляют некоторые из наиболее ранних известных нам изображений распятого Иисуса. На этой пластине яшмы второго или третьего века вырезано изображение человека на кресте в окружении магических слов.

Еще один очень ранний образ распятия найден высеченным на сердоликовой гемме, вставленной в кольцо.

Ученые считают, что так называемая гемма Констанца датируется четвертым веком нашей эры. На этом изображении руки Иисуса, как кажется, не прибиты к кресту, поскольку кисти естественно повисают, как если бы он был привязан за запястья.

Поскольку свидетельства древних времен не дают однозначного ответа на вопрос, был ли Иисус пригвожден или привязан к кресту, общее представление о распятии определяется именно традицией. Те, кто смотрели фильм «Страсти Христовы», вспомнят эпизод пригвождения Иисуса к кресту, которому режиссер Мел Гибсон посвятил без малого целых пять минут экранного времени.

Учитывая относительное молчание Евангелий в отношении акта распятия, популярность данного образа можно объяснить графической экспансией. Один из немногих фильмов, где распятие преподносится без пригвождения, это «Житие Брайана по Монти Пайтону», где жертвы распятия, хотя среди них и нет Иисуса, привязаны к своим крестам веревками.

В итоге император Константин положил конец распятию как способу казни — не по этическим причинам, но из уважения к Иисусу. Но в конце концов, именно непреходящий образ креста, вне зависимости от того, присутствовали там гвозди или веревки, наиболее прочно ассоциируется со смертью Иисуса в искусстве и в традиции.

Спрашивает Александр
Отвечает Виктор Белоусов, 07.06.2013


Александр спрашивает: "Объясните пожалуйста суть искупления Иисусом наших грехов. Ведь Он являясь Божьим Сыном все равно с Отцом есть единый Бог. Получается Бог искупил наши грехи Сам у Себя. И почему для этого требовалось именно искупление кровью, а не просто прощение? Помогите понять. Спасибо."

Мир Вам, Александр

По этому вопросу есть несколько взглядов. Два из них я постараюсь немного раскрыть.

23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
()

В оригинальном тексте сказано: "Возмездие греха - смерть...". Есть разные взгляды на грех. Смертью за грех наказывает Бог или Бог называет грехом то, что приводит к смерти?

Есть мысль у греков: "Выбирают ли боги добро, потому что оно благое, либо же добро - благое, потому что выбрано богами?", аналогично можно подставить слова "закон", "грех", "праведность" и т.д. Добро является добром потому что его выбрал Бог? Или Бог его выбрал, потому что оно является добром?

Можно рассматривать вопрос греха "юридически" - что смерть является наказанием, как рассматривал блаженный Августин в концепции "теодицеи", там есть своя логика рассуждения.

Можно рассматривать вопрос греха "медицински" - что грех является болезнью, которая вызывает смерть сама по себе.

Если в первом случае идет цепочка "грех-->возмездие как воля Бога-->смерть", то во втором "закон жизни-->нарушение это грех-->что вызывает смерть".

Больше на правду похож второй вариант, с моей точки зрения, потому что есть очевидные законы жизни во Вселенной. Есть "золотое сечение", есть константы, есть гомеостаз в организмах и т.д. Если эти законы нарушать - будет плохо, некрасиво, разрушительно - или сразу, или в перспективе времени. Само нарушение этих правил "праведности" вызывает разрушение жизни, за нарушение не нужно наказывать. Родители могут наказать ребенка за то что он упал и разбил коленку, но то что он разбил коленку - уже достаточное наказание, а то что его ругают чтобы он так не делал больше - это педагогика.

Христос взял на Себя наши грехи. Он взял все наши ошибки, все причины (которые приводили к следствиям) и перенес смерть (как разрыв с Богом Отцом). Это как ввести вирус человеку, у которого сильный иммунитет, чтобы его организм выработал антитела - которые помогут справиться с болезнями у многих людей. Но смерть не удержала Его - потому что Христос Сам не грешил, Он взял наши грехи и потому грех не имел над Ним власти. Христос таким образом победил грех и воскрес. Потому что там где нет причины - там и нет следствия.

Почему кровь? Кровь - это носитель информации, говоря современным языком. В Писании много таких интересных текстов:

10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее,
11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови.
()

Душа, жизнь, эмоции - как-то взаимодействуют с кровью. Возможно, Вы читали факты что при переливании крови или пересадке сердца могут меняться вкусы человека, его желания, пристрастия. Какой-то смысл в этом есть. Кровь Христа - если можно так образно сказать, как "носитель Его праведности" - очищает нас от греха.

7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
()

Вот такое краткое описание.

Будут вопросы - задавайте!

Благословений Вам,
Виктор

Читайте еще по теме "Спасение":

Основой православия является учение о том, что распятие Иисуса Христа послужило искупительной жертвой, принесенной Им для освобождения человечества от власти первородного греха. На протяжении всего исторического периода, минувшего с тех пор, когда свет истинный веры вывел Русь из мрака язычества, именно признание жертвенности Спасителя является критерием чистоты веры, и в то же время камнем преткновения для всех, кто пытался насаждать еретические учения.

Человеческая природа, поврежденная грехом

Из Священного Писания явствует, что Адам и Ева, ставшие прародителями всех последующих поколений людей, совершили грехопадение, нарушив Заповедь Божью, попытавшись уклониться от исполнения Его святой воли. Исказив тем самым свою первозданную природу, заложенную в них Творцом, и утратив дарованную им вечную жизнь, они стали смертными, тленными и страстными (испытывающими страдания). Ранее же, сотворенные по образу и подобию Божьему, Адам и Ева не знали ни болезней, ни старости, ни самой смерти.

Святая Церковь, представляя распятие Христа на Кресте как искупительную жертву, поясняет, что, вочеловечевшись, то есть не только уподобившись людям внешним обликом, но и вобрав в себя все их физические и душевные свойства (кроме греха), он крестными мучениями очистил Свою плоть от искажений, внесенных первородным грехом, и восстановил ее в богоподобном виде.

Чада Божьи, шагнувшие в бессмертие

Кроме того, Иисус основал на земле Церковь, в лоне которой люди получили возможность стать Его чадами и, покинув тленный мир, обрести вечную жизнь. Подобно тому, как обычные дети наследуют от своих родителей их главные особенности, так и христиане, духовно родившиеся во святом крещении от Иисуса Христа и став его чадами, обретают свойственное Ему бессмертие.

Уникальность христианской догмы

Характерно, что практически во всех иных религиях догмат об искупительной жертве Спасителя отсутствует, или предельно искажен. Например, в иудаизме считается, что первородный грех, совершенный Адамом и Евой, не распространяется на их потомков, и поэтому распятие Христа не является актом спасения людей от вечной смерти. То же можно сказать и об исламе, где обретение райских блаженств гарантировано всем, кто в точности исполняет требования Корана. Не содержит в себе идею искупительной жертвы и буддизм, также входящий в число ведущих мировых религий.

Что же касается язычества, активно противостоявшего зарождавшемуся христианству, то и на самом высоком взлете своей античной философии оно не поднималось до понимания того, что, именно распятие Христа открыло людям путь в вечную жизнь. В одном из своих Павел писал, что сама проповедь распятого Бога для эллинов казалась безумием.

Таким образом, лишь только христианство со всей очевидностью донесло людям известие о том, что они искуплены Кровью Спасителя. И, став Его духовными чадами, получили возможность войти в Царство Небесное. Недаром в Пасхальном тропаре поется, что всем живущим на земле господь даровал жизнь «Смертью смерть поправ», а иконе «Распятие Христа» в православных храмах отводится самое почетное место.

Позорная и мучительная казнь

Описание сцены распятия Христа содержится у всех четырех евангелистов, благодаря чему она представляется нам во всех ужасающих подробностях. Известно, что эта казнь, нередко применявшаяся в Древнем Риме и на подконтрольных ему территориях, была не только мучительной, но и самой позорной. Ей подвергались, как правило, наиболее отъявленные преступники: убийцы, разбойники, а также беглые рабы. Кроме того, по еврейскому закону распятый человек считался проклятым. Таким образом иудеи хотели не только подвергнуть ненавистного им Иисуса мучениям, но и опозорить Его перед соотечественниками.

Казни, свершившейся на горе Голгофе, предшествовали длительные побои и издевательства, которые Спасителю пришлось претерпеть от своих мучителей. В 2000 году американской кинокомпанией Icon Productions был снят о распятии Иисуса Христа фильм, который называется «Страсти Христовы». В нем режиссер Мел Гибсон со всей откровенностью показал эти поистине душераздирающие сцены.

Причтенный к злодеям

В описании казни говорится о том, что перед распятием Христа воины поднесли Ему для облегчения страданий кислого вина, в которое были добавлены горькие вещества. Как видно, даже этим огрубевшим людям было не чуждо сострадание к чужой боли. Однако Иисус отверг их предложение, желая в полной мере претерпеть мучения, добровольно взятые Им на Себя за людские грехи.

Чтобы унизить Иисуса в глазах народа, палачи распяли Его между двумя разбойниками, приговоренными к смерти за совершенные ими злодеяния. Однако тем самым они, не сознавая того, наглядно продемонстрировали исполнение слов библейского пророка Исайи, за семь веков до этого предсказавшего, что грядущий Мессия будет «к злодеям причтен».

Казнь, совершенная на Голгофе

Когда Иисуса распинали, а происходило это около полудня, что по исчислении времени, принятому в ту эпоху, соответствовало шести часам дня, Он неустанно молился пред Отцом Небесным о прощении Своих палачей, относя творимое ими на счет неведения. На вершине Креста над головой Иисуса была укреплена дощечка, с надписью, выполненной рукой Понтия Пилата. В ней на трех языках - арамейском, греческом и латинском (на котором общались римляне) - говорилось, что казненный является Иисусом Назореем, назвавшим Себя Царем Иудейским.

Воины, находившиеся у подножия Креста, согласно обычаю, получили одежду казненного и делили ее между собой, В этом также сбылось пророчество, данное когда-то царем Давидом и дошедшее до нас в тексте его 21-го Псалма. Евангелисты свидетельствуют и о том, что когда свершилось распятие Христа, иудейские старейшины, а с ними и простые люди всячески глумились над Ним, выкрикивая оскорбления.

Так же поступали и римские воины-язычники. Лишь разбойник, висевший по правую руку от Спасителя, вступился за Него, с высоты креста обличая палачей в том, что они придали мучениям невинного человека. Сам же при этом он покаялся в содеянных преступлениях, за что Господь посулил ему прощение и вечную жизнь.

Смерть на Кресте

Евангелисты свидетельствуют о том, что в числе присутствовавших в тот день на Голгофе находились люди, искренне любившие Иисуса и пережившие тяжелое потрясение при виде его страданий. Среди них была Его Мать Дева Мария, скорбь которой не поддается описанию, ближайший ученик - апостол Иоанн, Мария Магдалина, а также еще несколько женщин из числа Его последовательниц. На иконах, сюжетом которых является Распятие Христа (фото представленные в статье) эта сцена передается с особым драматизмом.

Далее евангелисты повествуют о том, что около девятого часа, что по-нашему соответствует примерно 15 часам, Иисус возгласил к Отцу Небесному, а затем, вкусив уксус, поднесенный Ему на острие копья в качестве обезболивающего средства, испустил дух. Сразу за этим последовало множество небесных знамений: надвое разодралась завеса в храме, распались камни, разверзлась земля, и из нее восстали тела умерших.

Заключение

Всех, находившихся на Голгофе, увиденное повергло в ужас, так как стало очевидным, что распятый ими человек воистину был Сыном Божьим. Эта сцена также необычайно ярко и выразительно показана в упомянутом выше фильме о распятии Христа. Поскольку приближался вечер Пасхальной трапезы, тело казненного, по традиции, надлежало снять со Креста, что и было в точности исполнено. Предварительно же, чтобы удостовериться в Его смерти, один из воинов пронзил копьем ребра Иисуса, и из раны истекла кровь, смешанная с водой.

Именно потому, что на Кресте Иисус Христос совершил акт искупления человеческих грехов и тем самым открыл чадам Божьим путь к вечной жизни, это мрачное орудие казни уже в течение двух тысячелетий является символом жертвенности и безграничной любви к людям.

Искупление — один из основных догматов христианства. Согласно христианским представлениям, грех Адама не был прощен и потомки первого человека унаследовали его вину, а Иисус через распятие искупил грех всего человечества. На протяжении веков это учение по-разному интерпретировалось экспертами-теологами. Даже в первые века некоторые теологи безоговорочно отвергали этот догмат, тогда как другие, например, Тертуллиан, Ориген и др., считали, что смерть Иисуса была своего рода выкупом, уплаченным Диаволу. Это была персидская идея, заимствованная из зороастризма, по которой Бог искупает грехи человечества, покоряясь богу Зла. Некоторые считают, что это своего рода самопожертвование со стороны Бога для исправления неправедного характера человечества и избавления его от кары. Такие богословы, как Ириней, выдвигают теорию рекапитуляции, по которой Иисус Христос способствовал своим распятием соединению Бога с человеком, который был отдален от своего Создателя из-за грехопадения Адама. Лишь со времен Св. Августина нынешнюю идею искупления, предусматривающую Божественный план спасения мира, удалось принять, преодолев теологические противоречия (105).

На самом деле это мультидоктринальный момент веры, который подразумевает следующее:
1. человек по природе порочен, наследует Адамов грех и обречен на преисподнюю;
2. из-за Своего безмерного милосердия Бог не позволил, чтобы такое положение вещей продолжало существовать, и определенным образом внес умиротворение посредством человека, который в качестве третьего лица Троицы был равен Ему;
3. Он послал Своего сына в качестве Спасителя, умершего на кресте и очистившего этим человечество от грехов;
4. эта жертва примирила грешного человека с его рассерженным Богом и соединила его с Господом.

Рассмотрим этот многогранный вопрос во всех его аспектах.

Во-первых, подчеркивается первородный грех человека, побудивший Бога послать на землю своего эмиссара — Спасителя. Прежде всего, определим, что такое грех. Это дурной поступок, совершенный человеком в нарушение заповедей Бога. Всеми признается, что нравственность людей различна. Некоторые люди праведны, другие неустойчивы, а третьи злы и жестоки; одни грешны, другие безгрешны. Это означает, что человек, придя в мир, приобретает печать греха своими поступками, а не наследует его. Правда, Адам совершил ошибку, вызвал гнев Бога и был изгнан из рая. Христиане считают, что Адам не был прощен и его грех наследовался потомками. Эта теория нелогична и не основана на библейских текстах; скорее она взята из писаний Павла. То, что груз греха может быть передан другим, представляется совершенно абсурдным. Томас Пейн очень ясно выразился по этому поводу:
«Если я должен кому-то деньги и не могу их отдать, а кредитор угрожает мне тюрьмой, другой человек может взять долг на себя. Но если я совершил преступление, все меняется. Нравственная справедливость не позволяет считать невиновного виновным, если даже невинный предлагает себя для этого. Предположить, что правосудие поступает таким образом, значит разрушить самые его принципы. Это уже не будет правосудием. Это будет мщение без разбора» (106).

Источником христианства был иудаизм, и в I в. Ветхий Завет был его единственной Библией. К пророчествам Ветхого Завета прибегали для оправдания миссии Иисуса. И Иисус сам никогда не утверждал ничего, что противоречило бы иудейскому писанию. Между тем Ветхий Завет нигде не упоминает о так называемом первородном грехе. Бог посылал многочисленных пророков, чтобы вести заблудшее человечество по правильному пути. Авраам, Ной, Иаков, Иосиф и другие пророки — были праведниками. Захария и Иоанн Креститель признаются и Новым Заветом (107). Как же человек, являющийся от рождения виновным перед Богом, может стать праведником?

Ветхий Завет нигде не упоминает, что человек наследует первородный грех; наоборот, Бог сотворил человека по образу своему (108). Что подразумевает выражение «по образу»? Новый Завет объясняет, что быть созданным по образу Бога означает по своей природе любить добро и ненавидеть зло (109). Новый Завет называет Адама сыном Божьим (110). Таким же образом, Тора упоминает, что Бог высоко воздал Авелю, сыну Адама (111). Непонятно, как Авель мог бы стать праведным, если его отец Адам был грешником и передал ему грех, как уверяет нас христианство. Никогда не замышлялось, что Новый Завет должен заменить Ветхий Завет, и, когда Павел утверждает, что Иисус отменил Закон, он сильно — отклоняется от истинного учения Иисуса, который всегда отвергал тех, кто отказывался от Священного Писания (112). Сам Иисус утверждал, что дети чисты, безгрешны, «ибо таковых есть Царство Небесное» (113). В Евангелии от Луки упоминается, что Иоанн Креститель » будет велик пред Господом… и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (114). Это значит, что Иоанн был безгрешен даже в утробе матери. Но не только пророков Новый Завет считает праведниками. Общим положением Евангелий является то, что Бог прощает раскаявшихся грешников (115). Лишь измышления Павла приводят к теории первородного греха. В своей книге «Христианская этика и «Современные проблемы» настоятель Инге (116) отмечал, что эту «извращенную» доктрину сформулировал Павел, а позднейшие богословы включили ее в церковное учение. Гектор Хоутон говорит:
«Ортодоксального учения о первородном грехе… просто нет в Библейских писаниях. Многое в нем, без сомнения, заимствовано из толкований писания Павла» (117). Епископ Мастер был настолько откровенен, что утверждал: «Мы больше не верим в первородный грех» (118).

Христианские теологи утверждают, что Бог всемилостив, и у Него столько любви к человечеству, что она не может быть выражена словами. Именно по этой причине Он послал Своего Сына смыть пятно первородного греха. Такое понимание Бога делает Всемогущего Господа языческим племенным божеством, которое для спасения своего племени часто жертвовал собственным изображением, сыном или даже воплощением. Языческие мифические божества посылали спасителей своим племенам или кланам, а Христианское учение гласит, что Бог послал Своего сына только для того, чтобы спасти заблудших овец дома Израилева (119). Миссия Иисуса, таким образом, не универсальна, а ограничена определенным народом (120).

Действительно, Бог был всегда милостив к человечеству и неоднократно посылал вестников указывавших людям путь истинный. Библия упоминает, что когда большинство израильтян отошло от Божественного пути, гнев Божий обрушился на них с такой силой, что во всемирном потопе Он погубил тогда весь существовавший мир, за исключением нескольких человек; это массовое уничтожение коснулось других обитателей земли гораздо больше, чем заблудших овец дома Израилева. Иисус явился в ту эпоху, когда плотность населения была гораздо больше, чем во времена всемирного потопа. Гораздо логичнее предположить желательнее думать, что христианский Бог должен был бы смилостивиться над своими несчастными творениями во время потопа. Почему же Он послал в конце концов Своего Сына в качестве спасителя, да и то только для дома Израилева? В целом этот догмат выглядит совершенно абсурдным, потому что такая позиция не пристала Богу Всемогущему, о котором проповедовал Иисус Христос, никогда не провозглашавший своего мессианства и не обещавший массового спасения. Наоборот, он просил своих учеников покаяться, «ибо приблизилось Царство Небесное» (121). Кроме того, утверждается, что Иисус Христос, называемый единственным рожденным Сыном Божьим и вторым лицом христианской Троицы, явился на землю как Посланник Бога, чтобы стать Спасителем, и что он был распят по Божественному замыслу, чтобы искупить грехи человечества. То, что Иисус был сыном Бога, говорится во многих местах Библии. Как уже говорилось, титул «Сын Божий» был присвоен ему за его праведность и должен пониматься метафорически, так же, как выражение «раб Божий».

Фантазия же таких философов, как Филон, породила существование посредника между Богом и людьми; в данном случае роль спасителя была присвоена Иисусу. Но эта идея не имеет смыла, так как евангелическое учение противоречит этому верованию. Если бы Иисус был спасителем человечества благодаря тому, что был осужден на жертвенную смерть, его миссия не ограничилась бы домом Израилевым и он не настаивал бы на строгом соблюдении Закона, не просил бы покаяться за дела неправедные. Не бросает ли на него тень и то, что он был проклят Богом и отправился в ад на три дня (122)? Христиане верят, что Иисус был распят по Божественному замыслу. Если это так, то интересно, знал ли Иисус о предстоящем распятии в начале своей миссии или же эта роль была навязана ему после его отъезда лжеучениками, и есть ли в Ветхом Завете какое-либо обещание Иеговы послать Спасителя для искупления грехов человечества (123). Суть вопроса в том, что он узнал о предстоящей ему казни в свой последний день. Лука упоминает (124), что для того, чтобы встретить надвигавшуюся угрозу, Иисус велел своим ученикам приобрести мечи, даже если им придется продать их одежду, и когда они сообщили ему, что у них есть два, он сказал им; «довольно». Это означает, что он хотел защищаться и был готов к нападению. Проф. Пфлайдерер замечает по этому поводу «Если Иисус боялся убийства в последний вечер своей’ жизни и готовился встретить его с оружием в руках, значит он не мог знать и предсказать свою смерть на кресте; эти предсказания могли быть вложены в его уста лишь ретроспективно» (125). Рассказ Луки опровергает любые утверждения о том, что Иисус знал заранее о предстоящем ему распятии жертве во спасение якобы по Божественному замыслу.

Это был заговор иудеев, и Иисус беспокоился о своей судьбе. Если бы все шло так, как замыслил бы, и Иисус знал об этом, он никогда не поколебался бы пожертвовать своей жизнью для такой благородной цели и не просил бы Бога, чтобы его миновала чаща сия (126). Если бы таков был Божественный план, он никогда не произнес бы слов: «Элои, Элои, ламма савахфани? » (127).

Это означает, что истинное учение Иисуса никогда не подразумевало его роли Спасителя. Дело в том, что Средиземноморье во времена Христа было так насыщено мифами о Спасителе, что любая религия, возникавшая там, испытывала их влияние. Почти все верования, от греческого до персидского, несли в себе зародыши культа Спасителя. Несколько древних божеств было, по преданиям, распято во имя спасения человечества — Кришна и Индра пролили свою кровь ради этой благородной миссии; китайский бог Тянь, Осирис и Гор пожертвовали собой ради спасения мира, Адонис был умерщвлен ради этой цели. Прометей, величайший и древнейший благодетель рода человеческого, был прикован к скалам на Кавказе (128). Митра, по персидским верованиям, был посредником между Верховным Божеством и человечеством. В него верили, как в умирающего бога, чья кровь спасла человечество (129).

Подобным же образом Диониса называли Освободителем человечества. Даже в далекой Мексике верили, что «смерть Кетцалькоатля на кресте» была «искуплением грехов человечества» (130). Эдвард Карпентер отмечает:
«Этих примеров достаточно, чтобы доказать, что учение о спасителе старо, как мир, и распространено во всем мире, а христианство только присвоило его… и придало ему специфический оттенок. Таким образом, христианская доктрина о Спасителе — это точная копия языческих культов, которая не основана на учении Христа» (131).

Наконец, рассмотрим, действительно ли принял смерть Иисус через распятие. Сам факт распятия весьма противоречив. Евангелисты заявляли, что евреи распяли Христа и глумились над его учениками, Согласно Писанию, он принял позорную смерть на кресте. Поскольку ни один из апостолов не присутствовал в момент его смерти, они избегли расспросов и прибегали к мифотворчеству. Таким образом, они не только признавали утверждения иудеев о распятии, но, чтобы снять с себя стигму, сделали само распятие кардинальным принципом своей веры. Ф.К. Конибер отмечает:
«С тех пор распятия уже не стыдились. Павел открыто прославлял его, а автор четвертого Евангелия рассматривал его как окончательное доказательство славы Иисуса» (132).

Принимая без оговорок, что Иисус был распят иудеями, нельзя утверждать, что он был единственным Пророком, претерпевшим такую участь. Список различных других пророков, убитых иудеями, следует рассматривать с таких же позиций.

Вполне логично заключить, что учение об искуплении, чуждое Иисусу и нынешним каноническим Евангелиям, было принято позже и в его настоящей форме основано на дохристианских митраистических и других языческих культах спасителей. Иначе этот догмат веры совершенно безоснователен. По мере того, как церковные круги становились рациональнее, они почувствовали, что это так. На Ламбетской конференции британских и американских епископов учение об искуплении было отвергнуто как основанное на недостойном понимании Бога. Епископ Мастермэн на этой конференции совершенно недвусмысленно заявил:
«Раз и навсегда мы должны изгнать из нашего богословия всякую мысль о перемене отношения Бога [к людям] из-за смерти Христа» (133).