Целью как особого вида деятельности является достижение. Разработка урока "Деятельность человека, её основные формы". Проверьте свои знания

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: « Деятельность человека, её основные формы »

Разработала:

Гороховцева Н.Е.

Зима, 2013г.

Тема урока: Деятельность человека, её основные формы.

Цели:

Обучающая: учащиеся должны знать понятия и термины: деятельность, мотивы деятельности, потребности, цель.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная : способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: деятельность, мотив, цель деятельности, общение, творчество, самореализация, потребность.

План урока:

  1. Классификация деятельности.
  2. Общение. Виды общения.
  3. Творческая деятельность

Ход урока:

  1. Работа по теме урока.
  1. Деятельность. Виды деятельности.

Учитель: Деятельность человека имеет целенаправленный характер. Другими словами, она не ограничивается приспособлением к существующим условиям. Она целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Целеполагание является условием человеческой деятельности, которое значительно активизирует её характер.

Запись в тетрадях:

Деятельность –

Учитель: Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо – преобразующим отношением к окружающему миру.

Запись в тетрадях: Давайте запишем в таблице сравнительные характеристики деятельности человека и активности животного.

таблица 1

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.

Целеполагание в деятельности.

Целесообразность в поведении.

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно – следственные зависимости, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Воздействие на среду обитания осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств.

Продуктивный, творческий, созидательный характер.

Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Учитель: Деятельность имеет свою структуру, состоящую из субъекта – орудия – объекта.

Запись в тетрадях:

Структура деятельности.

  1. субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
  2. орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой функциональной деятельности.
  3. объект – это то, на что направлена деятельность.

Учитель: Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой. Субъект деятельности порождает мотив, переходящий в цель, методы и средства, процесс, и в конечный результат (продукт).

Запись в тетрадях:

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

Учитель: В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

Запись в тетрадях:

Цель деятельности -

Учитель: Деятельность состоит из цепи действий.

Запись в тетрадях:

Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Учитель: Существует два вида деятельности.

Запись в тетрадях:

Виды деятельности

  1. практическая – т.е. материально – преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально – преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека;
  2. духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.

Учитель: В зависимости от направленности человеческой активности деятельность может быть:

  1. созидательной (т.е. направленной на формирование «второй природы»: чреды обитания человека, орудий труда и т.п.)
  2. разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т.д.)

Любая деятельность имеет определённую мотивацию, т.е. внутреннего побудителя к действию. Основным мотивом, стимулирующим человека к действию, является его желание удовлетворить свои потребности.

Запись в тетрадях:

Потребность –

Учитель: Существует четыре вида потребностей – биологические, социальные, духовные и ложные.

Запись в тетрадях:

Виды потребностей

  1. биологические – это необходимость в питании, воде, тепле, воспроизводстве и т.п.
  2. социальные – самореализация, самоутверждение, общественное признание личности, исполнение ею своих обязанностей, общение с себе подобными
  3. духовные – пользование культурными благами, размышления о смысле и назначении человеческого существования и пр.
  4. ложные – искусственно созданные (потребность в алкоголе, курении).
  1. Классификация деятельности.

Учитель: Классификацию деятельности можно определить следующим образом.

Запись в тетрадях:

таблица 2.

Основа классификации

Виды деятельности

Характер отношения человека к окружающему миру

Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей; духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

Общественные сферы, в которых деятельность протекает

Экономическая, социальная, политическая и д.р.

Соотнесённость с ходом истории

Прогрессивная, реакционная.

Существующие ценности, социальные нормы

Моральная, аморальная; законная, незаконная

Социальные формы деятельности

Массовая, коллективная, индивидуальная

Потенциал нового в деятельности

Инновационная, изобретательская, творческая, рутинная

Учитель: В деятельности происходит самореализация личности.

Запись в тетрадях:

Самореализация –

  1. Общение. Виды общения.

Учитель: Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Запись в тетрадях:

Общение –

Учитель: Давайте рассмотрим структуру общения, что оно в себя включает, из чего состоит.

Запись в тетрадях:

Структура общения

  1. субъект – тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
  2. цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
  3. содержание – это та информация, которая передаётся в межличностных контактах от одного к другому
  4. средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио – видеотехники, Интернета и др.).

Учитель : В науке выделяют следующие виды общения.

Запись в тетрадях:

Виды общения

  1. вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
  2. интерактивное общение – предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учёбы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатии, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
  3. Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Учитель: Давайте рассмотрим и запишем в тетрадях функции общения.

Запись в тетрадях:

таблица 3.

Наименование функции

Социализация

Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности

Познавательная

Познание людьми друг друга

Психологическая

Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека

Отождествления (противопоставления)

Выражение причастности человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой»

Организационная

Организация совместной деятельности людей

  1. Творческая деятельность.

Учитель: Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Творчество – это компонент, какой – либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность учёных, изобретателей, писателей и т.д.).

Запись в тетрадях:

Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Учитель: способности у человека могут развиваться или пропасть совсем. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы.

Запись в тетрадях:

Важнейшие механизмы творческой деятельности

  1. Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
  2. Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
  3. Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
  4. Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.

Учитель: Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

Запись в тетрадях:

Характерные черты деятельности

  1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты
  2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта)
  3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя.
  4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
  1. Итог урока

Формулирование в ы в о д о в:

  1. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
  2. Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
  3. Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
  4. Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
  5. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
  6. В чём заключается социальная сущность деятельности?
  7. Какова структура деятельности?
  8. Каковы мотивы деятельности?
  9. В чём особенности творческой деятельности?
  10. Сделайте вывод: какую роль в жизни человека играет общение.
  11. Задания на закрепление:
  1. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример
  1. Игры 2. Общения 3. Учения 4. Труда

Ответ: 2

  1. Установите соответствие между примерами деятельности и её видами, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Ответ: 23313

Домашнее задание:

Выучите параграф 17 (учебник Боголюбова), вопросы и задания после параграфа.

Написать эссе: Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком. (Л.Фейербах)

Список литературы

  1. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: Астрель: Транзит – книга, 2004.
  2. Баранов П.А. обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов – Москва: Астрель, 2013.- 187, с. – (школьная программа).
  3. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  5. Обществознание: учебник 10 класс: Базовый уровень / Под. Ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: «просвещение»,2010.
  6. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.- 237 с. –ISBN 978-5-09-018903-3.
  7. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.- 304 с.

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру - процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления - в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаще всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности : человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Мас- лоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).


Рис. 2.2.

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

о физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне, чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.; о экзистенциальные - безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;

о социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;

о престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;

о духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.

Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:

О познавательные - в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;

о эстетические - стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;

О трансцендирования - бескорыстное стремление помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

Для нормального существования человека нужна вода. Следовательно, потребность в воде осознается как физиологическая. Но для того чтобы человек захотел пить, необходим конкретный мотив - чувство жажды. Мы хотим пить не потому, что осознаем важность воды для жизнедеятельности, а потому, что чувствуем жажду.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров - традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства - духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения - твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки - преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

о целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной цели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);

0 ценностно-рациональные - действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);

о аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств - ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);

о традиционные - действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются: поступки - действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния - действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку - это поступок, выиграть важную битву - деяние. Выпить стакан воды - обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление - это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Деятельность - творческое преобразование человеком действительности, самого себя и своих социальных связей.
  • 2. К основным компонентам деятельности относят потребности, мотивы, цель, средства, действие и результат.
  • 3. Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Потребности делятся на первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные).

ВОПРОСЫ

  • 1. Чем отличается деятельность от простой активности? Почему субъектом деятельности может быть только человек?
  • 2. Выделите основные структурные элементы (потребность, мотив, цель и т.д.) в таких видах деятельности, как игра, обучение, труд, общение.
  • 3. Назовите примеры того, как интересы, традиции, убеждения, социальные установки влияют на деятельность человека.
  • 4. Можно ли ради доброго дела применять аморальные средства? Обоснуйте свой ответ.

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека (ДЧ) имеет определенное сходство с активностью животного (АЖ), но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

1) ДЧ - приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. АЖ - приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.

2) ДЧ - целеполагание в деятельности. АЖ - целесообразность в поведении.

3) ДЧ - сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения). АЖ - подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

4) ДЧ - воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. АЖ - воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств.

5) ДЧ - продуктивный, творческий, созидательный характер. АЖ - потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельности - это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).

Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)

Мотив - совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Методы и средства

Процесс

Результат (продукт)

Виды действий (классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864-1920) в зависимости от мотивов действий):

1) Целенаправленное действие - характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.

2) Ценностно-рациональное действие - характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.

3) Аффективное (от лат. af f ectus - душевное волнение) действие - обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.д.

4) Традиционное действие - основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра - это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Существует несколько классификаций общения.

Например, по используемым средствам общения:

Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т.д.;

Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.;

Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;

Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Или, к примеру, по субъектам общения:

Между реальными субъектами;

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.);

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека;

Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений.

Функции общения:

1) социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности;

2) познавательная - познание людьми друг друга;

3) психологическая - осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека;

4) отождествления (противопоставления) - выражение причастности человека к группе: «Я - свой» или «Я - чужой»;

5) организационная - организация совместной деятельности людей.

В современной науке существует несколько подходов к вопросу связи между деятельностью и общением:

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

Труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

Труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности:

1) по субъекту деятельности – индивидуальная и коллективная;

2) по характеру самой деятельности – репродуктивная (деятельность по образцу) и творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов);

3) по соответствию правовым нормам – законная и незаконная;

4) по соответствию моральным нормам – моральная и аморальная;

5) по соотношению с общественным прогрессом – прогрессивная и реакционная;

6) по зависимости от сфер общественной жизни – экономическая, социальная, политическая и духовная;

7) по особенностям проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) и внутренняя (умственные действия).

Творчество - это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество - это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности:

1) Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

2) Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

3) Фантазия (гр. phantasia - психический образ, плод воображения) - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

4) Интуиция (лат. intueri - пристально смотреть) - знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

Сознательный характер - человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

Продуктивный характер - направлена на получение результата (продукта);

Преобразующий характер - человек изменяет окружающий мир и самого себя;

Общественный характер - человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

В течение своей жизни человек постоянно занимается какой-либо деятельностью.

Именно в деятельности человек раскрывается особенно ярко. В деятельности проявляется его интеллект, таланты и способности, потребности, интересы, сила воли, темперамент, умение ставить цель и принимать решение.

Интеллект зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Интеллектом обладает тот, кто способен в любой проблеме выделить главное, проанализировать её и найти способы решения. Человек с сильной волей решителен, самостоятелен, настойчив в достижении своих целей.

Видите, как много всего сосредоточено в слове деятельность.

Мотивы и цели деятельности

Человек никогда ничего не делает просто гак. В основе его поведения и действий лежат мотивы.

Мотивом поступления в институт является желание учиться и стать хорошим специалистом в той области, которую выбрал. Для этого необходимо хорошо знать школьные предметы, иметь соответствующие документы и успешно сдать экзамены.

Что же такое деятельность? Предположим, вы с классом поехали на экскурсию, отвечаете на уроке на вопрос учителя, садитесь дома делать домашнее задание - это действия, учёба или обучение - деятельность.

    Советуем запомнить!
    Деятельность - последовательность действий (умственных или физических), совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение конкретной цели. Деятельность требует упорства, целеустремлённости, постоянных усилий.

    Интересные факты
    Учёные экспериментально доказали, что бесполезные действия вынуждают затрачивать подчас не меньше сил и энергии, чем нужные и полезные.

У деятельности есть цель. Например, купить автомобиль. Для её достижения надо накопить капитал, пройти медосмотр, получить различные справки, водительские права, а потом выбрать магазин с подходящими ценами и марками машины. Действие - маленький фрагмент деятельности - зайти в магазин и купить автомобиль. Деятельность - это учёба, общение с разными людьми, многолетняя работа в банке, на заводе, в офисе, которая приносит заработную плату.

Виды деятельности

Человеческая деятельность очень разнообразна, но основными видами деятельности являются учение (учёба), игра и труд, творчество, общение.

Учение - это обретение новых знаний, освоение новых навыков. Например, в процессе учения вы узнали, что такое деятельность, а теперь приобретаете навык определения её основных видов, а ещё можно научиться рисовать, плавать, играть на музыкальном инструменте.

Игра - это подражание реальной деятельности. Вы же играли в раннем детстве, копируя жизнь взрослых, в такие игры, как дочки-матери, больница, магазин и т.д.? Кроме того, игрой называются спортивные, компьютерные игры.

Трудовая деятельность человека создаёт различные полезные продукты (строительство домов, сборка автомобилей) или оказывает полезные услуги (например, туристические, медицинские, бытового обслуживания).

В процессе творческой деятельности обязательно создаётся что-то новое. Например, изобретение колеса, автомобиля, сочинение музыки, написание книги и т.д. А в процессе общения происходит обмен информацией, идеями, эмоциями.

Такое многообразие видов деятельности существует потому, что они удовлетворяют какие-то важные потребности общества. Не будь потребности, не возникнет деятельности. Кому нужны тёплые сапоги и мастеровые, их изготовляющие, скажем, в Африке, если население в них не нуждается, там круглый год тепло? А в России они необходимы.

Какие виды деятельности иллюстрируют фотографии? На удовлетворение каких потребностей они направлены?

Результат деятельности

Результатом деятельности служит создание полезной вещи или услуги, чувство радости, если твоя любимая футбольная команда выиграла - и наоборот.

Результат не всегда виден глазу, например при умственной деятельности, которая предшествует любой другой. Умственная деятельность выступает основой для всех видов деятельности, так как человек сначала думает, а потом делает. Это правило важно соблюдать и в школьной и во взрослой жизни.

Если представить структуру деятельности, то она состоит из цели, потребностей, мотивов, средств, совокупности действий, результата.

Деятельность и личность

В деятельности раскрывается не просто человек, а проявляется человеческая личность. Что такое личность?

Слово «личность» употребляется по отношению к человеку, готовому к сознательной деятельности. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности двухлетнего ребёнка. Личностью не рождаются. Личностью становятся. Ребёнок станет личностью, лишь когда сам начнёт совершать осознанные поступки. Хотя на первых порах с помощью взрослых.

Установлено, что личность - высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над самим собой. Самостоятельность, активность, инициативность, способность отвечать за свои действия, контролировать своё поведение - вот черты личности. Есть ли они у вас?

Стать личностью можно только в том случае, если у вас есть чёткие представления о добре и зле. Бескорыстная любовь к ближним составляет основу человеческой личности, формирование которой начинается в обществе и семье.

Личность проявляет себя в повседневном поведении, утверждает в конкретных поступках.

Поведение

Что же такое поведение? Чем отличается поведение от деятельности? Для школьников это особенно важно. Учителя оценивают не только ваши знания, но и поведение.

Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (умственная деятельность) и внешней. Про себя вы продумываете решение задачи, а затем садитесь за стол и записываете его.

Поведение состоит из поступков.

Содержание поступка определяет моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком. Молодой человек очень устал и с удовольствием расположился на сиденье автобуса. Пока ещё это действие. Но вот вошла пожилая женщина, и он, несмотря на усталость, моментально уступил ей своё место. Вот это поступок. Как вы думаете, почему?

Очень важно, какие поступки мы совершаем по отношению к тем, кто слабее и беззащитнее нас, кто нуждается в особом внимании и заботе, к людям с ограниченными возможностями. Проходим ли мы мимо их проблем или совершаем поступки и помогаем им.

    Подведём итоги
    Человек проявляется в деятельности. У любой деятельности есть цели, мотивы - причины поведения и действий человека, результат. Деятельность человека очень разнообразна.
    Умственная деятельность является основой для всех других видов деятельности.

    Основные термины и понятия
    Мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните, что такое мотивы деятельности.
  2. Перечислите основные виды деятельности. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их.
  3. Из каких ежедневных действий складывается ваше обучение в школе?
  4. Чем действие отличается от поступка? Приведите примеры.
  5. Что такое личность? Объясните, как в деятельности проявляется личность человека.
  6. Какой вид деятельности является сегодня для вас главным? Какова её цель? Какие средства вы используете для достижения этой цели?

Практикум

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Крестьянские дети». Какими видами деятельности занимаются его персонажи? Каковы их мотивы?

      Домой, ребятишки! обедать пора.
      Вернулись. У каждого полно лукошко.
      А сколько рассказов! Попался косой,
      Поймали ежа, заблудились немножко
      И видели волка... у, страшный какой!..
      - Довольно, Ванюша! гулял ты не мало,
      Пора за работу, родной! -
      Но даже и труд обернётся сначала
      К Ванюше нарядной своей стороной:
      Он видит, как поле отец удобряет,
      Как в рыхлую землю бросает зерно,
      Как поле потом зеленеть начинает,
      Как колос растёт, наливает зерно;
      Готовую жатву подрежут серпами,
      В снопы перевяжут, на ригу свезут,
      Просушат, колотят-колотят цепами,
      На мельнице смелют и хлеб испекут.
      Отведает свежего хлебца ребёнок
      И в поле охотней бежит за отцом...

  2. Согласны ли вы с высказыванием «отрицательный результат (деятельности) - тоже результат». Свой ответ обоснуйте.