Сколько доплачивают за первую категорию учителям. Примеры расчета заработной платы разной категории педагогических работников. На какие выплаты может рассчитывать педагог

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.

Преподавательская деятельность

В чём заключается преподавательская деятельность? Какими актами регламентируется?

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании» (http://base.garant.ru/70291362/) рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

В течение какого времени должна выполняться преподавательская деятельность?

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/307537/) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 18 часов в неделю учителям 1–11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Рабочее время учителя

Какова продолжительность рабочего времени учителя?

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», (http://base.garant.ru/189813/) при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Каков график работы учителей во время каникул?

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (каникулярный период), являются для них рабочим временем. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объёма учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определённого времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Каким образом регулируется переработка учителя?

В соответствии со статьей 152 Трудового Кодекса РФ (http://base.garant.ru/12125268/) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.

Согласно Статье 153 Трудового Кодекса РФ оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании», педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Как распределяется трудовая нагрузки учителей-пенсионеров?

В статье 3 Трудового кодекса РФ устанавливается запрет дискриминации в сфере труда. Так, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Таким образом, трудовая нагрузка учителя не зависит от его статуса пенсионера и регулируется трудовым договором с работодателем.

Заработная плата учителя

Каковы принципы начисления заработной платы?

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.14. Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», постановление Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. № 1008-ПП «О первоочередных мерах по реализации новых принципов оплаты труда в бюджетных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, входящим в Комплекс социальной сферы города Москвы», Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки.

На основании Модельной методики система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы.

Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

O = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:

О – оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);

У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;

Чаз – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К – повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

Днз – доплата за неаудиторную занятость.

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

По каким параметрам рассчитываются стимулирующие надбавки?

В соответствии с Модельной методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки, система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т. д.). Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат педагога, являются критерии, отражающие результаты его работы. Поскольку стаж педагогической работы и уровень образования педагога оказывают опосредованное влияние на результат работы учителя, то можно считать их учтёнными в стимулирующих выплатах за качество работы учителя. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счёт стимулирующей части фонда оплаты труда производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учётом мнения профсоюзной организации.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами.

Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения

Общие положения

Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников образовательного учреждения в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии).

Условия премирования:

Педагогические работники

Достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения;

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня);

Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций);

Заместители директоров по УВР, ВР

Организация предпрофильного и профильного обучения;

Выполнение плана внутришкольного контроля, плана воспитательной работы;

Высокий уровень организации и проведения итоговый и промежуточной аттестации учащихся;

Высокий уровень организации и контроля мониторинга) учебно-воспитательного процесса;

Качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертно-методический совет, педагогический совет, органы ученического самоуправления и т. д.);

Сохранение контингента учащихся в 10–11-х классах;

Высокий уровень организации аттестации педагогических работников школы;

Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

Заместитель директора по АХЧ

Обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы;

Обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда;

Высокое качество подготовки и организации ремонтных работ;

Педагог-психолог, социальный педагог

Результативность коррекционно-развивающей работы с учащимися;

Своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля;

Библиотекарь

Высокая читательская активность обучающихся;

Пропаганда чтения как формы культурного досуга;

Участие в общешкольных и районных мероприятиях;

Оформление тематических выставок;

Выполнение плана работы библиотекаря;

Водитель

Обеспечение исправного технического состояния автотранспорта;

Обеспечение безопасной перевозки детей;

Отсутствие ДТП, замечаний;

Обслуживающий персонал (уборщица, дворник и т.д.)

Проведение генеральных уборок;

Оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок;

Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

Порядок премирования

Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения представляет в орган самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для их премирования.

Порядок рассмотрения органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, вопроса о стимулировании работников устанавливается соответствующим положением.

Аудиторная занятость педагогических работников включает проведение уроков. Неаудиторная занятость педагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия с обучающимися, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями). Другие виды неаудиторной занятости педагогических работников могут быть учтены при начислении повышающих коэффициентов.

Как оплачивается труд учителя при совмещении должностей?

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений ст. 151 Трудового кодекса РФ.

Размер доплаты в указанных случаях устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учётом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимального, ни максимального размера доплаты. Доплата может быть установлена как в твёрдой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке (окладу) или заработной плате работника. Однако работодатель должен учитывать положение ст. 22 ТК РФ, которое обязывает его обеспечить одинаковую оплату за труд равной ценности.

Как оплачивается труд учителя при сокращении учебной нагрузки в течение учебного года?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников)», учителям общеобразовательных учреждений, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

Заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Молодые специалисты

Кто относится к категории «молодой специалист?

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

Таким образом, можно определить примерный перечень основных и дополнительных критериев, которым должен отвечать выпускник вуза, претендующий на получение статуса «молодой специалист».

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ:

Лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию;

Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности;

Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Молодыми специалистами признаны лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трёх месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе) при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы – независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста устанавливается однократно и действует в течение трёх лет, но может быть продлён (на аналогичный срок) в случае призыва на военную службу или направления на заменяющую её альтернативную гражданскую службу; направления на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы; поступления в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации; предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.

Установлена 15-процентная доплата к ставке заработной платы (без учёта дополнительной нагрузки) молодого специалиста для компенсации 50% стоимости проездного билета.

Через какое время молодой специалист может претендовать на 1 категорию?

Аттестация на первую категорию возможна через 5 лет работы в школе.

Может ли бакалавр, учащийся в магистратуре получать надбавку как молодой специалист?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» бакалавриат является формой высшего образования в Российской Федерации. Соответственно, при соблюдении прочих критериев, данное лицо может быть квалифицировано как молодой специалист.

Аттестация учителей

Каков новый порядок аттестации учителей?

Порядок аттестации изложен в совместном письме Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Цель аттестации – установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Аттестационная комиссия для педагогических работников региональных и муниципальных учреждений формируется региональным органом в сфере образования. Для педагогов федерального учреждения – органом, в ведении которого оно находится. В состав комиссий, в частности, входят представители профсоюзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (попечительских и педсоветов и др.), работники образовательных учреждений. Графики работы комиссий ежегодно утверждаются соответствующими органами.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Её проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске. Педагогический работник уведомляется об аттестации не позднее чем за месяц до её начала.

Аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по заявлению педагога. Оно рассматривается в течение месяца.

Решение комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педработника. Оно утверждается госорганом в сфере образования. Аттестационный лист и выписка из акта госоргана направляются работодателю.

В случае непрохождения аттестации педагог увольняется либо с его согласия переводится на другую имеющуюся работу.

Пунктом 16 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. могут быть обжалованы все элементы, с которыми связаны ее результаты.

Трудовые споры

- Каков механизм разрешения трудовых споров?

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется главой 60 Трудового кодекса РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Каким образом создается конфликтная комиссия?

В соответствии со статьей 45 ФЗ «Об образовании», в образовательных учреждениях создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учётом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Каковы последствия неудовлетворительного результата аттестации ученика?

В соответствии со статьей 58 ФЗ «Об образовании», промежуточная аттестация обучающихся состоит в освоении образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Предусмотрена ли ответственность учителя, когда его деятельность и поведение недопустимы?

В статье 47 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что педагогические работники обязаны: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Могут ли родственники работать в школе в непосредственном подчинении одного другому?

До 1 февраля 2001 года частью 1 статьи 20 КЗоТ запрещалась совместная служба в одном и том же государственном или муниципальном учреждении лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба была связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому. Поэтому работа близких родственников (например, супругов) в должности директора и заместителя директора по административно-хозяйственной работе противоречила действовавшему в то время законодательству.

Вступивший в силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс РФ не содержит указанных ограничений.

Список конкретных достижений, за которые полагается выплата, прописывается в трудовом контракте или законе. Поскольку зарплаты учителей, воспитателей и преподавателей не является высокой, мало кто из выпускников школ мечтает трудиться в сфере образования, разве что к преподавательскому труду лежит сердце. В то же самое время стране нужны квалифицированные специалисты, способные качественно обучить будущих российских работников, а потому рассмотрение вопроса дополнительного стимулирования педагогов стало крайне необходимым. Законопроекты, направленные на повышение зарплат учителям, рассматриваются правительством регулярно, но бюджет страны не позволяет принять каких-либо кардинальных мер на этот счёт, а существующая стимулирующая выплата педагогическим работникам не оказывает влияние на выпускников педагогических учебных заведений - маленькие её размеры не кажутся привлекательными.

Получи компенсацию и пособие

Внимание

Вопрос №2: Каковы перспективы увеличения зарплаты учителей? Будут ли повышены зарплаты и стимулирующие выплаты? Ответ: В апреле 2017 года была проведена индексация, по итогам которой выяснилось, что увеличение оклада и денежных поощрений становится невозможным в ближайшей перспективе из-за недостатка средств федерального бюджета. Планируется переложить обязанности по увеличению оклада педагогов на региональные власти, которые, в свою очередь, обяжут повысить зарплаты руководство самих учреждений.


Те вынуждены будут сокращать штат, благодаря чему увеличится нагрузка на оставшихся в коллективе учителей. Поэтому оклады педагогов, скорее всего, повысятся, но работы будет больше.
Видео-советы.Как выплачивают стимулирующие выплаты учителям? В видео раскрывается информация о стимулирующих выплатах учителям, как получить, отменили или нет⇓ Оцените качество статьи.

Стимулирующие выплаты воспитателю доу в 2018 году

Стимулирующая выплата педагогическим работникам начисляется преподавателям:

  • за выслугу лет;
  • по итогам преподавательской деятельности;
  • за непрерывный трудовой стаж;
  • за высокое качество выполненной работы;
  • за отличные результаты труда;
  • за интенсивность работы и старательность.

Ранее работники бюджетной сферы не получали стимулирующих выплат - такое право было им дано с 2008 года, тогда как система денежного поощрения в виде выплаты надбавок, премий и доплат к зарплатам давно практиковалась в коммерческих предприятиях. Читайте также статью ⇒ «Льготная пенсия учителям по выслуге лет в 2018 году».

Надбавка за категорию педагогам 2018 г

Комментарий: Выплата стимулирующих надбавок не должна производиться в ущерб работникам образовательной сферы. Ошибка: Директор школы выплачивает зарплату учителям из расчёта 50% базовой части и 50% - стимулирующей части.

Инфо

Комментарий: Базовая часть заработной платы учителей не должна оказаться менее 65% суммы оклада. Ответы на распространённые вопросы про то, кому выплачивается стимулирующая выплата педагогическим работникам Вопрос №1: Во всех ли образовательных учреждениях предусмотрена стимулирующая выплата педагогическим работникам? Ответ: Нет, многие учебные заведения вынуждены отказаться от данной меры ввиду недостатка средств в бюджете образовательного учреждения.

Размеры надбавок и доплат к ставкам и окладам работников образования

После того, как комиссия или профсоюзная организаций одобрит оценочный лист, расчёт конкретных сумм стимулирующих выплат проходит по следующей схеме:

  1. Выявляется общее количество заработанных педагогом баллов.
  2. Рассчитывается стоимость 1 балла - бюджет учреждения, выделенный специально для начисления поощрительных доплат к зарплате, делится на число всех баллов, набранных всем преподавательским составом.
  3. Получившуюся стоимость 1 балла умножают на число баллов каждого преподавателя - это и будет размер надбавки.

В каком размере выплачивается стимулирующая выплата педагогическим работникам Для вычисления суммы стимулирующей доплаты к окладу, применяется оценочный лист - чем большее число задач выполнил преподаватель, тем больше баллов он получил, и, соответственно, тем более значимую надбавку он получит.

Зарплата учителей в 2018

определенные компенсационные выплаты;

  • стимулирующая премия или доплата.

При формировании выплат опирается на приказ Министерства здравоохранения и социального развития №818 «Об утверждении перечня выплат стимулирующего характера»от 29.12.2007 года. Здесь присутствуют следующие положения:

  1. Качество доведенной до конца работы.
  2. Стаж работы, в данном случае речь идет о непрерывной послужной деятельности.
  3. Выслуга лет.
  4. Вознаграждение по итогам проделанной работы.
  5. Денежное пособие дается за интенсивность, а также за отличный показатель трудовой деятельности.

Каждое учебное заведение предусматривает начисление денежных поощрений в соответствии со своим внутренним уставом, который в свою очередь опирается на Приказ Министерства труда № 167-н от 26.04.2013 года, что говорит об индивидуальном начислении стимулирующей надбавки.

Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам

Если педагог регулярно будет выполнять следующие действия, то стимулирующая выплата, такого учителя будет приравнена к среднестатистической надбавке педагога старших классов:

  • дополнительные занятия с детьми, имеющими отклонение или позднее развитие;
  • внеклассные мероприятия:
  • поездки на экскурсии;
  • организация дополнительных методов позволяющих быстрее освоить базовую программу;
  • повышение успеваемости и тяги к знаниям детей;
  • регулярное участие учеников в школьных мероприятиях;
  • отличные показатели аттестации.

Даже неопытный педагог при исполнении вышеописанных методов образования детей, вправе рассчитывать на внушительную надбавку к окладной зарплатной части. В музыкальных учреждениях Для учителей музыкальных учебных заведений предусмотрена своя система начисления поощрительных надбавок.

Правила получения стимулирующих выплат учителям в 2018 году

Ранее, заработная плата педагогов не отличалась высокими показателями, в настоящее же время государство всячески стимулирует надбавками и пособиями эту категорию рабочего класса. Важные аспекты В настоящее время для них разработан целый ряд поощрительных надбавок, что существенно увеличивают ежемесячное пособие педагогов.

При формировании поощрительных выплат для учителей учитываются следующие важные аспекты их трудовой деятельности:

  • интенсивность и загруженность образовательной деятельностью;
  • отличный результат обучающего процесса;
  • качество, что влияет на успеваемость обучающихся молодых людей;
  • выслуга, а также непрерывный стаж работы на должности педагога.

При формировании денежного поощрения учитываются все трудовые заслуги педагога, из-за чего его сумма может быть существенно, разниться в зависимости от результативности труда учителя.

Социальные льготы учителям в 2018 году

Всем остальным платят из местного бюджета.Регион может установить собственные льготы педагогическим работникам. Нюансы местного законодательства узнавайте в администрации области или района.

Общие преференции учителям Преподавание считается тяжелой работой. Потому все работники образования пользуются такими льготами:

  1. Сниженная в два раза по сравнению с другими норма рабочего времени - 18 часов в неделю.
  2. Неограниченное совместительство.
    Особенно актуально в селе, где один человек может преподавать несколько предметов.
  3. Длительный отпуск, предоставляемый в летний период: от 42 до 56 суток.
  4. Досрочное оформление пенсии по выслуге (25 лет).
  5. Возможность отправиться в отпуск на целый год, при наличии непрерывного стажа более 10 лет.

Прокопьева Д., юрисконсульт ЗАО "Таможенный брокер", г. Магнитогорск.

В Положении об образовательном учреждении сказано, что зарплата педагогов верхним пределом не ограничивается. Должна ли производиться доплата за категорию учителя? Не только мне, но и другим учителям нашей школы ограничивают нагрузку (1,5 ставки), из которых лишь ставка оплачивается по категории, а остальные часы из расчета 5400 рублей без всяких доплат. Получается, что 18 часов учитель ведет по высшей категории, а остальные как педагог без стажа. Правильно ли это?

А.Завьялова, п. Спирово Тверской обл.

Заработная плата работников образовательного учреждения (ОУ) (включая размер должностного оклада (ставки), компенсационных и стимулирующих выплат) устанавливается трудовым договором в порядке, определенном коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами ОУ в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 144 ТК РФ).

Порядок, условия оплаты и стимулирования труда работников ОУ Тверской области закреплены Положением, принятым Постановлением администрации Тверской области от 02.12.2008 N 455-па (Положение).

Как следует из п. 1.6 Положения, заработная плата работника предельным размером не ограничивается. Должностные оклады (ставки заработной платы) работников образования Тверской области определяются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н (п. 2.1 Положения).

Учителя отнесены к 4-му квалификационному уровню в группе должностей педагогических работников. Ставка заработной платы учителя за норму часов педагогической работы установлена в сумме 5400 рублей (п. 2.1 Положения). В зависимости от условий труда учителю причитаются компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с разделами 10 и 11 Положения. Надбавка за квалификационную категорию является одной из компенсационных выплат (п. 2.5.14 Положения).

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 333 ТК РФ).

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, фактически не содержит указаний на верхний предел учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников. Ее объем устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196).

При этом данная работа не считается совместительством (подп. "з" п. 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41).

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере (примечание 2 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 N 191).

Начисление надбавки за квалификационную категорию на часы, отработанные сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, возможно, если это условие оговорено в коллективном договоре, соглашении или ином локальном нормативном акте ОУ. Если этот вопрос не урегулирован, то надбавка за квалификационную категорию на часы, отработанные сверх ставки, не начисляется, а данные часы оплачиваются на основании ставки заработной платы учителя за норму часов педагогической работы, то есть из расчета 5400 рублей.


Учитель – весьма ответственная профессия. На западе эта специальность считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Но в России ситуация сложилась иным образом. В Российской Федерации учителя и преподаватели не так ценятся, их труд оплачивается не по достоинству, поэтому зарплаты учителей в России сложно назвать высокими. Они находятся на среднем уровне.

Как известно, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.

Самые низкие заработные платы у учителей Дагестана, Черкесской республики и Мордовии.

Согласно статистическим данным за 2018 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.


Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2019 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2018 год.
Город/республика Размер средней заработной платы по региону (выражено в рублях) Размер средней заработной платы учителя (выражено в рублях)
г. Москва 58 760 57 780
Ямало-Ненецкий округ 76 500 83 175
Чукотка 75 400 76 715
Немецкий округ 65 370 75 150
Ханты-Мансийский округ 56 925 73 190
Магадан 58 800 73 175
Камчатка 52 280 69 480
Саха 49 140 62 780
Мурманск 42 686 57 410
Сахалин 53 235 56 734
Коми 39 465 54 200
Московская область 37 600 48 235
Хабаровск 34 835 47 830
Тюмень 33 715 42 655
Красноярск 33 515 41 725
Приморский край 31 694 41 694
Санкт — Петербург 38 935 41 725
Архангельск 32 585 40 605
Хакасия 28 100 38 630
Амур 31 500 38 320
Екатеринбург 29 050 37 050
Карелия 28 980 36 310
Иркутск 30 695 34 700
Татарстан 27 215 33 670
Бурятия 27 060 33 235
Ленинградская область 31 240 32 115
Ярославль 24 315 31 765
Тыва 23 365 31 515
Краснодар 25 440 31 435
Вологда 26 020 31 265
Омск 25 585 31 200
Кемерово 26 135 31 145
Пермь 26 230 31 070
Томск 31 415 30 500
Рязань 23 025 28 620
Самара 24 925 28 620
Новосибирск 26 120 28 545
Ростов 22 625 28 380
Челябинск 27 020 28 260
Калининград 26 010 28 110
Липецк 22 315 27 887
Смоленск 21 550 27 715
Калуга 26 950 27 600
Ставрополь 21 485 26 925
Владимир 21 875 26 795
Чувашская республика 20 275 26 390
Алтай 22 030 26 200
Тула 24 665 26 060
Оренбург 22 935 25 930
Воронеж 22 930 25 930
Волгоград 22 900 25 800
Астрахань 22 565 25 700
Тверь 23 825 25 690
Ульяновск 20 365 25 487
Ингушетия 21 170 25 080
Новгород 24 285 24 885
Адыгея 20 175 24 820
Удмуртская республика 22 770 24 434
Псков 20 343 24 430
Башкортостан 23 580 24 260
Орлово 20 064 24 155
Тамбов 19 675 23 695
Брянск 20 240 23 445
Белгород 22 920 23 400
Иваново 19 750 23 040
Калмыкия 19 020 22 515
Чеченская республика 21 935 22 080
Киров 20 265 22 045
Курган 20 180 22 030
Пенза 21 445 21 770
Саратов 21 280 21 525
Северная Осетия 19 845 21 385
Марий Эл 19 555 20 965
Алтайский край 18 725 20 140
Мордовия 18 700 19 940
Дагестан 18 500 17 449

Средняя зарплата педагога в 2018 году в Москве равна 70 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 65 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2018 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.

Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 15 тыс. – 20 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.

Согласно указу, подписанному президентом РФ, в этих областях в 2019 году произойдёт повышение зарплат, но на сумму не больше 2 тыс. рублей.

На территории Крыма в 2019 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.

Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:

  1. Выслуга лет.
  2. Количество отработанных часов.
  3. Уровень квалификации.
  4. Наличие особых заслуг.
  5. Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).

К сожалению, дополнительные выплаты за большой стаж и опыт работы учителям не предусмотрены.

Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.

Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.

Оклады преподавателей вузов

Средний оклад преподавателя высшего учебного заведения равен 30 тыс. рублей. Ассистент, не имеющий учёной степени, получает примерно 12 тыс. рублей. Преподаватель, имеющий звание доцента, зарабатывает около 17 тыс. рублей. Профессора получают примерно по 30 тыс. рублей. Но такие оклады зачастую получают сотрудники образовательной сферы, работающие в более развитых и крупных городах.

Преподаватели провинциальных высших учебных учреждений со степенью доцент получают по 10 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный заработок кандидата наук не превышает 9 тыс. рублей.


В редких случаях преподаватели получают от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. Но такая заработная плата выплачивается лишь тем сотрудникам, которые дополнительно занимаются кураторством или занимают должности заведующих кафедрой.

Реальная зарплата профессора МГУ в 2017 году

Деканы факультетов в среднем получают ежемесячно по 100 тыс. рублей. А заработная плата ректоров и проректоров просто поражает своими размерами. Представители, имеющие такие должности, могут зарабатывать от 300 тыс. рублей в месяц.

В Санкт–Петербурге в государственном университете средняя заработная плата профессора равна 55 тыс. рублей. А доцент в этом же высшем учебной заведении будет ежемесячно получать от 14 тыс. рублей.