Предмет и метод социологии. Объект, предмет и методы социологии Предмет и методы социологического знания

В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Первый компонент включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент — это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о - это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии применяются как частно научные методы (например, наблюдение, опрос), так и общенаучные (например, статистические).

Способы и приемы исследования выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. Последовательность способов и приемов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Методика - это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.

В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами.

Методика включает в себя технику. Техника - это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).

Методы социологии

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

  • опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • контент-анализ;
  • эксперимент;
  • социологический тест;
  • социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

  • Общенаучные (например, математические методы)
  • Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

  • Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)
  • Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

  • Методы сбора
  • Методы обработки
  • Методы анализа

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

2. Определение социологии как науки

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

3. Понятие общества как основной категории социологии

Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж – индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи – этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро– и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социология»

(для студентов дневного отделения несоциологических специальностей)

Семинар1 . Социология как наука

1. Объект, предмет и метод социологии.

2. Система, структура, уровни и функции социологии.

3. Социология в системе социально-гуманитарного знания.

4. Возникновение и основные этапы развития социологии (индивидуальный докладчик)

Глоссарий: социология, объект социологии, предмет социологии, социальное, социальные отношения, теоретическая социология, прикладная социология, эмпирическая социология, социальный закон, функции социологии, микросоциология, мезосоциология, макросоциология,Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс.

Литература

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 6-157.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С. 5-89.

3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С. 7- 78.

5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001. – С. 9-53.

6. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – С. 9-57.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 9- 131, 246-280.

8. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 9-52, 91-143.

9. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 4-68.

10. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

11. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С. 8-93, 100-102.



12. Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М,2000. – С. 15- 51.

13. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д.э. н. проф. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.

14. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

15. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. - 488 с.

16. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 9-197.

17. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп, и перераб.- М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.

18. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 7-37.

Объект, предмет и метод социологии.

« Предмет и объект познания социологии.

Понятие социального.

С термином «социология» каждый из нас встречался неодно­кратно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообраз­ным проблемам. Социологические службы парламента, Пре­зидента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политичес­ким и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятель­ных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовле­творенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в реги­онах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социаль­ной напряженности в коллективах, удовлетворенность на­селения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуще­ствляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследова­ний, который создает образ социологии как прикладной эм­пирической науки, служащей удовлетворению каких-то те­кущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социоло­гии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» - произ­водное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное опре­деление, поскольку общество в его различных аспектах изу­чается значительным количеством гуманитарных и соци­альных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы по­нять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную об­ласть социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда высту­пает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является резуль­татом теоретического абстрагирования, позволяющего ис­следователям выделить те стороны и закономерности раз­вития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким обра­зом, объект той или иной науки - это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свой­ствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического по­знания является вся совокупность свойств, связей и отноше­ний, которые носят название социальных. Что же такое со­циальное? Социальное, с точки зрения российского социо­лога Г. В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе сов­местной деятельности в конкретных условиях, и проявля­ющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда по­ведение даже одного индивида оказывается под воздействи­ем другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способст­вуют тем самым тому, что каждый из них становится носите­лем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, со­циальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является ре­зультатом исследовательских действий, не может быть оп­ределен столь же однозначно. Понимание предмета социо­логии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направ­лений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет на­уки находится в тесной связи с исследовательской деятель­ностью ученых.

Основоположник социологии, французский мысли­тель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллектив­ное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, являет­ся коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социо­логия - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внут­ренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение явля­ется поведением, когда субъект связывает его с определен­ным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с по­ведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследова­ния является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институ­тов. Широкое распространение в нашей отечественной ли­тературе имеет следующее определение социологии. Социология - это наука об обществе как социальной системы в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М., Мысль, 1990 с. 25) Г. В. Осипова, написанном с марксистских мето­дологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и законо­мерностях развития и функционирования исторически оп­ределенных социальных систем, наука о механизмах дейст­вия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов».

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер . Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт ) ;

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм ) ;

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер ) ;

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм ).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Социология же, используя знания этих закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой . Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология . Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии , которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией . Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.

Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.

Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.

Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.

Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.

Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления . Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.

Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.

Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др. Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.

Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:

По времени действия:

1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);

2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).

По способу проявления:

1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;

2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;

3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;

4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

Однако несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро. Дело в том, что в ходе исторического развития многие исторические события выходили за рамки существующих законов. Поэтому можно утверждать, что законы на самом деле оказываются лишь описанием вероятных тенденций развития.

Это является важным аргументом противников возможности создания всеобщих универсальных социологических законов.

Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях .

Эти закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, определяющих жизнь общества: власть, идеология, экономика.

Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:

1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность. т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;

2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;

3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности) (пример: чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом);

4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности) (пример: необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин);

5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (вероятностные закономерности) (пример: рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).

При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении получаем результирующие, т. е. закономерность.

Таким образом, можно утверждать, что объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей .

5. Основные парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

До сих пор в отечественной литературе не стихают дискуссии относительно предмета социологии . С этим непосредственно связано и различное толкование объекта социологии. Вначале необходимо указать, что понимается под тем и другим. В целом объектом науки является тот фрагмент реальности, которую она изучает. В данном случае - это реальность социальная. Соответственно, предметом науки выступает тот фрагмент, та сторона объекта, которая непосредственно подлежит исследованию.

Однако зачастую, «объект понимается как онтологическая категория (как реально существующее), а предмет - как гносеологическая категория (как нечто, зависящее от нашего сознания, от самих познавательных процедур)». Ряд авторов рассматривают предмет науки как результат познавательного процесса, то есть следствие использования тех или иных познавательных методов. В этой связи трудно не согласиться с мнением А.Н. Елсукова, согласно которому при таком подходе предмет исследования оказывается полностью зависимым от самой познавательной деятельности. Получается, что предмет исследования - это не исходный момент познания, а его заключительная фаза, то есть сначала должна возникнуть наука со своим концептуальным аппаратом, а уже потом будет определён её предмет. Телега тем самым ставится впереди лошади. «Объект» и «предмет», имея объективное содержание, не исключают и момента относительности познания, его исторической ограниченности. Далее автор предлагает использовать понятие «объект» науки и её предмет в качестве синонимов.

Подходы, существующие в отечественной социологии относительно понимания объекта и предмета этой науки, подробно обобщены в фундаментальной работе Ю.М.Резника «Введение в социальную теорию». Понимая всю сложность (а подчас и невозможность) четкой и однозначной классификации социологических концепций, не можем не отметить, что отнесение тех или иных подходов к сконструированным автором типам зачастую является произвольным.

Более того, мы придерживаемся мнения, что выделение самостоятельного объекта в социологии целесообразно лишь на уровне конкретного исследования: теоретического, теоретико-эмпирического или эмпирического. Говоря же об объекте социологии как науки, следует солидаризироваться с точкой зрения, согласно которой мы можем ограничиться выделением её предмета, а категорию «объект» использовать в качестве его синонима.

Предмет социологии

В наиболее общем виде предмет социологии - это человеческое общество . Различные социологические школы и направления концентрируют своё внимание на тех или иных сторонах человеческого общества. Одни рассматривают его как систему, другие - как живой организм, третьи - как совокупность социальных общностей, институтов или структур и т.п. Мы специально не концентрируем внимание на подобных определениях, поскольку они широко опубликованы в учебно-методической литературе. Довольно распространена точка зрения, согласно которой социология изучает только современное нам общество. С ней невозможно согласиться. Во-первых, довольно затруднительно определить момент, с которого, в таком случае, можно применять социологическую методологию и методы к анализу общества. Во-вторых, общество находится в постоянном развитии, и анализ только его современного состояния подобен моментальной фотографии, когда за рамками фотоизображения подчас остаются причины происходящих событий и их важные последствия. Не случайно на Западе в конце XX в. широкое распространение получили макросоциологические подходы, рассматривающие социальную динамику в контексте истории человечества например, теория мировых систем И.Валлерстайна.

Итак, понимание предмета социологии существенно варьирует в зависимости как от уровня социологического знания, так и от принадлежности автора работы к определённому теоретическому направлению. Поэтому можно сделать вывод, что в современной социологической науке нет единого представления о предмете социологии как науки, способы его трактовки существенно различаются у представителей разных теоретических школ и направлений. В свою очередь, развитие направлений социологической теории во многом определяется этапом развития данной науки.

Предмет социологии объект социологии предмет и объект социологической науки

Лекция, реферат. Предмет и объект социологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Методы социологии

Под методом в современной социологии принято понимать совокупность приёмов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей.

В свою очередь, различают:

А) методы сбора первичных данных;

Б) методы их анализа.

Для сбора информации современные социологи используют, во-первых, количественные методы, во-вторых, качественные.
Как известно, к количественным методам социологии принято относить анкетный опрос, формализованное интервью, психологические тесты, контент-анализ (те. количественный), анализ текстов. К качественным методам социологии относятся наблюдение (данные которого, впрочем, могут обрабатываться и с применением количественных способов), глубинные интервью, фокус-группы (фокусированные групповые интервью), традиционный анализ текстов, некоторые виды психологических тестов (не предусматривающих последующую математическую обработку результатов). Для анализа первичной информации применяются следующие методы:

Описание и классификация,

Типологизация,

Методы качественного анализа (смысловая интерпретация данных),

Статистический анализ (поиск статистической закономерности),

Экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперимент).

Выбор исследователем того или иного метода в значительной мере определяется как изучаемой им проблемой, так и той теоретической парадигмой, в рамках которой он работает.

Довольно широко в современной социологии используется системный подход . Эвристическое значение этого подхода заключается в следующем:

Во-первых, по сравнению с предшествующими ему классическими теориями и концепциями он открывает новые возможности. В отличие от других системное познание есть прежде всего целостное познание объекта, рассматриваемого во всём его многообразии и полноте.

Во-вторых, системный подход позволяет по-новому взглянуть на отношение субъекта и окружающей его среды. Объект системного познания берут не сам по себе, а в единстве со всеми взаимодействующими с ним объектами. Причём совокупность взаимодействующих с данным объектом явлений рассматривают в качестве его метасистем, т.е. систем более высокого порядка.

В-третьих, данный подход направлен не только на раскрытие целостности объектов и обеспечивающих их механизмов, но и на их пре образование, т.е. управление ими в соответствии с объективной логикой развития.

При этом в рамках системного подхода выделяют три взаимосвязанных типа анализа: системно-структурный, системно-функциональный и системно-динамический.

1. Системно-структурный анализ направлен на установление частей системы и взаимосвязей между ними.

2. Системно-функциональный анализ ориентирует исследователя на рассмотрение взаимодействия частей системы с точки зрения их роли в её сохранении и воспроизводстве.

3. Системно-динамический анализ состоит в изучении механизмов развития и изменения систем.

Есть и иные направления системного анализа, которые используются в социологии, например системосоциогенетика А.И.Субетто и С.И.Григорьева, модульный анализ социальных систем А.А.Давыдова и др.

В последнее время в социологии всё более популярными становятся качественные методы. Былая завороженность магией цифр постепенно сменяется известной долей скептицизма по отношению к результатам массовых опросов. В самом деле, не только обыватели, но и люди, непосредственно представляющие науку, не всегда задаются вопросом: а что же отражают публикуемые цифры?

Далеко не секрет, что любой опрос (анкетирование, интервьюирование) сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, человек не всегда понимает, что у него пытается узнать исследователь. Во-вторых, даже поняв вопрос правильно, он может не захотеть дать соответствующий ответ. Например, потому, что стесняется или хочет казаться лучше, чем есть на самом деле. В-третьих, мечтая дать максимально правильный ответ, он может просто не осознавать собственные «пружины поведения», о которых пытается узнать социолог.

Не случайно в социологической и социально-психологической литературе для объяснения недостатков опросных методов существуют два феномена: «парадокс Ла-Пьера» и «эффект Хауторна». Оба названы по имени открывших их исследователей.

Суть первого заключается в следующем. Американский социальный психолог разослал письмо в гостиницы некоторых штатов Юга США, в которых спрашивал, может ли он остановиться у них вместе со своими учениками-китайцами. В большинстве ответов было сказа но, что постояльцами могут быть только белые. Однако когда автор писем вместе с ассистентами-азиатами приходил в каждую из гостиниц, в большинстве из них постояльцы были приняты с «распростёртыми объятиями».

«Эффект Хауторна» был описан в результате следующего эксперимента. Прохожих в крупном американском городе спрашивали, какую книгу они хотели бы прочитать. Наиболее распространёнными ответами были: Библия, классика, познавательная литература. Затем перед человеком раскрывали кейс и просили выбрать себе любую книгу в подарок в качестве «благодарности за сотрудничество». Большинство выбирали бульварные романы или детективы.

Мы не будем останавливаться на причинах подобного рассогласования между «словом и делом»; они подробно описаны в соответствующей литературе. Суть дела в том, что необходимы иные методы для получения более достоверной информации о социальных процессах и ситуациях.

Абсолютизация существующих сегодня методов сбора данных (не только количественных, но и качественных, основанных на ответах респондента на вопросы исследователя) - не что иное, как результат господства в обществоведческих науках рационалистической модели человека. Согласно этой модели, человек всегда и практически полностью, осознаёт свои цели и мотивы поведения. Но подобные представления далеки от того, чего требует современный взгляд на человека, на общество, на весь окружающий нас мир.

Обратимся к российской культурно-философской традиции, к «хорошо забытому старому».

Развитие новой социологической парадигмы предполагает обращение к нашим духовным истокам, к глубинным пластам российской культуры, которая через византийскую традицию восходит к античным и индоевропейским учениям. Суть ее заключается в неразрывной связи человека (микрокосмоса) и макрокосмоса (универсума, Единого, Абсолюта). В связи с этим нельзя не согласиться с мнением В.П.Казначеева и Е.А.Спирина, что «уже древние индоевропейцы, обитатели Индо-Тибетского региона, глубоко осознавали эту фундаментальную истину, что сближает их представления с идеями русского космизма, а также с современными эволюционно-биологическими, культурологическими и общенаучными представлениями».

Речь пойдет об антропокосмизме и его квинтэссенции - философии всеединства, среди виднейших представителей которых следует назвать В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, Д.Л.Андреева.

Один из центральных вопросов, рассматриваемых в антропокосмизме и философии всеединства, - взаимодействие человека и универсума, человека и макрокосмоса. Он имеет важнейшее методологическое значение для разработки современной социологической парадигмы, ибо открывает новые пути для решения проблем сущности человека и социума, формирования первого и эволюции второго, а также многих других ключевых вопросов развития социологической теории.

Русский философ Н.А.Бердяев универсализм и реализацию космической общности человека неразрывно связывает с его творчеством, с проявлением его микрокосмоса. В творчестве человек реализует свое глубинное, вселенское измерение - свободу и соизмеримость с Абсолютом.

Глубоким своеобразием отличается учение П.А.Флоренского, который в своей фундаментальной работе «Столп и утверждение истины» подчеркивает ноуменальное, смысловое содержание Космоса. Земному же миру присуща антиномичность, противоречивость; «антиномии раскалывают все наше существо, всю тварную жизнь. Всюду и всегда противоречия». В своих трудах ученый сосредоточился, прежде всего, на проблемах микрокосмоса, рассматривая пути его соединения с Абсолютом. Опираясь на византийские и гностические традиции, основным путем подобного соединения он считает медитативную практику.

Анализ приведенного материала позволяет сформулировать широкий спектр методологических выводов, важных для разработки новой социологической теории. Отметим лишь некоторые из них. Прежде всего, антропокосмизм и философия всеединства, несмотря на индивидуальное своеобразие подходов различных представителей этого направления, человека и его бытие рассматривают в космическом измерении как проявление фундаментального единства универсума. Причем человек предстает как творческое существо, играющее активную роль в формировании таких элементов универсума, как культура и ноосфера. Отсюда - высочайшая ответственность человека за свои дела и мысли, непосредственно вплетенные в живую, пульсирующую ткань космической жизни. Поэтому важное место в новой социологической теории должна занять ценностная (аксиологическая) проблематика. Необходимо преодолеть склонность современной социологии рассматривать человека в качестве объекта внешних, причем исключительно социальных, воздействий, недооценивать его субъектные потенции. Наконец, важно найти подходы для исследования социальной деятельности человека в единстве ее природных, социальных, духовных детерминант, используя достижения и методы естественных наук, гуманитарных дисциплин, в первую очередь психологии, а также теологии и традиционных учений. В этой связи трудно не согласиться с А.В.Ивановым: научное знание, погружаясь в глубины человека и Космоса, выходит сегодня на такие уровни обобщений, что поневоле начинает «играть» на традиционных «полях», связанных с духовной жизнью и экзистенциальными проблемами человека.

Как известно, в основе методологии современного научного подхода лежат два основных методологических принципа: общезначимости и повторяемости.

Общезначимость означает, что научная концепция является установившейся тогда, когда все ученики поймут ее одинаково.

Повторяемость означает, что если условия эксперимента сохранить, то результат останется неизменным.

До какого-то момента развития науки оба принципа были приемлемы, но со временем от них приходится явно или тайно отказываться. С одной стороны, достаточно сложную теорию каждый студент понимает по-своему, с другой - точное повторение условий эксперимента невозможно, и для описания тонких эффектов приходится отказываться от «священного» детерминизма Лапласа и вводить квантовые, то есть вероятностные, модели. Общая же причина заключается в том, что воспринимаемое нами в качестве случайности есть либо проявление неизвестного закона либо результат чьего-то творческого акта.

Совершенно логично, что новая научная картина мира не только порождает новую научную методологию, но и предполагает использование иных, по сравнению с существующими в традиционной социологической науке, методов познания. Например, важную роль играет диатропический метод сопоставления рядов, с помощью которого, в частности, разработан принцип минимального универсума.

Поэтому важнейшая методологическая проблема, которую должна решить для себя каждая научная дисциплина, - это соотношение рациональных, экспериментальных и иррациональных методов познания. Только их эффективное сочетание позволит нам познать мир. Мир, представляющий собой голограмму: каждая ее часть является моделью всего и содержит информацию, по которой можно восстановить целое.

Предмет и метод социологии методы социологии методлогия социологической науки