Раннее весеннее утро степь весело пестреет. В недрах земли. II. Сообщение темы занятия
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
3) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания.
1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.(простое с однородными)
2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо, и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. (ССП)
3) Со своими увалами и ухабами, с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.(попарные однородные)
4) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.(поставлены 2 запятые по схеме А, и Б, и В, где АБВ однородные сказуемые)
5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
Ответ: 2, 3.
Ответ: 23|32
Источник: ЕГЭ - 2015. Досрочная волна
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Весна
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылете ли из улья. Вот под кустиком они увиде ли синий цветочек. Это была синяя фи алка. Она открыла свою чаше чку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
Грамматические задания
1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)
2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)
2. Выпишите глаголы, употреблённые …
1 вариант – в единственном числе (6)
2 вариант – во множественном числе (6)
3. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме
1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…
2 вариант. Трудиться – …, видеть -…
Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»
Встреча с гадюкой
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда про никал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо . Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень заше велился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужж али мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправи ли сь домой. Шипение га дюки звучало в ушах. Га дюки о пасны.
Грамматические задания
1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.
1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)
2. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
3. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.
1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …
2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……
Контроль знаний за 1 четверть.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмерзла.
Грамматическое задание:
В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.
Разобрать по составу слова: осенний, саду.
Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.
Контроль знаний за 2 четверть.
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание:
Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).
Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.
Контроль знаний за 3 четверть.
Первые дни весны.
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание:
Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.
Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
1 вариант: узкий ручей - …; старательный ученик - ...; 2 вариант: трусливый мальчик - …; высокий куст - …
Контроль знаний за 4 четверть.
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Грамматическое задание:
Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.
Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко).
Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.
Контроль знаний.
Диктант за год.
Утро в степи.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Грамматическое задание:
Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).
Диктанты по русскому языку 3 класс
Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. Под дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи. Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце.
Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.
Подснежники.
По опушкам лесов, на лесных освещенных солнцем полянах расцветают первые лесные цветы. Это подснежники. На радостную улыбку весны похожи они. Хорошо в эту пору в пробудившемся лесу. Лес наполнен весёлыми птичьими голосами. Набухли, надулись на деревьях пахучие смолистые почки. На макушках высоких берёз звонко пересвистываются весенние гости. Все рады солнцу, приходу весны.
(По И.Соколову-Микитову).
На улице уныло и зябко. Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листья. Громко кричат галки. Близко холода. Брызнул луч солнца. Но эта улыбка осени была печальной. Вот полил сильный дождь. Берёзовая роща захлебывалась от дождя. Острый холодок в чащу заглядывает редко. Мы развели костер. Весело заплясал рыжий огонь.
Слова для справок: печальной, захлебывается, луч, костер.
На нашей улице жил дед Иван Петрович. Он любил охоту и рыбалку. Из грибов признавал только белый груздь. Стояла осень. Прохлада леса хранила ночную тишину. Набухли от воды ветки кустов. От реки тянулась дымка тумана. Дед повел нас по своим грибным местам. К полудню наши корзины были полны. В плетенке деда красовались самые молоденькие грузди.
Слова для справок: красовались.
На лесопилке появились синицы. Это были ловкие и смелые птички. Они не боялись шума и визга пилы. Синицы осматривали каждое бревно. Они засовывали свои клювики в щели и вытаскивали вредителей. С утра до вечера работали птицы. Мороз крепчал. Они слетались греться на тёплую покрышку трактора.
(По А. Мусатову).
Слова для справок: лесопилка, осматривали, вытаскивали, греться.
Когда лечат зверей?
Когда звери болеют, им дают лекарства. Медведю лекарство кладут в варенье. Обязьяна выпивает его со сладким чаем. В зоопарке есть больница для животных. Лечат там зверей врачи-ветеринары. А как быть с тигром? Тут врачи идут на хитрость. Зверя сажают в очень узкую клетку. Стенки клетки сближены. Тигр прижат к стене. Он покоряется человеку.
(По М. Ильину и Е. Сегал).
Слова для справок: зоопарк, ветеринар, сближены, покоряется.
Я остановился около осины. На самой крупной ветке открылась необычная картина. За белкой гналась куница. Вот схватит её. Гибкое тело куницы лежало на ветке. Хвост был вытянут. Белка добежала до края ветки. Она готова была к прыжку. Чем кончилась эта схватка? Я смотрю на дерево и улыбаюсь. Хорошо поработала вьюга. Чудные лесные зверюшки!
Слова для справок: необычная.
В лесу было торжественно, светло и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки. Мы бродили по лесу до вечера. На рябине сидели снегири. Мы сорвали схваченную морозом красную рябину. Это была последняя память о лете, об осени. Мы подошли к озеру. У берегов была тонкая полоска льда. Я увидел в воде стайку рыб. Зима стала входить в свои права. Повалил густой снег.
(По К. Паустовскому).
Снегурочка.
Вот и последний снег растаял. Зацвели в лесах, на лугах цветы. Птицы с юга прилетели. А Снегурочка грустит, в тени сидит. Раз посыпался крупный град. Обрадовалась снежная девочка. Но град быстро стал водой. Снегурочка заплакала.
Дом под снегом.
Я еду по лесу на лыжах. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. Поляну пересекли заячьи следы. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомятся веточками ив. Быстро взлетает глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли. В сильные морозы глухари зарываются в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом.
Слова для справок: лакомятся, зарываются.
Случилось это утром. Я шёл из леса. Вдруг из-под ног вылетел жаворонок. Я нагнулся. Под маленькой сосенкой было гнездо. Там лежало четыре серых яичка. Другая птица свила свое гнездо на поляне. Гнездо было в сухой траве. Сидит птичка в своем домишке, и не видно её.
Кумушка-лиса.
У лисы зубки остры, ушки на макушке. У кумушки-лисы шуба тёплая. Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост лиса носит бережно. Лисонька смотрит ласково, зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них входов и выходов.
(По К.Ушинскому).
Весенний дождь.
Три дня дул мокрый ветер. Он съедал снег. На буграх оголилась пашня. В воздухе пахло талым снегом. Ночью хлынул ливень. Чудесен шум ночного дождя. Он торопливо барабанил по стёклам. Ветер в темноте порывами рвал тополя. К утру дождь перестал. Небо было ещё в тяжелых серых тучах. Никита выглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа.
(По А.Толстому).
Самые храбрые.
Поля лежат все тёмные. Одно поле ярко зеленеет. Весёлые ростки на нём. Когда же они успели проснуться от зимнего сна? Когда успели вырасти? Это озимая рожь. Осенью посеяли её колхозники. До морозов зёрна успели прорасти. Пушистый снег укрыл их. Пришла весна. Первыми выбрались ростки из снега. Вот какие они храбрые! А теперь они греются на солнце.
(По Э.Шиму).
Лесные музыканты.
Это было ранней весной. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили рыжих соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную лесную музыку. По нашим следам примчался пёс Фомка и распугал соек. Мы были очень сердиты на глупого Фомку.
Всё проснулось.
Я открыл глаза. Ещё не румянилась заря, но уже забелело на востоке. Всё стало видно. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звёзды мигали слабым светом и исчезали. Запотели листья. Жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёй.
(По И.Тургеневу).
Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Как нарисованные, стояли заваленные снегом ёлки и сосны. С кружевных берёз на шапки и за воротники сыпался лёгкий блестящий иней.
Прошли дождливые осенние дни. Пушистым ковром снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой. Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они омастерили для них кормушки. Слетелись к кормушкам снегири и синички. Помоги птицам и ты. Птицы - наши друзья.
Свистит метель. Зима летит на всех парусах. Тонут в белых волнах кусты и пни. Низкие облака ползут над лесом. Осенью в лесной глуши выбрал медведь место для берлоги. Он принёс в своё жильё мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. Трещат морозы. Дуют сильные ветры. А медведю не страшна зима.
Однажды над Русской землёй поднялось белое облачко. Оно шло по небу. Дошло облачко до середины и остановилось. Тут вылетела из него молния. Грянул гром. Пролился дождь. После дождика встали на небе сразу три радуги. Люди смотрели на радуги и думали: на Русской земле родился богатырь. Так и было. Встал он на ноги. Земля дрогнула. Дубы вершинами прошумели. По озёрам от берега к берегу волна пробежала.
В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. От неё веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки её оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей. Дети принесли коробки с украшениями, подставили к ёлке стул и стали её наряжать. Её опутали золотой паутинкой, повесили серебряные цепи, поставили свечи. Она вся блестела, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей.
Осенью рано ударили сильные морозы. Они застудили землю. Крепким льдом покрылся пруд. На голых полянах плакали под ветром травы. Зябко было молодым деревцам. Но вот выпал пушистый снег. В лесу каждый кустик и пенёк надели снежные шапки. Перестали зябнуть озимые хлеба. Им тепло и спокойно под снежком.
Слова для справок: зябко, спокойно.
Продолжаем вас знакомить с уроками развития речи, публикация которых начнется с августа 2003 года.
Тема. "А.И. Куприн. "В недрах Земли" (отрывок). Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Обобщение знаний о глаголе как части речи".
Цели. Продолжать формирование у учащихся навыков работы с текстом; развивать умение изменять глагол по временам с учетом вопроса, на который он отвечает (с учетом вида); совершенствовать знания о глаголе, умение употреблять глаголы в тексте; развивать творческое мышление учащихся; обогащать словарный запас.
Оборудование. Портреты А.И. Куприна, А.М. Горького; иллюстрации с изображением различных способов добычи полезных ископаемых, полевых цветов: дрок, повилика, ромашка, колокольчик, полынь, дикая гвоздика; звукозапись стрекота кузнечиков.
Статья опубликована при поддержке компании JCB SERVICE, занимающейся ремонтом экскаваторов-погрузчиков различных марок, таких как как NEW HOLLAND, CASE, JCB. В этом сервисном центре работают опытные специалисты, способные выявить причину неполадок в работе Вашей техники, а также быстро и качественно произвести ремонт: ходовой части машины, гидравлики, электрики, двигателя, КПП, навесного оборудования. Кроме того, хорошо оборудованные автомобили-"технички" JCB SERVICE при необходимости или невозможности доставить технику в сервисный центр, готовы выехать на место ее поломки или на объект заказчика. На складе JCB SERVICE Вы всегда найдете огромный выбор запчастей для строительной техники по самым низким ценам. В частности, на странице http://www.jcb-service.ru/zapchast_jcb.aspx представлен каталог запчастей JCB, среди которых есть как оригинальные запчасти, так и качественный "не оригинал". С подробной информацией об услугах, оказываемых JCB SERVICE, можно ознакомиться на сайте jcb-service.ru .
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна, прочитаем отрывок из рассказа "В недрах Земли".
III. Постановка учебной задачи
У. На занятии мы поработаем над изменением глаголов совершенного и несовершенного видов, обобщим все, что знаем о глаголе как части речи.
IV. Вступительная беседа
У. Ребята, как вы думаете, о чем может быть рассказ Александра Ивановича Куприна "В недрах Земли"? Что такое "недра"?
Дети. Недры Земли – это то, что находится под земной поверхностью. Скорее всего, этот рассказ о том, какими полезными ископаемыми богата наша Земля.
У. Вы на правильном пути. Скажите, что означает выражение "разработка недр"?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Д. Разными способами: при помощи специальных установок, экскаваторов, людей (спускаются в шахту).
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У.
Совершенно верно. В шахте (учитель
показывает иллюстрацию
) глубоко под землей
добывают полезные ископаемые – уголь, руду и
другие.
Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им
приходится спускаться вниз на несколько
десятков метров. Шахтер знает, что его работа
связана с большим риском. Мы должны преклоняться
перед трудом этих людей. Сейчас работа шахтеров
немного облегчена за счет современных
механизмов, которые помогают добывать полезные
ископаемые. А вот раньше, во времена, когда жил
Куприн, рабочие все делали вручную, с помощью
молотков и кувалд (большой молот). Их труд
поистине можно было назвать каторжным.
Рассказ Александра Ивановича Куприна (учитель
показывает книгу, в которой есть это
произведение
) – о каторжном труде шахтеров. Вы
знаете, что в царской России был распространен
труд малолетних детей, которые зарабатывали себе
на пропитание. Вспомните "Ваньку Жукова"
Чехова, "Вертел" Мамина-Сибиряка и др.
Герои рассказа Куприна "В недрах Земли" –
двенадцатилетний мальчик Василий Ломакин и
мужик лет сорока, Ванька Грек, которые работали в
шахте.
И вот однажды весной случилась на шахте трагедия:
рухнули перекрытия. Вася, рискуя жизнью, спасает
Ваньку Грека, который во время трагедии вдруг
стал биться в припадке (он был болен). Ваcя мог
убежать и бросить его, но он не сделал этого!
Мальчик понимал, что в любую минуту могут рухнуть
висящие над его головой миллионы пудов земли,
рухнуть – и раздавить, как мошку, как пылинку. И
даже этот страх перед смертью не остановил
мальчика, он по-прежнему боролся за жизнь Грека. В
итоге оба остались живы. "Эти два человека
стали навеки родными", – пишет Куприн.
Поступком мальчика можно восхищаться. Как вы
думаете, почему?
Дети высказываются.
– Рассказ начинается с описания степи. Ребята, догадайтесь, почему?
Д. Шахта скорее всего располагалась под огромным пространством степи.
У.
Куприн не случайно начинает
рассказ с описания весеннего утра в степи, для
того чтобы показать сначала жизнь на Земле со
всеми ее яркими и нежными красками, миром и
покоем, затем – другую сторону Земли с грязью,
опасностью и каторжным трудом людей под землей.
Такое противопоставление подчеркивает еще
больше трудности жизни шахтеров.
Степь весной прекрасна. И это очарование степи
смог передать великий мастер слова Александр
Иванович Куприн.
V. Словарная работа
У. Перед чтением описания степи разберем слова, которые встретятся в тексте.
На доске открывается запись слов, выбранных для словарной работы.
На доске:
VI. Первичное восприятие текста
У. Приготовьтесь внимательно послушать отрывок из рассказа "В недрах Земли". Постарайтесь представить ту картину, которую описывает Куприн.
Учитель зачитывает отрывок :
"Раннее весеннее утро, прохладное и
росистое. В небе ни облачка. Только на востоке,
откуда сейчас выплывало в огненном зареве
солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой
минутой, сизые предрассветные тучи. Весь
безбрежный степной простор кажется осыпанным
тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и
сям дрожат, переливаясь и вспыхивая
разноцветными огнями, бриллианты крупной росы.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок,
скромно синеют колокольчики, белеет целыми
зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит
пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит
горький здоровый запах полыни, смешанный с
нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики.
Все блещет, и нежится, и радостно тянется к
солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках,
между крутыми обрывами, поросшими редким
кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей
ночи, влажные синеватые тени.
Высоко в воздухе, невидные глазу, трепещут и
звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно
подняли свою торопливую, сухую трескотню.
Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она
дышит глубокими, ровными и могучими вздохами."
– Какую картину вы представили себе?
Д.
Раннее весеннее утро.
– Степь. Солнце всходит.
– Степь пестреет цветами. Стрекочут
кузнечики. Звенят жаворонки. Степь проснулась.
У. Понравилось вам описание степи? Почему?
Дети высказываются.
VII. Работа с текстом
Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "В недрах Земли".
У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.
Дети читают текст.
– Какова же тема?
Д. Пробуждение степи.
У. К какому типу текста относится этот отрывок?
Д. К описанию.
У. Что является объектом описания?
Д. Степь.
У. Зачитайте начало описания.
Д. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое.
У. Какие эпитеты использует Куприн, чтобы сказать о том, какое наступило утро?
Д. Раннее, весеннее, прохладное и росистое.
У. Что вы можете сказать про утро по этим прилагательным?
Д. Это было рано утром, когда только всходило солнце. Была весна.
– Еще не было много тепла, по утрам прохладно, после ночи везде роса.
У. Представили себе такое утро?
Д. Да.
У. Вот такое же раннее утро мог лично наблюдать и Куприн. Вообще наблюдать пробуждение природы после ночного сна очень интересно. Каким увидел то утро Куприн? Каким было небо?
Д. Небо было чистое.
У. По каким словам из текста вы догадались об этом?
Д. В небе ни облачка.
У. Но что необычного заметил Куприн на небе?
Д. На востоке еще толпились предрассветные тучи.
У. Прочитайте это предложение.
Д. "Только на востоке, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучи".
У. Нравится вам это предложение?
Дети высказываются.
– Предложение очень красивое. Посмотрите, сколько эпитетов и олицетворений использовал Куприн в этом предложении.
Что означает выражение "огненное зарево"?
Д. Когда светит солнце, оно похоже на огонь.
У. Какой глагол передает движение в природе, начало дня?
Д. Выплывало (солнце).
У. Что сказано про тучи?
Д. Они толпятся (олицетворение), бледнеют и тают с каждой минутой.
У.
В этом предложении показано,
как ночь сменяется днем: тучи уходят, солнце
выплывает.
Как вы думаете, а почему Куприн использует именно
слово "тая"? Ведь тают обычно снег, сосульки,
снежинки?
Д. Здесь образное выражение: то есть пропадают на глазах, исчезают.
У. Солнце вступает в свои права. На что стал похож от лучей солнца весь безбрежный степной простор?
Д. Степь кажется осыпанной тонкой золотой пылью.
У.
Куприн вновь использует
образное выражение. Мы знаем, что в реальности
есть мастера, которые покрывают изделия
позолотой. Но здесь такое впечатление создается
благодаря солнцу, лучам, которые освещают все
вокруг.
Итак, небо чистое, солнце – как огненное зарево.
Что еще привлекло внимание писателя?
Д. Цветы.
У. Прочитайте про себя описание цветов и выпишите в тетрадь эпитеты, сравнения, олицетворения.
Дети читают со слов "В густой буйной траве..." до конца абзаца. В тетрадь выписывают :
Бриллианты росы дрожат и вспыхивают разноцветными огнями, степь весело пестреет, скромно синеют колокольчики, гвоздика горит пунцовыми пятнами, запах полыни разлит , запах полыни похож на миндаль, все нежится .
Учащиеся могут выписать и другие эпитеты из текста (например, густая буйная трава и т.д.).
У. Посмотрите, как удалось писателю сказать про цветы. Какие краски сразу встают перед вашими глазами?
Д. Желтый (дрок), синий (колокольчики), белый (ромашка), красный (гвоздика), разные оттенки от цвета росы (бриллианты).
У. Только цветы показал нам в этом отрывке Куприн?
Д. Нет, также и запахи. Пахучая ромашка, горький запах полыни, аромат повилики.
У.
Посмотрите, как имена
прилагательные (пахучая, горький
) и имена
существительные (запах, аромат
) помогают
писателю передать атмосферу степи. Мы, читая эти
предложения, невольно тоже представляем себе ее
терпкие запахи.
Какое настроение создается у вас, когда вы
представляете такую картину?
Д. Радостное.
У. В каких словах в тексте выражено отношение к началу нового дня? Прочитайте.
Д. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.
У. С чем или с кем можно сравнить природу?
Д. С живым существом, с человеком.
У.
Обычно человек, когда только
просыпается утром, нежится, потягивается и
волей-неволей поднимает руки вверх, тоже тянется
к солнцу, к жизни.
Что еще замечает Куприн в степи?
Д. Звуки.
У. Первые весенние звуки в степи – это птицы и насекомые. Что услышал Куприн?
Д.
Жаворонки, которые трепетали
и звенели.
– Неугомонных кузнечиков.
У. Ребята, а вы когда-нибудь слышали стрекот кузнечиков?
Д. Да.
У. Хотите послушать?
Д. Да.
VIII. Физкультминутка
У. Немного отдохнем. Закройте глазки и представьте себе ту степь, о которой пишет Куприн.
Учитель включает звукозапись со стрекотом кузнечиков.
IХ. Работа с текстом (продолжение)
У. Ребята, кто догадался, какие еще звуки услышал Куприн в степи?
Д. Вздохи степи.
У. Докажите словами из текста.
Д. "Кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами".
У. Куприн сравнил степь с человеком. Но почему используется выражение "могучие вздохи"?
Д. Степь огромна, как человек-великан.
У. Итак, степь проснулась и ожила. Как вы думаете, какова главная идея этого отрывка?
Д. Степь весной прекрасна.
У. Молодцы, ребята!
Х. Работа с глаголом как частью речи
У. Благодаря какой части речи Куприну удалось рассказать обо всем, что он увидел и услышал в степи?
Д. Благодаря имени существительному – небо, утро, степь, цветы.
У. С помощью какой части речи он уточняет все тончайшие характеристики этих предметов?
Д. С помощью прилагательных.
У. Какая часть речи помогает оживить картину?
Д. Глагол.
У. Что такое глагол?
Д. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать ? Изменяется по временам, лицам, числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
У.
В тексте много глаголов. Все
они делятся на две группы – совершенного и
несовершенного вида.
Выпишите себе в тетрадь в один столбик глаголы
несовершенного вида, в другой – совершенного
вида, определите их время.
Дети работают в тетради.
Глаголы несовершенного вида :
выплывало (прош.), толпятся (наст.), кажется (наст.), дрожат (наст.), пестреет (наст.), желтеет (наст.), синеют (наст.), белеет (наст.), горит (наст.), разлит (наст.), блещет (наст.), нежится (наст.), тянется (наст.), лежат (наст.), трепещут (наст.), звенят (наст.), дышит (наст.).
Глаголы совершенного вила :
подняли (прош.), проснулась (прош.), ожила (прош.).
У. Посмотрите на свои записи. Подумайте, случайно ли только три глагола в тексте – совершенного вида?
Д.
Большая часть глаголов
несовершенного вида, то есть говорится о
событиях, происходящих в данной момент (за
исключением глагола "выплывало"). Эти
глаголы позволяют показать движение, действие,
происходящее сейчас.
Глаголы совершенного вида помогают сказать об
уже свершившихся действиях.
У. Обратите внимание на время глаголов. Какое время в тексте отсутствует?
Д. Будущее.
У. Как вы думаете, почему?
Д. Куприну важно было показать степь в данный момент, то есть то, что представилось его глазам сейчас.
На доске:
У. Заполните таблицу.
Один ученик – у доски, остальные
работают с сигнальными карточками (проверка
работы).
На доске запись (результат выполненной работы).
– Мы еще раз убедились в том, что глаголы несовершенного вида изменяются по временам (настоящее, прошедшее и будущее), а глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени.
ХI. Лингвистический эксперимент
У. Но в тексте нужно очень точно использовать глагол определенного вида. Что получится, если не соблюдать этого, мы убедимся с вами, если сейчас прочитаем текст, изменив вид глагола или его время.
Дети выполняют работу.
– Мы убедились в том, что текст стал невыразительным. Видите, как важен правильный выбор каждого глагола, чтобы передать мысль в соответствии с вашим замыслом!
ХII. Словесное рисование
У. Попробуем устно нарисовать словесную картинку к этой части рассказа.
Учитель обсуждает с детьми воображаемую картинку по плану :
1. Что будет нарисовано? (Содержание)
2. Как будут расположены объекты на картинке?
(Композиция)
3. Какие краски используем для картины?
(Цветовое решение)
Выполнение работы и проверка.
ХIII. Работа с учебником
Выполнение упражнения № 517, с. 221
(по учебнику Т.Г. Рамзаевой. "Русский
язык", 4-й класс).
На доске – портрет А.М. Горького.
У. Прочитайте текст и скажите, где встретил утро Алексей Максимович Горький.
Дети читают текст :
Самое лучшее в мире – смотреть, как
рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма
тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней.
А вершины гор улыбаются ласковой улыбкой. Волны
моря высоко поднимают белые головы, кланяются
солнцу.
Доброе солнце смеется.
Шаловливо покачиваются цветы. Они гордо
улыбаются, потягиваясь к солнцу. Его лучи горят в
каплях росы. А над ними уже кружатся золотые
пчелы и осы.
День пришел."
– Где же встретил Горький утро?
Д. У моря, в горах.
У. Что вы заметили общего в описаниях Куприна и Горького?
Д. Солнце взошло, ночная тьма тихонько прячется, цветы покачиваются и потягиваются к солнцу, лучи горят в каплях росы.
У. Вам понравилось описание Горького?
Дети высказываются.
– Каждый писатель, поэт видит по-своему окружающий мир, своими словами передает ощущения. Но все эти описания замечательны. Нам нужно еще многому учиться у великих классиков.
Ребята, попробуйте когда-нибудь наблюдать приход нового дня в этот мир. Я уверена, вы откроете для себя немало нового, интересного и таинственного.
ХIV. Итог урока
У. Ребята, понравилось вам занятие? Что нового вы узнали?
Высказывания детей.
ХV. Домашнее задание
У. Нарисуйте иллюстрацию к отрывку из произведения Куприна.
Примечание . Рассказ (отрывок) взят из книги: Куприн А.И. Изумруд: Рассказы, повесть. – Л.: Дет. лит., 1981. – 169.
Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
В густой буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы . Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами . В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.
Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.
Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени . Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.
(По А. Куприну) (131 слово)
Задание
- Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
- Начертите схему предложения, выделенного курсивом.
- Выполните морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из текста.
Диктанты по русскому языку 3 класс 1 четверть
Диктанты по русскому языку 3 класс 2 четверть
Диктанты по русскому языку 3 класс 3 четверть
Диктанты по русскому языку 3 класс 4 четверть
Годовой диктант по русскому языку 3 класс
Диктант по теме «Предложение»
Осень в лесу
Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)
Задание:
- Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.
- Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.
Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Снежные фигурки
С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)
Задание:
- Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.
- Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.
Диктант по теме «Правописание суффиксов и приставок»
Зимой
Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)
Задание:
- Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.
- Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.
Диктант по теме «Имя прилагательное»
Ранняя весна
Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)
Задание:
- Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
- 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
- 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.