Экономико-географическая характеристика центрально-черноземного района. Центрально-черноземный район Географическое положение центрально черноземного

Своеобразие района состоит в том, что вся его история тесно связана с Центральным районом, поэтому его промышленность дополняет современную индустрию Центра. Разнообразное, в т.ч. точное, машиностроение, отрасли органической химии, производство ТНП определяют его промышленный профиль, который дополняется .

С другой стороны, располагаясь в черноземной зоне России — более благоприятной по природным условиям — он включен в полосу развитого земледелия, что определяет повышенную роль аграрного сектора экономики.

Эта двойственность положения отразилась и на истории края, связанной с заселением его казаками в XVI-XVII веках, формированием сильного помещичье-крепостного хозяйства в XVIII веке, которое сопровождалось казачьими бунтами И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева. Здесь, в «дворянских гнездах», формировалась классическая русская литература, давшая стране имена А. Жуковского И.Тургенева, Л. Толстого, А Фета, А.Кольцова, И.Бунина. С сильным казацким сопротивлением встретилась здесь советская власть в годы Гражданской войны и коллективизации.

В промышленности района за годы реформ прошла большая перестройка: составлявшие основу экономики передовые отрасли — машиностроение и органическая химия — снизили производство в 4 раза и утратили роль отраслей специализации. Их место заняли металлургия, работающая на экспорт, и пищевая промышленность — как отрасль постоянного, хотя и снизившегося, спроса. Сегодня эти две отрасли дают половину промышленной продукции района.

Черная металлургия включает открытую добычу руды на карьерах Курской магнитной Аномалии (КМА), производство «окатышей» — сырья для получения стали — и выплавку стали на комбинатах в г. г. Старом Осколе и Липецке. Их современные технологии обеспечивают высокое качество стали и ее выход на мировой рынок. Район перспективен и для дальнейшего развития металлургии, но необходимо предупреждать экологические последствия — иссушение и загрязнение черноземов, ухудшение состояния и др.

Машиностроение района имеет два направления. Первое — выпуск техники для местных отраслей — горнодобычи, цементной, химической, пищевой, сельского хозяйства; второе — точное машиностроение — приборы, электроника, электротехника, в т.ч. ТНП — компьютеры, телевизоры, холодильники. В Воронеже расположен крупный авиационный завод. Сейчас все эти отрасли сократили производство, но некоторые начинают возрождаться, в т.ч. производство самолетов машиностроительные заводы размещаются во всех крупных городах, среди которых выделяются Воронеж и Липецк.

Химическая индустрия выпускает разнообразную продукцию: азотные удобрения, синтетический каучук и шины, химические волокна и ткани, моющие средства и красители и др. Ее предприятия имеются во всех областных городах района. Район выделяется и производством строительных материалов — цемента, огнеупоров, мела и извести (в Белгородской обл.).

В районе нет своих топливных ресурсов, поэтому используются угли Донбасса, нефть и газ Тюмени, а также электроэнергия мощных АЭС — Курской и Воронежской.

Сельское хозяйство опирается на почвы, мягкий климат и плотное сельское население. Здесь распахано 60% всех земель, которые дают 40% сахарной свеклы, 25% подсолнечника страны, а также пшеницу, крупяные культуры, овощи, фрукты, табак. Отраслью специализации выступает и мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. На их основе работает пищевая промышленность, крупнейшая в стране по производству сахара, выпускающая также подсолнечное масло, крупы, разнообразные консервы и свежие мясо-молочные продукты.

Население района менее городское, чем в целом по России: доля горожан — 60%. Здесь 10 городов с населением по 100-400 тыс. чел. Но только один — г. Воронеж — приближается по числу жителей к го- родам-миллионерам. В районе сравнительно высокая плотность сельского населения — около 20 чел./км; оно равномерно размещено по территории и проживает в основном в крупных селах.

Таким образом, в России это, пожалуй, единственный район, который освоен и заселен достаточно хорошо и равномерно, в отличие от других районов с сильной концентрацией производства и населения в отдельных ареалах. Такой характер освоения отражается и достаточно развитой транспортной сетью района, линии которой образуют равномерную «решетку», поддерживая сбалансированное развитие всей территории.

Экологическая ситуация ЦЧР определяется большой антропогенной нагрузкой на местные природные ресурсы. Так, здесь сформировался дефицит , связанный с их большим расходом в промышленности и сельском хозяйстве и загрязнением рек хозяйственными . Давняя распаханность рыхлых черноземных земель вызвала сильную их и образование — это самый «овражистый» район страны. Сейчас, благодаря землеохранным работам, удается сдерживать появление новых оврагов, но процесс деградации черноземов продолжается. ЦЧР — единственный из экономических районов России, где нет ГЭС.

Перспективы района связаны с развитием агропромышленного комплекса, поиском эффективных форм его организации, например, в виде уже возникающих отраслевых «холдингов», охватывающих весь цикл сельскохозяйственного производства — от выращивания и перевозки до переработки и продажи готового продукта. В промышленности важно развивать выпуск техники для агрохозяйственного комплекса, для дома и подсобного хозяйства, а также точное машиностроение и конечные трудоемкие стадии органической химии, что обеспечит занятость населения, его хозяйственные и личные потребности. Для сохранения плодородных земель важно сокращать ареалы горнодобычи, применять почвощадящие способы их обработки, развивать . Эти меры приведут и к улучшению водного баланса района.

Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР) имеет довольно большое значение в хозяйственной структуре Российской Федерации. Это обусловлено как географическим положением, так и производственными мощностями, находящимися на его территории. Давайте подробнее узнаем, что собой представляет экономический район Центрально-Черноземный. Также остановимся на определении самого понятия районирования.

Экономическое районирование России

Экономический район - это часть страны, которая имеет определенные особенности хозяйственной специализации, общую инфраструктуру, пути сообщения.

Районирование не является частью административно-территориального деления страны, а служит экономико-географическим термином для упрощения понимания хозяйственных взаимосвязей, а также более удобных возможностей планирования дальнейшего развития региона.

В настоящее время на территории Российской Федерации выделяют двенадцать подобных субъектов. Экономический район Центрально-Черноземный - один из них. О нем мы поговорим далее более подробно.

Географическое расположение района

Экономический район Центрально-Черноземный расположен в юго-западной части РФ. Самый крупный город и одновременно неофициальный его центр - Воронеж, который имеет население более 1 млн человек. В состав Центрально-Черноземного экономического района входит пять областей России: Курская, Липецкая, Воронежская, Белгородская, Тамбовская. Наиболее крупная по площади из них -Воронежская (52 200 кв. км), а самую маленькую территорию имеет Липецкая - 24 000 кв. км. Площадь Белгородской, Курской и Тамбовской областей составляет 27100, 30 000 и 34 500 кв. км соответственно.

Иногда к данному региону причисляют также которая имеет общую с другими субъектами РФ историю, сходные нюансы развития и крепкие экономические связи. Но в современном официальном районировании она относится к Центральному экономическому району.

Итак, 167 700 кв. км - территориальная площадь, которую имеет Центрально-Черноземный экономический район. у него довольно выгодное. Район одновременно находится в сравнительной близости к столице и широко примыкает к государственной границе России с Украиной. Это способствует значительному товарообороту по его территории, который, правда, сократился в связи с обострением отношений с соседями.

Наименование

Экономический район (Центрально-Черноземный) получил свое наименование ещё во времена Российской империи, когда действительно занимал центральное положение в европейской части страны. В настоящее время его официальное название не совсем соответствует действительности, так как располагается местность на западных границах России и не является территориально центральной.

Район назван Черноземным по причине того, что основу его почв составляют плодородные черноземы. Второе его название, которое имеет довольно широкое хождение, - Черноземье.

История

Центрально-Черноземный экономический имеет довольно интересную и долгую историю развития.

Первые поселения современного человека, найденные на этой территории, относятся ещё к бронзовому веку. Они представляли так называемую Позже на территории Черноземья обитали многие племена: скифы, сарматы, аланы, хазары, печенеги, половцы.

На значительной части территории этого района также расселились славянские племена северян, откуда она и получила название Северщина. Она вошла в состав Древнерусского государства, а после его распада являлась составной частью Черниговского и Новгород-Северского княжеств. Основание города Курска датируется 1032 годом. Он является самым старым из ныне существующих населенных пунктов на территории Черноземья.

После монголо-татарского нашествия данные территории пришли в запустение. Тут кочевали ногайцы. Запад нынешнего Центрально-Черноземного района вошел в состав княжества Литовского.

С XV века началось значительное усиление Московского княжества, которое стало преобразовываться в царство Русское. Свое влияние оно стало распространять на земли Черноземья. Сюда переселялись поселенцы для защиты южных рубежей страны от Крымского ханства и просто в поисках плодородных земель. В конце шестнадцатого века возводятся крепости Белгород и Воронеж, позже ставшие крупными городами, а ныне являющиеся областными центрами.

Во время Российской империи, после административной реформы 1708 года, территория Черноземья была разделена между Азовской и Киевской губерниями. Можно сказать, что за это время, начиная с конца XV века, регион в значительной мере обособился и приобрел ряд характерных для него черт. К 1880 году относится издательство статистических материалов, в которых выделяется центральная земледельческая область (будущий ЦЧЭР), куда включаются следующие губернии: Калужская, Воронежская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Курская, Орловская, Тульская.

После прихода советской власти, в 1928 году, образована отдельная Центрально-Черноземная область с областным центром Воронежем. В её состав вошли территории Орловской, Воронежской, Тамбовской и Курской губерний. В 1934 году ЦЧО была упразднена и разделена на Воронежскую и Курскую области. В 1937 году из их состава были выделены Орловская и Тамбовская области, а в 1954 году ещё Липецкая и Белгородская.

Именно на советское время в значительной мере приходится индустриализация региона, строительство крупных заводов и предприятий, а также интенсивное развитие сельского хозяйства. Тогда же было введено экономическое районирование в современном смысле этого слова, и выделен ЦЧЭР.

Современный этап

После провозглашения суверенитета РСФСР в конце мая 1991 года было оглашено распоряжение Председателя ВС Бориса Ельцина о создании Ассоциации «Черноземье», которая была призвана способствовать взаимодействию и сотрудничеству отдельных областей региона. К 2010 году в состав ассоциации входило 10 областей, 5 из которых не включаются в ЦЧЭР, хотя и находятся в непосредственном соседстве с ним.

В лихие 90-е, как и вся Россия, регион переживал не лучшие времена: производство сокращалось, многие предприятия закрывались. Это было связано с нюансами переходного периода от плановой экономики к рыночной. Но с начала 2000-х годов экономическое положение Центрально-Черноземного района значительно улучшилось, хотя ещё далеко не полностью используется весь его потенциал.

Население

Население Центрально-Черноземного экономического района на данный момент составляет порядка 7800 тыс. человек при плотности 46 человек на кв. км. Значительное количество людей проживает в городах - около 70 %, и только 30 % населения составляют

Самая населенная область Черноземья - Воронежская. Численность жителей в ней составляет 2,3 млн человек, из которых более 1 млн приходится на сам Воронеж. Меньше всего жителей имеет Тамбовская область - 1,05 млн чел. Липецкой и Курской областей составляет 1,6, 1,2 и 1,1 млн чел. соответственно.

Наибольшая плотность населения в Белгородской области - 57,1 чел./кв. км. Наименьшая в Тамбовской - 30,5 чел./кв. км. Соответствующие показатели Липецкой, Воронежской и Курской областей составляют 48,1, 44,7, 37,3 чел./кв. км.

По национальному составу подавляющее количество жителей региона (более 95 %) являются русскими. Численность украинцев не превышает 1,5-2 % населения экономического района. Среди других национальных меньшинств следует отметить армян, цыган, азербайджанцев, турок, евреев и курдов-езидов. Но численность представителей любой из данных этнических групп мала - не более 0,5% общего числа жителей Черноземья.

Города

На территории Черноземья расположено большое количество крупных населенных пунктов - городов, имеющих славную историю.

Самым крупным населенным пунктом экономического района является его центральный город - Воронеж, в котором численность населения превышает 1 млн человек. Среди других крупных субъектов следует выделить такие областные центры, как Липецк (более 500 тыс. (более 420 тыс. жителей), Белгород (более 380 тыс. (более 280 тыс. жителей). Самым крупным районным центром является город Старый Оскол в Белгородской области. Численность населения в нем превышает 250 тыс. жителей.

Все вышеперечисленные населенные пункты имеют довольно хорошо развитую промышленность и инфраструктуру.

Ресурсы

Природные ресурсы Центрально-Черноземного экономического района поистине велики. На его территории расположено самое крупное в России и второе по величине в мире месторождение железной руды - Курская аномалия. Кроме того, на территории Черноземья расположены залежи апатитов, бокситов, песка, известняка, глины, фосфоритов, мела, гранита и многих других ресурсов. Имеются также месторождения золота, платины, меди и никеля.

Основным же природным ресурсом региона являются его плодородные черноземы. Качество этих почв, из-за высокого процента содержания в них гумуса, позволяет собирать одни из лучших урожаев в мире.

Промышленность

Специализация Центрально-Черноземного экономического района имеет выраженный индустриально-аграрный характер.

Несмотря на разноплановое развитие региона, удельный вес промышленности в его экономике все-таки несколько преобладает над сельским хозяйством. Ведущую роль занимают следующие отрасли: машиностроение, металлургия, горнодобывающая отрасль, пищевая, химическая, энергетическая промышленность.

Сельское хозяйство

Наличие плодородных черноземов способствует тому, что сельское хозяйство Центрально-Черноземного экономического района имеет довольно высокий уровень развития. Конечно, по сравнению с советскими временами масштабы производства в этой отрасли значительно снизились, но, тем не менее, на фоне остальных российских экономических районов показатели Черноземья выглядят неплохо.

Наиболее развитой отраслью является растениеводство. Главные направления - производство зерновых культур, семян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и других овощей.

В животноводстве преобладает производство мяса, молока и яиц.

Перспективы развития

Безусловно, ЦЧЭР имеет один из наиболее значительных потенциалов для развития экономики по сравнению с другими регионами России. Тут имеются значительные запасы природных ресурсов в виде одного из крупнейших в мире месторождений железной руды и огромного количества самых плодородных почв - черноземов. Инфраструктура и промышленность экономического района также весьма неплохо развита, много объектов осталось ещё в наследство от советских времен.

Насколько эффективно будет использоваться данный потенциал, зависит как от руководства страны в целом, так и от региональных лидеров. Но не в меньшей мере будущее ЦЧЭР зависит от каждого человека, живущего там. Только верно поставленная цель и непрерывный путь к ней могут принести действительно ощутимый результат. Впрочем, можно сказать, что развитие региона уже находится на верном пути.

Центральное Черноземье - это прежде всего Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области, традиционно включаемые в состав Центрально-Черноземного экономического района, а также Орловская, Брянская, Тульская области (по генеральному экономическому районированию они входят в Центральный экономический район) и Пензенская область (входит в Поволжский экономический район). Сюда же мы относим и Республику Мордовию (Волго-Вятский экономический район), которая, как и Пензенская область, не находится на Волге или Вятке, но и она имеет черноземные почвы.

Регион плотно заселен (около 47 человек на 1 км 2), располагает благоприятными предпосылками хозяйственного развития. Его производственный профиль определяется сосредоточением здесь уникальных запасов железорудного сырья, наличием значительных площадей плодородных черноземных почв. Имея удобное транспортно-географическое положение, регион располагает широкими возможностями использования преимуществ многосторонней производственной кооперации.

Бывшее «Дикое поле»: Воронежская, Липецкая и Тамбовская области

Здесь по берегам рек сохранились многие славянские городища IX-X вв. В первой половине XIII в. древнерусские поселения были разрушены монголо-татарами и эта земля на несколько столетий превратилась в так называемое «Дикое поле», по которому проходили главные татарские дороги. В XV в. значительная часть территории входила в состав Рязанского княжества. Между русскими владениями и кочевьями татаро-монгол лежала обширная, опустошенная набегами кочевников нейтральная полоса - буфер.

Русская колонизация началась после подчинения Рязанского княжества Московскому в 1521 г. В 1586 г. построен Воронеж, ставший крепостью на юге русского государства. Вокруг него возникли деревни, позднее - города. В середине XVII в. была построена укрепленная линия - Белгородская оборонная (засечная) черта, состоявшая из 25 городов и городов- крепостей. К югу от нее появилась сеть поселений украинцев (малоросов), которые, спасаясь от польского гнета, устремились па восток, в Подонье; они во многом обезопасили Русь от набегов ордынцев. Тогда же Московское государство стало раздавать вотчины и населенные земледельцами поместья боярам и служилым людям.

В XVIII в. началось освоение земель края. Во второй половине XVIII в. через его территорию прошли железные дороги, связавшие Центральную Россию с Южной Украиной, Северным Кавказом и Заволжьем. К этому времени там уже сложилось более продуктивное товарное зерноводство. В результате конкуренции зерновое хозяйство бывшего «Дикого поля» оскудело, в посевах стали преобладать рожь и овес. Отход крестьян на сельскохозяйственные работы в Новороссию (Южная Украина и Северный Кавказ) стал устойчивой тенденцией.

Оживление сельского хозяйства началось в конце XIX в. в связи с разведением сахарной свеклы и подсолнечника. Впервые в мире здесь было создано производство подсолнечного масла. Получили развитие другие отрасли пищевой промышленности: свеклосахарная, винокуренная, мукомольно-крупяная. Пищевая промышленность давала более 80% промышленной продукции.

В годы советской власти возникли новые предприятия пищевой промышленности: молочные и консервные заводы, мясокомбинаты. Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Главенствующее положение среди зерновых культур снова заняла пшеница. Сахарная свекла превратилась в ведущую техническую культуру. Тогда же возникли предприятия тяжелой промышленности, перерабатывающие привозное сырье. Началось производство синтетического каучука из картофельного спирта.

В середине 1960-х гг. была построена Нововоронежская атомная электростанция, давшая новый импульс промышленному развитию. В областных центрах открылись предприятия по производству радио- и телепродукции, электронного оборудования, авиационных и ракетных двигателей, самолетов.

Воронежская область в составе Центрального Черноземья является самой большой по территории и численности населения. В середине 1990-х гг. в результате миграционного притока происходил рост численности как городского, так и сельского населения. Плотность населения относительно высокая - 47,7 человек на 1 км 2 , в том числе сельского - 18,4 человек на 1 км 2 . Подавляющее большинство населения составляют русские, на втором месте - украинцы.

До начала 1990-х гг. на Воронежскую область приходилось свыше 1/3 всей продукции, производимой в Центрально-Черноземном экономическом районе. Общероссийское значение имело производство телевизоров, видеомагнитофонов, самолетов, кузнечно-прессового оборудования, экскаваторов, синтетического каучука, шин, электронно-вычислительных машин, средств связи, разнообразной военной техники.

Крупнейшим центром области и всего Центрального Черноземья является Воронеж. В 1696 г. здесь впервые в России была построена военная флотилия. Позднее появились мельницы, маслобойные, винокуренные, пивоваренные, свечные и мыловаренные заводы, колбасные и табачные фабрики. В конце XIX в. возникли паровозоремонтные и вагоноремонтные мастерские, завод сельскохозяйственных орудий, механический и чугунолитейный заводы. Современная промышленность представлена разнообразными предприятиями машиностроения, химии, пищевой и легкой промышленности.

Из других городов области выделяются: Борисоглебск, Россошь, Лиски, Нововоронеж, Острогожск.

Территория нынешней Липецкой области в разное время являлась частями Тамбовской и Воронежской губерний (областей). Образованию области способствовало превращение Липецка (начиная с середины 1930-х гг.) из небольшого провинциального города в крупный индустриальный центр Черноземья, с доминирующим значением черной металлургии и тяжелого машиностроения. Новолипецкий металлургический завод - одно из ведущих предприятий в отрасли, оно тесно связано с железорудной промышленностью Белгородской и Курской областей (до 35% товарной руды Курской магнитной аномалии поступает на этот завод). Наряду с продукцией собственно металлургического передела (чугун - сталь - прокат), завод выпускает аммиак, синтетические смолы, пластмассы, цемент из гранулированных шлаков.

Второй город области - Елец - крупнейший железнодорожный узел, а также центр мукомольной, мясной и других отраслей пищевой промышленности; развита электротехническая промышленность. Мировую известность получили елецкие кружева. Важным железнодорожным узлом является г. Грязи, тесно связанный с промышленным Липецком. В северной части области выделяются города Данков и Лебедянь.

В годы реформ экономика Липецкой области оказалась более устойчивой, чем, скажем, соседней Воронежской области. Это объясняется структурой промышленности, в первую очередь металлургии (спрос на металл и продукцию коксохимии возрос за рубежом).

Тамбовская область по характеру заселения и хозяйственного развития несколько отличается от Воронежской и Липецкой областей. В прошлом бассейн р. Цна был заселен мордвой. В 1636 г. на левом берегу Цны была заложена крепость Тамбов на Засечной черте для защиты от набегов степных кочевников - ногайских татар и калмыков. С середины XVIII в. город утратил значение военной крепости и стал развиваться как центр аграрного района в составе Азовской, а с 1732 г. - Воронежской губернии. В 1780 г. было образовано Тамбовское наместничество, а в 1796 г. - Тамбовская губерния.

В 1870 г. через Тамбовскую губернию прошла Рязано-Уральская железная дорога, которая способствовала становлению здесь хлебной торговли, пищевой и металлообрабатывающей промышленности.

С 1928 г. территория бывшей Тамбовской губернии вошла в состав Центрально-Черноземной области, с 1934 г. - Воронежской области. В 1937 г. была образована Тамбовская область. Индустриальное развитие области началось в 1960-х гг.

В Тамбове развито химическое машиностроение, резинотехническая промышленность, анилинокрасочное производство. В составе Тамбовской агломерации - города Котовск и Рассказово. В северо-западной части области выделяются два города: Мичуринск (бывший Козлов) и Моршанск.

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Экономико-географическое положение.

Район имеет небольшую территорию (107 тыс. км 2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским экономическими районами РФ и Украиной. Железнодорожные и автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, так и в меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП.

Наличие крупных месторождений полезных ископаемых (железной руды, цементного сырья) и благоприятные почвенно-климатические условия, а также значительный резерв рабочей силы способствуют развитию различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Природные условия и ресурсы.

Климат - умеренно-континентальный, более мягкий, чем в Центральном экономическом районе. Природные зоны - лесостепь и степь. Рельеф - равнинный. Здесь сосредоточены значительные массивы черноземных почв. Но большая часть территории района испытывает недостаток водных ресурсов.

Велики запасы железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) - около 40 млрд. т. Значительна доля богатых руд, где содержание железа достигает 60%. Выделяются железорудные районы: в Белгородской области - Старооскольский (Лебединское, Стойленское месторождения и около г. Губкин) и Михайловский (г. Железногорск, Курская обл.).

Имеются также месторождения огнеупорных глин, фосфоритов, строительных материалов. Топливных ресурсов нет.

Население - 7,0 млн. человек; средняя плотность населения - 46 человек на 1 км 2 . Издавна это густозаселенный район.

Район складывался как сельскохозяйственный. В настоящее время население занято и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Коэффициент урбанизации - 62%.

Хозяйство.

Главные черты хозяйства определяются удобным ЭГП, наличием трудовых ресурсов, богатством рудных месторождений, благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства, но недостатком водных и энергетических ресурсов.

Специализация района определяется преимущественным развитием металлургической, машиностроительной, химической и пищевой промышленности, а также высокоразвитым сельским хозяйством.

Горнорудная промышленность (добыча железной руды) служит базой для развития черной металлургии. Крупными центрами являются Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла и завод бездоменного производства металла в Старом Осколе.

Машиностроение района специализируется на производстве: горного оборудования, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, химической аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий, оборудования для пищевой и цементной промышленности.

Промышленные предприятия размещаются в крупных городах - Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске представлено точное машиностроение; в Белгороде - металлоемкое машиностроение – производство горного оборудования. В Липецке находится крупный тракторный завод.

Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука и шин в Воронеже, красителей в Тамбове, химического волокна в Курске. Коксовые газы используются для производства азотных удобрений, анилиновых красителей. Но в основном промышленные предприятия отрасли работают на привозном сырье.

Промышленность строительных материалов, особенно цементная, развита в Белгороде, Липецке, Старом Осколе, Железногорске и Губкине. Развивается производство железобетонных конструкций.

Район располагает высокоразвитой пищевой промышленностью. Это мукомольные, маслобойные, сахарные и табачные заводы.

Агропромышленный комплекс.

Район отличается высокоразвитым сельским хозяйством с преобладанием растениеводства. Выращиваются преимущественно зерновые (озимая пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и технические культуры (сахарная свекла, подсолнечник). Значительные площади заняты под картофелем и овощами. Животноводство имеет главным образом мясомолочное направление. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Вокруг городов сложилось пригородное хозяйство. Развито садоводство.

Топливно-энергетический комплекс является слабым звеном хозяйственного комплекса.

Лишенный своих энергоносителей район вынужден завозить топливо из других областей (преимущественно нефть и газ). На привозном топливе работают все электростанции района. Значительную часть электроэнергии вырабатывают мощные АЭС - Курская и Нововоронежская.

Транспорт.

Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи.