Цветоведение в живописи для детей. Основы колористики и цветовой композиции. Палитра цветов масляных красок

Хороший рисунок, который восхищает массы, практически невозможно создать, не зная основ живописи. Конечно, современное искусство доказывает обратное: работы, выполненные слоном, продаются за сотни тысяч долларов, или два мазка кистью, кому-то напоминающие звездное небо. Но вечно ли такое искусство? Скорее всего, нет. А вот «Мона Лиза» или «Мадонна с младенцем» — эти картины были созданы очень давно, но до сих пор восхищают зрителя. Что же необходимо сделать, чтобы познать основы живописи?

С чего начать

Прежде чем садиться за создание шедевра, необходимо изучить некоторую теорию. А также очень важно поймать свою музу или заранее продумать, что будет изображено на холсте. Но в первую очередь каждый художник должен позаботиться о своем рабочем месте.

Конечно, в современно мире есть огромное количество материалов, на которых можно творить - начиная с обычного листа бумаги и заканчивая графическим планшетом. И каждый человек должен выбрать для себя 1-2 способа создания картин, которые ему нравятся больше всего. Если это будет мольберт, то в комнате должно быть достаточно места для самого полотна и его крепления.

Совет: не стоит рисовать на горизонтальной поверхности. Вертикаль будет намного полезнее для здоровья, а также угол хотя бы в 30-40 градусов поможет лучше наложить краски.

Художественная утварь

Помимо достаточного пространства и мольберта человеку понадобятся различные краски, кисти и вода. В общем, все, что может пригодиться для создания картины. Располагаться это все должно под рукой, но не настолько близко, чтобы можно было легко задеть локтем.

На первоначальном этапе создания изображения можно рядом держать только карандаши разной мягкости. Даже если удастся создать наброски за один день, будет полезно немного пройтись за материалами и инструментами для живописи. Это проветрит голову и, возможно, человек взглянет на свое творчество под другим углом, что позволит увидеть некоторые недочеты еще до наложения краски.

Освещение в мастерской

Изучая основы живописи можно понять что иногда цвет всего лишь на пару оттенков может отличаться от идеала и выглядеть совсем нелепо. Именно поэтому работать над картиной необходимо только под естественным освещением. Лучше всего если это будет солнце. Но если нет возможности творить днем, то можно поставить мощные лампы, которые имитируют солнечный свет.

Хотя такие светильники практически совсем не искажают цветопередачу, их обслуживание стоит очень и очень дорого. Поэтому бюджетнее будет работать в дневное время около окна. Это один из первых уроков основ живописи.

Практика и воображение

Помимо получения знаний необходимо в себе развивать и творческие качества. Изучение основ живописи не дает гарантий в будущем создании шедевров. Очень часто в этой творческой профессии возникает кризис у художника из-за того, что он попросту не знает, что рисовать.

Один из способов развития воображения — это посещение уроков, которые ведут известные художники. Например, можно записаться на самый популярный мастер-класс по живописи маслом, который проходит в Москве. А также существуют дистанционные вебинары. Но лучше все же посещать мероприятия вживую, это позволит пообщаться с другими художниками.

И также стоит отметить, что большое количество практики позволяет улучшить воображение. Если человек не знает, что рисовать, можно срисовывать вс что бросается в глаза. Или даже пытаться воспроизвести мировые шедевры. Как во время обеда приходит аппетит, так и муза к художнику является во время творческого процесса.

Совет: не каждому захочется переписывать чужие картины, в этом случае можно попытаться воссоздать тот же самый сюжет, но уже в другом жанре.

Теоретические основы живописи

Несмотря на то что практика очень важна, все же без теории человек может потратить десятки лет, чтобы прийти к совершенству. Но зачем идти на такие жертвы, если в современном мире есть множество бесплатных источников с основами живописи и рисунка. Для начала стоит изучить графические моменты.

Прямые линии, круги, ровные овалы лица — все это художник должен уметь рисовать без подручных средств. Конечно, можно воспользоваться циркулем, чтобы изобразить тарелку, но тогда в ней не будет индивидуальности и реалистичности. Возможно, Малевич не стал бы таким известным, если бы не нарисовал свои знаменитые квадраты от руки.

Чтобы научиться создавать геометрические фигуры, потребуется практика. Лучше всего каждый день брать мольберт и рисовать линии и окружности. Если художник не может заставить себя обучаться, то лучше всего пройти любую школу рисования.

Светотеневой рисунок

После того как ученик освоит геометрические фигуры, можно приступить к более сложным основам. Практически каждый будущий художник планирует создавать свои шедевры не в плоском пространстве. А для этого потребуется научиться видеть свет и тень.

Конечно, даже ребенок знает о том, что любой предмет воспринимается по-разному, в зависимости от того, на каком расстоянии он расположен и сколько света попадает на него. Чтобы передать на холсте объем во время наброска, необходимо использовать такие приемы, как штриховка и затирка. Кстати, этому также учат в любой школе рисования.

Не стоит слишком много времени уделять черновому варианту. Самое главное - схематично изобразить объекты и уловить светотеневой рисунок всей картины.

Что такое композиция в живописи?

Следующей порцией знаний для художника должны стать вопросы о перспективе. В первую очередь необходимо научиться создавать так называемый колодец. С помощью различного нажима карандаша нарисовать переплетающиеся круги произвольных диаметров. Вся конструкция должна напоминать колодец вид сверху. То есть, самые и большие яркие круги располагаются вверху, а чем глубже рисунок, тем слабее нажим и меньше окружности. С помощью такого простого упражнения, художник научится изображать перспективу.

Не менее важной основой в композиции является «Правило третей». Условно изображение делится на три части одного размера по вертикали и по горизонтали. В первые разы создания картины, такую сетку можно нарисовать слабым нажимом. Те точки, что получились благодаря пересечению, и являются идеальными для расположения объекта.

Смысл такого правила заключается в том, что именно в эти места в первую очередь непроизвольно смотрит человек.

Создание картины с натуры

Прежде чем приступить к созданию полноценной работы, стоит определиться с жанром картины. Для первых своих шедевров лучше всего использовать фрукты, овощи, цветы и другие подручные средства.

После того как художник определился с жанром, можно приступать к постановке. Расположить инвентарь сразу же необходимо красиво и аккуратно, так как это значительно упростит работу. Здесь стоит заметить, что размещать объекты желательно учитывая существующее освещение. Хотя можно использовать и дополнительные источники, к примеру, для создания мягких или, наоборот, контрастных теней.

Совет: для лучшего усвоения материала хорошо бы сходить на открытые лекции, где знаменитые художники наглядно показывают как располагать и рисовать с натуры. Отличным вариантом для посещения будет мастер-класс по живописи маслом, который проходит ежегодно в Москве. Его, кстати, можно посетить в режиме онлайн.

Пространственные свойства цвета

После того как был нарисован эскиз, можно приступать непосредственно к созданию самой картины. Прежде чем разукрашивать рисунок, стоит тщательно представить конечный результат и подобрать необходимую гамму. В дальнейшем будет намного легче, если все нужные оттенки будут созданы заранее.

Каждый художник должен уметь сочетать цвета, но такой навык вырабатывается только через несколько лет постоянной работы. Чтобы не допускать самых распространенных ошибок, типа сочетание кислотного зеленого с перламутровым коричневым, можно пользоваться цветовыми кругами. Для создания самых лучших коллабораций берутся два противоположных оттенка. Но если необходимо совместить три или четыре цвета, то тогда выбирается нужное количество оттенков, которые располагаются рядом друг с другом, на одной полосе.

В то время как смешение цветов в живописи - довольно индивидуальная тема, все же к подбору оттенков стоит подойти со всей ответственностью.

Виды перспектив

Несмотря на то что положение предмета влияет на его светотеневой рисунок и размер, оттенок объекта также изменяется. Все выделяют два основных вида перспективы. После создания набросков художнику уже будет понятно, какой именно способ создания картины выбрать.

Прямая линейная. Такой вид перспективы рассчитан на фиксацию зрения в одной точке. Примером может послужить аллея вдоль дороги. Деревья, которые стоят ближе всего к художнику, будут казаться более высокими и мощными, чем те, что оказались расположены где-то вдали. Точно так же работает и перспектива на бумаге. Но помимо этого, необходимо изобразить расплывчатость объектов. То есть чем дальше дерево, тем светлее/темнее оно будет. А также необходимо изменить контрастность, приглушая дальние объекты.

Тональная перспектива. В этом варианте создания картины за основу берется окружность. Изобразив главный объект, около него нужно мысленно представить круг, за которым и будут происходить изменения. Чем дальше расположены детали, тем менее контрастными они будут. Данный вид перспективы напоминает тот самый колодец, которые был описан выше.

Цветоведение в живописи

После того как художник разберется со всеми основами, можно приступать к более углубленному изучению. При этом стоит помнить что каждая теория закрепляется практикой. И чем больше человек будет рисовать, тем быстрее он достигнет совершенства.

Цветоведение в живописи — это в первую очередь круг, о котором шла речь выше. В него включены спектры оттенков, в которых зафиксированы переходы всей радуги. Любой цветовой круг содержит в середине серый цвет. Это происходит потому, что именно такой оттенок считается нейтральным в живописи.

Всего существует три основных цвета — это, конечно же, красный, желтый и синий. Именно они необходимы для того, чтобы создать любой оттенок. Но это только в теории, на практике же довольно сложно подобрать необходимые пропорции каждого для идеального сочетания. Но все же три новых цвета, используя только основу, можно создать легко — это оранжевый, фиолетовый и зеленый. Таким образом, начинающему художнику можно не тратить огромные деньги для покупки всевозможных оттенков.

Холодные и теплые оттенки

Также для удачного комбинирования цветов и использования их в живописи, необходимо отличать их по температуре. Делается это очень легко. Для начала берется уже знакомый круг так, чтобы самый яркий желтый оттенок располагался вверху. Теперь перед художником с правой стороны будут только теплые цвета, а слева — холодные. Причем все оттенки из этих спектров хорошо сочетаются друг с другом.

Чтобы подобрать максимально гармоничные два оттенка, можно провести небольшой опыт. Выбрав противоположные цвета, необходимо их максимально точно воссоздать в реальности. После этого небольшое количество краски с каждого оттенка смешивается друг с другом. Если получился серый цвет, то художник идеально подобрал палитру.

Конечно, на практике достичь такого эффекта практически нереально, но если в результате получился приближенный оттенок, то это уже можно считать успехом.

Чтобы нарисовать шедевр, скорее всего, придется потратить много лет. Но это не значит, что надо опускать руки и сдаваться. Возможно, картины, которые будут написаны во время учебы, уже станут восхищать публику. В любом случае стоит ориентироваться на свое сердце, а не на мнение толпы.

Работая над натюрмортом акварелью, учащиеся знакомятся с основами живописи. Как один из видов изобразительного искусства, живопись передает все многообразие окружающего нас мира (свет, пространство, объем и т. д.) на плоскости с помощью цвета, отличаясь тем самым от графики, где средствами выражения являются штрих, линия, пятно, светотень, а цвет исполняет ограниченную, вспомогательную роль. Иногда ввиду специфичности техники и некоторой условности приемов акварель относят к области графики. С этим трудно согласиться. На первых порах освоения этой техники ученик, выполняя натюрморт акварелью, должен ставить перед собой лишь живописные задачи. Выбор акварели на первом этапе приобщения ученика к живописи делается не из-за легкости технических и технологических задач, а просто из-за доступности материалов. Чтобы с самого начала занятия живописью не носили любительского характера, необходимо знание основ цветоведения.

Цвет - один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет индивидуальность предмета. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.

Постичь цвет пытались еще древние греки. В 450 г. до н. э. Демокрит писал: «В восприятии имеются сладость, горечь, тепло и холод, а также цвет. В действительности имеются атомы и пустота».

Понятие цвета обычно рассматривают в трех аспектах: физико-техническом, психобиологофизическом и психологическом.

Первые, кто пытался объяснить природу цвета и света, были философы. «Свет - это не огонь, не какое-либо тело вообще и не истечение из какого-либо тела, нет, свет - это наличие огня или чего-то подобного в прозрачном», - писал Аристотель. Особый интерес к учению о цвете возник в первой половине XVII в., когда на смену философским понятиям приходят физические, основанные на опытах и экспериментах. Создав корпускулярную теорию света, великий английский физик Исаак Ньютон объяснял различные цвета излучения наличием составляющих их корпускул. Излагая свою теорию, Ньютон считал цвета не качествами, а первоначальными свойствами света, которые отличаются между собой из-за различного преломления. Он писал: «Вид цвета и степень преломляемости, свойственные каждому отдельному сорту лучей, не изменяются ни преломлением, ни отражением, ни какой-либо иной причиной, которую я мог наблюдать». В начале XIX в. исследования О. Френеля, Ж. Фуко и других ученых подтвердили преимущество волновой теории, которую выдвигали еще в XVII в. Р. Гук и X. Гюгенс, иезуит Игнатий Гастон Парди, перед корпускулярной. В марте 1675 г. Гук, выступая в Королевском обществе, заявил: «Свет - колебательное или дрожательное движение в среде… происходящее из подобного же движения в светящемся теле, подобно звуку, который обычно объясняется дрожательными движениями среды, проводящей его, вызванного дрожательными движениями звучащего тела. И так же, как в звуке пропорциональные колебания производят различные гармоники, так и в свете различные странные и приятные цвета создаются при смешении пропорциональных и гармонических движений. Первые воспринимаются ухом, вторые - глазом».

Но даже до сих пор еще не ясно, почему в одних явлениях свет обнаруживает волновые свойства, а в других - корпускулярные.

Немецкий физик М. Планк, а затем Эйнштейн, Бор и др. открыли, что свет излучается не в виде волн, а в виде определенных и неделимых порций энергии, которые называли квантами, или фотонами. Фотоны разной энергии представляют собой свет различных цветов.

Созданная сейчас квантовая теория как бы объединяет волновые и корпускулярные свойства света, так как они являются природными качествами всей материи. Каждая волна обладает корпускулярными свойствами, и каждая частица вещества - волнами.

Экспериментируя со стеклянными призмами, Ньютон в 1672 г. разложил белый свет на отдельные спектральные цвета. Эти цвета плавно переходят один в другой, от красного до фиолетового. Разложение белого цвета в какой-либо среде, называемое дисперсией, является разделением его на разные по длине волны. Между фиолетовым и пурпурно-красным, т. е. крайними цветами спектра, примерно 160 различных цветовых оттенков. Незаметность переходов одного цвета в другой затрудняет и усложняет работу по изучению их свойств. Поэтому обычно весь спектр делят на шесть или восемь интервалов, которые соответствуют красному, оранжевому, желтому, зеленому, синему и фиолетовому цветам с вариациями желто-зеленого, светло- и темно-синего.

Возникает окраска предмета из-за избирательной абсорбции, т. е. поглощения предметом избранных длин волн. Если посмотреть на красную драпировку через зеленое стекло, то она покажется нам черной. Почему? Красное отражает в основном красные лучи и в меньшей степени оранжевые и желтые. Все остальные - поглощает. Зеленое стекло поглощает красные лучи, а все остальные уже были поглощены ранее красным.

Поэтому драпировка будет казаться черной. Любой предмет поглощает все цвета, кроме собственного, составляющего его окраску. Если же на красную драпировку посмотреть через красное стекло, то она будет восприниматься очень интенсивно, насыщенно. Наоборот, при освещении любыми другими цветными источниками ее можно увидеть и оранжевой, и даже коричневой.

Интенсивность света зависит не только от количества лучистой энергии, но и от ее цветового качества. Кроме того, интенсивность света определяется реакцией глаза на излучение, что связано с психофизиологией, т. е. субъективными ощущениями человека.

Измерить световые и цветовые ощущения может лишь чувствительность глаза. Осложняется это измерение и восприятие цвета тем, что нет равенства между степенью чувствительности к отдельным, монохроматическим лучам и величиной их энергии. Распределение энергии по спектру и распределение интенсивности светового потока не совпадают.

Основными параметрами цвета являются цветовой тон, насыщенность и яркость.

Цветовым тоном называется качество хроматического цвета, которое отличает его от ахроматического. Это основная характеристика хроматического цвета. В ахроматических цветах цветового тона нет. Иначе говоря, цветовой тон является различием цвета по длине волны.

Насыщенность - это полная выраженность цветового тона. Чем более цвет отличается от ахроматического, тем более он насыщен. Насыщенность - это чистота цвета. Разбеливая цвет, мы уменьшаем его насыщенность.

Яркость цвета - это его светлота. Она определяется отношением количества отраженных лучей к количеству упавших.

Таким образом, цвет выражается качественной характеристикой (цветовой тон и насыщенность) и количественной (яркость). Чтобы дать точные характеристики цветовому тону, насыщенности и яркости цвета, необходимо измерить их. Измерять можно визуально, но это будет неточно.

Кроме семи основных цветов спектра глаз человека при среднем уровне яркости может различать 180 цветовых тонов, включая 30 пурпурных, которые отсутствуют в спектре, но получаются смешением синих и красных тонов. Всего же тренированный глаз художника различает около 10 тыс. цветовых оттенков. Максимальная чувствительность глаза при дневном освещении приходится на излучение с длинной волны 553-556 нм, что соответствует желто-зеленому спектральному цвету, а минимальная - на крайние длины волн видимого диапазона, которые представляют собой красный и фиолетовый света. Этот эффект наблюдается лишь при одинаковой энергетической мощности излучения.

Человеческое зрение является сложнейшей проблемой для науки. Оно включает в себя не только чисто физиологические, но и психологические вопросы. Имея смутное представление об анатомии глаза и видя, что глаза некоторых животных светятся в темноте, античные ученые выдвинули своеобразную теорию. Согласно ей человек видит из-за исходящего из глаза света. Луч света, выйдя из глаза и «ощупав» предмет, приходит снова в глаз. Евклид называл его световым лучом. Левкипп и Демокрит выдвигали свою версию теории видения. Они утверждали, что от каждого предмета исходят лучи, которые состоят из мельчайших частиц - корпускул. Таким образом, каждый предмет посылает в наш глаз своеобразные «лучи-образы». Аристотель развил эту теорию, доказывая, что, глядя на предмет, мы воспринимаем некоторое движение. Мы видим окружающий мир из-за взаимодействия двух способов: «света очей» и «лучей-образов» предметов, говорил Платон. В XIII в. в Западной Европе возник интерес к достижениям арабской науки. Переводились научные труды арабов, в частности был сделан перевод книги крупнейшего оптика Арабского Востока Ибн-ал-Хайсама (Альхазена, 965-1039 гг.) «Оптика». Ибн-ал-Хайсам утверждал, что изображение предмета образуется в хрусталике и что глаз состоит из жидких и кристаллических сред. Даже если глаз излучает свет, писал он, все равно глаз воспринимает лучи, пришедшие извне. Почему у человека болят глаза, когда он смотрит на солнце? Видимо, человеческий глаз получает что-то исходящее от предмета. Он является как бы приемником излучения, писал Ибн-ал-Хайсам.

Эта теория просуществовала вплоть до XVII в., уже после того, как ученые открыли роговицу и сетчатку глаза. В 1630 г. появилась книга X. Шейнера «Глаз - основа оптики», где были описаны опыты с препарированными бычьим и человеческим глазом. На основе этих опытов было доказано, что на сетчатке образуется перевернутое изображение.

Современные ученые доказали, что человеческий глаз состоит из трех цветоощущающих нервных аппаратов, состоящих из колбочек, способных возбуждаться и передавать в мозг три разновидности цветовых возбуждений - синее, зеленое и красное. Приемниками цветной информации являются колбочки сетчатки глаза, чувствительные к красным, зеленым и синим цветами. Основы этой теории были заложены еще М.В. Ломоносовым в середине XVIII в. Дальнейшие физиологические исследования, в частности Томаса Юнга в начале XIX в., подтвердили и развили ее.

Но каждый из трех центров по-разному реагирует на цвет спектра дневного света. Из сказанного выше о максимальной чувствительности глаза можно сделать вывод, что в желто-зеленом диапазоне спектра необходима меньшая интенсивность света по сравнению с фиолетовым и красным, чтобы глаз ощутил ту же яркость цветов визуально. Если взять цвет изолированно и наблюдать его, то можно сделать вывод: чем меньше примесей он имеет, чем он чище, чем ближе он к спектральным, тем он красивее. Падающий на предмет свет может влиять на цвет предмета. Некоторые минералы, относящиеся к драгоценным или полудрагоценным камням, меняют окраску. Освещенный дневными лучами света александрит зеленого цвета, а при освещении лампой накаливания - красного. Рассматривая картины старых мастеров, пользовавшихся техникой лессировок, мы часто видим светящиеся куски живописи, особенно если приглушено окружение. Менее насыщенным, но более светлым будет цвет, если область отражения шире. И, наоборот, при узкой полосе отражения цвет кажется насыщенным, но и более темным. Поэтому живопись в холодном и теплом колорите по-разному смотрится в различном освещении.

Человек все, в том числе и цвет, видит в сравнении. Влияние же одного цвета на другой приводит к различным цветовым эффектам. Если рассматривать характеристики спектральной чувствительности глаза при дневном свете и сумеречном (слабом), то максимум яркого света приходится на длину волны 556 нм, а слабого - 510 нм. Причем в первом случае у человека действует колбочковое зрение, а во втором - палочковое. Эта особенность называется «эффектом Пуркинье» в честь чехословацкого ученого Я.Э. Пуркинье, который установил данную зависимость. Темнеет красно-оранжевая область спектра и светлеет в этих же условиях зелено-синяя. Каждый может проверить этот эффект, рассматривая букет цветов при дневном (солнечном) и лунном освещении. Максимальная чувствительность глаза при дневном и сумеречном зрении изменяется более чем в 250 раз.

Какое обычно небо, трава, солнце знает даже маленький ребенок. Это базовые цвета, из которых складывается мир. Взрослея, мы замечаем кроме базовых тонов бесконечность промежуточных оттенков и полутонов, которые могут сочетаться друг с другом. Их всевозможные комбинации воздействуют на человека. Чтобы разобраться в этих закономерностях обратимся к основам цветоведения .

История изучения цвета

Ученым удалось многое узнать о природе цвета. Начиная с исследования Исаака Ньютона, получившего спектр солнечного излучения из семи цветов. Анализ спектров продолжился, повлияв и на объективные науки, и на развитие философской мысли. Философствующим цветоведом выступил Иоганн Гёте. Он предположил, что из борьбы света и тьмы выходят победителями сначала первичные хроматические (синий, красный, желтый), остальные же получаются из их смешения. Зеленый, оранжевый и фиолетовый - вторичные, они появляются из поочередного соединения основной тройки.

Современное цветоведение пользуется схемой художника 20 века из Швейцарии - Йоханнеса Иттена. Он, обобщив мысли других ученых, предложил удобную систему, которая может использоваться для подбора оптимально сочетающейся палитры. Она включает три первичных цвета, лежащих в центре. Их обнимает вторичная тройка, которая окружена двенадцатью производными вариантами.

Гармоничное сочетание между собой кусочков круга возможно в 6 вариантах (контрастных или дополняющих друг друга). Систему Иттена можно расширить, добавив черный и белый, которые тоже могут быть смешаны с двенадцатью. Большую часть этих цветов мы видим, открывая набор красок. В них обязательно входит великолепная шестерка и ее холодные/теплые варианты. Остальное рождается из рук художника на практике, попробуйте получить новые сочетания! Другие мастера тоже этим занимались, что же из этого вышло?


Живопись и цвет

Живопись, как и человек, переживала пору своего «детства», когда весь изображаемый мир окрашивался в очень ограниченный набор красок. Это объяснялось сложностью добывания пигментирующих веществ - экофрендли смеси не производились на заводах, а добывались собственноручно из природных материалов.

С другой стороны, последовательность в выборе цвета объяснялась его большой смысловой наполненностью. На картине не могли появляться случайные краски. Например, представьте себе искусство Средневековья. Оно строится из сочетания золотого, красного, синего. Дева Мария, как правило, в синих одеждах, потому что это цвет чистоты, неба, бесконечности, принадлежности к Богу. В синем и красном (мучения, кровь, символ Воскресения) изображается Христос. Золотой нимб над головой святых означал связь с Богом.



Новые краски

С наступлением Возрождения, искусство преображается, вслед за временем меняется палитра картин. Все больше встречаются их смешения, гармонические сочетания. Новый путь реализма требует изображения близкого к реальности. Но искусство все же не сама жизнь. Художники, отражая действительный мир, заботятся о гармонии на картине, чтобы получилось цельное полотно. Для этого они обращаются к основам цветоведения в живописи.

Новый поворот на дороге искусства случается на подступах к 20 веку. Пропадают всяческие ограничения, наука проникает во все сферы жизни, так что художники знают о силе воздействия живописной палитры. Творческая среда погружается в цветоведческие эксперименты. Яркость и насыщенность картин импрессионистов, хотевших поймать ощущение мира на картине в полноте красок, соседствует со всем известным монохромным шедевром Казимира Малевича. Цвет или его полное отсутствие снова становится центральным смысловым элементом произведения. Гармония картин уступает место самым контрастным сочетаниям, передающим ту бурю, которая происходила не только в искусстве, но и в жизни.


Методическое пособие «Цвет - основа живописи» для детей 6-7 лет.


Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Сявский Центр Детского Творчества» п. Сява, Нижегородской области.

Методическое пособие «Цвет - основа живописи», предназначено для детей 6-7 лет. Разработано на основе учебных материалов Г. П. Шалаевой «Учимся рисовать». Будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования при обучении детей основам цветоведения и техническим приемам акварели и гуаши в живописи. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Цель: Знакомство с основными характеристиками цвета, как средством художественного выражения.
Задачи:
заложить теоретические знания о цвете;
развивать чувство цвета, художественного вкуса;
сформировать систему знаний и навыков для работы с цветом;
воспитывать уверенность, инициативность.
Методическое пособие «Цвет – основа живописи» существенно обогатит художественно - практическую базу младшего школьника. Данное методическое пособие направлено на овладение детьми теоретических и практических знаний и навыков работы с цветом.
Знания о цвете, приемах работы с красками необходимы и для освоения технологии живописи. Детям предлагается освоить принципы и методы работы с основными и дополнительными цветами, нежными и насыщенными, звонкими и глухими, холодными и теплыми оттенками. Важной частью является работа по освоению цветовых отношений, где дети знакомятся с теорией и наглядно-демонстрационной базой и выполняют ряд творческих заданий. Цвет имеет большое значение в жизни современного человека. Знания о цвете необходимы каждому. Умение видеть, чувствовать цветовую гармонию помогает ребенку развивать творческую активность.

Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.

Методическое пособие «Цвет – основа живописи»

Тема. Основные и дополнительные цвета.

Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.


Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется - цветоведением . Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).

Цветовой спектр.


Чистые, яркие цвета называют цветовым спектром .


Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.

Основные и дополнительные цвета.


Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются - составные или дополнительные .



Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской, и дадим ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку и раскрасим второй треугольник желтой краской. Посмотрим, что у нас получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Зелёного.
Дальше, также дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашиваем третий треугольник, и видим, что на том кусочке его, который «зашёл» на предыдущую фигуру, получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет.


Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой . Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета


А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют составными .

Задание. Раскрась петушка составными цветами.


Тема. Оттенки и полутона.

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.


Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой .


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета .


Задание. Раскрась цветы темными и светлыми оттенками, при помощи смешивания красок раскрась листья.


Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.


Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на черном фоне будет ещё белее.


Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым.

Тема. Контрастные цвета.

Есть ещё цвета, которые называются контрастными . Контрастные цвета расположены напротив друг друга.


Это три пары контрастных цветов.


Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.


Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее удачным и почему?



Задание. Раскрась картинку контрастными цветами.


Тема.Теплый и холодный цвет.


Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет огня, солнечный свет.


Холодные цвета называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой.


Задание. Раскрась картинку холодными цветами.


Задание. Раскрась картинку теплыми цветами.



Зеленый цвет получают из теплого (желтого) и холодного (синего) цветов.


Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.

Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.


Тема. Звонкие и глухие цвета.


Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

Яркий колорит в картинах известных художников.


Художник Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»

Ни для кого не секрет, что цвет — одно из важных средств изображения. И естественно, имея правильное представление о цветоведении в живописи , мы можем правильно и разумно применять его в живописных картинах. Цвет можно «заставить» работать на нас. А для этого было бы неплохо разобраться и понять, как же это сделать, не забывая о том, что каждому из нас свойственен свой способ восприятия цвета и его передачи.

Оттенки цветов богаты и разнообразны, но все они подчиняются законам цветоведения. Давайте попробуем разобраться с основными понятиями науки о цвете, не влезая глубоко в научные дебри.

Примечание: цвет и оттенки в масляной живописи могут слегка отличаться от оттенков в акриловой живописи,например, или от цвета тамперы. Поэтому, в качестве примеров цветоведения, возьму художественную масляную краску. Хотя основы цветоведения практически одинаковые во всех видах красок.

Сколько цветов в радуге?

Наверняка вы знаете, что р адуга состоит из 7 цветов, в то время как наш «живописный круг» включает в себя 12! Тем не менее, радуга на небе радует нас ни чуть не меньше от этого. Но речь пойдет не о красоте радуги, а о цвете как таковом.

Радуга в цвете

В цветоведении живописи существует понятие как основные цвета, второстепенные и производные.

Основными , первыми в круге, традиционно считаются красный, синий и желтый. Все остальные, в принципе получаются путем смешения красок. Но вот первые 3 цвета получиться по другому никак не могут.

Второстепенны е цвета , то есть следующие 3 цвета получаются при смешении двух других первых красок. Например, как получить зеленый. Просто смешиваем желтый с синим… Естественно, светлота, и интенсивность зеленого будет зависеть, в каких пропорциях были смешаны эти цвета.

Также стоит помнить о том, что купленные в тюбиках синие, желтые и красные краски, будут отличаться друг от друга по теплоте и холодности. Если вы пишите картины, то наверняка знаете, что среди желтых цветов есть и теплые и холодные. Поэтому, смешивая желтый и синий, мы, конечно же, получим зеленый. Но какой нужно взять синий и какой желтый, чтобы получить нужный зеленый? Ведь оттенков зеленого очень много.

Многообразие зеленых при смешивании желтых и синих

Скажу, что изучить теорию цвета безусловно нужно, но без практики никак. Причем, практика в мире цвета занимает большую часть времени. Нужно научиться смешивать, заставляя цвет работать в наших живописных картинах! Ниже я приведу небольшой пример, выполненный в разных тепло-холодных гаммах.Есть также производные цвета . Получить можно их путем смешиваний трех основных и трех вторичных цветов.

Но, говоря о цветоведении в живописи, мы будем считать основными все 12 хроматических цветов спектрального круга и ахроматические – черный, белый и все разновидности серого.

Цветоведение в живописи

Изучение спектрального круга дает понимание о взаимодополнительных цветах. Они расположены напротив и обладают свойством усиливать друг друга при соседстве на картине. Например, розовый выглядит намного ярче в компании зеленого, а желтый «зажигается» рядом с синим.

Главные характеристики цветов

Если бы краска была одушевленным предметом, то можно было бы сказать, что у нее есть характер, который состоит из трех составных черт . Да, скорее всего так.. ведь именно эти черты в цвете на живописной картине и вызывают у зрителя различные эмоции.

Цвет в искусстве существует для выражения эмоций одних (живописцев) и эмоциональной реакцией других (зрителей). На примере красных цветков приведу пример «характера цвета».

К основным свойствам характера цвета относятся 3 термина:

  • Цветовой тон – термин цветоведении, определяющий колор. Цветовой тон позволяет отличать один цвет от другого, а также различать их по названиям.
  • Светлота – тон в цвете, тональность. Одно из важнейших качеств цвета, о котором не стоит забывать
  • Насыщенность – интенсивность, степень сочности и глубины цвета. Еще насыщенность это своего рода видимая степень цветового тона хроматическом цвете.

Насыщенность и светлота красного цвета


Если, например, неправильно был взят цвет, значит и тональность получится иная. Это важный признак, определяющий близость цвета к светлому или темному. Как можно изобразить цветок, если пользоваться только цветовым тоном? Никак, он был бы плоским и похож на детский рисунок в чисто-красном цвете. Внутренняя часть цветков темнее и насыщее.

Светлота и насыщенность добавила в цвет все, что необходимо. А ведь сам цветок состоит только из одного цвета- красного. Все остальные только его производные.Как вы догадались, для того, чтобы сделать цвет светлее, нужно добавить белил. Так можно получить градус светлости и светотеневой тон. И темнее, добавляя, например серый. Чтобы регулировать цвет, включаем в палитру белый и черный цвет. Конечно, получится светлее, но и оттенок получится иной. Из ярко насыщенного красного, с белилами она станет светлее, это точно, но и цвет при этом меняется до розового. Поэтому, стараемся не менять сам цвет краски.

Определять насыщенность можно в процентном содержании цветового тона в цвете. Запутано получилось? Вот еще фруктовый пример: цвет мандарина и абрикоса имеют одинаковый цветовой тон – оранжевый. И даже светлота в обоих предметах светлая. И все же насыщенность абрикоса и мандарина разные. Цвет мандарина будет насыщеннее цвета абрикоса: в мандарине как будто более контрастный оранжевый. Еще проще другими словами описать можно так: сильно-яркий оранжевый мандарин и тускло-бледный-оранжевый абрикос …

Оттенки от оранжевого к желтому цвету

Чистые цвета из тюбика, могут быть самые насыщенные. Смешивая их с другими красками и растворителями, тем самым меняет чистоту и интенсивность цвета. Насыщенность можем «погасить», добавляя в него серый оттенок

Правда живописцы редко пользуются чистым цветом прямо из тюба. При умелом смешении красок, можно получать огромнейшую палитру цветов и оттенков. В некоторых техниках живописи все же используют краски в чистом виде, например, в технике Импасто, или «мастихиная живопись», или любители чистых контрастных картин. Причины могут быть разные, ведь и цветовидение у всех разное. читайте в статье-подборке.

А вы знаете, почему белый и черный по тоновой шкале не считаются цветами? Потому что, «белила» и «чернила» имеют только одну светлоту. Они не могут быть более или менее насыщенными. Вы когда-нибудь слышали «светлая белая», или «светлая черная»? Все что они могут, трансформироваться в серые оттенки, отличаясь лишь по светлоте серого цвета.

Насыщеность черной есть, например, сажа газовая- холодная и ярко выраженная, в то время как жженая кость — противоположна, теплая и неяркая. Есть еще виноградная черная, которая находится между ними по темноте и яркости. Смешивая краски с белой или черной, можно отлично поупражняться и познакомиться со всеми свойствами краски. Попробуйте, это очень интересно!

Многие художники безумно боятся использовать на своей палитре черную краску, а зря! Ведь она может сделать палитру шире и богаче. А вот какую из черных красок выбрать решать вам, их тоже нужно попробовать все. В принципе, для изменения других цветов они крайне важны.

Темность черных красок

Какая гамма лучше и как гармонизировать цвет?

В цветоведении есть такое понятие, как исполнение картины в теплой и холодной гамме. Смешением 2-х хроматических цветов в разных комбинациях можно получить оттенки с различными теплыми и холодными полутонами. Идеальными считаются сочетания оттенков с одинаковым полутоном. Не все цвета могут гармонично соединятся на одной картине.

К примеру, холодный фиолетовый отлично гармонирует с холодным зеленым, их связывающей «ниточкой» является синий полутон. А вот холодный фиолетовый с теплым зеленым совсем не сочетаются, синева конфликтует с желтым полутоном в зелени.

Поэтому, лучше использовать цвета красок по теплоте и холодности. Например, можно изобразить похожий сюжет в разных гаммах и сравнить.

Цветоведение в живописи — теплая и холодная гамма

Согласитесь, что теплые цвета создают совсем иное ощущение, чем холодные. В первом варианте теплые нотки подобраны так, чтобы создать впечатление жаркого дня. В то же время, второе изображение в холодных цветах создает ощущение холодного утра.

Палитра цветов масляных красок

Сегодня палитра красок многообразна и радует нас таким широким спектром выбора . И чем богаче у вас будет палитра, тем интереснее и «нескучной» получится ваша работа. Тюбиков красок 12-15 достаточно для начала, но по мере изучения разных смешиваний, вы научитесь получать новые цвета и оттенки. Или покупать уже готовые смешанные краски в тюбиках, если позволяют средства. Масляная краска в тюбиках хранится очень и очень долго, а изучать и практиковаться, безусловно, нужно…. Без этого ни как!

Палитра цветов масляных красок

Цена краски в тюбиках зависит на прямую от того, сколько раз она смешивалась, чтобы получился тот или иной оттенок. И чем интереснее и редкостнее происходило смешивание, тем дороже будет стоит краска. У меня в арсенале имеются дорогие краски редких цветов, таких как теплый серый или малиново-пурпурно-фиолетовая. Я редко ими пользуюсь, так как со временем научилась «добывать» их путем смешивания.

Важно: не все масляные краски для живописи одинаковые. У разных производителей может несколько отличаться краски по цвету, густоте и даже по названию. Поэтому крайне важно выбирать все же качественные краски, особенно, на этапе изучения живописи маслом.

Например, я пользуюсь французскими Lefranc & Bourgeois, Pebeo; голландскими Rembrandt, английскими производителями красок Daler& Royney и немецкие Lukas, Mussini. Итальянские тоже имеются в моем арсенале, oil Master но сильно густые и менее любимые. Имеются и русская «Ладога» , но все же по качеству сильно уступают французским или английским. Для опыта полезно поэкспериментировать с разными производителями.

Как вы думаете, из чего делается краска? Какой у нее состав и почему одни сохнут быстрее других? В состав масляной краски входят цветные пигменты и связывающие вещества. Обычно это масла, мягкие смолы, пчелиный воск и эфирное масло. Эфир помогает «разжижать» густотертые красочные пасты. И соотношение пигмента по отношению связывающих веществ разное. И одна из причин медленного высыхания масла, именно это. Вот пример состава масляных красок:

Характеристика красок

Часто можно услышать вопросы по поводу смешивания оттенков и цветов: что с чем смешивать можно, а что с чем смешивать не желательно, во избежании грязи.

При написании картины нужно помнить об основных характеристиках цветов и о том, как температура краски изменяется под влиянием разных оттенков. Также о теплой и холодной гамме, но в целом в смешивании красок запретов нет. Это область, где можно смело экспериментировать и получать результаты путем проб и ошибок. В статье будет подробно рассмотрены способы смешивания.

И не забывайте, творчество должно приносить радость от процесса , добавлять энергии и сил, а также заряжать нас бодростью и никак не наоборот. Даже усталость после написания картины будет приятная и с чувство удовлетворенности.

Как видите, основы цветоведения не такие уж и тяжелые, при определенных знаниях и правильных пропорциях разумеется. Живопись живая, нельзя научиться цветоведению раз и на всегда, это то, что может изучаться и изучаться на протяжении жизни… Вы согласны с этим?