Сценарий мероприятия в объединении «Волшебная кисть», посвящённый юбилею великого художника И.И. Шишкина. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Урок – викторина по творчеству И.Шишкина

  • Цель и задачи:
  • осветить основные этапы жизни и творчества И.И. Шишкина – «Верстового столба в развитии русского пейзажа» (И.И. Крамской);
  • способствовать расширению кругозора школьников по творчеству великого художника;
  • развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учить работать в команде;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу Елабуга.

Оборудование: репродукции картин И.И. Шишкина, игровые столы для команд (2), стулья (14), карточки с вопросами (для ведущего), кроссворды (2), рефераты учащихся по творчеству И.И. Шишкина, выставка книг о художнике, аудиозапись гимна Елабуги, песочные часы, флажки с эмблемой родного города.

Форма мероприятия: игра – викторина

Сценарий игры:

Ведущий кратко знакомит с правилами игры:

  1. В игре участвуют 2 команды (5-7 человек в каждой)
  2. Если команда готова дать ответ, она должна поднять флажок.
  3. Команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в разминке, получает право первого хода и выбора следующего этапа.
  4. После правильного ответа команда получает данную сумму баллов, она же затем и выбирает следующую категорию.
  5. Если команда не может ответить на вопрос, на неё может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем и выбирает следующую категорию.
  6. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.
    Примечание: если в зале сидят зрители, их привлекают к игре.
  7. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.
    На доске написаны этапы игры, расчерчено табло итогов.

План игры:

  1. Разминка.
  2. «Темная лошадка».
  3. Кроссворд «Певец родной природы».
  4. «Ты – мне, я –тебе».
  5. Сочинение – признание.

1.Ведущий задает блиц - вопросы разминки, отвечает команда, первая поднявшая флажок. Время на обдумывание – 3 сек. За правильный ответ – 1 балл.

  1. В каком году родился И.И. Шишкин?
  • 1832 г.
  1. Когда в Елабуге был открыт Дом – музей И.И. Шишкина?
  • в 1975 г.
  1. Что такое пейзаж?
  • изображение картин природы.
  1. Как относилась мать художника к занятию сына рисованием?
  • осуждала
  1. Кто изобразил на картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» 4 медведей?
  • К.А. Савицкий
  1. Членом, какого общества художников стал И.И. Шишкин?
  • Товарищество передвижных художественных выставок.
  1. Сколько всего детей родилось у художника?
  • 4; 2 сына, 2 дочери.
  1. Что случилось с первым домом, где родился И.И.Шишкин?
  • сгорел во время пожара в Елабуге в 1850 г.
  1. Кто по социальному происхождению были Шишкины?
  • купцы.
  1. Что такое литография?
  • вид плоской гравюры на камне, известняке особой породы.
  1. Имеются ли изображения И.И. Шишкина на фотографиях?
  • да: 1890,1891.
  1. Что такое этюд?
  1. Сколько братьев и сестер было у великого русского художника?
  • 5: 4 сестры и 1 брат.
  1. Как звали родителей И.И. Шишкина?
  • Иван Васильевич и Дарья Романовна Шишкина.
  1. Кто повез юного Ивана в 1852г. поступать учиться в Московское училище живописи и ваяния?
  • Д.И. Стахеев («Я ведь, Ваня, жду, что ты станешь русским Рафаэлем»)
  1. Назовите девиз Петербургской Академии художеств, куда в 1856 г. поступил учиться Иван Шишкин?
  • «Свободным художествам»
  1. Кто является автором «Истории города Елабуги»?
  • отец художника, И. В. Шишкин.
  1. Назовите любимые увлечения отца писателя?
  • история, археология.
  1. Что использовали вместо ластика вместо ластика в CIC веке?
  • хлебный мякиш.
  1. Рисовал ли И.И. Шишкин автопортреты?
  • да; 1854 г.
  1. Назовите имена известных художников, рисовавших портреты И.И. Шишкина?
  • И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов.
  1. Где получил первоначальное образование И.И. Шишкин?
  • 1-я мужская гимназия г. Казани.
  1. Где был похоронен выдающийся русский живописец в 1898г?
  • Петербург, Смоленское кладбище.

2. Ведущий показывает репродукции картин художника, нужно дать их точное название. Время на обдумывание 1 минута. За правильный ответ – 3 балла.

Примерный перечень картин для демонстрации:

  • «Полдень в окрестностях Москвы» (1869)
  • «Среди долины ровная…» (1883)
  • «Лесные дали» (1884)
  • «Дубовая роща» (1887)
  • «Корабельная роща» (1898)
  • «Святой ключ» (1876)
  • «Рожь» (1878)
  • «Сосновый бор» (1878)
  • «Утро в сосновом бору» (1889)

3. Команды получают одинаковые кроссворды, которые им необходимо решить за 10 минут. За правильное слово – 1 балл.

По горизонтали:
1. Родина И.И. Шишкина.
3. Название могильника за открытие, которого И.В. Шишкин стал членом Московского археологического общества.
5.За рисунки на этом острове И.И. Шишкин был удостоен в академии большой серебреной медали.
7. Название картины И.И. Шишкина (1878).
9. Имя младшей дочери И.И. Шишкина.

По вертикали:
2. Фамилия художника написавшего ряд портретов И.И. Шишкина.
4. Жанр живописи, в котором работал И.И. Шишкин.
6.Название рощи, которая дала имя последней картине И.И. Шишкина.
8. Имя матери И.И. Шишкина.
9. Любимый напиток И.И. Шишкина.
10. Город, в котором учился И.И. Шишкин в училище живописи и ваяния.
11. Фамилия друга И.И. Шишкина, известного художника, учившегося вместе с ним в училище.

Ответы

По горизонтали
1.Елабуга
3. Ананьинский
5. Валаам
7. «Рожь»
9. Ксения
По вертикали
2. Крамской И.Н.
4. Пейзаж
6 Корабельная
8 Дарья
9 Квас
10. Москва
11. Перов В.Г.

4 . Команды в течение 5 минут готовят по 4 вопроса для другой команды о жизни и творчестве И.И. Шишкина. Вопросы задают по очереди.
За правильный ответ – 1 балл.

5. В течении 10 минут команды готовят сочинение – признание по творчеству И.И. Шишкина (в свободной форме). От команды выступает капитан.
За лучшее сочинение – 10 баллов. Другой команде - 7 баллов.

Подведение итогов. Награждение победителей и активных зрителей.


Автор: Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП» Актанышского района Республики Татарстан
Описание материала: Нетрадиционное внеклассное мероприятие направлено на формирование социальной компетентности школьников средствами музейной педагогики; рассчитано на совместную деятельность учащихся 8-11 классов. Учащиеся проектируют, моделируют и презентуют свою картинную галерею в соответствии с музейными законами и атрибутами.
Цели мероприятия:
1) приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
2) развитие умений и навыков составления устной монологической речи, публичного выступления;
3) воспитание любви к родному краю, эстетического вкуса учащихся
Дидактико-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная система, подготовленный группой видеосюжет «В музее Шишкина»; видеопрезентация
Подготовительная работа . Актив класса проектирует, моделирует воображаемую картинную галерею и в кабинете создаёт свою модель, придумывает её интерьер. (Для учащихся сельских школ всё ново и незнакомо, нет возможности посещать известные залы картинной галереи, музеи. До проведения данного мероприятия на одном из классных часов пройдёт урок этикета «Как вести себя в общественных местах»)
1 группа – творческая группа учащихся готовит презентацию (слайд-шоу) репродукций картин художника, собирает картины по разным источникам Интернета, предлагает принести репродукции картин Шишкина из домашней коллекции. Гости рассматривают репродукции картин как по презентации, так и по «живым» картинам (показать детям, как оформляются картины в музее, картинных галереях; знакомство с паспарту)
2 группа – группа экскурсоводов: собирает материал для описания данных репродукций.
3 группа – исследовательская группа находит портреты Шишкина и их описания; биографические сведения о художнике; составляет вопросы для проведения викторины.
4 группа – проектно-издательская группа, создает и готовит проект буклета-путеводителя для каждого посетителя выставки.
Третья и четвертая группы формируются из учащихся старших классов.

Лесной бог из Елабуги…
Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В. Стасов.

Ход мероприятия

1 экскурсовод: Ребята! Сегодня мы с вами совершим необычную интерактивную экскурсию в картинную галерею известного художника-пейзажиста, нашего земляка Ивана Ивановича Шишкина. Мы организовали выставку живописца, которая позволит увидеть многое из того, что сделано было художником, и каким был путь к вершинам искусства уроженца Елабуги.
I этап – знакомство с портретами и биографией художника
2 экскурсовод: Портреты И.И.Шишкина (показывает портреты- слайд-шоу)
В течение своей жизни Иван Крамской несколько раз рисовал и писал своего товарища по передвижным художественным выставкам И.И.Шишкина. В большом портрете Крамской создал образ преуспевающего художника, который находится в зените славы и известности. Но портрет свободен от парадности. Ясная лаконичная композиция подчеркивает значительность, основательность модели. Темный компактный силуэт плотной фигуры четко читается на светлом фоне холста. Выразительны не только взгляд чуть прищуренных глаз, свободно раскиданные волосы, густая борода, но и естественная поза, руки, непринужденно засунутые в карманы. Целостность натуры, спокойная уверенность в себе, в своей деятельности – эти черты, присущие личности художника, запечатлены на полотне. (портреты)


Ивану Ивановичу Шишкину словно самой судьбой было предначертано стать певцом русской природы. Друзья шутили, что у него не только «лесная» фамилия, но еще и внешность настоящего лешего: бородатый, косматый, такому в самый раз жить в лесу…
В поисках вдохновлявшей его натуры художник ездил и ходил по российским проселкам, по лесным дорогам и тропам. Таким «легким на ногу», в высоких сапогах изобразил живописца на одном из полотен художник Крамской. Стоит на лоне величественной русской природы и внимательно наблюдает за происходящим, любуясь широким раздольем России, лесными далями.
3 экскурсовод: Биографическая справка
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в городе Елабуге в семье купца. Он с детства мечтал стать художником. После уездного училища окончил четыре класса казанской гимназии №2. С 1852 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Окончил училище с золотой медалью. 1856-1861 годы- годы, проведенные в Петербуржской академии художеств, которую он закончил с тремя серебряными и двумя золотыми медалями. И.Шишкин стал убежденным передвижником, профессором академии, участником всех выставок передвижников и нескольких европейских выставок.
Справка. В городе Елабуге находится Дом-музей И.Шишкина, который открыт с 1946 года, где собраны личные вещи, его картины, их более 50. Побывав в Елабуге, вы обязательно посетите этот музей. Не пожалеете!
Презентация видеосюжета «В музее Шишкина» (Учащиеся нашей школы посетили музей и сняли видео)

II этап – демонстрация (слайд-шоу) и описание картин И.И.Шишкина
4 экскурсовод: «Утро в сосновом лесу» (1889)


«Утро в сосновом лесу» - одно из самых широко известных произведений русской живописи. Художник как бы приоткрывает зрителю глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Седой туман окутал лесную глушь. Бурелом. Тишина. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотая верхушки деревьев. Это глухой лес, следов человека не видно. Медвежата играют на сломанном дереве, а медведица внимательно следит за ними. Медвежата и медведица добавлены на картину Константином Аполлоновичем Савицким и оживляют образ дремучего леса.
5 экскурсовод: Несколько картин Шишкин посвящает дубу.
1) «Среди долины ровныя…» (1883) Какой дуб! Ему, наверное, тысяча лет! Именно чувство вечности, прочности видишь в этой картине. И какой простор!
2) «Дубовая роща» (1887) Богатырская сила родной земли проступает на этом полотне, на котором исполинские дубы похожи на умудренных жизнью крепких стариков рядом с подступающей к ним древесной молодью.
3) «Дождь в дубовом лесу» (1891) В этой картине какой-то неожиданный Шишкин. Здесь схвачено мимолетное состояние природы, очень трудно передаваемое в живописи, - летний дождик с туманом, со спешащими по дороге в дубраве людьми.

1 экскурсовод: «Рожь» (1878)
Это одно из лучших произведений художника, ставшее хрестоматийной картиной. Магической силой веет от этой картины. Все просто, ясно и убедительно в ней, как в самой жизни. Главное тут – хлебное поле, дорога во ржи с низко летящими ласточками, цветочками на обочине и сама рожь, желтым морем уходящая к горизонту.
Нечто похожее видим и на более ранних полотнах художника. Новые тут – сосны во ржи. Они соединяют небо и землю. Золотая нива под ними словно бы паруса обретает. Вся картина становится символом жизни, от нее исходит надежда, благополучье. Это вершина творения живописца, хотя лес тут представлен лишь частью всего, что нас радует на земле.
Можно на выставке проследить путь живописца к своим шедеврам. Вот, например, небольшое полотно с ржаным полем, написанное в Подмосковье. Удача явная – картину у молодого художника сразу покупает для своей коллекции Третьяков. Но сам живописец видел в этом сюжете что-то более значительное. Еще раз было написано поле созревающей ржи. Но только с третьей попытки художник создал ту «Рожь», которую все мы знаем. Зеленые паруса сосен над полем сделали свое дело. Неизвестным осталось: видел ли Шишкин именно этот пейзаж или, подчиняясь законам искусства, перенес со свойственным ему мастерством к дороге во ржи сосны из иного какого-то места.

III этап – самостоятельное составление связного текста-описания картин И.И.Шишкина
2 экскурсовод: Обращает внимание на репродукции картин «Лесные дали» (1884 г.), «Лесная глушь» (1872 год), «Первый снег» (1875 год) и предлагает творческое задание: описание представленных картин (ребята выступают в роли экскурсовода).
IV этап – Знакомство с репродукциями картин И.И.Шишкина из Государственного музея изобразительных искусств в Казани
3 экскурсовод: «Корабельная роща» («Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии») (1898)


На 26 передвижной выставке в 1898 году появилось последнее произведение И.И.Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на родине, на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще.
Русский человек, глядя на это полотно, испытывает чувство гордости за величие Родины. Образ Родины донесен до зрителя таким, каким он живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях, в его песнях, сказаниях, былинах. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.
Непроходимые дебри уральских лесов. Горит на солнце корабельная роща. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину леса. Это состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Ни души вокруг, ни тропинки. Как на часах, стоят вековые сосны, охраняя лесной покой. Громадные, в несколько охватов, стволы деревьев сообщают полотну особую монументальность.
«Корабельная роща» - лебединая песня художника. В ней он воспел Россию с ее могучими лесами, хрустальными водами, смолистым воздухом, голубым небом, ясным солнцем. Передал любовь и гордость за красоту земли, которые чувствовал на протяжении всей жизни. (выразительное чтение высказывания В.Стасова)
2 экскурсовод: Заключительное слово. Организованная нами юбилейная выставка показывает, как много успел И.И.Шишкин сделать: исходил-избороздил леса чуть ли не всей средней полосы России. Лес он знал и чувствовал не хуже ученого-лесовода, но, кроме этого, художника волновала поэзия и эпическая сила зеленого творенья Природы.
Шишкин знал все тонкости жизни леса в разные времена года и в разное время дня (особенно любил солнечный летний полдень). Главный «герой» его живописи – лес. Это дубравы и хвойное царство красавиц-елей и сосен-великанов, корабельные рощи и редколесье с просеками и прогалинами. Пройдя по выставке, видишь: у Шишкина было два особо любимых дерева – дубы и сосны.
Шишкин хорошо знал и любил лесное свое отечество. «Безмерная любовь к родной земле, к русской природе сообщила силу его искусству и сохранила полотнам художника популярность до наших дней».

Посетители выставки самостоятельно просматривают картинную галерею. Отводится 5 минут. Звучит медленная музыка.
V этап – Викторина «По следам заочной экскурсии»
Вопросы
1. На какой картине изображены люди? («Дождь в дубовом лесу»)
2. Кто рисовал И.Шишкина? (И.Крамской)
3. Какое дерево изображено на картине «Среди долины ровныя…»? (дуб)
4. Какое время суток запечатлено в сосновом бору? (утро)
5. Как называются леса, изображенные на полотнах Шишкина? (бор, роща, лес, чаща)
6. Подберите синонимы к словам «картина», «художник».
(картина- полотно, этюд, произведение живописи, репродукция; художник – живописец, мастер, пейзажист)
7. Сколько медведей изображено на картине «Утро в сосновом бору»? (4)
8. В каких музеях находятся картины художника-пейзажиста?
(Третьяковская галерея (Москва), Дом-музей И.И.Шишкина (Елабуга)
9. Перечислите полотна Шишкина, ключевым словом которых является «роща» («Дубовая роща», «Корабельная роща»)
10. Назовите известных художников-пейзажистов.(И.И.Левитан, К.А.Саврасов …)
11. Последняя картина И.И.Шишкина. (Корабельная роща)

Всем посетителям выставки экскурсоводы раздают буклеты-путеводители, в котором представлены репродукции картин И.Шишкина, высказывания о пейзажисте, указаны адреса нахождения полотен художника, дана другая информация о Шишкине.

VI этап – Обобщение в форме интервью
1. Что дало вам посещение данной выставки?
2. Каково было у вас представление о художнике, и изменилось ли оно после посещения?
3. Как можно узнать картины Шишкина?
4. Какая репродукция вам стала ближе и почему?
5. Каково пожелание организаторам выставки?

Парить бы над этой красотой вечно.

Ю.Фролов.

Цели:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина;
  • учить детей видеть красоту родной природы, чувствовать восторг и интерес к живой природе;
  • воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения.

Примечание: занятие проводится в компьютерном зале.

Оборудование: диск “Город Елабуга”, иллюстрации произведений Шишкина, буклеты о Шишкине – 10 штук.

Выставка:

  • И.Шишкин. Журнал “Татарстан” № 9 за 1996 год.
  • И.И. Шишкин Переписка. Дневник. Современники о художнике.
  • Александра Пистунова “Родник в лесу”. Повесть о художнике И.И. Шишкине.
  • Открытки с произведениями Шишкина “Музей изобразительных искусств”.
  • Рисунки учащихся 4 класса – пейзаж.

Слова Шишкина на плакате: “…Надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Учитель: Ребята! Наше занятие под названием “Парить бы над этой красотой вечно!” я хочу начать строчками стихов Баратынского:

Ученик:

С природой одною он жизнью дышал!
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.

– Когда-то именно эти строки маленький мальчик Ваня записал на полях своего учебника по естествознанию. Отец пожурил Ванечку: “Нельзя, сынок, писать на книжках”. И купил ему новый учебник. Отец не знал, что именно эти строки затронули душу мальчика и будут являться гимном всей его жизни.

II. Постановка задачи

– Сегодня мы познакомимся с этим мальчиком Ваней, который вырос и стал великим русским художником-пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Познакомимся с его жизнью, творчеством, а также совершим заочное путешествие в город Елабугу, в дом-музей, в котором жила семья Шишкиных.

III. Работа над новым материалом

Показ портрета.

– Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в старинном городе Елабуге на берегу реки Камы в семье небогатого купца. Мальчик родился в тот самый январский день, когда его отец, провалившийся в полынью на Каме, лежал в горячке и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтоб не потерять Ивана из семьи – примета верная…
Отец поправился.
Отец, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом, отправляя его по Волге и Каме на баржах. Он был образованным человеком того времени, любил науку, занимался изучением родной старины.
Мама – Дарья Романовна – женщина с сильным и добрым характером, строгая и справедливая мать, хорошая и экономная хозяйка. Она хотела, чтобы Ваня пошел по стопам отца.
Но у Вани из всех увлечений постоянным и самым сильным было рисование. Целыми днями бродил Иван по окрестностям Елабуги, “…зачерчивая, наблюдая и усваивая ту природу, к которой постоянно возвращался позднее в своих картинах”. На рисунки он изводил всю бумагу в доме. Разрисовывал заборы, малевал на стенах.
Художников в Елабуге не очень-то жаловали. А матушка Дарья Романовна их особенно не любила.
Родители хотели видеть Ивана Ивановича Шишкина купцом, продолжателем семейных традиций. Он же тянулся к карандашу и бумаге.
В 1843 году отец отвез сына в Казань, где определил в первую городскую гимназию (мальчику 11 лет). В гимназии он получил первые навыки в рисовании карандашом, тушью, красками.
Приехав на лето в 1848 году в Елабугу, Иван решает не возвращаться в гимназию, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь.
В 1852 году Шишкин едет в Москву и поступает в Московское училище живописи. Мама, провожая сына учиться на художника, сокрушалась, говорила такие слова:
– Пропали Шишкины! Никогда у них в роду художника не было! Господи, да неужели мой сын будет маляром!
А спустя четыре года, в 1856 году, Иван едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Окончив в 1860 году Академию с Большой золотой медалью, Шишкин получил право на заграничную командировку.
Весной 1861 года Шишкин возвращается в Елабугу, в которой не был пять лет. Все лето он работал в окрестностях Елабуги, много рисовал, писал маслом.
В это же лето он побывал в Казани и ее окрестностях, где написал много этюдов. Среди них “Мельница в поле”, “Шалаш” – которые мы с вами рассмотрим сегодня.
Много и плодотворно работал Шишкин за границей. Он был в Германии: в Мюнхене, Лейпциге, Дюссельдорфе.
В 1965 г. ему присвоено звание академика. Он становится известным художником-пейзажистом. Его картины участвуют в различных выставках.

IV. Заочное путешествие в город Елабугу

– Сейчас мы совершим с вами заочное путешествие в город Елабугу, на родину художника, и побываем в доме-музее имени Шишкина.

Работает диск:

1. Герб Елабуги.
2. Дом Шишкина – на крутом речном откосе уже более 150 лет стоит большой белый двухэтажный дом, в нем провел свои детские и юношеские годы И.И. Шишкин. Сюда неоднократно приезжал он и в годы зрелого творчества, черпая вдохновение в прикамских лесах и просторах. Сейчас в этом доме мемориальный дом-музей его имени – единственный в стране, в котором экспонируются подлинные вещи и живописные полотна.
3. Портрет № 1. Этот портрет написал Крамской в 1873 г. Шишкин запечатлен в дорожном костюме, сапогах, с зонтом и дорожной сумкой. Так он выглядел во время своих многочисленных походов по окрестностям Елабуги.
4. Портрет № 2. Этот портрет написан в 1880 году Крамским – другом Шишкина.
5. Большая гостиная. Здесь часто принимали гостей.
6. Малая гостиная. На рояле играл брат Ивана Николай.
7. Кабинет отца художника. Много семейных фотографий. На стене портрет в большой раме, где изображен Иван Иванович Шишкин. Портрет написан Верещагиным в 1862 году.
8. Буфет. Столовая.
9. Мастерская художника, где он работал над своими картинами.
10. Спальная комната.

V. Работа над картинами

“Утро в сосновом лесу” – одна из самых популярных произведений русской живописи (1889 г.). Художник как бы открывает перед зрителями глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Над густо заросшим оврагом голубеет утренний туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Проснулись и обитатели леса. Играющие медвежата и медведица дополняют образ дремучего леса.

Картина “Полдень” написана в 1869 году. Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Особенно ценно то, что в этой картине Шишкин сумел проникновенно передать обновленную после дождя природу, дыхание освеженных земли и травы, трепет бегущих облаков.

“Березовая роща” , 1870 г.

“Дождь в дубовом лесу” - на этой картине прекрасно показано состояние природы во время теплого летнего дождя. С большим мастерством передана глубина пространства, погруженного в дождливую мглу, сквозь которую проступают неясные очертания деревьев дальнего плана.

“Сосновый бор” – более всего Шишкин любил изображать хвойный лес. Он был первым в русской живописи, кто раскрыл обаяние могучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие. В картине “Сосновый бор” все залито ярким летним солнцем. В теплых лучах нежатся стройные сосны, журчит по чистому каменистому дну лесной ручей. Нотки тонкого народного юмора вносят потешные фигуры двух бурых мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж в картине светел и чист.

Прекрасны и другие картины: “Шалаш” , “Мельница в поле” , “Пейзаж с сосной” .

“Корабельная роща” – художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Он передал тишину, успокоенность леса. Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. “Корабельная роща” - лебединая песня художника. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.

“Рожь” – одно из лучших произведений в творчестве художника. Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. Насколько может охватить глаз, до самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей в даль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Спокойный ритм темных силуэтов деревьев придает еще большую монументальность полотну, помогает созданию эпического художественного образа.
Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи.
С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки. Все эти детали обогащают картину, придают ей жизненную убедительность и задумчивость.
Картина “Рожь” – это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатства природы, которым она вознаграждает труд человека, – вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.

VI. Работа по рисункам ребят

VII. Беседа по выставке книг о Шишкине

VIII. Обобщение

– Иван Шишкин – художник громадной творческой страсти, целеустремленности. Своей работоспособностью он поражал современников. Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким он запомнился своим друзьям. Он и умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это было 20 марта 1898 года.
Огромное наследие оставил художник: более 500 живописных полотен, около 2000 рисунков и графических работ.
Весь творческий путь Шишкина предстает перед нами как великий подвиг русского человека, который в своих произведениях прославил родину, горячо и нежно им любимую. В этом сила его творчества. В этом залог того, что его картины будут жить вечно.
“Шишкин – художник народный”, – пиcал В.В. Стасов еще в 1892 г. И это право на почетное звание закрепил за Шишкиным наш народ.

Классный час на эстетическую тему: “ И. И. Шишкин – великий художник”

  • познакомить учащихся с творчеством художника – земляка И. И. Шишкина;
  • воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству, умение ценить и беречь прекрасное.

Наглядность: картины И. И. Шишкина “Осень”, “Рожь”, “Сосновый бор”, книга Александры Пистуновой “Родник в лесу”. В.С. Кузин Э. И. Кубышкина “Изобразительное искусство в начальной школе”.

I. Вступительное слово учителя

Мы с вами поговорим о художниках.

– Каких художников вы знаете?

Ученик. Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Виктор Васнецов.

– Ребята! Сегодня мы познакомимся с биографией и картинами И. И. Шишкина. Вы уже, наверное, многие слышали про И. И. Шишкина и видели его картины.

Послушайте биографию художника.

II. Знакомство с биографией художника.

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, в семье небогатого купца.

Елабуга – один из старейших городов Республики Татарстан. Город уютно расположился вдоль реки Тоймы, впадающей в Каму, среди могучих вековых лесов.

И. И. Шишкин с помощью отца – любителя – археолога и краеведа – научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы. Он полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно. Отец – человек широких интересов – единственный из близких поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником.

Будущий художник в 1852 году отправился в Москву для поступления в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к выводу, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.

В Москве он учился под руководством профессора А. А. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В 1856–60 гг. продолжает свое обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Его развитие идет стремительно. С другими молодыми пейзажистами работал на острове Валаам. За свои успехи Шишкин получает все возможные награды.

В 1860 году был награжден Большой золотой медалью за пейзаж “Вид на острове Валаам”. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но сначала он отправился в Казань и дальше на Каму. Хотел навестить свой родной край. Только весной 1862 года он уехал заграницу.

В течение 3-х лет жил в Германии и Швейцарии. Занимался в мастерской живописца и гравера К. Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865 году за картину “Вид в окрестности Дюссельдорфа” получил звание академика. С 1873 года он стал профессором художеств.

И. И. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. В 1870 – х годах он стал создавать первые картины, передающие меняющиеся состояния природы – вечер, сумерки, закат солнца, – сохраняя при этом четкость и предметность изображения. Тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.

III. Знакомство с картинами художника.

Вопрос: Какие картины И. И. Шишкина вы знаете?

Ответ ученика: “Осень”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”, “Перед грозой” и другие.

Учитель показывает картину “Осень”.

Рассказ ученика о картине “Осень”.

Учитель делает вывод.

– Красота природы, смена времен года, каждое из них – осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. И. И. Шишкин в своей картине показал восхищение щедрой красотой осени, любовь и глубокую привязанность к родным местам.

Учитель показывает картину “Перед грозой”.

Рассказ ученика о картине “Перед грозой”.

Учитель делает вывод.

– Кажется, мы тоже стоим на берегу реки и с тревогой смотрим на темно – синюю грозовую тучу, затянувшую небо, в ожидании что вот – вот начнется сильный ливень.

Учитель показывает картину “Утро в сосновом бору”.

Ученик рассказывает о картине “Утро в сосновом бору”.

Вывод учителя.

– На картине художник изображает родную природу, показывает красоту родной природы, он любуется просторами полей, лугов, исполинами деревьями и мощью сказочно – загадочных дремучих лесов.

Шишкин занимался не только рисованием, но и в 1894 году начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.

В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением.

Видное место в творчестве художника занимали этюды, часто они были самостоятельными художественными произведениями. Лучшие достижения художника проявились в картине “Корабельная роща”.

И. И. Шишкин много работал в гравюре. В 1894 – 95 годах руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.

Жизнь Шишкина была заполнена постоянной деятельностью. Он написал много картин и этюдов, создал прекрасные рисунки, много сделал для развития и популяризации гравюры в России, был активным и авторитетным участником Товарищества передвижников, занимался с начинающими художниками.

В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Выставка давала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего и стремившего передавать красоту и богатырскую силу российской природы.

Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией “Корабельная роща” (1898, ГРМ) в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. На полотне, написанном незадолго до смерти, изображена афонасовская корабельная роща близ Елабуги.

Огромный талант И. И. Шишкина был высоко оценен.

В родном городе Елабуга есть музей И. И. Шишкина, одна из школ города носит его имя. Когда входишь в музей, будто встречаешься с живым художником.

IV. Закрепление творчества И. И. Шишкина.

Ребята! Мы с вами познакомились с известным русским художником, нашим земляком И. И. Шишкиным.

Что нового вы узнали о художнике? Ответьте на вопросы.

  1. Когда, где родился И. И. Шишкин?
  2. Где он обучался?
  3. Какие картины художника вы знаете?
  4. Расскажите о картинах И. И. Шишкина.
  5. Какие чувства вызвали у вас картины И. И. Шишкина?

Литература

  1. И. И. Шишкин. Текст А. Н. Савинова. М.: Издательство “Искусство” 1971 г., стр. 5-12.
  2. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. “Изобразительное искусство в начальной школе”. М.: Издательский Дом “Дрофа”. 1997 г., стр. 38,77.
  3. Александра Пистунова “Родник в лесу” (Повесть о художнике И. И. Шишкине). М.: Издательство “Детская литература”. 1987 г., стр. 12.
  4. Шишкин И. И. Альбом репродукций. Вступ. статья Юровой Т. Москва. 1961 г.
  5. Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. “50 кратких биографий мастеров русского искусства”. Ленинград. 1971 г.

Сценарий мероприятия в объединении «Волшебная кисть», посвящённый юбилею великого художника И.И. Шишкина. «ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

185-летию со дня рождения И.И. Шишкина. Оформление выставки: «Гостиная купеческого дома»

Медленно звучит музыка. Перед магнитной доской плакат «Я люблю по-настоящему лес и только его и пишу»

И.И. Шишкин .

В истории каждой страны, каждого города есть замечательные имена, имеющие мировое значение. Судьбы многих выдающихся людей России связаны с Елабугой. Здесь же родился великий русский художник Иван Иванович Шишкин. В январе 2007 года Елабуга, в частности, Мемориальный дом-музей Шишкина, отметили 175-летие со дня рождения знаменитого художника. И мы в свою очередь отдаем дань уважения великому художнику и посвящаем ему этот вечер.

С именем Ивана Шишкина неразрывно связано представление о русском пейзаже, о лесах, о бескрайних полях. Он принадлежит к числу тех выдающихся мастеров кисти, чьи гениальные творения составляют гордость отечественной живописи. Живописные окрестности Елабуги нашли свое отражение на полотнах известного художника-пейзажиста И.И. Шишкина.

Суровая величественная природа, вековые леса, раскинувшиеся по берегам Камы, с детства были для нашего героя источником постоянного интереса и вдохновения. Девять своих лучших полотен посвятил Иван Иванович Шишкин своей малой родине. Среди них - «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», «Святой ключ близ Елабуги», «Утро в сосновом бору».

Портрет Шишкина. Автопортрет.

Иван Иванович Шишкин родился 26 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии в многодетной небогатой семье. Отец будущего художника, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом. Это был человек широкого круга интересов. Он желал дать сыну хорошее образование, поэтому после окончания уездного училища в 1844 году отвез его в Казань, где определил в первую городскую гимназию. В этом учебном заведении Ваня Шишкин получил первые уроки рисования карандашом, тушью, красками.

Первый учащийся.

«Мел и уголь не исчезали из его рук. Все двери и стены комнат были исписаны самыми замысловатыми фигурами... Бывало и так, что в жаркие дни у ворот собирались няни, хвастались скромностью и кротостью детей купеческих. В разговорах никто не

замечал, что пятилетний непоседа нарисовал на воротах соседнего дома целую галерею: то человеческий глаз, то руку, то дерево. В таких случаях хозяева дома шли обычно жаловаться родителям Вани. Няня и соседи прозвали его «мазилкой».

Из воспоминаний двоюродной сестры художника Е.В. Шишкиной.

Второй учащийся.

Иван еще ребенком увлекался резьбой по дереву и камню, помогаю отцу в различных поделках. На токарном станке он выточил из камня-песчаника модель Александровской колонны с памятником Петру I, для чего долго собирал изображения монумента на всевозможных ярлычках и спичечных коробках.

Дом Шишкиных стоял на высоком берегу Тоймы. Из окна было видно, как петляет по заливным лугам река и у «Чертова городища» впадает в Каму. А вокруг - озёра с густотравьем, дубравы, сосновые боры и таинственные хвойные леса.

Вся внешняя обстановка детства Вани Шишкина сильно действовала на воображение. Поэтическое настроение преобладало в нем с ранних лет. В большой гостиной часто встречались люди разных интересов и взглядов. Купцы Стахеевы, промышленники Ушковы, художники И. Осокин, К. Гун, братья Верещагины, прославленная «кавалерист-девица» Н.А. Дурова. Старший брат Николай хорошо играл, импровизировал и пел. Он являлся душой литературно-музыкальных вечеров, на которые порой съезжалось избранное городское общество.

Звучит музыка.

Отец, замечая тягу сына к рисованию, принялся выписывать книги по искусству и биографии знаменитых художников. В 1851 году в городе появились московские художники, приглашенные для расписывания иконостаса соборной церкви. С одним из них - Осокиным, Иван вскоре познакомился. Москвичу по душе пришлась тяга молодого человека к живописи, и в меру своих сил он принялся помогать Ивану. Своими рассказами о белокаменной Москве, о знакомых художниках Осокин способствовал утверждению молодого человека в мысли о возможности поездки в Москву и поступлении в Училище живописи и ваяния.

В августе 1852 года Иван Шишкин поступил в Училище живописи и ваяния. За внешний вид и молчаливость новые друзья прозвали его Монахом. Своих сотоварищей он поразил редкой работоспособностью. «Образование, труд, любовь к знаниям» - таков был девиз Шишкина в ту пору.

Работал он без устали, многие диву давались. За день нарабатывал столько, сколько иные за неделю едва могли осилить. Рисовал и дома до глубокой ночи, по памяти.

Успехи Шишкина к концу учебы в Москве были неоспоримы, и в 1855 году он отправился в Санкт-Петербург в Академию Художеств.

Первый учащийся.

Итак, Иван Иванович в Петербурге. Первое время его не покидало чувство одиночества. Работа, и еще раз работа, до полного изнеможения. Преподаватели обратили внимание на прилежание и талант Шишкина, ему было предложено рисовать с натуры. Годы учения в Академии (1856-1860) сыграли важную роль в формировании мировоззрения художника. «Это было удивительное время, - время, когда всякий захотел думать, читать и учиться, и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко...»

Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи. В 1860 он окончил курс обучения в Академии с высшей наградой - большой золотой медалью и правом на заграничную командировку.

В то время талантливых выпускников отправляли на стажировку за границу лет на пять. Но Иван Шишкин не спешил в чужие края. Его манили родные места, где он отсутствовал несколько лет. Поэтому сначала он направился на родину, где два года с упоением рисовал родные леса и просторы. И лишь в 1862 году уехал в Европу, где также много и плодотворно работал. Бывал на выставках и в мастерских художников, знакомился с их взглядами на современное искусство. Шишкин посетил Швейцарию, Чехословакию, Германию. В 1865 году он выставил в Дюссельдорфе три своих рисунка. Успех был полным. Иван Иванович получил приглашение показать свои работы в Бонне, Аахене, Кельне.

За границей Шишкин остро почувствовал свою связь с Россией. Среди чужих ландшафтов художник томился, не находя привычного размаха и раздолья. Всем сердцем он рвался домой.

К 1865 году, когда Иван Шишкин вернулся в Россию, о нем уже гремела слава как о талантливом рисовальщике. Его рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей как в России, так и за ее пределами. Две его работы были приобретены Дюссельдорфским музеем. А полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.

По возвращении на родину Шишкин сблизился с И.Н. Крамским, не только выдающимся художником, но и человеком беспримерной честности. Дружба с Крамским стала важным этапом в развитии Шишкина как художника и гражданина. Портрет работы Крамского считается одним из лучших изображений Ивана Шишкина.

Портрет Шишкина работы Крамского.

В 1870 году Шишкин, вместе с художниками Крамским и Куинджи, выступил одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Здесь наш герой нашел истинных друзей-единомышленников, а его работы - отзывчивого зрителя.

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Первый ученик. В 1870 году Шишкин уже занял ведущее положение среди художников-пейзажистов. На первой же передвижной выставке появилась его известная картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Она ознаменовала наступление творческой зрелости мастера. Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве, выразил свое эстетическое кредо. Перед зрителем предстал образ могучего, величавого русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушает ни медведи у дерева с ульем, ни летящая птица.

«Среди долины ровныя».

В 1883 году Шишкин написал одну из наиболее впечатляющих своих картин «Среди долины ровныя», избрав сюжетом литературный образ, содержащийся в первой строфе стихотворения Ф. Мерзлякова, ставшего народной песней.

«Рожь».

Второй учащийся. На одном из эскизов художника можно найти такую запись: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Благодать. Русское богатство». В этой более поздней авторской ремарке выражена сущность образа, созданного в замечательном полотне «Рожь». Оно было выставлено в 1878 году на Четвертой передвижной выставке и принесло художнику мировую славу.

«Лесные дали».

Большое значение имеют пространственные планы для содержания картины «Лесные дали» (1884 год). Широта лесных просторов, увиденных с возвышенности, громадность неба, отразившегося в далеком озере, - вот то поэтическое начало, которое покоряет ум и сердце зрителя.

«Утро в сосновом бору».

Создавая большие картины, Шишкин продолжал интенсивно работать с натуры, изучая природу, рисуя каждую травинку, каждый цветочек. Все более настойчиво разрабатывал проблему цвета, света и воздуха. Итогом плодотворной работы стала в 1889 году картина «Утро в сосновом бору», получившая наиболее широкую известность. Соавтором в написании этого большого полотна был К.А. Савицкий, кисти которого принадлежат фигуры медведей.

Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой лес, а утро с его еще не рассеявшимся туманом, слегка порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чаще. Мастерски передана глубина оврага, на краю которого расположилось медвежье семейство.

В 1890 году Шишкин обратился к сравнительно редкому для него сюжету инаписал большую картину «Зима». Он поставил в ней трудную задачу выражения едва уловимых рефлексов в почти монохромной живописи. Тогда же он вновь обратился к литературным образам, на этот раз как иллюстратор произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она...

И опять работа, работа. Заканчивая одну картину, Иван Иванович натягивает холст на подрамник для следующей. Он немало трудился в технике офорта. Офорт это гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой. Шишкин создает подлинные шедевры - «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник».

Рисунки углем, предоставленные на выставке Академии художеств, привели в восхищение всех, ибо такого богатства черного цвета в русской живописи до И.И Шишкина не показывал никто.

Графика занимает в творчестве Шишкина особое место. За долгую жизнь он создал десятки тысяч рисунков, тысячу офортов, 68 литографий, 39 цинографий. Около полусотни офортов хранятся в Елабуге.

Каждый художник в зрелые годы создает произведение, через которое он как бы высказывает свое отношение к жизни и которое принято образно называть завещанием. Таковым у Шишкина является полотно «Корабельная роща».

«Корабельная роща».

На картине реальная Афанасьевская роща близ Елабуги и одновременно символ родины, ее спокойствия, величавости, незыблемости. «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены: браво!», писал К.Савицкий. Эта работа - торжественная ода во славу родной природы. Созданная в год кончины художника, она стала его лебединой песней.

21 марта 1898 года смерть застала Ивана Ивановича за мольбертом с кистью в руках. «Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», - писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца.

Ретроспективный показ картин художника под музыку Свиридова или Лунная соната.

Произведения И.И. Шишкина входят в сокровищницу российской культуры. Они украшают коллекции картинных галерей и музеев более 30 городов России, находятся в частных собраниях российских, французских, американских, немецких ценителей живописи. Крупнейшие коллекции работ художника хранятся в Третьяковской галерее города Москвы и Государственном Русском музее С.-Петербурга. Довольно представительным собранием картин Шишкина может похвастаться Государственный музей изобразительного искусства РТ. Здесь насчитывается порядка сорока произведений живописи, 25 рисунков, 400 офортов и литографий.

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Картины «Лесная поляна», «На даче» экспонировались в 1898 году на выставке в Казанской художественной школе в числе произведений русских художников того времени. Пейзажи Шишкина, пронизанные воздухом и светом, имели столь большой успех у казанской публики, что власти города обратились к художнику с просьбой оставить картины в Казани. Шишкин ответил согласием. Эта телеграмма была последней весточкой художника в родные места.

А на картине живет яркий солнечный день раннего лета - трава сочна и пушиста, небо сияет светлой лазурью, оттеняемой белыми облаками.

«Шишкин - человек-школа», сказал о нем Крамской и оказался прав. А вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства», изданном в Париже: Роль Шишкина «в истории развития глаза» русских пейзажистов огромна, и совершенно, исключительна. Он очень крупный и оригинальный ум, он создал целую школу, заставил смотреть по-новому целое поколение художников. Он первый вдумался в глубину пейзажа, для него каждое дерево и даже каждый лист стали целым миром. Шишкин был первым анатомом природы...»

«С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина». Л. Бродская.

Дети, занимающиеся в объединении «Волшебная кисть», тоже очень любят рисовать пейзажи. Свои работы они посвятили И.И. Шишкину. Давайте послушаем наших ребят, посмотрим их работы.