Природные зоны Краснодарского края. Какие есть природные зоны в Краснодарском крае? Какие природные зоны расположены на территории кубани







"Многие жители еще помнят, как всюду расстилалась целинная почва, покрытая бархатистым ковром злаков с массою самых разнообразных цветов и всюду распространенной полевой клубникой. Местами здесь сохранились еще клочки девственной, никогда не паханной степи. Такие участки уже издали можно заметить по белеющему на них ковылю. Иногда степь кажется на большие пространства фиолетовой от покрывающих ее цветов шалфея или желтой от какого- нибудь крестоцветного. Ни одного дерева нет в открытой степи, разве что изредка попадется кустик боярышника, и то корявого. Только по балкам, над речками вырисовываются небольшие рощицы из ясеня, клена, дуба, вяза да нескольких видов тополя и ивы" М. Горький. "Подрядившись в одной из кубанских станиц на молотьбу, я посетил степь"


Вспомни расположение степной зоны на карте России и подбери верные характеристики данной природной зоны Общая характеристика степной зоны 1. Степь – это большие невозделываемые человеком массивы, покрытые древесной растительностью 2. Степь – это открытое безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. 3. Для степной зоны характерны жаркое лето и холодная зима 4. Лето и зима в степи теплые 5. Часто дуют сильные ветры – суховеи и пыльные бури 6. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней. 7. Выпадают обильные и частые осадки


Характеристика растительного мира степной зоны 1. Растительность скудная, низкорослая, со слабо развитой корневой системой 2. Для степи характерно обилие травянистых растений, редкие кустарники 3. Растения имеют хорошо развитую корневую систему, для степи характерны луковичные растения 4. Преобладают растения тепло- и влаголюбивые, высокорослые, с крепкими сочными стеблями. 5. Многие растения из-за особенности климата имеют узкие, мелкие листья.






Животный мир степной зоны 1. Характерно большое количество видов животных, много разнообразных видов хищников 2. Животный мир очень немногочисленный, характерно неравномерное расселение животных по территории. 3. Основная масса животных - наземные, низкорослые, обитающие в основном в подземных норах. Много грызунов.






1. Лето в степной зоне: а) короткое, холодное б) длинное, сухое 2. Где накапливают питательные вещества некоторые степные растения: а) в корнях б) в луковицах в) в листьях 3. Какие животные составляют самую многочисленную группу обитателей степи: а) грызуны б) птицы 4. Причины, которые могут привести к гибели природы степей (выбери несколько): а) неумеренный выпас скота б) холодная погода в) чрезмерная распашка степей

Природные зоны. Кубановедение 4 класс

Расшифруй и запиши названия природных зон. Для этого в каждом ряду зачеркни одинаковые согласные буквы. Подчеркни названия тех зон, которые расположены на территории Кубани.

ФЛБШЕШФСБА -
ВЩТУВЩНДВРА - Тундра
ТЦКАЙКЦГАЦ - Тайга

РЧПЧУРСТЫЧРНЯ - Пустыня
МСЙФТЙФЕПМЬ -
ДСУМБТРМОПИДКИ -

Заполни таблицу "Растительный и животный мир природных зон края". Используй текст учебного пособия на стр. 11 - 17

Природная зона

Растения

Животные

Степная Клевер, тимофеевка, полынь, ковыль, мятлик, шалфей, чабрец

Канюк, полевые мыши, суслики, хомяки, тушканчики, степная гадюка, воробьи, вороны

Лесостепная Ежевика, тёрн, шиповник, кизил, ковыль, пырей ползучий, типчак, лебеда, подорожник, дуб, бук, клён, ясень Хорёк, полевая мышь, кавказский крот, хомяк, ласка, ёж, соня-полчок, суслик, выдра, заяц, волк, дикий кот, кабан, косуля, воробей, коноплянка, дятел, дрозд, пеночка, зяблик, снегирь, сойка.
Лесная Дуб, бук, граб, клён, ясень, каштан, боярышник, ольха, осина, сосна, ель, пихта, берёза Кабаны, косули, олени, лоси, зайцы, медведь, волк, шакал, енотовидная собака, пчёлы, шмели, жуки, кузнечики, мухи, бабочки, сороки, дрозды, кукушки, синицы, сойки, сова, филин, беркут, сип белоголовый, сапсан
Субальпийские
и альпийские
луга
Подснежники, одуванчики, незабудки, анемоны, колокольчики, мхи, лишайники, дёрн Тур кавказский, зубр, серна, гриф, орел, ягнятник, форель, голавль, пескарь
Субтропики Мимоза, юкка, олеандр, тис, самшит, рододендрон, магнолия. Цикады, бабочки, светлячки, многоножки, летучие мыши, дельфины, морские коньки, медузы, креветки

Почему тис не тастёт в степи? Сформулируйи запиши ответ на вопрос.

Для тиса не подходят природные условия степи. Тис любит тепло и влагу, в субтропиках, где он произрастает, горы не пропускают с севера холодный воздух, а нагретое за лето море зимой отдаёт тепло побережью.

Рассмотри фотографии. Определи, какие природные зоны Краснодарского края на них представлены. Подпиши названия зон.

Подпиши названия природных зон в горах Кавказа от подножия до вершины.

Слова для справок: вечные снега и ледники, альпийские луга, смешанные и широколиственные леса, хвойные леса, субальпийские луга.


Найди на контурной карте район (городской округ), в котором ты живёшь. Обозначь его территорию цветом в соответствии с картой на стр. 10 учебного пособия.

В какой природной зоне расположен твой населённый пункт? Укажи основные особенности природы своей местности.

Краснодар расположен в зоне степи. Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.


Тема урока: « Природа Краснодарского края. Формы поверхности.

Природные зоны края».

Цель урока: уточнить, обобщить и расширить знания детей по теме, развивать познавательный интерес к природе родного края, воспитывать бережное отношение к природе; работать над развитием внимания, логического мышления.

Оборудование: учебные контурные карты края, карта России, глобус, атлас

«Мир и человек» (у детей), картины «Равнинный пейзаж»,

«Главный Кавказский хребет», справочники

Ход урока:

Ребята, сегодня мы поговорим о поверхности земли Краснодарского края, о рельефе. Кто знает, что оно обозначает? (Оно означает все неровности земли). Внимательно рассмотрите карту Краснодарского края. Посмотрите на сушу и назовите два основных цвета, которыми она обозначена (зелёный, коричневый). Что обозначено зелёным цветом (равнины ), а коричневым (горы ) ? Делаем вывод: поверхность Краснодарского края можно разделить на …(горы и равнины ). Что является границей между ними? (река Кубань как бы делит её на две части: северную – равнинную и южную – предгорную и горную)

По карте Краснодарского края опредлите:

Низменность - (Азово-Кубанская)

Равнина - (Закубанская)

Горы - (Кавказские)

Низменность, равнина, горы – виды …(рельефа Краснодарского края)

Рассмотрим карту «Природные зоны России».

Кто знает, о каких зонах идет речь? Природа разделила нашу страну на зоны. Каждая зона характеризуется определённым количеством тепла и влаги, играющих большую роль в формировании почвы, растительности. На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь. Обратимся к карте, чтобы сделать вывод, в каких природных зонах расположен Краснодарский край. (Это смешанные и широколиственные леса, лесостепь и степь)

Степи

В недалеком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше ста различных сельскохозяйственных культур.

Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов, можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, осот, зверобой, ромашку и другие травы.

Отметьте на контурной карте степную зону. Какие животные обитают в данной зоне? Почему?

Лесостепь, лес

Лесостепь протянулась сравнительно неширокой полосой в левобережье Кубани. Примерно половину ее площади занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клена, орешника, кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30% дубрав, свыше 80% буковых и примерно 90% каштановых насаждений России.

Отметьте данную зону на контурной карте. Назовите животных, которые могут обитать в этой зоне. Чем они питаются?

Горы

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. За буковыми лесами начинаются хвойные, их составляет кавказская пихта, ель, сосна.

На высоте 1800-2200 метров над уровнем моря изобилие субальпийской растительности.

За субальпийскими лугами простираются альпийские луга северо-западного Кавказа. Здесь природа сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега.

Как разительна перемена! Поражает яркость окраски, пестрота цветов на каменистых полянах, в окружении скал и снегов. Кругом произрастают красные мытники, синие горечавки, желтые одуванчики, красные гвоздики.

От 300 метров и выше - вечные снега и ледники.

Отметьте эту зону на контурной карте. Назовите животных, обитающих в горной зоне. Что позволяет им переносить такие условия жизни?

Черноморское побережье

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб, кизил, боярышник. В районе Геленджика встречаются клен, ясен, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью пицундская сосна.

А в районе большого Сочи растительность иная. Круглый год тут зеленеют кипарисы, пальмы, магнолии. Это происходит оттого, что Главный Кавказский хребет защищает побережье от холодных северных ветров, а море, нагретое солнечными лучами за лето, зимой обогревает побережье. Так создаются условия для формирования влажного субтропического климата.

Отметьте эту зону. Назовите животных - обитателей этой зоны.

Вопросы для закрепления: Рассмотрите карту Краснодарского края. Особенности каких природных зон можно наблюдать на территории Краснодарского края?

Что вы знаете об этих природных зонах? Каковы особенности климата степей, лесов, лесостепей, субтропиков - Черноморского побережья Кавказа, климат гор? Как на климат в крае влияют Кавказские горы (предгорье) , а

также Черное и Азовское моря? Как нужно охранять природу?

Задания на карточках:

Карточка 1.

Убери «лишнее» слово:

Дятел, сова, чайка, дрозд

Обоснуй свой ответ.

Карточка 2.

О какой зоне идет речь:

Обилие плодов и сочных трав создают благоприятные условия для обитания животных и птиц. Здесь небольшими стадами пасутся дикие свиньи, промышляют медведь, шакал, енотовидная собака.

Карточка 3.

Л_____________________________

Е_____________________________

С_____________________________

Карточка 4.

Впиши названия растений и животных, обитающих в данной зоне:

С____________________________

Т____________________________

Е____________________________

П____________________________

Карточка 5.

Впиши названия растений и животных, обитающих в данной зоне:

Г____________________________

О____________________________

Р____________________________

Домашнее задание: Составить рассказ – путешествие в одну из природных зон Краснодарского края.

Тема урока: « Природа Краснодарского края. Формы поверхности.

Природные зоны края».

Цели : Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей, учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой, совершенствовать речь, умение наблюдать. Закрепить умение работать в парах, группах.

Оборудование:

Карта природных зон; картины, рисунки с изображением изучаемых объектов, видеофильм «Черноморское побережье Кавказа»; запись музыки для игры; гербарий; наборы открыток; фотографии.

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаём, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

Что же друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег море и пляж.

Но мы отправляем не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Запись на доске и в тетрадях: «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона».

Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? (Эта

удивительная зона занимает очень маленькую территорию.

Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказ-

ские горы, а с другой – Чёрное море).

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером.) Почему? Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В умеренном поясе, но ещё ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи.) Почему Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Что вы знаете об этих горах? (Это высокие, молодые горы.) Да, это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на

побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

(Показ видеосюжетов из фильма «На побережье Чёрного моря».) Что же обозначает приставка «суб»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками.) Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. А теперь в работу включаются все научные группы нашей экспедиции.

Материалы для ботаников:


  1. Отличительная особенность растений субтропиков.

  2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.
Материалы для зоологов:

  1. Обитатели суши.

  2. Обитатели суши, добывающие пищу в море.

  3. Обитатели моря.
Материал для экологов:

  1. Чем является для человека Черноморское побережье?

  2. Экологические проблемы.

  3. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
Методический комментарий: ученики в группах, используя энциклопедии, готовят сообщение по соответствующему плану.

Рассказ ботаников:

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан (рисунки, гербарий). Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет. Каштан– дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 354 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы (рисунки, гербарий). На Черноморском побережье растёт много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи (рисунки, гербарий). Можно ещё добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая (картины). Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения. А теперь послушаем наших зоологов.

В ходе рассказа на карту вывешиваются иллюстрации с изображением растений.

Рассказ зоологов:

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это косуля. В лесах обитают медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль - и сам станет бурым, сядет на зелёную – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая. А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В ходе рассказа карточки с животными закрепляются на карте.

Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно много говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.

Рассказ экологов:

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возник ли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растение иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк (просмотр иллюстративного материала).

Вопросы для закрепления:

Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? (Рассказы детей.)

Какие растения и животные вас заинтересовали? Почему?

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?

Методический комментарий: уроки на эту тему можно спланировать следующим образом: первый урок посвятить формированию общих представлений о природных зонах края, а второй – изучению той зоны, на территории которой находится ваш населенный пункт.

Форма поверхности. Природные зоны края.»

Цели: 1. Углубить знания учащихся о природе Краснодарского края, её разнообразии, закрепить знания об особенностях форм поверхности нашего края, его природных зонах.

2. Развивать внимание, память.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, контур Краснодарского края для каждого учащегося, предметные картинки растений и животных Кубани.

Ход урока.

I. Организационно-психологический момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Природа Краснодарского края. Форма поверхности. Природные зоны края». Это продолжение темы предыдущего урока. Сегодня мы должны пополнить свои знания.

III. Повторение изученного.

Где расположен наш край?

Какие моря омывают его территорию?

Какова площадь нашего края?

IV. Работа по теме урока.

1.) Работа с физической картой Краснодарского края.

На какие 2 части можно условно разделить территорию нашего края?

Поверхность Краснодарского края делится рекой Кубанью на 2 части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности, почв, животного мира и климата.

2.) Азово-Кубанская равнина.

Угадайте, о чём мы с вами сейчас поведём речь?

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах вздыхая.

Ширь полей, размах степей –

Знакомая картина.


Только нет тебя милей,

Кубанская…(равнина).

Большую часть территории края, расположенную к северу о реки Кубань, её правобережье занимает Азово-Кубанская равнина.

Наш Белоглинский район тоже находится на этой равнине.

(Учащиеся отмечают на контуре Азово-Кубанскую равнину)

Поверхность равнины пересечена долинами рек. Кое где встречаются курганы – древние надмогильные насыпи. Глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками, - это овраги. Они приносят большой вред сельскому хозяйству . С оврагами ведётся борьба. Бывает, что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой, кустарниками, превращаясь в балки.

Постепенно, повышаясь на востоке, равнина переходит в отроги Ставропольской возвышенности.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно - ковыльную степь. В течении лета она приобретала то ярко – зелёную, то бело – жёлто – голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах распространены камыш, рогоз, осока, жёлтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех.

3). «Вулканы» (Доклад первого учащегося)

а) Загадка: «Что находится в середине вулкана и в начале Кавказских гор?»

б) – А вы знаете, что такое вулканы?

Наверняка видели по телевизору. А вот на самом деле видели ли вы вулканы? Хотели бы увидеть? Так это очень легко! Всего, примерно в пяти часах езды от нашей станицы, на Таманском полуострове (это место между Азовским и Чёрным морем) есть вулканы, их ещё называют грязевыми сопками. Они, конечно, не большие, так вулканчики – гномики, но действуют как настоящие. Выплёвывают пепельный дым, солёную воду, а иногда бывают и огненные извержения.

в) Рисование вулкана во время извержения. (Отметить на контуре Краснодарского края места, где встречаются грязевые сопки).

4). Гористая южная часть Краснодарского края.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну какие разговоры –

Знаешь ты, что это … (горы)

б) Доклад второго ученика.

К югу от реки Кубань Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Пердгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает одну треть площади края. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки. На вершинах гор – Фишт (2867 м), Чугуш (3238 м) даже летом лежит снег. Самая высокая гора в крае – Цахвоа (3345 м).

Снеговые вершины, холодные и величественные, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы.

Ниже начинаются субальтийские луга, которые покрыты высокими (иногда в рост человека) травами.

Ещё ниже – леса. Сначала хвойные (кавказская пихта, ель, сосна) которые потом переходят в смешанные и лиственные (вяз, клён, ясень, дуб, грецкий орех).

Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около семидесяти миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами это так – горы – дошколята.

Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Самая длинная пещера находится в районе реки Восточная Хоста. Её длина около 10 км.


5) Животный мир Кубани.

а) Повторить названия животных, обитающих в разных природных зонах нашего края.

б) Игра «Мой зоопарк»

(Отгадать загадки, взять нужную предметную картинку и прикрепить к доске).

У кого уши длиннее хвоста? (заяц)

Днём спит, ночью летает, громко ухает и прохожих пугает. (филин)

Он каждый год линяет, а всегда сер бывает. (волк)

Весной прилетает, но одна весны не делает. (ласточка)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)

Самое крупное животное Краснодарского края. (зубр)

6). Охрана природы.

Красива и разнообразна природа нашего края. Большое значение имеют природные богатства, к которым относятся поля и леса, полезные ископаемые , животный мир, воды и многое другое. Некоторые из этих богатств могут исчерпаться совсем, другие – неисчерпаемы, но трудно восстанавливаются. Отсюда следует вывод: природные богатства нужно беречь и использовать так, чтобы они приносили людям пользу в течение многих лет.

Если рассматривать экологическую ситуацию нашей станицы Успенской, то скоро её можно будет назвать кризисной. Лесополосы загрязняются мусором, стали его свалками. Вода в реке Калалы загрязняется в результате выброса грязных вод некоторыми предприятиями, станичники устраивают свалки по берегам реки. В последнее время местная администрация использует различные средства для борьбы с загрязнением окружающей среды .

V. Итог урока

Какие открытия сделали вы для себя сегодня на уроке?

Отличается природа равнин и гор нашего края?

Как каждый из вас может принять участие в охране природы нашей станицы?

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к конкурсу рисунков на тему «Охрана природы моей станицы».

zone-пояс ), физико-географическая зона -часть географического пояса с однородными климатическими условиями.

Природные зоны берут своё название от растительности, присущей им, и других географических особенностей. Зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов; имеют близкие условия температур и увлажнения, определяющие однородные почвы, растительность, животный мир и другие компоненты природной среды. Природные зоны - одна из ступеней физико-географического районирования.

На территории Краснодарского края выделяются три природные зоны: степная, предгорная и горная .

СТЕПНАЯ.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно – ковыльную степь. В течение лета она приобретала разную окраску, в зависимости от того какие травы цвели. В настоящее время степь распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и др. культурными растениями. Лишь вдоль дорог и по склонам балок можно увидеть дикорастущие растения. В степи обитают полевые мыши, суслики, тушканчики, кроты, хомяки, встречаются лисицы, хорьки, ласки, а также различные птицы, среди которых есть и хищные — коршун, сыч, сова и т.д.

ПРЕДГОРНАЯ.


По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь и далее – в лесную зону. Лесостепь протянулась неширокой полосой в левобережье Кубани. Половину её площади занимают кустарники и широколиственные леса (дуб, клён, орешник). В дубовых и буковых лесах обитают дикие свиньи, в широколиственных – водятся косули, промышляют – волк, шакал, медведь. На берегах рек – норка и выдра, которые питаются рыбой, лягушками, крысами. Также обитают разнообразные птицы: дрозды, кукушки, сойки, дятлы и т.д.

ГОРНАЯ.


Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 м над уровнем моря. За ними начинаются хвойные (пихта, ель, сосна). На высоте 1800 – 2000 м над уровнем моря – изобилие субальпийской растительности, с богатыми пастбищами для крупного рогатого скота и овец. На северо-западе Кавказа природа сурова – лишь в августе поляны освобождаются от снега. От 3000 и свыше – вечные снега ледники да неприступные скалы. На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Его основная цель – охрана природы и восстановление численности ценных видов зверей и птиц (зубр, тур, серны и т.д.).