Повышение образовательного уровня населения приведет. Совершенствование муниципальной политики в сфере образования. По данным переписей населения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности реализации государственной политики в образовательной сфере. Роль государственной политики в жизни общества. Анализ направлений государственной политики в сфере образования в Саратовской области: повышение образовательного уровня общества.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2015

    Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере сохранения и развития культуры. Развитие системы управления культурой в муниципальных образованиях Владимирской области: проблемы и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Государственное регулирование муниципального управления в сфере образования. Современная ситуация в сфере образования в городе Улан-Удэ. Муниципальные органы управления в области образования города Улан-Удэ. Проблемы и пути решения выявленных проблем.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Государственная политика в сфере общего образования на территории г. Челябинска. Предмет и основные задачи деятельности Управления. Стратегическая цель муниципальной политики в области образования. Алгоритм организации инновационной деятельности.

    отчет по практике , добавлен 27.08.2012

    Вопросы предоставления и полномочия местного самоуправления в сфере общеобразовательных услуг. Проблемы муниципалитетов в сфере общего образования. Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и их реализация.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2010

    Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования и состояние работы органов муниципального управления в современной Российской Федерации. Анализ деятельности органов самоуправления в городе Новочебоксарске Чувашской Республики.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2011

    Реестр муниципальной собственности. Организационно-правовые формы муниципальных предприятий (казенные, унитарные и автономные). Деятельность муниципальных предприятий на территории образования округа г. Батайска, использование муниципального имущества.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Организационно–правовые и социально–экономические основы государственной политики в сфере образования. Реализация государственной политики в сфере образования в регионе. Разработка предложений по повышению эффективности системы управления образованием.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

· формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;

· обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;

· сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;

· формирование экологической сознательности;

· воспитание уважения к семейной жизни;

· содействие интеллектуальным устремлениям личности;

· достижение разумного соотношения опыта и веры личности;

· развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;

· воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;

· содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;

· воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;

· укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.

Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:

· подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;

· формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;

· передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;

· содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.

Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:

повышение образовательного уровня населения страны:

Введение обязательного десятилетнего образования;

Повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;

Обеспечение доступности общего среднего образования;

Усовершенствование системы непрерывного образования;

повышение качества общего образования:

Обновление содержания образования;

Внедрение современных технологий обучения;

Обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;

Усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:

Создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;

Придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;

Осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;

Создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учеников, ликвидация учебной перегрузки;

повышение престижности образования:

Реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетного в государстве и обществе;

Повышение статуса учителя;

Более полное материально-техническое обеспечение общеобра­зова­тель­­ной школы;

Развитие форм самообразования учреждений образования.

Процессы реформирования, которые развернулись в системе образования в последние годы, не могут быть эффективными как без глубокого теоретического осмысления его проблем, так и без основательной экспериментальной проверки предлагаемых преобразований.

Любое теоретическое положение, которое пытаются внедрить в массовую практику, должно обладать в первую очередь двумя качествами: быть технологичным и воспроизводимым. Быть технологичным, значит возможным для реализации в рамках принятых сегодня моделей деятельности учебных учреждений. Быть воспроизводимым, значит возможным для применения каждым педагогом. Альтернативные программы, которые не обладают этими качествами, не могут стать основой массовой педагогической практики.

Несколько лет тому назад в республике развернулась активная и массовая экспериментальная работа. Сегодня она стала реальностью для десятков учебных учреждений. Вместе с тем реальностью для сотен школ, детских садов и других учреждений стало участие в инновационных процессах, связанных с внедрением целого ряда перспективных технологий, которые зарекомендовали себя.

До 90-х годов ХХ в. Беларусь практически не имела опыта экспериментальной работы в образовании. Опробация всех нововведений проводилась Академией педагогических наук СССР в своих экспериментальных школах, и БССР в готовом виде получала все материалы, необходимые для внедрения в массовую практику. Опыт экспериментальной работы начала 90-х годов был минимальным, поскольку массовые нововведения в системе образования планировалось проводить, начиная с 1996-1997 гг.

Первый массовый опыт экспериментальной работы связан с процессами реформирования общеобразовательной школы и переходом на 12-ти летний срок обучения. Однако с 1999-2000 учебного года процесс экспериментальной и инновационной (в узком смысле) работы становится массовым. В 2000-2001 году в республике проходила экспериментальная работа по 28 и инновационная по 14 различным направлениям.

Программа “Школа 2100” является альтернативной программой. Ее методы, приемы, дидактические средства, на мой взгляд, наиболее эффективно позволяют достигнуть целей образования, сформулированные в “Законе об образовании” и “Реформе общеобразовательной школы”. Тем более, что с 1 сентября 2001 года начался массовый эксперимент по данной программе и скоро мы получим результаты по полному внедрению ее в образование Республики Беларусь. Мы, как учителя-практики, можем говорить об эффективности программы “Школа 2100” в начальной школе. Ведь младший школьник, изучая определенные дисциплины, получает не только специальные знания (основы), но и наращивает личностные качества параллельно с интеллектуальными способностями, которые совершенствуются в старших классах. Одна из главных задач, стоящих перед учеником начальной школы, заключается в том, чтобы ребенок научился не только самостоятельно пользоваться своими знаниями, но и обрел потребность в саморазвитии, в анализе своей деятельности, научился перед собой ставить цель и планировать свою деятельность для ее достижения.

Образовательная программа “Школа 2100” рассчитана на дошкольное, начальное и общее среднее образование. На всех этих этапах она предусматривает:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство государственного культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Повышение образовательного уровня более высокой ступени осуществляется вузами, институтами повышения квалификации и переподготовки кадров. В последние годы наблюдается стремление молодежи к получению более высокой квалификации.

Причины такой ситуации, скорее всего, в следующем:

Приоритет высшего образования перед средним специальным;

Доступность высшего образования, связанная с наличием платной формы обучения;

Желание иметь хорошую работу и располагать альтернативным выбором рабочего места;

Сложившееся мнение о том, что высокий уровень образования ведет к росту доходов и, в частности, заработной платы.

Безусловно, человек, обладающий определенным запасом знаний, является более конкурентоспособным и креативным. Обучение же по второй специальности дает возможность снизить дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением, ведь менее востребованная специальность диктует обстоятельства, требующие переподготовки работника, то есть получения новой специальности, наиболее востребованной в регионе. Достоинства системы переподготовки состоят также и в следующем:

Обучение второй специальности происходит в более короткие сроки;

Получение образования по такой системе позволяет избежать дублирования дисциплин и исключить довольно большой блок общетеоретической подготовки;

Традиционная форма лекций имеет меньше преимуществ перед лекциями, имеющим сильную обратную связь, поскольку обучающие лица обладают определенными навыками;

Растет человеческий потенциал страны;

Расширяются сферы приложения труда;

Преподавание теоретического блока дисциплин, осуществляемое наиболее компетентным профессорско-преподавательским составом, способным донести знания определенного предмета в рамках основных идей развития белорусского государства, наиболее тесно увязывается с практическими навыками слушателей.

К тому же новая специальность, во-первых, непрерывно дополняет полученное ранее образование, во-вторых, является проводником инновационных идей и технологий. Анализируя динамику статистических данных, характеризующих занятость и безработицу, следует отметить, что уровень экономической активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием.

Среди трудоустроенных - все больше лиц, имеющих высшее образование: 22,8% в 2010 г. по сравнению с 16% в 2000 г. В то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием, которая увеличилась за 10 лет на 0,6 процентных пункта (с 9,6% в 2000 г. до 10,2% в 2010 г.). Следует отметить, что увеличение числа выпускников средне-специальных учебных заведений и вузов не является прямым индикатором роста предложения труда со стороны специалистов в масштабах всего экономически активного населения. В частности, поскольку в старших возрастных группах трудоспособного населения, постепенно выбывающих с рынка рабочей силы, доля лиц со средним специальным образованием является весьма высокой, общее предложение труда лиц со средним профессиональным образованием сокращается. Растет и средний возраст безработных, в большей степени у женщин.

Рост уровня образования ведет к повышению человеческого потенциала страны. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей. В связи с этим переобучение лиц пожилого возраста позволит избежать сокращения данной категории работников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что система высшего и послевузовского образования позволяет решать насущные проблемы на рынке труда. Ведь образование вне контекста рынка труда теряет смысл, а профессиональная подготовка является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений.

Демографические изменения и экономика
Статья вторая

Над темой номера работали

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Михаил
ДЕНИСЕНКО

Никита
МКРТЧЯН

Елена
ТЮРЮКАНОВА

Рынок образовательных услуг на волнах демографических изменений

Демографические изменения определяют численность главных потребителей образовательных услуг – детей и молодежи. На протяжении последних десятилетий численность этих групп испытывала значительные колебания, которые происходили на общем фоне тенденции к сокращению численности населения. Такая волнообразная динамика, сохранится и в будущем (рис. 18). Самые малочисленные в послевоенной истории России поколения появились на свет в период демографического спада 1990-х годов. Переход этих поколений из одной фазы жизненного цикла в другую во многом предопределит развитие системы образования в ближайшие пятнадцать лет.

Рисунок 18. Динамика основных образовательных контингентов, 1980-2031, тысяч человек

Дошкольники. Численность контингента дошкольников сократилась по сравнению с 1989 годом практически в два раза – с 16,8 млн. до 9,1 млн. детей, достигнув своего минимума в 2003 году. Увеличение числа рождений в начале 2000-х годов повлекло за собой и рост числа детей дошкольного возраста. Дальнейшие перспективы изменения их числа определяются главным образом, тенденциями рождаемости, хотя на нем будут сказываться также особенности динамики количества потенциальных матерей. Рост числа детей происходит на фоне огромного неудовлетворенного спроса на услуги дошкольных учреждений, и, судя по всему, такая ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем. По данным Росстата, в начале 2009 года 1,7 миллиона детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.

Среднее образование . Среднее образование в России стало практически всеобщим. После 9 класса в общеобразовательной школе и профессиональных учебных заведениях разного типа учится более 90% детей. С начала 1970-х годов численность школьников достигла максимальной величины – 26,2 млн. детей - в 1996 году, когда обучением были охвачены сравнительно многочисленные поколения 1980-х годов рождения. Но сейчас система среднего образования переживает нелегкие времена. В 2011 году контингент потребителей ее услуг сократится до исторического минимума – 14,9 млн. Ожидаемый в перспективе рост будет достаточно умеренным (на 2-3 миллиона человек к 2025 году). Столь значительное сокращение числа лиц в школьных возрастах влияет не только на систему образования, но и на всю общественную и экономическую системы страны, поскольку ведет к перераспределению ресурсов между институтами, обслуживающими те или иные возрастные группы населения. Система подушевого финансирования школ предполагает конкуренцию между ними за учеников. Но более сильной эта конкуренция будет на следующей ступени обучения - между вузами.

Динамика числа лиц в возрасте от 18 до 24 лет непосредственно влияет на развитие системы вузов и ссузов страны. Охват обучением на третьей ступени образования за постсоветский период заметно увеличился и достиг высокого по мировым стандартам уровня. В 2009 году только на очных и вечерних отделениях вузов и ссузов училось более 35% молодежи против 25% в 1990 году. Однако, демографические тенденции вносят существенные коррективы в судьбы средних специальных и высших учебных заведений. С конца 1980-х годов численность их контингента устойчиво увеличивалась до 2007 года (17,6 млн. человек). Однако, в ближайшие десять лет последует его резкое сокращении до 9,2 млн. Сейчас идет процесс быстрой убыли потенциальных абитуриентов. Если в начале 2000-х годов их ежегодно насчитывалось порядка 2,5 млн., то к 2017 году их станет меньше в 2 раза - 1,2 млн. Многие учебные заведения, прежде всего негосударственные платные, могут остаться без необходимого минимума учащихся.

Конкуренция за молодежь: армия, вузы и рынок труда. Наступающее десятилетие можно охарактеризовать как период открывающихся возможностей для молодежи - малочисленных поколений, родившихся в 1990-х годах, а с другой – как период усиливающейся конкуренции за молодежь между учебными заведениями, рынком труда и армией. Для учебных заведений жизненно необходимо набрать студентов, при этом высшие учебные заведения получат определенные преимущества перед средними, снижая планку вступительных требований. В условиях сокращающегося предложения рабочей силы неудовлетворенный спрос повлечет за собой рост заработной платы, в том числе для профессий, не требующих высокой квалификации.

В планах Правительства России намечено дальнейшее сокращение армии - до 1 млн. человек в 2012 году. Ежегодное число призывников вряд ли опуститься заметно ниже отметки в 500 тысяч. В 2009 году на военную службу отправилось около 580 тысяч призывников. На дневное обучение в вузы, где предоставляется отсрочка от армии, было принято порядка 730 тысяч человек, из которых примерно половина (около 350 тысяч) – юноши. По прогнозным оценкам, в 2017 году юношей, окончивших школу, будет насчитываться всего лишь 650 тысяч. С учетом вышеприведенных цифр, а также стоящих задач по модернизации экономики, становится очевидной неизбежность реформирования как системы образования (в сторону сокращения приема студентов и повышения качества их обучения), так и российской армии (в пользу развития набора по контракту). На рынке труда, в свою очередь, должны распространяться гибкие формы занятости, соответствующие трудовым возможностям учащейся молодежи.

Уровень образования. Распространение охвата обучением в системе среднего профессионального и высшего образования в 1990-х годах отразилось в заметном повышении образовательного уровня населения России (табл. 11, рис. 19). В 2007 году по доле лиц в возрасте от 25 до 65 лет с уровнем образования третьей ступени Россия была одним из мировых лидеров (54%). 20% из них имели высшее образование. По последнему показателю Россия заметно уступала только США (30%), Израилю (27%), Норвегии (31%), Нидерландам (28%), Новой Зеландии, Дании и Канаде (по 25%).

Таблица 11. Состав населения Российской Федерации по уровню образования (%)

Группы по уровню образования

По данным переписей населения*

По данным ОНПЗ*

Прогноз ИДЕМ

Неполное высшее

Среднее профессиональное

Начальное профессиональное

Среднее общее

Основное общее

Начальное общее

Не имеют начального

Примечание . Переписи населения - лица в возрасте от 15 лет и старше; ОНПЗ – обследование населения по проблемам занятости: лица в возрасте от 15 до 72 лет

Рисунок 19. Состав населения Российской Федерации по уровню образования, %

Примечание . Переписи населения - лица в возрасте от 15 лет и старше; ОНПЗ – обследование населения по проблемам занятости: лица в возрасте от 15 до 72 лет

Уровень образования занятого населения еще выше (табл. 12, рис. 20). Более 70% имеют высшее или профессиональное образование, в том числе 26% - высшее. Обращает на себя внимание тот факт, что лица, имеющие основное среднее или начальное общее образование сосредоточены в группе экономически неактивного населения. Все это говорит о происходящем вымывании из российской экономики работников с невысоким уровнем образования и объясняет природу дефицита неквалифицированой рабочей силы на российском рынке труда . Значительную часть этого дефицита в последние годы покрывает приток работников из стран СНГ.

Таблица 12. Уровень образования и статус экономической активности населения России, 2008 год, %

Статус активности

Выс-шее

Непол-ное высшее

Среднее проф.

Началь-ное проф.

Сред-нее общее

Основ-ное общее

Не имеют основ-ного общего

Итого

Уровень образования по статусу экономической активности (%)

Экономически активные

Безработные

Неактивные

Экономически активные

Безработные

Неактивные

Рисунок 20. Уровень образования и статус экономической активности населения России, 2008 год, %

Рассчитано по ОНПЗ для лиц в возрасте от 15 до 72 лет.

Опираясь на тенденции изменения количества учащихся на разных ступенях обучения, изменения уровня образования отдельных возрастно-половых групп, с учетом перспективной трансформации возрастно-половой структуры, в ИДЕМ ГУ-ВШЭ выполнен прогноз изменения численности образовательных групп населения России (рис. 21). Главный результат прогноза (средний вариант) состоит в том, что, что при сложившемся спросе на высшее образование, доля лиц, закончивших вузы, превысит после 2020 года 30%. Число экономически активных лиц с высшим образованием может стабилизироваться и даже чуть увеличиться в условиях заметного сокращения населения в трудоспособных возрастах. Это произойдет, в первую очередь, за счет уменьшения числа лиц со средним и начальным профессиональным, а также полным средним образованием. Доля лиц с уровнем образования ниже среднего как в экономически активном, так и во всем населении будет незначительной.

Существующий в настоящее время дефицит рабочей силы низкой квалификации в ближайшие годы распространится и на работников средней квалификации. В данном случае недостающую рабочую силу придется «импортировать из-за рубежа», все активнее привлекая мигрантов, либо резко повышать оплату за подобный труд, делая его минимально привлекательным для лиц со сравнительно высоким образованием.

Рисунок 21. Прогноз изменения численности образовательных групп населения России, млн. человек

Таким образом, экономика, в определенном смысле, становится заложником деформаций, возникающих на рынке образовательных услуг, где предложение намного превышает спрос. Стремление к загрузке имеющихся мощностей системы образования высоких уровней приводит к искусственному поддерживанию спроса за счет снижения требований к образованию, в силу чего возникает его инфляция, развивающаяся наряду с дефицитом труда относительно более низкой квалификации. Проигрывают все.

OECD at a Glance 2009: OECD Indicators. Paris, 2009.
Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале. Препринт WP3/2008/01/ Серия WP3. ГУ-ВШЭ.

В области культурного развития стратегические меры нацелены на превращение этой сферы в реальный фактор экономического развития. Культура формируется как средство эстетического, нравственно-патриотического воспитания населения. Деятельность учреждений культуры в рамках реализации мероприятий программы в прогнозный период планируется направить на сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия региона, сохранение единого культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения.

Практическое влияние на социально-экономическое развитие осуществляется, в том числе, через межрегиональное международное сотрудничество. Расширение существующих и налаживание новых долгосрочных, равноправных и добрососедских взаимоотношений реализуется посредством культурного взаимовыгодного обмена.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:

  • -осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
  • -стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
  • - устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
  • -способствовать развитию благотворительности в области культуры;
  • -осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры правительством РФ не утверждались типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:

  • - исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
  • -на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
  • - на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов (см. Приложение 1).

В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

Государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года направлена на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства.

1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России

Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения. В связи с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения.

Поскольку основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществить мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, обеспечить разработку нормативной правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы и реформы местного самоуправления.

В целях выравнивания обеспечения услугами в области культуры необходимо разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления (сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа).

Для реализации этого направления необходимо разработать номенклатуру государственных и муниципальных услуг в области культуры и модельные стандарты инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем:

  • -создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы);
  • -создания передвижных систем обслуживания
  • -технического переоснащения объектов культуры, в этих целях будут разработаны натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения;
  • -совершенствования системы материального стимулирования специалистов.

Необходимо совершенствовать качество оказания услуг в области культуры и расширять круг их предоставления путем:

  • - разработки стандартов и критериев оценки качества оказания услуг в области культуры;
  • -обеспечения равных условий доступа различных групп граждан к услугам в области культуры, в том числе малообеспеченных групп населения России и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
  • -представления всеми бюджетными организациями регулярных докладов о целях и результатах деятельности главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, что позволит обеспечить эффективное использование финансовых средств и контроль за качеством оказания услуг;
  • -совершенствования методов планирования и отбора проектов гастрольной, фестивальной и выставочной деятельности;
  • -разработки мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли, что позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, ускорить внедрение инновационных методов работы;
  • -модернизации системы повышения квалификации специалистов, в том числе путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты и разработки стандартов требований к персоналу.

В целях создания условий для эффективной деятельности бюджетных организаций необходимо осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение адаптации учреждений культуры к рыночным условиям, включая: совершенствование стратегического планирования; преобразование учреждений культуры в новые организационно-правовые формы; разработку механизмов государственно-частного партнерства и защиты авторских и смежных прав; развитие системы саморегулирования и меценатства.