Свято боголюбский монастырь. Боголюбский женский монастырь. Фото и описание

Фото: Собор Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря

Фото и описание

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря был построен в 1751-1758 годах на месте бывшего храма, возведенного, предположительно в 1157-1158 годах. Сначала собор был центром дворцового комплекса Боголюбова, скорее всего, в последней четверти 12 века он стал монастырским. Стены собора 12 века сохранились на уровне трех рядов каменной кладки по всему периметру.

Собор был трехапсидным, одноглавым, четырехстолпным. Круглые колонны, которые венчают резные капители, расписаны под мрамор. Столпам изнутри отвечали плоские лопатки. Просторный и светлый внутренний объем здания был декорирован медью и золочением. Пол был из полированных плит красной меди (на хорах – из глазурованной цветной плитки с изображением орнаментов и птиц); закомары и порталы были покрыты листами золоченой меди. Храм украшали фрески (они были выполнены, вероятнее всего, в 50-х годах 12 века греческими иконописцами), он был насыщен иконами, книгами, тканями, священными сосудами и др.

По периметру снаружи собор охватывался характерным для средневековых владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатым поясом, архивольты перспективных порталов были декорированы резьбой с орнаментами, у цоколя был аттический профиль, стены делились сложно профилированными пилястрами, имеющими тонкие полуколонки

В тимпанах центральных закомар, по мнению Г.К. Вагнера, размещались скульптурные композиции, выполненные в технике белокаменного рельефа (их фрагменты найдены во время археологических раскопок: изображения зверей и птиц, женские маски; 3 львиных изображения были вмонтированы в соборную кладку). Гости князя и богомольцы сравнивали этот собор с храмом Соломона; ближайшим архитектурным аналогом собора является храм Покрова Богородицы на Нерли.

Роскошное убранство собора, вероятнее всего, разграбили войска рязанского князя Глеба, а потом монголо-татарские завоеватели.

При игумене Ипполите (1684-1695) было решено растесать узкие окна церкви, чтобы потом вставить стекла, затем разобрали хоры. В результате этих перестроек здание собора начало разрушаться, и, в конце концов, в 1722 г. он обрушился, хотя опись, проводимая в монастыре в 1767 году, сообщает о том, что своды храма обрушились в 1705 году.

В 1751-1752 годах на месте старого храма возвели новый Рождественский собор, который повторил крестово-купольную систему предыдущего храма. В 1752-1755 годах собор расписали и установили в нем иконостас. 18 июня 1756 года храм был освящен епископом Владимирским и Яропольским Платоном.

В 1764 году в соборе Рождества Богородицы снова сделали хоры, которые окончательно были разобраны в 1802 году. В 1765-1766 годах была отреставрирована настенная живопись собора. В 1802 году по причине ветхости росписи по столпам и на западной стене были уничтожены. Только в алтаре и в четырех клеймах сохранились композиции: Успение, Введение во храм, Сретение Господне, Рождество, на стенах центрального нефа – образы архангела Гавриила и Божией Матери.

В 1803 году устроили новый трехъярусный иконостас, который был увенчан резным изображением Христова Воскресения. В 1804-1809 годах пол храма выстлали известняковыми плитами. В 1892 году храм расписали по образцу Успенского собора.

С хор собора на второй этаж лестничной башни ведет переход, который располагается над арочным проездом и представляет собой прямоугольное в плане помещение, освещенное одним узким окном – с востока и двумя – с запада, и перекрытое сводом. Внутренняя роспись, выполненная в 1764 году, изображает явление князю Андрею Божией Матери, а также сцены расправы над ним. По легенде, переход играл роль моленной комнаты князя. Внизу башни – винтовая лестница. Вход на нее – в восточной стене башни, а в северной стене находится заложенный проем, который выводил на не существующий ныне переход в сторону княжеского дворца.

Предполагают, что с северной стороны Рождественского храма под белокаменной лестницей располагалась комната, где и был убит Андрей Боголюбский. У южных и северных стен собора с конца 17 века располагались каменные паперти, которые были перестроены в начале 19 века. Первоначально точно такая же паперть располагалась и с запада, но в 1809 году вместо нее устроили придел в честь князя Андрея Боголюбского, алтарь этого придела находился под аркой перехода. В 17 веке над лестничной башней возвели шатровую колокольню.

Свято-Боголюбский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Самый крупный из монастырей Владимира и окрестностей, Свято-Боголюбский монастырь - свидетель более чем 8 столетий русской истории, в событиях которой он неоднократно играл важную роль. Уникальность монастыря в том, что он занимает мирские здания: в 12 веке здесь располагалась резиденция князя Андрея Боголюбского, а его главный на тот момент храм - Рождественский собор - был буквально встроен в комплекс княжеских палат.

Сегодня от княжеского замка осталась совсем немного. Свято-Боголюбский монастырь стоит посетить, чтобы полюбоваться творениями архитектора Тона, постоять в гулкой тишине одного из самых больших храмов России - Боголюбском соборе, побродить по берегам полузаросшего монастырского пруда и, если повезет, услышать звон великолепного колокольного ансамбля.

В монастыре хранится Боголюбская икона Божией Матери - первый писанный на Руси образ Девы Марии. До этого все иконы привозили из Византии.

Немного истории

Свято-Боголюбский монастырь был основан в 1155 г. князем Андреем Боголюбским по чудесному видению ему Богородицы. Первоначально здесь появился храм, который вскоре оброс церковными и мирскими строениями - князь решил построить на памятном месте свои палаты. После того как Андрей Боголюбский был убит заговорщиками, во искупление греха комплекс резиденции был отдан в ведение монастыря. Службы велись в заложенном князем храме Рождества Богородицы, собора же здесь не было вплоть до середины 19 века.

Замок князя Андрея Боголюбского - единственное сохранившееся мирское здание Древней Руси.

Боголюбский собор воздвигли в 1855-1866 гг. на частные пожертвования из Москвы по проекту К. А. Тона. После революции монастырь закрыли, затем здесь организовали музей. Возрождение обители началось в 1990-х гг. Сегодня это действующий женский монастырь со 120 монахинями.

Что посмотреть

Свято-Боголюбский монастырь невероятно красив и торжественен: белые стены храмов и церквей сияют на фоне зелени лесов, а купола пронзительно синего цвета - традиционного цвета Богородицы - сливаются с высоким небом.

Первым делом стоит направиться к Боголюбскому собору, чтобы полюбоваться его узнаваемой архитектурой: сочетание византийского плана и монументальности с русской декоративностью, легкостью и праздничностью - характерный почерк архитектора Тона. Хотя его интерьеры не могут похвастать древними фресками, именно здесь хранится монастырский образ - Боголюбская икона Богоматери.

На соборной звоннице разместился прекрасный ансамбль колоколов, самый большой из них весит 8 тонн.

Остатки дворца князя Андрея - древнейшее сооружение на территории монастыря, относится к середине 12 века. Здание считается единственным дошедшим до нас гражданским строением времен Древней Руси, которое дошло до нас хотя бы частично. Замок считался утраченным, но в 1954 году были найдены переход на хоры и лестничную башню.

Примыкающий собор Рождества Богородицы - изящный храм с единственной главкой. Еще здесь стоит увидеть Благовещенскую церковь 19 века, осмотреть келейные корпуса и посетить часовню, воздвигнутую над местом, где лежало тело князя.

Практическая информация

Адрес: Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово, ул. Ленина, 49. Веб-сайт .

Монастырь открыт с раннего утра до окончания вечернего богослужения. Службы проводятся ежедневно в 6:00 и 16:00, на праздники устанавливается особый режим богослужений.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

В поселке Боголюбово Владимирской области находится действующий Свято-боголюбский женский монастырь, который изначально был мужским. Этот монастырь основал в 1158 г. на реке Клязьме (по другим данным, в 1155 г.). Как рассказывает предание, когда он переносил чудотворную икону Божией Матери из Киева, кони остановились в этом месте, никакими силами не смогли заставить их продолжать путь. Пришлось ночевать здесь. ночью молившемуся в походном шатре князю явилась Богоматерь, велела везти икону во Владимир, а на месте своего явления построить обитель. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом православной Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства.

По ведению Андрея Юрьевича была написана Боголюбская (или Боголюбивая) икона Божией Матери в том виде, как она явилась князю в ночном видении(ныне эта чудотворная икона находится в Свято-.успенском Княгинином монастыре во Владимире). Все эти события определили историческое прозвище князя Андрея Юрьевича — Боголюбский, название монастыря, поселения. Князь построил здесь в 1158 г. храм в честь Рождества Богородицы, рядом с ним — свою загородную резиденцию -посад с белокаменным дворцовым ансамблем. Этот посад назвали Боголюбовым, а князя — Боголюбским. В 1174 г. именно здесь, в своей резиденции, князь Андрей Боголюбский был убит заговорщиками-боярами. После убийства князя его дворец и монастырь претерпели разорение и разграбление. Позже он пережил и другие беды, его неоднократно разоряли захватчики (в 1177 г. — рязанский князь Глеб и половцы, в 1239 г. — хан Батый, в 1389 г. — хан Тохтамыш). Но монастырь всегда восстанавливался. Этому способствовали его выгодное экономико-географическое положение на оживленной дороге, ведущей в Нижний Новгород и Казань, а также канонизация в 1702 г. князя Андрея Боголюбского. Многие русские цари, императрицы, великие князья и княгини приезжали в этот монастырь, в том числе Федор Алексеевич, императоры Петр I, Александр I, Александр II, Николай II.

К началу XX в. в монастыре жили почти 75 человек братии. Монастырь был закрыт в 1921 г., его последнего настоятеля Афанасия Сахарова арестовали и расстреляли, богатства обители национализировали, в 1922 г. в закрытом монастыре разместили конный полк ГПУ. Позже в монастырских корпусах разместили школу, больницу, отделения милиции, консервный завод, в храмовых зданиях устроили склады и хранилища. Монастырь мужской возродился в 1991 г., в 2001 г. в нем жили 14 человек братии. В 1997 г. в этот монастырь перевели из Задонского Преображенского монастыря 60 сестер и архимандрита, сейчас в нем живет более 100 сестер. Получилось, что мужской монастырь сменили на женский.. В монастырском комплексе развернули большие ремонтно-реставрационные работы. Сохранились главные монастырские исторические строения: большой пятиглавый собор Боголюбской иконы Божьей Матери (построен в 1866 г. по проекту архитектора К.А. Тона, его освятил Феофан Затворник), белокаменный храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII-XVIII вв; дворцовый собор XII в. в 1722 г. рухнул при перестройке и его разобрали, в 1751 г. построили новый), Благовещенская трапезная церковь (1683, перестроена в 1804), часовня-киворий (XVII в., построена на месте явления Божией Матери князю , поставившему здесь в 1158 г. чашу из цельного камня, из которой она наделял наградами строителей, потом в ней была святая вода), трехъярусная колокольня с надвратной Успенской церковью (XVIII-XIX вв.), остатки палат князя Андрея Боголюбского (XII в.). Святынями монастыря являются пребывающая в Рождественском соборе чудотворная Боголюбская икона Божией Матери (список XIX в.), частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских сподвижников. В храмах этого монастыря мироточат более 40 икон; в 1998 г. засвидетельствовали миротечение настенного образа Андрея Боголюбского в лестничной башне (в сцене убийства). Как утверждают верующие люди, под куполом Рождественского собора явился лик Государя императора , убитого вместе с семьей в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Как добраться до Боголюбово:

Свято-Боголюбский монастырь, один из древнейших на Руси, основан благоверным великим князем Андреем Боголюбским в 1155-57 гг. на месте чудесного явления ему Божией Матери. В память о видении князь повелел написать образ Богоматери так, как Она ему явилась – в полный рост с воздетыми в мольбе ко Господу руками. Икона была названа Боголюбивой (Боголюбской) и в течение веков прославилась многочисленными чудесами. Самое известное – спасение жителей г. Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году. В память об этом был установлен ежегодный крестный ход, совершаемый и ныне накануне 1 июля – дня празднования Боголюбской иконы.

Сохранилась летопись Свято-Боголюбовского монастыря, составленная игуменом Аристархом, который управлял обителью с 29 октября 1762 г. по 9 февраля 1767 г. В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины и была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель Московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. Летом 1475 года постройки древнего Боголюбова монастыря осматривал известный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн IV. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. С 1882 года стал резиденцией викарных архиеереев. К началу XX века братии в обители было около 75 человек.

Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 г., был двухэтажный деревянный, и в нем находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. Покровский монастырь в древности был женский, а позднее был преобразован в мужской.

Последним настоятелем Боголюбского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель-исповедник Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых.

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них, как бывший настоятель монастыря архимандрит Александр (Григорьев) – расстрелянный 7 января 1938 г. в Красноярской тюрьме и иеромонах Владимир (со слов старожилов), приняли от рук безбожников мученическую кончину.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием в иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, который и посвятил его в священный сан.

Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами не случайно была выбрана эта дата, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбовского монастыря».

В годы Великой Отечественной войны в монастыре размещался учебный центр – полковая школа по подготовке новобранцев, было три выпуска по 150 человек, принявших здесь присягу и отправленных на фронт. В среднем ярусе колокольни вплоть до реставрации 2012 г. сохранялись надписи – «Тяжело в ученье – легко в бою» и т.п.

В последующее время в Боголюбове размещалась администрация районного центра, и многие монастырские здания были заняты под различные учреждения: райисполком, банк, отделение милиции, почту, телеграф, больницу и поликлинику. В соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери было устроено хранилище для зерна, в боковых приделах – склады медикаментов, стеклотары и даже бочкового пива. Вплоть до начала 80-х гг. монастырские корпуса использовались для своих целей и нужд различными организациями, здесь же были расположены и жилые квартиры.

В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. По этому плану в монастырских зданиях должны были быть устроены гостиницы на 32 и 40 номеров, а в самом соборе предлагалось сделать выставочный зал, кинозал, лекторскую аудиторию, фотолабораторию и т.п., но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

В 1991 г. часть монастырских зданий была возвращена Православной Церкви.

14 января 1997 г. в Свято-Боголюбский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в целях церковного устроения из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря были переведены сестры, которые приступили к восстановлению обители.

В настоящее время настоятельницей обители является игумения Антония (Шаховцева).

25 мая 1997 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящен престол в отреставрированном трапезном Благовещенском храме XVII в. А с середины июня 1997 г. возобновлены службы и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери.

Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля - в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

ЗАГОРОДНАЯ КРЕПОСТЬ-ДВОРЕЦ БОГОЛЮБОВО

Боголюбская загородная крепость строилась с 1157 по 1165 гг. См. .

Свято-Боголюбский мужской монастырь

Князь Андрей был зверски убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н.Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в нач. XIII в., однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.
По другой версии монастырь был учрежден самим князем Андреем Боголюбским. Во время своего учреждения, монастырь управлялся игуменами, и первым его игуменом был Сергий, избранный самим великим князем в 1158 г.

В 1213 г. скончался живший на покое в Боголюбском монастыре , еп. Ростовский и Суздальский, который был погребён у стен Богородице-Рождественского храма Суздаля вместе с прочей братиею.

23 ноября 1263 г. в Городце на обратном пути из Орды скончался (принял перед смертью иноческое пострижение с именем Алексий). Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещённые о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском мужском монастыре Владимира.

В 1360 г. Боголюбский монастырь посетил Московский митрополит , основавший тогда же в соседнем с. Добром Константино-Еленинский монастырь.

В 1-й трети XVI в. монастырь получил права на рыбные ловли в р. Клязьме.
В 1506 г. умер Феодосий – игумен Боголюбского монастыря.
1506-1515 гг. – игумен Иосиф. 1515-1530 гг. – игумен Варлаам. 1530 - сентябрь 1538 гг. – игумен Симеон. 1538-1548 гг. – игумен Геласий. 1548-1550 гг. (посвящен в архимандрита и переведен в другой монастырь) – игумен Гурий. 1550-1554 гг. - игумен Феодосий.
1554-1566 гг. – игумен Александр.
В 1550-х гг. в обитель приезжал царь Иван Грозный: в 1554 г. по челобитию Боголюбского игумена Александра царь Иоанн Васильевич Грозный своей рукой подписал и утвердил все прежде данные монастырю великими князьями жалованные грамоты и кроме этого дал ещё свою царскую жалованную грамоту, чтоб монастырских слуг и крестьян во Владимире никому ни по каким делам не судить. Для этого был даже назначен от Его Величества опекун - певчей дьяк Василий Парфеньев.
1566-1578 гг. – игумен Максим. 1578-1585 гг. – игумен Тихон. 1585-1591 гг. – игумен Мисаил (или Михаил). 1591-1594 гг. – игумен Трифон. 1594-1598 гг. – игумен Прохор. 1598-1599 гг. – игумен Нифонт. 1599-1605 гг. – игумен Иов (Кайсаров). 1605-1615 гг. – игумен Савватий. 1615-1622 гг. – игумен Евфимий. 1622-1631 гг. – игумен Пафнутий. 1631 г. – игумен Иосиф. 1631-1635 гг. – игумен Елисей.

Жалованной грамотой царя Михаила Федоровича от 28 июля 1619 г. монастырю предоставлялось право собирать деньги за перевоз через р. Нерль близ с. Добрынского. В 1622 г. село Ославское по жалованной вотчинной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. В 1634 г. монастырь был пожалован посадным двором во Владимире. Одним из важнейших источников обеспечения монастыря была руга (гос. жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами).
1635-1638 гг. – игумен Савватий. 1638-1644 гг. – игумен Евфимий.
В январе 1643 г. по пути на богомолье во Владимир Боголюбский монастырь посетил патриарх Иосиф.
1644-1648 гг. – игумен Кирилл. 1648-1654 гг. – игумен Филарет.
В январе 1653 г. Боголюбский монастырь посетил патриарх Никон. Он присутствовал на богослужении и одарил братию милостыней.
1654-1660 гг. – игумен Левкий. 1660-1665 гг. – игумен Петр.

Викентий - монах и уставщик (т. е. знатоком и блюстителем порядка и образа совершения церковных служб по всем дням целого года, а также порядка и образа монастырской жизни, знатоком богослужебных книг и пения) Рождественского монастыря в 1661 г. создал синодик Боголюбова монастыря. В 1672 г. он известен уже как архимандрит Викентий, исправивший жития св. Александра Невского; в 1675 г. он был переведен в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1676 г. присутствовал при поставлении на царство царя Федора Алексеевича. Имя этого человека многократно фигурирует во Вкладной книге Рождественского монастыря кон. XVII в., как архимандрита Викентия "дому Пресвятыя Живоначальныя Троицы и преподобных отец наших Сергия и Никона радонежских чудотворцов", который с 1678 по 1694 гг. давал в монастырь почти ежегодные щедрые пожертвования (иногда по обещанию) крупными суммами в сто, сто двадцать пять, двести, триста рублей - на каменное строение, связное к нему железо и другие нужды, дарил иконы, деисусы и целые иконостасы, драгоценные книги, облачения, украшения для ризницы и т.д., а в 1695 г. "ноемврия в 20 день по нем же архимандрите Викентии дано в казну 80 рублев денег, в вечное поминовение души его". Такая щедрость и привязанность к Рождественскому монастырю архимандрита из Троице-Сергиева монастыря может объяснятся лишь его происхождением отсюда.
Миниатюры синодика представляют собой довольно крупные, в размер листа, оконтуренные рисунки, тонированные неплотными красками трех - четырех цветов: красновато-коричневой, оранжевой (алой), зеленой, серой. Наиболее интенсивным оранжевым тоном раскрашена одежда, отделка на одеждах и детали мебели другого цвета. Зеленый цвет преобладает в одежде и архитектуре. Серым тоном окрашены предметы интерьера, оконные и дверные проемы, архитектурные детали. Миниатюры исполнены умелой рукой: рисунок четкий и правильный, красивых линий и пропорций, в тактичной и сдержанной колористической манере.
Архитектура в миниатюрах только служит благодатным фоном, позволяющим придать убедительность и универсальность или, напротив, конкретность сюжету. Архитектурный стаффаж древнерусских миниатюр не является в прямом смысле документальным изображением. Архитектурный фон составлялся из набора нескольких условных схем, пришедших из византийской и эллинистической миниатюры. Однако в более позднее время рисовальщик часто видел и знал то, что рисует, и стремился более или менее узнаваемо передать натуру, как это нередко встречается в Лицевом летописном своде XVI в. В миниатюрах Боголюбовского синодика этот опыт вполне усвоен монахом Викентием - искусным книжником и опытным рисовальщиком, хотя текст и рисунки и не называют определенного места. Будучи монахом и уставщиком Рождественского монастыря, он, конечно, должен был неоднократно бывать в Боголюбовском монастыре, и в рисунках могли вполне естественно передаться его живые впечатления. Осторожно обозначим их как архитектурные реминисценции.

1665-1667 гг. – игумен Нектарий. 1667-1673 гг. – игумен Филарет. 1673-1678 гг. – игумен Никон (произведен в архимандриты в Жураховский монастырь). 1678-1684 гг. – игумен Игнатий.
В 1678 г. или 1680 г. по пути во к благочестивому настоятелю Иллариону (будущий Суздальский митрополит) в монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, пожертвовавший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест.

Церковь мученика Леонтия построена была в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведённой ещё князем Андреем в 1158 г. (явление Богоматери князю Андрею произошло 18-го июня 1155 года в день памяти св. мученика Леонтия). В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид. Тогда же она была переименована из Леонтьевского в Благовещенскую (Благовещенская трапезная церковь ), а в честь св. мученика Леонтия по левую сторону оставлен придел. В верхнем этаже храма помещался сам храм, а в нижнем этаже были устроены монастырские братские кельи и просфорня, в 1890 году заново отделанные.
Иконостас столярный, выкрашен голубой краской. На нем капители, карнизы с резными золочеными рамами для икон. Над царскими вратами в сиянии образ Владимирской и Боголюбивой Божией Матери в серебряной ризе, дар Спиридонова в 1820 г. В середине этого образа, в футляре, за стеклом врезана патриаршая панагия с резным изображением Успения Богоматери; в панагии находится часть Животворящего Древа Господня; весу в серебре 1 ф. 2 зол.



Благовещенская трапезная церковь


Иконостас Благовещенской церкви. Фотооткрытка. 1916–1923 гг.
В центре светлый одноярусный иконостас «ампирного» стиля, с профилированным карнизом и высоким цоколем, который украшен резным орнаментом в виде крупных овальных медальонов со свисающими кистями. В середине иконостаса арочный проём раскрытых царских врат (их не видно), по сторонам лопатки с накладными плоскими каннелированными и тонированными колоннами ионического ордера.
Слева икона Благовещения и открытый проём, в который видна арка с ободранной штукатуркой, справа Вседержитель на престоле; иконы в окладах и рамах. Над ними резные овальные медальоны тёмного цвета. Над карнизом широкий фриз: гладкий средник с угловыми розетками и боковыми вазонами, крупные полурозетки с радиальными лучами и тёмные овальные медальоны по краям. В проёме царских врат виден напольный семисвечник, за ним вертикально поднятый дощатый настил, в глубине алтаря «Благовещение»: фигура Марии перед раскрытой книгой на аналое, вазон с цветами, простёртая рука Гавриила.
Справа перед иконостасом аналой, напольный подсвечник и сооружение в виде киота, слева аналой и резной киот с пышным резным навесом, в киоте очень тёмная икона. На переднем плане слева стена или простенок с изображением двух князей в рост. Пол в алтаре и церкви дощатый, круглая солея каменная. На полу заметен сор, в плафоне на потолке крюк от светильника. Фотография могла быть сделана вскоре после закрытия монастыря в 1923 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.

1684-1695 гг. – игумен Ипполит.
В 1690 г. в монастырь приезжал император Пётр I, приславший затем в дар обители часы с боем, сделанные шведским мастером. Часы были установлены на небольшой колокольне над палатами святого князя Андрея, а царь Пётр тем временем построил в Москве храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре над могилами своих родственников Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.
1695-1696 гг. – игумен Дионисий. 1696-1697 гг. – игумен Иосаф (Картычевский), переведен в Московский Знаменский монастырь. 1697-1699 гг. – игумен Иоасаф (сослан на Белоозеро).
В 1697 г. Боголюбов монастырь именовался Патриаршим домовым монастырём .
1699-1702 гг. – игумен Гедеон (переведен в др. монастрыь, в 1712 г. посвящен в архимандрита во Владимирский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы).
В 1701 г. по ружной книге монастырь числился 20-м из монастырей степенных, которых по всей России в то время было только 37.
1703-1704 гг. – игумен Иосиф. 1705-1711 гг. – игумен Иоаким (Печерский). 1711-1712 гг. – игумен Сергий. 1712-1717 гг. – игумен Арсений.
В августе 1717 г. в Боголюбской обители на богомолье была опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина). Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.
1717-1720 гг. – игумен Аверкий. В 1720 г. Боголюбский игумен Аверкий взят под стражу и увезён в Петербург в Тайную канцелярию за возношение имени Евдокии Федоровны царицею и за принятие Ея Величества по Царскому достоинству с благовестом и звоном. По тому же делу были взяты в Петербург из Боголюбского монастыря 8 иеромонахов и монахов и 7 человек монастырской прислуги. В застенках Тайной канцелярии игумен Аверкий провёл 7 лет, после чего был возвращён в Боголюбский монастырь.
1720-1725 гг. – игумен Иоанникий также взят в Тайную канцелярию.
В 1723 г. царем Петром I в Боголюбов монастырь присылались лифляндцы, для обучения крестьян монастырских косить рожь небольшими рижскими косами.
1725-1728 гг. – игумен Авраамий (Любецкий игумен; возвращен в свой ).
В 1728 г. Аверкий был освобожден из заточения. 1728-1739 гг. – игумен Аверкий.
1740-1749 гг. – игумен Михаил (из Флорищевой пустыни).
В 1749 г. монастырь поступил в ведение епархиальных архиереев.
1749 г. – игумен Иннокентий (тайно уехал в Киев). 1749-1750 гг. – игумен Матфей (из Волосова монастыря). 1750-1753 гг. – игумен Иннокентий (вновь возвращен, но в 1753 г. выслан из монастыря в Синодальную контору). 1753 г. – игумен Варлаам. В том же году снят и переведен во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь «в клиросное послушание». 1754 г. – из иеромонахов в игумены назначен Симон, в том же году снят с должности. 1754 г. – игуменом из иеромонахов Архиерейского дома назначен Симеон. В 1758 г. по прошению уволен в Киев, т.к. родом был из Малороссии. 1758-1762 гг. – игумен Михаил (по прошению уволен в Грузию, т.к. родом был из Грузии). 1762-1767 гг. – игумен Аристарх (составитель монастырской летописи).
В 1764 г. при учреждении штатов монастырь сделан третьеклассным.
14.02-18.02.1767 г. – игумен Мефодий (из иеромонахов Цареконстантиновского монастыря, уволен). 18.02.-26.02.1767 г. – игумен Исаакий (уволен). 1767-1773 гг. – игумен Иринарх.
В 1772 г. учрежден крестный ход из монастыря с чудотворной Боголюбовской иконой Божией Матери во Владимир в мае, по случаю моровой язвы, бывшей в 1771 г.
1773-1775 гг. – игумен Киприан. 1775-1776 гг. – игумен Феофилакт. 1777-1786 гг. – игумен Парфений.
Евгений (Емельян Романов, будущий епископ Евгений) игумен Боголюбова монастыря в 1786-1789 гг. В 1785 г. переведен учителем Владимирской духовной семинарии. В 1786 г. назначен префектом Владимирской семинарии и игуменом 3-классного Боголюбовского м-ря. Вместе с занятиями по должности префекта преподавал философию. С 1788 г. префект объединенной Суздальско-Владимирско-Переславской духовной семинарии. 6 марта 1789 г. назначен настоятелем 2-классного Царе-Константиновского монастыря, в том же году занял пост ректора Суздальской семинарии.
1789-1793 гг. – игумен Митрофан. 1793-1795 гг. – игумен Иосиф (переведен в Кириллов Новгородский монастырь). 1795-1802 гг. – игумен Филарет. В 1797 г. в монастыре учреждена архимандрия. В 1799 г. Филарет произведен в архимандрита, а в 1802 г. переведен в Суздаля.

В 1798 г. по пути в Казань монастырь посетил император Павел Петрович с сыновьями Александром и Константином.
1802-1803 гг. – архимандрит Вениамин (переведен в Переяславского Никитского монастыря). 1804-1809 гг. – архимандрит Анатолий. 1809-1818 гг. –архимандрит Августин (переведен в Спасо-Евфимиев монастырь). 1818-1823 гг. – архимандрит Аркадий (переведен из Солбинской пустыни; в июне 1823 г. переведен в Оршанский Кутинский монастырь).
В 1820 г. был учрежден крестный ход в г. Ковров, куда чудотворная Боголюбовская икона Божией Матери приносилась ежегодно в августе месяце.
1823-1824 гг. – (переведен из Псковского Спасо-Елеазарова монастыря). 1825-1827 гг. – (переведен в Московский Златоустов монастырь). 1827-1829 гг. – архимандрит Феоктист (переведен из Заиконоспасского монастыря).
(в миру Пётр Иванович Введенский) управлял Боголюбским монастырём с 1830 по 1834 гг. для отправления богослужений в монастыре в воскресные и праздничные дни о. Агапит в теплое время года часто ходил туда пешком из города. в бытность его настоятельства в 1823 г. в монастыре был отстроен большой двухэтажный каменный братский корпус.
Архимадрит Анастасий (в миру Анастасий Григорьевич Воскресенский), магистр Московской духовной академии, ректор Пензенской духовной семинарии, настоятель Высокопетровского монастыря в Москве (1828-1830 гг.), уволен на покой в Боголюбовский монастырь в 1830 г., где и скончался.
1835-1856 гг. – архимандрит Феофил (переведен из Дмитровского Борисоглебского м-ря).
10 августа 1837 г. монастырь посетил наследник в сопровождении генерал-адъютанта Кавелина. Он прикладывался к чудотворной Боголюбской иконе, осматривал древнюю часть великокняжеского замка.


Башня 2-я пол. XIX в.

До 1800 г. вокруг монастыря ограда была деревянная. Часть каменной ограды с юго-восточной стороны, при скотном дворе, вместо ветхой деревянной, построена в 1890 году. В том же году прежняя ограда с южной стороны значительно поднята через новую кладку, и верхи пяти башен, находящихся в разных частях ограды, переделаны из четырехугольных деревянных на конусообразные и покрыты железом в шахмат, а шестая башня, находящаяся на углу скотного двора,- возобновлена в 1889 г.

1851 год был ознаменован чрезвычайно печальным происшествием. 20 мая, в 4 часа дня, во время прохождения крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери через мост над оврагом, отделяющим с. Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился и множество людей упало в овраг с высоты 12.5 метра. При падении погибло около 160 человек. Все они были отпеты Боголюбовским архимадритом Феофилом с братией и погребены в юго-восточной части монастыря, в конце монастырского сада, у стены.
Ко кресту с той и другой стороны могилы были прибиты иконки Боголюбивой Божией Матери, и перед ними повешены лампадки, зажигаемые под воскресные и праздничные дни. Пониже иконок находились списки погребенных.

Внутри решетки посажены по углам четыре пахучих тополя. Против этой могилы с восточной стороны сада в каменной ограде была устроена из железных прутьев дверь, чтобы проходящие мимо этого места видели могилу и возносили молитвы о упокоении в ней почивающих. Дверь отпиралась каждый раз при обхождении монастыря с крестным ходом, через нее заходили монахи и священнослужители, и тут совершалась лития по усопшим.
См.

1851-61 гг. в монастыре пребывал монах-историк .
1857-1865 гг. – .
1866-1882 гг. – .
В 1872 г. монастырь из 3-го класса переименован во 2-й класс.
В 1882 г. монастырь перешел в ведение Владимирских викариев и в течение 10 лет, вплоть до 1892 г., на месте им управляли сами епископы.
См. .

В 1889 г. при Боголюбовском монастыре были утверждены ярмарки: 19-20 мая и 17-18 июня.
В 1891 г. монастырь из второклассного переименован в первоклассный.


План монастыря 1891 г.
1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы; 2. Великокняжеские палаты и сени; 3. Место, где лежало тело св. кн. Андрея Боголюбвского, выброшенное по убиении его; 4. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. мученика Леонтия; 5. Св. шатер с каменной чашей; 6. Собор Боголюбивой Божией Матери; 7. Св. ворота, колокольня; 8. Монастырские кельи и корпус «Иустиновский»; 9. Настоятельский корпус; 10. Сторожка и кладовая; 11. Баня; 12. Сарай; 13. Скотный двор и при нем странноприимный дом; 14. Монастырская гостиница; 15. Общая могила убиенных мостом 20 мая 1851 года; 16. Кузница и помещение для рабочих; 17. Конюшни, погреба, сараи для экипажей и дров; 18. Тепличка; 19. Старая дорога на Суздаль; 20. Пруд и речка; 21. Монастырский фруктовый сад; 22. Дорога к вокзалу Нижегородской жел. дор.; 23. Шоссейная дорога; 24. Башни.

Монастырь имел подворье в городе Владимире (см. ). Один деревянный одноэтажный дом с мезонином, построенный в 1870 г., в 1881 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом (стоял рядом с первым), выстроенный в 1877 г. (заменил деревянный дом), был двухэтажный, и при нем находилась часовня Боголюбивой Божией Матери. Верхний этаж отдавался под квартиру за 710 руб., а нижний за 360 руб. в год (1891 г.).


Дом Боголюбова монастыря. Кон. 1870-х гг.
Вид с юго-запада. Двухэтажное красно-кирпичное здание с часовней в честь иконы Боголюбской Божией Матери (1876 г., архит. ), симметрично развернутое на две улицы. Южный фасад выходит на Б. Нижегородскую (ныне Б. Московскую), западный – на Троицкую (ныне Музейную).


Улица Б. Московская, д. 43

У обители было два приписных монастыря: Покровский (см. ) и в 27 верстах от Боголюбова.
В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители.
Подворье при Боголюбовом монастыре находилось за шоссейной дорогой. Это – деревянный флигель, покрытые железом. Он отдавался под частные квартиры.
Близ монастыря за шоссейной дорогой в 1907 г. был выстроен деревянный дом на каменном фундаменте для монастырской больницы. В нём находилось 7 комнат: квартира для фельдшера, аптека, приёмный покой, две палаты для больных и две для престарелых монашествующих. В 1915 г. монастырская больница была расширена, и в ней устроен лазарет для раненых воинов. Недалеко от этого здания находилась монастырская школа, выстроенная из кирпича, в которой обучалось 38 детей.


Монастырская гостиница

Гостиный каменный трехэтажный корпус окончательно устроен в 1888 г. Верхние два этажа составляли номера для временного постоя (20-ть номеров), а нижний этаж по условию с 14 декабря 1890 г. отдан в аренду под булочное заведение крестьянину Семену Алексееву Козлову на три года, по 300 руб. в год. В 1889 г. на дворе гостиницы устроен каменный отъямник для погреба с деревянным над ним холодным помещением, а в 1890 г. амбары, навесы для сараев и помещения для дров. Гостиный корпус с трех сторон (северной, восточной и южной) был обнесен палисадником, огороженным деревянной решетчатой оградой и в 1890 г. засаженным разными дикими деревьями, с устройством куртин для цветов с северной стороны. За палисадником в 1890 г. насажены вишневые прививки число до 300 и огорожены деревянным забором.
Рядом с гостиницей в 1889 г. был построен каменный скотный двор. вверху его устроено помещение для сена. В 1890 г. большая часть скотного двора отделена от прочих его частей и засажена фруктовыми яблонными деревьями, числом до 163, и 31 кустами смородины и крыжовника. По саду проложены две крестообразные дорожки из кирпича и щебня. В восточной стороне сада располагалась, обложенная земляным дерном, могила погибших в 1851 г. от разрушения моста.
Каменный одноэтажный дом при скотном дворе разделялся на две половины: передняя половина назначена для временного помещения странников и богомольцев, задняя – для жительства скотниц и временного пребывания странниц и богомолок. Странникам и богомолам, как мужчинам, так и женщинам кроме покоя давалась от монастыря пища. В 1889 г. этот дом внутри и снаружи отремонтирован и над ним, посредине его, устроен мезонин.
У скотного двора стоял каменный одноэтажный дом для монастырских рабочих. К нему в 1890 г. была пристроена каменная кузница.
Каменная баня построена в 1888 г. Состояла из четырех отделений.
Дровяной сарай построен в 1888 г. и покрыт железом. С трех сторон он обгорожен деревянными, бревенчатыми стенами, заложенными в кирпичные столбы, а с одной примыкает к каменной монастырской ограде.
Каменная кладовая со сторожкой, каменный погреб с двум ледниками, каменный сарай для экипажей и каменная конюшня, три деревянных сарая, из них один назначен для рабочих телег, а другие два для склада разных хозяйственных вещей.
Каменный небольшой сарай с другими постройками и каменная теплица для цветов устроены в 1890 г.
21 декабря 1916 г. состоялось освящение Лазарета для душевно-больных воинов, устроенного под сению Боголюбовского мужского монастыря. Для лазарета отведена обширная монастырская гостиница. Освящение совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский в сослужении Епископа Евгения Юрьевского. Пел архиерейский хор. Пред освящением Высокопреосвященным Архипастырем сказано слово о долге русских людей, оставшихся в тылу, заботиться о раненых и заболевших защитниках Отечества. Во время освящения госпиталь был уже наполнен больными (на молебне присутствовало около 60 чел). После освящения госпиталя Его Высокопреосвященство обстоятельно осмотрел все палаты больных. Хор архиерейских певчих исполнил пред болящими несколько песнопений.

Монастырская колокольня

Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного была разобрана в кон. XVIII в., а на её месте в 1842 г. построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором - храм Успения Божией Матери, а в третьем - звонница с колоколами.

Самый тяжёлый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов, т.е. около 8 тонн. Высота всего здания - 58 метров. Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образы св. блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними - образ Спасителя. В 1884 г. на колокольне было установлены куранты с четырьмя циферблатами. По свидетельству старожилов каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна Боже, царя храни.


Куранты с циферблатом



Монастырская колокольня

СОБОР БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1855 г. исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св. блгв. кн. Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г., московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства (было выделено 30 тысяч рублей серебром) соорудить в монастыре собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами: правый в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В основании престолов были вложены доски с надписями, в среднем основании.
Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 г. братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетей А.В. Алексеева, В.М. Бостингтон, сыновей П.Г. Боткина, П.П. Воронина, М.Л. Королева, братьев П. и Ф. Правоторовых и многих других безвестных благотворителей постройка собора была завершена. Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г.
20 мая 1866 г. состоялось , которое совершил, будучи тогда правящим архиереем Владимирской епархии, (причислен к лику святых в 1988 г.). 18 июня 1866 г. был освящен второй придел – во имя св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. 20 мая 1867 г. был освящен третий престол – во имя св. апостолов Петра и Павла.
Основную работу по возведению собора производил монах Серафим под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 г. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.
Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление.
В 70-е гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми (род Шороховых к тому времени занимался иконописанием уже более 100 лет и был известен не только во Владимирской, но и в Рязанской, Тамбовской, Вятской, Московских губерниях, куда их приглашали для росписи храмов).
Осенью 1870 г. были расписаны священными изображениями алтари, купол и своды собора. Колонны были расписаны позднее, т.к. в описи Боголюбского собора за 1875 год о столбах храма сказано: На северо-западной стороне первого правого столпа образ святого благоверного великого князя Александра Невского, на полотне, в вызолоченной раме. На втором правом столпе с северной стороны образ Владимирской Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На третьем правом столпе с северной стороны, образ Печерския Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На юго-западной стороне первого левого столпа образ святого благоверного князя Андрея Боголюбского на полотне, в вызолоченной раме и т.д.
Как указывает К. Тихонравов, многие из этих икон были написаны самим И.И. Шороховым.
В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.




Собор Боголюбской иконы Божией Матери


Главки собора Боголюбской иконы Божией Матери

Вскоре после возрождения Свято-Боголюбского монастыря все приходящие в храм оказывались свидетелями чуда: в центральной части свода главного алтаря, на месте забеленной известью фрески, изображающей Господа Иисуса Христа Царя Небесного, проступили контуры лика царя.


Алтарный свод. Отреставрированная живопись



Келейный корпус построен в 1840 г. в строгих формах классицизма. В 1890 г. он внутри и снаружи возобновлен: трапеза вновь расписана, и в ней полы устроены из соснового паркета. В верхнем этаже корпуса помещались приёмный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем 11 братских келий, две кухни и украшенная росписью братская трапезная с полом из соснового паркета. Между ним и соборным храмом разделаны аллеи, обсаженные разными дикими деревьями, а ближе к корпусу устроены куртины для цветов. Аллеи и куртины обнесены железными решетками в деревянных столбах и окрашены масляной дикой краской. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нём живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.



Двухэтажный келейный корпус

Дом архимандрита

К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус дом архимандрита (настоятельский корпус), построенный в 1786 г. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем помещались две келии и настоятельская кухня. Между настоятельским корпусом и соборным храмом, с восточной стороны корпуса, находились куртины для цветов, отделенные от других частей двора железной в каменных столбах решеткой с двумя створчатыми такими же воротами. С южной и западной сторон корпус был окружен фруктовым садом и густой аллеей из кленовых деревьев, с северно стороны корпуса устроены ворота и ледник. Вплоть до конца 1999 г. в нём располагалась местная телефонная станция. Сейчас в этом здании на первом этаже находится монастырский медпункт, а на втором жилые помещения.


Дом архимандрита

Двухэтажный Иустиновский келейный корпус

К югу от собора стоит ещё один двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж был построен во второй пол. XVII ве., второй деревянный этаж был построен спустя 100 лет. Одно время в этом доме жил на покое , и в верхнем этаже была устроена небольшая домовая церковь в честь св. мученика Иустина, но после того, как преосвященный уехал из обители, в 1883 г. церковь была упразднена. Корпус этот долго оставался в запустении и неустройстве. В 1889 г. он был реставрирован. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, устроенная в 1890 г., а в верхний этаж и часть нижнего этажа предназначены для временного пребывания приезжавших архиереев. Перед ним с северной стороны были расположены куртины для цветов и между ними проложены дорожки. Восточная и западная стороны корпуса окружены были дикими и фруктовыми деревьями. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 г. этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нём проживают паломники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.


Иустиновский келейный корпус



В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, баня, скотный двор и, за оградой монастыря, трёхэтажная гостиница для приезжающих богомольцев, выстроенная в 1866 г. Сейчас там размещается поселковая больница. А находившийся рядом странноприимный дом перестроен под поликлинику. В настоящее время эти два здания обители не принадлежат.



Новая часовня на месте, где, по преданию, лежало брошенное убийцами тело св. кн. Андрея Боголюбского

По сказанию Киевской летописи, мученическая кончина князя Андрея последовала под сенями его великокняжеской ложницы, отсюда тело его вынесено было в огород и затем перенесено в притвор храма, где лежало на ковре двое суток, прикрытое эпанчею. Место это находилось в огороде против юго-восточного угла Рождественского храма. Тут, по сказанию местного предания, на верху ограды, возвышается тонкая, устроенная из кирпичей шейка с небольшой главой над ней, увенчанная железным крестом; в нижней части ограды, при самом основании ее, вставлен древний, известкового свойства, четырехугольный камень, длиной и шириной в аршин; цвет его, от давнего нахождения на воздухе, голубовато-серый; на этом камне рельефно высечено было изображение лика Спасителя, какое видим на нерукотворенном Его образе, но часть лика, борода и буквы вокруг главы – сбиты, может быть, во время вражеских нашествий; осталась только в целости вокруг камня насечка, состоящая из полос с кольцами внутри их. Над местом, где лежало тело князя, устроена была деревянная часовня. Внутри на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковёр для прикрытия останков своего господина. Внизу часовни сделан из камня уступ. Перед изображением лежащего тела князя висела лампада, зажигаемая самые праздники и воскресные дни. К часовне вела дорожка, усыпанная песком. По обеим сторонам дорожки расположены могилки разных погребенных здесь лиц, покрытые земляным дерном.
В сентябре 1918 г. наместник монастыря архимандрит Александр сообщил в епархию, что Боголюбский волостной совет самочинно захватил корпус в монастыре, проломив при этом каменную стену. В ответ на жалобу в отдел юстиции 28 ноября волостной совет предложил наместнику приготовить к сдаче советской власти все монастырское имущество, а особенно золотые, серебряные и бриллиантовые вещи.
Летом 1919 г. по указу властей была предпринята попытка незаконного вывоза мебели и различных ценных предметов из монастыря. Но местные жители, предупреждённые заранее насельниками обители, взяв иконы и хоругви, преградили крестным ходом путь грабителям, и те, убоявшись большого стечения народа, вернули вещи на место.

18.03.1892-06.09.1905 гг. – архимандрит Варлаам. 1905-1912 гг. – архимандрит Паисий. 18.05.1912-1916 гг. – архимандрит Вениамин. 28.05.1916 - июль 1920 – .


Афанасий Ковровский

В 1921-1923 гг. настоятелем был викарий Владимирской епархии (Сахаров).
В 1922 г. было организовано обновленческое Церковное Управление - Живая Церковь. На своём заседании в октябре живоцерковники постановили занять помещения во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре, сам монастырь упразднить, а монахов оттуда выселить в Боголюбово. На содержание же своего обновленческого Синода было решено отчислять 50% из доходов Боголюбского монастыря. Но монастырь был не в состоянии прокормить даже себя, не говоря уже о выплате налогов в новую структуру.



«Палаты» Андрея Боголюбского. Мелехов Я.Я. 1890-е гг.

Сводчатое помещение галереи-перехода между собором Рождества Богородицы и лестничной башней (1158–1165 гг.), вид с севера на южную и восточную стены. На южной стене арочный проём бывшего хода на хоры; в проёме металлическая решётка: тонкие вертикальные прутья и несколько поперечных полос из кругов и ромбов. Роспись (1891, Л.И. Парилов): на своде орнамент «крины», стилизованный под XII в., и сюжетные изображения в овальных медальонах; на южной (фронтальной) стене, слева от проёма, собор Рождества Богородицы после перестройки XVIII в. и фигура Богоматери (видна голова), на восточной (левой) стене – сцена погребения князя Андрея Боголюбского, окно и частично сцена убиения князя. В левом углу расписанный аналой, на нём большая икона с изображением молящегося Андрея Боголюбского, без полей и рамы. Пол паркетный, в виде больших плит. Кроме аналоя с иконой, интерьер сохранился в том же виде.

«18 ноября 1922 г. в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы происходило общее собрание братии Боголюбова монастыря. Здесь присутствовали: представитель приходского Совета при монастыре от граждан села Боголюбова Шерохов, Быков, церковный староста Доронов и от Губернского Отд. Управ. Двойнов. Председательствовал уполномоченный В.Ц.У. прот. Авроров. На собрании были рассмотрены приходо-расходные книги.
Выяснилось: запись поступающих сумм и расход ведется неправильно. Происходит утайка сумм со стороны ходовых иеромонахов и некоторых членов коллектива (!). Натуральные доходы в книгу не записываются и распределяются между ходовыми монахами, что страшно возмущает братию. Свечи из хода с иконой, оставшиеся после молебствий, также расходуются каждым произвольно вместо сдачи в свечной ящик. Порядок монастырской жизни представляет из себя сплошной хаос.
Дальше идет постановление, регулирующее «братские дела» (газета «Призыв», 5 декабря 1922).
11 мая 1923 г. две действующие монастырские церкви Рождественская и Благовещенская были опечатаны (в соборе уже не служили, т.к. не было возможности его отапливать).
Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 г.
«В бывш. Боголюбовском монастыре работает паровая мельница товарищества «Электросила» .
Т-во «Электросила» состоит из Никанорова, его жены, тетки Щелоковой, тестя Сисунова, Сидорова и рабочего Горохова. Вся эта теплая семейка вселилась в монастырь и по своему поповскому и капиталистическому обычаю занялась эксплоатацией темных рабочих.
Не так давно эта компания решила ремонтировать мельницу, для чего, конечно, нужны были средства.
- «Но зачем тратить по напрасно», - думает «Электросила» - обойдемся без этого. И действительно обошлись. Нашли одного томного рабочего Горохова ни давай ему крутить голову.
- «Ты, Горохов, устрой нам мельницу, а за это мы тебя пайщиком сделаем».
И стал бедный Горохов ломить по 15 часов в сутки. Через два месяца мельницу устроил, а пайщиком не стал.
Никаноров получил от Т-ва доверенность, которую подписала его жена, да тетушка.
Что касается работы, то ее здорово разделили. Горохову предложили быть мельником, работать по 12 часов, а получать ¼ с пуда ржи.
Жена Никанорова стала бухгалтером(!).
Никаноров деньги огребает, да по матушке рабочих ругает. Если рабочий скажет не по его, то в 24 секунды с мельницы долой, как это было с рабочим Куликовым.
Что же касается тетушек, они ручки не пачкают, выезжают на спине рабочих, а прибыль тоже загребают.
Смотрел, смотрел волостной милиционер на эту «Электросилу», да и сообщи в управление милиции, а последнее донесло отделу труда.
Отдел труда срочно командировал инспектора, который нашел нарушение по всем статьям кодекса закона о труде.
Во-первых рабочие работают 16 часов в сутки, а получают от 2 до 10 ф. муки в день, или от 4 до 6 р. в день…
Рабочие все взяты помимо Биржи Труда.
А о спец-одежде и говорить не приходится.
Когда инспектор труда задал на этот счет вопрос их главарю Никанорову, он отнекивался и ссылался на Барсанова, который сам работает у компании по найму.
Надо «Электросиле» воздать по заслугам, вышибить раз и навсегда эксплоататорскую энергию, которой слишком много у сватьев и братьев «электрического» товарищества» (Газета «Призыв», 12 июля 1923 года).
На основании постановления Владимирского УИК от 21 декабря 1923 г. и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 г. состоялась передача бывшего Боголюбского монастыря со всем оставшимся имуществом в ведение музейного отдела.
Верующие женщины-прихожанки хранили у себя ключи от монастырского собора и уже после закрытия монастыря тайно вынесли оттуда чудотворную Боголюбивую икону Божией Матери, поставив её в приходском храме свв. Иоакима и Анны, в котором ещё совершались богослужения. По рассказам старожилов, до начала 1940-х гг. икона находилась в приходском храме, и лишь после окончательного его закрытия икону взяли в музей.
Некоторое время на здания монастыря, и, в частности, на Благовещенский храм, претендовали обновленцы. В 1924 г. по распоряжению обновленческого ВЦУ, жителями с. Боголюбово Д.С. Дороновым, П.А. Шороховым и И.А. Поляковым были предприняты попытки зарегистрировать монастырь как религиозную организацию общества верующих. Обновленцы намеревались даже устроить на монастырской территории пастырскую школу для подготовки своих священников. Однако ни в том, ни в другом начинании они не имели успеха.
В 1927 г. в Боголюбском монастыре появились ещё одни квартиранты - часть зданий занял приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги.
В тот день, когда с колокольни Боголюбского монастыря сбрасывали колокола, туда собралось множество народа из самого посёлка и окрестных деревень. Явка была принудительная. По окончании мероприятия всем женщинам было подарено по белому ситцевому платку. Сбрасывали сначала самый большой колокол благовест, весивший 8 тонн, остальные колокола падали на него и разбивались, раскалываясь друг о друга с последним погребальным звоном.
Из монастырских подвалов повыходили монахи худые, оборванные, в заплатанных холщовых подрясниках. Они стояли и молились, провожая колокола в последний путь. Скупые мужские слёзы стекали по впалым щекам и терялись в полуседой бороде. А деревенские женщины причитали в голос.
Комиссар, руководивший этим делом, позже сгорел заживо в одном из монастырских корпусов - Иустиновском.
Часовой механизм курантов тогда же был разобран, и городские власти намеревались перевести и повесить их где-либо во Владимире, но намерению этому не суждено было осуществиться. Во Владимир были перевезены в то время лишь часы, висевшие на малой колокольне над великокняжескими палатами, по преданию подаренные ещё Петром I.
В 1929 г. монастырский собор был приспособлен под склад зерна, вскоре зерно было ссыпано на хранение и в древний Рождественской церкви, а в её притворе был размещен телятник Боголюбского колхоза; в алтаре Андреевского придела была устроена кубовая с кипятильником, а в честь св. блгв. кн. Андрея Боголюбского был разрушен, монастырское кладбище разорено, перекопано и уничтожено, а 20 лет спустя в Рождество-Богородицком храме и великокняжеских палатах был открыт музей.

В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Православной Церкви, и здесь организован мужской монастырь, первым настоятелем которого назначен архимандрит Иероним (Деркач). 1991-1997 гг. – настоятель обители Иероним (Деркач).

В кон. июля 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, Святейший патриарх вручил наместнику монастыря архимандриту Иерониму настоятельский посох, а в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп.Серафима Саровского.
С 1995 года возрождена прерванная в советское время традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери.



Продолжение »»»»

Copyright © 2018 Любовь безусловная