Проблемы познания в средневековой философии презентация. Средневековая философия. Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога

Средние века (Средневековье) - исторический период,
следующий после Древнего мира и предшествующий Новому
времени.
-Российская и мировая медиевистика считают началом
Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V
века (считается, что империя прекратила своё существование
4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от
престола).
-Относительно конца Средневековья у историков нет единого
мнения.
-Предлагалось считать таковым: падение Константинополя
(1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517),
начало Английской революции (1640) или начало Великой
Французской революции (1789).
-В последние годы отечественная медиевистика относит
окончание периода Средневековья к концу XV - началу XVI
веков. Однако любая периодизация Средневековья носит
условный характер.

Периодизация
Раннее Средневековье
(конец V - середина XI
веков).
Высокое или
классическое
Средневековье
(середина XI -
конец XV веков).
Позднее
Средневековье
или раннее
Новое время
(XVI-XVII века).

Теология
(греч. theología, от theós -
бог и lógos - слово,
учение), богословие,
совокупность религиозных
доктрин о сущности и
действии бога,
построенная в формах
идеалистического
умозрения на основе
текстов, принимаемых как
божественное
откровение.

Характерные черты философии Средневековья

Спиритуальный
характер
Теоцентрический
характер
Эсхатологические
черты
Традиционализм

Теоцентрический
характер,
то
есть
философия
обосновывала
основные
положения христианского вероучения и
являлась, по выражению Фомы Аквинского,
"служанкой богословия".
Спиритуальный
характер,
то
есть
интерес преимущественно к духовным
вопросам, и пренебрежительное отношение
к земному, материальному бытию.
Эсхатологические
черты предусматривающие ориентацию
на потустороннюю жизнь и грядущее
воскресение из мёртвых.
Традиционализм, то есть настороженное
отношение
к
интеллектуальным
новациям.

- Бог сотворил
мир
Бог - источник бытия, чистая
форма, наивысшая красота,
источник блага.
-Мир существует благодаря
непрерывному творению
Бога, который перерождает
всё умирающее в мире.
-Мир один и несколько миров
быть не может.

Периоды
средневековой
философии
патристика
схоластика

Патрис (лат. слово) – отцы
церкви.
Патристика – учение
христианских отцов церкви,
заложивших основы Священного
писания.

Патристика

В истории патристики выделяют несколько этапов:
Апологетика (II-III вв.)
Классическая патристика (III-X вв.)
Заключительный этап.
***
Патристика разделилась на западную, где писали труды на латинском языке,
и восточную, где произведения создавали на греческом языке.
К наиболее известным относят труды Климента Александрийского, Григория
Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста.

Патристика

Основные сочинения
Северин Боэций
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций. Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Аврелий Августин
Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной церковной иерархии
Иоанн Дамаскин
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной
веры
Псевдо-Дионисий

Проблема теодицеи

Эпикур
Теодицея
(греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) –
букв., «оправдание Бога»,
общее обозначение
религиозно-философских доктрин,
стремящихся согласовать
идею благого и разумного
божественного управления миром
с наличием мирового зла,
«оправдать» это управление
перед лицом тёмных сторон бытия.
Цицерон
Августин
Лейбниц

Три варианта теодицеи

Зло не есть что-то самосущее,
а представляет собой просто
отсутствие (недостаток) блага.
Почему же
Бог допускает
недостаток
блага?
Никакого
зла на
самом деле
нет.
Так называемые «недостатки»
способствуют высшему благу,
мнение же о реальности зла
есть следствие абсолютизации
частной точки зрения.
Зачем же Бог
сотворил мир,
если творение
не может быть
совершенным?
Сотворённый
Богом мир есть
лучший из
возможных.
Добро, творимое свободно,
выше добра, творимого
по необходимости, зло же есть
результат злоупотребления
человеком свободной волей.

Проблема теодицеи

Если Бог всеблаг и всемогущ,
почему в мире столько зла?
Выходит, что Бог
или может
уничтожить зло, но
не желает этого –
или желает
уничтожить зло, но
не может (не в силах) –
тогда Он
не всеблаг;
тогда Он
не всемогущ.
Поскольку как то, так и другое
противоречит понятию Бога,
приходится отрицать
либо
бытие Бога,
либо
реальность зла.

Добро и Зло.
Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а
ослабленное добро, необходимая ступень к добру.
Видимое несовершенство является частью мировой
гармонии и свидетельствует о принципиальной
благости всего сущего: «Всякая природа, которая
может стать лучше - хороша»
«Без зла мы не знали бы, что
такое добро.» Аврелий Августин

Аврелий Августин

-Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и
влиятельнейших отцов христианской церкви,
родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции
Нумидия, в Тагасте.
-Мать – христианка
-Отец – язычник
-Работал учителем красноречия
-Занялся деятельностью проповедника
-обучался риторике
-известные сочинения «Исповедь»,
- «О граде Божьем», «Об учители»,
- «Монологи».

«О Граде Божьем»

был написан в 413-427 годах, через
несколько лет после взятия
Рима вестготами. Это событие
оказало большое влияние на
Августина, который писал, что
земные государства
нестабильны и недолговечны по
сравнению с общностями,
созданными на основе духовного
единения. В то же время он
считал, что светская
государственная власть дана
людям свыше, чтобы в мире был
хоть какой-то порядок, поэтому
в соответствии с принципом
«Богу - богово, кесарю -
кесарево» люди должны
подчиняться законному
правителю.

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух
общностей - Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий,
живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного - по
законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались
от Бога.
«Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди,
входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними
качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет,
будет ли человек спасён после Страшного суда.
По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он
принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда.
Учение Августина о предопределении положило начало важному
направлению христианского богословия

Познание

внутреннее
чувство -
чувственное
восприятие.
ощущение -
знание о
чувственных
вещах в
результате
рефлексии
разумом над
чувственными
данными.
разум -
мистическое
прикосновение к
высшей истине -
просветление,
интеллектуальн
ое и моральное
совершенствован
ие.

Вывод:

Основные теоретические достижения Патристике
стали достоянием средневековой и византийской
теологии; при этом нужно учитывать, что в силу
ряда причин Патристике более плавно
эволюционировала к своим византийским
формам, чем западная - к схоластике.
Значительная часть энергии Патристики была
затрачена на полемическую разработку
теологической догматики и оформление
традиции, которую последующая эпоха получила
в относительно «готовом»

Схоластика – рациональный путь
познания Бога.
- знания, оторванные от жизни,
основывающиеся на отвлеченных
рассуждениях, не проверяемые опытом.

Схоластика

Схоластика явилась продолжением патристики, но таким
продолжением, которое возникло еще в период патристики,
на основе соответствующих учений и постепенно с IV в.
Стало доминировать в культуре Средних веков.

Схоластика

Для представителей схоластики была характерна вера в авторитет священного писания и авторитет
≪отцов церкви≫.В самой христианской церкви происходят крупные изменения.
Доминиканцы в дальнейшем стали главным оружием папской инквизиции.
В X-XIстолетиях нарастают разногласия между западной и восточной церквами; папы начинают
вести открытую борьбу с константинопольскими патриархами. Это привело к тому, что в 1054 г.
Произошел фактический разрыв между римско-католической и греко-католической церквами. Римскокатолическое папство явилось вдохновителем ряда крестовых походов в страны ближнего востока и в
византию.
В схоластическую философию запада стали больше, чем прежде, проникать идеи восточной, в том числе
арабоязычной, культуры.
В средние века создаются разнообразные школы: монастырские, епископские (примерно с viii в.),
Придворные, нецерковные городские школы. В XII-XIII столетиях создаются предпосылки для
формирования европейских университетов.

Схоластика

Л. Синьорелли.
«Учители Церкви».

Схоластика

Основные сочинения
Ансельм
Кентерберийский
Дунс Скот
Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против
язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем
предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский

Проблема веры и разума

Некоторые братья часто и настойчиво
просили меня написать для них, как некий
образец размышления кое-что из того, что
я высказывал им простыми словами в
[наших] разговорах, о том, как следует
размышлять о сущности Бога и других
вещах, относящихся к размышлению
такого рода. Притом они, <…> заказали мне
такую форму этой письменной медитации,
чтобы в последней совершенно ничто не
принималось как доказанное на основании
ссылки на авторитет Писания, но чтобы
всё утверждаемое в выводе из отдельных
исследований строго последовательно
вытекало из рассуждения и было
явственным образом очевидно истинным.
Ансельм
Кентерберийский.
«Монологион».

Фома Аквинский

- родился в 1225 г.
-философ и теолог, систематизатор ортодоксальной
схоластики, учитель церкви, основатель томизма,
член ордена доминиканцев.
- Начальное образование получил в монастырской
школе, учился в неапольском университете,
Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне.
Позже стал преподавателем богословия и
философии в Париже, где ранее учился. Вступил в
орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в
Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г.
Практически всю остальную часть жизни провел в
Италии, за исключением 1268-1272 гг., в течение
которых он пребывал в Париже, ведя полемику с
парижскими аверроистами относительно
интерпретации аристотелевского учения о
бессмертии активного интеллекта. Недомогание
принудило его прервать преподавание и
писательский труд к концу 1273 г
На защите
диссертации
переспорил 14
философов

О человеке и его душе

Человек - промежуточное существо между тварями (животными) и
ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его
отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек
ответствен за свои поступки.
А корень его свободы - разум.
Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень
познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.
Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются
две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная.
«Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела,
души их имеют большую силу разумения».
Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого
в созерцании Бога в загробном мире.

Познание.

Познание - есть самая благородная
деятельность человека: теоретический разум
постигающий истины, постигает и абсолютную
истину, то есть Бога.
Познание начинается с чувственного опыта под
действием внешних объектов. Объекты
человеком воспринимаются не целиком, а
частично.
При вхождении в душу познающего познаваемое
теряет свою материальность и может войти в
неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета
является его познаваемым образом.
Вещь существует одновременно вне нас во всем
своем бытии и внутри нас в качестве образа.
«Познавать всё и
сразу»

Мир – система.

БОГ
человек
живое
неживое

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога

Нерациональные
Свидетельство
Священного
Писания
Чудеса
(коллективный
мистический опыт)
Индивидуальный
мистический опыт
(видения, сны и т.п.)
Рациональные
Онтологическое
Космологическое
Телеологическое

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога

Онтологическое
доказательство
Бог как
абсолютно
совершенная
сущность
Космологическое
доказательство
Каузальный
вариант
Модальный
вариант
Бог как
первопричина
(причина всех
причин)
Бог как
безусловно
необходимая
сущность
Телеологическое
доказательство
Бог как
разумный
устроитель
мира

Значит, когда «сказал безумец
в сердце своём: нет Бога» – он сказал,
что какой-то такой природы нет?
Но, конечно, этот же самый безумец,
слыша, как я говорю: «Нечто, больше
чего нельзя ничего себе представить», –
понимает то, что слышит;
а то, что он понимает, есть в его уме,
даже если он не имеет в виду, что
такая вещь существует [объективно].
И, конечно, то,
больше чего нельзя себе представить,
не может быть только в уме.
Ансельм Кентерберийский.
«Прослогион».
Ибо если оно уже есть по крайней
мере только в уме, можно
представить себе, что оно есть
и в действительности, что больше.

Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство

Бог
(по определению)
есть абсолютно
совершенная
сущность,
т.е. сущность,
которой присущи
все совершенства
(все блага
в превосходной
степени).
Все
блага
присущи
Богу
Бытие
есть
благо
Следовательно,
Бытие
присуще
Богу

Баба Яга
(по определению)
есть не вполне
совершенная
сущность,
а именно:
сущность,
которой присущи
все совершенства
(блага),
кроме доброты
и красоты.
Все
блага, кроме
присущи
доброты и
красоты,
Бабе Яге
Бытие
благо,
отличное от
доброты и
красоты
есть
Следовательно,
Бытие
присуще
Бабе Яге

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства

Баба
Яга
есть
колдунья
старая
злая
хромая («костяная
нога»)
живущая в избушке
на курьих ножках
летающая в ступе
существующая

Космологическое доказательство Каузальный вариант

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах
последовательность производящих причин;
однако невозможно, чтобы вещь была своей
собственной производящей причиной.
Невозможно также, чтобы ряд производящих
причин уходил в бесконечность, ибо в таком
ряду начальный член есть причина среднего,
а средний – причина конечного.
Устраняя причину, мы устраняем и
следствия. Если в ряду производящих
причин не станет начального члена,
не станет также конечного и среднего.
Но если ряд производящих причин уходил
бы в бесконечность, отсутствовала бы
первичная производящая причина, а с нею –
и промежуточные, и конечное следствие.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Поскольку это очевидным образом ложно,
необходимо положить некоторую
первичную производящую причину,
каковую все именуют Богом.

Если всё должно иметь причину,
то должен иметь причину и бог.
Если же может существовать нечто,
не имеющее причины,
то этим нечто сама природа
может быть ничуть не хуже бога,
так что аргумент первопричины
абсолютно недействителен.
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

По своей природе
аргумент первопричины
ничем не отличается от воззрения
того индуса, который считал, что
мир покоится на слоне,
а слон – на черепахе;
когда же индуса спрашивали:
«А на чём же держится черепаха?» –
тот отвечал: «Давайте поговорим
о чём-нибудь другом».
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

Закон причинности
не столь податлив, чтобы
позволить пользоваться им,
как извозчиком, которого,
доехав до места назначения,
отправляют домой.
Он больше похож на оживлённую
гётевским учеником чародея метлу,
которая, однажды приведённая
в действие, не перестаёт носиться
и мести, и остановить её может
только сам старый чародей.
Артур Шопенгауэр.
«О четверояком корне
закона достаточного
основания».

Космологическое доказательство Модальный вариант

Мы обнаруживаем среди вещей такие,
которые возникают и гибнут, из чего
явствует, что для них возможно
и быть, и не быть.
Но коль скоро нечто может перейти в
небытие, оно когда-нибудь перейдёт в него;
и если же всё может не быть, когда-нибудь
в мире ничего не будет.
Но если это истинно, уже сейчас ничего нет,
ибо если бы не было ничего сущего,
невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы.
Поскольку это очевидным образом ложно, не
всё сущее случайно, но в мире должно быть
нечто необходимое. А всё необходимое либо
имеет внешнюю причину, либо не имеет.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
И так как ряд внешних причин, обусловливающих друг друга, уходит в бесконечность,
необходимо положить некую необходимую
самое по себе сущность; это и есть Бог.

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые
разума, каковы природные тела,
подчиняются целесообразности.
Это явствует из того, что их действия или
всегда, или в большинстве случаев
направлены к наилучшему исходу.
Отсюда следует, что
они достигают цели не случайно, но
будучи руководимы сознательной волей.
Поскольку же сами они лишены разумения,
они могут подчиняться целесообразности
лишь постольку, поскольку их направляет
некто одарённый разумом и пониманием.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Следовательно, есть разумное существо,
полагающее цель для всего, что происходит
в природе; и его мы именуем Богом.

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства

Неужели вы думаете, что если бы
вас наделили всемогуществом и
всеведением да ещё дали бы
в придачу миллионы лет,
чтобы совершенствовать
созданный вами мир,
то вы не смогли бы создать
ничего лучшего,
чем ку-клукс-клан, фашисты
или мистер Уинстон Черчилль?
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Вывод:

Причины падения схоластики, - возбуждение
интереса к изучению природы и возрождение
знания древности.
Теологический характер обучения ещё
господствовал в школе; все учреждения, влияние
которых отражалось на направлении умов, были в
ведении церкви: только благодаря тому, что
схоластика сама в себе распадалась, могло взять
верх другое направление.

ВЫВОД:

Средневековье - это господство религиозного
мировоззрения, выраженного в богословии.
Философия становится служанкой теологии. Её
основная функция - истолкование Священного
Писания, формулировка догматов Церкви и
доказательство бытия Бога.
Попутно развитие получила логика,
осуществлялась разработка понятия личности
(спор о различии ипостаси и сущности) и спор о
приоритете единичного или общего (реалисты
и номиналисты)

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Предпосылки зарождения средневековой философии. Тертуллиан из Карфагена: вера против разума. Схоластика: от неоплатонизма до "христианского аристотелизма". Умеренный номинализм Пьера Абеляра. Умеренный реализм Фомы Аквинского. Апологетика и патристика.

    реферат , добавлен 12.03.2016

    Фома Аквинский - центральная фигура средневековой философии позднего периода, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Построение теории познания на основе учения о реальном существовании всеобщего. Антропология Фомы Аквинского.

    реферат , добавлен 15.12.2010

    Особенности позиций реализма и номинализма в средневековой философии. Теория двойственной истины как форма существования в средние века. Воззрения Фомы Аквинского и Пьера Абеляра. Уильям Оккам и Дунс Скотт как родоначальники теории двойственной истины.

    реферат , добавлен 12.03.2012

    Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, проблема соотношения веры и разума, философии и теологии, доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. Теоцентризм как главная характеристика европейской средневековой философии.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2010

    Краткие сведения о жизни и деятельности Фомы Аквинского. Предпосылки учения Фомы Аквинского. Сущность, значение и природа возникновения государства по Аквинскому. Обоснование превосходства папской власти Аквинским и его значение для католической церкви.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Жизненный путь Фомы Аквинского, его учение о бытии, учение о человеке и его душе. Основные черты философии средневековья. Теория познания и этика средневекового философа. Пять доказательств бытия Бога. Политика и зарождения новых способов миропонимания.

    реферат , добавлен 06.06.2010

    Философско-религиозная мысль Средневековья, поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, самосовершенствование человека. Характеристика религиозно-философских воззрений Августина и Фомы Аквинского, средневековой философии мусульманского Востока.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2010

Слайд 2

Литература:

Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время. Библия. Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога. Винокуров В.В. Основные этапы развития средневековой философии Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. – М.:Политиздат, 1989. 365 с. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.. 1979. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн./ Пер. с англ; - Подгот. Текста В.В.Целищева. – Спб.: Азубка, 2001. – Кн.2. Католическая философия. – С.365-582. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш.шк., 1979. 448с. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.

Слайд 3

Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творением.

Особенности мировоззренческой позиции: креационизм; идея «откровения»; вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души и т.д. «греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы; страдание как путь познания Бога; «чудо» как видимое проявление воли Бога; аскетизм; молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения; исповедь и покаяние как христианское таинство.

Слайд 4

Наиболее яркие представители средневековья:

Тертуллиан Карфагенский (160-220); Августин Блаженный (354-430); Боэций (480-524); Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274); Пьер Абеляр (1079-1142); Уильям Оккам (1285-1349)

Слайд 5

Основные этапы развития философии средневековья

ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I по IX вв. На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв. Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Слайд 6

Августин Блаженный как видный представитель патристики

Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.; заложил основы католицизма; основал исповедальный жанр в философии и литературе; предложил линейное представление о времени; обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами; выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)

Слайд 7

Спор о природе универсалий (общих понятий)

Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах. Номинализм Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.

Слайд 8

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики

Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля; логически доказал существование Бога; систематизировал схоластики; автор неотомизма; исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию); разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Слайд 9

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:

должен существовать первый двигатель; в цепи действующих причин должна существовать первая причина; все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо; вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства; целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.

Слайд 10

Под арабской философией понимается совокупность философских учений, созданная мыслителями стран Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком.

Основные направления арабской философии периода зарождения (VII-IХ вв.): Мутакаллимы – сторонники радикального ислама, основоположником считается Аль-Ашари (874-935 гг.); Мутазалиты («обособившихся») – исламские философы, учение которых носит относительно материалистический характер. Родоначальник – Аль-Кинди, впоследствии представителями этого направления были также Аль-Фараби и Ибн-Сина; Суфизм (от араб. означает буквально «человек в одежде из шерсти» – считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и мистику.

Слайд 11

Арабская философия IX–XV вв.

Особенности: усиление материалистических идей, развитие медицины; заимствование древнегреческой философии и превращение арабской в арабо-греческую.

Слайд 12

Представители арабской философии:

Аль-Кинди (800-879) Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) Аль-Фараби (870-950) Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) (965-1038) Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198) и другие.

Слайд 13

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.)

Ибн-Сина – ученый-энциклопедистсоздал около 450 работ, из которых до нас дошло около 240; создал около 50 трудов по медицине: «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» «Указания и наставления», «Книга знания» и др. дал анатомическое описание человека, характеристику телесной структуры, изучил проблемы нервных и психических болезней и их лечения; пытался отделить философию от теологии.

Слайд 14

Значение философии средневековья:

Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры; религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества; мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии; философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.

Посмотреть все слайды

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Общая характеристика эпохи

  • После того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.
Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: - Апологетика - Патристика - Схоластика Характерные черты средневековой философии: Характерные черты средневековой философии:
  • теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
  • креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
  • провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
  • эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
  • сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
  • теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
  • экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
Апологетика
  • Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв.
  • Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.
«Верю, потому что абсурдно» Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160- после 220 н. э.). Патристика
  • Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.
  • Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
  • троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
  • природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
  • соотношение свободы и благодати;
  • отношение веры и разума.
«Верую, чтобы понимать» Августин Блаженный (354 – 430) Схоластика
  • Само слово происходит от (schola) -школа, пришедшего в латинский язык из греческого, и не случайно появление схоластики связано с развитием городов и разнообразных школ от монастырских и епископальных до всевозможных светских, юридических, медицинских, математических (Шартрская школа). Появились педагоги, врачи, юристы, одним словом, интеллектуалы. Геометрию и диалектику стали использовать для постижения Бога посредством внутреннего опыта. Сначала читался текст святоотеческих авторитетов или само Священное писание, (lectio), чтение сопровождалось экзегезой, толкованием и буквальным, и смысловым, где выявлялись все "за" и "против" (pro и contra), "sicetnon" (да и нет). Так начинался диспут, в котором оттачивались логические приемы, совершенствовалось владение словом, которому придавалось огромное значение, выяснялась природа речи. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего о начале сущего Бога и доказать его существование с помощью логических приемов.
«Сумма теологии» Фома Аквинский (ок. 1226-1274)

Слайд 2

Периодизация и особенности философии Средних веков

В истории философии Средних веков выделяют два основных периода: Патристика (2-8 в.)(Тертуллиан, Августин Блаженный) Схоластика (9-14 в.)(Фома Аквинский) Особенностямифилософии средних веков являются: Подчиненное положение философии («служанка Богословия») Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего) Креационизм (сотворение мира Богом из ничего) Догмат Божественного откровения как путь познания Принцип свободы воли в понимании человека

Слайд 3

Философия Средних веков

Августин Аврелий - один из наиболее ярких мыслителей периода патристики, автор многих работ, в том числе и знаменитой «Исповеди». В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного. У человека есть выбор. Он может либо выбрать Земной град и «жить по плоти», забыв о Боге, но тогда его удел после смерти – подвергнуться наказанию вместе с дьяволом. Либо человек выбирает Небесный град, любовь к Богу и тогла после смерти он будет царствовать вместе с Богом. Августин оправдывал существующий порядок в обществе, где муж управляет женою, родители детьми, господа рабами, поскольку он установлен Богом. Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами. Августин Аврелий (354-430гг.)

Слайд 4

Фома Аквинский - систематизатор схоластики, автор «томизма» – официальной доктрины католической церкви. Аквинский считал, что и вера и разум участвуют в познании и могут давать истинное знание, но если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. В мире есть вещи, познание которых доступно разуму, но есть и то, что для разума непознаваемо (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и т.д.). Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии. Он дал пять доказательств существования Бога. Фома Аквинский (1225-1274) Философия Средних веков

Слайд 5

Спор о природе универсалий

Номинализм Номиналисты – Росцелин, Пьер Абеляр утверждали, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума не существуют. Реализм Крупнейшие представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена полагали, что универсалии (например «человек», «животное») существуют реально, объективно, независимо от человеческого познания, наряду с конкретными людьми и животными. По мнению реалистов, тот, кто не может понять как несколько индивидов составляют одного человека не поймет как один Бог может быть един в трех лицах Универсалии – предельно общие родовые понятия, предмет спора – соотношение общих родовых и видовых понятий и онтологический статус общих понятий

Слайд 6

Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16в.)

  • Слайд 7

    Философия эпохи Возрождения

    Н.Кузанский создал пантеистическое учение, согласно которому нет разницы между миром и Богом, мир един, а Бог и Вселенная – одно и то же. Он вывел закон совпадения противоположностей – Бога и природы, разума и веры, сущности и существования, максимума и минимума и т.д. Иллюстрировал свои идеи примерами из математики: окружность при бесконечном увеличении радиуса превращается в прямую и т.д. Н.Кузанский (1401-1464)

    Слайд 8

    Д.Бруно - сторонник учения Коперника, утверждал, что наша Вселенная бесконечна, не имеет центра, состоит из множества галактик. Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм). Джордано Бруно (1548-1600) Памятник Дж. Бруно в Риме

    Посмотреть все слайды