Кто основал город чернигов. Древний чернигов. Великая Отечественная война

Чернигов – это административный центр Черниговской области в Украине. Город находится на правом берегу реки Десна. Это один из самых древних городов, который существовал уже во времена Киевской Руси. Население Чернигова составляет 296 000 человек.

История

У Чернигова очень богатая история, ведь город был третьим важным центром Руси после Киева и Новгорода.

Первые жители на территории современного Чернигова появились в IV веке до нашей эры. Во II веке до нашей эры территория будущего Чернигова уже была плотно заселена. Здесь существовало несколько небольших поселений одного из славянских племён – северян.

Точная дата основания города неизвестна. Известно лишь, что Чернигов возник в VII столетии, после того, как поселения северян увеличились и территория их сомкнулась, образовав единый город.

В IX столетии Чернигов становится центром Северской земли. А в XX-XIII веках Чернигов – центр Чернигово-Северского княжества, которое занимало очень большую территорию, от Северного Кавказа до самой Москвы.

Впервые город упомянут в древнерусских летописях в 907 году.

В 1024 году Чернигов становится центром Чернигово-Северского княжества.

В 1036 году Чернигов подчиняет себе киевский князь Ярослав.

В 1054 году, после смерти Ярослава, Чернигов снова становится центром отдельного княжества – Черниговского.

В 1078 году Чернигов был взят штурмом киевским князем Владимиром Мономахом.

Окончательно из под контроля Киева Чернигов вышел в 1097 году.

Историки утверждают, что именно в Чернигове была создана бессмертная поэма «Слово о полку Игореве».

В октябре 1239 года на Чернигов напали монголо-татары. Возле стен Чернигова разгорелась жестокая битва, однако силы были слишком неравными – город сдался. Население Чернигова было угнано в плен. Сам Чернигов был полностью сожжён дотла, а немногочисленные уцелевшие жители бежали на север, в леса.

Во второй половине XIV века Чернигов вошёл в состав Великого княжества Литовского. Он был южным форпостом Литовского княжества. При литовцах город стал возрождаться.

В 1500 году началась Русско-литовская война. Чернигов после победы русских войск над литовцами вошёл в состав Московского княжества.

В 1604 году на Чернигов напал Лжедмитрий I, ставленник польской шляхты. Город был разграблен. А через два года в Чернигове обосновались повстанческие отряды Болотникова, поднявшие восстание на территории современной Черниговской области.

В 1611 году город был захвачен поляками, а в 1618 году официально вошёл в состав Речи Посполитой.

В 1635 году образовывается Черниговское воеводство, Чернигов становится его центром.

В 1648 году начинается Освободительная война против польской шляхты под руководством украинского гетмана Богдана Хмельницкого. В Чернигове формируется полк ополченцев. В 1649 году Чернигов входит в состав Запорожской Сечи, а по Переяславскому договору 1654 года вошёл в состав Русского государства.

После образования Российской империи население Чернигова берёт активное участие в Северной войне против шведских захватчиков.

В 1781 году образовывается Черниговское наместничество, город становится центром наместничества.

В 1801 году образовывается Черниговская губерния, Чернигов становится губернским городом.

В 1812 году началась Отечественная война против французских захватчиков. Городу удалось избежать французской оккупации.

В феврале 1917 года на территории города была установлена власть Центральной Рады.

Первый раз Советская власть в Чернигове была провозглашена 1 февраля 1918 года. Однако уже в марте 1918 года Чернигов был оккупирован австрийцами и войсками кайзеровской Германии. В Чернигове начались погромы и беспорядки.

В декабре 1918 года жители города подняли восстание, однако оно было жестоко подавлено немецкими и австрийскими оккупантами.

Во второй раз Советская власть в городе была установлена в январе 1919 года. Город очистили от оккупантов кавалерийские бригады под командованием Щорса.

Летом 1919 года город был захвачен белогвардейскими войсками Деникина. Окончательно Советская власть в Чернигове была установлена 7 ноября 1919 года – ровно через два года после Октябрьской революции в Петрограде.

До войны город интенсивно развивался, был построен стадион, первая библиотека, кинотеатр.

В годы войны город был оккупирован гитлеровцами. Фашисты захватили Чернигов 9 сентября 1941 года. Начались массовые расстрелы мирного населения, уничтожение черниговских евреев, принудительная отправка на работу на предприятия Третьего Рейха. В лесах, прилегающих к Чернигову, действовали многочисленные отряды местных партизан.

Чернигов от немецких оккупантов был освобождён 21 сентября 1943 года. Город был полностью разрушен. Через десять лет город был полностью восстановлен. Он в те времена был областным центром в составе УССР.

После провозглашения Украиной независимости город остался административным центром Черниговской области. На сегодня – это один из самых красивых городов Украины.

Карта

Музеи

Начинаем знакомство с древним городом. В городе есть несколько интересных музеев.

Черниговский областной исторический музей – открыт ещё до революции, в 1902 году. Музей носит имя В. В. Тарновского. Здесь два экспозиционных зала: дореволюционный и советский периоды. Здесь есть интересные предметы, найденные в ходе археологических раскопок: гончарная посуда, сельскохозяйственные орудия труда, инструменты ремесленников, изделия из кости, фарфор, оружие, ткани, древние рукописные книги, исторические гетьманские универсалы (грамоты), иконы, документы времён Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

Черниговский художественный музей – здесь около 4 тысяч картин, много картин черниговских художников, есть казацкие портреты, большая коллекция произведений (картин) Т.Г.Шевченко. Здесь есть также отдел западноевропейского искусства и советского искусства. Кроме картин, есть уникальная коллекция детских игрушек с Украины, Белоруссии, Литвы, России.

Музей-заповедник М. Коцюбинского – находится в бывшем частном доме выдающегося украинского писателя Михаила Коцюбинского. В этом доме писатель провёл свои последние 15 лет жизни. В доме сохранена домашняя обстановка и интерьер, которые была ещё при жизни писателя.

Военно-исторический музей – здесь есть два отдела: «Военная история Черниговщины» и «Боевой путь бывшей первой гвардейской армии». Здесь также находится небольшая выставка военной техники во дворе музея.

Музей архитектуры в Борисоглебском соборе – основан в 1972 году. Здесь есть интересные точные уменьшены копии всех церквей Чернигова.

Музей УМВД Украины – находится в помещении Управления внутренних дел по Черниговской области. Здесь отображена история черниговской милиции.

Национальный историко-архитектурный заповедник «Древний Чернигов» — самый интересный музейный комплекс под открытым небом. В состав заповедника входят самые знаменитые черниговские памятники архитектуры:

Спасский собор (самый первый христианский храм в Киевской Руси, построен в начале Х столетия);

— курганный некрополь;

— Антониевы пещеры (описание будет дальше);

— коллекция древних черниговских икон, около 800 штук;

— коллекция старинных книг, около 100 штук;

— коллекция предметов росписи и резьбы по дереву;

— национальные костюмы черниговских крестьян;

— предметы церковного культа;

— коллекция украинской вышивки;

— коллекция художественного металла;

— ворота Борисоглебского собора;

— более 50 тысяч предметов, найденных в результате археологических раскопок.

Достопримечательности

Теперь пора погулять улицами древнего Чернигова.

Проспект Мира – центральная улица города. Это не очень старая улица, здесь преобладает сталинская застройка. На этой улице сосредоточены самые большие магазины города, банки, кафе, рестораны. Здесь много гостей и всегда многолюдно.

Дом архиепископа – один из старых красивых домов Чернигова. Построен в 1780 году. В настоящее время здесь находится Государственный архив Черниговской области.

Антониевы пещеры – очень интересное место в Чернигове. Они расположены под землёй в четыре яруса. В настоящее время исследованы только два верхних яруса. В средние века здесь прятались жители города, спасаясь от татар. В пещерах находится несколько подземных храмов, а также галереи с погребальными нишами в стене. Сами пещеры расположены на территории Троицкого монастыря.

Дом Николаевского епархиального братства – это памятник архитектуры. Построен в 1912 году. Во времена Гражданской войны здесь размещались военно-политические курсы командиров Красной Армии, до Великой Отечественной войны здесь находился украинский драматический театр, сейчас находится филармонический центр.

Дом полковой канцелярии Черниговского полка – построен в 17 столетии. Здесь размещались полковые писари полка, который входил в состав войска Запорожской Сечи.

Драматический театр имени Шевченко – культурное заведение города. Театр был создан вскоре после гражданской войны. В репертуаре театра собраны лучшие произведения украинских драматургов.

Красная площадь центральная площадь Чернигова. Черниговцы шутят, что на этой площади не хватает Кремля и курантов. Здесь во времена Киевской Руси был главный рынок Чернигова. Когда-то эта площадь называлась Базарной.

Областная филармония – расположена в самом центре Чернигова, на проспекте Мира. Основана в 1944 году. Здание является памятником архитектуры. Здесь часто проходят концерты самых известных украинских артистов.

Усадьба Григория Глебова – ещё один красивый дом в центре Чернигова. Это усадьба известного черниговского помещика. По своей архитектуре она напоминает средневековой замок.

Курган «Чёрная могила» — это древнерусский курган 10 столетия. Высота кургана составляет 11 метров, а его длина – 125 метров. Размеры впечатляют. Из кургана археологами было извлечено немало интересных предметов – кольчуги воинов времён Киевской Руси, луки, стрелы, сабли, мечи, щиты, найдены золотые и серебряные слитки, замки, ключи, и даже рога тура – животного, которого в нынешнее время уже нет.

Здание Земельного банка – красивое здание, построенное в стиле модерн в 1913 году. До революции здесь находился Земельный банк, а сейчас находится научная библиотка имени В.Г. Короленко.

Болдины горы – это цепь холмов высотой до 35 метров, расположенная возле центра города. В древности эти холмы были покрыты дубовым лесом, Сейчас здесь находится памятник Неизвестному солдату и Вечный огонь.

Черниговский железнодорожный вокзал – считается памятником архитектуры. Это красивое здание красного цвета, построенное в 1951 году.

Черниговский Детинец – это символ и визитная карточка города. На этом месте уже в 7 столетии существовало укреплённое городище и отсюда, как считают историки, начал застраиваться и расти Чернигов. Детинец во времена Киевской Руси имел три въезда, здесь был княжеский двор, главные храмы города и усадьбы богатых горожан. На сегодняшний день сохранился Спасский собор и остатки княжеского двора. Здесь находится прекрасный черниговский парк «Вал».

Здание Черниговского коллегиума – ещё одно красивое здание в центре Чернигова. Построено ещё в 1672 году. В настоящее время здесь находится административное здание Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний».

Культовые сооружения

Чернигов – первый христианский город в Киевской Руси. Именно с Чернигова начало свой путь на славянских землях христианство. Здесь расположено много храмов, а каждый православный храм считается уникальным памятником церковного зодчества:

а) Православные храмы:

— Спасо-Преображенский собор;

— Елецкий монастырь;

— Успенский собор;

— Ильинская церковь;

— Борисоглебский собор;

— церковь Параскевы Пятницы;

— Казанский собор;

— Екатерининская церковь;

— Троице-Ильинский монастырь;

— церковь Лизогуба;

— Петропавловская церковь;

— Троицкий собор;

— Введенская церковь;

— церковь Михаила и Фёдора;

— храм Всех Черниговских Святых;

— храм Архистратига Михаила;

— церковь Николая Чудотворца;

— храм 2000-летия Рождества Христового;

— Воскресенская церковь;

— церковь Святого Феодосия Угличского;

— церковь Святой Анастасии;

б) Католические храмы:

— костёл Сошествия Святого Духа;

в) Протестантские храмы:

— церковь Евангельских христиан-баптистов;

— церковь «Город Света»;

— церковь адвентистов Седьмого дня;

— церковь Мировой Жатвы;

— христианская Библейская церковь;

г) Иудейские храмы:

— Черниговская синагога.

Памятники

Кроме исторических церквей и зданий, в Чернигове достаточно много интересных скульптурных памятников:

— памятник Антонову-Овсиенко – советскому революционеру;

— памятник Борцам за свободу и независимость Украины;

— памятник жертвам Чернобыля;

— памятник Михаилу Кирпоносу, советскому генералу;

— памятник Михаилу Коцюбинскому, украинскому писателю;

— памятник Юрию Коцюбинскому;

— памятник Николаю Кропивянскому;

— памятник Ивану Мазепе, украинскому гетману;

— памятник Николаю Подвойскому, советскому революционеру;

— памятник Николаю Попудренко;

— памятник Виталию Примакову, герою гражданской войны;

— памятник А.С. Пушкину, русскому поэту;

— памятник украинскому казачьему атаману Василию Сеньку;

— памятник украинскому гетману Богдану Хмельницкому;

— памятник воинам-интернационалистам;

— памятник Т. Шевченко, украинскому поэту;

— памятник Николаю Щорсу, герою гражданской войны;

— памятник в честь освобождения Чернигова от немецко-фашистских захватчиков;

— памятник борцам за свободу Украины.

Вокзалы

В Чернигове один железнодорожный вокзал. Город находится в стороне от магистральных маршрутов, движение здесь неинтенсивное. На поезде из Чернигова можно уехать в:

а) в города Украины – в Киев, Винницу, Одессу, Тернополь, Львов, Хмельницкий, Сумы, Полтаву, Харьков;

б) в города России – в Санкт-Петербург, Москву, Калугу, Брянск;

в) в города Белоруссии – в Гомель, Могилёв, Витебск, Минск.

Парки

В городе есть живописные парки.

Парк «Вал» — расположен в самом центре Чернигова на территории Детинца. Это очень живописный парк, здесь много аллей, есть скамейки для отдыха и красивые цветочные клумбы.

Центральный Парк культуры и отдыха – здесь есть аттракционы для взрослых и детей, спортивные площадки, есть прогулочные аллеи, места для отдыха.

Рынки

Центральный продовольственный рынок – лучшее место для покупок. Здесь большой выбор – и овощи с фруктами, и мясо, молоко, рыба, крупы, а также продают товары народного потребления.

Возле вокзала расположена вещевая барахолка, однако этот рынок не очень большой. Здесь продаётся дешёвая одежда и обувь, главным образом, из Китая и Турции.

Климат

Климат Чернигова – континентальный. Зима – мягкая, однако бывают и существенные похолодания. Снежный покров держится устойчиво. Лёто – тёплое и влажное с большим количеством грозовых дней. Жители Чернигова предпочитают купаться в Десне. Купаются всё лето – с июня по август.

ЧЕРНИГОВ

Чернигов - один из старейших русских городов, время основания которого теряется в глубокой древности. Древнейшие подлинные документы знают уже Чернигов, как один из крупных городов Руси. Договор Олега с византийскими императорами Львом и Константином 907 года ставит Чернигов тотчас после Киева в перечне городов, получающих контрибуцию с Византии. В середине X века император Константин Багрянородный упоминает его в числе важнейших городов Руси.

В 1024 году князь Мстислав Тмутараканский отдает своему брату Ярославу Киев, а себе выбирает Чернигов, превращая его в столицу всего днепровского левобережья, всей лесостепной полосы, донских степей и стратегического ключа Причерноморья - Тмутараканской земли (русское княжество на реке Кубани).

Черниговская земля всегда была открыта со стороны степи, и у степ ее столицы часто появлялись воины далекого юго-востока: то ясы (аланы) и касоги (черкесы), то загадочные «были, могуты и татраны».

В конце XI века в Чернигове княжит Владимир Мономах, а в XII веке город переходит в руки потомков князя Святослава Ярославича --сначала Давыдовичей, а потом беспокойных Ольговичей, родовым гнездом которых Чернигов стал на целое столетие.

Детинец - кремль, укрепленная центральная часть древнего города.

ДРЕВНИЙ ЧЕРНИГОВ

Курганы в „Еловш^не

.-^Старое кладбище

План древнего Чернигова и план Вщижского городища Оба плана даны в одном масштабе

Наряду с Киевом Чернигов прочно вошел в русский былинный эпос. В Чернигове создавалась своя литература, известная нам, к сожалению, лишь в отрывках.

Чернигов был центром большого княжества, границы которого на севере проходили через вятские леса, а на юге совпадали с общими границами расселения русских. Черниговская епархия простиралась вплоть до Рязани. Наличие вокруг древнего Чернигова обширного некрополя с княжескими и боярскими курганами, самыми богатыми на Руси, сохранность на территории города самых древних из русских архитектурных памятников - все это придает Чернигову особую ценность как важному объекту разностороннего изучения.

Город Чернигов расположен на высоком холмистом берегу реки Десны, в том месте, где она делает крутой поворот к юго-западу, к Киеву.

Местные краеведы насчитывают на территории Чернигова до четырех древних городищ, образовавших характерное гнездо родовых крепостей. Здесь и мог развиваться позднейший летописный Чернигов. Именно путем сращения воедино нескольких небольших родовых укрепленных поселков и образовались такие древние города, как Киев или Иско-ростень. Берега Десны, изрезанные глубокими оврагами, давали возможность создать одновременно несколько укреплений по соседству друг с другом.

На устье реки Стрижня, впадающей в Десну справа, расположен детинец.

К его северо-западной стороне примыкает древний посад, по площади вдвое превосходящий детинец; восточная граница посада также опирается на Стрижень. С запада к посаду и детинцу примыкает третья часть города, носившая название «Третьяк», по площади равновеликая детинцу, но вытянутая вдоль берега с востока на запад. Еще дальше, на запад, как бы продолжая Третьяк, находится территория Елецкого Успенского монастыря, основанного в XI веке. Каждый из участков города занимает естественный отрог берега и отделен от соседних глубокими и широкими оврагами.

От Елецкого монастыря начинался последний пояс черниговских укреплений. Вал, следы которого кое-где сохранились до сих пор, идет от монастыря на север, перпендикулярно линии берегового обрыва, и затем /поворачивает к востоку, охватывая значительную территорию на севере от перечисленных прибрежных частей города (Третьяк, детинец и др.). Линия этих укреплений пересекает реку Стрижень и идет по Застри-женью, поворачивая затем на юг и смыкаясь с посадом недалеко от северо-восточного угла детинца. Общее протяжение этого вала около 6,5 километра. Внутри этого северного полукольца укреплений находится

церковь Параскевы Пятницы на Торгу, построенная в самом конце XII века, остатки двух больших курганов X века - «Княжны Черны» (разрытый в 1851 году) и знаменитой «Черной Могилы» (языческое погребение в кургане славянского князя).

За пределами северного полукольца (назову его условно вторым посадом) до XIX века сохранялся ряд курганных групп, тянувшихся далеко в стороны от Чернигова и представлявших остатки огромного кладбища, окружавшего город со всех сторон.

На левом берегу Десны, невдалеке от церкви Ильи, на песчаной возвышенности, окруженной со всех сторон протоками и болотами, находилась «Святая роща» 1 . Древний город был окружен пригородными селами, боярскими усадьбами, курганными кладбищами.

Термины, которыми летопись обозначает различные части города, объясняются следующим образом:

1. «Детинец», или «дънешний град», - это то, что в XVII-XVIII веках называлось старой крепостью, фортецией.

2. «Окольный град» - второй пояс городских укреплений, примыкавший с севера к детинцу, а возможно простиравшийся и далеко на запад (Третьяк) до Елецкого монастыря, возникшего во второй половине XI века. Следы укреплений «окольного града» были заметны еще в XVIII веке.

«Окольный град» на востоке упирался в реку Стрижень, и здесь были ворота.

3. «Передгородье с острогом». К середине XII века объем столицы Черниговского княжества должен был сильно расшириться. Судя по тому, что передгородье было взято одними половцами (плохими мастерами штурма городов), без участия основных войск князя Долгорукого, надо думать, что острог не был особенно прочной фортификационной преградой.

Бесспорное приурочение летописных терминов к известным нам частям черниговских укреплений вряд ли возможно. По своим абсолютным размерам черниговский детинец вместе с окольным градом (включая в его состав и Третьяк) равновелик Киеву во времена Ярослава Мудрого.

Чернигов в эпоху образования древнерусского государства

Древний Чернигов IX-X веков известен нам еще недостаточно; остатки его Жилищ, улиц и дворцов скрыты под позднейшими наслоениями, и лишь кое-где при раскопках на большой глубине открываются глинобитные печи, врезанные в землю дома и лепная (т. е. сделанная просто руками, без применения гончарного круга) керамика VIII-IX веков. Остатки культурного слоя этой эпохи прослежены в черниговском детинце на

Подобные урочища, связанные с языческим культом «рощений», имеются почти около каждого древнего русского города. Близ Новгорода Великого, при выходе из Волхова в Ильмень-озеро, находилась «Перунья роща», а позднее Перынский скит. По преданиям, это место связано с культом Перуна.

б Древняя Русь

Боярские курганы IX-X веков на Болдиных горах у Чернигова

Значительном пространстве вверх по реке Стрижню и в других частях города.

Судя по тому, что две богатые княжеские могилы Чернигова X века расположены у самых стен «Окольного града», можно думать, что и возникновение этой линии укреплений относится к тому же времени. Город составился из ряда древних городищ, возникших на живописных отрогах высокого берега Десны, и земляной вал «окольного града» объединил и холм Елецкого монастыря, и Третьяк, и «дънешний град» на устье реки Стрижня.

Мало зная о самом городе и его постройках, мы можем составить себе представление о его населении по обширному некрополю.

Знаменитые черниговские курганы когда-то широкой дугой окаймляли городские стены и расходились лучами в направлении важнейших

дорог - на юго-запад, на северо-восток и на север. Размеры некрополя в настоящее время не поддаются никакому точному определению, так как тысячи курганных насыпей, существовавших еще в XIX веке, уничтожены и сравнены с землей.

Мы не можем определить, как близко подходил некрополь к стенам детинца, но можем утверждать, что район кургана «Княжны Черны» и «Черной Могилы» в X веке находился уже за городскими стенами.

Анализ черниговского некрополя дает возможность осветить ряд важных исторических вопросов, как, например, о боярском и княжеском быте, топографии пригородных сел и боярских усадеб и времени их возникновения, о языческих обрядах и т. п. Ответ на все эти вопросы может быть получен только в результате датировки курганов и разностороннего изучения инвентаря и погребального обряда. Иногда удается уловить по погребальному инвентарю возрастные различия.

В IX-X веках одновременно существовало два обряда погребения: трупосожжение и погребение в просторной яме со срубом. Срубные гробницы, встреченные в ближайших окрестностях Чернигова, содержали погребения воина с конем. Рассмотрим курган у села Гущина. Оседланный и взнузданный конь помещен в северной части погребальной камеры, а в южной части - сам воин с боевым топором, копьем и другими предметами снаряжения дружинника. В ногах покойника по славянскому обычаю был поставлен горшок, украшенный линейно-волнистым орнаментом, и деревянное ведро.

Срубные гробницы русских воинов отражены в былинах; такова, например, былина о Михайле Потоке.

Возрастные различия в украшениях, найденных в курганах XI-XII веков на городском кладбище Чернигова

А и тут стали могилу копать,

Выкопали могилу глубокую и великую.

Глубиною, шириною по двадцати сажень,

И тут Поток Михайло Иванович С конем и сбруею ратною Опустилися в тое жь могилу глубокую.

И заворочали потолком дубовыми И засыпали песками желтыми.

В черниговском некрополе часто встречалось и трупосожжение.

Оба эти обряда погребения у русов описаны арабскими писателями X века.

Черниговские курганы 1Х-^Х веков с трупосожжениями являются драгоценнейшим историческим источником. Они, во-первых, вводят нас в Сложный мир языческих представлений и обрядов, во-вторых, раскрывают перед нами быт дружинников, бояр и князей с такой полнотой, какая недоступна всем другим видам источников, и, в-третьих, позволяют сделать ряд очень важных выводов о характере размещения дружинников и бояр в окрестностях стольного города, то есть размещении, связанном с боярскими загородными вотчинами.

Погребальный обряд был сложен й различался в зависимости от социального положения погребенного. Образцами погребений дружинников IX-X веков можно считать курганное кладбище, расположенное на север от черниговского «острога» XII века.

Насыпи этих курганов высотой от 3 до 7 метров и диаметром от 10 до 25 метров прикрывали собой остатки костров, образовавшиеся от сожжения «домовин», или, как летописец называл их, «столпов» - небольших погребальных домиков, сооружавшихся из тонких, легко воспламеняющихся бревен.

Идея «дома мертвых» одинаково присуща и погребениям в ямах, когда выкапывают могилу в виде большого дома, и трупосожжениям, когда от домовины остаются лишь бревна. Исключительный интерес представляют боярские и княжеские курганы Чернигова, имеющие свои особые имена. Остановлюсь на двух из них - «Гульбище» и «Черной Могиле».

Обряд погребения производился так: на месте будущего кургана, в центре его, сооружалась насыпь в виде усеченного конуса высотой около 1,5 метра и 10 метров в диаметре. На этой насыпи (которая, возможно, называлась в древности «крада») строился дом для покойника и его жены; в дом укладывались все вещи, необходимые для обряда (оружие, посуда, кони, быки, седла, орудия труда), и все это, окруженное хворостом и соломой, поджигалось при погребальных плачах и воплях многочисленных сородичей.

После того как костер прогорал, родственники умершего изымали из кострища его останки: кольчугу с прикипевшими к ней полусожженными костями и шлем с остатками черепа. Все это временно относили в сторону и на месте костра сооружали огромную насыпь с утолщенной вершиной. Окружность такой насыпи в «Черной Могиле» достигала 125 мет-

Моспехщомятые с кострища, и обрядовые Вещщ положенные на Время тризны

Вторая насыпь из глины


Первичная насыпь (из рва)

Подсыпка ч. ^Предполагаемое

под кострище место „Ядына"-

Г кастойшс Домовины*

Кострище

Разрез кургана «Черная Могила» по уточненным данным


Реконструкция княжеского захоронения в «столпе» по данным раскопок кургана «Черная Могила» в Чернигове (середина X в.)

ров и внутри нее могли поместиться, например, кафедральный собор Чернигова (Спасский собор, 1036 г.) и две церковки.

Наверху образовывалась площадка около 1 000 кв. метров, в центре которой укладывали доспехи, или, точнее, останки умершего вместе с доспехами, снятые заранее с кострища.

Площадка вокруг этих останков сильно утрамбована; это позволяет думать о том, что она служила местом выполнения какой-то части погребального ритуала. По всей вероятности, в это время производились «страва» и «тризна» по умершему. Страва - это поминки, погребальный пир, для которого было достаточно простора на вершине насыпи. Триз-

на - это борьба, состязание, ристание- военные игры в честь умершего воина.

Тризна справлялась очевидно тогда, когда вершина насыпи была увенчана доспехами.

После этих торжеств курганную насыпь еще увеличивали почти вдвое, до г водя ее высоту до 11-12 метров, а объем до 6 000 куб. метров земли и глины.

На самой вершине окончательно насыпанного кургана ставили столб с именем умершего. Остатки такого столба сохранились в «Черной Могиле».

Курган «Гульбище» на Болдиных горах в окрестностях Чернигова может служить образцом богатого боярского погребения. Дата его - конец IX-начало X века. На вершину полунасыпанного кургана родичи вынесли здесь не только останки умершего (в кольчуге и в шлеме), но и предметы вооружения: огромный меч в ножнах, копье, большие стремена, удила, стрелы, топор и щит.

Курган «Черная Могила», датируемый золотой византийской монетой 945-959 годов, содержал три погребения: мужчины, юноши и женщины. Ряд соображений заставляет нас думать, что здесь был похоронен не просто знатный и богатый человек, а именно князь. В пользу этого говорит назначение вещей, водруженных на полунасыпанном кургане.

При насыпке «Черной Могилы» люди, руководившие погребальным обрядом, не заботились о том, чтобы вытащить наверх все оружие; много оружия они оставили на кострище. Но зато они очень внимательно отнеслись к тому, чтобы богаче представить связь погребенных с культом. Здесь мы видим и два турьих рога (обязательные атрибуты славянских божеств), два жертвенных ножа и, наконец, бронзового идола. Современники покойных дали нам понять, что под насыпью «Черной Могилы» лежат люди, облеченные правами не только военачальников, но и жрецов, люди, которым могут понадобиться на том свете и ножи для заклания жертв и священные ритоны 1 для провозглашения благоденствия соплеменникам.


Шлемы и части лука из черниговских курганов IX-X веков

1 Ритоны - питьевые сосуды из рога.

Такое сочетание воина и жреца могло быть только в лице князя. Мы знаем, что у славян князья нередко выполняли функции верховных жрецов. Думаю, что мы вправе признать княжескими курганами Чернигова только два - курган княжны Черны, где был похоронен знатный воин, снабженный турьим рогом, и «Черную Могилу», где похоронили одного или двух знатных воинов с турьими рогами.

Курганы «Гульбище» и «Черная Могила», а также ряд других близких к ним черниговских курганов IX-X веков, дали науке сотни ценнейших вещей, позволяющих восстановить виды одежды и вооружения русского боярства и князей того времени. Остановимся на таких редких предметах, как турьи рога из «Черной Могилы» (середина X века).

Воспетые в былинах древнерусские пиры сами по себе являются остатком языческого ритуала; возможно, что и питье из рогов, как наиболее архаичного типа посуды, было одним из элементов языческого праздника.

Турий рог впоследствии становится обязательным атрибутом славянских богов.

Наиболее яркими и интересными по художественному исполнению бесспорно являются два турьих рога из «Черной Могилы». Эти турьи рога впервые стали известны из работ Д. Я. Самоквасова (в 1874 г.). С тех пор они часто привлекали внимание историков искусства. Рога эти различной величины: один из них 54 сантиметра в длину, а другой 67 сантиметров. Никаких следов огня на тонкой серебряной оправе рогов нет. Страшный жар грандиозного погребального костра, сплавивший в стекловидные слитки все украшения покойников, не коснулся хрупкого серебра турьих рогов. По всей вероятности, они были положены после того как были закончены все погребальные обряды. Возможно, что, прощаясь с умершим, перед тем как окончательно засыпать землей его останки, родичи, поминая его, пили из рогов и положили их рядом с оружием. Оба рога одинаково окованы серебром вокруг устья и украшены квадратными накладками в средней части. Один из рогов (меньший) орнаментирован сочным растительным узором, переплетенным в гирлянды. Этот узор, близкий к иранскому, был очень распространен в древней Руси и встречается на вещах не восточного, а местного происхождения. Такова, например, рукоять меча, найденного в Киеве, близ Золотых Ворот.

Другой турий рог больших размеров орнаментирован значительно сложнее. Мастер-чеканщик сделал здесь замечательный фриз из различных чудовищ, птиц и людей.

Центральное место в орнаментике оправы отведено композиции из двух человеческих фигур и орла. Эта композиция находится как раз на противоположном конце оправы от разделительной пальметки; она обращена к лицу пьющего из кубка и является центральной и основной.

Внимание исследователей давно привлекали две маленькие фигурки людей, затерявшихся среди огромных чудовищ, цветов и трав, покры

вающих поле серебряной оправы. Их считали то охотниками, то детьми, заблудившимися в лесу. Обе фигурки обращены вправо, ц сторону орла, склонившего голову.

Левая фигурка изображает бородатого мужчину в малопонятной одежде вроде длинной рубахи (кольчуга), без шапки. Правая рука протянута вперед и как бы ловит что-то. В левой руке - большой лук сложной системы с ясно обозначенным способом прикрепления тетивы; около охотника, за его спиной, в воздухе две целые стрелы и одна разломанная пополам. Одна стрела как бы направлена в затылок мужчине.

Правая фигурка-женская, с колчаном у пояса, держит лук в левой руке, а правая рука согнута таким образом, как будто охотник только что спустил тетиву.

Отличием этой фигурки являются длинные косы, спускающиеся от правого виска к бедру. Можно даже разглядеть нечто вроде двух височных колец в том месте, где прическа переходит в косу. Судя.по косам, это. девушка.

Орел изображен непропорционально большим; голова его склонена вправо, крылья распростерты. При общем взгляде на всю композиционную группу из двух охотников и орла создается следующее впечатление: охотники стреляют в хищную птицу; но ни в птице, ни около нее стрел нет- они как бы возвращаются обратно к охотникам и изображены за их спинами летящими в обратном направлении, в беспорядке, оперением вперед и частично поломанные. Все это напоминает сказочные сюжеты о заколдованной птице и о возвращающихся стрелах. В русских сказках и былинах мы найдем много эпизодов, героями которых являются птица (вещая)» мужчина и девушка. Часто мужчина или лебедь освобождает девушку от когтей хищного коршуна-колдуна.

Но наиболее полную аналогию черниговскому рогу представляет черниговская же былина об Иване Годиновиче. Место действия во всех вариантах былины - Чернигов. Сюжет былины таков: молодой киевский дружинник Иван Годинович приехал в Чернигов за понравившейся ему Настасьей (или Марьей Дмитриевной) - дочерью черниговского гостя, уже просватанной за Кащея Бессмертного. Иван силой и угрозами увозит в Киев Настасью. По дороге на него нападает Кащей, который с помощью Настасьи побеждает Ивана и привязывает его к дубу.

Здесь в былину вводится новый элемент:

На ту пору на то времечко Налетала птица, черный вран,

Садился он, вран, на сырой дуб,

Проязычил языком человеческим:

«А не владеть-то Марьей Дмитриевной Царю Кащею Трипетову,

А владеть Ивану Годиновичу».

Кащей пытается застрелить из лука птицу, но выпущенные им стрелы, не тронув ее, возвращаются и поражают в голову насмерть самого Кащея. Иван освобождается.


Священный сосуд - турий рог из «Черной Могилы»


Резные камни XII в. из Борисоглебского собора в детинце


Сказочный мотив возврата стрел к стреляющему, так хорошо изображенный чеканщиком турьего рога, в былине является одним из центральных моментов. Он имеется решительно во всех вариантах этой былины (исследователи насчитывают их до 30).

На черниговском турьем роге изображен бородатый мужчина в длинной рубахе или кольчуге, только что спустивший тетиву своего лука,- Кащей Бессмертный, стреляющий в вещую птицу. Девушка с длинными косами и с колчаном через плечо - черниговская красавица Настасья (Марья), предмет спора двух мужчин. Здесь она изображена также с луком в левой руке. Вещий вран (или орел) как бы собирается взлететь. Его крылья распростерты и одно из них приподнято.


Серебряная оковка турьего рога из «Черной Могилы»

Наверху-общий развернутый вид оковки; внизу - деталь (заколдованная стрела поражает самого стрелка)

В вещую птицу на изображении было пущено три стрелы, как и полагается в настоящей былине или сказке, и все они оказались за спиной Кащея.

Одна из стрел переломилась «наполы» за спиной Кащея. Другая полетела прямо в небо. Третья стрела летит в затылок Кащею, выбежавшему стрелять птицу без шлема, без шапки, с непокрытой головой. Сердце убитого Кащея должно достаться волкам, и на турьем роге волк с разинутой пастью как бы ожидает добычи.

Совпадения исключительно полные. Нет только второго героя, Ивана Годиновича. Черниговский мастер все свое внимание сосредоточил на моменте наказания Кащея Бессмертного высшими силами за посягательство на птицу.

Кто такой Кащей? Какая птица пользуется таким покровительством колдовских сил? Почему именно смерть Кащея изображена на священном ритоне черниговского князя X века?

В былине, древность которой насчитывает тысячу лет, мы вправе искать не жанровую сценку, а какой-то скрытый, более глубокий смысл. Быть может, чеканная иллюстрация к былине позволит нам установить ее литературную историю.

Важнейшим персонажем рисунка турьего рога является вещая птица, враждебная Кащею. Именно она олицетворяет высшие силы, побеждающие Кащея Бессмертного. На роге она больше всего походит на орла.

Орел известен как герб города Чернигова. Доказанная советским ученым, доктором исторических наук А. В. Арциховским глубокая древность многих русских городских гербов заставляет внимательнее отнестись к этому совпадению. Орел, из-за которого на турьем роге находит свою смерть Кащей Бессмертный, - вещая птица черниговской былины, и орел - герб Чернигова. Все это позволяет предполагать, что орел в древности особо почитался черниговцами, может быть, как покровитель города или племени.

Царь Кащей Бессмертный, Кащей Трипетович - это, возможно, один из образов степных кочевников, образ хана, возглавляющего набег, ускользающего от смерти и укрывающего у себя полоненную русскую красавицу. В XII веке «кощеями» называли иногда и ханов; так, например, Кончак назван в «Слове о полку Игореве» «поганым кощеем».

Может быть, и вся сцена, вычеканенная на священном ритоне, - это изображение простой, исторически оправданной мысли: поганый «кощей-печенежин» поднял руку на черниговского орла, но сила вещей птицы направила стрелы обратно в обидчика.

Мастер-чеканщик, считавшийся с ритуальным характером рога, хотел показать не столько реальную смерть Кащея, сколько именно действие невидимой, но властной силы заклинания.

Независимо от правильности высказанных выше соображений турий рог из «Черной Могилы» останется одним из самых интересных предметов древней Руси, который долго еще будет привлекать внимание историков искусства, знатоков быта и исследователей славянского язычества.

Черниговские курганные клад.

<бища IX-X веков свидетельствуют о важном значении Чернигова в древнерусском государстве. В распоряжении черниговского князя были тысячи дружинников. По. пытки норманистов объявить часть курганов вокруг Чернигова скандинавскими потерпели полную неудачу.

Оба обряда - и трупосож-жение и захоронение в срубах - засвидетельствованы письменными источниками X века как русские.

Подводя итоги беглому обзору курганов IX-X веков, хотелось бы остановиться на вопросе о расселении дружинников и бояр в Чернигове и в его окрестностях.

В IX - X веках население Чернигова хоронило своих покойников не у самых стен детинца или окольного града, а несколько дальше, на выездных путях из города. КладбиЪце распадается на несколько отдельных трупп, которые раскинуты на очень большом пространстве, а вниз по Десне тянутся на 18 километров до Шеетовиц. Такая рассредоточенность чер. -ниговских дружинных погребений может быть объяснена появлением у дружинников земельных владений вокруг города, часть которых известна нам по именам (Гюричев, Семынь и др.). Обращает на себя внимание, что в каждой курганной группе есть много обычных могил небольшого размера и несколько крупных курганов с богатым инвентарем.

Произведем примерное сопоставление черниговских курганных групп, окружающих город, с древними летописными названиями сел.

1. Курганы на восток от Чернигова, среди которых есть несколько IX-X веков, - это некрополь летописного Гюричева, пригородного села.

2. Дружинные курганы IX-X веков «в старом кладбище в Березках»- это кладбище древнего села Семынь, упоминаемого в летописи. В этой группе господствовало несколько больших курганов.

3. Соседняя группа курганов X века около «Пяти Углов» - это, возможно, некрополь того древнего села, которое в XII веке стало называться селом Святого Спаса.

4. Курганы на Олеговом Поле, группировавшиеся вокруг огромной овальной могилы, может быть, следует связывать с каким-либо княжеским селом, принявшим впоследствии имя Олега (современное село Ольго- во). Здесь, на земле села Ольгова, был найден клад княжеских серебряных вещей XII века.

5. В древнем урочище Болдино возвышался курган богатого и знатного боярина конца IX - начала Хвека («Гульбище»), окруженный менее значительными насыпями.

Мечи X века из боярских курганов в окрестностях Чернигова (Шестовицы)

6. Соседняя Троицкая группа тоже имела свой боярский курган. Ее можно сближать с древним пригородным селом Гостыничами.

7. Некрополь села Гущина (близ которого находится село с многозначительным наименованием Киенки) возглавляется большим курганом со срубной гробницей. Здесь же, в этом селе, был найден в 1934 году клад серебряных украшений гнездовокого типа X века.

Расширяя радиус наших наблюдений, двигаясь по древним дорогам из Чернигова на Киев, на Любеч, на Стародуб, мы увидим, что некрополи пригородных сел незаметно переходят в городские с большими и малыми курганами: Оргощ на северо-западе, Седнев на северо-востоке, Шестови-цы на юго-западе.

Вся эта картина никак не укладывается в представление о черниговском князе как о единственном центре притяжения дружинников. Наоборот, мы видим вокруг Чернигова своего рода «солнечную систему»: город- резиденция князя - окружен несколькими вторичными центрами, границы которых подступают почти к самому городу; у этих вторичных боярских центров есть свои «спутники», окружающие их, входящие в их орбиту.

Только владение землей, .необходимость быть в селах, прочная связь с пригородными вотчинами могли создать такую яркую картину феодального рассредоточения черниговского некрополя. Никакого единого аристократического кладбища здесь нет. Огромные боярские курганы типа «Гульбища», Безымянного и больших курганов Гюричева рассредоточены в отдельных группах, как бы возглавляя их. Археологические материалы позволяют сделать следующие выводы о социальной структуре. Черниговские бояре-воины IX-X веков - это не толпа безземельных княжих мужей, окружающих князя, - это землевладельцы, сюзерены своих дружинников, господари сел, известных нам по летописи. Вассалитет без земельных пожалований был, очевидно, уже пройденным этапом к началу X века для феодалов второго города в древней Руси - Чернигова, уступавшего первенство только Киеву. Черниговское боярство далеко за пределами города осуществляло власть над окрестными селами, над землей, превращая ее в свою феодальную собственность, являвшуюся основой феодального строя.

Княжеские курганы - курган княжны Черны и «Черная Могила», которые местная легенда всегда хотела связать с основателем города Чернигова князем Черным, не связаны ни с одним из пригородных сел. Они, как и подобает княжеским курганам, связаны с сах\шм городом, у стен (а может быть у ворот) которого они и выросли.

Первые поселения, согласно полученным в ходе раскопок данным, на месте Чернигова появились еще за четыре тысячи лет до нашей эры. Благодаря выгодному географическому положению, рядом с крупной рекой, что делало его торговым и транспортным центром, город стал быстро разрастаться в первом тысячелетии до нашей эры. Согласно летописям, в 907 году киевский князь Олег завоевал Чернигов. В то время это был уже полностью сформировавшийся город, имеющий важное стратегическое и экономическое значение. В начале 11 века в городе строятся два крупных монастыря, сделавшие его религиозным и культурным центром всей северной части Киевской Руси. В период раздробленности Чернигов разросся до площади около 4,5 квадратных километров и имел население в 40 тысяч жителей, что делало его крупнейшим городом в Европе в то время. В 1239 году на крупный и богатый город позарились орды татаро-монголов, вторгнувшиеся на русские земли. Не смотря на подошедшее в помощь русское войско, город пал и был разграблен. В дальнейшем иноземцы постоянно пытались захватить Чернигов. По итогам русско-литовской войны, в 1503 году город был присоединен к Московскому княжеству. В 1618 году Чернигов был захвачен поляками и по итогам договора отошел к Речи Посполитой. Затем в 1649 году благодаря стараниям Богдана Хмельницкого, поднявшего восстание, Чернигов был отвоеван у поляков и возвращен в состав Руси.

Достопримечательности

Любой путеводитель вам подскажет: знакомство с городом следует начать с Вала - бывшего Черниговского детинца, древнего княжеского двора. Это духовный и административный центр города. Именно здесь сконцентрировано наибольшее число исторических зданий и музеев.

Спасский собор

Спасский собор - древнейший из сохранившихся на Руси. Он был заложен в 11 веке первым известным по имени Черниговским князем Мстиславом Храбрым - сыном крестителя Руси Владимира Святославича. С 1967 года Спасский собор - в составе Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний».

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор был возведён около 1123 года, посвящен небесным покровителям рода Ярославичей и был задуман как почетная усыпальница. Храм стоит всего в десятках метров от Спасского собора. Изначально между ними находились дворцовые постройки, от которых ничего не осталось, кроме археологического фундамента. За время своего существования Борисоглебский собор неоднократно был разрушен и перестроен. Сегодня это музей, здесь проходят концерты духовной музыки и постоянно работают две выставки - «Фреска черниговских храмов» и «Архитектура и ремесло Чернигова 11-13 веков».

Екатерининская церковь

Необычайной красоты эта церковь расположена на высоком мысу и отделена от Вала оврагом. Она считается визитной карточкой Чернигова, хотя и была построена гораздо позже Спасского и Борисоглебского - в 18 веке, на остатках храма средних размеров времен Киевской Руси. Сейчас в церкви можно посмотреть выставку народно-декоративного украинского искусства.

Красная площадь

Да-да, у Чернигова тоже есть своя площадь, и она тоже красная. С начала 19 столетия и по сегодняшний день это - административный и культурный центр города. Попасть на площадь от Екатерининской церкви можно по украшенной фонтанами Аллее Героев. Прежде это место именовалось Пятницким полем. Название происходит от находящегося рядом храма Святой Параскевы Пятницы, построенного еще в конце 12 столетия.

Елецкий и Троицко-Ильинский монастыри

Возникновение обоих монастырей связано с именем преподобного Антония Печерского. В древнерусские времена они находились за пределами города. В состав Елецкого монастыря, расположенного ближе к центру, входят Успенский собор, возведённый в 12 столетии, колокольня, келий, Петропавловская церковь и каменная ограда. Также на территории до сих пор стоит единственное деревянное сооружение казацкого времени - домик Феодосия Углицкого (конец 17 века). Известные подземелья монастыря возникли не раньше 18 века. Рядом находятся ещё несколько исторических зданий: тюремный замок, построенный в 1803-1806 годах, и двухэтажное здание бывшего мужского училища. Здесь же, напротив монастырской ограды, возвышается огромная земляная насыпь. Это один из самых знаменитых древнерусских языческих курганов - «Чёрная могила». По преданию, под ним похоронен основатель Чернигова князь Чёрный. Хотя раскопки доказали, что курган был насыпан уже в 10 веке, когда Чернигов уже существовал.

Троицко-Ильинский монастырь расположен на Болдиной горе (название произошло от древнерусского «болд» - дуб). Историки не исключают, что в дохристианские времена на горе было капище славянского бога Перуна. Сначала монастырь был пещерным, затем здесь возвели одноглавую Ильинскую церковь, в перестроенном виде сохранившуюся до наших дней. Рядом с ней вход в знаменитые Антониевы пещеры - они открыты для туристов. В конце 17 века на просторной площадке с западной стороны от Ильинской церкви начали возводить грандиозный архитектурный комплекс во главе с Троицким собором, освящённым в 1695 году. Он и дал современное название монастырю.

Музеи

Для любителей исторических ценностей под стеклом, приправленных рассказами экскурсовода, - сразу несколько добротных музеев Чернигова. Это и исторический имени Тарновского, и военный, и художественный имени Галагана, и литературный Коцюбинского.

Сегодня Чернигов - областной центр, граничащий с Россией и Беларусью. Город расположен в северной части Украины на правом (высоком) берегу Десны, в месте впадения в неё реки Стрижень. Первое упоминание о Чернигове относится к 907 году, таким образом Чернигов является одним из самых древних городов современной Украины.

Имеется множество находок эпохи неолита, обнаруженных на территории Чернигова, и свидетельствующих о том, что первые люди появились в этих местах как минимум в 4 тысячелетии до н.э. Помимо этого в урочищах Яловщина и Татарская Горка были обнаружены следы древних поселений эпохи бронзы (2 тысячелетие до н.э.)

В 1 тысячелетии н. э. на крутых берегах рек Десны и Стрижня существовало несколько поселений северян: в пределах древней центральной части Чернигова на Валу, на Елецких и Болдиных горах и в других местах. Быстрому экономическому росту Чернигова способствовало выгодное географическое расположение в бассейне реки Десны и её притоков реки Снов и Сейм.

Археологи насчитывают на территории современного Чернигова не менее четырех наиболее древних городищ, которые вероятно представляли собой небольшие родовые крепости, отделенные одна от другой глубокими оврагами Болдиных гор. Археологические материалы этих поселений относятся к VII веку, в связи с чем 1992 году отмечалось 1300-летие города .

О могуществе древнего Чернигова свидетельствуют не только летописные данные, но и многочисленные курганы IX-X веков - земляные мавзолеи черниговских князей и их дружинников. Тысячи курганов издревле полукругом ограничивали древний город. Ещё в конце XIX века в Чернигове и на его окраинах их насчитывалось около 500. Но после интенсивного и варварского их разграбления на сегодняшний день остались лишь отдельные курганные насыпи на Болдиных горах, в современном районе «5 углов», на Бобровице, в Еловщине и других частях города.

На Валу, на Елецких и Болдиных горах и в других местах. На территории современного города найдены остатки славянских родовых поселений VII-VIII вв. Высокий берег Десны, прорезанный глубокими ярами, представлял собой естественные (созданные природой) укрепления, дающие возможность одновременно создавать в этой местности несколько защищённых поселений. Дальнейший рост этих поселений привёл в VII в. к их слиянию и образованию города, занимающего выгодное географическое положение в широком бассейне реки Десны. Чернигов уже в IX в. становится центром Северской земли, одним из крупнейших городов древней Руси. Быстрому росту города способствовало выгодное географическое положение в бассейне Десны и её притоков Снов и Сейм . По Десне город поддерживал связь с Киевом и далее по Днепру с Византией . Десна открывала выход к землям в верховьях Волги и Оки , а также к Новгороду . По Волго-Донскому пути Чернигов поддерживал связь с арабским Востоком. Ремёсла, земледелие и торговля составляли основу хозяйственной деятельности Чернигова.

Времён Киевской Руси (IX-XIII вв.)

Чернигов - древнее поселение восточно-славянского племени севера . Олег в конце IX века покорил страну северы, жившей по течению Десны, этот город , очевидно, уже существовал, так как на камне, сохранившемся в древнейшей церкви города, есть пометка, относящаяся, в переводе с греческого летосчисления, к началу X века . Став в IX в. центром Северской земли, уже в X в. Чернигов наряду с другими городами имеет важное значение в обороне древнерусского государства от внешних врагов. В XI-XIII вв. Чернигов - стольный град Чернигово-Северского княжества, занимавшего огромные пространства левобережья Днепра. Наряду с Киевом и Новгородом Чернигов - один из центров древнерусской культуры, сокровищница зодчества древней Руси. Здесь и поныне сохраняются выдающиеся архитектурные памятники XI-XIII вв. Таким образом, на протяжении X-XIII вв. Чернигов являлся вторым после Киева экономическим, политическим и культурным центром Киевской Руси .

С 1024 года Чернигов становится центром великого княжества, западной границей которого был Днепр , на Юго-Восток его земли простирались до Северного Кавказа , а на Северо-Восток достигали берегов рек Оки и Москвы . Практически половина древнерусских земель входила в состав Черниговского княжества.

Спасо-преображенский собор

Первым черниговским князем, о котором известно не только из раскопок курганов, но и из летописей, был Мстислав, брат киевского князя Ярослава Мудрого . В центре своего стольного града - «Детинце» (территория современного Вала) он основал княжеский двор и начал строительство Спасского собора , который сохранился до наших дней.

После смерти Мстислава, в 1036 году, Чернигов снова становится подчинён киевскому князю Ярославу. Однако уже в 1054 году древнерусская земля поделена между сыновьями Ярослава . Черниговское княжество досталось Святославу II с которого начинается непрерывный род черниговских князей.

В конце XI в.в древней Руси снова вспыхивают княжеские междоусобицы. История Чернигова этого периода ознаменовалась рядом кровавых войн. Город неоднократно переходил из рук в руки. В 1078 году его штурмом взял Владимир Мономах , который княжил здесь до 18 лет. После Любечского съезда князей в 1097 году, Чернигов достался Давиду Святославовичу . С этого момента черниговская земля навсегда вышла из-под власти киевского князя.

В период феодальной раздробленности XII и начала XIII вв. Чернигов сохранил за собой славу одного из крупнейших городов Руси. Он оставался стольным градом великого княжества, а черниговские князья были владельцами многих удельных княжеств.

Современный вид Пятницкой церкви

Чернигов того времени - второй среди крупнейших городов на Руси (уступая первенство Киеву), важный политический, экономический и культурный центр. Здесь существовала своя денежная система. Особого развития достигло зодчество. До наших дней сохранились строения того времени: Спасский , Борисоглебский и Успенский соборы ; Ильинская и Пятницкая церкви. Во время раскопок в разных частях города обнаружены фундаменты ряда гражданских сооружений, в том числе руины каменных княжеских и боярских строений. Для древнего Чернигова характерен контраст между хоромами богатых и убогими жилищами простого люда. Город славился предметами прикладного искусства.

В XI-XII вв. Чернигов складывался из трёх частей, каждая из которых занимала природный выступ берега реки, была обнесена валом и отделялась одна от другой глубокими рвами. Части в летописях указываются под названиями:

  • «детинец» (кремль) - административный и политический центр города, находился на горе в месте впадения правого притока Стрижня в Десну (территория современного заповедника Вал);
  • «окольный град» - примыкал к детинцу с Юго-Запада, занимал большую территорию, на которой проживала основная масса населения;
  • «предградье» - располагалось за окольным градом. Общая протяжённость вала предградья достигала 7 км. Древний город окружали пригородные сёла и боярские усадьбы.

В Чернигове складали летопись, жили и писали Владимир Мономах, игумен Даниил, князь Святослав Давыдович . На черниговской земле была создана (около 1187 года) бессмертная поэма, памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве ».

Экономическое и культурное развитие Чернигова происходило в тесной близости с Киевом, Новгородом и другими древнерусскими городами. Чернигов играл важную роль в становлении и развитии государства и культуры древней Руси. В XI-XII веках город несколько раз разорялся в ходе княжеских междоусобиц, а также половцами .

Татаро-Монгольское иго (1239-1320 гг.)

Развитие города надолго было прервано нашестием орды ха́на Батыя . В октябре 1239 года татарская орда под предводительством ха́на Менгу напала на Чернигов. Под стенами города развернулась жестокая битва, но силы были неравными, а помощи ждать было неоткуда. 12 октября окружённый город пал. Воскресенская летопись сообщает: «й множество от вой (совр. - воинов) его избиено бысть и град взяша и запалиша огнём». Раскопки полностью подтверждают литописное извещение о трагедии. Чернигов был превращён в руины, большинство жителей были либо убиты либо угнаны в рабство . Остальное население княжества ушло на север. Тем не менее, институт княжеской власти был сохранён. Позже главы (князья) города (Михаил Всеволодович и его сын Роман Михайлович Старый) были казнены из-за отказа выполнения языческого обряда, который они должны были исполнить по приказу ха́на .

Времён господства Великого Княжества Литовского

Чернигов во второй половине XIV века был присоединён к Литовскому государству . Литовцы стремились превратить Чернигов в форпост на юго-восточной границе своих владений. В период 70-80-х гг. 14 в. была построена деревянная крепость для защиты от набегов татар . Город управлялся наместниками Великого княжества . Из-за выгодного геополитического местонахождения город стал постепенно возрождаться. Чернигов становится транзитным пунктом не только для соли, смолы и поташа, но и для восточных товаров: шёлковых тканей, ковров, парчи, фруктов и специй.

В составе княжества Московского (Московии)

Война между Литвой и Россией - гг. закрепила Чернигов за Московским княжеством . В г. на территории Черниговского детинца повелением великого государя Василья Ивановича… срублен бысть град Чернигов древян . Достаточно мощная по тем временам крепость представляла собой замок-цитадель.

После отмены крепостного права с 1861 года постепенно растёт население Чернигова. Подавляющее большинство домов деревянные. Район обязательных каменных построек ограничивался Красной (базарной) площадью. Центральные улицы освещались газовыми фонарями, а с 1895 года внедрено электрическое освещение. Гужевой транспорт являлся доминирующим. Основные грузы возили по Десне. В начале XX века по шоссе «Киев - Петербург» курсируют конные дилижансы до Гомеля и Козельца.

В составе СССР

Времён независимой Украины

Согласно последней переписи в 2001 году население составляло 312,0 тыс. человек.

  • Население на 01.01.2006 г. - 299 600 жителей.

Примечания

Литература

  • Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київське обласне книжково-газетне видавництво, 1961 г. (укр.)

См. также

Ссылки