"денис давыдов". Отечественное оружие и военная техника Десантный катер на воздушной каверне

Судостроители всегда стремились создать быстроходный корабль с как можно более экономичным ходом, потребляя при этом намного меньше топлива, чем типичное судно. Суда на воздушной каверне, скользящие на воздушной смазке, как раз и есть тем экономичным плавсредством, чем суда на воздушной подушке.

Активное развитие быстроходных судов на воздушной каверне началось всего лишь 10 лет назад, но идея использования поддува воздуха под корпус транспортного средства для создания подъемной силы возникла очень давно, более двух с половиной веков назад. Впервые предложение о «воздушной смазке» судов в 1882 году запатентовал шведский инженер Лаваль, построивший в 1885 году судно с поддувом воздуха под корпус через трубы с большим количеством мелких отверстий. Положительных результатов инженер не добился, так как при ограниченной подаче воздуха ему было сложно получить под днищем равномерно распределенный слой воздуха, и как следствие, низкое сопротивление трения судна. Однако подобные эксперименты по уменьшению гидродинамического сопротивления за счет «воздушной смазки» проводились и в более позднее время.

Систематические исследования в области технологии воздушной смазки было начато в Советском Союзе в 1960 году. Наиболее значительный вклад в этой области был сделан инженером Анатолием Акимовичем Бутузовым. Именно он установил, что досадное кавитационное явление может быть полезным для определения основных гидродинамических характеристик судов.

Однако, разработанная под контролем академика Логвиновича уникальная ракето-торпеда М-5 комплекса «Шквал» в 1977 году привела к выдающемуся техническому достижению. С помощью специального гидрореагирующего топлива, способного создавать более эффективную тягу реактивному двигателю, а также благодаря газовой каверне , образовавшейся в результате распада продуктов химической реакции топлива, торпеда способна двигаться под водой со скоростью около 200 км в час, что делает устройство самым смертоносным оружием морского боя. Уникальный результат исследований подводной ракето-торпеды подтолкнул советских кораблестроителей к применению технологии воздушной каверны на обычных водоизмещающихся судах. Успешные испытания в лабораторных условиях постепенно реализовались в концепцию воздушной каверны на полномасштабном речном судне и несамоходной барже.

В конце 70-х годов по лесам Дальнего Востока прошла волна масштабных пожаров, от которых пострадали сотни людей, проживающих в районе произошедших трагедий. В июне 1979 года председатель Совета министров СССР собрал экстренное заседание, на котором был поднят вопрос о состоянии дел по борьбе с лесными пожарами. Итогом совещания стало создание технических средств предупреждения пожаров, одним из которых стало задание на проектирование патрульного катера проекта 14081 шифр «Сайгак». Особенностью данного судна стал абсолютно новый принцип движения катера - газовая каверна, у которого для формирования смазки вместо воздушного компрессора, использовались выхлопные газы от двигателя.

Справка - «каверна» в переводе с английского языка означает «полость».

патрульный катер на газовой каверне проекта «Сайгак»

патрульный катер на воздушной каверне проекта «Сокжой»

Повторюсь, что в основу принципа движения судна на газовой каверне проекта 14081 легла технология создания под днищем патрульного катера искусственной воздушной прослойки, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водной поверхностью, чем достигается существенное уменьшение сопротивления и обеспечиваются высокие скоростные характеристики. Благодаря такой конструкции судно на воздушной каверне получило прекрасную проходимость по мелководью, и как следствие возможностью посадки (высадки) людей на необорудованном берегу.

судно на воздушной каверне для малых рек проекта «Линда»

Первым серийным судном на воздушной каверне стал для малых рек проекта «Линда». Строительство экономичных, за счет уникального динамического принципа поддержания, речных судов началось в 1993 году. Обладая низкой осадкой всего 95 см, и малым уровнем вибрации и шума, катера прекрасно зарекомендовали себя на многочисленных реках России. Пассажирское судно на воздушной каверне «Линда» имело полное водоизмещение 25 тонн при посадке 70 пассажиров, длину корпуса 24 м, ширину 4 м и развивало скорость хода до 60 км в час, благодаря силовой установке мощностью 1000 л.с.

десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна»

С 2004 года в ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева началась разработка проекта десантного катера для военно-морского флота Российской Федерации. Вскоре в феврале 2006 года был заложен первый серийный десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 шифр «Серна».

Основным предназначением катера является доставка на не оборудованное побережье, а также снятие с него военной гусеничной, колесной и другой техники общей массой до 45 тонн. Кроме того военное судно способно перевозить передовые подразделения десанта с полной экипировкой численностью 92 человека, либо 50 тонн различных грузов.

Катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» обладает полным водоизмещением 99,7 тонн, имеет длину корпуса 25,6 м, ширину 5,8 м и осадку 1,5 м. Силовая установка в составе двух дизелей типа М-503А-3 мощностью по 3300 л.с. позволяет развивать скорость хода до 30 узлов. Еще одной особенностью катера на воздушной каверне проекта «Серна» является оригинальный движитель. Вместо типичных гребных винтов десантный катер оборудован новым типом , лопасти рабочего колеса которого, способны работать при непрерывном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Данная система получила название «вентилируемый водометный движитель». В отличие от обычного водомета данное устройство не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю.

малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь»

Развитием десантного катера проекта «Серна» можно считать малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 шифр «Дюгонь», который также разработан Нижегородским ЦКБ. Из обозначенного названия видно, что данное судно имеет иные тактико-технические характеристики, чем его предшественник, хотя и предназначен для выполнения тех же функций.

Малый десантный корабль на воздушной каверне проекта «Дюгонь» имеет полное водоизмещение 230 тонн, длину корпуса 45 м, ширину 7,6 м, и осадку 2,2 метра. Оснащенный газотурбинным двигателем типа М-70 ФРУ мощностью 18 тысяч л.с. десантный корабль способен транспортировать три танка или пять бронетранспортеров или 140 тонн грузов со скоростью до 50 узлов.

Как уже было неоднократно сказано, технология воздушной каверны позволяет не только увеличить скорость судна, но и снизить расход топлива как минимум на 15 процентов. Кроме того, научно доказано, что данная система применима практически для любого - от до . Конечно же, внимательный читатель спросит, а возможно ли создать такой объем избыточного давления под днищем тяжелого ? Однако он будет приятно удивлен, обнаружив, что дело вовсе не в количестве сжатого воздуха. Наоборот, для больших кораблей, имеющих большую площадь корпуса, потребность в количестве воздуха для поддержания воздушной смазки небольшая, или другими словами прямо пропорциональна. Чтобы понять это давайте рассмотрим как достигается тот самый эффект воздушной каверны .

Для создания явления воздушной каверны, необходима определенная геометрия днища, выполненная в виде небольшого углубления. Благодаря потоку воздуха, который подается через отверстия, в углублении создается воздушный карман, который в свою очередь и играет роль воздушной смазки, уменьшая гидродинамическое сопротивление. Однако у этого способа движения имеется один значительный недостаток. Суда на воздушной каверне обладают невысокой мореходностью, по причине имеющейся тенденции к «смыванию» образовавшегося воздушного слоя. В то же время важным преимуществом перед является то, что нет необходимости в непрерывной подаче сжатого воздуха для эффективной работы системы.

Таким образом, потребность в воздухе, необходимого для поддержания воздушной смазки судна на воздушной каверне примерно в 10 раз меньше, чем на . Выходит, данные суда являются более экономичными плавсредствами.

прототипная модель судна «Stena Airmax»

В перспективе идея уменьшения сопротивления способом применения воздушной каверны была бы особенно полезна для тихоходных грузовых судов и нефтеналивных танкеров. Именно поэтому известная шведская судоходная компания «Stena Bulk» инициировала вложение 50 миллионов шведских крон в 2005 году на разработку концепции грузового судна на воздушной каверне проекта «Stena E-MAXair» в надежде на радикальное сокращение расхода топлива на своих судах на 20-30 процентов. Однако прежде чем запустить в работу полномасштабный проект судна дочерняя фирма «Stena Teknik» в сотрудничестве с Технологическим университетом Чалмерса в Гетеборге в 2010 году на западном побережье Швеции провела испытания прототипной модели судна «Stena Airmax», выполненной в масштабе 1:12. Получив успешные результаты тестов на 15-метровой модели судна, шведские судостроители уже в ближайшее время должны приступить к строительству полноразмерного судна «Stena Prospect» весом 65 тысяч тонн и длиной корпуса 182 метра. Единственное, что пока замедляет процесс реализации проекта, это возникающее явление, которое усложняет положительный эффект движения судна. Он включает в себя внутреннее формирование волн в воздушной полости днища корпуса. Однако выходом в данной ситуации является сбалансированная подача воздуха для оптимизации давления.

грузовое судно на воздушной каверне «Stena Prospect», проект

Что ж будем надеяться, что уже очень скоро мы увидим грузовые суда на воздушной каверне в водах мирового океана.

Высадка морских десантников на береговые плацдармы с целью их захвата является очень важным и часто встречающимся способом проведения современных боевых операций. Одним из самых главных требований при высадке морского десанта является скорость, с которой десантники, а также боевая техника способны высадиться на берег. Скорость – это и внезапность, и возможность застать противника врасплох, и возможность развить дальнейший успех наступательной операции, это залог победы.

Однако такое преимущество может быть достижимо лишь в случаях, когда в современных вооруженных силах имеются скоростные морские транспортные средства для доставки морских десантников, а также боевой техники к месту, где должна произойти высадка. Имеются ли такие средства в современных вооруженных силах России? Да, имеются. Современные российские морпехи высаживаются с десантных катеров образца «Серна». Однако в последнее время боевая техника развивается просто-таки не по дням, а по часам, и потому катера «Серна» устарели как в техническом, так и в моральном плане. Им на смену должны прийти транспортно-десантные катера нового типа и новых технических возможностей. Создание таких катеров получило наименование проект 21820 и шифр «Дюгонь».

Краткая информация о предприятии, которое строит катера проекта 21820

Проект включает в себя строительство новых малых десантных судов, зонами действия которых должны быть прибрежные морские воды, а также реки.

Разрабатывает проект российское предприятие «ЦБК по СПК имени Алексеева». На сегодняшний день это единственный в мире производственно-конструкторский центр, который создает корабли с подводными крыльями. В мире имеется еще несколько предприятий, пытающихся строить такие же суда, однако их продукция не идет ни в какое сравнение с той, которая выпускается на российском предприятии. Еще в середине прошлого века здесь был сконструирован и построен знаменитый гигантский экраноплан, прозванный «Каспийским монстром». За все время своего существования предприятие сконструировало и ввело в действие около 9 тысяч кораблей на подводных крыльях. Это были и военные корабли, и суда гражданского предназначения.

Информация о проекте 21820 «Дюгонь»

Новый десантный катер проекта 21820 «Шифр» будет строиться на основе предшествующей отечественной версии «Серна». Для катера проекта 21820 взято все лучшее из «Серны», плюс к этому добавлены новейшие технические разработки. В итоге, по замыслу конструкторов, должно получиться судно, равного которому на сегодняшний день в мире не существует.

Днище оснащено так называемой воздушной каверной. Такое гидродинамическое устройство не ново, но до недавних времен существовало исключительно в теоретических разработках. Благодаря такому техническому новшеству, десантные суда станут обладать гораздо большей грузоподъемностью, сохраняя при этом небольшие размеры и не теряя скорости передвижения. Больше того, благодаря такому техническому нововведению, катера смогут передвигаться значительно быстрее, а, кроме того, их двигатели смогут работать намного экономичней.

Водоизмещение десантных катеров нового типа будет существенно больше, чем у их аналогов предыдущего поколения. Кроме того, они будут обладать большей вместимостью и грузоподъемностью. Выше будет и скорость, о чем уже упоминалось. Еще одно немаловажное новшество заключается в том, что суда будут малозаметными для вражеских радаров. На борту предполагается серьезное вооружение. В частности, их вооружат двумя крупнокалиберными пулеметами, а также переносным ракетно-зенитным комплексом «Игла».

Благодаря таким характеристикам, катер с успехом сможет доставлять десантников на берег. Кроме того, он сможет прикрывать десантников в случае атаки с моря или с воздуха. Еще одно достоинство заключается в том, что во время высадки он, благодаря своему вооружению, сможет поддерживать их огнем.

Этапы строительства катеров проекта 21820

Как водится, вначале был построен первенец проекта 21820, его назвали «Атаман Платов». Судно заложили в 2006 году. Через четыре года он стал боевой единицей Каспийской флотилии. Затем приступили к строительству еще двух новых судов. Один катер строило владивостокское судостроительное предприятие «Восточная верфь», а другой – нижегородский судостроительный завод «Волга». Кроме того, в 2011 году Минобороны России решило начать строительство еще трех катеров, заключив с этой целью контракт с Ярославским судостроительным заводом.

Сколько именно судов проекта 21820 будет в итоге построено, широкой общественности неизвестно. Зато известно, что все построенные и будущие катера станут называться именами героев, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Так, построенные в Ярославле катера назвали «Денис Давыдов», а также «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков». Два последних героя – это русские военные моряки, которые в 1812 году участвовали в сражениях с французами на суше.

В 2014 году закончили строительство двух катеров из проекта 21820. Один из них, «Денис Давыдов», пополнил Балтийский флот, а другой, «Иван Карцов», приписан к Тихоокеанскому флоту. После них в строй вошли «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков», построенные судостроителями Ярославля. Оба корабля также приписаны к Балтийскому флоту. Исходя из первичных отзывов, все катера проекта 21820 «Шифр» намного превосходят аналогичные образцы предыдущих поколений.

Подробные технические параметры и тактические особенности катеров проекта 21820

У российских транспортно-десантных катеров нового образца нижеследующие параметры и ТТХ:

  • Водоизмещение – до 280 тонн;
  • Наибольшая длина – 45 метров;
  • Наибольшая ширина – 8,5 метра;
  • Глубина осадки – 1,9 метра;
  • Скорость передвижения – до 35 узлов;
  • Могут быть использованы в шторм, в случае если волна не превышает высоты больше 3,5 метров;
  • Катера оборудованы двумя двигателями дизельного типа;
  • Суммарная мощность двух двигателей – 18000 лошадиных сил;
  • Максимум груза, который можно принять на борт – 140 тонн. Это позволяет разместить два современных танка;
  • В грузовых отсеках способны разместиться три боевые машины пехоты или столько же бронетранспортеров;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Управление – автомобильного типа.

Благодаря особенностям конструкции, катера обладают способностью успешно двигаться на мелководье, а, кроме того, в водоемах, где наблюдается большая засоренность.

Оправдали ли первые образцы проекта 21820 ожидания?

На этот вопрос можно ответить однозначно: десантные катера проекта 21820 оправдали вполне. Еще в 2011 году первенец серии «Атаман Платов» участвовал в боевых учениях под названием «Центр-2011». Учения проводились в акватории Каспийского моря. На этих учениях «Атаман Платов» показал себя, что называется, в полной красе. Катер с успехом доставил морскую пехоту вместе с бронетехникой на берег, продемонстрировав в ходе учений все свои уникальные боевые свойства.

Исходя из первых впечатлений о катерах, сегодня сложилось устойчивое мнение, что они хорошо справляются с выполнением той боевой роли, которая им предназначена, а потому их строительство будет продолжено. Новыми катерами вооружат три российских флота – Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский. При строительстве они могут быть подвергнуты изменениям и улучшениям в плане их технических, а также боевых характеристик.

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер Д-105 «Атаман Платов» . В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии.

На сегодняшний день в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее.

Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года , что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях » им. Р.Е.Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания.

Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам, созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р.Е.Алексеева было произведено более 8000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.

В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому.

Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра, осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров.

Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ-21 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек . На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров , которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.

«Атаман Платов» высаживает десант на стратегических учениях «Центр-2011»

Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями-доками проекта , которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам . Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

/По материалам oborona.ru и militaryrussia.ru /

Главкомат ВМФ подготовил доклад на имя министра обороны Сергея Шойгу с просьбой закрыть проект новейших десантных катеров на воздушной каверне 21820 «Дюгонь». Военные моряки считают, что в проекте допущены серьезные конструктивные ошибки. Источник в ВМФ сообщил «Известиям», что позиция главкомата основана на докладах штаба Каспийской военной флотилии, где базируется один корабль.

На Каспии у нас «Атаман Платов», а «Иван Карцов» будет спущен на Тихом океане. Еще три - на верфях в различной степени готовности. На строевом катере вследствие эксплуатации образовались трещины в кормовой части, швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости и расходятся, - поделился с «Известиями» офицер главкомата.

По мнению моряков, проблемы возникли из-за неверного проектирования и сборки на судостроительном заводе. Эксплуатационная нагрузка на корпус превышает значения, заложенные в прочностные характеристики. Иными словами, конструкторы и корабелы рассчитывали один показатель сопротивления, а на деле вышел другой, более высокий. Из-за этого на высоких скоростях корабль «ловит волну» и подвергается сильному гидродинамическому удару, который может даже переломить его пополам.

Воздушная каверна - это динамическая разновидность воздушной подушки, где слой сжатого воздуха под днищем корабля возникает вследствие движения судна. Этим она отличается от статической воздушной подушки, где слой воздуха нагнетается вентиляторами. Благодаря пузырю значительно снижаются показатели трения, гидродинамическое сопротивление, скорость возрастает до 30–50 узлов.

Водоизмещение «Дюгоней» - 280 т, что немало для аналогичных кораблей. Помимо него, отечественный флот имеет восемь катеров серии 11770 «Серна». Они гораздо меньше - водоизмещением около 100 т - и заслужили похвалу моряков. Один из офицеров Балтийского флота, служивший на «Серне», отмечает ее надежность, скорость и мореходность.

Проблем с катером никаких, кроме одной, маленький. Перевозит один танк или два БМП, а нам бы чего посолиднее. Жаль, что «Дюгонь» не понравился каспийцам, - сказал он «Известиям».

Оба проекта разработаны нижегородским Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Фактически «Дюгонь» - это увеличенная «Серна», способная поднять три танка или пять бронемашин. Почему в большом катере допущены конструктивные просчеты, моряки теряются в догадках.

Ситуацию на условиях анонимности прояснил «Известиям» представитель оборонно-промышленного комплекса, участвовавший в проектах. По его словам, проблемы возникли еще на стадии производства. Заложенный в 2006 году «Атаман Платов» был передан флоту только в 2010-м, хотя за четыре года можно построить не то что 280-тонный катер, но и крейсер водоизмещением 25 тыс. т. Именно столько строился в советское время отечественный флагман «Петр Великий», подчеркивает источник.

Всему виной административно-хозяйственная неразбериха, говорит он. «Платова» построил нижегородский завод «Волга». «Ивана Карцова» заложили на «Восточной верфи» во Владивостоке, хотя должны были на «Волге». А следующие три катера проекта заложены на Ярославском судостроительном заводе.

- «Дюгони» должны строиться на одних и тех же производственных мощностях, и прыжки через всю страну проект гробят. Лучше всего для постройки подходит «Волга», где накоплен большой опыт по судам на воздушной подушке. А решение о переносе производства было принято по социально-политическим причинам, - сказал представитель ОПК.

К моменту закладки «Ивана Карцова» в 2010 году на «Восточной верфи» возникли серьезные проблемы с заказами, а это одно из градообразующих предприятий Владивостока. Допустить социальную напряженность в городе, который готовился к саммиту АТЭС-2012, руководство страны не могло, поэтому постройку катера и перенесли сюда. Примерно такие же мотивы были при переводе производства в Ярославль, который менее благополучен, чем Нижний Новгород.

Проблемы «Атамана Платова» хорошо известны конструкторам. Но моряки могли бы учитывать, что это первый корабль проекта, у него «детские болезни», которые лечатся после дополнительных испытаний. Зачем сразу рубить сплеча? Ведь «Дюгони» нужны флоту, - утверждает собеседник «Известий».

С корабелами согласен вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Корабли на воздушной каверне, движущиеся со скоростью 50 узлов (90 км/ч), очень сложно поразить до момента высадки десанта. Если от них отказаться, то для выполнения десантных задач потребуется более массированное огневое подавление обороны, возрастут свои потери. Так что надо не отказываться от «Дюгоней», а обеспечить их доработку, - сказал эксперт «Известиям».

Первые суда с динамическим принципом поддержания строились на статических воздушных подушках с мощными вентиляторами и колоссальным расходом топлива. Суда на воздушной каверне более экономичны. В обоих типах днище имеет специальные обводы для удержания слоя сжатого воздуха.


Десантный катер на воздушной каверне. Проект разработан "Центральным Конструкторским Бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева" (г.Нижний Новгород). В 1998 г. ЦКБ по СПК был разработан проект большого скоростного десантного катера "Шельф". К 2000 г. планировалось завершить разработку катера и создать головной образец. Головной катер проекта Д-105 заложен на ССЗ "Волга" в Нижнем Новгороде 21 февраля 2006 г., спущен на воду в июле 2009 г. и в 2010 г. принят в состав Каспийской флотилии ВМФ России.

23 июня 2011 г. между Министерством обороны России и Ярославским ССЗ подписан контракт на производство серии катеров пр.21820. Первый серийный катер "Денис Давыдов" (зав.№701) заложен 18 января 2012 г.


http://bmpd.livejournal.com).


http://www.imenno.ru).



Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород, 06.08.2009 г. (http://forums.airbase.ru).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 24.06.2009 г. (http://npp-anfas.ru).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 на Волге, 28.09.2009 г. (http://public.fotki.com).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, вид сзади, г.Санкт-Петербург, 11.10.2009 г. (автор фото - reflex_yu, http://forums.airbase.ru).


Конструкция
корпуса катера выполнена из коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава АМг.

По состоянию на осень 2012 г. по головному кораблю "Атаман Платов" (зав.№С-811) сообщается, что в следствие экслуатации на корпусе корабля образовались трещины (в кормовой части), а швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости. Есть ничем пока не подтвержденное предположение, что данные дефекты являются следствием непродуманной конструкции корабля.


Часть кормы ниже ватерлинии десантного катера заводской №4001 пр.21820 производства ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток. Ноябрь-декабрь 2012 г.. (фото из архива пользователя Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


Грузовая палуба десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, 31.05.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


Двигатели
- 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.


Пропульсивная система десантного катера пр.21820. Спуск на воду десантного катера "Денис Давыдов" пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Ярославский ССЗ, http://yarshipyard.com).


Пропульсивная система десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, 14.08.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


ТТХ катера :
Экипаж - 6 чел

Длина - 45 м
Ширина - 8.6 м
Осадка - 2.2 м
Водоизмещение полное - 280 т
Грузоподъемность максимальная - 140 т

Скорость полного хода - 35 уз
Дальность плавания - 300 миль
Мореходность - 5 баллов

Вооружение : 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами КПВТ калибра 14.5 мм.


Высадка десанта с катера Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 на учениях "Центр-2011", 2011 г. Хорошо видно установки МТПУ-1 с пулеметами (фото - Денис Мокрушин, http://twower.livejournal.com/).


Оборудование : в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой "Агат-М3" разработки и производства ООО "НПП "АНФАС" (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой "изменение 4" (2010 г.).


Оборудование рубки десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, публикация 22.06.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).

: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту "Шельф" - 3 БМП или 3 БТР.


Поезная нагрузка в десантном катере Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).
Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Модификации :
- пр.21820 - базовая модификация десантного катера на воздушной каверне.


- пр.21820Э - проект экспортной модификации.

- пр.21821 - проект модернизации десантного катера.

- "Лань" - проект морского скоростного грузового судна ЦКБ по СПК и ССЗ "Волга", 1990-е годы.
Двигатели - 2 х дизеля мощностью по 4000 л.с.
Экипаж - 6 чел
Длина - 44.5 м
Ширина - 8.2 м
Осадка - 2.1 м
Водоизмещение полное - 280 т
Масса полезной нагрузки - 120 т
Дальность плавания:
- не менее 100 миль (при скорости 30 уз)
- 300 миль (экономическим ходом)
- до 600 миль (при уменьшении массы полезной нагрузки до 25 т и увеличении запаса топлива)
Мореходность - 6 баллов


Статус : Россия


Десантный катер Д-105 пр.21820 перед спуском на воду на ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород, 2009 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 18 января - в Ярославле заложен первый серийный катер проекта - "Денис Давыдов".


- 2012 г. 21 июня - на Ярославском ССЗ заложен второй серийный катер проекта - "Лейтенант Римский -Корсаков".


Закладная доска десантного катера "Лейтенант Римский-Корсаков" зав.№702 пр.21820, 21.06.2012 г. (http://yarshipyard.com).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, фото опубликовано 22.10.2012 г. (из архива york, http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 18 января - на Ярославском ССЗ ожидается закладка десантного катера "Мичман Лермонтов" пр.21820 заводской №703 ().

2013 г. 23 января - в СМИ сообщается о планах руководства ВМФ России получить три серийных катера пр.21820 производства Ярославского ССЗ в течение 2013-2014 г.г. ().

2013 г. 26 июля - Ярославский ССЗ спустил на воду десантный катер пр.21820 "Денис Давыдов" заводской №701 ().


Спуск на воду десантного катера "Денис Давыдов" пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Ярославский ССЗ via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный катер "Денис Давыдов" пр.21820 после спуска на воду, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Маргарита Белозерова, http://www.imenno.ru).


Десантные катера пр.21820 в составе Флота :

Реестр десантных катеров пр.21820 :

№ пп Название
проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 С-811 ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород 21.02.2006 план 2007 г. (2006 г.)

июль 2009 г.

план 2008 г. (2006 г.) головной катер проекта, Каспийская флотилия, порт приписки - Махачкала
02 "Денис Давыдов"
пр.21820 701 Ярославский ССЗ, г.Ярославль 18.01.2012
план - июнь-июль 2013 г. (январь 2013 г.)

26.07.2013 г.

план - осень 2013 г. (январь 2013 г.)
первый серийный катер проекта
- 2012 г. октябрь - сообщается о планах базирования корабля на БФ
03 "Лейтенант Римский-Корсаков" пр.21820 702
Ярославский ССЗ, г.Ярославль
план 2012 г. (январь 2012 г.)

21.06.2012 г.

план - сентябрь-октябрь 2013 г. (январь 2013 г.) планируется постройка по состоянию на 2010 г.
- 2012 г. октябрь - сообщается о планах базирования корабля на БФ
04 "Мичман Лермонтов" (рассматривался так же вариант названия "Модест Мусоргский")
пр.21820 703
Ярославский ССЗ, г.Ярославль план 2012 г. (январь 2012 г.)

18.01.2013 г. (планы объявлены 15.01.2013 г.)

план - 2014 г. (январь 2013 г.) план - 2014 г. (январь 2013 г.) планируется постройка по состоянию на 2010 г.
05 "Иван Карцов" пр.21820 4001 2010 г. () план (не официально) - весна 2013 г. (декабрь 2012 г.)

28.09.2013 г. - вывод в ПД, 30.09.2013 г. - спуск на воду

план 2012 г. (2010 г.)

12.06.2015 г. поднят Флаг ВМФ

Строительство корабля ведется для ТОФ.

в 2009 г. сообщалось о начале строительства, но об официальной закладке не сообщалось, строительство запланировано в 2008 г. По более поздним сообщениям строительство катера начато в 2010 г. ().

06-11 пр.21820 704-709 Ярославский ССЗ, г.Ярославль ()
12-14 пр.21820 4002-4004 ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток прогноз - начиная с 2013 г. (август 2013 г.) включая зав.№4001 - для оснащения ДВКД типа ТОФ ()
Курсивом выделены предположительные данные.

Источники :
Десантный катер типа "Дюгонь" на воздушной каверне заложат в Ярославле. Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2011 г.
Разработка систем управления движением. Сайт