«Южный газовый коридор»: пропагандистская конкуренция с Россией. Европа не заметит «Южный газовый коридор

В период, когда Европейский союз, НАТО, США и Россия заняты украинским кризисом, в Брюсселе состоялось обсуждение проекта «Южного газового коридора».

Запад и Россия, снабжающая Европу газом на 40%, снова столкнулись друг с другом в украинском кризисе. В стремлении избавиться от зависимости от России ЕС с удвоенными силами взялся за поиск альтернативных путей.

Природный газ и нефть — 50%-ная статья доходов российского федерального бюджета. Снова заметим, что 40% природного газа ЕС импортирует из России, при этом 66% поставок российского газа в страны ЕС осуществляются через территорию Украины. Газовую потребность Швеции, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и Болгарии Россия обеспечивает на 100%, а такой крупнейшей экономики Европы, как Германия, — на 40%.

В такой ситуации страны ЕС испытывают необходимость искать новые и альтернативные способы удовлетворения своей потребности в природном газе.

На прошлой неделе в Брюсселе в центре внимания экспертов оказался «Южный газовый коридор», предполагающий транспортировку газа азербайджанского месторождения «Шахдениз» (его резервы оцениваются в 1,2 триллиона кубометров) в Европу через Турцию.

На форуме на тему «Южный газовый коридор: возможности и проблемы» обсуждалось усиление Южного газового коридора, призванного сократить зависимость ЕС от России в энергетике, и возможности дополнения азербайджанского газа энергоресурсами из других источников Каспийского региона, а также Ирака и Восточного Средиземноморья.

На Каспийском форуме, проведенном в столице Европейского парламента Каспийским стратегическим институтом, специалисты энергетического сектора были едины во мнении о том, что последний вспыхнувший кризис в очередной раз подтвердил «роль трубопроводов, которые будут транспортировать газ в Европу через Турцию».

Южный газовый коридор придает новое измерение энергетической геополитике, формирующей энергетическую карту Евразии. В Брюсселе также были обсуждены возможности, которые данный коридор создает для Европы, а также проект Трансанатолийского газопровода (важнейшее звено Южного газового коридора) и проект Трансадриатического газопровода, призванного передавать азербайджанский газ с турецкой границы в Европу.

Генеральный секретарь Каспийского стратегического института Халдун Яваш отметил: «После возникновения кризиса на Украине ЕС сильнее осознал значение Южного газового коридора. Кризис вновь напомнил европейцам о необходимости наличия трубопровода, пролегающего через Турцию».

Представитель азербайджанской госнефтекомпании SOCAR в Брюсселе Вусал Мамедов подчеркнул, что продажу газа в Европу Азербайджан определил в качестве своей «стратегической цели», и продолжил: «Последние события на Украине еще более повысили роль поставок каспийского газа в Европу, но даже если бы этих событий не было, данный вопрос в любом случае был бы важен. Благодаря Южному газовому коридору у ЕС будет доступ к абсолютно новому газовому месторождению».

Предполагается, что в 2018 году ежегодные поставки природного газа из Азербайджана в Европу через Трансанатолийский газопровод составят 16 миллиардов кубометров; из них 6 миллиардов будет идти на потребление в Турции, 10 миллиардов — на продажу ЕС. По некоторым прогнозам, в 2025 году эта цифра возрастет до 25 миллиардов кубометров в год.

Итальянский депутат Европарламента Витторио Проди подчеркнул, что наличие единственной страны, обеспечивающей спрос на природный газ, стратегически неверно. Чтобы ЕС смог избавиться от зависимости от российского газа, необходимо обратить внимание на Южный газовый коридор. В этой связи Проди отметил: «Южный газовый коридор — очень важная часть нашей политической свободы, так как мы не желаем сталкиваться с ситуацией возможного ограничения предложения в газовой сфере в силу тех или иных политических причин». В то же время атташе постоянного представительства Греции в ЕС Теодорос Христопулос обратил внимание на то, что «диверсификация источников приобретения газа позволит ЕС обеспечить свою энергетическую безопасность».

Подчеркнув, что порядка 74% мировых запасов природного газа находится «вокруг» Турции, заместитель генерального директора турецкой компании BOTAŞ Ибрахим Саид Арынч в выступлении на форуме отметил, что Турция сыграет ключевую роль в дополнительном обеспечении спроса ЕС на природный газ и организации безопасности предложения в газовой области.

10:15 — REGNUM Европейский союз за счет проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому должны осуществляться поставки азербайджанского газа на европейский рынок, надеется обеспечить себе энергетическую стабильность, пока не подготовится к серьезному сокращению использования ископаемых видов топлива. Об этом сегодня, 21 июля, сообщает издание Trend со ссылкой на заявление официального представителя Еврокомиссии.

По словам источника, ЮГК должен помочь странам — членам ЕС сохранить устойчивость к энергетическим шокам. Таким образом, проект является ключевым для обеспечения энергобезопасности Европейского союза, уверен официальный представитель ЕК.

Он также обратил внимание на то, что стратегия Энергетического союза ЕС включает в себя цель по уменьшению зависимости от ископаемого топлива, в том числе от газа. ЕС добивается успехов в этой области. Также представитель ЕК напомнил, что ранее Комиссия приняла пакет «Чистая энергия», согласно условиям которого устанавливается нормативная база для долгосрочных целей в области энергетики и климата. Так, главная цель пакета — продвижение, дальнейший переход к более чистой экономике. Речь идет о периоде после 2020 года, то есть после быстрой ратификации Парижского соглашения по климату и вступления его в силу.

Однако голубое топлива, как и прежде, будет играть значительную роль как дополнительный источник топлива в рамках долгосрочного перехода к низкоуглеродной экономике. Официальный представитель ЕК отметил, что поскольку газ является относительно низкоуглеродистым ископаемым топливом, то его могут использовать для дополнения поставок возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Что касается спроса на газ, то в ближайшие несколько десятков лет он снизится. Произойдет это в основном из-за влияния политики в области климата и энергетики до 2030 года. Ожидается, что объемы добычи собственного газа в странах ЕС тоже будут сокращаться. Поэтому до 2040 года импорт голубого топлива на европейском рынке останется стабильным, считает собеседник. В связи с этим ЕС настроен на повышение безопасности в энергетическом плане, поэтому, по словам представителя ЕК, Евросоюз остается приверженцем проекта «Южный газовый коридор» и ему подобных. ЕК утвердила список «Проектов общего интереса» и включила туда все компоненты ЮГК.

Напомним, что «Южный газовый коридор» — это проект расширения Южнокавказского газопровода от Баку через Тбилиси и да Эрзурума. Этот проект предполагает прокладку в Турции газопровода TANAP и его продления по Европе — газопровода TAP общей мощностью десять миллиардов кубометров газа в год. Протяженность газопровода должна составить около 1300 километров, примерная стоимость — $45 млрд.

Труба пойдет от азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. Первую поставку газа по ЮГК планируется осуществить в 2020 году. При этом «Южный газовый коридор» является альтернативой «Южному потоку», который начала строить Россия по дну Чёрного моря из Анапского района в Италию и Австрию. В 2014 году на встрече между министрами энергетики восьми стран сообщества, входивших в проект ЮГК, то есть Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Румынии, было принято решение о строительстве терминалов сжиженного газа.

Согласно условиям Третьего энергопакета ЕС, «Газпром» может потребовать предоставления ему 50% емкости газопровода, поскольку соответствующий европейский закон запрещает собственнику трубопровода использовать более 50% емкости. В ЕС уже не раз заявляли о том, что «Южный газовый коридор» — один из приоритетных для сообщества проектов. его также США.

Ресурсной базой для ЮГК должно стать месторождение «Шах-Дениз» в рамках разработки второй фазы, а впоследствии к проекту могут подключить и другие сырьевые источники. Однако, как ранее писало ИА REGNUM , с месторождением «Шах-Дениз-2» существуют серьезные проблемы. Так, на полях Петербургского международного экономического форума зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев говорил о том, что «Трансадриатический газопровод (TAP) может оказаться недозагруженным. Дело в том, что TAP, как и трубопроводные проекты Poseidon, могут быть только сухопутным продолжением «Турецкого потока».

Консорциум компаний, добывающих газ на месторождении "Шах-Дениз-2", отверг проект газопровода Nabucco West, предпочтя ему трубопровод TAP.

Выбор сделан: в среду, 26 июня, стало известно о том, что газ в Европу из Азербайджана будет поступать по Трансадриатическому газопроводу, TAP (Trans-Adriatic Pipeline), а не по трубопроводу Nabucco West. Официальное объявление победителя должно состояться 28 июня, и не исключено, что Еврокомиссия назовет этот день историческим. Дело в том, что данный факт означает открытие так называемого "Южного газового коридора" ЕС - маршрута доставки газа из Каспийского региона в обход России.

Маршрут следования газа из гигантского месторождения "Шах-Дениз-2" в Западную Европу такой: по трубопроводу TANAP (Trans Anadolu Pipeline, завершение строительства запланировано на 2018 год) газ будут прокачивать по территории Турции до ее западной границы. Затем он пройдет собственно по 800-километровой трубе TAP, которая протянется от турецко-греческой границы по северной части Греции, пересечет Албанию и Адриатическое море, а в Италии будет интегрирована в уже существующую газораспределительную систему. TAP, как предполагается, будет поставлять голубое топливо на рынки Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также Черногории, начало эксплуатации газопровода запланировано на 2019 год.

Выбор TAP предсказывали. "Косвенным свидетельством служило недавнее объявление о покупке азербайджанской госкомпанией Socarгреческой газотранспортной сети", - говорит глава онлайн-издания Eurasia Energy Observer Андрей Тибольд. Socar, по словам Тибольда, ранее давала понять, что стремится к выбору такого газопровода, который в той или иной степени будет сама же и контролировать. Азербайджанская госкомпания, напомним, является одним из участников консорциума "Шах-Дениз", держателем основной доли в консорциуме по строительству TANAP и имеет опцию на покупку доли в TAP. Сейчас 15 процентов акций проекта имеет компания E.On из Германии, норвежская Statoil и швейцарская Axpo - по 42,5 процента.

Реализация TAP, согласно плану, обойдется инвесторам в меньшую сумму, чем стоил бы Nabucco West. Но решающее преимущество маршрута через Грецию и Албанию в другом: TAP, как ожидается, будет взимать меньше транзитных пошлин, чем его конкурент. Наконец, геополитический фактор тоже сыграл свою роль, уверен Андрей Тибольд: "Nabucco West проходил бы по похожему маршруту, что и "Южный поток" российского "Газпрома". Решение Азербайджана в пользу Nabucco больше провоцировало бы Москву, чем выбор TAP".

Интерес к конкурентной борьбе между Nabucco West и TAP заметно превосходит экономическое значение этих проектов. "На первом этапе объемы поставок будут небольшими - всего 10 миллиардов кубометров в год, поэтому выбор конкретного проекта имеет большее значение для трубопроводных компаний TAP и Nabucco, но не для Евросоюза в целом", - отметил глава американской консалтинговой фирмы East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Конечная максимальная пропускная способность TAP- до 20 миллиардов кубометров ежегодно, что составляет менее 5 процентов потребности ЕС в газе.

Повышенный интерес к судьбе экономических проектов Nabucco и TAP объясняется прежде всего политическими причинами. Открытие Южного газового коридора - объявленная несколько лет назад цель Европейского Союза, решившего снизить свою зависимость от российского концерна "Газпром". Немаловажную роль тут сыграли газовые конфликты России с Украиной. Nabucco был объявлен Евросоюзом одним из флагманов новой политики диверсификации газовых поставок. Этот проект многими рассматривался как конкурент проекта "Южный поток" (South Stream). Позднее, однако, Nabucco столкнулся с проблемами, был вынужден объявить о значительном сокращении длины проектируемой трубы и потерял политическую поддержку ЕС.

Впрочем, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на недавней встрече с президентом Азербайджана заявил, что и TAP, и Nabucco "в конечном итоге могут быть построены". Андрей Тибольд и Михаил Корчемкин уверены, что прогноз Баррозу вполне может оказаться верным и что выбор TAP не обязательно должен означать конец проекта Nabucco. "Даже у Азербайджана достаточно газа для заполнения двух газопроводов. Если в ЕС пойдет туркменский газ, то может быть востребован и третий газопровод", - заметил Корчемкин.

Никакого влияния решение о строительстве TAP на "Южный поток" не окажет, уверены эксперты. "Южный поток" - это политический проект, который, по словам руководства "Газпрома", будет реализован вне зависимости от условий газового рынка", - сказал Михаил Корчемкин.

Благодаря тому, что Южный газовый коридор ЕС становится реальностью, "небольшая надежда", по выражению Андрея Тибольда, появляется на успешное завершение переговоров о строительстве Транскаспийского газопровода, которые ведут ЕС, Азербайджан и Туркмения. Речь идет о проекте доставки туркменского газа в Европу.

Проект Южного газового коридора (ЮГК), предусматривающий прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу, пользуется полной поддержкой США. В последний раз это подтвердила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк во время недавнего визита в Баку. В конце марта усилия Азербайджана по реализации данного проекта всячески приветствовал госсекретарь США Джон Керри во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. По мнению Керри, ЮГК отвечает долгосрочным стратегическим интересам Европы и диверсифицирует источники ее энергообеспечения. Алиев, в свою очередь, выразил признательность США за поддержку этого важного для Баку проекта. По его словам, работы идут по графику, и в течение 2–3 лет ЮГК станет реальностью.

Напомним, что Южный газовый коридор - это на сегодня, как минимум, три трубопровода - Южно-Кавказский, Транс-Анатолийскому (TANAP) и Транс-Адриатическому (TAP), предназначенные для транспортировки на европейский рынок азербайджанского газа, который будет добываться в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 триллиона кубометров. В начале 2020 года каспийский газ по Южному газовому коридору соединится в Италии с сетью европейских газопроводов. Предполагается, что Европа будет получать по ЮГК порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. Кстати, сообщается, что проект строительства Южного газового коридора в последние месяцы заметно подешевел. В частности, вместо прогнозируемых 45 миллиардов долларов расходы, в связи с удешевлением материалов, оптимизации производственных процессов и других обстоятельств, составят 39 миллиардов долларов.

Итак, начиная с 2020 года, азербайджанский газ поступит в каждый европейский дом. В Баку этот факт не вызывает сомнения ни у политиков, ни у экспертов, ни у высокопоставленных чиновников Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Эту мысль можно считать лейтмотивом прошедшей в начале июня XXIII Международной выставки и конференции «Нефть и Газ Каспия» (Caspian Oil&Gas 2016). Говоря более конкретно, с конца 2019 года азербайджанское «голубое топливо» в первую очередь начнет поступать в балканские страны. Благо, серьезной конкуренции в связи с отказом Москвы от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» Азербайджан на этой территории не встретит. Кроме того, Азербайджан заявляет о разработке проектов новых месторождений, за счет которых собирается увеличить добычу природного газа с нынешних 29 миллиардов до 40 миллиардов кубометров в год. Тем самым, отпадают все сомнения в том, что Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства не только по созданию соответствующей инфраструктуры по доставке своего газа в Европу, но и в полном объеме заполнит ее «голубым топливом». Впрочем, представители SOCAR не раз заявляли, что они не против новых поставщиков и конкуренции сырья в данном регионе: главное, чтобы не возникали препятствия азербайджанским планам по экспорту газа.

Реальное строительство Транс-Адриатического газопровода (ТАР) началось 17 мая нынешнего года. ТАР - составная часть Южного газового коридора - проходит от турецко-греческой границы через Грецию, Албанию на юг Италии. Его протяженность составляет 878 километров, включая 105-километровый участок под Адриатическим морем. Стоимость TAP оценивается примерно в 6 миллиардов евро. Отметим, что ранее газ из Азербайджана планировалось поставлять и по трубопроводу Nabucco (через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии), но проект так и не был реализован из-за недостатка ресурсов и денег. Власти Евросоюза дали новому газопроводу яркий «зеленый свет»: Еврокомиссия еще в марте признала проект TAP полностью соответствующим европейскому законодательству. Акционеры ТАР следующие: по 20 процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19 процентов - бельгийской Fluxus, 16 процентов - испанской Enagas и 5 процентов - швейцарской Axpo. Для Европы ТАР - это диверсификация и дополнительная балансировка рынка. По словам зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».

США оказывали поддержку всем энергетическим и трубопроводным проектам Азербайджана, начиная с первой половины 90-х годов. Непосредственно для Вашингтона эти проекты не представляют особой значимости. Глава азербайджанского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что «эти проекты интересны США, поскольку они нацелены на ослабление энергетической зависимости Европы от России. Если бы не поддержка американцев, то реализовать, скажем, проект строительства нефтепровода Баку - Джейхан не удалось бы».

Вместе с тем, Шахиноглу уверен, что сейчас Москва не противится строительству ЮГК. Россия в свое время была обеспокоена перспективой строительства трубопровода «Nabucco», поскольку он предусматривал доставку на европейский рынок крупных объемов газа. По поводу же ЮГК сильного давления со стороны Кремля нет, так как Азербайджан будет прокачивать по нему ограниченные собственные объемы. Другое дело, отмечает Шахиноглу, если в ЮГК будет поступать туркменский газ. Тогда Москва может начать активно противодействовать строительству трубопровода по дну Каспия.

Другие эксперты и политологи также полагают, что на реализацию проекта ЮГК у Москвы нет никакой нервной реакции. В начале нулевых годов Азербайджан, когда он был еще экономически слаб, построил нефтепровод Баку - Джейхан, газопровод Баку - Эрзурум, и Россия не препятствовала реализации этих проектов. И сейчас она не мешает строительству новых трубопроводов Азербайджана, так как с ними связаны интересы не только западных компаний и будущих покупателей газа, но и Баку как поставщика «голубого топлива».

Самое интересное, что официальные лица российского «Газпрома» никогда не считали Азербайджан своим прямым конкурентом на газовом рынке Европы. Наоборот, с прошлого года «Газпром» и азербайджанская SOCAR рассматривают возможность увеличения поставок российского газа с учетом перспективы роста потребления топлива в Азербайджане. Действительно, в настоящее время Азербайджан сам закупает определенные объемы газа у России. В сентябре прошлого года начались поставки по договору с российским газовым монополистом, согласно которому Азербайджан намерен закупать 2 миллиарда кубометров газа. А 11 мая 2016 года глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан готов закупать от 3 до 5 миллиардов кубометров газа и соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.

Объемы поставок газа из Азербайджана в Европу несопоставимы с теми, которые сегодня туда идут из России. Сейчас крупнейший поставщик газа на европейский континент именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 миллиарда кубометров, его доля рынка Старого Света - 30,9 процента. Так что 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год - это гораздо меньше 10 процентов от поставок российского сырья. Конечно, когда открываются любые новые возможности, для такого амбициозного игрока энергетического рынка, как Азербайджан, право же, грех не воспользоваться благоприятной ситуацией. Но претензии Москвы к новым азербайджанским проектам означали бы вступление России в глобальное противостояние с Западом. Это ничего хорошего ни Баку, ни Москве не сулило бы. Поэтому Россия не против, она мудро занимает спокойную позицию…

В конце июня в ходе азербайджано-польского бизнес-форума в Варшаве Президент Азербайджана Ильхам Алиев европейских и американских партнёров о том, что так называемый «Южный газовый коридор» (ЮГК) будет сооружен максимум через три года. Напомним, старт добычи на месторождении «Шах-Дениз-2» (основная ресурсная база ЮГК) запланирован на конец 2018 года, а поставка топлива в Европу начнется предположительно в конце 2020 года. Первоначально планируется экспортировать 16 млрд. кубометров газа в год, 6 млрд. из которых в Турцию и 10 млрд. – в Европу. В нынешнем варианте максимальная пропускная мощность газопровода должна составить к 2026 году немногим более 30 млрд. кубометров газа в год .

Заметим, азербайджанский лидер предусмотрительно не уточнил, какой конкретно объем газа будет поставляться по этой артерии. И такая предусмотрительность вовсе небезосновательна, особенно если мы вспомним слова заместителя министра энергетики Натига Аббасова, прокомментировавшего в октябре 2015 гола возможность увеличения поставок азербайджанского газа (вместо российского) в Турцию следующим образом: «Запасы, которые мы будем добывать, уже проданы до 2040 года. Если бы был лишний газ, мы бы брали его себе». «Доказанные запасы природного газа в Азербайджане равны 2,6 триллиона кубометров, и эти запасы позволят обеспечить газом как страны региона, так и Европы в ближайшие десятилетия», – заявил президент Азербайджана несколько дней назад в ходе XXII Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле.

Источник: caspianbarrel.org

Недавно из ЮГК вышли французская Total и норвежская Statoil , что вряд ли свидетельствует о блестящих перспективах этого изначально политизированного проекта. Напомним, газопровод общей протяжённостью более 3 тыс. км (Азербайджан – Грузия – Турция – Балканы с выходом на Италию), поддерживаемый Евросоюзом, США и разработанный их компаниями на рубеже 1990-х 2000-х годов, по-прежнему сооружается со значительным отставанием от графика. По данным энергетических ведомств Турции, Грузии и Греции, в полной готовности – не более 15% всей этой трассы. Задержки в строительстве обусловлены, прежде всего, высокими политическими и смежными рисками в регионе прохождения газопровода (например, курдские повстанцы в Восточной Турции; албанско-греческие пограничные споры, в т.ч. по морской границе; сейсмологическая нестабильность на большей части трассы ЮГК). Изначально заложенная в проект политизированная установка на обход России и на включение (хотя и условное) Украины не способствует повышению безопасности и усиливает противоречия. Односторонний подход Еврокомиссии де-факто дискриминирует одних поставщиков в пользу других, искажая основные принципы общего европейского права .

При этих обстоятельствах рассчитывать на растущие зарубежные инвестиции в реализацию проекта трудно (не считая, конечно, чисто «политических»). Напомним, в этой связи, что доля «западного» инвестирования в общей сумме капвложений по созданию ЮГК составляет свыше 65 %. Общая же инвестиционная стоимость проекта была оценена И. Алиевым примерно в 40 млрд. долларов (по ранее публиковавшимся данным Минэнерго Азербайджана – около 23 млрд.). Таким образом, речь идёт о самом капиталоёмком газопроводном проекте в Евразии за последние 30 лет.

Далее, максимальный объем поставок по ЮГК, по оценкам «Бритиш петролеум», Европейской комиссии и Экономической Комиссии ООН для Западной Азии (2016-2017 гг.), не превысит 10 млрд. кубометров в год. В то же время, мощность ЮГК первоначально планировалась минимум в 14 млрд. кубометров в год. Иными словами, реальная конкуренция ЮГК, например, с «Турецким потоком» годовой мощностью более чем в 20 млрд. кубометров газа, более чем сомнительна. Это, кстати, признают и азербайджанские авторы, обращающие внимание на неравнозначность предполагаемых поставок газа по ЮГК в сравнении с «Турецким Потоком», вследствие чего « …сам по себе азербайджанский газ не составит сильную конкуренцию российскому. Поэтому Евросоюз заинтересован в привлечении других поставщиков из Каспийского региона, в частности Туркменистана и Ирана, в проект «Южный газовый коридор»» . О Туркменистане речь впереди, а здесь обратим внимание на то, что последовательно антииранская позиция американской администрации делает перспективы вовлечения Тегерана в проект ЮКГ более чем призрачными. Равно как и , объемы некоторых месторождений которого переоцениваются в сторону уменьшения.

Наконец, в целях восполнения собственного внутреннего дефицита уже не первый год Азербайджан закупает «голубое топливо»… у России. По данным международного агентства нефтегазовой информации RСС (17 мая 2016 г.), госкомпания SOCAR заявила о планах примерно двукратного увеличения не позже 2018 года поставок российского газа. Речь идет о закупках 3-5 млрд куб. метров газа в год, в то время как действующий договор (2015 года) предусматривает импорт в 2 млрд куб. метров в год. Многие эксперты считают, что высокие объемы поставок азербайджанского газа в Грузию, Турцию и с использованием будущего ЮГК способны затруднить обеспечение растущего внутреннего спроса. Поэтому азербайджанская сторона и вынуждена запасаться газом из России в хранилищах для внутренних нужд.

По оценкам Европейской комиссии и Экономической Комиссии ООН для Европы (2017 г.), в газовом балансе ЕС объемы Южного газового коридора составят не более 2 % против «российских» 40-45 % с учетом «Турецкого потока» (его строительство началось, и трубы уже уходят под воду) и трансбалтийского «Северного потока-2». Какая уж тут конкуренция?..

Напомним, в конце 90-х ходов на авансцену вышел наделавший много шума «прозападный» газопроводный проект НАБУККО, трасса которого почти на 90% совпадала с современным проектом ЮГК. Сегодня уже не все помнят, что по дну Черного моря (из грузинских терминалов Кулеви или Супса) планировалось ответвление в Украину, далее в Молдову и Румынию (с возможным продлением в Венгрию и Австрию) – так называемый «Белый поток». Однако, вследствие сверхвысокой капиталоёмкости проекта и проблем с газонаполнением через несколько лет от него фактически отказались.


Источник: bgnews.bulgar-rus.ru

Дело ещё и в том, что НАБУККО планировали наполнять также газом из Туркменистана, но Ашхабад в тот период (как и сегодня) оспаривал в Баку принадлежность ряда нефтегазоносных участков Каспия. Поэтому прокладка морского сегмента трубы через каспийскую азербайджано-туркменскую границу стала, по крайней мере, проблематичной.

Кроме того, уже в тот период КНР законтрактовала более чем на 10 лет свыше 25 млрд. кубометров туркменского газа в год, причём это сопровождалось строительством газопроводной системы Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – КНР с более чем 90-процентным китайским (государственным и коммерческим) финансированием. Преобладающая часть этой системы создана к 2011 году, и она продолжает расширяться (за счет новых ниток через Таджикистан и Киргизию). Так что проблемы с НАБУККО, в том числе с привлечением в проект газа с восточного берега Каспия, не могут не перейти к ЮГК, что называется, «по наследству»…


Проекты в «Южном газовом коридоре» Источник: Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2012. № 5. С. 49.

Тем временем, в Азербайджане растущий объем газодобычи закачивается в пласты для поддержания высокого уровня нефтедобычи, требуемого в первую очередь для заполнения нефтепроводов из Азербайджана к портам Грузии и Турции. То есть, и по этой причине ЮГК рискует оказаться недозагруженным, включая его конечный – трансбалканский (греческо-албанский) сектор. В начале июня об этом напомнил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев: «Это не шуточный вопрос, это не вопрос выбора - вопрос необходимости. Нефть является основным бюджетным источником для экономики Азербайджана… И если в этой ситуации мощности TAP окажутся пустыми, это опять же выбор участников TAP, держать их пустыми или попробовать найти какое-то взаимопонимание. Например, с нами. Теория теорией, а практика практикой. Мы открыты для любых вариантов развития бизнеса в Европе и считаем, что сотрудничество было бы идеальным. Но никого заставлять мы не собираемся».

Согласно прогнозу Минэнерго Азербайджана, в 2017 году добыча газа снизится до 28,39 млрд куб. м против 29,24 млрд куб. м годом ранее. При этом в 2016 году производство товарного газа в стране составило всего 18,71 млрд куб., поскольку увеличились объемы закачки газа в пласт для поддержания добычи на Азери-Чираг-Гюнешли. Эта группа месторождений на шельфе Каспийского моря дает более 75% всей азербайджанской нефти . По оценкам некоторых российских специалистов ещё 2015 года, пик общей добычи газа в Азербайджане достигнут в ещё 2013 году, а производства товарного газа – в 2014 году. Пик добычи SOCAR был достигнут в 2014 году. Производство товарного газа с Азери-Чираг-Гюнешли в целом снижается с 2009 года (с отдельными исключениями). Одновременно, как упоминалось выше, растёт потребление газа, при том, что составить достоверный баланс (товарный газ, потребление, экспорт) не представляется возможным. Новые, помимо «Шах-Дениза-2», проекты газодобычи в Азербайджане («Апшерон», «Умид», «Бабак», «Шафаг-Асиман», «Нахичевань» и др.) вряд ли способны изменить наметившуюся тенденцию её снижения. Неспособность выполнять многочисленные взятые на себя обязательства перед третьими игроками (в частности, перед Турцией) делают Азербайджан в газовой сфере не конкурентом, но скорее союзником России, заинтересованным в конструктивных партнерских с нею отношениях.

Похоже, упомянутые обстоятельства понимают и в администрации США, однако при этом они стараются делать политические реверансы Баку и, в целом, хорошую мину при плохой игре. А именно: пристально следят за ходом реализации «Южного газового коридора», и его поддержка Вашингтоном остается устойчивой и продолжительной. Во всяком случае, именно в этом заверил в апреле посол США в Азербайджане Роберт Секута министра энергетики Натига Алиева, который, в свою очередь, выразил обеспокоенность в связи с некоторыми трудностями с реализацией проекта TAP на территории Италии, способные повлиять на время запуска проекта.

В рамках упомянутого в начале статьи XX Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле 12 июля состоялась встреча азербайджанского лидера с госсекретарём США Рексом Тиллерсоном, в ходе которой американская сторона была проинформирована о ходе реализации проекта.

Ранее известный эксперт США по кавказской проблематике и энергетической политике, экс-посол в Азербайджане Мэтью Брайза бодро отрапортовал, что «проект ЮГК уже реализуется, всё идет по графику .Единственная проблема – будет ли ЮГК расширен. И сможет ли Азербайджан нарастить такой объем газа?» Тем не менее, «…в письме Трампа президенту Алиеву США выражают полную поддержку реализации Южного газового коридора». И это – отнюдь не единственное высказывание, призванное поддержать амбиции официального Баку на роль ключевого производителя и транзитёра природного газа в Турцию и далее в Европу . Впрочем, в другом месте господин Брайза заметно нервничает, обвиняя Россию в попытке «ослабить» ЮГК либо вовсе растащить проект на части.

Впрочем, все эти заявления, включая активный лоббистский пиар в отношении ЮГК – это не более чем политико-конъюнктурная «демонстрация» перед Россией во многом эфемерной способности некоторых соседей по СНГ потеснить её на энергетическом рынке Евросоюза. А заодно – попытка продвинуть очередной геополитический блеф, основанный не на коммерческой эффективности, а на искусственно раздуваемых фобиях по поводу мифического российского «энергетического империализма».

Алексей Балиев, Андрей Арешев