Речевой этикет для дошкольников дидактические игры. Дидактические игры культура поведения за столом. Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества

Картотека

для формирования у детей этикета

1. ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ

В ТРАНСПОРТЕ

стихи Ирины Горюновой

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь -

Постоишь и не растаешь.

Стой спокойно и держись,

Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо -

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он - поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

стихи Ирины Горюновой

Аккуратно кушай хлеб -

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!

Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?

Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,

У кого ты пищу ел.

3. ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ

В ДЕТСКОМ САДУ

стихи Ирины Горюновой

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Не дерись и не ругайся,

Грубо ты не выражайся.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

На тарелку ты не плюй,

А как следует прожуй.

Не толкай свою подружку,

Если держит в ручке кружку.

Помоги тем, кто слабее,

Будь умнее и добрее.

Одевайся побыстрей,


Не задерживай детей.

Лезь туда, где это можно,

Только очень осторожно.

Игрушку ты не отнимай,

Возьми другую, поиграй

После сна ты потянись,

Умой лицо и расчешись.

С незнакомым не ходи,

Воспитателя зови.

Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

4. ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ

ЗАЙКА И БЕЛОЧКА

Зайка с белочкой играют

У высокой ели.

В небе звёзды исчезают,

Значит, быть метели.

Зайка варежки снимает,

Быстро белке надевает,

Вот какой мальчишка

Маленький зайчишка.

Не страшны теперь метели -

Белку варежки согрели...

Зайка с белочкой гуляли

Вместе до рассвета,

Их глаза в ночи сияли

Бусинками света.

УПРЯМЫЙ ОСЛИК

По узенькой дорожке

Ползли сороконожки,

За ними шли утята,

Весёлые цыплята.

Встал ослик на пути.

Дай, ослик, нам пройти!

Не верю я ушам, -

Сказал он малышам.

Расставил ослик ножки

На ширину дорожки:

Я даже носорогу

Не уступлю дорогу.

Если ты мужчина-бобр,

Будь к бобрихе очень добр.

Если ты мужчина-тигр,

Предложи побольше игр.

Если ж ты мужчина-ёж,

Для подружки всё найдёшь.

И ещё совет я дам

Всем звериным господам:

Чаще с милой говорите,

И цветы, цветы дарите!

Учат люди, учат звери:

Маме с папой надо верить.

Каждый раз перед едой

Помните совет простой -

Мойте мордочки и лица,

Лапки, руки и копытца.

Это правило для всех -

Носишь ли, не носишь мех.

Среди ёлочек, сосёнок

Заплутал малыш лисёнок.

Тороплюсь ему помочь -

Лес накроет скоро ночь.

К маме с папой в дом родной

Мне известною тропой.

Ведь с лисёнком мы друзья,

А друзей бросать нельзя!

5. ЦВЕТЫ В ПОДАРОК.

Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то не раздумывай и дари именно их.

Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок, ромашек, мимоз...), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.

Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке - цветы нежных тонов: лилии, хризантемы... Папе и дедушке подари красные гвоздики.

Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.

По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5, 7... Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не хрупким и не мелким.

Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.

Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.

Хороший вариант - комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.

Подаренные цветы сразу ставять в воду в той комнате, где принимают гостей.

6. В КИНОТЕАТРЕ.

Конечно, кинотеатр - это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои правила.

Если кто-то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.

Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.


7. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.

Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.

Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.

В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.

В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...

Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.

Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.

Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.

Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.

Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.

Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.

Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.

Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.

К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.

Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.

В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как "Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.

8. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ .

Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в культурное учреждение...), туда, где много людей, необходимо соблюдать определенные правила общения.

Нельзя, например, допускать возникновения следующих ситуаций:

Пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит уступить ему место;

Посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;

Находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;

Ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не заботясь о том, интересно ли им это;

Ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью сумок, возвращается домой.

Поступая, таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно рассчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает, что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.

9. ВЕЖЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ .

Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.

Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.

Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь, которая к тебе не обращена.

В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайся сразу прекратить разговор, но сделай это без вызова.

Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.

Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что ты с ним говоришь.

10. ВЕЖЛИВЫЙ СОБЕСЕДНИК.

Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь, а поэтому помни, что такие выражения, как "с тобой бесполезно разговаривать", "ну как ты не поймешь?", "я еще таких бестолковых не встречал", " тебе этого не понять", "ты, конечно же, не знаешь" вежливый человек не употребляет.

Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность вступить в разговор.

Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того, как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не интересна или неприятна слушателю.

Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей - прослывешь "сплетником" ("сплетницей").

Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.

Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.

Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и ясно, тебя и так поймут без труда.

11. КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.

Прежде всего, ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.

Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие.

Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство - "кто это?", "а зачем она вам нужна?" - будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым, звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.

Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь. Но только не забудь это сделать!

Ошиблись номером - ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.

Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав: "Простите, я ошибся", положи трубку.

Начиная разговор, поприветствуй и представься.

Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить.

Телефонный разговор - это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой звонок для кого-то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.

12. ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ.

На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить.

Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя - на другом конце зала, например, - не маши руками и не оглушай всех своими криками. Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого будет достаточно.

Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец-то", "где ты пропадал" приветствиями никак не назовешь.

Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме - кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи).

13. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ.

Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по-доброму? А между прочим, волшебники живут не только в сказках!

Каждый человек, который добрый, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуточку волшебник. Честное сказочное!

Разве не волшебство - на пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом?

А вылечить больного человека? Или... Вырастить сад? А придумать и смастерить-собрать грузовик? А испечь сладкий-вкусный торт?

Да-а... На белом свете вокруг нас таких несказочных волшебников не так-то мало!

Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у твоих знакомых волшебников. Ведь ты сам пока что не умеешь творить чудес. Впрочем… Тут, кажется, я ошибаюсь. Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.

Упражнения для добрых волшебников.

Упражнение 1.

Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку надо несколько раз окунуть в воду и отжать. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.

Упражнение 2.

Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника - теперь он будет хорошо заметен всем прохожим. И кто-нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравьиный терем.

Упражнение 3.

Помоги своему младшему брату или сестренке одеться, обуться, погуляй с ним, накорми кашей.

Упражнение 4.

Смастери для птиц и белок кормушки на зиму. И не забудь приносить и насыпать в них корм.

14. ИДЕМ В ГОСТИ.

Если ты гость

Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.

Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует не "ломиться" в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические замечания.

Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.

15. Каким должен быть подарок?

Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики, малышу - калькулятор, папе - погремушку, маме - мужской галстук, а дедушке - куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.

Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не хвастаешься перед всеми своей щедростью.

Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что-нибудь оригинальное - что-нибудь смастери, нарисуй.

Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.

А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что "дареному коню в зубы не смотрят", то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по вкусу.

16. ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ.

Правила игры

1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.

2. Не радуйся, когда другие проигрывают.

3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Как и во что играть с друзьями.

1.Вежливые прятки.

Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: "Десять!", каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:

Здравствуй!

Добрый вечер!

Всего хорошего!

2.Вежливые жмурки.

Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. И он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате.

Тот, кого водящий поймает, становится его помощником. Ему тоже завязывают глаза. Теперь водящих уже двое. Третий, кого они поймают, тоже становится их помощником. И так далее, пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.

3.Игра-соревнование-1.

Расстелите на полу в прихожей или коридоре 2-3 газеты, поставьте 2-3 пары обуви (по числу участвующих в соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку обувной крем нужного цвета. Победитель тот, кто почистит обувь быстрее и лучше других.

4.Игра-соревнование-2.

Приготовьте несколько лоскутков ткани и разноцветных пуговиц. Количество их должно соответствовать числу играющих, при этом можно составить "домашнюю команду" - папа, мама, бабушка, дети. Победитель тот, кто быстрее, прочнее и правильнее других пришьет пуговицу.

5.Игра-соревнование-3

Каждый игрок получает нож и 3 картофелины. Кто же лучше и быстрее чистит картошку? Очищенную картошку не забудьте пожарить и угостить всех - победителей и побежденных.

17. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.

Локти на стол не клади, только кисти рук.

Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.

Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.

На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.

Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.

СОВЕТЫ ЕДОКАМ.

Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.

Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.

Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.

Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.

Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

18. ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.

Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Всегда выполняй эти правила, мой маленький дружок! И сообщи их своим друзьям.

19. ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.

Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота". Не правда ли, мой маленький дружок?

Честным человеком мы называем такого, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих-остальных знакомых и даже незнакомых людей.

У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:

Этот человек сам умеет себя воспитывать.

Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:

Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.

По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.(Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана?)

Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.

Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожими!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 г. Сосногорска»

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ПРАВИЛАМ

СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА

Подготовил:

воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 14 г. Сосногорска»

Пашина А.Н.

г. Сосногорск

2014 г.

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Как дарить и принимать подарки.

Цель: помочь детям адаптироваться в обществе, усвоить основные, обязательные для всех правила поведения.

Ход: 1. хороший обычай, приходя в гости, приносить цветы или небольшой подарок. Помните, что хмурый гость – не подарок. Поэтому всё плохое настроение оставляйте дома.

Цветы всегда приятный подарок. Не стыдно прийти в гости с одним цветком.

принято подавать цветок на длинном стебле, или ветку цветущего растения;

в особо торжественных случаях дарят розы или гвоздики;

цветы дарятся без упаковки (если их сразу поставят в воду, в красивой упаковке преподносятся розы (чтобы не уколоться шипами, а также букеты – композиции, в которых упаковка является её частью;

принято подавать цветок в правой руке, или обеими, головками вверх.

Получив цветы, надо отметить красоту букета (цветка) и обязательно об этом сказать.

2. День рождения или семейное торжество – должны учитываться вкус и интерес получателя подарка гостями.

не следует дарить дорогие подарки, чтобы не поставить человека в неудобное и зависимое положение;

дорогие подарки дарят родственникам и в складчину к большому торжеству;

подарок подбирается к конкретному событию: ко дню рождения – предметы для личного использования, на свадьбу, семейное торжество, новоселье – хозяйственные предметы, электробытовые приборы;

денежный подарок – к свадьбе или новоселью;

детям – сладости, игрушки, книги;

девочки обязательно порадуются платью и туфелькам;

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Словесная игра

«Доскажи словечко»

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)

    Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

    Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)

    Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

    До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

    Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…(извините).

    Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

    Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

    Если друг попал в беду,…(помоги ему)

    Решай споры словами, …(а не кулаками)

Хотите лучше владеть компьютером?

Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Но что в такой ситуации делать учителю? Как отличить плагиат от авторского текста?

Современные технологии значительно упрощают задачу поиска информации. С помощью интернета можно найти почти все! К сожалению, не все школьники используют сеть лишь для того, чтобы увеличить свой багаж знаний. Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Соблазн велик: зачем корпеть над учебниками, трудиться, если можно просто скачать понравившийся материал и выдать его за свой?

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило - делать так, чтобы другому было хорошо.

Существует четыре ступени этикета:

❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

❖ вторая - к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

❖ третья - к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

❖ четвёртая - к 18 годам, девиз «Будь естественным».

На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Цель разработки пособия:

Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

✓ знакомство с правилами этикета,

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Темы:

❖ «Приветствие»,

❖ «Прощание»,

❖ «Поведение на улице»,

❖ «Правила поведения в транспорте»,

❖ «Говорим по телефону»,

❖ «Идём в театр»,

❖ «Поведение в магазине».

Ход игры:

Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения, дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки.

Тема: «Приветствие»

Называется имя

Улыбка согревает приветствие

Младший первый приветствует старшего

Руки в карманах не держим

Входящий первый приветствует присутствующих

Мужчина первый приветствует женщину

Первая подаёт руку для рукопожатия женщина

Не жуём, когда приветствуем

При разговоре смотрим на «третий» глаз

Для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

Тема: «Прощание»

При прощании используем пожатие руки

Кивок головой

Взмахивание рукой

Дружеское прощание: пока, счастливо, чао

Если предполагается встреча говорим « до встречи»

Как вы прощаетесь с родителями перед сном?

Само слово «прощай» означает конец встречи

Тема: «Поведение на улице»

На улицу выходим опрятно одетыми

Двигаемся по правой стороне дороги

Шеренгой по улице не ходим

Девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

Дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

На улице не кричим

На улице не мусорим, для бумажек есть урна

На улице ничего не жуем

Можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

Если на улице несчастный случай, звоним по 03.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

При выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

Уступаем место инвалидам, маме

Не обсуждаем громко свои проблемы

Не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

В транспорте не причесываемся

Уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

Троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

Если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

Не толкаем всех локтями

Если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.

Тема: «Говорим по телефону»

Не жуём, разговаривая по телефону

Не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

Если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

Если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним

И второе - представляемся, т. е. называем свое имя

Все телефоны записываем в записную книжку

Обязательно выучим свой номер телефона

Звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

Спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

Долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

Если мы попали не туда, извиняемся

Если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".

Тема: «Идём в театр»

В театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

Не забываем взять билет

Приобретаем в театре программу

После первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

После третьего звонка вход в зал запрещён

В буфете можно попить и поесть

В зале не едим, не кричим

Представление понравилось - хлопаем в ладошки (аплодисменты)

Спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Тема: «Поведение в магазине»

Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

Не берём животных в магазин

В магазине встаем в очередь

Корзина для товара

Продукты берём руками только в упаковке

Этикетные нормы обращения к продавцу

Сначала заплати за товар (продукт) - потом его ешь

Не кричим в магазине

Не бегаем по магазину.

Тема: «Правила поведения в храме».

Одежда для посещения храма должно быть скромной

За руки не держимся

Не кричим

Не кушаем

Не пьем в храме

Сидят на скамейках только пожилые люди

Если поставили свечку, сразу не убегаем от нее

Не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях

Не бегаем в храме.

Тема: «Правила дружбы детей группы»

Не деремся

Не жадничаем

Не ссоримся

Не кричим друг на друга, говорим спокойно

Жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь

Извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать

Если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле

Не обманываем

Приносим в группу игрушки и угощение всем детям.

Две полезных сказки на случай, если ребенок что-то взял у кого-то без спроса, понимая, что так делать неправильно. Если ребенок еще маленький, вряд ли он поймет ваше суровое отношение к нему из-за такого поступка, скорее только испугается и научится впредь скрывать свои дела. Попробуйте рассказать одну из этих сказок, в которых как раз и обыгрывается мотив воровства - умышленного или "нечаянного». ПРО ГНОМИКА ВАСЮ (Авторы: Донскова Наталия, Беленькая Марина) Жил-был гномик Вася. У него были папа и мама, которые его очень любили, покупали ему красивую одежду и новые игрушки. Когда Васе исполнилось 7 лет, мама сказала ему: «Сынок, ты стал совсем большой, пора тебе идти в школу». Мама и папа купили для Васи портфель, тетради, ластики, цветные карандаши. В школе было очень интересно, там Вася нашёл много новых друзей, с которыми весело играл на переменках. Как-то раз Вася увидел необычный ластик у своей соседки по парте. Ему захотелось такой же. Он тихонько положил ластик к себе в карман. Никто ничего не заметил. На следующее утро, собираясь в школу, Вася понял, что он не может взять этот ластик с собой, потому, что эта вещь чужая, все догадаются. - Зачем он мне? – подумал Вася, - Ведь я всё равно не смогу его взять в школу и показать ребятам! Вася с досадой бросил ластик в дальний ящик письменного стола и пошёл в школу. На первом уроке все рисовали красивые картинки. Лучше всех нарисовала Аллочка, и учитель похвалил её. - Наверно, это потому, что у неё волшебные карандаши, - подумал Вася. Когда все гномики отправились на завтрак, он задержался около парты Аллочки и никак не мог оторвать глаз от карандашей. - Возьму один, - подумал Вася, - никто ничего не заметит. Но ему было так сложно решить, какой из карандашей выбрать: красный или синий, жёлтый или зелёный. Тогда Вася, не долго думая, положил всю коробку с карандашами к себе в портфель. Когда все гномики вернулись из столовой, Аллочка заметила, что карандашей на её парте нет. Она очень расстроилась и даже заплакала. Все гномики начали её успокаивать. Некоторые стали искать карандаши, заглядывая под парты и между стульями. И Вася искал вместе со всеми. - Не плачь, - успокаивал он Аллочку, - может, твои карандаши куда-то закатились и обязательно найдутся. Но на душе у Васи было очень неприятно, он понимал, что взял чужое. Придя из школы домой, Вася сел за стол, достал чужие карандаши и хотел нарисовать картинку ещё лучше, чем у Аллочки. Но ничего у него не получилось. - Зачем они мне? – подумал Вася, - Я не умею рисовать так красиво, как Аллочка, да и в школу эти карандаши брать нельзя. И он их то же бросил в дальний ящик стола. На следующий день Вася был дежурным по классу. Когда он поливал цветы, то увидел красивый блокнот на столе у учителя. - Я тоже хочу такой же, - подумал Вася и взял блокнот в руки. В этот момент в класс вошла учительница. Она посмотрела на Васю и сказала: «В этом блокноте я пишу имена тех ребят, которые хорошо себя вели целую неделю. А тебе он зачем? Ты же не сможешь им пользоваться». Вася положил блокнот на стол и вышел из класса. Ему было очень стыдно. На следующее утро, когда ребята пришли в класс, на парте у Аллочки лежали её цветные карандаши, а у Васиной соседки по парте – пропавший ластик. Учительница взглянула на Васю и улыбнулась. Она всё поняла. А в конце недели она записала в свой блокнот имя «Вася». СКАЗКА ПРО ТО, КАК МАЛЬЧИК ДЕНИС БРАЛ ВЕЩИ БЕЗ СПРОСА Однажды мальчик Дениска гулял со своими друзьями на детской площадке. Они как всегда весело играли все вместе. Сначала дети играли " в пятнашки", потом в "казаков-разбойников", а потом устали и присели поболтать. Болтали они, болтали, вдруг самая маленькая девочка Маша и говорит: - А что это там в песочнице блестит? - Наверное стекло, - сказал Денис. - Или фантик, - сказал Максим. - Или железная формочка, - сказала Катя. Они так набегались, что вставать и идти к песочнице никому не хотелось. А Маша не поленилась и подошла. Она стала раскапывать песок и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите, что я нашла! Оказалось, что блестел там вовсе не фантик, не железо и не стекло, а красивый маленький ключик. - Ух ты! – ребята наперебой стали выхватывать его друг у друга. – Может быть он волшебный? - А что им можно открыть? - А где замок? На кустах акации сидела огромная красивая бабочка. У нее были большие ажурные крылышки с красными и желтыми пятнышками, синими и розовыми полосочками, а по краю каждого крыла вспыхивали золотые искорки. Она посмотрела, как Маша аккуратно положила ключик в кармашек, довольно пошевелила усиками и, взмахнув крылышками, улетела. Денису очень захотелось иметь точно такой же ключик, он перерыл всю песочницу, обошел всю площадку, даже в кусты залез, но второго такого ключика не было. - Маш, отдай мне ключик, - начал канючить он. - Не отдам, - ответила Маша. - Ну, зачем он тебе? – не успокаивался Денис. - А тебе зачем? – не сдавалась Маша. - Мне он очень понравился – ответил Денис. - Мне тоже, - не уступала Маша. – Я его нашла, значит, ключик мой! Так они долго-долго препирались, чуть не поссорились, но Катя предложила поиграть в мячик, и они забыли про ключик. Солнце поднялось высоко-высоко, стало жарко, и ребята сняли курточки. Когда Денис положил на скамейку свою куртку, то увидел, что рядом лежит Машина кофточка, в кармане которой поблескивает ключик. Денис оглянулся, не видит ли кто, схватил ключик и спрятал в своем кармане. Ребята ничего не заметили, а вот огромная черная бабочка, прятавшаяся в тени большого клена, довольно потерла лапки и улетела прочь. Наступило время обеда. Денис очень боялся, что Маша вспомнит про свою находку и начнет выяснять, куда же пропал ее красивый ключик. Но маленькая Маша заигралась и совсем забыла про него. Вечером, когда Маша ложилась спать, в окно ее комнаты кто-то тихонько постучал. Сначала она испугалась и с головой спряталась под одеяло, но потом ей стало любопытно, кто же это там стучит, и она осторожно выглянула. За окном сидела восхитительная бабочка. Ее пестрые крылышки сверкали и переливались в свете луны, красные и желтые пятнышки светились в темноте, словно фонарики, а на кончиках ее усиков вспыхивали две золотые звездочки. - Ой, - обрадовалась Маша и подбежала к окну. Бабочка влетела в форточку и опустилась на Машин пальчик, аккуратно сложив красивые крылышки. В комнате сразу стало светло. - Здравствуй, Машенька! – мелодичным голоском сказала бабочка. - Здравствуйте, - вежливо ответила Маша. Она была воспитанной девочкой. Но ей было так интересно, почему бабочка умеет разговаривать, что она не выдержала и сказала: - А говорящих бабочек не бывает! Ты волшебная бабочка? - Меня зовут Лионелла, я фея лесных цветов! – ответила бабочка. - Ой, я еще никогда не видела настоящих фей, - обрадовалась Маша. – А что ты делаешь в городе? - В моей волшебной стране случилась страшная беда! На нашей цветочной поляне жил Серебряный ручей. Он был очень-очень красивый и добрый. Серебряный ручей поил нас водой, умывал лепестки цветов, поливал нашу землю. Мы все были веселы и счастливы. Но однажды, когда солнце как всегда осветило нашу страну своим золотым светом, мы увидели, что Серебряный ручей исчез. Цветы начали вянуть, корни деревьев засыхали, листья с кустов облетали, трава желтела. Наша изумрудно-зеленая страна стала черной и пустой. Если я не найду Серебряный ручей, то никогда уже не зацветут у нас цветы, не запоют птицы, не зашумит трава. - А как же ты его найдешь? – расстроилась Маша. - Уже много лет я летаю по миру. Однажды, в темном-темном лесу, на древней раскидистой ели я встретила старую мудрую сову. Когда я поведала ей свою печальную историю, она сказала мне, что Серебряный ручей похитила злая колдунья Гразелла, старая и страшная повелительница бурь. Она живет в старом черном лесу, на топком острове, посреди черного болота. Гразелла терпеть не может цветы, поэтому и украла у нас Серебряный ручей, чтобы наша Цветочная страна завяла. Гразелла спрятала его в своем черном подземном дворце, в глубокой темнице. На дверях темницы висит огромный страшный замок, открыть который можно только волшебным ключом. Ключ этот Гразелла спрятала в Ледяной скале за Холодным морем на далеком Севере. Много долгих дней и ночей добиралась фея Лионелла до ледяной скалы. Когда ее крылышки совсем устали, она встретила диких гусей и рассказала им свою печальную историю. - Забирайся в мой пух, - сказал вожак стаи. – Там тебе будет тепло и удобно. Мы отнесем тебя на берег Холодного моря. Так Лионелла и сделала. Гуси долетели с ней до самого Холодного моря. - Ну вот, - сказал вожак. – Дальше нам нельзя. Но тебе могут помочь король Холодного моря, Белый медведь. - Спасибо вам, гуси! – помахала крылышками Лионелла и полетела к Белому медведю. Цветочная фея рассказала ему про беду, которая случилась в ее стране. - Забирайся ко мне на спину, да закутайся в мех, я отвезу тебя к пингвинам, они часто бывают у Ледяной скалы, - ответил ей Белый медведь. Лионелла послушалась его и закуталась в мех на теплой медвежьей спине. Много дней и ночей шел Белый медведь по берегу Холодного моря. Наконец, однажды утром он сказал: - Вот, добрая фея, смотри, там на льдине пингвины, они помогут тебе. - Спасибо тебе, Белый медведь, - крикнула Лионелла и поспешила к пингвинам. Пингвины очень удивились, они никогда в жизни не видели бабочек. Когда Лионелла рассказала им свою печальную историю, самый главный пингвин сказал: - Конечно, мы знаем эту скалу. Забирайся ко мне в мех, пока твои крылышки совсем не замерзли, я отнесу тебя туда. Целый день шел пингвин по огромной льдине. Наконец, далеко впереди показалась высокая ледяная скала. Издали она была похожа на горбатую старуху с клюкой. Белая глыба льда была припорошена снегом, а в глубине ее сверкал волшебный ключик: - Вот он, вот он! – обрадовалась Лионелла. – Скоро я освобожу Серебряный ручей, и моя страна снова расцветет и станет еще прекрасней! Она достала волшебную палочку, взмахнула ею и запела свое заклинание: Солобелла. Молобелла, Каричики, Мурипики! Лилия, ромашка, Василек и кашка, Клевер и мимоза, Лютики и роза, Трава-лебеда, Луна и звезда, Солнца лучик. Дайте мне ключик! Ледяная скала треснула, постояла мгновение, а потом рассыпалась на миллион крохотных льдинок. Фея подняла упавший к ее ногам волшебный ключик и поспешила домой: на пингвине, на Белом медведе, на диком гусе она торопилась в свою страну. Но злая колдунья узнала о том, что Лионелла забрала ключик и изменила заклинание. Теперь, чтобы ключик смог открыть темницу, в которой томился Серебряный ручей, маленькая девочка должна была взять этот ключик в правую руку и при свете луны произнести волшебное заклинание. Лионеле рассказал об этом теплый Южный ветер, который случайно услышал разговор слуг Гразеллы. Цветочная фея как раз летела в это время над Машиным городом. Она увидела красивую девочку с красными бантиками и решила попросить ее о помощи. Лионелла спрятала ключик в песочнице, дождалась, пока Машенька его найдет, и улетела. Когда Маша услышала эту волшебную историю, она очень обрадовалась, что может спасти целую волшебную страну. - Я сейчас, крикнула она фее и начала искать в кармашке ключик. Но ключика там не было. - Какой ужас, - расплакалась девочка. – Из-за меня погибнет Цветочная страна. - Ты не виновата, - грустно ответила Лионелла. – Это я должна была не спускать глаз с ключика, но я так устала от долгого путешествия, что решила немного отдохнуть. Наверняка, это Гразелла украла ключик. Я видела несколько раз черную бабочку, которая летела вслед за мной. Наверное, это она. Не переживай, я что-нибудь придумаю, - сказала Лионелла. Утром Маша вышла во двор грустная-прегрустная. - Ты чего такая печальная? – спросила Катя. Денис понял, что это из-за ключика, покраснел, но ничего не сказал. Красивый ключик лежал у него дома в коробочке с другими сокровищами. Там было настоящее увеличительное стекло, компас, старые сломанные часы и наклейка с машинкой. Когда Маша рассказала ребятам про Цветочную страну, Денис схватился за голову и закричал: - Это я виноват! Что я наделал! Простите меня! Зови скорее Цветочную фею. Я же не знал, я думал, что это просто красивый ключик! – и он побежал домой. Когда красный от стыда Денис вернулся, фея уже сидела на краю песочницы: - Вот, - прошептал Денис, протягивая Лионелле ключик. - Хорошо, что ты все понял и вернул его, - сказала фея. – Никогда нельзя брать чужое без спроса. То, что тебе кажется мелочью, может оказаться очень важным для другого человека и причинить кому-то большое горе! - Я понял, - потупился Денис. – Я больше никогда так не поступлю. Простите меня, пожалуйста! - Надеюсь, что еще не поздно, - сказала фея. – Теперь надо дождаться ночи и произнести волшебное заклинание. Пойдем, Машенька, нам надо подготовиться. Как только взошла луна, Лионелла дала Маше ключик и велела повторять волшебные слова: - Расступись, черный лес, Возродись страна чудес! Гули, мули, парабеллы, Снять заклятие Гразеллы! Ключик сверкнул и окрасился в золотой цвет. - Подействовало, - обрадовалась Лионелла. – Прощай, Машенька! Спасибо тебе большое. Обязательно передай Денису, чтобы они никогда больше так не делал, иначе злая Гразелла может уничтожить мою страну! - Хорошо, прощай! – помахала ей рукой Машенька. Фея летела через черный лес, над черным болотом и, наконец, добралась до топкого острова. Ночь еще не закончилась, и злая Гразелла спала в своем дворце. Осторожно подкралась Лионелла к темнице, где высыхал Серебряный ручей, вставила в замок волшебный ключик и прошептала: Тараган-бараган, Ветры, бури, ураган, Надо мной замрите, Темницу отворите! В тот же миг темница открылась, и Серебряный ручей вырвался на свободу. - Лионелла, это ты! Как я рад! - Скорее, бежим, пока не наступило утро, а не то Гразелла проснется и нам не сдобровать! Они торопились через леса, поля и горы, и, наконец, добежали до Цветочной страны. Серебряный ручей погладил высохшие цветы, и они подняли свои головки. Он брызнул на увядшие листья деревьев, и они стали свежими и изумрудными. Ручей пробежал по черной траве, и она снова поднялась и зазеленела. Над Цветочной страной зазвенели птичьи голоса, заиграло теплое солнышко и запорхали бабочки. Под голубым небом снова зацвел всеми красками пестрый цветочный ковер. Лионелла окружила свою страну волшебным заклятием, чтобы злая колдунья никогда больше не смогла украсть Серебряный ручей. А мальчик Дениска с тех пор никогда больше не брал без спроса чужие вещи. Он навсегда запомнил, что даже самая обычная безделушка, взятая без разрешения, может стать причиной большого горя.