Самые влиятельные султанши османской империи. Знаменитые жены турецких султанов: Баффо. Женский султанат Османской империи: список представительниц

В статье мы подробно охарактеризуем Женский султанат Мы расскажем о его представительницах и их правлении, об оценках этого периода в истории.

Прежде чем подробно рассмотреть Женский султанат скажем пару слов о самом государстве, в котором он наблюдался. Это необходимо, чтобы вписать интересующий нас период в контекст истории.

Османская империя иначе называется Оттоманской. Она была основана в 1299 году. Именно тогда Осман I Гази, ставший первым султаном объявил о независимости от сельджуков территории небольшого государства. Однако в некоторых источниках сообщается о том, что титул султана впервые официально принял лишь Мурад I, его внук.

Расцвет Османской империи

Правление Сулеймана I Великолепного (с 1521 года по 1566 г.) считается расцветом Османской империи. Портрет этого султана представлен выше. В 16-17 веках государство Османов являлось одним из самых могущественных в мире. Территория империи к 1566 г. включала в себя земли, расположенные от персидского города Багдада на востоке и венгерского Будапешта на севере до Мекки на юге и Алжира на западе. Влияние этого государства в регионе с 17 столетия начало стало постепенно увеличиваться. Империя окончательно распалась после того, как проиграла в Первой мировой войне.

Роль женщин в управлении государством

В течение 623 лет османская династия управляла принадлежавшими стране землями, с 1299 г. по 1922 г., когда монархия прекратила свое существование. Женщины в интересующей нас империи, в отличие от монархий Европы, не допускались к управлению государством. Впрочем, такое положение было во всех исламских странах.

Однако в истории Османской империи имеется период, называемый Женским султанатом. В это время представительницы прекрасного пола активно участвовали в управлении государством. Многие известные историки пытались понять, что такое султанат женщин, осмыслить его роль. Предлагаем и вам поближе познакомиться с этим интересным периодом в истории.

Термин "Женский султанат"

Впервые данный термин предложил использовать в 1916 году Ахмет Рефик Алтынай, турецкий историк. Он встречается в книге этого ученого. Труд его так и называется - "Женский султанат". И в наше время не утихают споры о том, какое влияние оказал этот период на развитие Османской империи. Наблюдаются разногласия в отношении того, что является основной причиной данного явления, столь несвойственного исламскому миру. Ученые спорят и о том, кого следует считать первой представительницей Женского султаната.

Причины возникновения

Некоторые из историков считают, что этот период был порожден временем окончания походов. Известно, что система завоевания земель и получения военной добычи основывалась именно на них. Другие ученые полагают, что Султанат женщин в Османской империи появился благодаря борьбе за отмену закона "О престолонаследии", изданном Фатихом. Согласно этому закону, все братья султана должны быть непременно казнены после восшествия на престол. При этом неважно было, какие намерения были у них. Историки, которые придерживаются этого мнения, считают Хюррем Султан первой представительницей Женского султаната.

Хюррем Султан

Эта женщина (портрет ее представлен выше) была женой Сулеймана I. Именно она в 1521 году, впервые в истории государства, стала носить титул "Хасеки Султан". В переводе это словосочетание означает "самая любимая жена".

Расскажем подробнее о Хюррем Султан, с именем которой нередко ассоциируется Женский султанат в Турции. Ее настоящее имя - Лисовская Александра (Анастасия). В Европе эта женщина известна как Роксолана. Она родилась в 1505 г. в Западной Украине (г. Рогатина). В 1520 году Хюррем Султан попала в стамбульский дворец Топкапы. Здесь Сулейман I, турецкий султан, дал Александре новое имя - Хюррем. Это слово с арабского языка можно перевести как "приносящая радость". Сулейман I, как мы уже говорили, даровал этой женщине титул "Хасеки Султан". Александра Лисовская получила большую власть. Она еще укрепилась в 1534 году, когда умерла мать султана. С этого времени Хюррем начала управлять гаремом.

Следует отметить, что эта женщина была очень образована для своего времени. Она владела несколькими иностранными языками, поэтому отвечала на письма влиятельных вельмож, иностранных правителей и художников. Кроме того, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов. Хюррем фактически являлась политическим советником Сулеймана I. Ее супруг проводил существенную часть времени в походах, поэтому нередко ей приходилось брать на себя его обязанности.

Неоднозначность оценки роли Хюррем Султан

Не все ученые согласны с мнением о том, что эту женщину следует считать представительницей Женского султаната. Один из главных аргументов, которые они предъявляют, заключается в том, что для каждой из представительниц данного периода в истории были характерны следующие два момента: непродолжительное правление султанов и наличие титула "валиде" (мать султана). Ни один из них не относится к Хюррем. Она не дожила восьми лет до возможности получить титул "валиде". К тому же просто абсурдно было бы считать, что срок правления султана Сулеймана I был коротким, ведь он правил в течение 46-ти лет. Как, впрочем, неверно было бы назвать его правление "упадком". А ведь интересующий нас период считается следствием как раз "упадка" империи. Именно плохое положение дел в государстве породило Женский султанат в Османской империи.

Михримах заменила умершую Хюррем (на фото выше - ее могила), став руководительницей гарема Топкапы. Считается также, что эта женщина оказывала влияние на своего брата. Однако и ее нельзя назвать представительницей Женского султаната.

А кого же можно с полным правом отнести к их числу? Предлагаем вашему вниманию список правительниц.

Женский султанат Османской империи: список представительниц

В силу причин, названных выше, основная часть историков считает, что представительниц было всего четыре.

  • Первая из них - Нурбану Султан (годы жизни - 1525-1583). По происхождению она была венецианкой, имя этой женщины - Сесилия Веньер-Баффо.
  • Вторая представительница - Сафие Султан (около 1550 - 1603 год). Это также венецианка, настоящее имя которой - София Баффо.
  • Третья представительница - Кесем Султан (годы жизни - 1589 - 1651). Ее происхождение точно неизвестно, но, предположительно, это была гречанка Анастасия.
  • И последняя, четвертая представительница - Турхан Султан (годы жизни - 1627-1683). Эта женщина - украинка по имени Надежда.

Турхан Султан и Кесем Султан

Когда украинке Надежде исполнилось 12 лет, крымские татары захватили ее в плен. Они продали ее Кер Сулейман Паше. Он, в свою очередь, перепродал женщину Валиде Кесем, матери Ибрагима I, умственно неполноценного правителя. Есть фильм под названием "Махпейкер", в котором рассказывается о жизни этого султана и его матери, фактически стоявшей во главе империи. Ей пришлось управлять всеми делами, так как Ибрагим I был умственно отсталым, поэтому не мог должным образом выполнять свои обязанности.

Этот правитель вступил на трон в 1640 году, в возрасте 25 лет. Столь важное для государства событие произошло после смерти Мурада IV, его старшего брата (за которого в первые годы страной управляла также Кесем Султан). Мурад IV был последним султаном, относящимся к династии Османов. Поэтому Кесем была вынуждена решить проблемы дальнейшего правления.

Вопрос о престолонаследии

Казалось бы, получить наследника при наличии многочисленного гарема вовсе не трудно. Однако имелась одна загвоздка. Она заключалась в том, что у слабоумного султана был необычный вкус и свои собственные представления о женской красоте. Ибрагим I (портрет его представлен выше) предпочитал очень толстых женщин. Сохранились записи хроники тех лет, в которых упоминалось об одной наложнице, понравившейся ему. Ее вес был около 150 кг. Из этого можно сделать предположение о том, что Турхан, которую подарила своему сыну его мать, также имела немалый вес. Возможно, поэтому ее купила Кесем.

Борьба двух Валиде

Неизвестно, сколько детей родилось у украинки Надежды. Зато известно, что именно она первой из остальных наложниц подарила ему сына Мехмеда. Это произошло в январе 1642 г. Мехмед был признан наследником трона. После смерти Ибрагима I, погибшего в результате переворота, он стал новым султаном. Однако к этому времени ему было всего 6 лет. Турхан, его мать, по закону должна была получить титул "валиде", который вознес бы ее на вершину власти. Однако все обернулось отнюдь не в ее пользу. Ее свекровь, Кесем Султан, не хотела уступать ей. Она добилась того, чего не удавалось сделать ни одной женщине. Она в третий раз стала Валиде Султан. Эта женщина была единственной в истории, кто имел этот титул при правящем внуке.

Но факт ее правления не давал покоя Турхан. Во дворце в течение трех лет (с 1648 по 1651 год) разгорались скандалы, плелись интриги. В сентябре 1651 г. 62-летнюю Кесем нашли задушенной. Она уступила свое место Турхан.

Окончание Женского султаната

Итак, по мнению большинства историков, датой начала Женского султаната является 1574 год. Именно тогда Нурбану Султан был дарован титул валиде. Окончился же интересующий нас период в 1687 году, после восшествия на престол султана Сулеймана II. Он уже в зрелом возрасте получил верховную власть, через 4 года после того, как умерла Турхан Султан, ставшая последней влиятельной Валиде.

Эта женщина скончалась в 1683 году, в возрасте 55-56 лет. Ее останки были захоронены в гробнице, в мечети, достроенной ею. Однако не 1683, а 1687 год считается официальной датой окончания периода Женского султаната. Именно тогда в возрасте 45 лет был свергнут с престола. Это произошло в результате заговора, который был организован Кепрюлю, сыном великого визиря. Так окончился султанат женщин. Мехмед провел в тюремном заключении еще 5 лет и умер в 1693 году.

Почему увеличилась роль женщин в управлении страной?

Среди главных причин, по которым увеличилась роль женщин в управлении государством, можно выделить несколько. Одна из них - любовь султанов к представительницам прекрасного пола. Другая - влияние, которые оказывали на сыновей их матери. Еще одна причина - то, что султаны были недееспособны к моменту вступления на престол. Можно отметить также коварство и интриги женщин и обыкновенное стечение обстоятельств. Другой немаловажный фактор - это то, что великие визири часто сменялись. Продолжительность их занятия своего поста составляла в начале 17 века в среднем немногим более года. Это, естественно, способствовало хаотичности и политической раздробленности в империи.

Начиная с 18 века, султаны начали вступать на трон уже в довольно зрелом возрасте. Матери многих из них умирали еще до того, как их дети становились правителями. Другие были так стары, что уже не были способны бороться за власть и участвовать в решении важных государственных вопросов. Можно сказать, что к середине 18 столетия валиде уже не играли особой роли при дворе. Они не участвовали в управлении государством.

Оценки периода Женского султаната

Женский султанат в Османской империи оценивается очень неоднозначно. Представительницы прекрасного пола, которые когда-то были рабынями и смогли возвыситься до получения статуса валиде, зачастую не были подготовлены к тому, чтобы вести политические дела. В своем выборе претендентов и их назначении на важные посты они полагались главным образом на советы приближенных. Выбор был нередко основан не на способностях тех или иных лиц или их преданности правящей династии, а на их лояльности в этническом отношении.

С другой стороны, Женский султанат в Османской империи имел и положительные стороны. Благодаря ему удалось сохранить монархический порядок, характерный для этого государства. Он основывался на том, что все султаны должны быть из одной династии. Некомпетентность или личные недостатки правителей (таких как жестокий султан Мурад IV, портрет которого представлен выше, или душевнобольной Ибрагим I) компенсировались влиянием и силой их матерей или женщин. Однако нельзя не учесть то, что действия женщин, осуществленные в этот период, способствовали стагнации империи. В большей степени это относится к Турхан Султан. Мехмед IV, ее сын, 11 сентября 1683 г. проиграл Венскую битву.

В заключение

В целом можно сказать, что в наше время не существует однозначной и общепринятой исторической оценки того влияния, которое оказал Женский султанат на развитие империи. Одни ученые полагают, что правление представительниц прекрасного пола подтолкнуло государство к гибели. Другие же считают, что оно явилось скорее следствием, чем причиной упадка страны. Однако очевидно одно: женщины Османской империи обладали намного меньшим влиянием и были намного дальше от абсолютизма, нежели современные их правительницы в Европе (к примеру, Елизавета I и Екатерина II).

Традиционный гарем (от арабского «харам» — запретное) - это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе).

В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения Богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности.

В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».

А вот и дворец Топкапы,где жил Гарем

Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» — госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.

Транспорт жен,наложниц,короче гаремный таксопарк

Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки -- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь.

Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка.

Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном.

Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично — любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец — потенциальным претендентом на престол.

Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Султан мог иметь фавориток — гюзде. Вот одна из самых известных,украинка Роксалана

Сулейман Великолепный

Бани Хюррем Султан (Роксоланы), жены Сулеймана Великолепного, построенные в 1556 году рядом с собором Айя-София в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан.

Мавзолей Роксаланы

Валиде с черным евнухом

Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы. Мелике Сафие Султан (возможно, урожд. София Баффо) — наложница османского султана Мурада III и мать Мехмеда III. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан (мать султана) и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).

Айше Хафса Султан — жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I.

Хоспис Айше-Султан

Кёсем Султан, также известна как Махпейкер — жена османского султана Ахмеда I (носила титул хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул валиде-султан и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Аппартаменты Валиде во дворце

Ванная Валиде

Спаленка Валиде

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.

Причем среди одалисок — аутсайдеров гаремного общества — тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» - удостоенную взгляда, если султан хоть как-то — взглядом, жестом или словом — выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда»

Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали — не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте.

Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух — мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.

Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью».

Селим

Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.

С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части: Помещения черных евнухов Фактический гарем, где проживали жены и наложницы Помещения Валиде Султан и самого падишаха Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой.

Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде.

Тоже тесно, вся красота - в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках. Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них - тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина… Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом.

Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать. Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски. Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.

Ну и напоследок,реакция официального Стамбула на нашумевший сериал "Золотой век"

Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.

Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей - не исключение.

Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.

Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом - всего турецкого государства.

Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).

Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.

День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.

«Женщины в этой стране играют важную роль», - писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», - писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».

Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».

Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг - жениться на османской принцессе».

Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение - неважно, честным или бесчестным путем», - писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».

Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.

Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.

Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», - писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.

Женский султанат – принятое в истории определение исторического периода Османской империи с 1541 по 1687 год (согласно другой датировке, с 1550 по 1656 год). Почти 150 (или чуть более 100 лет), в течение которых на государственную политику Блистательной Порты большое, а под конец – даже решающее, влияние оказывали женщины. Матери, жёны и наложницы турецких падишахов.

Термин «женский султанат» ввёл в историю Османской империи турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал участие слабого пола в управлении Турцией как причину упадка государства Османов. Хотя большинство его коллег и тогда, и позднее не согласились с такой оценкой, объяснив возросшее влияние женщин на политику исламской империи XVI-XVII вв. следствием, а не причиной её ослабления.

Надо заметить, что каждая султанша, входящая в “Женский султанат”, смогла по-настоящему взять власть в свои руки только после смерти своего повелителя, в качестве валиде-султан (что-то вроде “королевы-матери” в европейских монархиях) при своих сыновьях, ставших султанами (за одним исключением – Хюррем-султан так никогда и не стала валиде, поскольку умерла раньше своего супруга, султана Сулеймана). Причём, в большинстве случаев эта мера была вынужденной – по причине малолетства правящего султана или же по причине его умственной отсталости. И ещё – все эти женщины, за единичным исключением, родились и сформировались как личности в условиях европейской христианской цивилизации (две украинки, две венецианки, гречанка), которая предоставляла слабому полу даже в те суровые патриархальные времена гораздо больше свободы и независимости, чем исламская традиция.

ХЮРРЕМ-СУЛТАН (РОКСОЛАНА) Александра (Анастасия) Гавриловна Лисовская (1505/1506-1558) , наложница с 1520 г, с 1534 – законная супруга султана Сулеймана I Великолепного, украинка, дочь православного священника из Западной Украины. Никогда не была валиде-султан;

АФИФЕ НУРБАНУ-СУЛТАН – Сесилия (Оливия) Веньер-Баффо (ок.1525-1583) , Попала в гарем к сыну Хюррем-султан, шехзаде (наследнику престола) Селиму, примерно в 1537 году. Законная супруга султана Селима II с 1570-1571 года. По своему происхождению – венецианка, незаконнорожденный потомок двух знатных фамилий (её родители не были женаты). Валиде-султан с 1574 года;

МЕЛИКИЕ САФИЕ-СУЛТАН – София Баффо (ок.1550-1619) . Венецианка, родственница своей свекрови, Нурбану. В гарем к внуку Хюррем, шехзаде Мураду, попала в 1563 году – её своему племяннику подарила дочь Роксоланы, Михримах-султан. Валиде-султан с 1595 года;

ХАЛИМЕ-СУЛТАН – имя, данное при рождении, не известно (ок.1571-после 1623) . Родом из современной Абхазии, скорее всего, черкешенка по происхождению. Обстоятельства, при которых она попала в гарем к будущему султану Мехмеду III, неизвестны. Известно только, что произошло это ещё до его восшествия на престол, в бытность шехзаде санджак-беем Манисы. Дважды (в общей сложности два с половиной года) была валиде-султан при своём психически неполноценном сыне Мустафе I. По причине недееспособности Мустафы Халиме-султан впервые в истории Османской империи стала не только валиде-султан, но и регентом исламской империи.

МАХПЕЙКЕР КЁСЕМ-СУЛТАН – (ок.1590-1651) – самая влиятельная женщина за всю историю Османской империи, трижды валиде-султан. Предположительно гречанка по имени Анастасия, дочь православного священника. Наложница султана Ахмеда I с 1603 года. Валиде-султан (и регент государства) при сыне Мураде IV с 1623 по 1631; при втором сыне Ибрагиме I с 1640 по 1648; при внуке Мехмеде IV с 1648 до своей смерти в 1651 году;

ТУРХАН ХАТИДЖЕ-СУЛТАН (ок.1628-1683) – украинка по имени Надежда , родом из украинской Слобожанщины, предположительно – из города Тростянец современной Сумской области Украины. Наложница султана Ибрагима I с 1641 года. Валиде-султан и регент государства с 1651 года при своём малолетнем сыне Мехмеде IV. Добровольно отказалась от титула регента 15-го сентября 1565 года в пользу назначенного ею же нового великого визиря Кёпрюлю Мехмед-паши. Эта дата и считается концом “женского султаната”, хотя сама Турхан прожила ещё 18 лет, а её сын-султан, от имени которого она правила, умер через 28 лет, перед этим лишившись власти в 1687 году, всего через четыре года после смерти своей матери. Некоторые турецкие историки окончанием “женского султаната” считают именно 1687-ой, продлевая таким образом его срок на 31 год. Поскольку все эти могущественные султанши, какими бы умными, предприимчивыми и мудрыми они ни были, ничего не значили без своих, зачастую не просто глупых, но умственно отсталых сыновей, именем которых они правили. Самостоятельное правление женщины в Османской империи для исламского мира было абсолютно исключено.

Ещё один момент. В те суровые времена позднего средневековья, при огромной детской смертности (из 10 новорожденных 5 умирали в первые дни и месяцы жизни) и частой смерти рожениц, девушка считалась готовой к замужеству (и, соответственно, к супружеским отношениям) сразу после первой менструации. А в южных странах (в отличие от северных) такое довольно часто и сейчас встречается у девочек в 10-11, даже в 9 лет. Понятно, что ни о какой педофилии тогда никто ничего не знал и не слышал – жизнь была слишком коротка и сурова, женщина должна была успеть родить как можно больше детей, чтобы, в свою очередь, из них как можно большее количество выжило. Кроме того, в те времена считалось, что, чем моложе роженица, тем больше у неё шансов пережить рождение ребёнка. Так что все наложницы турецких султанов впервые попадали в их постель в 11-12, максимум в 13-14 лет. Что подтверждают даты рождения их детей. Например, отца султана Сулеймана I, Селима I, его бабушка Гюльбахар-хатун (гречанка Мария) родила в неполные 12 лет. В таком же возрасте родила своего сына Баязида II (деда султана Сулеймана) наложница завоевателя Константинополя, султана Мехмеда II Фатиха, Ситти Мюкриме-хатун.

Основоположницей “Женского султаната” в империи Османов считают Роксолану (Хюррем-султан) – украинскую рабыню-наложницу, а позже – любимую законную супругу султана Сулеймана I.

Что не совсем правильно по нескольким причинам.

Успех Хюррем был во многом обусловлен и подготовлен деятельностью её свекрови, матери султана Сулеймана, Айши Хафсы-Султан – выдающейся женщины своего времени, которую её сын очень любил и уважал до самой смерти. Пожалуй, впервые в истории Османской империи не только как мать, но, в первую очередь, как личность.

АЙШЕ ХАФСА-СУЛТАН (5 декабря 1479 – 19 марта 1534)
Крымская ханбика (царевна), дочь крымского хана Менгли I Гирея (1445-1515) из династии правителей Крыма Гераев (Гиреев). Её отец был вынужден принять османский протекторат в 1578 году, за год до рождения Хафсы.

В гареме у шехзаде Селима Хафса-хатун оказалась где-то весной-летом 1493 года, примерно в 13 лет. Селим был тогда санджак-беем (губернатором, управляющим османской провинции) Трамбзона (сейчас – административный центр на северо-востоке Турции, на побережье Чёрного моря, недалеко от границы с Грузией) – бывшей столицей недавно захваченной (в 1461 году) османами Трапезундской империи – наследницы Византии, так что крымской ханбике, чтобы стать наложницей одного из наследников повелителя Османской империи, пришлось всего лишь пересечь Чёрное море на корабле своего отца.

Будущий султан Сулейман родился в Трамбзоне в следующем году, 6-го ноября 1494 года, причём одновременно с ним родилась и его сестра-близнец, Хафиза (Хафса) Ханим султан (1494-1538). Рождение двойняшек и близнецов обычно является наследственной семейной особенностью. В этой связи стоит вспомнить, что через тридцать с лишним лет, в 1530 году, младшая сестра Сулеймана и одновременно дочь его матери Айше Хафсы, Хатидже-султан, тоже родила двойняшек – мальчика Османа и девочку Хуриджихан.

Две дочери сына Роксоланы, шехзаде Селима, от его наложницы Нурбану – Эсмехан-султан и Гевкерхан-султан, были близнецами или двойняшками – есть даже предположение, что их старшая сестра, Шах-султан, на год старше их, на самом деле родилась в один день с девочками – то есть, они были тройняшками. Уже после гибели султана Османа II, прапраправнука Сулеймана I, у него родились двойняшки, шехзаде Мустафа и Зейнеп-султан. И у родного брата султана Османа по отцу, Ахмеда I, тоже была пара двойняшек от Кёсем-султан – шехзаде Касим и Атике-султан.

Сестра-близнец султана Сулеймана прожила тихую и незаметную жизнь. В 20 лет она была выдана замуж за Дамада-Мустафу пашу, который позже, с 1522 по 1523 год, был губернатором Египта. Детей у Хафизы-султан никогда не было, и поэтому, овдовев в 29 лет, она вернулась в Стамбул к своей матери, Айше Хафсе-валиде-султан, во дворец Топкапы. Замуж она больше не выходила, здесь же и закончила свои дни – 10-го июля 1538 года, в возрасте неполных 44 лет.

Первые годы своей жизни Сулейман провёл в санджаке своего отца, в Трамбзоне, а после обряда обрезания в 7 лет его дед, султан Баязид II забрал внука к своему двору в Константинополь. Там шехзаде обучался военному делу, юридическому праву, философии, истории и фехтованию. Кроме этого, Сулейман учил иностранные языки – сербский, арабский и персидский, которыми в последствии владел в совершенстве. Тогда же он освоил ремесло ювелира, ставшее его увлечением на всю жизнь.

Дед-султан относился к будущему мужу Роксоланы очень хорошо (намного лучше, чем к его отцу), что доказывает следующее обстоятельство.

По османской традиции, все достигшие определённого возраста (обычно в 14 лет, но исключения из правил в обе стороны случались довольно часто) наследные принцы (шехзаде) назначались наместниками (санджак-беями) провинций (санджаков) в Анатолии (азиатская часть современной Турции); это было частью их подготовки к дальнейшему правлению. В Османской империи не было чётких правил наследования престола, все мужчины – носители священной крови Османов, имели право на власть. Согласно обычаю, трон получал тот шехзаде, который первым достигнет Стамбула сразу после смерти падишаха Блистательной Порты. Поэтому по отдалённости от столицы того или иного санджака каждого сына или внука турецкого султана можно было судить о его предпочтениях – понятно, что тот, кого отец видел своим наследником, становился санджак-беем ближайшей к столице провинции. И в этом отношении у отца Сулеймана, Селима, всё было не просто плохо, а безнадёжно – его санджак Трамбзон, по сравнению с Амасьей любимца отца, старшего брата, шехзаде Ахмета, и Антальей второго брата-конкурента, шехзаде Коркута, находился в таких глухих еб@нях, из которых добраться первым до Стамбула у него не было ни единого шанса (расстояние от Трамбзона до Стамбула по прямой – 902 км. В те времена, даже на самых лучших лошадях и в хорошую погоду, в один конец добираться дней десять). Для сравнения: расстояние от Амасьи Ахмета до Стамбула – 482 км, и точно такое же расстояние, только в южном от Стамбула направлении, до Антальи Коркута.

И тут, как гром с ясного неба – его единственный сын Сулейман, достигший 14 лет (в 1508 году), получает от своего деда первое назначение не куда-нибудь, а в маленький санджак Болу, расположенный практически рядом со Стамбулом (223 км. по прямой). Впрочем, фаворит султанской гонки, старший сын Баязида II, дядя Сулеймана, Ахмет (у которого к тому времени было четверо собственных подросших сыновей), быстро исправил это досадное для него обстоятельство, отправив племянника наместником “к чёрту на рога” – в крымскую Каффу (Феодосию), на другой берег Чёрного моря, на родину его матери, Айше Хафсы-Султан. Совершив тем самым фатальную для себя ошибку.

Через некоторое время после того, как Сулейман был отправлен санджакбеем в Крым, его отец Селим попросил для себя у отца санджак в Румелии (европейской части империи), поближе к Стамбулу. Хотя сначала ему было отказано в этих землях, так как обычно они не предоставлялись шехзаде, позже, явно в насмешку (видимо, без старшего братца Ахмета и тут не обошлось) Селим получил в управление провинцию Семендире (в современной Сербии) – глухую дыру на северо-западной окраине империи. Тут Селим проявил сначала явное неповиновение, отказавшись ехать в свой новый санджак, а затем поднял восстание против отца, двинув на Стамбул собранное наспех войско. Султан Баязид во главе большой армии с лёгкостью разбил своего сына в августе 1511 года. Потерпевший поражение Селим бежал в Крым – к своему сыну Сулейману и тестю, крымскому хану Менгли I Гирею, который оказал зятю всяческую помощь и поддержку. Поймать каким-то образом беглеца в Крыму, где он находится под защитой отборного войска отца одной из своих султанш, султан Баязид не имел никакой возможности. Да и санджак-бей Сулейман мог сколько угодно имитировать поиск мятежника перед своим дедом-султаном.

Тем временем старший сын османского правителя, Ахмет, которому отец поручил подавление восстания Шахкулу в Анатолии, получив в своё распоряжение большие воинские силы, пока Баязид II разбирался с Селимом, объявил себя султаном Анатолии, и начал воевать против одного из своих племянников (отец которого был уже мёртв). Он захватил город Конью и, хотя султан Баязид потребовал от него вернуться в свой санджак, Ахмет настоял на управлении этим городом. Он даже предпринял попытку захватить столицу, однако безуспешно, так как янычары отказали ему в помощи, решительно поддержав крымского беглеца Селима.

В конечном итоге, лишившись поддержки янычар, и в связи с какими-то сложными религиозными мотивами, Баязид II отрёкся от престола 25-го апреля 1512 года в пользу отца Сулеймана.

Став султаном, Селим I первым делом приказал казнить всех своих родственников-мужчин, имеющих право на трон Османов. Через месяц он приказал отравить своего отца. Ненавистный старший брат Селима, Ахмет, продолжал контролировать часть Анатолии в первые несколько месяцев его правления. В конце концов, войска Селима и Ахмета встретились в битве при Енишехире около Бурсы 24-го апреля 1513 года – в годовщину отречения от престола их отца, султана Баязида. Армия Ахмета была разбита, сам он попал в плен и вскоре был казнён.

Второй брат-соперник Селима, Шехзаде Коркут, не принимал никакого участия в этих распрях, вполне довольствуясь своим положением санджак-бея Манисы. Он без колебаний признал власть Селима, когда тот стал султаном. Однако, недоверчивый Селим I решил проверить его верность, послав ему поддельные письма от лица некоторых государственных мужей империи, в которых Коркута призывали принять участие в восстании против Селима. Узнав о положительном ответе брата, Селим приказал его казнить, что и было исполнено.

Всё то время, пока Селим II решал, безусловно, важнейшие для него вопросы не просто престолонаследия, но элементарного выживания, разумеется, ему было не до Сулеймана. Руководство воспитанием его сына полностью взяла на себя мать шехзаде, Айше Хафса-султан – женщина умная, смелая и самостоятельная. То обстоятельство, что крымские ханши у себя на родине всегда пользовались гораздо бОльшей свободой, чем турецкие султанши у себя дома, привело к тому, что Айше Хафсу многие современники считали нарушительницей традиционных османских устоев. Именно она, а совсем не её невестка Роксолана, первой нарушила незыблемое правило главного гарема Турции “одна наложница – один шехзаде”. Евнухи не допускали на хальвет (дословно – “полное уединение мужчины и женщины в закрытом пространстве без всяких помех”) к султану женщин, уже родивших ему сына (если только сам повелитель не вызывал к себе какую-то из них). Такой принцип, надо признать, делал практически равными шансы на трон Османов всех шехзаде после смерти их общего отца. И не давал возможности какой-то одной одалиске значительно усилить свои позиции в гареме (а сделать это можно было, исключительно рожая мальчиков). Так вот – именно Айше Хафса-султан родила Селиму I девять детей (Роксолана и тут ей уступила, родив “всего” шестерых), из них – четверо сыновей и пять дочерей. Кроме пяти полнородных (от общих родителей), у Сулеймана было ещё пять единокровных сестёр от разных наложниц его отца. Младшие братья Сулеймана – Орхан, Муса и Коркут умерли в раннем детстве. До взрослого возраста из всех сыновей Султана Селима дожил только старший сын крымской ханбики, что, разумеется, позже очень облегчило ему путь к престолу.

Значимость для Селима I его наложницы Айше Хафсы-Султан, матери его единственного шехзаде, после того, как, потерпев поражение от своего отца Султана Баязида II, он бежал к её отцу в Крым, невозможно переоценить. Хафса-султан стала связующим и объединяющим звеном между тремя самыми близкими для неё мужчинами – сыном Сулейманом, санджак-беем Крыма (которому, разумеется, подчинялись османские войска на полуострове), отцом, крымским ханом Менгли I Гиреем, в подчинении которого находилось немалое местное войско (набеги крымских татар на Украину, Литву и Польшу держали в страхе всю Восточную Европу), и мужем (за неимением другого определения), наследником Османской империи Селимом.

Вряд ли это оценил султан Селим – человек очень жестокий и грубый даже по меркам своего времени, но на юного Сулеймана, который в 17 лет оказался в самом эпицентре династического кризиса огромного государства, это обстоятельство, безусловно, произвело неизгладимое впечатление. И, очевидно, именно это заставило его увидеть в женщине, которую в те времена и за человека не считали, личность.

После восшествия Селима I на престол в апреле 1512 года он отправил Сулеймана наместником в “престолонаследный” санджак Сарухан со столицей в Манисе. Расстояние от Манисы до Стамбула по прямой – 297 км. Поэтому неудивительно, что османские султаны отправляли в неё санджак-беями тех своих сыновей, которым хотели оставить власть над Блистательной Портой после своей смерти. Айше Хафса-султан поехала в Сурухан вместе с сыном, а в 1520 году, после смерти Султана Селима I , сопровождала его в Стамбул, где он стал Султаном Сулейманом I. С 1520 года до своей смерти в 1534 году руководила главным гаремом империи. Стала первой матерью правящего турецкого падишаха, носившей титул валиде-султан.

За восемь лет, в течение которых её сын правил Саруханом в Манисе, Айше Хафса-султан сделала очень много для процветания этого края. За свой счёт она построила в Манисе мечети, школы и больницы. До наших дней сохранилось здание основанного ею благотворительного центра для помощи душевнобольным.

День смерти матери султана Сулеймана – 19 марта 1534 года – до сих отмечается в Турции как день памяти одной из самых почитаемых в стране женщин.

Если в самом начале султаната Селима I в Блистательной Порте оставалось только два носителя священной крови Османов по мужской линии – он сам и его единственный сын Сулейман (остальных он сам уничтожил), то Сулейман после смерти отца прибыл в Стамбул из Манисы уже с тремя (по другим данным – пятью) своими сыновьями от трёх наложниц (всего у него в гареме их было тогда семнадцать), старшему из которых исполнилось 7-8 лет, в том числе и 5-летним тогда Мустафой. А в Стамбуле его ждал трон величайшей державы того времени – исламской империи Османов, которую он ещё больше расширил и укрепил военными походами во время своего правления. И Роксолана.


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем

Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства

При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .

П оследняя султанша османского происхождения была мать Сулеймана I Великолепного, звали ее Айше Султан Хафса (5 декабря 1479 - 19 марта 1534), согласно источникам, она была родом из Крыма и являлась дочерью хана Менгли-Гирея. Однако, эта информация спорная, до сих пор до конца не проверенная.

После Айше начинается эпоха "женского султаната" (1550-1656), когда женщины оказывали влияние на государственные дела. Естественно, их нельзя сравнивать с европейскими правительницами (Екатериной II, или Елизаветой I Английской) ввиду того, эти женщины имели несоизмеримо меньше власти, личной свободы и были дальше от абсолютизма. Считается, что началась эта эпоха с Анастасии (Александры) Лисовской, или известной нам Роксоланы . Она была женой Сулеймана I Великолепного и матерью Селима II, причем стала первой султаншей, взятой из гарема.

После Роксоланы главными женщинами страны становились две родственницы, две прекрасные венецианки из рода Баффо, Сесилия и София. И одна и другая пришли на верх через гарем. Сесилия Баффо стала невесткой Роксоланы.

Итак, Сесилия Верньер-Баффо, или Нурбану Султан, родилась на острове Парос примерно в 1525 году. Отцом ее был знатный венецианец, губернатор острова Парос, Николо Веньер, а матерью Виоланта Баффо. Родители девочки не состояли в браке, поэтому девочку назвали Сесилия Баффо, дав фамилию матери.

Согласно другой версии,менее популярной, основанной на османских источниках, настоящим именем Нурбану было Рахель, и она была дочерью Виоланты Баффо и неизвестного по имени испанского еврея.

Об истории Сесилии известно немного.

Известно, что в 1537 году пират и адмирал турецкой флотилии Хайр-ад-дин Барбаросса захватил Парос и 12-летняя Сесилия оказалась в рабстве. Она была продана в султанский гарем, где за свой ум была замечена Хюррем Султан. Хюррем дала ей имя Нурбану, что означает "Королева, источающая божественный свет " и направила ее в услужение к своему сыну, принцу Селиму.

Согласно хроникам, достигнув совершеннолетия в 1543 году, Селим был отправлен в Конью чтобы занять положенный ему в качестве наследника пост, Сесилия-Нурбану сопровождала его. В это время юный принц и воспылал любовью к своей прекрасной сопровождающей одалиске.

Вскоре у Нурбану родилась дочь, Шах Султан, а позже, в 1546 году, сын Мурад, бывший на то время единственным сыном Селима. Позже Нурбану Султан родила Селиму еще четырех дочерей. А после восшествия Селима на престол, Нурбану становится Хасеки.

Селим в самой Османской Империи получил прозвище «Пьяница», из-за своего увлечения вином, однако пьяницей в прямом смысле слова не был. И все же государственными делами занимался Мехмед Соколлу (великий визирь боснийского происхождения Бойко Соколович), который попал под влияние Нурбану.

В качестве правительницы Нурбану переписывалась со многими правящими династиями, вела про-венецианскую политику, за что ее возненавидели генуэзцы и, судя по слухам, генуэзский посол отравил ее.

В честь Нурбану была выстроена мечеть Аттик Валиде неподалеку от столицы, где она и была похоронена в 1583 году, горько оплакиваемая сыном Мурадом III, часто в своей политике опиравшемся на мать.

Сафие Султан (в переводе с турецкого "Чистая"), урожденная София Баффо, была по происхождению венецианкой, и приходилась своей свекрови, Нурбану Султан, родственницей. Родилась она примерно в 1550 году, была дочерью правителя греческого острова Корфу и родственницей венецианского сенатора и поэта Джорджио Баффо.

София, так же как и Сесилия, была захвачена в плен корсарами, продана в гарем, где приглянулась тогда наследному принцу Мураду, для которого на долгое время она и стала единственной фавориткой. Поговаривали, что причиной такого постоянства были проблемы в интимной жизни принца, которые лишь Сафие умела как-то преодолевать. Эти слухи очень похожи на правду, поскольку до того, как Мурад стал султаном (в 1574 году, в 28 лет, после смерти своего отца султана Селима II), у него были дети только от Сафие.

Став владыкой империи османов, Мурад III, очевидно, излечился через некоторое время от своего интимного недуга, поскольку от вынужденной моногамии перешел к половым излишествам, и практически посвятил свою дальнейшую жизнь исключительно утехам плоти, в ущерб государственным делам. Так что 20 сыновей и 27 дочерей (однако, не следует забывать, что в XV-XVI веках детская смертность была очень высока и из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет), которых оставил султан Мурад III после своей смерти - вполне закономерный результат его образа жизни.

в XV-XVI веках детская смертность была очень высока и из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет

Несмотря на то, что Мурад так и не женился на своей любимой Сафие, это не помешало ей стать одной из самых влиятельных женщин того времени.

Первые девять лет правления Мурад всецело разделял со своей матерью Нурбану, слушался ее во всем. И именно Нурбану сыграла важную роль в его отношении к Сафие. Несмотря на родственные связи, как в государственных делах, так и в делах гарема, венецианки постоянно воевали друг с другом за лидерство. Тем не менее, как говорится, победила молодость.

В 1583 году, после смерти Нурбану Султан, Сафие Султан занялась укреплением позиций своего сына Мехмеда, как наследника Мурада III. Мехмеду уже исполнилось 15 лет и он был весьма популярен у янычар, что очень сильно пугало его отца. Мурад III даже готовил заговоры, но Сафие всегда удавалось предупредить сына. Такая борьба продолжалась 12 лет, до смерти Мурада.