Когда появились блины на руси. Всемирная история блинов от динозавров до наших дней: русский след. Традиции печь блины на праздники

Блины являются традиционным лакомством русского народа, одним из самых любимых и почитаемых блюд, как во времена древней Руси, так и сейчас. Они занимали достойное место на столе каждой хозяйки, и считаются одним из самых первых мучных блюд появившихся в рационе наших предков приблизительно в 9 веке нашей эры.

Во многих странах мира существуют свои разновидности это древней мучной лепешки, в Древнем Египте она была кислой, в Америке её называли панкейк, её диметр меньше чем наши блины и они толще, в Азии делали тонкие пресные блинчики, которые употребляли вместо хлеба, древние китайцы делали блинчики из рисовой муки с добавлением чайного порошка, морепродуктов и лука. Каждая страна имеет свои историю создания тех или иных блюд, гордится своими традициями и обычаями.

Для русского народа блины были и есть одни из излюбленных лакомств, мы готовы есть их и днем, и ночью, наслаждаясь вкусом и ароматом, а также разнообразием начинки, которая может быть как сладкой (ягоды, варенье, повидло, творог), так и не сладкой (мясной, грибной, рыбной, с красной и черной икрой).

История происхождения блинов на Руси

История происхождения этого блюда имеет несколько версий. Некоторые историки утверждают что слово «блин» происходит от славянского «млин» - молоть. Согласно этой версии блины появились после того как древние славяне научились молоть муку и добавляя в неё воду из теста выпекать пышные и румяны блинчики. Существует еще одна версия происхождения этого блюда, когда в печи был случайно забыт популярный в то время овсяный кисель, он немного пригорел, и на нем появилась вкусная, аппетитная корочка, а сам он превратился в лепешку. Этот и был первый блин, очень всем понравившийся.

В давние, еще языческие времена, блины были ритуалом угощения духов предков, люди верили, что могут угощать их души, задабривать, чтобы те посодействовали хорошему урожаю на предстоящий год. Так появилась Масленица, который был вначале скорее не праздник, а языческой обрядовой традицией. Блинов пекли очень много, кормили ими нищих, убогих и странников, считая их посредниками между двумя мирами.

Также по утверждению некоторых историков блины были жертвенным видом хлеба, которые до крещения Руси выпекали в форме круга как символ поклонения древнеславянскому верховному богу Перуну и богу солнца Ярило, принося как дар богам для их покровительства и заступничества.

Как пекли блины на Руси

Каждая хозяйка на Руси имела свой собственный рецепт выпечки блинов, хранившийся в тайне и передававшийся от матери к дочери. Чтобы блины получились пышными и вкусными, опара на тесто (блины были на дрожжевой основе) замешивалась поздно ночью, вдалеке от посторонних глаз.

Мука добавлялась в основном гречневая, что придавало блинам слегка кисловатый приятный вкус, основу жидкости в тесте составляли дрожжи, молоко и вода, готовые блины отличались пышностью, румяностью и были немного рыхлыми.

Пекли блины в печи, обязательно на березовых поленьях, используя тщательно прокаленные с солью чугунные сковородки, смазанные кусочком несоленого свиного сала. Начинка для блинов могла быть самой разной от мяса и грибов, до творога селедки, и даже каши (гречневой, манной и пшеничной).

Традиции печь блины на праздники

Раньше блины пеклись повсеместно на протяжении всего года, выступая как повседневное, так и праздничное блюдо. Начиная с 19 века блины стали главным символом яркого, веселого праздника зимы Масленицы, олицетворяя собой румяное весеннее солнце, они участвовали в проводах зимы и встрече Весны-красны.

Масленичная неделя:

В первый день масляной недели понедельник под названием «Встреча» хозяйки начинают печь праздничные блины, начинается раскатывание снежных горок, устанавливается чучело - символ прошедшей зимы.

Во второй день вторник или «Заигрыш» начинаются масштабные гуляния, люди ходят к друг другу в гости, отведывая самое главное блюдо праздника - румяные, ароматные и сытные блины с самыми разнообразными начинками.

Третий день среда или «Лакомка» . В этот день столы как на улице и дома должны были ломиться от угощений, считалось, чем больше человек съедал блинов за целый день, тем лучше!

Четверг - «Разгуляй» предполагал катание на тройках, кулачные бои, различные игрища, гульбища, и конечно усиленное поедание главного блюда – аппетитных блинчиков с пылу с жару.

Пятница - «Тещин день» , тещи пекут свои самые вкусные блины для гостей и любимого зятя.

Суббота - «Золовкины посиделки» , девушки собирались на веселые девичьи посиделки или ходили в гости к родственникам, угощаясь опять же мягкими, румяными, невероятно сытными и вкусными блинами.

Воскресенье «Прощеный день» , сжигали чучело зимы, просили друг у друга прощения за все обиды, встречая наступление новой, весенней жизни и отмечая её приход радуясь, веселясь и конечно поедая в огромных количествах главное праздничное блюдо – русские блины.

Вот уже много лет специалисты спорят о том, когда впервые люди научились делать блины. История этого продукта до сих пор окончательно не изучена. Ученые выдвигают ряд предположений, но ни одно из них не имеет убедительного подтверждения. Поэтому до настоящего времени история блинов так и остается загадкой. Для вынесения окончательного решения требуется время и достаточно весомые аргументы.

Взгляд в прошлое

Специалисты считают, что блины были первым блюдом, которое люди стали готовить после того, как научились делать муку. Об этом говорит даже само название продукта.

Как утверждает известный корифей в области кулинарии оно произошло от слова «млин», что в переводе с украинского значит «молоть». Именно поэтому устройство, с помощью которого изготавливается мука, называется «мельница». Отсюда можно сделать вывод, что история блинов напрямую связана с жизнью восточных славян. Все началось много веков назад. Еще до крещения Руси в каждом доме хозяйки, используя муку и воду, умели готовить тесто, из которого потом пекли пышные и румяные блинчики. Есть также мнение, что история блинов вовсе не связана с мукой. Просто однажды человек решил подогреть приготовленный накануне овсяный кисель. Вероятно, на тот момент он был очень занят, поэтому на время отвлекся. В результате жидкость запеклась и превратилась в лепешку. Так и появился первый блин. Однако все это - лишь предположения.

Многонациональное блюдо

Разные страны, соперничая друг с другом, пытаются доказать, что именно они должны считаться родиной знаменитого продукта. Каждый уверен в своей правоте и убежден, что мнения всех претендентов в корне ошибочны. У каждого государства есть своя история блинов и особые правила их приготовления. Так, американцы считают, что изделия эти должны быть маленькими и пышными. Их называют панкейками и пекут на специальных сковородках, а затем подают в тарелке по 2-3 штуки, обильно полив кленовым сиропом. А в странах Южной готовят из кукурузной муки и едят вместе с различными горькими или кислыми соусами. Буряты и монголы представляют это блюдо в виде крупных плотных лепешек, которые называют «гамбир». Их подают вместе с супом или отварным горячим мясом. В Индии блины называют «доса». Они представляют собой хрустящие лепешки, приготовленные из муки (овсяной, рисовой, пшеничной или чечевичной) грубого помола. Обычно досу делают с начинкой и подают вместе с заранее приготовленным соусом или свежими овощами. Но как бы ни готовили этот продукт, все равно он остается круглым, ароматным и всеми любимым блюдом.

До сих пор никто не может объяснить, откуда взялись первые блины. История происхождения этого продукта, по мнению многих ученых, уходит своими корнями в далекое прошлое. Есть даже предположение, что впервые их начали выпекать еще в Древнем Египте. Правда, если присмотреться, то подобные изделия в то время больше напоминали собой лепешки. Кроме того, в восточных странах для приготовления блинов поначалу использовали специальные печи. Заготовки из теста просто лепили на внутреннюю поверхность, а затем снимали, используя особые приспособления. Поэтому, учитывая игру слов, это были скорее лепешки, чем блины. У китайских мастеров кулинарии свое отношение к этому продукту. Для них блинами считается тесто, подсушенное на сухой раскаленной сковороде. После этого в них просто заворачивают разные продукты (мясо или овощи).

По сути, это - не блины. История происхождения их также непонятна. А сами они напоминают собой для роллов, и совершенно не воспринимаются как самостоятельное блюдо.

Русская кухня

История блинов на Руси насчитывает более тысячи лет. За это время прошла целая эпоха, на протяжении которой популярный продукт выступал в самых разных качествах. Изначально это было блюдо, которое использовали для траурных обрядов. Его готовили для умерших, провожая их в последний путь. В те годы люди верили, что так они могут кормить души своих покойных предков. Чтобы родные люди могли поесть на том свете, свежие блинчики клали в гроб на похоронах. Их пекли в больших количествах, а потом раздавали нищим и странникам, которых считали посредниками между миром живых и мертвых. Но история блинов на Руси этим не заканчивается. Долгое время этому блюду придавалось особое значение. У каждой хозяйки был свой рецепт теста, который она хранила в большой тайне и передавала родным из поколения в поколение. Опару на блины обычно ставили поздно вечером, когда все домочадцы уже спали. Считалось, что такой процесс должен был проходить без посторонних глаз. С годами эта привычка сохранилась, а повод стал вполне обычным.

Сейчас блинчики в каждой семье готовят просто так - в качестве второго блюда или сладкого десерта.

Предположения и реальность

Сейчас трудно сказать, с чего действительно все начиналось. История возникновения блинов по сей день так и не изучена.

Предположения историков разных лет подчас противоречат друг другу. Одно время специалисты утверждали, что древние люди, поклоняясь языческим богам, пекли круглые блины как символ солнца. Этим пожертвованием они хотели угодить богу Перуну, чтобы заручиться его поддержкой. Однако со временем было полностью опровергнуто. Версия жертвенного хлеба сменилась ритуальной символикой, которая существует и в настоящее время.

Часто можно наблюдать, как в дни поминовения умерших во многих славянских семьях хозяйки пекут блины и ставят их на тарелке около иконы, зажигая рядом свечку. Этим жестом они приглашают своих родных на трапезу и дают понять, что их не забыли. Даже в наш просвещенный век многие до сих пор верят, что в определенные дни, приходя на кладбище, надо обязательно брать с собой свежеиспеченные блины и, уходя, оставлять их на могиле покойного.

Еда в светлый праздник

Привычка использовать популярное блюдо как средство для поминовения сохранилась не только для людей. Об этом также рассказывает история блинов. На Масленицу в деревнях устраивалось настоящее веселье. В домах столы просто ломились от обилия праздничных блюд. Однако главным угощением все-таки оставались блины. Их пекли целыми стопками, заботливо промазывая каждый слой ароматным сливочным маслом. Именно с блинов начиналось праздничное застолье. Ими угощали каждого, кто случайно заходил в дом. По преданиям Масленица - это день, когда зима встречается с весной и уступает ей дорогу. Чтобы с честью проводить уходящую холодную пору года, на улице устанавливали чучело и сжигали его под общее ликование.

Такое событие принято было отмечать в компании. Народ собирался на улице и устраивал настоящее массовое гулянье. Считалось, что праздновать такое событие нужно с размахом, ведь кроме зимы люди провожали еще и старый год. Как известно, до 14 века новогодние праздники наступали именно в марте.

Выливаемого на раскалённую сковороду; имеет круглую форму. Блины подаются с разными закусками, а тонкие блины - иногда с начинкой, которая в них заворачивается.

Блины, возможно, были первыми изделиями из муки и уходят корнями в доисторические времена. Их разновидности есть у всех народов, использующих в готовке муку: русские блины , французские (тонкие) блинчики (crêpes),монгольский гамбир, китайские блинчики, палачинки, английские pancakes, индийская доса , эфиопская ынджера , мордовские блины и другие.

Приготовление блинов

Согласно В. Похлёбкину , традиционные русские блины всегда делались опарным способом (из дрожжевого теста , которое поднималось два или три раза):

Блины - одно из самых древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX в. в языческие времена. Слово «блин» - искаженное «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т. е. мучное изделие. Это едва ли не самое экономное мучное блюдо, для которого требуется минимум муки при максимуме жидкости (воды, молока), поскольку для блинов употребляется весьма разжиженное тесто. Еще более увеличивают объем этого теста дрожжи. Встречающееся ныне использование соды для блинов заимствовано с Запада сравнительно недавно и несвойственно русской кухне. Русские блины отличаются совершенно особой консистенцией, они мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными.

Существует большое количество рецептов блинов. Основной принцип приготовления состоит в том, что жидкое тесто растекается по смазанной маслом или салом сковороде , образуя тонкий слой, который затем переворачивается и обжаривается со второй стороны. Блины обычно имеют круглую форму. Существуют квадратные блины. Для их изготовления требуется сковорода квадратной формы. Приготовление блинов - особое мастерство, приближающееся к искусству. Нужно знать, какое количество теста налить на сковороду и когда перевернуть блин, чтобы подвергнуть термической обработке его другую сторону. Блины должны получаться румяными, но в то же время не подгорать. Опытный повар может приготовить большое количество блинов за короткий срок.

Начинки для блинов

Блины с ежевикой

  • Фруктовые (яблочная, абрикосовая, ананасовая…)
  • Овощные (кабачковая, капустная, шпинатная)

Переносное употребление

Слово «блин» стало широко употребляться в ненормативной лексике как замена нецензурного слова (см. также Эвфемизм), сходного с ним по звучанию. Употребляющие это слово в данном эмоционально окрашенном значении могут полагать, что применение слова «блин» с этой целью допустимо в повседневной речи и не является грубостью. В этом значении слово обычно является восклицанием, выражающим широкий спектр чувств, например: удивление, досаду, горечь, негодование.

Пример: Вот, блин!

В фольклоре

Русская поговорка Первый блин комом . Означает неудачу в начальном периоде какого-либо дела.

Русские пословицы:

  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Продал душу ни за овсяный блин.
  • Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно.
  • Дело блин блином не вышло.
  • Надолго ли собаке горячий блин?
  • Русская народная песня «Ой, блины мои…» посвящена этому блюду.

Блины на Масленицу

Б. В. Зворыкин. С широкой масляницей. Дореволюционная открытка

Блины - главная ритуальная еда Масленичной недели. Богатые люди начинали печь блины в понедельник, бедные - в четверг или пятницу. Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.
Особенности дней Масленичной недели, связанные с блинами:
Понедельник Начинали печь первые блины. Их клали на слуховое окошко «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы они помянули усопших - «Первый блин за упокой».
Вторник Во вторник проходили смотрины невест, молодых людей приглашали на блины. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены - просим жаловать!».
Среда В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.
Четверг В четверг начинался широкий разгул. Наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!»
Пятница В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь - жена зятя.

См. также

Источники

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уэльбек, Мишель
  • Движение за конголезскую демократию

Смотреть что такое "Блины" в других словарях:

    блины - Блин испорченное от млин (от глагола мелить), то есть изделие из намеленного, из муки. В русской кухне блюдо, приготавливаемое из жидкого дрожжевого теста, специально выдержанного до состояния максимального образования в нем углекислого газа … Кулинарный словарь

    Блины - Блины одно из самых древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX века, в языческие времена. Слово «блин» искаженное «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т. е. мучное изделие. Это… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

    БЛИНЫ - мучное блюдо; для приготовления блинов рекомендуется брать крупчатку, гречневую, а также специальную блинную муку (см. Мука). Блины можно приготовить 2 способами: опарным и безопарным. Опарный способ. Приготовить опару: в тёплую воду или молоко,… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Блины - мн. разг. Цепочка кругов на поверхности воды, образующаяся в результате последовательных ударов по ней брошенного по касательной плоского камня. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Блины - тонкие круглые изделия из жидкого дрожжевого теста, выпеченные (жаренные) на сковородке. Б. до крещения Руси были у вост. славян жертв. хлебом. (Тысячелетний блин, внук Дажбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    БЛИНЫ - древняя русская пища, приготовление и употребление которой нередко носило ритуальный характер, особенно на поминках и свадьбах. Языческая символика блинов отражала ритуал связи человека с небом, солнцем и загробным миром. По материалам А.В. Гура … Русская история

Блины — традиционная еда многих народов. «Авторство» могут приписать себе и славяне, и жители Северной Европы, и древние китайцы, и даже древние египтяне. Чтобы разобраться нужны знания в этимологии, гастрономии и истории. Вопрос в том, Что мы называем блинами!

Древние славяне издревле готовили простое вкусное лакомство, которое заполняло стол в праздники и скорбные даты. Связано приготовление блинов с языческими традициями.

В честь бога Сварога, символа святила, пекли круглые, как солнце, румяные блины в благодарность за тепло и пробуждение природы после зимы. В память об усопших поминальный стол заполняли блинами, чтобы знакомые вспоминали ушедшего добрым словом.

Эти традиции и рецепт дошли до наших дней, разве что начинки разнообразили вкус. Первые достоверные упоминания о блинах в истории наших древних предков относятся к IX в н. э.

В описании быта древних китайцев историки находят подтверждение, что они готовили некие лепешки из рисовой муки и воды с добавлением лука и порошка из морепродуктов.

Но вряд ли это можно назвать блинами в современном понимании. Древние египтяне также готовили плоские круглые кислые лепешки. Эти сведения относятся к V в до н. э.

Намного позднее, с X в н.э. блины широко распространились в Европе, стали частью традиционного английского завтрака.

Приправленные сладкими и сытными начинками, сиропами и соусами, сдобные и постные — англичане, не без оснований, считают, что именно они подарили миру блины. Но навряд ли можно приписать авторство англичанам.

Скорее им мы можем быть благодарны за популяризацию и разнообразие вкусов этого блюда.

Признанный историк гастрономии В. Похлебкин нашел подтверждение славянскому происхождению блинов. Название созвучно древнеславянскому корню «млин» — «молоть».

Дословно «блин» означает изделие из молотого продукта — муки, что соответствует истине. Так язык из древних времен донес до нас сведения о происхождении лакомства.

Их разновидности есть у всех народов, использующих в готовке муку: русские блины , французские (тонкие) блинчики (фр. crêpes ), монгольский гамбир , китайские блинчики , палачинки , английские pancakes , индийская доса , эфиопская ынджера , мордовские блины и другие.

Этимология названия

Название имеет славянские корни. Так, например, лужичане называют похожее блюдо (с дрожжами) - "Плинц" или "Блинц".

Блины - одно из самых древнейших изделий русской кухни, появившееся ещё до IX в. в языческие времена. Слово «блин» - искажённое «млин» от глагола «молоть ». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т.е. мучное изделие.

Приготовление блинов

В фольклоре

  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Продал душу ни за овсяный блин.
  • Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно.
  • Дело блин блином не вышло.
  • Надолго ли собаке горячий блин?
  • Русская народная песня «Ой, блины мои блины…» посвящены этому блюду

См. также

  • Плинц

Напишите отзыв о статье "Блины"

Примечания

Литература

  • Блины - Краткая энциклопедия домашнего хозяйства/ред. И. М. Скворцов и др. - М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия» - 1959.

Ссылки

  • Эльмира Меджитова. // Русская кухня. - М .: Колос, 1992. - 464 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-10-000034-1 .
  • . otveday.ru (2 марта 2008). .
  • Похлёбкин В. В. // Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты В. В. Похлебкина. - М .: Центрполиграф , 2004. - 975 с. - 10 000 экз. - ISBN 978-5-9524-3563-6 .
  • Похлёбкин В. В. // Национальные кухни наших народов. - М .: Центрполиграф , 2009. - 640 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-9524-4050-0 .
  • // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. - Т. 1: А-Ж. - 688 с.

Отрывок, характеризующий Блины

– Позвольте мне, княгиня, знать, что нужно и что ненужно, – говорила княжна, видимо, находясь в том же взволнованном состоянии, в каком она была в то время, как захлопывала дверь своей комнаты.
– Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена…
Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.
– Voyons, ma bonne Анна Михайловна, laissez faire Catiche. [Оставьте Катю делать, что она знает.] Вы знаете, как граф ее любит.
– Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василью и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага…
Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
– Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure… [Умоляю вас…]
Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы зa портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую тягучесть и мягкость.
– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.